1. Домашнее хозяйство – группа людей, объединенных общей задачей воспроизводства человеческого капитала, местом проживания, бюджетом и семейно-родственными связями. В основе домашнего хозяйства лежат властные отношения – права по контролю над совместной экономической деятельностью передаются одному из его членов, главе семьи.
Следует разграничить понятия семья и домашнее хозяйство. Под семьей понимается группа, объединяемая общностью семейно-родственных связей и отношений, которая необязательно проживает под одной и той же крышей и имеет общий бюджет.
Таким образом, деятельность семьи включает множество измерений: биологическое, демографическое, психологическое, социальное и другие, а деятельность домашнего хозяйства охватывает одну из сфер деятельности – экономическую. Основную функцию домашнего хозяйства определяют через производство, реализацию и сохранение человеческого капитала, понимаемого как совокупность знаний, практических навыков, здоровья и трудовых усилий человека.
Система ведения домашнего хозяйства SHE или Метод трех кругов
Если до появления статьи Р. Коуза «Природа фирмы» она как организационная структура была «черным ящиком» для экономической теории, то такая характеристика еще в большей степени верна в отношении домашнего хозяйства. На входе в этот «черный ящик» — заработная плата, социальные трансферты от государства за вычетом налогов, а на выходе из него – человеческий капитал: труд, сбережения, потребление. Институциональная теория анализирует домашнее хозяйство как особую организацию, отличную от фирмы и от государства. Специфика возникающих в рамках домашнего хозяйства властных отношений заключается в том, что они носят простой и персонифицированный характер, в отличие от фирмы и государства, где властные отношения носят сложный характер.
Тезис о властных отношениях, лежащих в основе домашнего хозяйства, требует уточнения. С одной стороны, функционирование домашнего хозяйства предполагает передачу:
— права контроля над действиями детей родителями, взамен чего ребенку гарантируются забота и обеспечение его интересов;
— права контроля над формированием и расходованием семейного бюджета одному из членов домашнего хозяйства, обычно называемого главной семьи, который действует в интересах всех членов семьи и обеспечивает им большой уровень благосостояния, чем они могли бы достичь по отдельности.
Домашнее хозяйство нацелено на обеспечение своим членам гарантированного уровня благосостояния вне зависимости от наступления непредвиденных обстоятельств, по аналогии с контрактом о найме и моделью принципала и агента. Защитная функция домашнего хозяйства базируется на формальных и неформальных нормах взаимопомощи и оказания материальной поддержки членов семьи.
С другой стороны, домашнее хозяйство может быть организовано таким образом, что оно приближается по своим характеристикам к контракту о найме с четко оговоренными имущественными и прочими взаимными правами и обязанностями его членов. В такой перспективе решение о совместном ведении хозяйства отражает не столько согласие на определенный уровень благосостояния, сколько стремление к максимизации последнего. Следовательно, выбор спутника жизни и принятие решения о рождении детей становятся лишь частным случаем потребительского выбора с помощью заключения контракта о продаже. То есть приобретение какого-то блага взамен другого блага.
2. В функционировании фирм определенную роль играют рутины: в снижении информационных издержек и издержек мониторинга и предупреждения оппортунизма. В отличие от фирмы, в функционировании которой рутины занимают важное, но не центральное место, деятельность домашнего хозяйства носит преимущественно рутинный характер.
Какова причина преимущественной роли рутины в домашнем хозяйстве?
Во-первых, человеку свойственна потребность в создании вокруг себя предсказуемой среды. Действуя на рынке или в сфере гражданского соглашения, человек постоянно подвергается стрессам изменяющихся обстоятельств, будь то рыночная конъюнктура или политическая нестабильность. Создание семьи и домашнего хозяйства позволяет индивиду организовать часть своей повседневной жизни с помощью рутины, то есть в соответствии с принципами непрерывности и предсказуемости.
Во-вторых, в условиях, когда есть множество правил игры (соглашений: рыночного, индивидуального, гражданского и др.), без которых не обойтись АО взаимодействии с окружающими, у человека возникает потребность в существовании сферы, где он мог бы остаться самим собой. Иными словами, у индивида «существует потребность создавать для себя такую среду повседневной жизни, в которой его связи общения с другими людьми и природой содействуют достижению и сохранению его личной идентичности. Эта потребность реализуется через разграничение двух сфер, частной и публичной жизни.
Сфера частной жизни, к которой относится семья и домашнее хозяйство, ограничена от сферы публичной жизни легальными гарантиями невмешательства в частную жизнь и рутинами. Рутины, созданные самим индивидом и под его потребности, и очерчивают то пространство, где он остается самим собой.
В третьих, рутины нужны для экономии внимания как ограниченного ресурса, позволяя человеку сконцентрироваться лишь на наиболее важных аспектах его повседневной деятельности.
