18 июля 2002 года была утверждена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Российские школы начали работать по новому образовательному стандарту, который предусматривал углубленное изучение определенных предметов в профильных классах. Это был один из способов решения проблемы учащихся, которые окончив профессиональное обучение, не шли работать по специальности. 20 лет спустя классы профильного обучения – это неотъемлемая часть российской системы образования. Узнаем, какие бывают профильные классы, действительно ли они настолько эффективны и как можно в них попасть.
Профильный класс – это …
Что такое профильный класс и зачем он нужен
Профильный класс – это обучение на уровне среднего общего образования (10-11 классы), благодаря которому ученики глубоко и всесторонне изучают только интересующие их предметные области, а другие предметы изучаются на базовом уровне. Профильные, или предпрофессиональные, классы призваны сделать обучение более личностно-ориентированным и эффективным.
Типы 1 и 11 классов в школе : #shorts
Основные цели профильного обучения согласно ФГОС нового поколения:
- подготовка обучающихся к будущему профессиональному образованию;
- развитие индивидуальных способностей, путем создания развивающей образовательной среды, отвечающей личностным, психологическим и интеллектуальным потребностям учащегося.
Также учебные программы профильных классов обеспечивают преемственность старшей школы и высшего профессионального образования.
Какие бывают профили
Есть 5 основных профилей:
- естественно-научный;
- гуманитарный;
- социально-экономический;
- технологический;
- универсальный.
Виды профильных классов
В Москве существуют специальные проекты Департамента образования и науки города Москвы (ДОНМ), которые соответствуют каждому из профилей:
Естественно-научный | Медицинский класс в московской школе; |
Медиакласс в московской школе;
В каждой школе профильные классы регламентируются приказом директора образовательной организации на основании решения Управляющего и Педагогического советов. Дополнительно школа должна заключить договор с ВУЗом о взаимном сотрудничестве. Также для полноценного функционирования профильных классов нужны кадровые, материально-технические и финансовые ресурсы. Поэтому не в каждой районной школе есть полный набор профильных классов.
Типы УЧЕНИКОВ в ШКОЛЕ !
Если в вашей школе нет выбранного профиля, то стоит обратить внимание на другие учебные заведения, которые ответят вашим критериям. В некоторых школах Москвы вы найдете следующие направления:
– архитектура и живопись, где происходит углубленное изучение художественных дисциплин: рисунок, черчение, композиция, история искусств архитектуры;
– журналистика включает изучение гуманитарных наук, а также подразумевает участие в творческих проектах, где происходит создание школьного радио, газеты, неформального веб-сайта и новостного портала;
– театр и кино предусматривает обучение основам актерского мастерства и подготовки творческого конкурса в театральные вузы;
– спорт предполагает углубленные занятия физической культурой и участие в различных спортивных мероприятиях;
– китайский язык помогает углубленно изучить культуру языка и связать свою жизнь с ним, поступив в ВУЗ по данному профилю.
Нередко можно услышать о «профильных математических классах». Однако, такого официального термина не существует. Чаще всего под этим названием подразумевают углубленное изучение математики в 7 – 9 классах общеобразовательной школы. Во всех официальных документах такие классы называются «предпрофильными», или «допредпрофессиональными». Под эти задачи разработан проект “Математическая вертикаль”.
Причины профилизации образования
1) Переход на профильное обучение был продиктован социальной необходимостью. Общий общеобразовательный профиль не позволял выпускникам школ хорошо подготовиться к экзаменам в ВУЗ, не давал глубоких и широких знаний в нужной области для удачного поступления. Школьники были вынуждены ходить на дополнительные (платные) курсы, занятия, уроки с репетитором, чтобы “подтянуть” знания и попасть на бюджетные места в ВУЗ.
2) Большая нагрузка и нехватка времени. Те, кто увлекался физикой, были вынуждены тратить свое время на изучение литературы, что лишало их возможности полностью посвятить себя любимому предмету.
3) Во всех развитых странах общее образование на старшей ступени профильное. Примечательно, что в некоторых странах старшая профильная школа имеет даже отдельное название. В США, например, она называется High school, а во Франции – Lycée.
Как поступить в профильный класс
Набор учащихся начинается в июне и заканчивается 31 августа. На основании Федерального закона от 29.12.2012 года No273-ФР «Об образовании в Российской Федерации» формирование 10-х профильных классов осуществляется по конкурсному отбору. Правила приема в профильные классы регулируются законодательством РФ и локальными нормативными актами образовательной организации.
