Как звали жену сократа

Сократ

Сократ

Сократ — античный мыслитель, первый афинский философ.

Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс, был каменотесом, а мать — повитухой. У своего отца Сократ научился ремеслу скульптора. Сократ любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство, сравнивая его с философским методом – майевтикой: “Теперь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела”.

Учился Сократ у одного из самых знаменитых философов античности — Анаксагора из Клазомен, который был также учителем Перикла.

В 440 г. до н. э., когда население Афин страдало от эпидемии чумы, Перикл пригласил участвовать в церемонии по очищению города великую жрицу храма Аполлона — Диотиму из Мантинеи. Для юного Сократа встреча со жрицей стала решающей. Диотима посвятила его в мистерии Эроса согласно орфической традиции, что позже Платон передал в эпизоде про Диотиму в диалоге “Пир”.

Много лет назад Сократ Задал Вопрос: «Кого бы Вы Спасали при пожаре — Жену или Ребенка?»

Сократ мало путешествовал и почти никогда не покидал Афины. Будучи молодым, он посетил только Дельфы, Коринф и остров Самос вместе с философом Архелаем. Сократ участвовал в битвах при Потидеи в 432 г. до н. э. и Амифиполе в 422 г. до н. э. Рассказывают, что когда афиняне отступали, он шел спиной вперед, лицом к врагу.

Беседы Сократа вызывали восхищение. Своих слушателей он считал, в первую очередь, друзьями, а уже потом учениками. Благодаря своему необычайному обаянию, он имел влияние на людей разного возраста, что вызывало зависть, неприязнь и даже враждебность. В 399 г. до н.э. его обвинили в неуважении к богам (ибо он верил в бога высшего) и в развращении молодежи, поскольку он проповедовал свое учение. Он был судим, но продолжал философствовать, потому что считал это миссией, которую Бог возложил на него и не мог отречься от того, что говорил или делал: “…пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас… говоря то самое, что обыкновенно говорю: “О лучший из мужей, гражданин города Афин… не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь?”

Сократ предпочитает умереть, защищая свои идеи:
“Но вот уже время идти отсюда, мне — чтобы умереть, вам — чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме Бога”.

Через тридцать дней после вынесения приговора Сократ выпивает чашу цикуты в окружении своих учеников, которым он говорит о единстве жизни и смерти: “Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью”.

В своих комментариях к “Кратилу” Платона, которые касаются значения имен, Прокл утверждает, что имя Сократа происходит от “soet tou kratou”, что значит “освобожденный силой души, той, которая не соблазняется вещами материального мира”.

Интересные Факты из Жизни Сократа

Диоген Лаэртский приводит много свидетельств и анекдотов, заимствованных у давних авторов, изображающих характер Сократа: решительность, отвага, контроль страстей, скромность и независимость от богатства и власти.

Читайте также:  Как правильно выбрать тейпы для лица

Сократ принципиально не записывал свои мысли, считая действительной сферой существования истинного знания и мудрости живую беседу с оппонентами, живой диалог, полемику. Вступать в диалог с Сократом означало держать “экзамен души”, подвести итог жизни. По свидетельству Платона “Всякий, кто был рядом с Сократом и вступал с ним в беседу, о чем бы ни шла речь, пропускался по виткам спирали дискурса и неизбежно оказывался вынужденным идти вперед до тех пор, пока не отдаст себе отчета в самом себе, как он жил и как живет теперь, и то, что даже мельком однажды проскальзывало, не могло укрыться от Сократа”.

Основные идеи:

Майевтика и ирония

Сократовские диалоги были поиском истинного знания, и важным шагом на этом пути было осознание его отсутствия, понимание собственного незнания. Согласно легенде, Дельфийской пифией Сократ был назван “мудрейшим из всех мудрых”. Видимо, это связано с его высказыванием об ограниченности человеческого знания: “Я знаю, что ничего не знаю”. Пользуясь методом иронии, Сократ надевает на себя маску простака, просит обучить чему-либо или дать совет. За этой игрой всегда стоит серьезная цель — вынудить собеседника обнаружить себя, свое незнание, добиться эффекта благотворного потрясения слушателя.

О человеке

Повторяя за Дельфийским Оракулом “Познай самого себя”, Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о сущности человека, о его природе. Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, — познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам.

Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало. Если сущность человека — его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра.

Добродетель и разум совершенно не противоречат друг другу, так как мышление крайне необходимо для открытия Доброго, Прекрасного и Справедливого.

Сократ раскрывает понятие счастья и возможности его достижения. Источник счастья находится не в теле и не в чем-то внешнем, а в душе, не в наслаждении вещами внешнего материального мира, а в чувстве внутренней исполненности. Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна.

