Объединяет хореографию, музыку, драматургию, изобразительное искусство.
Главное художественное средство в балете — танец, который вместе с пантомимой является воплощением сюжета и характеров действующих лиц.
Термин «Балет» возник в Италии во 2-й половине XVIв. и первоначально обозначал танец в спектакле. В конце XVI в. балетом стали называть представления, включающие в себя музыку, вокал, слово и танец, объединённые одной темой.
На протяжении XVII в. балет развивался преимущественно во Франции как зрелище придворного характера.
В XVIII в. стал самостоятельным видом художественного творчества.
В России балет достиг своего расцвета во 2-й половине XIX в. в творчестве композиторов П.И.Чайковского, А.К.Глазунова и балетмейстеров М.И.Петипа, Л.И.Иванова («Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Раймонда»).
В 1900-х гг. балетмейстер М.М.Фокин, А.А.Горский разрабатывают новую эстетику балетного искусства, вводят в него идеи современного искусства и литературы.
Балетный класс в России, Франции, США. Сходства и отличия. Обсуждаем с Ильей Кузнецовым
С конца XIX в. балетное искусство начало распространяться во всём мире, этому в немалой степени способствовали «Русские сезоны» С.П.Дягилева и гастроли А.П.Павловой.
Основные вехи развития современного балета обозначили «Красный мак» Р.Глиэра, «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева, «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, «Гаянэ», «Спартак» А.Хачатуряна и др.
Современный балет характеризуется разнообразием стилей, жанров и форм: от классики до джаз- и модерн-балета.
Истоки татарского хореографического искусства как основы балета берут начало в массовых народных празднествах Сабантуй, Джиен. На протяжении многих столетий под влиянием исторических, социальных, бытовых условий жизни народа формировались пластический язык, лексические особенности татарского хореографического искусства.
Профессиональный татарский балет возник в 1-й четверти XX в. Первые его шаги были связаны с развитием татарского драматического театра и появлением на его сцене пьес с музыкой (прежде всего С.Сайдашева), вокалом и танцем: «Тахир — Зухра» Ф.Бурнаша, «Галиябану» М.Файзи, «Казанское полотенце», «Голубая шаль», «Родина» К.Тинчурина, «Наёмщик» Т.Гиззата и др.
Определенное влияние на развитие татарской сценической хореографи и оказала постановка первой национальной оперы «Сания» С.Габаши, Г.Альмухамедова и В.Виноградова (в редакции 1925 — балетмейстер Ю.Муко; 1930 — балетмейстер Г.Тагиров).
С открытием в Казани в 1939 г. Татарского театра оперы и балета активизировались поиски форм, музыкального и пластического национального колорита на балетной сцене.
Татарский сценический танец в постановке Г.Тагирова был включён в оперы «Беглец», «Алтынчеч» Н.Жиганова (1939, 1941),«Галиябану» М.Музафарова (1940) и др.
Первой попыткой создания балета на татарскую тематику стал одноактный спектакль «Молодёжь на отдыхе» (музыка А.Ключарёва) в постановке Г.Тагирова.
8 марта 1945 г. состоялась премьера первого национального балета «Шурале» Ф.Яруллина (либретто А.Файзи и Л. Якобсона, балетмейстер Л.Жуков и Г.Тагиров). Первые исполнители ведущих хореографических партий: А.Гацулина (Сююмбике), Б.Ахтямов (Былтыр), В. Романюк (Шурале). В дальнейшем балет «Шурале» неоднократно возобновлялся на татарской балетной сцене (1952, балетмейстер Я.Брунак; 1957, балетмейстер Л.Бордзиловская; 1970, 1986, 2000, балетмейстер Л.Якобсон в редакции театра).
Что значит быть АРТИСТОМ? #балет #танцы #балерина #искусство
В 1946 г. был поставлен балет Н.Жиганова «Зюгра» (балетмейстер Ф.Гаскаров).
1950-е гг. явились периодом динамичного развития национального балета. В Татарском театре оперы и балета были поставлены «Золотой гребень» Э.Бакирова, балетмейстер Л.Бордзиловская, 1957 (2-я редакция в 1971 г. под названием «Водяная», балетмейстер И.Смирнов); «Кисекбаш» Р.Губайдуллина, балетмейстер О.Тарасова, 1958; «Горная быль» А.Ключарёва, балетмейстер Л.Бордзиловская, 1959.
