Способности. Что это за свойства личности? Почему одних мы называем способными в какой-то сфере деятельности, а других нет? Можно ли развить в себе способности и до какого уровня? Поговорим об этом.
Способности
Способности — это свойства личности, позволяющие ей успешно выполнять какую — либо деятельность. Они складываются из умений, знаний и навыков , возможности применять знания в нестандартной ситуации, быстроты и качества выполненной работы.
Формирование способностей
- В определённой степени способности зависят от задатков — природных свойствах личности, позволяющих ей достигать значительных результатов в деятельности ( музыкальные, поэтические и другие задатки)
- Большая часть способностей развивается в течение всей жизни. Уровень их зависит от индивидуальных особенностей человека, от условий воспитания личности. Каждый человек сможет достичь определённого уровня способней при огромном желании, трудолюбии, стремлении к достижению цели.
- Наличие склонностей, то есть желаний, мотиваций к той или иной деятельности тоже влияет на формирование способностей.
Типы способностей
- Общие способности определяют успешную деятельность в самых различных областях. Это умственные способности, память, совершенная речь, точность ручных движений и многие другие.
- Специальные способности позволяют успешно действовать в специфических сферах деятельности, это музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные, художественно — творческие и другие. Часто для таких способностей необходимы природные задатки.
Специальные и общие способности сосуществуют в человеке одновременно, взаимно дополняя и развивая друг друга.
Одновременно выделяют следующие типы способностей.
- Теоретические (это склонность к абстрактности мышления, теоретическим размышлениям) и практические (склонность к практическим действиям)
- Учебные (усвоение созданного, открытого, исследованного) и творческие ( создание предметов материальной и духовной культуры).
- Способности к общению, которые позволяют выбирать профессии, связанные с взаимодействием с людьми.
В зависимости от степени проявления способностей говорят об уровнях способностей. Каковы же они?
Виды способностей по направленности на деятельность.
Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором — в качестве физика-экспериментатора.
Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.
Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.
Уровни способностей
- Одарённость— это сочетание в человеке нескольких способностей к различного рода деятельности, позволяющих ему значительно лучше остальных выполнять деятельность.
- Одаренность– это совокупность нескольких способностей, обуславливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она проявляется в наличии разносторонних способностей;Так, одарённый ученик может быть способным в нескольких дисциплинах, показывать результаты, значительно превосходящие результаты деятельности его сверстников. Он часто является победителем олимпиад, участником различного рода конференций. Одарённость позволяет создать условия для получения в будущем успеха в определённом роде деятельности.
Выделяют следующие виды одаренности:
- художественная (высокие достижения в художественном творчестве и исполнительском мастерстве);
- общая интеллектуальная и академическая (характеризуется сообразительностью, высокой способностью к обучению и овладению понятиями, высокоразвитыми способностями к переработке информации, проявляется в успешности обучения);
- творческая (порождается способностью выдвигать новые идеи или склонностью к изобретению; творчески одаренные люди имеют своеобразные личностные особенности – отсутствие внимания к авторитетам, независимость, отсутствие внимания к порядку;
- социальная (предполагает установление зрелых, конструктивных отношений с людьми, организаторские умения, развитый социальный интеллект, склонность к лидерству);
- практическая (характеризуется применением интеллекта к окружающей действительности, знанием сильных и слабых сторон и способностью использовать это знание; это способность менеджера, посредника).
Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).
- Талант— это выдающиеся способности в определённой сфере деятельности, позволяющие человеку мыслить нестандартно, применять различные комбинации методов и способов деятельности, достигать высоких результатов.
- Талант — это высокая степень одаренности, предполагающая наличие внутренних условий для выдающихся достижений.Талантливым может стать каждый человек, имеющий глубокие знания, отработанные умения и навыки, творчески подходящий к работе, трудолюбивый. Поэтому мы говорим о талантливых учителях, врачах, политиках, руководителях, художниках, писателях и многих других.
