Тахаджуд намаз — намаз, совершаемый в последнюю треть ночи, особенно дорог тем мусульманам, которые хотят еще более приблизиться к Богу, соблюдая дополнительные акты поклонения.
Количество рака’ат: от 2 (лучше 4) до 12 рака’ат по желанию.
Время выполнения: желательно выполнять в последнюю треть ночи до наступления времени утреннего намаза (аль-фаджр).
Выполнять в сочетании двух или четырех рака’ат, а нията достаточно одного. Но если кто-то сомневается, что встанет ночью, то может сделать намаз-тахаджуд поздно вечером после пятого намаза (аль-‘иша). Но вознаграждение в этом случае, конечно, будет меньше.
Изречения Посланника Аллаха (соллаллаху алейхи ва саллям):
«Лучший намаз из дополнительных намазов — это намаз, выполняемый глубокой ночью — намаз-тахаджуд» (передал Ахмад).
«Выполнение ночного намаза-тахаджуд приблизит читающего к Аллаху, защитит от зла и очистит от болезней».
«Вероятность принятия Всевышним ваших ду’а увеличивается к середине ночи».
НАМАЗ | БЫСТРО И ЛЕГКО НАУЧИТЬСЯ (для женщин) Ролик Асыл арна
«Здоровайся (т.е. говори ассаляму ‘алейкум) с окружающими, корми бедных, поддерживай тесную связь с родными и выполняй намаз, когда люди спят — и ты войдешь в Рай с миром».
«В каждой ночи есть такой момент, когда все то, о чем попросит человек в ду’а, Аллах выполнит» (передал Муслим).
«Намаз-тахаджуд будет удерживать человека от совершения грехов и приблизит к Аллаху» (передал Тирмизи).
«Намаз-тахаджуд удалит ужасы могилы». (передал ибн Маджа)
«Намаз-тахаджуд равен 4 рака’атам, выполненным в Лейлятуль-Кадр (передал Тибрани).
«Если встаете ночью, зная, что есть кто-то еще, кто тоже хочет выполнить этот намаз, то разбудите его».
«Намерение (ният) лучше сделать перед сном и потом, даже если проспишь (неумышленно), то все равно получишь вознаграждение, инша-Аллах».
Намаз-ишрак
Количество рака’ат: от 2 до 4.
Время выполнения: через 15-20 минут после полного восхода солнца. Хадис: Кто выполнит утренний намаз (фаджр) с группой и, продолжая сидеть на том же месте, читает зикр до восхода солнца, а потом выполнит 2 рака’ата намаза-ишрак, тот получит награду как за один Хадж и одну Умру (передал Тирмизи).
В хадисе от Тибрани говорится о выполнившем намаз-ишрак, что все его грехи будут прощены, и если он умрёт в этот же день, то окажется в Раю. А в хадисах от Тирмизи и Абу Дауда сказано, что Аллах станет помогать в выполнении работы в течение всего дня тому, кто выполнил намаз-ишрак.
Лучше всего выполнить намаз-ишрак как описано в первом из приведённых хадисов, тем не менее намаз-ишрак можно также прочесть через 15-20 минут после восхода солнца, даже если после утреннего намаза и до намаза-ишрак занимался не зикром, а земными делами. Но в таком случае награда, несомненно, будет меньше.
Великий исламский шейх Султан Баху (рахматуллах ‘алейх) передал в своём духовном наследии, что намаз-ишрак чрезвычайно важен. Своим последователям он советовал регулярно выполнять этот намаз, так как это приносит большое благословение — в моменты распространения первых солнечных лучей уровень духовности возрастает у тех, кто читает намаз-ишрак.
Что нужно выучить для Намаза | Рассказывает Коба Батуми
Намаз-духа’
Намаз-духа’ упоминается во многих хадисах.
Количество рака’ат: от 2 до 12. Лучше выполнять по 2 рака’ата отдельно.
