Отходную молитву читают у постели умирающего, когда приходит его время. Ее может прочесть как служитель Церкви, так и мирянин.
Существует несколько церковных обрядов, призванных подготовить человека к смерти. Христиане перед кончиной исповедуются, принимают Причастие, также проводится и соборование. Но есть еще один важный ритуал — чтение отходной молитвы в момент, когда душа уже готова покинуть бренную оболочку. В этой статье мы не будем говорить подробно о том, из каких частей состоит чин, и о том, как он появился, а дадим ответы на самые распространенные вопросы.
Полный текст отходной молитвы приведен на православном портале «Азбука веры».
В какой момент нужно начинать читать отходную молитву?
Если человек умирает от болезни, приближение кончины вполне можно предсказать по внешним признакам. На его лице появляется так называемая маска Гиппократа: черты заостряются, губы белеют, появляется восковая бледность, кожа стягивается. В этот момент и нужно начинать читать канон.
Как помочь умирающему?
Перед этим необходимо поднести к губам умирающего крест, а потом установить его таким образом, чтобы человек мог видеть символ своей веры: считается, что, глядя на распятие, христианин вспоминает об искупительной жертве Спасителя и укрепляется духом.
Может ли мирянин читать отходную молитву?
Обычно, если человек был верующим, родственники приглашают священника, чтобы тот исповедал и причастил умирающего, а затем молился у смертного одра. Однако не всегда есть такая возможность. Например, если христианин умирает в мусульманской стране, найти православного священника будет затруднительно. Но какой бы ни была причина, Церковь позволяет мирянам прочесть отходную молитву.
Канон читается точно так же, как если бы его читал клирик, только начальный возглас звучит иначе: «По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».
Можно ли читать отходную молитву, если вы не рядом с умирающим?
Прошли те времена, когда люди умирали в кругу многочисленных родственников. Даже самые близкие могут оказаться далеко в момент, когда человека настигнет смерть. Что делать, если член семьи умирает, а вы находитесь в другом городе или стране? Можно ли в этом случае прочесть отходную?
Конечно, Церковь рекомендует, по возможности, приехать к близким, но если сделать это не получается, помолиться можно и даже нужно. Дело в том, что ясность сознания перед смертью часто не сохраняется, и умирающий уже не в состоянии молиться за себя. Тогда священник или другой человек, читающий канон, берет на себя роль его представителя перед Богом. Любое заступничество в последние минуты жизни крайне важно, так что не стоит обращать внимания на расстояние.
Можно ли прочитать отходную молитву своими словами, если нет времени?
Вряд ли многие христиане, даже очень верующие, знают этот чин. В обычной жизни он не нужен. И хотя текст легко найти в интернете, не всегда есть время это сделать, да и растерянность в такой час может заставить забыть о доступности информации.
О молитве за тяжело больного
Конечно, желательно читать по канону. Но если молитва нужна здесь и сейчас, своими словами тоже можно воззвать к Богу. Священники рекомендуют делать это следующим образом:
- Поблагодарить Господа за все хорошее, что есть в вашей жизни.
- Покаяться в собственных прегрешениях.
- Попросить о помощи и заступничестве за душу умершего.
Считается, что если молитва исходит от сердца, то она будет услышана, какими бы словами ее ни произносили. Искреннее желание помочь всегда идет во благо душе.
Нужно ли дочитывать отходную молитву до конца, если человек уже умер?
После смерти человека читают уже другие молитвы. Отходная — самая первая, а дальше священник совершает иерейское богослужение, которое мирянам проводить уже не полагается, и потом читаются заупокойные молитвы.
Но отходную молитву никогда не прерывают, даже если умирающий скончался раньше, чем были произнесены последние слова. Когда такое происходит, отходную завершают словами: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего».
Поможет ли отходная молитва, если родственник долго мучается?
Не всегда смерть бывает легкой. К сожалению, довольно часто кончине предшествует мучительная агония. Смотреть на это родным порой невыносимо, и многие прибегают к отходной как к средству завершить мучения. Но это неправильно.
Отходная молитва предназначена для того, чтобы подготовить душу к последнему путешествию. Для облегчения страданий читают другой канон под названием: «Канон, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет».