- Гениальность—это высший уровень развития способностей, позволяющий не только достигать значительных результатов в какой-то деятельности, но и создавать что-то принципиально новое: закон, теорию, школу, направление и другое. Гениальные люди открывают новые пути в области научных исследований, искусстве, производстве. Они в своей деятельности значительно опережают время, создают шедевры, значение их деятельности не ограничивается рамками одной страны. Их открытия важны для всего человечества.Творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.
Сравнивая талант и гениальность, учёные ( И.Акимов, В.Клименко )отмечают, что продукт деятельности таланта- оригинальность, а гениальности – простота. Гений появляется не вдруг. Он рождается из таланта, из многолетнего труда, приобретающего качественно новые формы.
В основе гениальности всегда лежат природные задатки. Гениальных людей, по сравнению с талантливыми, не так уж и много. Их имена знает весь мир: М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Менделеев Д.И. и многие-многие другие гениальные личности, принёсшие славу России, признанные во всём мире.
Существует ещё одна классификация уровней способней, в основу которой положен способ деятельности человека.
Уровни способностей
- Репродуктивный – это такой уровень способностей, при котором человек достигает успехов в деятельности , осуществляя её по образцу, хотя и включает элементы творчества.
- Творческий – это уровень, на котором человек создаёт что-то новое, оригинальное, ранее неизвестное. На этом уровне тоже используется элемент репродуктивности.
Таким образом, способности играют важную роль в деятельности человека. Важно с раннего детства взрослым увидеть способности и развивать их в ребёнке, нужно совершенствовать способности в течение всей жизни, добиваться более высоких результатов, стремиться к движению вперёд.
Показатели способностей:
- высокий темп усвоения и обучения;
- широта переноса навыков внутри деятельности;
- низкая утомляемость (энергетическая экономичность выполнения деятельности);
- индивидуальное своеобразие деятельности;
- выраженный интерес к деятельности и высокая мотивация.
Пути развития способностей:
- семейное обучение и воспитание,
- школьное обучение и воспитание,
- формирование и развитие профессиональных способностей,
- самовоспитание и саморазвитие,
- влияние окружающей среды,
- примеры жизни ярких личностей (исторических, современников, литературных героев).
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Разделы
- ЭКЗАМЕНЫ — 2023.
- Конституция Российской Федерации 1993 года с поправками 2020.Текст + комментарий.
- ЕГЭ. Обществознание. Задание № 23. КОНСТИТУЦИЯ РФ.
- ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — ШКОЛЬНИКАМ.
- Обществознание. Повторение теории к ЕГЭ и ОГЭ. Карточки: вопрос-ответ.
- СЛОЖНЫЙ ВОПРОС – ПРОСТОЙ ОТВЕТ
- Готовиться к ЕГЭ легко и просто.
- Обществознание. ВСЯ ТЕОРИЯ В ОДНОМ МЕСТЕ.
- ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.
- Готовимся к экзаменам.Трудные вопросы.
- ЕГЭ. Обществознание. Задание № 24. ПЛАН.
- Предэкзаменационный марафон. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
- Общество. Теория
- ОБЩЕСТВО. Термины.
- Человек. Теория
- ЧЕЛОВЕК. Термины.
- Познание. Теория
- ПОЗНАНИЕ. Термины.
- Духовная сфера. Теория
- Духовная сфера. Термины.
- Политика. Теория
- ПОЛИТИКА. Термины.
- Право. Теория
- ПРАВО. Термины.
- Социальная сфера. Теория
- Социальная сфера. Термины.
- Экономика. Теория
- Экономика. Термины.
Источник: obschestvoznanie-ege.ru
Способности: что это простыми словами, примеры, классификация
Способности – это свойства и качества, которые обеспечивают индивиду возможность успешно осуществлять определённые действия. Стоит отметить, что есть большое количество различающихся между собой трактовок данного понятия от разных авторов. В частности, распространено мнение, что способности не могут быть врождёнными. Но при этом, к примеру, когнитивное способности даны нам от природы, хоть и развиваются в течение жизни. В качестве объяснения можно сказать, что это естественные способности, формирующиеся в младенчестве из задатков.