Душа, по Сократу, госпожа тела, а также инстинктов, связанных с телом. Это господство и есть свобода, которую Сократ называет самообладанием. Человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях: “Мудрость состоит в том, чтобы победить самого себя, тогда как невежество ведет к поражению от самого себя”.

Узнать о Сократе больше:

Источник: www.newacropol.ru

Как звали жену Сократа, известную своей сварливостью?

Как звали жену египетского царя Птолемея, которая свои волосы принесла в жертву за победы мужа?

Как звали жену египетского царя Птолемея, которая свои волосы принесла в жертву за победы мужа?

#Египет #Сложность: 200 #Пандарина

Жену какого посла воспел Александр Городницкий в своей известной песне?

Жену какого посла воспел Александр Городницкий в своей известной песне?

#Сложность: 25 000 руб. #Песни #Кто хочет стать миллионером? #Сложность: 400 #Пандарина

По какой причине, согласно плутарховым «Моралиям», философ Сократ женился на Ксантиппе?

По какой причине, согласно плутарховым «Моралиям», философ Сократ женился на Ксантиппе?

#Сложность: 50 #Пандарина

Читайте также:  Как из рыжих волос сделать русые

Как звали советского певца, известного своим романом с дочерью Л. И. Брежнева Галиной?

Как звали советского певца, известного своим романом с дочерью Л. И. Брежнева Галиной?

#Сложность: 50 #Пандарина

В каком южноамериканском городе стоит 38-метровая статуя Иисуса Христа?

В каком южноамериканском городе стоит 38-метровая статуя Иисуса Христа?

#Универ: Прокачай общагу!

Кто постоянно бывает занят?

Кто постоянно бывает занят?

Кто автор стихотворения: «Не знаю, сколько жить ещё осталось, но заявляю вам, мои друзья, — работу можно отложить на старость, любовь на старость отложить нельзя!»?

Кто автор стихотворения: «Не знаю, сколько жить ещё осталось, но заявляю вам, мои друзья, — работу можно отложить на старость, любовь на старость отложить нельзя!»?

#Литература #Поэзия #Сложность: 1500 #Пандарина

В честь какого художника получила название национальная кинопремия Испании?

В честь какого художника получила название национальная кинопремия Испании?

#Сложность: 800 #Пандарина

Источник: umnik.net

Сократ

Жак-Луи Давид. Смерть Сократа. 1787

Области знаний: Классическая античная философия, Философия Другие наименования: Сократ из Афин Дата рождения: 469 год до нашей эры Дата смерти: 399 год до нашей эры Историческое государство: Древнегреческие полисы и колонии Современное государство: Греция Сфера деятельности: Философия

Сократ

Сокра́т (греч. Σωκράτης, лат. Socrates) (469 до н. э., Афины – 399 до н. э., там же), древнегреческий философ-моралист. Учитель Платона и родоначальник других сократических школ , участник публичных диспутов в эпоху расцвета афинской демократии. Происходил из простой семьи, его отец – скульптор по камню, мать – повитуха. Сократ был женат на Ксантиппе и имел троих сыновей.

Внешний облик и жизненный стиль Сократа отличались подчёркнутой простотой и демократизмом. Всецело посвятив себя философским беседам (преимущественно с молодыми людьми) в общественных местах (на агоре и в гимнасиях), Сократ, в отличие от софистов , никогда не брал денег с учеников и жил в бедности.

По свидетельству Платона, был главным оппонентом софистов – Протагора , Горгия , Гиппия и др. Участвовал в трёх военных кампаниях (и, согласно Платону, проявил доблесть) во время Пелопоннесской войны – при Потидее (между 432 и 429), Делии (424) и Амфиполе (422), где он спас жизнь Алкивиаду . Рискуя жизнью, отказался от сотрудничества с олигархическим режимом Тридцати тиранов (404), а в 406 г., будучи председателем (пританом) народного собрания, был единственным, кто отказался выносить смертный приговор афинским стратегам, выигравшим битву при Аргинусах, но не подобравшим трупы своих моряков (стратеги были казнены).

Среди поклонников Сократа было немало представителей олигархических кругов – таких как Критий , Хармид и Алкивиад. Эти связи, а также его критика демократических институтов (в частности, выбор некомпетентных должностных лиц по жребию) делали Сократа в глазах многих поборников демократии её противником.

Созданию публичного образа «развратителя» способствовала и комедия Аристофана «Облака» (423 до н. э.), политический пасквиль, в котором Сократ выведен «софистом», одурманивающим молодых «безбожными» учениями и подменяющим Зевса космогоническим вихрем, а традиционных греческих богов – «облаками». Всё это после восстановления в Афинах демократии привело к официальному обвинению Сократа в «нечестии» ( атеизме ): «Сократ нарушает закон, не почитая богов, которых почитает город, а вместо этого вводит новые божества» [намёк на «внутренний голос» (или «маленького бога» – греч. «даймонион»), который слышался Сократу в трудные моменты, запрещая ему некоторые действия].