Главное, о чем следует помнить, если вы хотите прибегнуть к помощи молитв: Церковь не молится за некрещенных! Если человек принадлежит к другой конфессии, нужно пригласить священнослужителя, который проведет обряд по его вере.
Материалы по теме:
справочные телефоны (495) 642-28-83
круглосуточно (495) 642-28-84
Источник: www.mos-ritual.ru
Конец жизни человека
Как молиться за умирающего человека? При конце жизни человека, при отходе его из этого мира над ним читается особый канон – собрание песен-молитв, составленное по определенному правилу. «Канон» – слово греческое, в переводе означает «правило».
В «Православном молитвослове» этот канон называется так: «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Этот канон читается «от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати» (говорить), обыкновенно он называется отходною (молитвою).
Вот несколько тропарей (молитв-прошений) из этого умилительного канона, данных в переводе на русский язык.
«Уста мои молчат, и язык ничего не говорит, но сердце вещает: потому что, снедая его, внутри меня разгорается огонь сокрушения и призывает неизреченными словами Тебя, Пресвятая Дево» (песнь 6).
«Ночь смертная, мрачная, безлунная меня постигла неготового, она пропускает меня, неприготовленного к долгому страшному пути: да сопутствует мне Твоя милость, Владычице» (песнь 7).
«Видя близкий конец своей жизни, вспоминая непотребные (безуместные) мысли, поступки (деяния) души моей, люто (безжалостно) уязвляюсь стрелами совести. Но Ты, Всечистая, милостиво склонившись к душе моей, будь мне (за меня) ходатаицей пред Господом» (песнь 9).
Как читать канон над умирающим человеком? Молитвы и прошения, перед которыми есть примечания: «иерей» (священник), «Молитва, от иерея глаголемая» или «Посем начинает иерей», – мирянами не читаются.
Канон предваряется чтением предначинательных молитв, кратко обозначаемых в молитвослове: Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Далее канон читается по указанному в молитвослове порядку.
В каноне девять песен. Песнь вторая не читается. В каждой из песен есть коротенькие молитвы-тропари (обращения к Богу, Пресвятой Богородице). Перед ними читается припев (см. песнь 1). Перед ирмосом (первой молитвой каждой песни) припев не читается.
Если перед началом тропаря стоит «Слава:», то читать следует: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», если «И ныне:» – «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».
В конце канона читают молитвы: Достойно есть. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш. Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды).
Для чего читается отходная? В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха, томления. По свидетельствам святых отцов, человеку бывает страшно при разлучении души с телом: особенно тяжело душе первые три дня вне тела. При выходе из тела душа встречает Ангела хранителя, данного ей при Святом Крещении, и духов злобы (бесов). Вид последних так ужасен, что душа мечется и трепещет при виде их.
Канон читается родными или близкими над умирающим человеком, чтобы облегчить душе выход из тела.
Родным и друзьям умирающего нужно быть мужественными, дабы, попрощавшись с любимым человеком, постараться молитвой облегчить не столько телесные, сколько душевные его страдания.
Источник: azbyka.ru
Какие молитвы читать над умирающим человеком
В своей известной книге «Переход» П. Калиновский пишет: «…Жизнь человека на земле — это только начало, только подготовка к тому, что ждет нас всех после смерти тела. Начатое здесь будет продолжаться там; [за порогом смерти нас] …ждут …ответственность и возмездие за сделанное во время земной жизни. Об этом говорят все великие религии. [Поэтому] …очень важно перейти порог в состоянии беззлобности, умиротворенности и покоя, не унося с собой ни одного темного пятна на своей совести.
Христианство всегда знало это, поэтому и советовало каждому перед смертью исповедаться и причаститься. Состояние личности в момент смерти важнее всей предыдущей жизни человека.
Об этом говорит и евангельское повествование от Луки (см.: Лк. 23, 32–33, 39–43) о разбойниках. Вот оно: Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Жизнь разбойника была плохой, но раскаяние в последние часы перед смертью обещает хорошее начало будущего существования <. >» [1]
Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения. Родственники тяжелобольного обязаны позаботиться о том, чтобы во все протяжение болезни член Церкви не оставался лишенным этих христианских Таинств. Если болезнь продолжительна, нужно попросить священника из ближайшего храма посещать больного для регулярного совершения над ним Таинств. Когда же конец жизни человека видимо приближается, нужно срочно позвать священника для напутствия умирающего в жизнь вечную.
