Понятие социализации. Содержание и механизмы социализации.
Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивида социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Социализация – это процесс включения индивида в социальные отношения, в результате которых он усваивает и активно воспроизводит социальный опыт.
В ходе онтогенеза человек все больше включается во все большее количество социальных институтов, поэтому перед ним встает необходимость соответствовать предъявляемым ему требованиям, принимать нормы и ценности тех групп и институтов, в которых он взаимодействует, находить средства удовлетворения имеющихся потребностей в соответствии с нормами и возможностями данных групп и социальных институтов.
Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Здесь предполагается активность индивида в применении преобразовательного опыта, отдача, результатом которой является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека и общества при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.
Процесс социализации обеспечивает у индивида определенный уровень согласованности поведения и владения основными средствами достижения цели, принятыми в данном обществе. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей.
Механизмами социализации являются: подражание, обуславливание, рационализация, редукция когнитивного диссонанса, воспитание, обучение, принуждение и т.д.
Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности. Выделяют три сферы, в которых осуществляется это становление: деятельность, общение, самосознание.
Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением все новых видов деятельностей. При этом происходят еще три важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.
Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем непросто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс – центрирование вокруг главного, выбранного сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.
Вторая сфера – общение – рассматривается в контексте социализации так же со стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что касается углубления общения, то это, прежде всего, переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, то есть умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.
Наконец, третья сфера социализации – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Экспериментально установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Выделяют два основных свойства самосознания: самосознание – это процесс понимания личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности; развитие самосознания в ходе социализации – процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.
Таким образом, процесс социализации может быть понят только в единстве деятельности, общения и самосознания. Они, взятые вместе, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает, общается, тем самым, осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт. Поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного освоения.
Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания. Многие зарубежные авторы рассматривают в качестве стадий социализации периоды детства, отрочества и юности. Но в последние годы все чаще ставится вопрос о том, что и зрелый возраст надо включать в стадии социализации.
З.Фрейд одним из первых выделил механизмы социализации ребенка, к которым относятся: подтверждение — исключение, запрещение, замещение (подстановка), имитация и идентификация.Он подчеркивал решающую роль раннего детского опыта в развитии личности и значение отношений с родителями, с помощью которых культурные ценности конструируются в личности. По Фрейду, основными в процессе социализации являются стадии психосексуального развития, при котором происходит «развертывание» врожденных свойств человек, но в конфликте с требованиями общества.
Ж.Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности делает акцент а развитии когнитивных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия, которые играют решающую роль в переходе от одной стадии развития к другой, при этом он указывает на преемственность и взаимосвязь каждой стадии развития с предыдущей (ассимиляция и аккомодация).
Когниция (лат. cognitio — знание, познание) — мысли, вербальные единицы в потоке сознания, чистая информация о реальности. И.Н.Гopбaч. Справочник.
По Пиаже, поведение управляется образцами когнитивных структур, называемых схемами. Ребенок усваивает новый опыт, используя существующие схемы, и приспосабливает когнитивные структуры к новому опыту с помощью механизма «равновесия».
Т.Парсонс и Р.Бейлз определяют имитацию как процесс, с помощью которого вследствие взаимодействия с социальным объектом усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, символическое поведение. Но имитация не предполагает никакого длительного отношения с моделью или отношений солидарности.
Идентификация же для них означает интериализацию ценностей модели и представляет собой процесс социального научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к «другому» — специфической или диффузной, нейтральной или эмоциональной, основанной на любви или уважении. Очевидно, что привязанности наиболее сильны и эмоционально значимы в семье. Отсюда такое значение, придаваемое социализации в семье.
М.Мид и Р.Бенедикт подчеркивали, что переходными моментами являются не только отрочество и родительство, старость и весь жизненный цикл. Каждому из таких циклов соответствует свой этап социализации[1,с.478-479].
Многие авторы подчеркивают, что в условиях быстрых социальных и технологических изменений образцы поведения приемлемые ранее, могут заменяться новыми умениями и навыками, соответствующими обстоятельствам, то есть происходит ресоциализация.
В отечественной социальной психологии сделан основной акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии (В.Т. Андреенков):
1. дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на две подстадии:
a) ранняя социализация, охватывающая время от рождения до поступления ребенка в школу;
b) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина (школа, ВУЗ).
2. трудовая стадия охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности.
3. послетрудовая стадия.