- Результаты ОГЭ по математике и русскому;
- Результаты ОГЭ по профилирующим предметам;
- Средний балл за год по профилирующим предметам (результаты промежуточной аттестации)
- Портфолио (дипломы, медали, грамоты, исследовательские работы)
- *Результаты мониторинга МЦКО;
- *Волонтерская деятельность и мотивационное письмо (для медицинского класса)
Приказ Департамента образования и науки города москвы от 31 августа 2021 №443 «Об утверждении стандартов городских проектов предпрофессионального образования и проекта «Школа старшеклассников» в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы»
Порядок подачи документов:
- Заявление об участие в отборе в профильный класс;
- Согласие на обработку персональных данных;
- Копии документа, удостоверяющего личность законного представителя ребенка;
- Копии свидетельства о рождении ребенка;
- Копии документа о регистрации ребенка;
- Копии документов, подтверждающих льготы (при наличии);
- Копии документов, подтверждающих соответствие критериям приема
Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 06 мая 2022 № 376 «Об утверждении Примерных правил приёма граждан в предпрофессиональные классы государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы
Документы можно подавать в несколько предпрофессиональных классов сразу.
Как строится обучение в профильных 10 – 11 классах
Структура учебной программы
В программу входят:
- базовые обязательные предметы (математика, история, русский язык, иностранные языки, литература, физкультура, ОБЖ);
- профилирующие предметы (основной упор при углубленном изучении, например, в химико-биологическом классе это будут химия и биология, в инженерно-технологическом — информатика, физика и математика, в социальном — математика и обществознание);
- элективные курсы – курсы, обязательные для посещения по выбору учащихся. Элективные курсы, в свою очередь, делятся на 2 вида.
- поддерживающие изучение основных профильных предметов. Например, “Математическая статистика”.
- внутрипрофильная специализация. Например, “Основы менеджмента”.
Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20. В каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа.
Пример расписания
Пример расписания в профильных 10 классах разной направленности в московской школе:
понедельник | География Обществознание Родной язык Английский язык Биология Биология |
ОБЖ Информатика Физ-ра География История Алгебра |
вторник | Русский язык Литература Английский язык Физ-ра Английский язык Алгебра Информатика |
Русский язык Элективный курс Сквозной курс Проект Литература Литература Английский язык |
среда | ОБЖ Английский язык Алгебра Химия Физ-ра Обществознание География |
Английский язык Обществознание Литература Литература География Английский язык Родной язык |
четверг | Элективный курс Физика История Алгебра Алгебра История Биология |
Элективный курс Алгебра Обществознание Сквозной курс Литература Русский язык Геометрия |
пятница | Элективный курс Физика Проект Геометрия Химия Химия Геометрия |
Алгебра Биология Физ-ра Английский язык Английский язык Геометрия История |
Участие в олимпиадах
Занимаясь в профильном классе, школьники получают до 4х дополнительных часов в неделю по профилирующим предметам + часы элективов. Кроме того, программа обучения в профильных классах включает участие в основных олимпиадах. Предметные олимпиады стали более востребованы с развитием профильного обучения. Перечень статусных олимпиад утверждается Минобрнауки ежегодно.
Все олимпиады и конкурсы, входящие в перечень Минобрнауки РФ, дают особые права при поступлении в российские вузы. Ученики профильных классов и школ чаще занимают призовые места на олимпиадах.
Большие возможности для будущих выпускников открывают также и онлайн олимпиады , вплоть до поступления в ВУЗ. Ведь бюджетное место в вузе – заветная мечта современного школьника. Учась на бюджете можно не только не оплачивать учебу, но и получать стипендию. Классы профильного уровня – верный путь к осуществлению мечты.
Как выбрать профильный класс
Несмотря на то, что распределение по профильным классам начинается в 10 классе, об этом стоит подумать заранее. Родителям необходимо провести подготовительную работу и пообщаться с ребенком о том, какие предметы ему нравятся больше и кем он себя видит после школы.
Иногда простой разговор с ребенком может помочь выявить его склонности в обучении. Однако, если ребенку трудно определиться, ответить на вопросы о выборе будущей профессии, можно пройти тест на профориентацию и, исходя из результатов, сделать выбор.
