Какие факторы влияют на самооценку личности

Вопрос по обществознанию:

3) Какие факторы влияют на самооценку личности? Как повысить самооценку?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

  • bookmark_border
  • 14.08.2015 21:05
  • Обществознание
  • remove_red_eye 3740
  • thumb_up 31
Ответы и объяснения 2

kidythirbse740

очень многое влияет на самооценку личности, в первую очередь мнение близких,затем уже мнение большинства.

чтобы повысить самооценку не нужно ображать внивание на завистливую критику окружающих, а быть креативным и самобытным челом

  • 16.08.2015 06:44
  • thumb_up 30

ldremoumat

На самооценку очень влияет мнение окружающих,товарищей ,родителей ,учителей в школе. Конечно ,к мнению другтих надо прислушиваться ,но не стовить его перед собой главным .

Самооценка может поспособствоывать формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; а может наоброт развить неуверенность.

Какие факторы влияют на самооценку?

  • 17.08.2015 08:54
  • thumb_up 12
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Обществознание.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

Источник: online-otvet.ru

Виды самооценки и факторы, влияющие на ее развитие

Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки. Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется в жизнедеятельности человека.

При адекватной самооценке представление людей о себе соответствуют действительности, реальности, мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Обычно такие люди могут правильно указать на свои плюсы и минусы.

Психология. Самооценка и факторы ее формирования.

Адекватность самооценки непосредственно зависит от степени развитости оценочных способностей, которые нужно развивать на ранних стадиях развития самооценки. Активность, бодрость, чувство юмора, находчивость, общительность, присущи детям с адекватной самооценкой. Эти качества очень высоко ценятся сверстниками. При неадекватной самооценке представления о себе не соответствуют действительности. Люди с заниженной самооценкой видят в себе те качества, которых на самом деле у них нет, охарактеризовать себя они не могут, мнение других – основной ключ, на котором строится их самооценка.

Неадекватная самооценка делится на завышенную и заниженную. Дети с заниженной самооценкой недооценивают себя по сравнению с тем, что они в действительности представляют, видят в себе только отрицательные качества, им присуща неуверенность в себе, мнительность, пассивность, обидчивость, ранимость, замкнутость, все это приводит к трудностям в общении, взаимодействии между детьми и взрослыми, мешает устанавливать контакты и т.п.

Дети с завышенной самооценкой отмечают в себе в основном только хорошие, положительные качества, часто переоценивая себя, характеризуются самоуверенностью, высокомерием, бестактностью, не прислушиваются к мнению других. Все эти качества отрицательно воспринимаются сверстниками.

Адекватная и неадекватная самооценка делится на две группы: устойчивая и неустойчивая. Устойчивая самооценка – это та, которая не изменяется под воздействием каких либо факторов, не легко поддается коррекции. Неустойчивая самооценка более динамична, ее можно изменять, корректировать. Самооценка старшего дошкольника характеризуется неустойчивостью, и, следовательно, хорошо поддается коррекции, воздействию, благодаря чему расширяются возможности направленного формирования самооценки.

Читайте также:  Как пользоваться гель лаком

Самооценка бывает также абсолютной и относительной. Абсолютная самооценка выражается в отношении человека к себе без сопоставления с мнением других. Относительная же, наоборот, – отношение человека к себе, но уже в сопоставлении с другими.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими. [21, с.66].

Уровень притязаний личности – это стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязаний лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью. Уровень притязаний может быть частным – он относится к достижению в отдельных областях деятельности (спорт, музыка и т.д.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских или семейных отношениях и т.д.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.

Уровень притязаний личности может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, прежде всего к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В основе такого уровня лежит оценка себя как личности.

При воспитании детей очень важно учитывать их уровень притязаний, его соответствие возможностям ребенка – одно из условий гармоничного развития личности. Несоответствие же — является источником возникновения различных конфликтов ребенка с другими людьми, самим собой. Все это может привести к отклонениям в развитии личности ребенка. [21, с.68].

Американский психолог У. Джемс предложил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самоуважение человека [43].

САМООЦЕНКА= УСПЕХ: ПРИТЯЗАНИЯ.

Е.А. Серебрякова исследовала роль успешности выполняемой деятельности в формировании самооценки и уверенности в себе. В своих исследованиях она стремилась максимально приблизиться к реальным жизненным условиям. В результате своего исследования Серебрякова установила несколько видов самооценки:

1. устойчивую адекватную самооценку;

2. неадекватную пониженную самооценку;

3. неадекватную повышенную самооценку;

4. неустойчивую самооценку.

Неустойчивая самооценка связана, прежде всего, с изменяющимися ощущениями уверенности и неуверенности в себе [43]. По мере формирования самооценки, последняя, начинает влиять на поведение ребенка старшего дошкольного возраста и определяет его реакцию на оценку взрослых. Если эта оценка высока и дает ребенку «почетное» место в коллективе, то она становится, в конце концов, потребностью.