В последующие годы поставлены новые балетные спектакли: «Раушан» З.Хабибуллина, балетмейстер Е.Дорофеев, 1961 (2-я редакция в 1974 г. под названием «Заколдованный мальчик», балетмейстер Д.Арипова); «Две легенды» («Зюгра», «Нжери») Н.Жиганова, балетмейстер Д.Арипова, 1971; одноактный балет «Бессмертная песнь» на музыку А.Монасыпова, балетмейстер Д.Арипова, 1976; балет «Фидаи» на музыку Р.Яхина, балетмейстер Л.Исакова, 1987.
В разные годы в ведущих хореографических партиях татарских балетов выступали артисты Б. Ахтямов, А.Гацулина, Н.Юлтыева, А.Нарыков, С.Хайруллин, Рустем и Ревдар Садыковы, З.Гайфуллина, Г.Калашникова, Г.Баширова, Ш.Мифтахутдинов, С.Хантимирова, К.Гайнуллин, И.Хакимова, Н.Сарваров, В.Бортяков, В.Яковлев, В.Яруллин, Р.Абульханов, Е.Щеглова, Е.Кострова, Б.Смагулов, Л.Мухаметгалеева, З.Хамдеева, Н.Магдеева и др.
Наряду с национальным балетом в репертуаре Татарского театра оперы и балета постановки из западно-европейского и русского классического наследия, а также произведения современного балетного искусства.
Литература
Горшков В.Н. Из истории татарского балета // Татарский академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. К., 1994.
Источник: tatarica.org
Каковы истоки балета?Какая страна была Родиной классического балета?Что означает слово «балет»?Что составляет его основу?
Балет — это особый вид искусства, где замысел творца воплощается средствами хореографии. Балетный спектакль имеет сюжет, тему, идею, драматургическое наполнение, либретто. Балет появился в Италии в XVI столетии. В то время хореографические сценки входили в виде эпизода в музыкальное представление или оперу.
Позже, уже во Франции, балет получает развитие как особое пышное придворное действо. Днем рождения балета во всем мире принято считать 15 октября 1581 года. Именно тогда во Франции итальянский балетмейстер Бальтазарини представил на суд публики свое творение, которое называлось «Церцея, или Комедийный балет королевы». Первые французские балеты в своей основе имели придворные и народные танцы и мелодии. Наряду с музыкальными, в спектакле были и разговорные, драматические сцены.
Источник: znanija.site
BABYER magazine
Танец – это один из самых чувственных видов искусства. Люди начали танцевать ещё на заре своего существования и танцевали даже в самые непростые исторические времена. На сегодняшний день классическая хореография является самым популярным направлением. «Классика строит и душу, и тело». Также интересным и привлекательным является синтез балета и спорта, например балет на льду.
Балет – это фундамент! На основе классической школы построены многие направления хореографического искусства. Балет в массы! Ведь так прекрасно, когда маленькая девочка хочет стать не только принцессой.
- Искусство танца, гармонии? Благородное изящество?
Балет – театральный танец, в котором формальная академическая танцевальная техника (danse d’école) сочетается с другими художественными элементами, такими как музыка, костюм и сценический пейзаж. Он может рассказать историю или выразить мысль, концепцию или эмоцию. Балет может быть волшебным, захватывающим, провоцирующим или тревожащим. В этой статье рассматривается история балета – эпоха его зарождения, история развития в России, где балет имеет наиболее признанную традицию и по сей день, а также немаловажное влияние, зарождение навыков и пользы, которые танцору приносит это изящное искусство.
Балет ведёт своё начало от итальянского Ренессанса, когда он возник как придворное развлечение. В течение XV и XVI веков техника танца стала формализованной. Эпицентр искусства переехал во Францию после того, как аристократ итальянского происхождения Екатерина Медичи вышла замуж за наследника французского престола Генриха II. Придворный музыкант и балетмейстер по имени Бальдасар Бальтазарини да Бельджозо разработал комический балетный спектакль (1581; «Комедийный балет королевы»), который положил начало давней традиции придворных балетов во Франции, которая достигла своего пика при Людовике XIV в середине XVII века.
Тематика этих придворных выступлений, в которых танец составлял лишь часть с декларацией и песней, широко варьировалась; некоторые были комическими, другие имели более серьёзные, даже политические оттенки. Людовик XIII и его сын Людовик XIV часто выступали в них; танец младшего Луи был вовремя оценён как воплощение благородного стиля, развившегося при французском дворе. В конце концов, события во французском дворе отодвинули искусство в сторону, и придворный балет исчез.
