Как звали волхвов принесших дары иисусу

Волхвы́ — общее назва­ние, при­ме­няв­ше­еся ранее к магам, чаро­деям, кол­ду­нам, аст­ро­ло­гам (аст­ро­но­мия и аст­ро­ло­гия были в древ­но­сти прак­ти­че­ски нераз­де­лимы).

volhvy 2 - Волхвы

Одними из первых пришли покло­ниться рож­ден­ному Христу волхвы с Востока ( Мф.2:1-12 ). Волхвы́ (зоро­астрий­ские или вави­лон­ские жрецы), полу­чив­шие откро­ве­ние о при­ше­ствии в мир Христа, являют пример того, как чело­век отзы­ва­ется на дей­ствие при­зы­ва­ю­щей бла­го­дати. Полу­чив откро­ве­ние в виде особой звезды, явив­шейся в знак Рож­де­ства Хри­стова, еван­гель­ские волхвы уви­дели в этом знак рож­де­ния вели­кой Лич­но­сти. Прибыв в Иеру­са­лим они узнали от царя Ирода, что Мессии должно родиться в Виф­ле­еме. Явив­шись Иисусу Христу, пре­под­несли ему дары: золото (как царю), ладан (как Богу) и смирну (как чело­веку) (ныне хра­нятся на Афоне в мона­стыре св. Павла).

Пре­да­ние гово­рит, что волх­Wow было трое. Их имена – Каспар, Мель­хиор и Вал­та­сар – впер­вые встре­ча­ются у прп. Беды Досто­по­чтен­ного († 735). В неко­то­рых повест­во­ва­ниях они опи­сы­ва­ются как пред­ста­ви­тели 3‑х воз­раст­ных групп и ветвей чело­ве­че­ства: Каспар ока­зы­ва­ется «без­бо­ро­дым юношей», Вал­та­сар – «боро­да­тым стар­цем», а Мель­хиор – «тем­но­ко­жим», про­ис­хо­дя­щем из Эфи­о­пии. Мощи волх­Wow в насто­я­щее время нахо­дятся в кафед­раль­ном соборе г. Кёльн.

В Библии есть упо­ми­на­ния и о других волх­вах. Наи­бо­лее известны Валаам, кото­рый вместо про­кля­тия Изра­илю испол­нился Духом Божиим и бла­го­сло­вил его ( Чис.24 ) и Симон Волхв, обра­тив­шийся ко Христу и про­сив­ший у апо­сто­лов бла­го­дать исце­ле­ний, пред­ла­гая за это деньги ( Деян.8:9-24 ).

В чем состо­яло зна­че­ние покло­не­ния волх­Wow Богом­ла­денцу Иисусу?

Покло­не­нии волх­Wow пока­зало готов­ность не только иудеев, но и языч­ни­ков при­нять Иисуса Христа как Царя царей. Более того, при­ня­тие их даров, имев­ших, согласно Пре­да­нию, сим­во­ли­че­ское зна­че­ние, пока­зало жела­ние и готов­ность Самого Бога при­нять в число участ­ни­ков Нового Завета языч­ни­ков, всех людей вообще (заме­тим, что согласно пре­да­нию Рим­ской церкви, сооб­ща­ю­щему о волх­вах как о царях, и назы­ва­ю­щему их имена — Мель­хиор, Каспар, Вал­та­сар — эти трое явля­лись пред­ста­ви­те­лями трех воз­рас­тов и трех родо­но­чаль­ни­ков после­по­топ­ного чело­ве­че­ства (первый — старец, пото­мок Сима, второй — юноша, пото­мок Хама, третий — воз­му­жа­лый, пото­мок Иафета) (доба­вим, что точное коли­че­ство волх­Wow нам с досто­вер­но­стью неиз­вестно: в ран­не­хри­сти­ан­ском искус­стве изоб­ра­же­ния этого сюжета могли вклю­чать двух, трех, четы­рех покло­ня­ю­щихся; неко­то­рые отцы Церкви допус­кали, что волх­Wow могло быть 12; см. по этому поводу: Иванов А. И. Руко­вод­ство к изу­че­нию книг Свя­щен­ного Писа­ния Нового Завета)).