Анализ рутины в функционировании домашнего хозяйства помогает предположить обусловленность его структуры особенностями институциональной среды, в которой оно действует.
Действительно, домашнее хозяйство защищает индивида от неопределенности внешней среды, от навязываемых ему норм и правил игры, от излишнего внимания к повседневным проблемам. Следовательно, характеристики институциональной среды оказывают влияние на структуру домашнего хозяйства. Не существует универсальной модели домашнего хозяйства, как не существует универсальной модели фирмы или государства. В этой связи опишем три идеальных типа домашнего хозяйства: действующего в условиях господства рынка, института командной экономики и в условиях перехода от командной экономики к рынку.
Домашнее хозяйство в условиях командной экономики.
Несмотря на стабильный характер внешней среды, повседневная жизнь домашнего хозяйства осложнялась дефицитом потребительских товаров и услуг. В процедуру рутины превращается процедура покупки продуктов или одежды, которая занимает много времени, сил и психических эмоций.
Государство предоставляет лишь минимальные гарантии защиты частной сферы, оставляя за собой право вмешиваться в нее при возникновении необходимости. Домашнее хозяйство в экономике дефицита возникает в результате объединения наиболее специфических ресурсов. Такими ресурсами были не сами дефицитные товары и услуги, а «услуги доступа» к ним.
Приоритетным доступом к дефицитным товарам и ресурсам обладали работники партийно-государственного аппарата (члены «номенклатуры»), работники торговли, транспорта, а также работники сферы искусства и культуры, а также спортсмены, дипломаты, просто жители отдельных городов и регионов (по прописке). Экономическое обоснование формирования домашнего хозяйства в экономике дефицита заключалось в расширении на его основе доступа к дефицитным товарам и ресурсам. То же самое относится и к формированию структуры хозяйственных связей домашнего хозяйства – друзья и знакомые часто подбирались по принципу их потенциальной «полезности» в обеспечении доступа к дефициту.
Существование отличий в доступе к специфическому ресурсу в зависимости от места в партийно-государственной иерархии обусловило особый тип взаимоотношений домашнего хозяйства и государства. Высокая степень зависимости домашнего хозяйства от государства позволяет охарактеризовать командную экономику как этакратическую систему: чем ближе находится та или иная социальная группа к кормилу государственной власти и каналам распределения государственных средств, тем выше ее экономическое и социальное положение. Поэтому домашнее хозяйство интересует прежде всего те направления государственной политики, которые позволяют ему получать ренту на основе положения в партийно-государственной иерархии: пенсионная, жилищно-коммунальная политика, политика социального обеспечения, политика в сфере образования.
Домашнее хозяйство в рыночной экономике.
Институт рынка избавляет домашнее хозяйство от потерь времени, связанных с поиском дефицитных товаров и услуг и стоянием в очереди за ними – процесс покупки превращается в рутину.
На что же используется высвобождаемое в результате превращения покупки в рутину внимание? Во-первых, на оптимизацию самого потребительского поведения. Если в командной экономике важно было купить то, что можно купить, то в условиях рынка важно купить то, что обеспечивает максимум полезности при соблюдении оптимального соотношения «цена-качество».
Во-вторых, постоянного контроля требует участие домашнего хозяйства на рынке труда, являющееся для него основным источником доходов.
Перемещение на рынок основных источников доходов домохозяйства обуславливает его минимальную зависимость от государства. Деятельность государства интересует домашнее хозяйство лишь в той мере, в которой государство выступает в качестве гаранта сделок на рынке труда, и в той мере, в какой оно претендует на часть доходов домохозяйства (через налоговый кодекс).
Домашнее хозяйство в переходной экономике
Неопределенность и нестабильность институциональной среды, в которой действует домашнее хозяйство, ставят под вопрос само существование значительной части рутины. В этих условиях рутины требуют постоянного пересмотра. Ситуация неопределенности как с доходами от основной занятости, так и с рентными доходами (пенсиями, пособиями, другими социальными выплатами) требует от домашнего хозяйства максимальной диверсификации его деятельности, ведь любой источник доходов не может рассматриваться в качестве стабильного.
Источник: infopedia.su
Семейное хозяйство (конспект урока с презентацией)
Конспект и презентация урока по обществознанию «Семейное хозяйство». Цель учебного занятия: создание представлений об особенностях ведения домашнего хозяйства и совместном труде, формирование УУД.
Задачи учебного занятия:
Ø обучающие: овладеть понятиями потребности, рачительный хозяин; расширить представление об особенностях распределения обязанностей в семье; анализировать текст.
Ø развивающие: формировать умения самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, анализировать факты.