Время: После полного восхода солнца, и желательно, чтобы 1/4 дня уже прошла до полудня. Время намаза продолжается до полудня.
Изречения Посланника Аллаха (соллаллаху алейхи ва саллям):
«Будут прощены прегрешения того, кто регулярно выполняет намаз-духа’. Кто выполняет 2 рака’ата намаза-духа’, тот не будет считаться ленивым; кто выполняет 4 рака’ата — тот будет среди преданных; кто выполняет 6 рака’ат, тот будет свободен от всех волнений в течение всего этого дня; кто выполняет 8 рака’ат, тот будет среди благочестивых, а тому, кто выпоамаз — опора религии[79][79]’.
Намаз способствует очищению души и тела. Совершая намаз, мусульманин охраняется от грехов и становится чистым рабом Аллаhа, достойным попадания в Рай.
Пророк Мухаммад, мир Ему, спросил: ‘Останется ли на вашем теле грязь, если вы будете пять раз купаться в реке, что течет у вас перед домом?’ Они ответили: ‘О Посланник Аллаhа, никакой грязи не останется’. На это Мухаммад, мир Ему, сказал: ‘И пятикратный намаз подобен этому: Аллаh намазом стирает грехи[80][80]’.
Намаз, зарождая в сердцах людей любовь к Создателю и страх перед Ним, охраняет от греховных действий. Эта истина доказана в Священном Коране.
Означает: ‘Читай (Мухаммад) Книгу Аллаhа и выстаивай молитву в совершенстве, ибо искренняя молитва удерживает от великих грехов и оберегает от всех прегрешений, которые законы Аллаhа запрещают[81][81]’
Тот, кто правильно выполняет намаз, отстраняет себя от грехов, укрепляет свою веру и открывает для себя путь в Рай. Так как мусульманин обязан соблюдать намаз, он также обязан научить намазу своих детей. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: ‘Как только ребенок достигнет семи лет, требуйте от него выполнения намаза[82][82]’.
ВРЕМЯ НАМАЗОВ
Существует пять обязательных намазов. Это намазы ас-субх (утренний), аз-зухр (полуденный), аль-аср (послеполуденный), аль-магриб (вечерний) и аль-ишаа (ночной). У каждого из них есть свое определенное время, в которое они должны выполняться. Это одно из условий. Нельзя выполнять намаз раньше его времени, также как нельзя без уважительной причины выполнять намаз позже его времени.
В обоих случаях это является большим грехом. Сказано в Священном Коране:
Означает: ‘Поистине, верующим молитва предписана в установленное время[83][83]’
О времени намаза Аллаh Всевышний сказал также в Коране:
Означающее: ‘Славьте Аллаhа, когда настанет вечер для вас и когда настанет утро. Ему — хвала на небесах и от вас на земле и ночью, и в полдень[84][84]’.
Время утреннего намаза ас-субх — начинается с появлением (истинный рассвет) светлой полосы на востоке параллельно горизонту, и заканчивается с появлением над горизонтом края солнечного диска.
Время полуденного намаза аз-зухр — начинается с момента, когда солнце отклоняется от зенита в сторону запада и тень начинает увеличиваться в сторону востока, и продолжается, пока длина тени от объекта не будет равна одной (или по высказыванию другого ученного — двум длинам) этого объекта.
Время послеполуденного намаза аль-аср — начинается, как только заканчивается намаз аз-зухр, и продолжается до полного захода солнца.
Время вечернего намаза аль-магриб — начинается после захода солнца и продолжается до исчезновения зарева заката или просвета после зарева.
Время ночного намаза аль-ишаа — начинается по окончании времени намаза аль-магриб и продолжается до наступления времени намаза ас-субх.
Время намаза аль-витр — это время ночного намаза, этот намаз читается после намаза аль-ишаа.
Время намаза аль-джум`а — это время намаза аз-зухр пятничного дня.
Время намаза ат-таравих — во время намаза аль-ишаа в месяце Рамадан.