У одра умирающего священник заботится о том, чтобы у него не осталось на совести какого-либо забытого или неисповеданного греха или злобы к кому-либо из близких. Поэтому, если умирающий находится в сознании, священник задает ему соответствующие вопросы для исповеди в такой форме, чтобы ответ мог быть односложным. Конечно, такая исповедь в форме вопросов не может быть полной и всеобъемлющей: она должна быть заключительной, последней, которой предшествовало бы подробное и полное очищение совести больного в те дни, когда он был еще способен на тщательную исповедь. И об этом также должны были позаботиться родственники умирающего.
После совершения Таинства Покаяния священник приобщает умирающего запасными Святыми Дарами, которые он приносит в специальной дароносице. Церковные каноны, заботясь о доброй христианской кончине человека и соединении его со Христом Спасителем, в предсмертные часы дозволяют причащать умирающих даже после принятия лекарств и вкушения пищи [2], а женщин — и в период месячного или родильного очищения (чего не дозволяется совершать над лицами, не находящимися в смертельной опасности).
Однако правила запрещают причащать Святых Таин людей, впавших в беспамятство или безумие, до их выздоровления, кроме смертных случаев [3]. В исключительных случаях можно приобщать и беснуемых, при условии, если они в бесновании не богохульствуют [4].
Как во время болезни, так и пред самой кончиною, над христианином целесообразно совершать Таинство Елеосвящения, предавая в руце Божии жизнь болящего. Болен ли кто из вас,— пишет апостол,— пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14–15). По верованию Православной Церкви, Елеосвящение — это Таинство, в котором при помазании освященным елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.
В этом Таинстве христианину прощаются те грехи, о которых он забыл или которых по неведению и невниманию не считает за грех. Вот что пишет о Таинстве Соборования Московский святитель Филарет: «Из слов Апостола (Болен ли кто из вас… и т. д. — Иак. 5, 14–15) видно, что Таинство Елеопомазания имеет двоякий плод: 1) отпущение грехов, и 2) выздоровление болящего: и воздвигнет его Господь. Таким образом, на точном основании Священного Писания Православная Церковь учит, что Елеопомазание может быть совершаемо как над приближающимся к смерти для испрошения ему прощения грехов, так и над всяким больным для испрошения ему прощения грехов и выздоровления от болезни <. >» [5].
Канон на исход души
Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в молитвах. Может быть, умирающий уже не слышит молитвословий, но, как при крещении младенца отсутствие у него сознания не умаляет благодатного действия Таинства, так и затухание сознания не препятствует спасению отходящей души по вере и молитве близких, собравшихся у его смертного одра.
Церковь, имевшая попечение о каждом православном с момента его рождения, не может оставить его и в этот последний страшный час. В лице духовника умирающего она спешит к его одру и прежде всего прилагает старание о том, чтобы у умирающего не осталось на совести какого-либо неисповеданного греха, в особенности злобы к кому-либо из братий.
А затем духовник от лица человека, с душою разлучающегося и не могущего глаголати, глаголет «Канон молебный ко Господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице, Матери Господней». Уста умирающего молчат и язык не глаголет, но сердце вещает: Огнь бо сокрушения внутрь возгорается и гласы немолчными призывают прежде всего Матерь Господню [6]. Канон на исход души преисполнен этими вещаниями от сердца умирающего, который хорошо сознает, что «нощь смертная постиже (его) неготова, мрачна же и безлунна, препущающи неприготовлена к долгому оному пути страшному» [7]. По 6-й песни канона — кондак Великого канона, побуждающий душу умирающего воспрянуть, пока еще не поздно, как разбойник благоразумный в последний момент воздохнуть о своих грехах и воззвать ко Господу, да пощадит Христос Бог: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши, конец приближается, и нужда ти молвити: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, Иже везде сый и вся исполняяй» [8].
