Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для публикации ответа на этот вопрос.
решение вопроса
Связанных вопросов не найдено
Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.
поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
- экономические 43,679
- гуманитарные 33,657
- юридические 17,917
- школьный раздел 612,462
- разное 16,911
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Как понять, что ты творческий? 4 признака | Лариса Парфентьева
- Обратная связь
- Правила сайта
Источник: www.soloby.ru
Соотношение креативности и личностных особенностей
Старикова А. А. Соотношение креативности и личностных особенностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1636–1640. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86350.htm.
Аннотация. Рассматривается одна из важных проблем прикладной психологии – проблема развития креативности и изучения основополагающих факторов, которые определяют это развитие. Изучены особенности общей самооценки личности, личностные качества и уровень творческих способностей. Есть возможность применения результатов исследования в подготовке программ, направленных на раскрытие творческого потенциала человека, обеспечение перспектив личностного и творческого роста.
Ключевые слова: творческие способности, креативность, личностные качества, общая самооценка
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Старикова Анастасия Александровна,кафедра психологии труда и предпринимательства ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)», Набережные Челны.
Соотношение креативности и личностных особенностей
Аннотация. Рассматривается одна из важных проблем прикладной психологии проблема развития креативности и изучения основополагающих факторов, которые определяют это развитие. Изучены особенности общей самооценки личности, личностные качества и уровень творческих способностей. Есть возможность применения результатов исследования в подготовке программ, направленных на раскрытие творческого потенциала человека, обеспечение перспектив личностного и творческого роста.
Физика творчества. Почему творческие люди психически нестабильны?
Ключевые слова: креативность, творческие способности, общая самооценка, личностные качества.
Творческие способности являются базовым ресурсом цивилизации, и решение современных проблем общество видит в интеллектуально инициативных личностях, способных к творческой деятельности. Изучение основополагающих факторов развития креативности, подготовка и реализация программ, направленных на раскрытие творческого потенциала человека, обеспечение перспектив личностного и творческого роста являются актуальными задачами современности.
Сложность изучения данной проблемы определяется следующими обстоятельствами: наличием огромного числа разных факторов, влияющих на развитие творческих способностей; сосредоточенностью на изучении одних, в частности, когнитивных детерминант, в ущерб исследованиям других; отсутствием валидных измерительных процедур [1, 2]. Кроме этого, в исследованиях доминирует влияние аналитической установки, хотя многие работы показали возможности и преимущества процедур системного подхода [3].
В настоящее время такая ситуация преодолевается рядом исследований, направленных на изучение связей личности с психологической реальностью. В частности роль в детерминации творческих способностей отводится интеллектуальной одаренности.
Выделяется структурная организация сознания: направленность активности, концепция образования информации в структуре «Я» и «окружающий мир» (экстраверсияинтроверсия, интегративные качества восприятия, система смыслов). Изучаются характеристики личности как выражение индивидуальности (характер, темперамент, способности).
А также ее социальные проявления (установки, диспозиции, мотивации, образ «Я») [4]. В творческих способностях отражается индивидуальность человека и поэтому, очевидно, что для проявления креативности важны такие особенности личности, как: мотивация достижения успеха, рефлексивность и воображение, общительность и социальная смелость, эмоциональная устойчивость и эмоциональная чувствительность, самостоятельность.Цель исследования составило изучение соотношения проявлений креативности и психологических особенностей личности.
Исследование проводилось с февраля 2014 года по ноябрь 2015г и включало два этапа. На первом этапе исследования выполнялось изучение самооценки и креативности, а также связи уровня самооценки с уровнем креативности. Гипотезу составило предположение о том, что у лиц с более высокой самооценкой будет отмечаться более высокий показатель креативности.
В исследовании приняли участие 30 студентов факультета иностранного языка Набережночелнинского педагогического колледжа. Средний возраст испытуемых составил 19 лет.