Время праздничного намаза — начинается спустя примерно 50 минут после восхода солнца праздничного дня и продолжается до тех пор, пока солнце не достигнет зенита.
Время, когда нельзя читать намаз.
В сутках есть промежутки времени, в которые намазы не читаются. Время, когда нельзя читать:
1) во время восхода солнца;
2) когда солнце в зените;
3) при заходе солнца.
Примечание: во время захода солнца можно читать только намаз ‘аль-аср’ этого же дня, если он не был выполнен.
ВИДЫНАМАЗОВ
1. Фард — обязательные намазы.
2. Ваджиб — необходимые намазы.
3. Нафиль — дополнительные намазы.
Намазы фард:
Это пять ежедневных намазов, пятничный намаз аль-джум`а и намаз аль-джаназа (по усопшему). Выполнение этих намазов обязательно.
1. Намаз ас-субх (утренний): 2 рака`ата сунны, 2 рака`ата фарда.
2. Намаз аз-зухр (полуденный): 4 рака`ата сунны, 4 рака`ата фарда, 2 рака`ата сунны.
3. Намаз аль-аср (послеполуденный): 4 рака`ата сунны, гайри муаккада[85][85], 4 рака`ата фарда.
4. Намаз аль-магриб (вечерний): 3 рака`ата фарда, 2 рака`ата сунны.
5. Намаз аль-ишаа (ночной): 4 рака`ата сунны гайри муаккада, 4 рака`ата фарда, 2 рака`ата сунны.
Намазы, которые также обязательны,
помимо пятикратного намаза:
1. Намаз аль-джум`а (пятничный, обязателен для мужчин): 4 рака`ата сунны, 2 рака`ата фарда, 4 рака`ата сунны.
3. Намаз аль-джаназа (по усопшему) — это фард кифайя.
Намазы ваджиб:
Это намазы, выполнение которых необходимо.
1. Намаз аль-витр: 3 рака`ата
2. Праздничные намазы: 2 рака`ата
Нафиль-намазы — это дополнительные намазы, которые можно выполнять сверх обязательных намазов (фард-намазов).
Нафиль-намазы делятся:
1) Нафиль-намазы, которые совершаются дополнительно к фард-намазам;
К этим намазам относятся сунны намазы, которые совершаются до или после фардов, и намаз ат-таравих, который совершается каждую ночь во время месяца Рамадана.
2) Нафиль-намазы, которые совершаются независимо от фардов;
Нафиль-намазы также называются мустахабом или мандубом. Они совершаются в разное время с целью получения дополнительного сяваба.
Вот некоторые из них:
а) намаз ад-духа, который совершается после восхода солнца по истечении времени когда запрещается читать намаз; он состоит минимум из 2-х рака`атов, максимум из 12-ти рака`атов;
б) намаз ат-тахаджуд, который совершается после полуночи и состоит минимум из 2-х рака`атов, максимум из 12-ти рака`атов;
в) тахиятуль масджид, который совершается при посещении мечети, если это не запрещенное время; он состоит из 2-х рака`атов.
ФАРДЫНАМАЗА
Существует 12 фардов, которые необходимо выполнить, для того чтобы намаз был правильным: 6 из них — вне намаза, они являются условиями для совершения намаза; 6 фардов — в намазе, которые называются рукнами намаза.
Чтобы намаз был правильным, надо соблюдать все 12 фардов без исключения.
1. Очищение от хадаса[86][86], который удаляется совершением омовения (малым — вуду, или большим- гусулем).
2. Очищение от наджасы (нечистот) — это удаление нечистот с тела, одежды и места моления.
3. Прикрытие аурата. Мужчина должен быть прикрыт от пупка до колен включительно. У женщин должны быть прикрыты все части тела, кроме лица, кистей рук и стоп. (См. главу ‘Тасяттур’)
4. Направление на Кыблу. То есть — читать намаз, обратившись в сторону Кыблы. Кыбла — это Кааба, первое священное здание на земле, построенное для поклонения Аллаhу. Кааба находится в Мекке в мечети ‘Аль-Харам’.