На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу. Но сам набор средств можно свести к следующему: нормы, ценности и знаки. То есть общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Институты социализации – это группы, в которых человек приобщается к системе соц.нор и ценностей.
На дотрудовой стадии такими институтами являются: в период раннего детства — семья и дошкольные детские учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Во втором периоде этой стадии основным институтом является школа, затем ВУЗ. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, школа так же должна подготовить человека к жизни в обществе, школа расширяет возможности ребенка в плане его общения.
Институт социализации на трудовой стадии – это трудовой коллектив.
На послетрудовой стадии в качестве институтов социализации можно выделить различные общественные организации.
Понятие социализации является синонимом развития личности. Соц-ция идет в течении всей жизни человека.
4 стороны процесса социализации:
1. Инкультурация. Момент влияния культуры и общества в целом на формирование социального поведения.
2. Интернализация – совокупность когнитивных и мотивационных процессов, с помощью кот. внешние соц. требования становятся внутренними требованиями личности.
3. Адаптация – социализация изучается с точки зрения ее результатов сформированности у человека таких характеристик, которые обеспечивают его успешное функционирование. Основной критерий – это социальный успех.
4. Конструирование социального мира. Человек в состоянии сам создавать свое социальное окружение, менять что-то.
Социально-психологические механизмы социализации:
— идентификация – отождествление индивида с некоторыми людьми или группами;
— подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта др.людей.
— внушение – воздействие на поведение и психику человека;
— фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на других, в результате кот. их деятельность протекает свободнее и интенсивнее;
— конформность – внешнее согласие. Конформность, соответствие некоему признанному или требуемому стандарту.
Ряд авторов выделяют три психологических механизма социализации:
— имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения.
— стыд – переживание возможного разоблачения и позора.
— чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя.
Литература:
1. Российская социологическая энциклопедия. /под ред.Г.В.Осипова/М.: Норма-Инфра-М, 1999,
Источник: proza.ru
Социализация: понятие, примеры из жизни, этапы, виды и формы
Социализация – это процесс получение человеком набора личностных качеств, необходимых для полноценного существования в социуме. Социализация проходит во время взаимодействия индивида с внешней средой и другими членами общества.
Результатом социализации становится превращение человека в полноценную личность. Накопленный опыт и знания общения в социуме приводят к личностным трансформациям и выработке определенных черт и манер общения и поведения. При этом социализация представляет собой бесконечный процесс, так как переоценка взглядов возможна в любом возрасте.
Учесть необходимо и двусторонний характер социализации. Она предполагает не только накопление человеком определенного опыта и знаний, но и обеспечивает формирование взаимоотношений. Получаемый при этом социальный опыт трансформируется в личные пристрастия и предпочтения. На себя индивид позиционирует и ролевые функции, характерные для социума.
В условиях коллективной жизни вопрос вхождения отдельного человека в общественную структуру продолжают оставаться актуальными. Именно социализация и является процессом, обеспечивающим интеграции человека в существующие социальные группы.
Примеры социализации
Один из простейших примеров социализации — это процесс взаимодействия ребенка со сверстниками в детском саду, в ходе которого он усваивает первые правила общения. Ребенок видит, что если делиться игрушками с другими детьми — можно найти друзей, а если жадничать — то другие дети не захотят с тобой общаться. Подобное усвоение особенностей взаимодействия в социуме — это и есть социализация.
Другой пример — школа. В школе подросток усваивает особенности общения с другими детьми, осознает сущность и механизм возникновения конфликтов, начинает общаться с противоположным полом, проявлять интерес, и думать о том, как заинтересовать самому. В рамках такого взаимодействия со сверстниками подросток не только усваиват определенные социальные нормы, осознает культурные ценности, но и начинает лучше понимать себя самого.
Социализация проявляется и в повседневной жизни. Человек усваивает сложившиеся правила поведения в обществе, осознает, что уступить место пожилому человеку в транспорте — это хорошо и правильно, что важно уважительно относиться к другим людям не зависимо от их национальности, цвета кожи и этнической принадлежности.
Таким образом, социализация помогает человека усваивать базовые правила поведения в обществе, осознавать социальные и культурные ценности, лучше понимать других людей и узнавать себя самого.
Виды социализации
С точки зрения социологии, социализация может быть первичной или вторичной. Подобную классификацию предложили П.Бергер и Т.Лукман.
Первичная социализация строится вокруг семьи, выступающей в качестве агента. С детства ребенок приобретает свои первые ценности от родителей и других членов семьи. Данный этап рассматривается основополагающим, ведь именно в детском возрасте формируется фундамент, на основе которого будет всю оставшуюся жизнь строиться личностное развитие.