Вместе с тем покло­не­ние волх­Wow обли­чило тех иудеев, кото­рые хотя и должны были бы при­знать Спа­си­теля в числе первых, но не сде­лали этого по ряду причин. Во вре­мена Вет­хого Завета на еврей­ский народ была воз­ло­жена особая миссия быть хра­ни­тем веры в Еди­ного Бога: им было «вве­рено слово Божие» ( Рим.3:2 ). Про­по­ведь вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков содер­жала ука­за­ния на время ( Дан.9:24-27 ) и место ( Мф.5:2 ) рож­де­ния Христа, на неко­то­рые обсто­я­тель­ства Его слу­же­ния, на Его смерть и Вос­кре­се­ние ( Ос.6:1-2 ). Именно поэтому иудеям, а осо­бенно книж­ни­кам и свя­щен­ни­кам над­ле­жало при­знать Мессию в первую оче­редь. Но они, будучи хра­ни­те­лями Писа­ния, наде­лили его пре­врат­ным смыс­лом. Книж­ники, под­ска­зав Ироду, где должно родиться Христу, не пошли и не покло­ни­лись Ему, как, впро­чем, и сам Ирод, напра­вив­ший, затем, в Виф­леем пала­чей для убий­ства мест­ных мла­ден­цев ( Мф.2:16 ).

Цитаты о волх­вах

«Не упо­ми­най мне о вели­кой славе Хри­сто­вой, звезде бла­го­вест­нице, кото­рая с востока путе­во­дила волх­Wow в тот город, где вос­сиял Хри­стос – без­лет­ный сын смерт­ного рода! Она не из числа тех, истол­ко­ва­те­лями кото­рых явля­ются аст­ро­логи, но необык­но­вен­ная и не являв­ша­яся прежде этого, а заме­чен­ная в еврей­ских книгах. Из них пре­дузнав о звезде, посвя­тив­шие жизнь звез­до­сло­вию халдеи, когда с удив­ле­нием отли­чили ее от мно­же­ства наблю­да­е­мых ими звезд и при­ме­тили, что с новым сия­нием несется она с востока по воз­духу в Еврей­скую землю, заклю­чили о рож­де­нии Царя. И в то именно время, как вместе с небо­жи­те­лями покло­ни­лись Царю аст­ро­логи, отпало у них попе­че­ние о своем искусств».
cвт. Гри­го­рий Бого­слов

Близкие понятия

Источник: azbyka.ru

Дары волхвов

На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит не только к образу святого Николая, который стал прототипом Санта-Клауса благодаря своему доброму и щедрому сердцу. У нее есть и евангельские корни.

Как сказано в Писании, новорожденному Христу пришли поклониться три мудреца с Востока. В русской традиции их принято называть волхвами. Это были ученые люди, которые занимались наблюдением звездного неба. Они принесли Младенцу Иисусу подарки — золото, ладан и смирну.

Звали волхвов Каспар, Бальтазар и Мельхиор.
Откуда пришли волхвы?

Дары волхвов

Про имена волхвов в Евангелии ничего не сказано — они известны из Предания. Об их поклонении новорожденному Христу из четырех Евангелистов пишет один только апостол Матфей, остальные опустили этот факт. Но тому есть логичное объяснение. Матфей писал свое Евангелие для народа Израиля, а потому его текст содержит массу сведений, принципиально важных именно для иудеев и именно им понятных с полуслова.

Скажем, земная «родословная» Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея, ссылки на древние пророчества, цитаты из псалмов — все это своеобразный код, по которому Израиль мог распознать своего Мессию. При чем же здесь волхвы? Дело в том, что они, по одной из версий, были родом из Месопотамии. С этой землей была связана история ветхозаветного пророка Даниила. Он жил в Вавилоне и предсказал в том числе такие подробности, как время прихода Мессии.