Ø воспитывающие: способствовать формированию позитивного отношение к семье, выработке собственной ответственной позиции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Тема учебного занятия»
- обучающие: овладеть понятиями потребности, рачительный хозяин; расширить представление об особенностях распределения обязанностей в семье; анализировать текст.
- развивающие: формировать умения самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, анализировать факты.
- воспитывающие: способствовать формированию позитивного отношение к семье, выработке собственной ответственной позиции.
- познавательные: учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему, выделять и анализировать необходимую информацию из текста и источников, строить рассказ для устного выступления.
- регулятивные: смогут составлять план и последовательность своих действий по подготовке к выступлению.
- коммуникативные: участие в коллективном диалоге, работа в группе; способность обосновывать собственное мнение; уважение к иной точке зрения.
- Кто у вас в доме ведет домашнее хозяйство?
- Как у вас распределяются домашние обязанности?
- Какой вклад в выполнение домашних дел вносишь ты?
- Есть ли совместные дела в твоей семье? Кто принимает в них участие?
Слушают, обсуждают, отвечают на вопросы.
Выделяют проблемный вопрос с помощью учителя. Для чего необходим совместный труд в семье и как лучше распределить трудовые обязанности?
Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.
- Сходи-ка, муж, на рынок да купи мне к празднику рубаху.
- Купил мне рубаху?
- Купил, — отвечает муж, — да только гуська. А жена недослышала и говорит:
- Ну и узка, да изношу!
- Где же рубаха? Дай я надену.
- Да ведь я сказал, что купил гуська, а не рубаху. Так и осталась баба без рубахи, нагишом.
- Вот, — говорит, — я пашу, у меня работа тяжелая, а ты дома сидишь, ничего не делаешь.
- Ну что ж, давай поменяемся: я пахать поеду, а ты дома оставайся, тут дела немного, ты и отдохнешь.
- Давай сказывай, что ты дома делал?
Выполняем задание по образцу:
Домашние дела | Затраченные ресурсы |
Стирка белья | Финансовые – деньги Материальные – стиральная машинка Трудовые – мама или другие члены семьи |
Прополка грядок |
Физкультминутка
Ветер дунул свысока – Поднимаем руки вверх. Разогнал все облака. Через стороны опускаем руки вниз. На деревья посмотрел – Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо. Поиграть вдруг захотел. Хлопаем в ладоши.
Дунул слева, дунул справа, Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо. И деревья закачало. Поднимаем руки вверх и раскачиваемся из стороны в сторону
Просмотр содержимого презентации
«Семейное хозяйство 5 кл.»
Что характеризует семью?
- Родственные связи
- Совместное проживание
- Чувство любви и уважения
- Совместное воспитание детей
- Совместное ведение хозяйства
- Семейное хозяйство
- Экономика семьи
- Домашнее хозяйство
Вести домашнее
распределять домашние обязанности?
Стать рачительным
Семейное хозяйство
- Для чего необходим совместный труд в семье и как правильно распределить трудовые обязанности?
- Совместный труд помогает удовлетворить необходимые для жизни потребности.
Облегчим домашний труд
УЖИН ТРАКТОРИСТА, 1951 г. А. А. Пластов
Благовещенский поп Сильвестр – священник московского
Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI век.
Свод житейских правил и наставлений
Каким должен быть хозяин?
РЕСУРСЫ СЕМЬИ – запасы средств, необходимых для ведения хозяйства
Финансовые ресурсы:
Материальные ресурсы:
(предметы быта )
Трудовые ресурсы:
(труд членов семьи)
Энергетические
- 1уровень: п.4 с.33-37,зад.8 «В классе и дома»
- 2 уровень: п.4 с.33-37, зад.6 (рабочий лист)
- 3 уровень: п.4 с.33-37, зад.6,7(рабочий лист)
Источник: kopilkaurokov.ru
Какие способы организации домашнего хозяйства вы знаете
10.Семья и домашнее хозяйство
Важная роль в экономике страны, региона принадлежит семейной экономике. Семья, являясь самой малой частью общества, объединена не только кровно-родственными, брачными связями, но и хозяйственными отношениями.
В каждой семье ведется семейное «домашнее» хозяйство. Семья, удовлетворяя потребности своих домочадцев, организует быт, домашнее питание, приобретение товаров и услуг, распределяет время на домашний труд и отдых.
Из чего складывается мини-экономика семьи? Домашнее хозяйство включает все имеющиеся ресурсы семьи, и прежде всего собственность. В собственности семьи могут находиться квартира, дом и приусадебное хозяйство, дача, садовый участок, транспортные средства, мебель, дежда, бытовая техника, а также денежные средства, драгоценности.