Для проверкигипотез использовались следующие психодиагностические методики: изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н.Казанцевой); Опросник креативности Джонсона, в модификации Е.Туник.На втором этапе осуществлялось изучение связи креативности и психологических особенностей личности, таких как: рефлексивность, уровень мотивации достижения успеха, общительность, эмоциональная устойчивость, импульсивность, социальная смелость, эмоциональная чувствительность, мечтательность, тревожностьи самостоятельность. В нем приняли участие 30 взрослых человек в возрасте от 21 до 49 лет, разного пола и социального статуса.
Использовались следующие психодиагностические методики: методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса, опросник рефлексивности А.В.Карпова, В.В.Пономаревой, 16 PFопросник Р.Кеттелла, опросник креативности Джонсона, в модификации Е.Туник. Нами были получены следующие результаты.
Средний показатель общей самооценки по выборке составил 39 балла, значение отклонения от среднего равное 26,65 указывает на разнородность значений выборки. Полученный результат соответствует среднему уровню самооценки и указывает на то, что для испытуемыххарактерна большая самостоятельность, они являются менее внушаемыми, более спокойно переживают изза критики в их адрес, они менее чувствительны, чем испытуемые, обладающие низким уровнем самооценки [5].
18 человек (60%) обладают высоким уровнем самооценки. Людям с высокой самооценкой свойственно быть неотягощенными «комплексом неполноценности». Как правило, они правильно реагируют на замечания других и редко сомневаются в своих действиях.
Они высоко оценивают свои качества, возможности, достоинства и уверены, что успех определяется собственными качествами человека, его способностью самостоятельно решать трудные задачи. 6 человек (20%) обладают средней самооценкой, что значит, человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других.
6 человек (20%) обладают низкой самооценкой (низкая внутренняя оценка своих качеств, возможностей и достоинств), что значит, человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности». Показатели самооценки в распределении представлены неравномерно.
В выборке чаще присутствует высокий уровень самооценки, что соответствует возрастной норме.Показатели самооценки в распределении представлены неравномерно. В выборке чаще присутствует высокий уровень самооценки, что соответствует возрастной норме.Значение показателя креативности 25 баллов отражает средний уровень развития креативности в данной выборке.Люди со средним уровнем креативности отличаются стремлением к самостоятельности, гибкостью мышления.
У них преобладает деятельность частичнопоискового характера, обобщенность мыслительных операций. Результаты, полученные в ходе деятельности, они стараются оценить, дополнить какимилибо элементами.Очень высокий уровень креативности имеют 2 испытуемых (6,6%).
Высокая креативность говорит об умении испытуемых ставить и выявлять проблемы, о «беглости мысли», об умении своеобразно давать ответы на раздражители, продуцировать идеи, которые отличаются от общепринятых взглядов, производить разнообразные идеи, а также об умении добавлять детали, чтобы совершенствовать объект, а также способность к синтезу и анализу. Такой уровень характеризуется разнообразными интересами, знаниями, автономностью мышления, творческой активностью.Высокий уровень креативности отмечен у 7 испытуемых (23,3%) и характеризуется следующими особенностями по сравнению с очень высоким: круг их интересов и знаний уже, испытуемые отличаются более медленным темпом решения творческой задачи, число предлагающихся версий выхода из ситуации ограничено.Для 50% выборки характерен средний уровень креативности (у 15 испытуемых) и отличается проявлением креативности в определенных видах деятельности.Низкий уровень креативности (4 испытуемых 13%) говорит о том, что испытуемые не обладают ярко выраженным интересом к какойлибо деятельности, имеют препятствия в решении творческих задач.
Очень низкий уровень креативности (2 испытуемых 6%) указывает на следующие отличительные особенности: слабые познания в разных областях, безразличие к проблеме, недостатком навыков и умений в учебе.Показатели уровня креативности представлены неравномерно. Достоверно чаще присутствуют средние значения. Реже встречаются высокие значения.