Предпосылками для развития способностей являются задатки – генетически обусловленные особенности человека (здоровье, физическое развитие, интеллект, темперамент, характер, тембр и диапазон голоса, пропорции тела и множество других индивидуальных особенностей). К примеру, наличие музыкального слуха – это задаток, позволяющий человеку стать музыкантом (но не гарантирующий этого), а крепкое тело – предпосылка для построения карьеры в некоторых видах спорта.
Вот несколько тезисов о способностях, которые нужно знать:
- у каждого человека они индивидуальны, это делает каждого из нас уникальным;
- уровень развития способностей напрямую влияет на успешность человека;
- они влияют на то, насколько быстро человек учится и приобретает новые навыки;
- они не могут возникнуть без природных задатков;
- их необходимо использовать и развивать, иначе они ослабеют и утратятся.
Примеры способностей
Чтобы лучше понять, что такое способности, рассмотрим несколько наглядных примеров, связанных с разными областями деятельности:
- Физическая сфера (танцы, спорт). Для большинства видов спорта и танцевальных стилей важна координация движений, умение чувствовать пространство и своё положение в нём, физическое развитие, выносливость и скорость.
- Интеллектуальная сфера. В любой интеллектуальной работе важно наличие таких способностей как наблюдательность, умение логически мыслить и грамотно излагать свои суждения, хорошая память и когнитивная гибкость.
- Математика. В данной области необходимы восприятие, интеллект, абстрактное мышление, умение быстро осуществлять сложные вычисления и оперировать большим объёмом математических данных в рабочей памяти.
- Творчество. Умение понимать природу красоты, находить неординарные решения, генерировать оригинальные идеи, создавать нечто новое и уникальное.
- Коммуникация. Социальное взаимодействие – это важнейшая сфера нашей жизни, поэтому коммуникативные способности необходимы каждому человеку. К таковым относятся умение корректно взаимодействовать с незнакомцами, умение избегать конфликтных ситуаций (или разрешать уже состоявшиеся), способность ясно излагать мысли и достигать понимания с любым собеседником.
Таким образом, существует огромное количество способностей, позволяющих людям осуществлять различные виды деятельности. Именно способности являются тем фундаментом, на котором строятся реальные достижения.
Классификация способностей
Все существующие способности можно разделить на две большие группы:
- Природные. Это фундаментальные биологически обусловленные способности, напрямую следующие из врождённых задатков. Развиваются они естественным путём при их использовании. В эту группу входят, в частности, отдельные когнитивные способности (память, внимание, восприятие и прочее).
- Специфические. Это способности, формирующиеся на основе приобретаемого опыта и напрямую связанные с условиями жизни конкретного человека. Они выполняют разнообразные функции, связанные с профессиональной деятельностью, социальной интеграцией, личной жизнью и прочими сферами.
В рамках второй группы можно выделить 4 подгруппы:
- Общие.Сюда входят способности, необходимые сразу в нескольких сферах жизни (речь, умение управляться с предметами, технические, математические, лингвистические и творческие способности).
- Теоретические. Эта подгруппа связана с использованием абстрактного мышления для решения разнообразных задач, чаще всего профессионального характера (инженерно-конструкторская работа, исследования, сложные расчёты).
- Учебные. Это способности, связанные с усвоением опыта, получением новых знаний, развитием навыков и умений, самоактуализацией, формированием личностных качеств и прочими аспектами саморазвития.
- Коммуникативные. Данная группа связана с социальной и межличностной коммуникацией, а также со взаимодействием с природой, окружающей средой, различными объектами и явлениями.