Условия развития самооценки представлены двумя основными факторами – общение с окружающими и собственной деятельностью субъекта, каждый из которых вносит свой вклад в ее ориентирование: в общении усваиваются способы поведения, формы и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация. [43, с.275].

Наиболее благоприятным для личностного роста психологи считают высокий, первый уровень. В нем проглядывается одно из условий развития самоактуализирующейся личности.

Рассмотрев виды, структуру самооценки, необходимо отметить факторы, влияющие на ее развитие.

На развитие самооценки влияет большое количество факторов. Самым первым и, наверное, главным фактором является семья. Когда ребенок появляется на свет, у него нет представления о том, какой он, как надо себя вести, а также у него полностью отсутствуют критерии самооценки. Ребенок опирается на опыт окружающих его взрослых, на те оценки, которые они ему дают.

Первые 5-6 лет его жизни его самооценка формируется исключительно на этой информации, которую он получает в семье, на отношение родителей к нему. Оценочные сообщения взрослые передают ребенку через слово, интонацию, жесты, мимику и т.д. Особенностью самооценки этого возраста является ее абсолютный характер, ребенок не сравнивает себя с другими.

На самооценку ребенка посещающего детское дошкольное учреждение начинают влиять и другие факторы. Внешние факторы подкрепляют ту самооценку, которая сформировалась у него в семье. Уверенный ребенок справляется с неудачами и трудностями. Ребенок с заниженной самооценкой, несмотря на удачи, терзается сомнениями.

Для него достаточно одной промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи. Несмотря на то, что самооценка носит еще абсолютный характер, зарождаются признаки сопоставительной, сравнительной и относительной самооценки. Ребенок активно включается в общение с другими детьми, познает их, а через них и себя. Однако роль семьи в старшем дошкольном возрасте остается огромной.

Читайте также:  Как можно осветлить кожу

Ощущение самоценности может сформироваться в той семье, где любовь выражается, открыто, где царит уважение и взаимопонимание, где общение дружелюбно и доверительно, где ошибки служат для приобретения опыта, где ребенок чувствует себя нужным и любимым. Это атмосфера зрелой семьи.

В неблагополучных же семьях дети часто беспомощны, правила в этих семьях жестоки, отсутствие взаимопонимания, критика, ожидание наказания и т.д. Как правило, в таких семьях у детей самооценка занижена. Правила установленные в семье оказывают на развитие самооценки большое влияние.

Существуют семьи, в которых принято говорить только о хорошем, положительном, правильном, соответственно проблемы реальной жизни не подлежат обсуждению. Любое табу такого рода порождает ложь со стороны детей, отчужденность, ненависть по отношению к родителям. Повышенная беспомощность и враждебность порождает низкую самооценку.

Существует четыре типа поведения людей с заниженной самооценкой:

1. заискивать, чтобы другой человек не сердился;

2. обвинять, чтобы другой считал его сильнее;

3. рассчитывать все так, чтобы избежать угрозы;

4. отстраняться на столько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, как будто ее нет. [3, с.94].

В. Сатир выделяет две семейные системы: закрытые и открытые. Основные различия между ними – характер реакции на внутренние и внешние изменения. Части, звенья закрытой системы, неподвижны. Обмен информацией между ними не происходит. Как правило, члены такой семьи необщительны, замкнуты, имеют мало друзей и знакомых.

Однако, закрытые семьи, скорее исключение, чем норма. Такие семьи появляются из определенного набора представлений о жизни. В закрытой семье люди не могут процветать, они могут только существовать. Полной противоположностью закрытой системы является открытая семья.

Открытая система – система, в которой части взаимосвязаны, подвижны, восприимчивы друг к другу и позволяют информации проходить внутри нее и выходить за ее пределы. В семье с открытой системой правила гуманны, а ее члены общительны, добры, раскрепощены. Соответственно самооценка в семьях с различными системами различна. Самооценка в закрытой системе низкая, очень неустойчивая и сильно зависит от самооценки других людей.

Стили общения в такой системе: обвиняющий, расчетливый, заискивающий, отстраненный, т.е. такие, которые соответствуют заниженной самооценке. Самооценка в открытой системе более адекватная, высокая, устойчивая и более зависима от внутренней оценки. [34, с.182].

Вторым фактором влияющим, на развитие самооценки является возраст. Есть предположение, что с возрастом адекватность самооценки повышается. Самооценка взрослого человека по большинству показателей более реалистична и объективна, нежели юношеская. Дети старшего дошкольного возраста чаще оценивают себя положительно, а неудачи связывают с определенными обстоятельствами.

С возрастом происходит переход от конкретно-ситуационной к более обобщенной самооценке. Исследования в этой области показали, что детям старшего дошкольного возраста еще не доступна оценка собственной личности, уже как дети младшего школьного возраста проявляют такую способность.

С возрастом меняются и критерии самооценки. В юношеские годы внешность имеет большое значение для самооценки, тогда как взрослого человека внешность волнует гораздо меньше, на первый план выступают моральные качества, умственные способности и т.д.

