Порой нам кажется, что мы умнее или набожнее окружающих, что мы следуем верной дорогой, а другие заблуждаются, что мы правильно соблюдаем пост или молимся, а остальные – нет. На фоне всего этого и возникают негативные мысли о других людях, которые нередко нами разглашаются.
Может ли истинно верующий думать плохо о «грешниках», или следует искать оправдание всем их поступкам, даже откровенно деструктивным?
Когда мы узнаём нелицеприятные факты о других людях, то невольно начинаем относиться к ним с настороженностью. Но здесь играет роль, насколько достоверен источник получения той или иной информации. Если нам стало известно что-то плохое о человеке из сплетен или слухов, то эти сведения с большой долей вероятности могут быть недостоверными, а значит, верить им нельзя. Соответственно, и злословить на основании слухов не стоит. В Священном Коране говорится:
Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чём у вас нет никакого знания (24:15)
Если же мы знаем о негативных чертах человека не понаслышке, а имели возможность сами в этом убедиться (например, своими глазами видели, как кто-то поднимает руку на других или оскорбляет), то, по мнению учёных, в таком случае мы не обязаны искать оправдания совершаемому злу, однако и это не может быть поводом для дальнейшего распространения нелицеприятной информации о «грешнике».
Кто из людей будет иметь ДВА ЯЗЫКА ИЗ ОГНЯ в Судный день?
Злословие – харам
О необходимости воздержания от этого пагубного действия говорится в хадисах Посланника Аллаха (с.г.в.). В одном из его изречений гласит: «Мусульманин – тот, кто не злоупотребляет проклинаниями, злословиями и грубостью» (Тирмизи). Когда человек начинает совершать грех злословия, то в дальнейшем это может войти в привычку и стать обыденным. А верующему предписано остерегаться всего того, что ведёт к запретному.
Однажды Милость миров Мухаммад (с.г.в.) сказал: «Злословие – это когда верующий говорит о своём брате (по вере) то, что ему будет не приятно слышать». После чего один из мусульман спросил: «А если это правда?» На что последовал ответ: «Правда – это злословие, а ложь – это клевета» (Муслим).
На первый взгляд, речь в хадисе идёт исключительно о мусульманах, а об иноверцах можно злословить, но это не так. Религия Аллаха не дозволяет проявлять несправедливость по отношению ко всем людям. Подтверждение тому мы можем найти в другом высказывании Пророка (с.г.в.): «Кто несправедливо выскажется о людях Писания (иудеях и христианах), тот заслуживает Адского пламени» (Ибн Хиббан). Существует также мнение, что разрешена хула лишь в отношении тех, кто открыто проявляет агрессию по отношению к мусульманам.
Злословя на других людей, включая иноверцев, раб Аллаха совершает, по сути, три вида греха:
- Вызывает у другого человека негативные эмоции (обида, печаль, гнев).
- Упрекает творение Всевышнего, так как все мы созданы Им.
- Расходует своё личное время впустую (исраф).
В 83 аяте суры «Корова» также сказано:
Как отвечать, когда тебя унижают и оскорбляют? | Муфтий Менк
Говорите людям хорошее… (2:83)
В Тафсире ас-Саади поясняется, что «правоверный не должен допускать грубых и непристойных слов, не должен браниться…» Но учёные всё-таки вывели случаи, при которых мусульмане могут рассказать «горькую правду» о людях:
- известить правоохранительные органы о проявлении несправедливости по отношению к кому-либо, а также передать имеющиеся сведения о человеке, которые могут помочь в раскрытии преступлений;
- сообщить определённые данные с целью предотвращения совершения греха;
- раскрыть информацию о третьем лице в случае, если к Вам обратились за советом (например, по вопросу ведения совместного бизнеса или заключения сделки).
Достоинства отказа от злословия
За воздержание от этого порока и большое усердие на данному пути верующий может обрести награду от Всевышнего. Наш Пророк (с.г.в.) сказал: «Тому, кто будет остерегать свой язык от злословия и плохих мыслей… я гарантирую Рай» (Бухари, Муслим).
Таким образом, мусульманин должен, в первую очередь, давать оценку именно своим действиям, так как в Судный день каждый будет нести ответ за себя.
А Аллаху известно лучше!
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Источник: islam.global
Ислам запрещает насмехательство, обидные прозвища и оскорбления в адрес других
Этика и этикет
Просмотров 1.4к. Опубликовано 13.06.2022
Мусульманин не должен насмехаться над другими людьми и называть человека дурной кличкой.
По поводу высмеивания и оскорбления других людей Пророк Мухаммад (салаллаху алейхи уа саллам) сказал следующее:
«Тот, кто упрекнул (презирал, оскорблял) своего брата из-за одного греха, тот не умрёт, пока сам его не совершит». То есть, тот, кто оскорблял кого-либо из-за греха, недостатка, изъяна, болезни и так далее, тоже в этой жизни на себе испытает подобное.