Некоторые авторы приводят также классификацию способностей по их уровням (которые иногда называют этапами их развития):
- Задатки.Это различные психофизиологические особенности индивида, которые полезны для развития определённых навыков и умений. К примеру, длинные и подвижные пальцы можно считать хорошим задатком для игры на фортепиано. Однако они совсем не гарантируют, что человек сможет стать виртуозным музыкантом.
- Способности. Это комплекс качеств и задатков, которые позволяют человеку успешно осуществлять определённый вид деятельности. К примеру, про индивида с хорошим слухом и чувством ритма, обладающего соответствующими навыками, можно сказать, что у него хорошо развиты музыкальные способности.
- Талант. Это врожденная предрасположенность к тому, чтобы развить выдающиеся способности и умения в определённой сфере деятельности. Талант даётся человеку от природы, поэтому его нельзя сформировать и развить, а можно лишь реализовать с той или иной степенью успешности.
- Гениальность. Это наивысший уровень развития способностей, достичь которого можно только при сочетании природной одарённости и кропотливого труда. Гениальность позволяет совершать выдающиеся научные открытия и масштабные социальные преобразования, создавать изобретения, философские концепции и художественные произведения, имеющие большое значение для мировой культуры.
Этапы развития способностей
Природные способности развиваются естественным образом и зависят от того, чем занимается и какой образ жизни ведёт индивид. Специфические же развиваются и совершенствуются, когда человек активно их использует. При этом процесс их развития принято делить на 2 этапа:
- Воспроизведение. На данном этапе происходит формирование и первичное развитие способности на основе доступной информации. Действуя по инструкции или повторяя за учителем, индивид изучает базовые техники и приёмы, обучается правильным действиям и осваивает процессы.
- Синтез. Достигнув уровня, на котором ему уже нечему учиться у других, человек начинает использовать креативность. Он экспериментирует, пробует пойти нестандартным путём, придумывает новые подходы и техники. При этом он не только развивается, но и создаёт что-то новое, чему впоследствии сможет научить других. Благодаря активной творческой деятельности у него развивается не только целевая способности, но и другие (в том числе природные).
Стоит отметить, что первый этап присутствует всегда, а вот на второй переходят далеко не все. Если человек не готов прикладывать усилия и не пытается мыслить нестандартно, ему всегда придётся довольствоваться тем, чему его научили другие.
Откуда берутся способности?
Всё разнообразие способностей формируется из двух источников: задатков и социальных факторов. Рассмотрим каждый из них детально.
1. Задатки
Задатками называют всевозможные врождённые или приобретённые анатомические, физиологические, психологические и прочие особенности индивида, которые могут поспособствовать развитию определённых способностей. К примеру, это могут быть такие факторы как:
- особенности строения пальцев на руках (важны для музыкантов, хирургов);
- рост и телосложение (баскетболист должен быть высоким и крупным, бегуну важно иметь длинные и сильные ноги, а боксёру – крепкое и устойчивое тело);
- красивый голос (конечно, любой человек может научиться красиво говорить и поработать над дикцией, но чтобы стать хорошим диктором, желательно изначально иметь хороший голосовой аппарат);
- темперамент (у каждого типа есть свои особенности поведения, способствующие развитию определённых способностей, к примеру, сангвиники усидчивы и позитивны, поэтому у них хорошо получается работать с людьми, а меланхолики благодаря избыточной эмоциональности демонстрируют отличные творческие способности).
Очевидно, что наличие определённого задатка ничего не гарантирует. К примеру, если у человека хороший музыкальный слух, но не хватает усидчивости, творческих способностей или желания учиться, выдающимся музыкантом он не станет. Бывает так, что человек просто не знает об имеющихся у него предпосылках, не стремится их использовать или не имеет такой возможности. Огромную роль в развитии способностей, к которым у индивида есть предрасположенность, играет также наличие в его окружении людей с общими интересами и тех, кто просто поддержит.