Читайте также:  Когда в нашей стране стали карать

Знание об этом пророчестве в Вавилоне сохранилось. Иудеи же, в свою очередь, очень хорошо знали Ветхий Завет, одна из книг которого — как раз Книга пророка Даниила. Для иудейского сознания вполне логично было получить сведения о том, что мудрецы с Востока, из Месопотамии, пришли поклониться родившемуся Богу.

Ладан, золото, смирна

Дары волхвов

Собственно, христиане почитают трех волхвов именно за то, что они первыми из числа людей, не принадлежащих богоизбранному израильскому народу, пришли поклониться Христу и признали Его Мессией. Они принесли Спасителю очень символичные дары. Золото было преподнесено Ему как Царю царей. С одной стороны, это символ дани, которую подданные приносят своему правителю.

С другой стороны, золото всегда использовалось для изготовления самых роскошных вещей, а нередко им украшали и священные реликвии. Золотыми были херувимы на Ковчеге Завета в Иерусалимском храме, золотыми нимбами украшают лики святых на иконах, золотыми куполами нередко увенчивают храмы… Кроме того, золото — это и символ мудрости («золотые слова», «молчание — золото») и вечности (в силу того, что этот металл не портится со временем). Все эти свойства и смыслы дают очень глубокое понимание того, почему золото было принесено в дар Христу. Ведь Царь царей — мудрейший и славнейший, Тот, Кто имеет власть и всегда использует ее во благо.

Ладан, дорогая ароматическая смола, была преподнесена Христу как Богу и Первосвященнику. Это благовоние традиционно используется для каждения, которое совершает священнослужитель. Так символически выражается благоговение человека перед Богом. Кроме того, каждение напоминает, что повсюду в мире, во всем пребывает Святой Дух, третья ипостась Бога-Троицы.

Что же касается чина Первосвященника… Ветхозаветный царь Давид назвал Христа Иереем по чину Мелхиседека, древнего царя, который одновременно был и священником. Об этом человеке мало что известно. Но в Книге Бытия с ним связан один очень символичный эпизод. Когда к Мелхиседеку пришел Авраам, тот приветствовал гостя особым образом — вынес ему хлеб и вино, то есть прообраз Евхаристической жертвы Нового Завета. Поэтому Христа, Который установил Таинство Евхаристии, Тело и Кровь Которого в виде хлеба и вина принимают христиане во время причастия, со ссылкой на Мелхиседека называют Первосвященником.

Смирну, погребальное благовоние, волхвы подарили Христу как Тому, Кто должен умереть за людей. Возможно, они знали из пророчеств, какова будет судьба Мессии, что Он претерпит гонение и страдания, взойдет на крест и отдаст Свою жизнь, чтобы избавить людей от смерти.
А за Его смертью последует Воскресение — то, ради чего Он приходил и почему Его так ждали.

Где искать рождественских волхвов?

Однако не только дары волхвов были символичными. Не менее важно и то, что мудрецы проделали огромный путь, чтобы поклониться Христу. Волхвами двигало желание найти Бога — пожалуй, один из самых важных побудительных мотичтобы поклониться Христу. Волхвами двигало желание найти Бога — пожалуй, один из самых важных побудительных мотивов в жизни человека.

Этот поиск и привел их в Иудейскую землю. Правда, сначала они отправились не в Вифлеем, а в Иерусалим, к царю Ироду, ошибочно полагая, что Царя царей надо искать во дворце правителя. Трагические последствия этой ошибки известны: безумный Ирод узнал от мудрецов, что родился новый Царь Иудейский, по своим источникам выяснил, что произошло это в Вифлееме, и приказал истребить там всех детей младше двух лет. Их теперь почитают как первых мучеников за Христа.