За кондаком следует и икос того же Великого канона, утешающий трепещущую душу тем, что «Христова врачебница всем открыта», всем дана возможность очищать душу свою исповеданием грехов своих и Таинством Покаяния [9], что и сам диавол, видя эту «врачебницу… пострадав уязвися», и в сознании своего бессилия признается: «убивает мя Вифлеемлянин, Иже везде сый и вся исполняяй» [10].
Все последование заканчивается молитвою от иерея, глаголемой на исход души, о разрешении ее от всяких уз, освобождения от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.
Чин на разлучение души от тела
Кроме «Канона на исход души» в Большом Требнике и в «Иерейском молитвослове» есть другой умилительный канон, творение Андрея Критского, который входит в «Чин, бываемый на разрешение души от тела, внегда человек долго страждет». Большие страдания умирающего побуждают усилить молитву: душа долго страждущего молитвенно ищет помощи у всей Церкви небесной и земной, призывает «ангельстии собори, и человецы вси христолюбцы» [11], «всех благочестиво в житии поживших», призывает «вси земнии концы совоздохнуть и соплакать». В особенности обращается она к добрым друзьям и знакомым, к возлюбленным братиям, просит их в «память еже к ним дружбы» молить Христа о ней, просит всех их явить благоутробие, оказать милосердие к ней, злосчастной и окаянной, ибо она верит в силу молитвы Церкви: «Если бы вси единем гласом провещали бысте к Владыце, тьмы избавили мя бысте».
В конце Чина приводятся две молитвы: первая «о душе судимей», та самая, что и в «Каноне на исход души», только с некоторыми небольшими сокращениями. Вторая молитва — «О долго страждущем умрети» — нарочитая молитва. В ней прежде всего раскрывается та мысль, что смерть дана Господом как средство против развития зла. Неизреченною мудростию созданный от персти Адам был украшен образом Божиим и добротою и как честное и небесное стяжание предназначался к постоянному славословию и благолепию Божией славы и Царства, «но понеже заповедь преступи и Божия Его повеления, приим образ и не сохранив» и таким образом в свою богоподобную природу человек внес начало зла, «сего ради, да не зло безсмертное будет», Господь по человеколюбию лишил человека бессмертия по телу, установил разлучение души от тела, причем тело обращается в то, из чего образовано было, то есть в землю, а душа, вдохнутая Господом, возвращается к Нему, и в определенном Им месте пребывает «даже до общего воскресения». Присутствуя теперь при таком разлучении души от тела одного из рабов Божиих, «долгостраждущего умрети», служитель Божий со смиренным сознанием своего личного недостоинства, но дерзновенно как представитель Церкви просит Господа разрешить сему рабу его нестерпимые болезни и содержащие его немощи горькие и упокоить его, идеже праведных дуси.
Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут (и должны) быть прочитаны у одра умирающего мирянином, разумеется, с соответствующей заменой возгласов и опущением молитвы, предназначенных для чтения только от иерея. И кроме положенных в богослужебных книгах канонов близким умирающего должно молиться об отходящем брате.
По книгам:
1. Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М., 1991. С. 169–176;
2. Со святыми упокой: О церковном поминовении усопших: Сборник / Сост. мон. Иулиания (Самсонова). Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2007.
[1] Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М., 1991. С. 37–38.
[2] Кормчая книга. Ч. II; Номоканона пункт 166.
[3] Служебник. Известие учительное о подаянии и приятии Божественных Таин.
[4] Правило 3-е Тимофея, архиеп. Александрийского (Кормчая книга. Ч. I).
[5] Филарет, митр. Московский и Коломенский. Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам: В 5 т. Т. V. Ч. 2. СПб., 1888. С. 558.
[6] См.: Канон на исход души. Песнь 6, тропарь 1.
[7] Ср.: Канон на исход души. Песнь 7, тропарь 1.
[8] Кондак по 6-й песни канона, творение прп. Андрея Критского.
[9] Ср. с увещанием пред исповедью: «Пришел еси во врачебницу».
[10] Канон на исход души. По 6-й песни икос.
[11] Здесь далее цитаты из «Канона на разлучение души…»..
Источник: eparhia-saratov.ru