5. Время. То есть — совершение намаза своевременно. Нельзя читать намаз до наступления или после окончания его времени.
6. Намерение. То есть — знать, какой намаз совершается, и вспомнить сердцем о нем. Произнесение вслух намерения — сунна.
РУКНЫНАМАЗА:
1. Такбиру-ль-ифтитах. Это произнесение такбира в начале намаза.
2. Кыям. Стояние во время намаза.
3. Кыраат. Чтение Корана во время стояния.
4. Руку’у. Поясной поклон настолько, чтобы руки были на уровне колен.
5. Суджуд. Земной поклон. Касание земли одновременно коленями, руками, лбом.
6. Ка`ида. Это сидение в конце намаза на протяжении времени чтения ‘Ат-тахият’.
Дополнительные молитвы до и после обязательных
Хвала Аллаху!
Ответом на вопрос служит хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), где он говорит: «Кто проявит настойчивость в совершении дополнительных 12 ракатов, тому Аллах постороит дом в Раю и это: 4 раката до (обязательной) полуденной молитвы и 2 раката после неё, 2 раката после закатной молитвы, 2 раката после вечерней молитвы и 2 раката перед утренней молитвы». Хадис привели Тирмизи (379) и др. в «Сахих аль-Джами» (6183).
Анбаса ибн Аби Суфйан передает от Умм Хабиби о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто совершит за день и ночь 12 ракатов, ему будет построен дом в Раю. Это – 4 раката до полуденной молитвы и 2 раката после неё, 2 раката после закатной молитвы, 2 раката после вечерней молитвы и 2 раката перед утренней молитвой».
Хадис приведен Тирмизи (380), который сказал, что хадис, переданный Анбасой от Умм Хабибы в этой главе, является достоверным, приведенным в «Сахих аль-Джами» (6362). Не существует дополнительных молитв для послеполуденной молитвы. Однако, совершение дополнительных 4 ракатов до неё является мустахабом (предпочтительным), не обладающими, при этом, ни степенью и ни наградой подобной постоянно совершаемым дополнительным молитвам. И эти 4 раката упоминаются в высказывании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который говорил: «Да помилует Аллах человека, совершающего молитву в 4 раката перед послеполуденной молитвой». Хадис приведен Тирмизи (395), который сказал: «хороший хадис».
Аль-Албани в «Сахих аль-Джами» (3493) также классифицировал хадис «хорошим». Все приведенные выше дополнительные молитвы в 4 раката совершаются по два раката, согласно Аш-Шафии и Ахмаду.
Аллаху ведомо лучше.
Шейх Мухаммaд Салих аль-Мунаджид
Источник: poisk-ru.ru
Какие молитвы надо знать для намаза
СОВМЕСТНАЯ МОЛИТВА
(ДЖАМААТ НАМАЗ)
Совместная молитва выполняется минимум двумя мусульманами, один из которых должен быть имамом. Для мужчин является сунной выполнять с джамаатом фарзы ежедневных пятикратных молитв. Совершать пятничные и праздничные молитвы совместно с джамаатом является фарзом (обязательным). О том, что за молитвы, совершенные с джамаатом, воздаются намного больше вознаграждений, говорится в хадис-и шарифах. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За совместную молитву воздается благо в 27 раз больше, чем за намаз, совершенный в одиночку.» Еще в одном хадис-и шарифе говорится: «Тому, кто тщательно совершив омовение отправится в одну из мечетей для совершения совместной молитвы, Всевышний Аллах вознаградит за каждый сделанный шаг. С каждым сделанным шагом, с его книги записей стирается один грех, и к тому же, человек поднимается на одну степень выше в Раю.»