А волхвы пошли дальше за Звездой, оказались в городке Вифлееме и встретили там своего Бога. Дальнейшая их судьба доподлинно не известна. Предание говорит, что они проповедовали Христа и приняли мученическую смерть в Месопотамии. Христианская община с особым почтением отнеслась к их захоронению. Почему?

Дело в том, что три рождественских волхва прославлены как святые. Правда, у западных христиан их почитание гораздо более распространено, чем, например, в России. Но в Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви их тоже любят и приходят к ним молиться в Кёльнский собор — именно там теперь находятся их мощи.

Раньше, начиная с V века, святыня хранилась в Медиолане (современный Милан). Оттуда в Кёльн в XII веке их перевез Фридрих Барбаросса. Жители города очень полюбили эту святыню и решили построить для нее совершенно уникальный «ковчег». В средние века была хорошая традиция ради сохранения великой реликвии специально строить собор, такой красивый, какого еще не бывало в городе.

И ради «трех королей», как прозвали в Германии рождественских волхвов, начали строить величайший шедевр готики — Кёльнский собор. В самом его центре — в алтаре, в реликварии работы искусного мастера Николая Верденского — мощи трех волхвов и находятся по сей день.

B+С+M

Дары волхвов

Народная любовь к «трем королям» сохраняется в Германии по сей день и проявляется совершенно по-особому. 6 января, в память об их шествии вслед за Звездой, на улицах Кёльна и многих других городов можно увидеть интереснейшие процессии.

Читайте также:  Сонник обнимать знакомого мужчину который стал толще

Дети, укутанные в блестящие шлейфы, с коронами на головах и посохами в руках ходят по домам и стучатся в двери. Им с радостью открывают: еще бы, ведь пришли рождественские волхвы, мудрецы с Востока, которые последовали за Вифлеемской звездой и поклонились Христу! Еще пару часов назад «мудрецы» вместе со своими родителями ждали в соборе начала богослужения, после которого им открыли ковчег со святыней, и они один за другим прошли под высоким престолом, на котором ковчег установлен.

«Поздоровавшись» таким образом с волхвами, дети облачились в специально приготовленные костюмы и рассыпались по городу — навещать соседей. Волхвы исполнят рождественские песни и стихи, а взамен попросят чего-нибудь вкусного или мелких денег. Хозяин, который одарит волхвов, в свою очередь тоже получит подарок — благословение.

На косяке его двери появится надпись: «B+С+M», с указанием текущего года, например, 2014. Это значит, что Бальтазар, Каспар и Мельхиор посетили дом и благословили его. И сегодня не только в Кёльне, но и в Баварии и других религиозных землях Германии трудно найти дверь, не украшенную заветными буквами.

Сами же Дары волхвов — золото, ладан и смирна — хранятся на Афоне, в монастыре святого Павла Ксиропотамского. Их вывозят в разные земли Греции, чтобы у верующих была возможность прикоснуться к святыне. А на Рождество 2014 года Дары волхвов привезут со Святой Горы в Москву.

Источник: foma.ru

Дары волхвов

Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов

Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов

Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов

Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов

Рождество Христово. Фреска древнего сербского храма в монастыре святого Павла, Афон. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Рождество Христово. Фреска древнего сербского храма в монастыре святого Павла, Афон. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1–2), — рассказывает Евангелист Матфей.

Еще за 6 веков до Рождества Христова, во время вавилонского пленения иудеев, религиозные мыслители Востока впервые открыли для себя Библию и познакомились с древним пророчеством о Вифлеемской звезде провидца и прорицателя Валаама, предсказавшего приход Мессии: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числа. 24:17).

Тогда же, во время вавилонского плена, пророк Даниил предсказал точную дату рождения Мессии (Дан. 9:25). О ней знали в каждом еврейском доме. Знал ее и царь Ирод.

Именно поэтому расспросы волхвов о Царственном Младенце так перепугали Ирода. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия по предсказанию пророка Михея (Мих. 5:2).