Из 501 присяжного 281 приговорил Сократа к смерти, и он был казнён в афинской тюрьме, выпив цикуту. Речь Сократа на суде воспроизведена (очевидно, не дословно) в платоновской «Апологии Сократа», его последние часы – в диалоге Платона «Федон» . После смерти Сократ получил статус философского святого, добровольно принявшего смерть за истину (у него была возможность бежать, которой он не воспользовался).

Возник новый жанр философской литературы – «сократический диалог», с Сократом как главным персонажем, выражающим голос истины. До нас дошли сократические диалоги только двух учеников Сократа – Платона [«Апология Сократа», «Гиппий Больший», «Гиппий Меньший», «Горгий», «Государство» (книга 1), «Ион», «Критон», «Лахет», «Лисис», «Менексен», «Протагор», «Эвтидем», «Эвтифрон»] и Ксенофонта («Апология Сократа», «Воспоминания о Сократе», «Пир», «О хозяйстве»).

Читайте также:  Сколько получает фитнес тренер

Поскольку Сократ сам ничего не писал, на пути реконструкции его философии неизбежно возникает «сократовский вопрос»: какие тексты каких авторов содержат более аутентичную передачу его воззрений? Платоновский Сократ отличается от ксенофонтовского Сократа, но и в диалогах Платона Сократ «ранней» группы диалогов разительно отличается от Сократа «средней» группы (таких как «Государство», «Пир», «Федон», «Федр» ). Сократ у Платона – критический рационалист и блестящий диалектик , со склонностью к парадоксу и иронии, адепт этического интеллектуализма.

Сократ у Ксенофонта – мыслитель более традиционный, глубоко религиозный, в его этике во главу угла ставится житейская сила воли и самообладание (установки, впоследствии развитые стоиками и киниками ). Греческий исследователь Г. Властос указал на 10 существенных отличий «подлинного» (исторического) Сократа (C1) в ранних диалогах Платона от чисто «платонического» Сократа диалогов среднего периода (C2): 1) философия С1 – только этика, С2 занимается также метафизикой, эпистемологией, философией науки, языка, религии, искусства и политикой; 2) С1 до «Горгия» не выказывает интереса к математике, у С2 философы-архонты в 7-й книге «Государства» изучают математику с 20 до 30 лет; 3) миссия С1 – «жить, занимаясь философией, и испытывать самого себя и других» («Апология Сократа», 28с), философия необходима всем. У С2 философия существует только для избранных; 4) у С1 отсутствует метафизическая теория души.

С2 обосновывает бессмертие души в «Федоне», «Федре» и 10-й книге «Государства»; 5) С1 говорит об идеях-эйдосах как о понятиях, а не как о трансцендентных формах вещей; 6) связь С1 с божественным миром только моральная, у С2 – мистическая, он признаёт возможность слияния философского ума с божественным («Государство» 6, 490); 7) С1 с сыновним повиновением придерживается афинских законов, С2 радикальный реформатор; 8) у С1 логоцентризм, добродетель есть знание, достаточно лишь понять, что такое мужество. Согласно же трёхчастной модели души в «Государстве», мужество невозможно, пока разум не поддержат эмоции; 9) С1 – скептик, знает только то, что ничего не знает.

С2 облекает философа абсолютной властью направлять поступки и формировать склонности граждан; 10) у С1 основной метод исследования – «изобличение» или «опровержение» тезиса оппонента через процедуру вопросов и ответов (эленхос; см. Майевтика ). В переходных диалогах «Лисис», «Гиппий Больший», «Эвтидем» Сократ отказывается от эленхоса. Согласно точке зрения американского исследователя Ч. Кана (1996), сократические диалоги Платона образуют не хронологическое, а жанровое единство, постепенный переход от негативного, скептического подхода к позитивному и догматическому. В этом случае трудно отделить учение «платоновского» Сократа от «подлинного» Сократа. Под «сократовским интеллектуализмом» в этике обычно понимают следующие тезисы из сократических диалогов Платона (т. н. парадоксы Сократа): 1) добродетель ( арете ) есть знание (эпистемэ); 2) порок есть незнание, или «никто не совершает зла сознательно» ( Аристотель опровергал оба тезиса ссылкой на факт слабоволия (или акрасии), делающего человека «рабом страстей»); 3) существует единая неделимая добродетель, которая отождествляется с практической мудростью (фронесис): например, нельзя быть мужественным, не будучи целомудренным; 4) лучше быть жертвой несправедливости, чем совершать несправедливость и тем самым причинять вред своей душе. Лебедев Андрей Валентинович

Опубликовано 30 сентября 2022 г. в 11:11 (GMT+3). Последнее обновление 30 сентября 2022 г. в 11:11 (GMT+3). Обратная связь

Источник: bigenc.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today