Людовик XIV (1638–1715), получивший при рождении имя Луи-Дьёдонне («Богоданный»), считается величайшим королём Франции, который правил 72 года (фактически с пяти лет, заняв трон в 1661 году и правя 54 года, до своей смерти), сам был известен как выдающийся танцор и в то же время являлся военным и политическим лидером. На самом деле его прозвище «король-солнце» происходит от роли, которую он сыграл в придворном балете, созданном для него его музыкальным мастером Жаном-Батистом Люлли. Во времена Луи «танец» означал балет – сегодня классический танец – групповой «спорт» для двора и аристократии, преподававшийся только при дворе.
Именно Луи превратил балет в профессию, создав в 1666 году то, что сегодня является академией музыки и танца, – Парижскую оперу и её балетную труппу, чтобы обучение танцам было доступно простолюдинам и новому классу рабочих. Легенда гласит, что Луи пошёл по этому пути, когда стал слишком толстым, чтобы танцевать самому, но хотел иметь возможность наблюдать за выступлениями талантливых людей, и, очевидно, его двору не хватало танцевальных талантов. Как следствие, все балетные термины написаны на французском языке независимо от того, где преподаётся и исполняется данное искусство. Людовик XIV основал две академии, где балет был запущен в другую фазу его развития: Королевская академия танца (1661) и Парижская национальная опера (1669). Королевская академия танца была создана для сохранения классической школы благородного танца.
Мне бы хотелось верить, что некоторые навыки, которые Луи освоил, совершенствуя своё балетное мастерство, помогли ему стать лучшим правителем, – в конце концов, он управлял страной сам, без премьер-министра. Поэтому я составила следующий список навыков, который поможет избавиться от стереотипа стыдливости при надевании трико.
- Вы учитесь фокусироваться. Все эти пируэты не происходят просто так. Танцоры ловят «точку», чтобы повернуться. Вы выбираете «точку» в комнате или на сцене и не спускаете с неё глаз, в последнюю минуту поворачиваете голову, чтобы снова найти это место. Это совершенно иное восприятие «сосредоточения на своей цели», но пируэты несут в себе также противоположную аллегорию: если вы не будете сосредоточены, у вас закружится голова, и вы упадёте.
- Вы учитесь делать несколько разных вещей одновременно. В балете ваши ноги будут делать одно, а руки – что-то другое. Как поглаживание головы и натирание живота – многозадачность. Но в балете вы учитесь делать вещи без усилий, изящно.
- Вы узнаёте, что повторение и репетиция ведут к мастерству. Другими словами, тяжёлая работа и кропотливый труд могут показаться старомодными, но они являются проверенными временем эффективными способами обучения навыку. Только практика делает идеально. Коротких путей нет.
- Вы встречаетесь и проводите много времени с людьми из всех слоев общества. За годы работы в балете можно встретиться с зарубежными профессорами финансов, руководителями международных судоходных компаний, телевизионными продюсерами, учителями начальных школ, руководителями из нефтяной промышленности… Кубинцами, русскими, американцами, французами, немцами, британцами. Это обучение разнообразию в лучшем виде.
- Вы учитесь представлять себя. Не слишком показным способом. По сути, статность и осанка, которые вы получаете, делают вас более респектабельной фигурой. И это полезно для вашего здоровья!
Польза классического балета – теперь для детей, разумеется
Когда дело доходит до детей, их родители хотят, чтобы у них было лучшее. Воздействие таких вещей, как спорт и искусство, помогает им стать более окрепшими юношами и девушками. Вы думали о балете? Дети увлекаются всевозможными внешкольными видами спорта и другими видами деятельности, такими как уроки игры на фортепиано и скрипке?
Балет – также отличная среда для девочек и мальчиков. И они могут начать заниматься этим смолоду. Танцоры балета создают впечатление, что они порхают, перемещаясь по сцене. Ваши дети также могут быть частью этого, пройдя через практику классического балета. Занятия балетом могут начинаться для детей в возрасте от четырёх до пяти лет.
5 преимуществ балета для маленьких детей:
- они учатся следовать инструкциям;
- они приобретают чувство дисциплины благодаря изучению новых позиций;
- они учатся координации, балансу и тому, как управлять своим телом в движении;
- они активны и получают ежедневные упражнения;
- им становится комфортно выступать перед группами.
Когда дети маленькие, им легче узнавать что-то новое. Они могут адаптироваться и учиться быстрее, чем когда они старше. Таким образом, когда ребёнок начинает заниматься балетом в раннем возрасте, он не только изучает ценный вид искусства, но и готовится к жизни, которая его ожидает. По мере того как ребёнок продолжит заниматься балетом, вы начнёте замечать гораздо больше преимуществ, особенно тогда, когда он будет становиться подростком.