Вторичная социализация реализуется за счет разнообразных социальных институтов, включая образовательные учреждения. Важную роль приобретает школа, где каждый ребенок выступает агентом социализации. Фактически любое объединение или группа, членом которой выступает индивид, воздействует на участников своими правилами и нормами.
Этапы социализации
Социализация – это многоэтапный процесс, длящийся десятилетиями. Первоначально проходит , то есть гармоничное вхождение индивида в предлагаемые условия социальной среды. Для адаптации характерно три направления: физиологическая, социальная и психологическая.
- Физиологическое направление предусматривает знакомство с окружением и формирование социальных связей, способствующих обеспечению самореализации. Человек общается с окружением и познает окружающее пространство, прикладывая в дальнейшем силы для реализации целей, стоящих перед коллективом.
- Индивидуализация представляет собой этап, на котором человек уже полностью определился со своим местом, сформировался в качестве личности со своими позициями, убеждениями и оценками происходящего вокруг. Если первоначально человек в обществе стремится к сходству с другими членами, то на этапе индивидуализации человек стремится стать непохожим на окружение, но при этом его персональные особенности должны укладываться в границы ценностей, принятых в социуме.
- Интеграция отражает процесс принятия личности другими участниками социума. В результате формируется своеобразный консенсус — социум, принимая индивида в свое общество, накладывает обязательства соблюдения им определенных норм и правил поведения. Более высокий интеграционный потенциал имеют новички, полезные для социальной группы. В такой ситуации не исключена возможность предоставления личности определенных преференций и послаблений, возможности несоответствия отдельным критериям, принятых в группе.
Факторы социализации
Мы с Вами разобрались с тем, что такое социализация, и самое время узнать, какие факторы влияют на процесс её становления. На сегодня факторы, подвергнутые изучению, объединены в четыре обособленные группы.
- Мегафакторы. Набор факторов глобального характера, оказывающих свое воздействие на все население Земли.
- Макрофакторы. Факторы, воздействующие на население отдельного государства, национальности или этнические группы, проживающие на определенной территории, и руководствующиеся едиными принципами.
- Мезофакторы. Факторы воздействия на уровне отдельных групп людей, например, проживающих в одном населенном пункте, принадлежащих к общей субкультуре и так далее.
- Микрофакторы. Набор явлений, воздействующих непосредственно на отдельного человека из его ближайшего окружения, например, члены семьи, одноклассники в школе, общественные организации, религиозные объединения.
Формы социализации
Для социализации принято выделять наличие двух форм.
- Ненаправленная предполагает стихийное формирование под воздействием ближайшей социальной среды тех или иных качеств человека. Поэтому она носит название стихийной. Окружением при этом считаются родственники, ближайшие друзья, коллеги.
- Направленная социализация предусматривает выстроенную систему методик воздействия, создаваемых социальными институтами с целью привить индивидуумам определенные ценности и идеалы, характерные для общества в целом.
К числу методов направленной социализации необходимо отнести воспитание. Под ним понимается последовательный процесс воздействия на личность в период ее становления и развития для выработки определенного восприятия мира, набора ценностей и установок социального характера, позволяющих провести полноценную подготовку человека для полноценного самостоятельного существования в рамках социума.
Существующие формы социализации при определенных условиях могут связываться между собой, но возможно и полное отсутствие согласования. Появление противоречий становится основой для конфликтов, становящихся преградой на пути дальнейшей социализации личности.
Стихийная социализация, формируемая в условиях ближайшего окружения, зачастую сталкивается с устарелостью стереотипов (что такое стереотип?) и форм восприятия, характерных для старших поколений, и утративших часть своей актуальности в современном мире. В таком случае она способна вместе с положительными моментами нести в себе и отрицательный аспект. Результатом такого воздействия является проявление социальных патологий.
В свою очередь реализация ненаправленной социализации без применения мер направленного воздействия способна привести к ущербности отдельной личности или социальной группы. Именно поэтому целенаправленность воздействия является важным элементом проведения социализации индивидов.
Заключение
Социализация важна, как для отдельного человека, так и общества, причем данный процесс продолжается в течение всего жизненного цикла индивидуума. Основная часть социализации приходится на детство и молодость, но нельзя игнорировать и его важность для взрослого человека, когда мировоззрение может трансформироваться и меняться.