Очень высокие и низкие значения встречаются одинаково редко. Но еще реже встречаются очень низкие значения.Результаты проведенного исследования мы обработали методом корреляции. Полученное эмпирическое значение коэффициента Пирсона 0,28 свидетельствует об отсутствии корреляционной зависимости между показателями. Связь на уровне закономерности не выявлена, но выявлена для p
Источник: e-koncept.ru
Как стать креативным? 10 качеств креативных людей
Есть такой позитивный психолог, Михай Чиксентмихайи , он написал несколько книг, в том числе про творчество. Он исследует вопросы счастья, креативности и благополучия. Так вот Михай считает, что из всех человеческих занятий творчество больше всего привносит удовлетворение от жизни.
Творчество помогает расширить границы нашего разума, делать новые и захватывающие вещи, оно приводит нас на один шаг ближе к раскрытию нашего потенциала.
Так как стать креативным? Рождаются ли люди с творческой жилкой или они становятся творческими, упорно развивая этот навык, как мышцу ?
Чиксентмихайи утверждает, что некоторые люди уже родились с творческими задатками. Другие стали креативными практическими способами, то есть, внедряя в свою повседневную жизнь некоторые привычки творческих людей. Это и помогло им раскрыть творческий потенциал.
Следующие 10 качеств присущи всем творческим людям и если вы задаетесь вопросом, как стать креативным, то этот список поможет найти верное направление!
1) Творческие люди энергичные, но сконцентрированные.
Обычно творческие люди обладают большим запасом энергии, как физической, так и ментальной. Они могут работать долгими часами над единственным заданием, привлекшим их внимание, оставаясь при этом увлеченными. Это не значит, что креативные люди всегда гиперактивны или маниакальны. Они также проводят много времени отдыхая, тихо думая и размышляя над привлекшими их внимание вещами.
2) Креативные люди умны, но немножко наивны.
Креативные люди чаще всего умны, однако, исследование показало, что наличие высокого IQ не обязательно связанно с высоким уровнем творческих достижений.
Например, когда Льюис Терман , обследовал одаренных детей, то выявил, что дети с высоким IQ обычно преуспевали в жизни, но те, у кого было очень высокое IQ особо не отличались креативными способностями. Мало кто из них показывал выдающиеся способности к творчеству в дальнейшей жизни.
Чиксентмихайи замечает, что исследования определяют приблизительную точку в 120 баллов. То есть, иметь IQ выше нормы — хорошо для творческого потенциала, но как только IQ переваливает за 120 это не обязательно ведет к великим креативным способностям.
Напротив, Чиксентмихайи утверждает, чтобы стать креативным, надо обладать двумя качествами: мудростью и ребячеством. Творческие люди умны, но в то же время они сохраняют способность удивляться, любопытствовать и смотреть на мир свежим взглядом.
3) Чтобы раскрыть творческий потенциал, надо быть игривым, но дисциплинированным .
Отличительной чертой творчества Чиксентмихайи считает игривое настроение, которое должно быть дополнено настойчивостью. Можно заметить непоколебимую решимость и упрямство, когда творческие люди работают над проектом. Они могут работать долгие часы, допоздна, пока не будут удовлетворены результатом.
Люди, наслаждаясь картинами художника, могут понимать, что художник не только получал удовольствие от рисования, но и усердно работал.
Так что творческие люди знают, что настоящее творчество включает в себя как веселье, так и усердную работу. Это один из ответов на вопрос, как стать художником.
Усердно трудиться!
4) Творческие люди — это реалисты-мечтатели !
Творческие люди любят помечтать и представлять разные возможности и чудеса мира. Они могут погрузиться в воображение и фантазию, но при этом оставаясь твердо прикованными к реальности. Их часто называют мечтателями, но это не значит, что они носят розовые очки. Творческие типажи, начиная от ученых, художников, заканчивая музыкантами, могут изобрести оригинальные решения для мировых проблем.