2. Социальные факторы
Часть способностей приобретается и развивается благодаря социальной жизни человека. Это происходит, когда он взаимодействует с другими людьми и обществом в целом, пользуется услугами и занимается своей профессиональной деятельностью. При этом социальные факторы действуют по трём направлениям:
- Базовое обучение.Имея определённые задатки, индивид может развить соответствующие способности, изучая базовые приёмы и техники. Без этого предрасположенность к определённому виду деятельности не может принести результатов. К примеру, даже человек с абсолютным слухом и ловкими пальцами не может стать виртуозным музыкантом, если не пройдёт базовое обучение.
- Развитие в работе.Дальнейшее развитие способностей происходит только при их активном повседневном использовании в работе или других сферах жизни. Музыкант может совершенствовать навыки игры на музыкальных инструментах или развивать мастерство импровизации. Спортсмен должен непрерывно тренироваться, художник – писать картины, а программист – работать над кодом.
- Личностные качества.На профессиональные и прочие способности оказывают влияние также качества личности, которые формируются в процессе социализации и развиваются в течение всей жизни. Поэтому важно работать над собой, над своими взглядами, ценностями и идеалами, развивать воображение и интуицию, тренировать абстрактно-логическое мышление и держать мозг в тонусе.
Таким образом, способности отражают уровень развития всех качеств личности. При этом развиваться можно в любом возрасте, и стиль жизни самых успешных людей полностью подтверждает этот тезис. Конечно же, легче всего осваивать новые навыки в детстве – это позволит реализовать все таланты и задатки. Об этом необходимо помнить родителям и наставникам, которые должны обеспечивать детям правильное воспитание и возможность всесторонне развиваться.
Формирование способностей
Основные способности человека закладываются до 7-летнего возраста. К этому моменту у ребёнка полностью формируется сенсорная система, дифференцируются основные отделы коры головного мозга и становится возможной точная координация движений. Также важная особенность этого возраста заключается в том, что ребёнок получает способность оценивать себя со стороны, что очень важно для дальнейшего развития. На этом этапе ребёнок очень любознателен и с интересом относится к любой деятельности, благодаря чему быстро учится и развивается, особенно если это происходит в игровой форме.
Важно, чтобы дети занимались различными видами творчества. Разнообразие творческой деятельности гораздо важнее, чем её количество. Ребёнок должен учиться не только воплощать свои фантазии в жизнь, но и прикладывать к этому усилия. И те дети, которые в раннем возрасте столкнулись с разными формами творческой деятельности, в перспективе будут иметь более высокий уровень креативности во всех сферах. Кроме того, творчество даёт ребёнку чувство удовлетворённости и ощущение успешности, благодаря чему у него формируется и укрепляется самооценка, появляется уверенность в себе.
Лев Выготский в своих работал показал, что для оптимального формирования и развития способностей важно, чтобы сложность деятельности была подобрана оптимально. Слишком простые действия не ведут к развитию, а чрезмерно сложные отбивают желание развиваться. Если в большинстве случаев при попытке решить задачу ребёнок сталкивается с неудачами, он получает меньше опыта, чем мог бы получить, если бы сталкивался со сложностями, но всё же находил решения. Кроме того, именно ощущение, что задача сложная, но он всё равно смог её решить, помогает ему развить уверенность в себе и сформировать адекватную самооценку.
Заключение
Способности – это индивидуальные особенности человека, обеспечивающие ему возможность эффективно выполнять определённые виды деятельности. Их нельзя напрямую свести к таким категориям как знания, умения или навыки. Но именно от них зависит то, как быстро человек может учиться и приобретать опыт, а также то, насколько успешно он сможет пользоваться полученными знаниями и умениями. По сути, вся наша жизнь зависит от того, какие именно способности у нас имеются и насколько высок уровень их развития.
Источник: dnevnik-znaniy.ru
Способности
Давайте понаблюдаем за детьми, как они увлеченно рисуют. Знаете ли вы детей, которые не любят рисовать? Почему, рисуя с увлечением в детстве, вырастая, они не развивает свои способности? Может для их развития нужны определенные факторы?