Источник: dnevnik-znaniy.ru
Становление личности — пути формирования
Человек как личность – важное понятие, определяющее взрослого индивида, способного адекватно вести себя в обществе, нести ответственность за свои поступки, а также иметь здоровое желание быть социально полезным. Становление личности начинается с младенчества и продолжается в течение жизни. Наиболее активное развитие приходится на детский и подростковый возраст, когда множество факторов влияет на мировоззрение и отношение ребенка к миру.
Становление личности – процесс длиною в жизнь
Понятие становления личности
Процесс становления личности, который берет начало с первых месяцев рождения, продолжается почти непрерывно всю жизнь. Индивид набирается опыта в общении, учится приспосабливаться под ситуацию, осознает свою уникальность и пытается показать ее другим. Со временем появляется необходимость выделиться среди толпы.
Обратите внимание! Нередко необходимость выделиться в обществе и быть полезным для него происходит на уровне противоречия.
Позднее индивид желает быть полезным для окружающих, привнести свой вклад в развитие общества. Все это формирование личности, которое характеризуется разными этапами, фазами. Описывая, как формируется личность, современные источники информации придерживаются давно укоренившихся определений данных этапов и фаз становления личности. Они включают в себя информацию о том, как ведет себя индивид практически с рождения, и какое воздействие имеют разнообразные факторы на его личностное развитие.
Развитие личности в течение жизни
Будучи совсем маленьким, ребенок невольно копирует поведение родителей. Причем того члена семьи, кто имеет большее влияние на остальных, авторитетного. Вскоре у детей появляется потребность в самостоятельности, психология иногда выделяет этот период как кризис детского возраста. В пример приводят капризы малыша, хотя на деле он попросту еще не научился справляться с эмоциями, его природа требует изменений, развития.
Дети, как о них говорят, словно губка, жадно впитывают все новое. В процессе становления личности они копируют даже рекламу, увиденную по телевидению. В ходе взросления они способны адаптироваться к изменениям. Например, начав ходить в школу, ребенок (часто нехотя) привыкает к дисциплине, когда нужно сидеть на месте 45 минут. Школьные воспитательные методы оценками и незначительными наказаниями направляют развитие личности растущего организма в ту или иную сторону, в зависимости от его восприятия.
Обратите внимание! Чтобы ребенок успешно социализировался, не нужно на него давить, заставлять. Каждому человеку необходимо чувствовать сопереживание, понимание, иначе вместо адаптации он будет сопротивляться, отдаляться от социальных групп.
Становление личности ребенка во многом зависит от поведения родителей
Постепенно ребенок переходит к социализации, когда проявляется интерес к более тесному общению со сверстниками. Данный период становления личности обусловлен тем, что прежде индивид не нуждался в понимании социума. Теперь он наблюдает за группой, примеряет на себя роли ведущих и ведомых, нередко желает занять место авторитета.
Пограничное состояние между детством и взрослой жизнью все также нуждается в педагогике, наставлениях индивида. В подростковом возрасте, испытывая взлеты и потрясения, индивид занимается поиском себя. Только потом он вникает в обществознание, где тренирует свои способности в том, чтобы направить накопленный опыт на пользу окружающему миру.
Стадии становления личности
Становление каждого человека как личности имеет ряд стадий, положительных и отрицательных. Если описать их наиболее кратко, то выглядят они следующим образом:
- Адаптация. Умение индивида психологически приспособиться к социальной группе, ее деятельности;
- Индивидуализация. Необходимость выделиться из группы, показать себя самостоятельным субъектом;
- Интеграция. Слияние с обществом, его деятельностью, поиск и упрочнение связей, которые поспособствуют положительному результату данного стремления;
- Дезинтеграция. Непринятие обществом или самоизоляция, попытка минимизировать контакты с окружением, что приводит к остановке формирования личности;
- Деградация. Обратное развитие, в ходе которого индивид утрачивает работоспособность, страдают его активность, а также адекватность.
Факторы становления личности
Личность человека формируется в процессе всей жизни под влиянием ряда факторов. Известно, что они не существуют по отдельности, т. е. без одного не может быть другого. Среди факторов развития личности выделяют:
- Внутренние – характеризуются темпераментом индивида, его стремлениями, силой воли и мотивацией.
- Внешние – природная и психологическая среда, педагогическое и социальное воспитание.
- Социальные – приобретенные способности, знания, методы поведения индивида;
- Биологические – наследственность, врожденные способности.