Совместная молитва способствует укреплению братства и любви среди мусульман. Собравшиеся на молитву мусульмане общаются друг с другом. Здесь выясняется, кому нужна помощь, как можно решить проблему брата-мусульманина. Джамаат — прекрасный пример единства мусульман.
Для больного, инвалида, одноногого, неходячих пожилых людей и слепого человека идти в мечеть на совместную молитву не обязательно.
В совместно совершаемой молитве, тот, за кем совершается намаз, называется «имамом».К имаму и общине предъявляются определенные требования.
ТРЕБОВАНИЯ К ИМАМУ
Для того, чтобы быть имамом, необходимо соблюдать 6 условий. Молитва, совершенная за имамом, который не соответствует одному из этих условий, не будет принята.
1 – Быть мусульманином. Тот, кто не признает халифатство Абу Бакра и Умар-уль Фарука (радиаллаху анхума), не верит в мирадж, мучения в могиле не может быть имамом
2 – Быть совершеннолетним.
3 – Быть в здравом уме. Пьяный или слабоумный человек не может быть имамом.
4 – Быть мужчиной. Женщина не может быть имамом для мужчин.
5 – Должен уметь правильно прочитать хотя бы Фатиху и еще один аят. Тот, кто не смог запомнить один аят или заучив, не может произнести по всем правилам, напевает как песню, имамом быть не может.
6 – Не быть в извинительном состоянии. Человек, находящийся в извинительным состоянием, не может быть имамом для здоровых людей.
Имам должен читать Священный Коран по таджвиду. Читать аяты Корана красиво, значит читать по таджвиду. Молитва не совершается за имамами, которые небрежны к условиям молитвы. Хадис-и шариф: «Совершайте молитву за благочестивыми и порочными.» говорит не об имамах мечетей, а о правителях, которые разрешают совершать пятничную молитву.
Самый достойный мусульманин, который может стать имамом, тот, кто хорошо знает сунну [т.е. знания о религии]. Если таких людей несколько, то выбирают того, кто лучше всех читает Коран. Если и в этом все равны, то выбирают самого богобоязненного. Если же и в этом случае сложно выбрать кого-то одного, то предпочтение отдается самому старшему по возрасту.
Имамство раба, бедуина (необразованного), фасика (открыто совершающего грехи), слепого, незаконнорожденного является макрухом. Имам не должен растягивать молитву так, чтобы джамаат устал.
Если женщина одна, то ей нежелательно (макрух) совершать молитву с джамаатом.
Если в джамаате всего двое, то второй встает справа от имама. Если трое, то имам становится впереди, а двое сзади. Мужчина не совершает намаз за ребенком или женщиной.
За имамом встает ряд мужчин, за ними ряд детей, затем ряд женщин.
Если имам сделал намерение быть имамом и для женщин, и если рядом с мужчиной в одном ряду окажется женщина, то молитва мужчины будет нарушена. Если имам не делал намерение быть имамом для женщин, то у такого мужчины молитва не нарушится. А вот у женщин молитва не будет принята. Тому, кто совершает молитву на ногах, разрешено следовать за сидячим имамом.
Муким (житель местности) может следовать за имамом сафари (путником). Тот, кто совершает фарз, не может следовать за тем, кто совершает нафиля (дополнительную) молитву. Тот, кто совершает нафиля намаз, может следовать за тем, кто совершает фарз. Если после молитвы, совершенной за имамом, выяснится, что у имама не было омовения, то необходимо восполнить эту молитву.
Читать с джамаатом намазы Рагаиб, Барат, Кадр нежелательно (макрух).
Имаму читать кирааты и тасбихи больше, чем положено по сунне, тахриман макрух (близко к запретному), если даже джамаат не против.
Тот, кто не успел за имамом совершить руку’у, считается не исполнившим с имамом этот ракаат. Если человек присоединится к джамаату, когда имам находится в руку’у, ему необходимо сделать намерение, произнести такбир и начать совершать руку’у (необходимо сразу сделать намерение следовать за имамом). Если имам встал с руку’у пока человек собирался сделать руку’у, то будет считаться, что человек не успел за имамом на этот ракаат.