Что делать, если ребенку сложно выбирать или сфера интересов не вписывается в рамки других профилей? Для этого существует универсальный класс, где изучаются базовые предметы.
Универсальный профиль позволяет школьнику ограничиться только изучением базовых предметов: русский язык, математика, ин.яз., история, обществоведение, естествознание, физ-ра, информатика, технология.
Необходимо как можно раньше уделить особое внимание профессиональному самоопределению школьника. Не забывайте, что распределение по профильным классам зависит также от результатов ОГЭ, который сдается после 9 класса. Если результаты будут ниже, то вас могут не взять в профильный класс. Поэтому тут стоит подумать об услугах репетитора или самостоятельной работе по изучению необходимых предметов.
Бывают ситуации, когда только к концу 10 класса ребенок понял, что ему интересно. Сможет ли он перейти в профильный 11 класс? Конечно да, при соблюдении условий поступления в профильный класс, перечисленных выше.
Отличия профильного класса от обычного
+ больше времени уделяется предметам с узкой направленностью;
+ участие в олимпиадах и исследовательских/ творческих проектах;
+ приоритетное распределение учебного времени;
+ высокие шансы на удачную сдачу ЕГЭ;
+ непрерывность индивидуальной образовательной траектории;
+ укреплению мнения о правильном выборе профессии.
Это хорошая возможность, погрузившись в выбранную область, определиться, хочется ли связать с этим всю свою жизнь. Ведь, если профиль будет не интересен, лучше понять это раньше. При большом желании и соответствующих способностях наличие базового и профильных классов в школе дают возможность менять свой индивидуальный образовательный маршрут. Лучше попробовать разные направления в школе, подумать, что увлекает, чем продолжить обучение в ВУЗе и понять, что это “не твое”.
Профильные классы дают огромное преимущество ученикам, которые в поиске своего профессионального пути. Но для этого необходимо ответственно подойти к выбору профиля и подготовки к поступлению в выбранный класс! А как это сделать, вы уже знаете!
Источник: otli4niki.ru
Какие бывают школы
В статье рассказывается, какой может быть школа для детей с синдромом Дауна – специальная (коррекционная) школа, интеграционная школа, частная школа, школа для детей с ослабленным здоровьем и школа надомного обучения.
Источник:
Правообладатель:
Школьные годы — длительный, важный этап в жизни каждого человека. В школе мы учимся самостоятельности, учимся дружить, общаться, приобретаем разнообразные знания, умения и навыки. Трудно переоценить значение школы для ребенка и его семьи. Вопрос школьного обучения актуален для многих родителей, поэтому мы и решили дать место ему на страницах нашего вестника.
С этого номера мы начинаем описание существующих форм школьного обучения. Представленная информация не является исчерпывающей, каждая из форм получения образования требует отдельного рассмотрения и уточнения, и в будущем мы планируем продолжить публикацию материалов на школьную тему.
Итак, на сегодняшний день в России для ребенка с особенностями развития существует несколько возможностей получения школьного образования.
Специальные (коррекционные) школы
Существует 8 видов специальных (коррекционных) школ для детей с различными особенностями развития:
I и II вида — для детей с нарушениями слуха;
III и IV вида — для детей с нарушениями зрения;
V вида — для детей с нарушениями речи;
VI вида — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
VII вида — для детей с задержкой психического развития;
VIII вида — для детей с нарушениями интеллектуального развития.
Специальные школы имеют целый ряд достоинств — таких, как специально составленная программа обучения, охранительный режим учебных занятий, подготовка к трудовой деятельности и многое другое. В таких школах работают специалисты, знающие особенности детей и владеющие специальными методами обучения. Выпускники специальных школ получают достаточно разностороннюю образовательную и профессиональную подготовку.
Исторически в нашей стране сложилось так, что специальная школа ориентирована на довольно высокий уровень знаний по различным учебным предметам и предъявляет к ученикам ряд определенных требований, вследствие чего раньше в них не всегда принимали детей с синдромом Дауна. Однако на сегодняшний день большинство детей с синдромом Дауна обучаются в школах VIII вида.
Нужно отметить, что специальные школы — это часто школы-интернаты. Это связано с тем, что они нередко находятся далеко от места жительства семей, и каждый день добираться до школы сложно.
Интеграционные школы
Интеграция — направление в области развития образования, существующее в разных странах мира. При интеграционном обучении дети с особенностями развития и обычные дети обучаются совместно.