Великое искусство и великая наука включают в себя скачок в другой мир, который отличается от реальности настоящего! Остальная часть общества воспринимает новые идеи, как нечто неподходящее современности. И они правы. Но весь смысл искусства и науки в том, чтобы выйти за пределы того, что мы знаем и создать новую реальность!
5) Творческие люди гордятся собой, но остаются скромными.
Очень творческие личности обычно гордятся своими достижениями, но при этом осознают положение, в котором они оказываются. Они сильно уважают людей, с которыми работают в одной сфере, и их работы, которые были в свое время новыми . Они обращают внимание, что их работы могут быть высоко оценены другими, но при этом творческие люди больше концентрируются на своих будущих проектах , планах и достижениях, вместо того, чтобы довольствоваться достигнутым.
6) Творческие люди — экстраверты И интроверты.
Часто мы попадаем в иллюзию, что люди делятся на чистые типы: экстраверты и интроверты. Чиксентмихайи считает, чтобы стать креативным человеком, надо сочетать в себе оба типажа личности.
Хотя исследования показывают, что люди действительно склонны к определенному типу личности и обычно эта склонность довольно стабильна на протяжении всей жизни. Творческие люди, напротив, склонны проявлять качества как экстравертов, так и интровертов.
Они и общительные, и сдержанные; компанейские и спокойные. Взаимодействие с другими помогает генерировать идеи и вдохновляться, а уединение в тихом месте позволяет творческим индивидуумам исследовать эти идеи и источники творчества.
7) Жёсткие гендерные роли не влияют на креативные личности . (* Гендер — это термин для обозначения пола.)
Чиксентмихайи убежден, что творческая личность противостоит (в разной степени) жёстким половым стереотипам и ролям, отведенным каждому полу в обществе. (Читать: почему розовый цвет для мальчиков?). Творческие девочки и женщины обычно более доминантны, чем другие девочки , а мальчики и мужчины менее агрессивны и более чувствительны, чем другие мужчины.
Креативный человек часто владеет достоинствами не только своего пола, но и сильными сторонами противоположного гендера .
Чтобы стать креативным человеком, надо совмещать как традиционность, так и бунтарство.
Творческие люди по определению считаются теми, кто выходят за рамки обычного мышления, и воспринимаются они как бунтари и нонконформисты ( не подчиняющиеся ). Однако, Чиксентмихайи утверждает, что невозможно быть по-настоящему творческим, если изначально не заложены внутренние культурные нормы и традиции. Творчество — это совмещение в себе традиционности и борьбы против старых устоев. Уметь ценить прошлое, но при этом искать новые и улучшенные пути, как вести дела. Люди с творческим потенциалом могут быть традиционны во многих вещах, но они знают, что инновации иногда означают риск.
9) Творческие люди страстны и объективны в своей работе.
Как стать творческим человеком? Любите то, что делаете, со всей страстью! Но относиться к своей работе страстно — этого не достаточно!
Представьте себе писателя, который так любит свой роман, что не позволяет редактировать и строчку. Или музыкант, настолько поглащенный музыкой, что не находит ни одного момента который можно улучшить.
Творческие люди любят свою работу, но относятся к ней объективно и готовы принять критику или сами критиковать свою работу.
10) Креативные люди чувствительны и открыты к новому опыту, они также счастливы и радостны.
Чиксентмихайи предполагает, что творческие люди склонны быть более открытыми и чувствительными, что, конечно, имеет свои достоинства и недостатки. Процесс создания чего-то, придумывание новых идей или желание идти на риск делает людей открытых критике и даже презрению. Это может быть очень больно, опустошающе , посветить всего себя чему-то что будет отвергнуто или проигнорировано .
Но быть таким открытым помогает испытывать великую радость от потока креативности, который мы впускаем в свою жизнь. Это приносит огромное счастье и многие творческие личности верят, что эти чувства удовлетворения и счастья стоят все критики и возможной боли.
Источник: awarejune.com