Опережать имама при совершении руку’у и суджуда, а также вставать с суджуда раньше имама, тахриман макрух (близко к запретному). После окончания фарз намаза поменяться местами для совершения суннатов является мустахабом (рекомендованным действием).
Благочестивый мусульманин, ежедневно совершающий пятикратный намаз вместе с джамаатом, получает такие же блага, как если бы совершал намазы вместе со всеми Пророками (алейхимуссалям).
Все эти награды (саваб), достоинства, благости будут достигнуты, если будет принята молитва имама.
Тот, кто без уважительной причины, оставит совместную молитву, тот не вдохнет аромат Рая. Во всех четырех книгах, тех, кто оставил джамаат (совместную молитву), описывают как проклятых.
Необходимо стараться, чтобы все свои молитвы совершать в джамаате. Если в Судный День Всевышний Аллах поставит на одну чашу весов семь слоев земли, семь слоев небес, Арш, Курси и все создания, а на другую чашу весов будет помещена награда (саваб) за одну молитву, исполненную в джамаате с соблюдением всех правил, то чаша с савабами за молитву с джамаатом окажется намного тяжелее.
10 УСЛОВИЙ СЛЕДОВАНИЯ ЗА ИМАМОМ
1 – Встав на молитву, перед произнесением такбира, сердцем вознамериться следовать за имамом: «Намереваюсь следовать подготовившемуся имаму».
2 – Имам должен принять намерение быть имамом для женщин. Имаму не обязательно делать намерение быть имамом для мужчин. Но если сделает такое намерение, то получит награду (саваб) и за совместную молитву.
3 – Ступня джамаата должна стоять за ступней имама.
4 – И джамаат, и имам должны совершать одну и ту же фарз молитву.
5 – Между имамом и джамаатом не должен располагаться ряд женщин.
6 – Между имамом и джамаатом не должно быть реки, где может проплыть лодка, или дороги, где может проехать телега.
7 – Между имамом и джамаатом не должно быть стены без окон, через которую не будет слышно имама или не видно кого-то из джамаата.
8 – Имам не может находиться верхом на животном, а джамаат на земле, или же наоборот.
9 – Имам и джамаат не должны находиться на разных плавучих средствах, борта которых не примыкают друг к другу.
10 – Существует два риваята относительно достоверности молитвы за имамом другого мазхаба. Первый: джамаат не знает, что у имама есть положение, которое нарушает совместную молитву своего мазхаба. Второй: если имам совершает по своему мазхабу правильную молитву, то и мусульманин из другого мазхаба может следовать за таким имамом. Опираясь на второе решение, можно следовать за имамом, у которого имеются зубные коронки или пломбы.
Если в джамаате один человек, то он встает справа от имама. Вставать слева или сзади нежелательно (макрух). Его намаз будет действительным если его стопа не будет стоять впереди стопы имама. Если джамаат состоит из двух и более человек, то они встают за имамом.
Молитва за имамом совершается так же, как и намаз в одиночку. Однако когда имам в положении кыям читает вслух или про себя, джамаат ничего не читает. [По мазхабу Шафии, джамаат читает вместе с имамом Фатиху про себя]. Единственно, в первом ракаате читается «Субханака. ». Когда имам вслух прочитает Фатиху, джамаат тихо произносит: «Аминь».
Нельзя произносить это громко. Вставая с руку’у, имам говорит: «Самиаллаху лиман хамидах», а джамаат произносит только: «Раббана лякаль хамд». Затем наклоняясь, произносится «Аллаху Акбар» и джамаат вместе с имамом совершает суджуд. Во время руку’у, суджуда и сидения джамаат читает то же, что и в молитве, совершаемой самостоятельно.
Молитва витр в месяц Рамазан совершается с джамаатом. В остальное время совершается в одиночку.
Источник: www.veraislam.ru