В последнее время в России появился пришедший к нам из западных стран термин «инклюзивное обучение», синоним термина «интеграционное обучение». Целью такой формы обучения является интеграция ребенка с особенностями развития в общество, что сегодня означает предоставление ему прав и возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая образование) вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих отклонения в развитии.
Для ряда стран инклюзия стала реальностью, однако в нашей стране и сейчас существуют причины, препятствующие ее внедрению.
Пожалуй, главной причиной является то, что в России интеграционное обучение появилось значительно позже, чем на Западе, и в принципиально иных условиях. На Западе процесс интеграции регулируется законодательством, в России же интеграционное обучение не имеет под собой четкой законодательной базы и существует только на уровне обсуждения, проектов и отдельных примеров. Отношение общества к интеграции детей с особенностями развития тоже является проблемой: наши сограждане еще не готовы к принятию повсеместной интеграционной практики. Кроме этого, к работе в условиях интеграционного обучения недостаточно подготовлены также и учителя обычных школ, и учителя-дефектологи.
При этом следует подчеркнуть, что существуют различные формы интеграционного обучения в системе специального и общего образования:
- в обычном классе общеобразовательной школы с получением индивидуальной помощи учителя;
- в коррекционном классе общеобразовательной школы;
- в специальном классе в специальной (коррекционной) школе (фактически это интеграция внутри системы специального образования).
Важно, чтобы форма обучения соответствовала образовательным потребностям ребенка. Если этого не происходит и ребенок не получает необходимой психолого-педагогической поддержки, то условия не благоприятны для получения образования, что приводит к появлению у него дополнительных трудностей. Нужно об этом помнить и понимать, что простое помещение ребенка в обычный класс — это искаженная форма интеграции, которая не принесет ожидаемых результатов.
Частные школы и образовательные центры
Кроме специализированного и интеграционного обучения, существует возможность обучения в негосударственных частных школах и образовательных центрах. Часто в их работе используются нетрадиционные методы и приемы, например, приемы артпедагогики (театрализация, танец, керамика, рисование и др.) Подобное обучение обычно платное.
Школы для детей с ослабленным здоровьем и школы надомного обучения
Это имеющие свою специфику школы, не входящие в список специальных (коррекционных) школ.
Школа для детей с ослабленным здоровьем — это по сути общеобразовательная школа, но с особым, охранительным режимом занятий.
В школе надомного обучения учитель приходит к ребенку домой несколько раз в неделю либо с ним занимаются в школе индивидуально или в небольших группах не более 2-3 раз в неделю. При этом большую часть материала нужно проходить и отрабатывать самостоятельно.
В нашей стране есть редкие примеры обучения детей с синдромом Дауна в школах такого типа.
Отделения надомного обучения существуют также на базе нескольких специальных и общеобразовательных школ.
Теперь, когда вы получили некоторое представление о существующих формах школьного образования, хотелось бы дать вам несколько советов.
Очень важно заявить в местное управление образования о своем желании отдать ребенка в школу. И сделать это нужно заблаговременно.
Помните, что во всем мире двигателем развития образования детей с особыми потребностями всегда были их родители, и поэтому ваша инициатива и готовность отстаивать право своего ребенка на образование очень важны! Право на образование — конституционное право каждого человека, и если в органы управления образования регулярно будут поступать заявления и вопросы о возможности обучения детей с синдромом Дауна, то наша образовательная система вынуждена будет их решать.
Кроме заявления в местное управление образования, мы рекомендуем семье ребенка самой активно заняться поиском подходящей школы. Узнайте, какие школы есть в вашем городе, районе. Подумайте, до какой школы удобнее добираться. Это немаловажный фактор: если на дорогу в школу уходит много времени и сил, это отрицательно сказывается на процессе обучения.
Предварительно оценив школы, побывайте в них, познакомьтесь с администрацией, с учителями. Расскажите о своем ребенке, о его особенностях, успехах, о трудностях, возникающих у него в процессе обучения. Задайте волнующие и интересующие вас вопросы.
Это очень важно, потому что кроме официальной процедуры устройства в учебное заведение, многое определяется личным знакомством со школой и работающими в ней людьми. И в конечном итоге именно то, какие учителя будут работать с вашим ребенком, определит учебный процесс. Ваша заинтересованность и готовность помогать и участвовать в жизни школы, скорее всего, будет встречена с одобрением и благодарностью.
Источник: downsideup.org