5 преимуществ балета для подростков:
- они развивают длинные и сильные мышцы от практики балета;
- они приобретают чувство уверенности в себе и гордость за своё тело и за то, чего они могут достичь;
- они учатся работать, чтобы получить то, что они хотят от их работы;
- навыки, полученные в балете, полезны для других видов танцев, таких как чечётка или джаз, если они хотят заняться этим позже;
- они узнают о правильном питании, чтобы поддерживать своё тело в форме, чтобы они могли танцевать.
Возможно, вы никогда раньше не рассматривали балет как послешкольное занятие. Теперь, когда вы знаете о некоторых замечательных преимуществах этого танца, у вас есть ещё один вариант для ваших детей. Кто знает, может быть, однажды они могут танцевать на разных сценах по всей стране и за её пределами.
Из России с любовью! From Russia with Love!
Вернёмся к немаловажному витку истории балета, который приводит нас к Российской империи. Когда XIX век подошёл к концу, центр балетной активности переместился в Санкт-Петербург, где искусство поддерживалось бездонными ресурсами, находящимися в распоряжении царя.
Тем не менее балет оставался экзотическим импортом из Западной Европы, и единственной позицией с русской тематикой был «Конёк-горбунок» Сен-Леона (1864). Артур Сен-Леон был одним из ряда французских балетмейстеров, которые работали в России; ему предшествовал Жюль-Жозеф Перро, и его преемником стал Мариус Петипа. Петипа доминировал в русском балете с 1870 по 1903 год, фактически пополняя репертуар своими балетами. Некоторые из них сохранились, чтобы сформировать основную балетную классику в XXI веке: не только три балета Петра Ильича Чайковского – «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) и «Лебединое озеро» (1895; помощник Петипа, Лев Иванов, поставил акты на берегу озера), но также более ранняя работа «Баядерка» (1877) и более поздняя «Раймонда» (1898). Петипа также обеспечил выживание «Жизели».
Императорский балет уделял большое внимание обучению своих танцоров, и в компании появился, по существу, русский стиль. Итальянский стиль, которому учил Энрико Чекетти, и французский стиль, которому учил Кристиан Йоханссон, вместе составили основу русской школы, которая должна была стать доминирующей в балете XX века.
По сей день существует Московская государственная академия хореографии, которая является одной из самых престижных русских балетных школ, а как вы знаете, русский балет является лучшим в мире. Школа была основана в 1773 году императрицей Екатериной Великой в рамках Московского воспитательного дома, где детям-сиротам преподавали широкий спектр предметов «с целью воспитания людей служить Отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремёслах». (Полное собрание законов Российской империи. Т. XVI. С. 343–365. Манифест от 1 сентября 1863 года, подписанный императрицей Екатериной II об организации Московского воспитательного дома.)
Лучшие учителя из Европы приехали в Москву обучать детей-сирот танцевать. Первые выпускники были настолько хороши, что их пригласили танцевать в Большой театр, который в то время назывался Петровским. В 1784 году театр начал руководить балетным училищем, и поэтому ученики академии получили возможность выступать на сцене Большого театра и даже ездить на зарубежные гастроли.
Русский балет уже многие годы является именем нарицательным. У большинства людей в мире есть одна ассоциация: когда они слышат слово «балет» – они непременно связывают это безмолвное, но в то же время глубочайшее великолепие с Россией, хотя, как мы уже знаем, родиной балета она не является. Но бесспорно одно – непостижимая лёгкость, грациозность, прорывающаяся сквозь тернии, и уровень, на который был вознесён балет здесь, вызывают трепет и восхищение у всего мира.
Редакция рекомендует вам посетить зимние балеты, такие как «Зимние грёзы», «Снегурочка», «Зимняя сказка», «Щелкунчик».
«Щелкунчик» является наиболее привлекательным балетом для детей. Считается традиционно зимним и новогодним, притягивает детей своим необыкновенным волшебством и сюжетом.
Первоисточником знаменитого спектакля стала немецкая сказка Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», вышедшая в свет в 1861 году.
Сказка была переведена на французский язык литератором Эмилем Лабедолльером в 1838 году. Этот перевод и достался знаменитому писателю Александру Дюма, и он решил немного изменить сказку. Именно эта изменённая версия сказки с некоторыми отступлениями попалась И. А. Всеволожскому, который решил создать балет, покоряющий сердца.
текст
Мария Озерова
фото
архивы пресс-служб
Источник: babyermagazine.ru