Биологические факторы могут предопределить становление личности
Становление личности ребенка
Формирование личности проходит с помощью, так называемых, агентов социализации. Это отдельные лица либо группы или целая организация, которые имеют внушающее влияние на чередование индивидом социальных ролей.
К ним относятся:
- Агенты первичной социализации – родители, близкие родственники и друзья, возможно, наставники;
- Агенты вторичной социализации – учебная или трудовая администрация, церковь, армия и т. д.
Примечательно, что на разных этапах становления «агенты» могут сменяться в важности.
Роль родителей в становлении личности ребенка
В процессе становления личности важную роль играют родители. В кругу семьи закладываются личностная база поведения, представления о внешнем мире, поступках и справедливости. Именно образ родителей влияет на выбор круга общения (более или менее тесного) в будущем. Несмотря на методы воспитания, с течением жизни восприятие родителей будет меняться и все равно иметь стойкое место в подсознании индивида.
Положительные образы родителей – залог здоровой психики, умение адекватно преодолевать жизненные трудности. Отрицательные образы, основанные на требовательности, строгости и контроле, вызывают необъяснимую нервную напряженность даже у взрослого самостоятельного индивида, что, естественно, негативно влияет на качество его жизни.
Основные этапы становления личности по А. Н. Леонтьеву
Развитие личности человека происходит в течение всей его жизни, начиная с младенческого возраста. В данном процессе индивид развивается всесторонне, у него складывается определенное отношение к внешнему миру. А. Н. Леонтьев сформулировал понятие «ведущего вида деятельности», которое определяет развитие психики ребенка, базируясь на том, что удовлетворяет его потребности:
- В начальный период от 2 месяцев до 1 года младенец нуждается в непосредственно эмоциональном общении с родителем или другим взрослым;
- От 1 года до 3 лет ребенку раннего возраста свойственна предметная деятельность, с помощью которой он познает мир;
- В 3 года – 6-7 лет малышу дошкольнику присуща сюжетно-ролевая игра, в ходе которой он имитирует взрослого, старается быть самостоятельным.
- Школьник от 6-7 лет до 10-11 проходит учебную деятельность, где глубже познает мир, а также приближается к стремлению быть взрослым.
Становление личности наиболее активно происходит у детей
- Подросток 10-11 – 14-15 лет удовлетворяет потребность в обществе сверстников, что называется интимно-личным общением.
- Юноши и девушки 15-17 лет приступают к учебно-профессиональной деятельности, что играет большую роль в самоопределении.
Фазы становления личности по Л. И. Божович
Л. И. Божович выделила три основные фазы становления личности:
- Адаптация. В ходе первой фазы индивид сначала знакомится и усваивает установленные нормы поведения, затем приступает к их овладению, дальнейшему использованию. Индивид может считать себя состоявшейся личностью с определенным набором качеств и характеристик. Однако, когда он вступит в новую группу, ему придется изучить ее соответствующие нормы с целью адаптации, чтобы затем перенять их на себя и стать частью здоровых взаимоотношений данного общества.
- Индивидуализация. Данная фаза выступает как ощущение противоречия в себе. Адаптировавшийся в группе индивид страдает от того, что потребность личностной персонализации замещается поведением «быть как все». Индивид целенаправленно ищет разные пути выделиться. Он может хвастать жизненными достижениями, опытом, мудростью.
- Интеграция в общности. Третья фаза характеризуется очередным чувством противоречия. Индивид желает не просто выделяться из группы, но быть максимально полезным, признанным. Он подбирает и тренирует такие черты своего характера и поведения, которые бы служили благими целями.
Обратите внимание! Не всегда индивид работает на то, чтобы произвести некое впечатление и занять определенное положение в группе. Часто сама группа составляет мнение об индивиде.
Каждая последующая фаза не может существовать без предыдущей. Если индивиду не удается адаптироваться, он будет чувствовать себя неловко, что может негативно сказаться на становлении личности, в результате произойдет личностная деформация (неуверенность в себе, робость, безынициативность). С другой стороны, успешное прохождение всех этапов откроет путь к успешной социализации, индивид сможет найти способы самореализации, ему присущи самоопределение, коллективизм.
Приносить пользу обществу – важное стремление в становлении личности
Становление личности можно сравнить с высказыванием «век живи – век учись». Индивид регулярно попадает в новые социальные группы, связанные с учебой, работой, семьей и друзьями. Важно научиться приспосабливаться к деятельности группы, чтобы чувствовать себя комфортно, востребовано.
Видео
Источник: srazu.pro