Третьим фактором, оказывающим большое влияние на развитие самооценки, являются межличностные отношения. Процесс развития человеческой личности не прекращается в течение всей жизни. Самооценка так же формируется в течение всей жизни человека, обогащаясь приобретенным опытом человека как в общении с другими людьми, так по отношению к себе.

Межличностное общение имеет в этой связи колоссальное значение. Дефицит общения порождает недоразвитие оценочных способностей, далее по цепочке – отклонения в характере самооценке. Здесь кроется опасная причина неадекватной самооценки – человек не то, что не хочет видеть свои недостатки, он просто не умеет их видеть. Общение помогает человеку увидеть свои плюсы и минусы, формирует и корректирует самооценку.

Для ребенка очень важно не просто общение, а общение со взрослыми. Благожелательное отношение к ребенку со стороны взрослых является одним из главных условий его развития. [46, с.95].

В данном исследовании мы будем придерживаться определения самооценки: В. Сатир: «самооценка – это компонент самосознания, оценка самого себя (своей внешности, особенностей, личностных качеств), чувства, мысли человека по отношению к самому себе».

Читайте также:  Как вязать тапочки крючком для начинающих

Информация о работе «Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста»

Источник: kazedu.com

3 фактора, влияющих на самооценку

Чтобы самооценка формировалась нормально, нужно чтобы прошли, по крайней мере два процесса: восприятие было соотнесено с реальностью. И оценка действий могла быть адекватной. И был осуществлен процесс инвентаризации интроектов, которые должны быть либо отвергнуты или приняты, но уже сознательно.

3 фактора, влияющих на самооценку

Механизм работы самооценки очень простой: человек что-то делает, это действие достигает успеха, и полученный результат приносит удовлетворение. Тогда психика увязывает два факта – действие и удовлетворение и оценивает действие как полезное.

Самооценка: 3 важных момента

Тогда и самооценка, то есть восприятие себя как эффективного человека, хорошего, сильного, способного справляться с решением задач, а, следовательно, способного достигать социального успеха и получать связанные с этим успехом блага. То есть человек чувствует удовлетворение от себя, уверенность и самоуважение.

Обратите внимание на три важных момента этого процесса.

Первый – результат должен принести удовлетворение, а не удовольствие. Можно заниматься делами или изучать какой-то вопрос, получая при этом удовольствие. Например, рисовать. Не профессионально заниматься рисованием, получая за свою работу деньги, а рисовать для себя, в качестве хобби и приятного времяпрепровождения.

От такого занятия удовольствие психика получит, а рос самооценки, только в случае, когда от рисунка возникнет удовлетворение. Допустим, от видных улучшений техники рисования, качества, реализации сложной идеи. То есть при условии роста возможностей, как качеств, определяющих социальный инструментарий человека.

3 фактора, влияющих на самооценку

Второй момент – результат должен получить адекватную оценку. Для этого система восприятия человека, должна быть максимально приближенной к реальности и освобожденной от иллюзий. Это самый тонкий момент, в работе самооценки, как процесса, способствующего мотивации человека и его целеполагания. Восприятие большинства людей сильно искажено психологическими защитами. Которые искривляют реальность и мешают правильно оценить результат деятельности.

Например, человек ставит задачу первый раз в жизни испечь блины. Купив по рецепту нужные продукты, просмотрев ролик на Ютюбе, вдохновенно берется за жарку. Блины у него комом, подгорают или непропекаются, сам он обжигается, и тут он психует и бросает это занятие. Защита может сработать как – « и не больно хотелось этих блинов». Или: « рецепт плохой». Или «сковорода не та».

Или «сегодня не мой день». Или « ну да, не мужское это занятие». И тому подобное.

Все эти иллюзии помешают ему сделать адекватный вывод и оценить свои действия как неудачные и принять адекватное решение – поучиться у кого-то, больше потратить времени на приготовление и т.д. И помешают развить возможности и, фактически, приобрести нормальный и полезный навык. Просто закроют для него это направление развития. Но, защитят от сиюминутного переживания «криворукости» и неумелости.

Такие ситуации служат для подкрепления неадекватной самооценки. Которая на сознательном плане останется на том же уровне и даже растет, так как психологическая защита уберегла от осознания поражения. А на бессознательном плане будут вести к снижению реальной самооценки. Потому что, на этом плане. Свободном от действия защиты, психика знает правду о происходящем с человеком и его реальных возможностях.

Такой человек будет ощущать внутреннюю тревогу и беспокойство, страхи и неуверенность. Которые будут требовать наращивания компенсаторных психических защит.

Например, не просто «не больно и хотелось этих блинов», а «те, кто питаются блинами – свиньи и не следят за тем, что тянут в рот». Не просто « рецепт плохой», а «кругом идиоты, даже рецепта блинов нормального дать не могут». Не просто: «сегодня не мой день», а « у меня особые взаимоотношения с миром, который дает мне особые способности в нужное время». И не «не мужское это дело готовить», а «кругом полно баб, которые будут счастливы печь мне блины, как только я их позову».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today