БСЭ и Википедия цитируют определение способностям советского психолога, Б.М. Теплова:
«Индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения».
- Наблюдательность для писателя, врача, педагога, детектива;
- Эмоциональная память для творческих профессий;
- Техническое воображение для инженера;
- Музыкальный слух для артиста, композитора, музыкального критика;
- Любознательность, внимательность, быстрота, ловкость, гибкость и интеллект.
– это те качества, с помощью которых человек успешно выполняет определенную деятельность.
Способности – это потенциал, реальные достижения – это действительность.
Если человек легко и быстро осваивает цветовые ощущения, понимает, что у каждого цвета много вариаций, например, у серого до 50 оттенков, быстро и легко осваивает приемы работы с рисунком, научается видеть прекрасное в окружающем мире, значит, у него есть способности к рисунку. Чтобы стать художником, ему необходимы еще определенные условия.
В. И. Сурикову отказали в поступлении в Академию художеств, оценив его навыки. Благодаря своим способностям, он восполнил пробел в образовании и поступил в Академию.
Чтобы способности превратилось достижения, необходим труд.
«Способности – это возможность, – говорит А. В. Петровский, – а достигаемый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не гарантируют, что ребенок будет музыкантом. Чтобы это произошло, необходимы специальное обучение, музыкальный инструмент, ноты, огромная выдержка и терпение, свободное время, хорошее состояние здоровья и многие другие условия, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись».
Развития способностей можно представить в виде формулы: способности = успешность / трудность достижения.
Классификация способностей
Способности бывают: природные и специфические.
Природные (естественные) – биологически обусловлены, развиваются из определенных природных задатков и склонностей (творческие, музыкальные).
Специфические – формируются через взаимодействие с социумом (учебные, коммуникативные, интеллектуальные).
Специфические в свою очередь делятся на
Общие и специальные:
Общие – определяются в различных видах деятельности и общения: умственные способности, развитые
память и речь, точность движения рук, координация движений и т.д.
Специальные – определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности, где необходимы задатки
особого рода: способности технические, математические, пространственные, художественные, творческие,
спортивные и т.д.
– теоретические, определяющие склонность к абстрактно-логическому мышлению и практические – конкретно-практическим действиям.
– учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков и формировании качеств личности.
– творческие, связанные с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.
– способности к взаимодействию с людьми, общению и предметно-деятельностные способности.
Способности зависят от сферы деятельности:
- В интеллектуальной сфере: наблюдательность, любознательность, правильность изложения мыслей;
- В математической сфере: способность к быстрому вычислению, измерение, восприятие и запоминание;
- математических символов, умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы для
- математического доказательства;
- В творческой сфере: неординарный подход, воплощение и реализаций оригинальных идей;
- В коммуникативной сфере: умение легко приспосабливаться к новым ситуациям, уверенность в себе,
- легкость в общении с другими;
- В художественной сфере: составление различных композиций, умение гармонично сочетать цвета;
- В музыкальной сфере: тонко и эмоционально реагировать на характер в настроение музыки свободно
- выражать себя в музыке, легко и с удовольствием подпевать;
- В физической сфере: любить различные движение, удерживать равновесие.
Развитие способностей
Способности не сводятся к одному качеству, это уникальное сочетание нескольких качеств, обеспечивающих успешное освоение определенной деятельности.
Говоря о врожденные способностях, в первую очередь говорим о задатках – анатомических, физиологических и психологических особенностях, лежащих в основе способностей. Это фундамент способностей и заложен от природы.
Если у человека есть задатки к рисованию, не обязательно он будет художником. Он может быть архитектором, художником-постановщиком, 3Д-моделлером, модельером, игровым художником, реставратором, калиграфом, мозаичистом, визажистом.
Задатки находятся в постоянном развитии, они многозначны. На основе одних и тех же задатков могут проявляться разные способности.