Семья может заниматься предпринимательской деятельностью, бизнесом и быть собственником (хозяином) фирмы или иметь свою долю (акции) во владении магазином, химчисткой и даже заводом. Члены семьи часто составляют ядро фермерского хозяйства, занимаются частным извозом на личном транспорте. Хозяйственной деятельностью семьи может быть и ведение личного подсобного хозяйства по выращиванию овощей, фруктов, цветов, домашних животных и др.
Члены семьи в обществе выступают не только в роли мужа, жены, отца, матери, но и в роли производителя и потребителя. Трудоспособные члены семьи участвуют в производственной деятельности и трудятся на предприятиях (фирмах), в больницах, школах, университетах, банках, магазинах, фермах, аграрно-промышленных комплексах и получают за работу денежное вознаграждение (заработную плату и т. д.).
Члены семьи посещают детские учреждения (ясли, детский сад), учатся в школе, институте, ходят на прием к врачу, пользуются услугами транспорта, отделений связи (почта, телеграф). Таким образом, семья вступает
в экономические отношения с другими членами общества и различными организациями.
Семейный бюджет
Семейный бюджет — это денежный план семьи. Он состоит из доходов и расходов.
Из чего складываются доходы семьи? Основными источниками денежных доходов семьи являются:
— заработная плата работающих членов семьи;
— доходы (часть прибыли) от предпринимательской деятельности;
— доходы от собственности (сдача в аренду квартиры, дачи, земельного участка);
— процентные выплаты по денежным вкладам в банки.
Источниками семейного бюджета (доходов семей) являются социальные выплаты государства (безвозмездные денежные средства). К ним относятся пенсии, стипендии студентам, пособия многодетным семьям, пособия по безработице.
Хозяйственная деятельность семьи направлена на удовлетворение потребностей членов семьи и повышение ее благосостояния. Успешное осуществление этой цели во многом связано с умением разумно распорядиться денежными и иными средствами семьи. Потребности семьи, как правило, превышают возможности их полного удовлетворения и требуют рационального, разумного подхода к бюджету семьи. Он позволяет проследить поступление доходов и спланировать движение расходов в течение определенного периода.
Составляя бюджет, семья при планировании расходов в первую очередь распределяет денежные средства на питание, одежду, квартплату, транспорт и др. (обязательные расходы). Кроме того, семья планирует расходы денежных средств на приобретение дорогостоящих предметов и предметов длительного пользования: бытовой техники, транспортных средств, туристических путевок и др. Эти расходы называются произвольными, так как выходят за рамки необходимого минимума. Расчеты их стоимости помогут спланировать сроки накопления необходимых денежных средств, уменьшить произвольные расходы и обратиться к поиску дополнительных источников доходов.
Советуем запомнить
Семейный бюджет — это доходы и расходы семьи за определенный период времени (неделю, месяц, год).
Доходы — все денежные поступления семьи.
Расходы — затраты денежных средств в семье.
Когда доходы семьи равняются расходам, бюджет называется сбалансированным. Когда расходы семьи в бюджете больше доходов, образуется дефицит бюджета. В случае нехватки денег в семье она вынуждена брать их в долг.
Каждая семья тратит часть доходов на оплату необходимых товаров и услуг, а другую часть доходов оставляет для сбережения. Сбережения необходимы не только на покупку дорогостоящих товаров и услуг. Они нужны на случай возможной потери работы или работоспособности, для обеспечения достойного уровня жизни после ухода на пенсию, для получения профессионального образования и др. Основными способами сбережений являются вложения денег в банки и покупка ценных бумаг (акций).
В современном обществе существует неравенство доходов семей. Семья, доход которой на одного члена семьи ниже величины прожиточного минимума (наименьшее количество жизненных средств, необходимых для поддержания здоровья и жизнедеятельности человека), считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Граждане, получающие высокие доходы, выплачивают государству налоги (установленный обязательный платеж с полученных доходов). Часть полученных средств от налогов государство использует для помощи наименее обеспеченным слоям населения.
Подведем итоги
Каждая семья выступает как экономическая единица и ведет домашнее хозяйство. Члены семьи вступают в экономические отношения с другими членами общества и различными организациями. Семья имеет свой семейный бюджет, состоящий из расходов и доходов.
В современном обществе существует неравенство доходов семей.
Проверьте свои знания
1. Объясните смысл понятий: «доходы», «расходы», «семейный бюджет».
2. Что такое домашнее хозяйство?
3. Из чего складываются доходы и расходы семьи?
4. С какой целью составляется семейный бюджет?
5. Приведите примеры семейных хозяйств в родном городе, селе, районе.
Перечислите доходы и расходы за месяц для семьи, состоящей из папы (работает), мамы (работает), дедушки (пенсионер), дочки (школьница).
Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — 12-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009. — 184 с.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.
Источник: edufuture.biz