Тогда «тайно», как говорит нам Евангелие, призвав к себе во дворец волхвов и узнав от них, что звезда стала видимой на небосклоне еще до рождения Того, Кого они ищут, и что именно она вела их в пути, Ирод поручил им отыскать в этом маленьком городке Младенца, чтобы и он, Ирод, мог поклониться Ему. Когда же волхвы вышли из Иерусалима, звезда вновь осветила им путь и привела их к дому, где в то время находились Матерь Божия с Сыном и праведный Иосиф Обручник: «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Мф. 2:11).

Кем же были волхвы, пришедшие поклониться Богомладенцу? Это событие становится предметом размышлений многих толкователей уже в самых ранних памятниках христианской литературы. Следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как занятия, несовместимые с представлением о свободе воли и Промысле Божием о человеке.

Однако Евангелист Матфей говорит о волхвах в позитивном смысле, как о людях, совершающих благочестивый поступок, в отличие от иудеев, не принявших Спасителя. Языческий мир признал Спасителя, а богоизбранный народ не узнал своего Господа и Творца. Говоря о волхвах, Евангелист употребляет термин μάγοι (маги, волшебники).

В античной литературе существуют 2 значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским зороастрийским жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи. Из какой страны пришли эти мудрецы-звездочеты, определенно сказать невозможно: скорее всего, из Персии или Вавилонии. В этих странах были известны мессианские ожидания иудеев благодаря пророку Даниилу. Уже со II века в раннехристианской литературе родиной волхвов нередко называли Аравийский полуостров, тем самым связывая их с ветхозаветными пророчествами о поклонении иноземцев мессианскому Царю Израиля: «Цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся Ему все цари; все народы будут служить Ему, ибо Он избавит нищего, вопиющего и угнетенного. и души убогих спасет» (Пс. 71:10–13).

Персидский царь Хосров II Парвиз, уничтоживший во время завоевания Палестины в VII веке почти все христианские храмы, пощадил Вифлеемскую церковь Рождества Христова из-за фресок, на которых волхвы изображены в персидских одеяниях.

Волхвы Бальтазар, Мельхиор и Каспар. Мозаика

Волхвы Бальтазар, Мельхиор и Каспар. Мозаика

В Евангелии не сказано, сколько именно волхвов пришло к Младенцу, но принято считать, что их было трое — по числу даров. Их имена — Каспар, Мельхиор и Валтасар — впервые встречаются у преподобного Беды Достопочтенного (†735). В некоторых повествованиях имеются данные и об их внешнем виде: Каспар оказывается «безбородым юношей», Валтасар — «бородатым старцем», а Мельхиор — «темнокожим» или «черным», происходящем из Эфиопии.

Читайте также:  Поздравление с юбилеем директора школы от коллег

Итак, войдя, волхвы «пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:11). Каждый из этих даров имел символическое значение. Золото было принесено Иисусу как Царю Иудейскому, ладан — как Богу. Смирна (мирра) — дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, — как Спасителю, Ставшему Сыном Человеческим, Которому были предсказаны «многие страдания и погребение».

Поклонившись Младенцу, волхвы, «получив во сне откровение не возвращаться к Ироду», минуя Иерусалим, вернулись в свои земли.

Согласно преданию, впоследствии все они стали христианами и проповедниками Евангелия. Их крестил святой апостол Фома, который благовествовал в Парфии и Индии. В западных преданиях говорится даже о рукоположении их апостолом Фомой во епископов. Мощи волхвов были обретены святой равноапостольной царицей Еленой в Персии и положены в Константинополе, а в V веке перенесены в Милан. В настоящее время золотой ковчежец с их мощами находится в Кельнском соборе.

Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до Своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 года. Позже дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь, где их поместили в храме Святой Софии.

Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов

Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов

Так что же такое дары волхвов? Какие они?

Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов

Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов

Золото, принесенное волхвами, — это 28 небольших золотых пластин-подвесок в форме трапеций, четырехугольников и многоугольников, украшенных изящным, филигранно выполненным орнаментом. Рисунок ни на одной из пластинок не повторяется. Ладан и смирна, принесенные раздельно, когда-то были соединены в небольшие, величиной с маслину, шарики темного цвета. Их сохранилось около семидесяти. Соединение это очень символично: ладан и смирна, принесенные Богу и Человеку, соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы — Божественная и человеческая.

В 1453 году султан Мухаммед (Мехмед) II осадил и взял Константинополь. Византийская империя пала. Матерью молодого султана была сербская принцесса Мария (Мара) Бранкович. Во времена османского владычества европейские монархи часто стремились породниться с Портой, чтобы хоть как-то облегчить своё существование.

Так дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария оказалась замужем за султаном Мурадом (1404–1451). Мария не приняла ислам и до конца своих дней оставалась православной. Невозможно даже представить себе, что чувствовала она, видя, как рушатся стены великого христианского города и гибнут в муках ее братья и сестры по вере!

Но эта личная трагедия сербской принцессы обернулась настоящим счастьем для христианской истории. Благодаря ей были спасены и сохранились многие православные святыни. Мехмед II, очень любивший свою мать и уважавший её религиозные чувства, не препятствовал этому.

Помимо собирания святынь султан позволил матери взять под свое личное покровительство и защиту Святую гору Афон — монашескую страну, помогать которой считали за честь все предыдущие правители Константинополя. Традиция, заведенная Марией Бранкович, так понравилась султаншам последующих веков, что они, даже будучи мусульманками, истово берегли эту твердыню Православия вплоть до падения Порты.

Монастырь святого Павла, Афон. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

Монастырь святого Павла, Афон. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

В 1470 году Мария Бранкович решилась посетить Афон, который она так любила с детства и на земле которого мечтала побывать, несмотря на тысячелетнюю монашескую традицию, запрещавшую женщинам приезжать на Святую Гору. Больше всего ей хотелось увидеть монастырь святого Павла Ксиропотамского, в котором подвизалось тогда много сербов. Эту обитель очень любил её отец — Георгий Бранкович. Он построил здесь храм во имя своего святого покровителя Георгия Победоносца.

Корабль Марии пристал к берегу неподалеку от монастыря святого Павла. Мария везла с собой 10 ковчегов со спасенными святынями, среди которых были и Дары волхвов. Во главе торжественной процессии Мария стала подниматься в гору. На полпути к монастырю она в изумлении остановилась, услышав голос: «Не приближайся!

Отсюда начинается царство Иной Владычицы, Царицы Небесной, Госпожи Богородицы, Предстательницы и Охранительницы Святой горы». Мария упала на колени и стала молиться, прося прощения за своеволие у Царицы Небесной. Навстречу Марии из монастыря вышел игумен с братией, которому она передала ковчеги со святынями. После этого Мария вернулась на корабль.

На том месте, где стояла когда-то коленопреклоненная Мария, был поставлен крест, называемый Царицыным. В стоящей рядом часовне изображена встреча иноками этих великих святынь.

Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов

Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов

А драгоценные дары с благоговением сохраняются в монастыре святого Павла по сей день. Монахи хорошо понимают, сколь велика духовная и историческая ценность святыни, поэтому после ночного богослужения выносят дары из ризницы в небольшом серебряном ковчеге на поклонение паломникам. Дары источают сильное благоухание, и когда их открывают, благоуханием наполняется вся церковь. Монахи-святогорцы заметили, что дары подают исцеления душевнобольным и одержимым беснованием.

…Некоторые паломники рассказывают, что когда монахи подносили к их уху одну из золотых подвесок, от нее чудесным образом слышался как бы шепот, рассказывающий о чудесном Рождении в мир Предвечного Младенца.

Источник: pravoslavie.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today