Зачастую, способность к определенной деятельности, совпадает со склонностями к ней – выраженным интересом, желанием ею заниматься.
Склонность – это чаще всего безотчетное стремление к определенному виду занятие. Предпочтение – это сознательный выбор деятельности.
Одаренность – это концепция качества.
Одаренность – наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека.
Талант – это определённые или выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык.
Используемый талант развивается и приумножается, неиспользуемый – ослабевает, а со временем могут и угаснуть.
Гений – качественно высшая степень развития и проявления одаренности и таланта. Гений характеризует уникальность, высочайший творческий потенциал, открытие чего-то неисследованного.
Формирование способностей
Первичный этап формирование способностей у человека происходит до 6-7 лет, когда происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих и предпосылки для последующего развития специальных способностей.
Если деятельность связана с созданием чего-то нового, носит творческий характер и происходит в игровой форме, она становится сильным стимулом к занятиям ею, к преодолению трудностей через приложения некоторых усилий. Такая деятельность укрепляет самооценку, уверенность и чувство удовлетворения от успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, она ведет за собой развитие способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл «зоной ближайшего развития». Если деятельность слишком проста или чрезмерно сложна, способности просто не развиваются.
Поддерживать интерес важно через стимулирующую мотивацию. Эмоциональный настрой – путем чередования успехов и неудач в деятельности, развивающей способности. За неудачами следует эмоционально подкрепляемые успехи, и успехов всегда больше, чем неудач.
Советский психолог А.В. Петровский сравнил способности с зерном: «подобно тому, как брошенное в почву зерно, является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными…, так и способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений».
Этапы развития способностей
Из серии книг «Одаренный ребенок»:
1. Первый этап – игровой.
Ребенок играет, примеряя на себя разные роли и тянется за родителями. Он может играть в разные игры, выбирая то, что ему больше нравится.
2. Второй этап – индивидуальность.
Тут играют роль семейные традиции, а также кружки и секции, которые дети посещают в школе. Взрослые помогают ребенку, постигающему свой талант. На этом этапе главную роль играет наставник, учитель.
3. Третий – этап роста.
Для поддержания желания трудиться и достигать результатов, важны конкурсы, концерты или соревнования. Это уже личность, которой нравится ее деятельность.
4. Четвертый – этап мастерства.
На этом этапе подросток превращается в мастера в избранной сфере, происходит рост профессионального мастерства.
В развитии способность играют такие факторы как макросреда и профориентация.
Макросреда – это общество, в котором родился и живет человек. Важно проявлять заботу общества о развитии способностей у своих членов, уделяя внимание совершенствованию системы образования и развитии профессиональной ориентации. Впервые с этим понятием мы сталкиваемся в школе, когда нам предлагают заполнить специальные тесты, которые позволяют выявить определенные способности человека к той или иной деятельности, помогая найти свой путь в выборе профессии.
Таким образом, способности – это прижизненные образования, развитие которых идет в процессе индивидуальной жизни, а среда и воспитание активно формируют их.
Б.М. Теплов говорил: «Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается».
✨ Нет человека без способностей.
✨ Их можно развивать и улучшать.
✨ Даже создать и вырастить.
✨ Вы ответственны за ваши способности.
✨ Развивайте их, улучшайте!
И у вас всё будет получаться легко!
Успеха вам!
1. Введение в общую психологию: курс лекций – Ю. Б. Гиппенрейтер;
2. Психология общих способностей – В. Н. Дружинин;
3. «Психология музыкальных способностей» – Б.М. Теплов.
Делюсь еще одной статьей, написанной для Вестника Психологии
С признательностью и уважением,
Лучитесь счастьем!
Приглашаю на мини-курс подведения итогов 2020
Размышления-заметки о том, что делает человека счастливее, как повысить самооценку, ценить себя, как наслаждаться прогулками и читать подсказки здесь
Источник: www.b17.ru