Не подобает мусульманину насмехаться над кем-либо, так как это является унижением достоинства другого человека. В свою очередь это будет указывать на совершенство насмешника, однако это не так. Ведь поистине никто не совершенен, и каждый человек в чём-то имеет свои недостатки.
Так же нельзя давать людям обидные прозвища, ибо это унижает достоинство человека и приводит к недоброжелательным отношениям и конфликтам.
В Священном Коране по этому поводу сказано следующее:
«… и не зовите друг друга обидными прозвищами. Ведь очень скверно называть человека нечестивым после того, как он уверовал…» (Коран, 49:11).
Источник: sunna.su
Сквернословие в Исламе
Важно также отметить, что если ругающий использует при этом и сквернословие и ненормативную лексику, которые также запрещены в Исламе строжайшим образом, то грех такого человека ещё хуже. Ведь сквернословие само по себе запрещено в Исламе, даже если сквернословящий не задевает этим никого. А что же тогда можно сказать о том, кто ругает мусульманина посредством ненормативной лексики?
Передают со слов Абу ад-Дарды, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Самым тяжёлым на Весах у верующего (в Судный день) будет хороший нрав. Поистине, Аллах ненавидит непристойного, распутного и сквернословящего (человека)».
Данный хадис передал аль-Байхакъи 10/193
Также передают со слов Джабира ибн Самуры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, непристойность и сквернословие не имеют никакого отношения к Исламу! И, поистине, наилучшее исповедание Ислама у того, кто обладает наилучшим нравом».
Хадис передали Абдуллах ибн Ахмад в «Заваид аль-Муснад» 5/99, Ибн Аби Шейба 12/452, Абу Я’ля 7468
В другом же хадисе говорится:
Передают со слов Абу ад-Дарды, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Нет ничего тяжелее на весах в Судный День, чем благой нрав. И поистине, Всевышний Аллах ненавидит произносящего мерзости!»
Хадис передали Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 464, ат-Тирмизи 2002, Ибн Хиббан 5693
Также передают со слов Абу Хурайры и Абу Бакрата, да будет доволен ими Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Стеснительность от веры, а вера в Раю. Что касается сквернословия, то оно от чёрствости, а чёрствость в Аду».
Хадис передали Ахмад 2/501, ат-Тирмизи 2009, Ибн Маджах 4184, Ибн Хиббан 608
В другом же хадисе передают со слов Джабира ибн Самуры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, непристойность и сквернословие не имеют никакого отношения к Исламу! И поистине, наилучшее исповедание Ислама у того, кто обладает наилучшим нравом».
Хадис передали ‘Абдуллах ибн Ахмад в «Заваид аль-Муснад» 5/99, Ибн Аби Шейба 12/452, Абу Я’ля 7468
Также передают со слов Абу Умамы аль-Бахили, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Стыдливость и молчаливость – это два ответвления веры, а сквернословие и красноречие[1] – это два ответвления лицемерия».
Хадис передали Ахмад 5/269, ат-Тирмизи 2027, аль-Хаким 1/51
В другом же хадисе передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, Аллах ненавидит человека, который проявляет чрезмерное красноречие и скручивает свой язык подобно жующей корове!»
Хадис передали Абу Дауд 5005, ат-Тирмизи 2853
Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, в красноречии есть доля колдовства[2]».
Хадис передал аль-Бухари 5767
✅ Одним словом, сквернословие, мат, нецензурная лексика, грязные, оскорбительные слова – всё это раньше употребляли только в низших слоях общества порочные и нечестивые люди, а сейчас всё это стало нормой и обыденным явлением, даже среди некоторых мусульман, которые, вроде как должны были быть дальше всех от всего порочного, мерзкого и ненавистного Аллаху!
Более того, следует отметить, что некоторые учёные-медики и психологи отнесли сквернословие к разновидности заболевания, которую они называют «Копролалия». Данное название происходит от греческого «копрос» – кал, грязь и «лалия» – речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое импульсивное влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода.
Упомянутых аятов и хадисов вполне достаточно, чтобы праведный и богобоязненный мусульманин устрашился и удержался от таких скверных грехов, как ругань, сквернословие, порочение и проклятие мусульман. Воистину, права мусульман друг перед другом велики, а их честь друг для друга строго запрещена!
Передают со слов Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах, сообщается, что когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал обход/тавваф/ вокруг Каабы, он посмотрел на неё и сказал:
«Как прекрасна ты и как прекрасен твой аромат. О, как величественна ты и как велика твоя святость! Но, клянусь Тем, в Чьей руке душа Мухаммада, что неприкосновенность верующего более велика пред Аллахом, чем твоя! Неприкосновенны его имущество и кровь, и мы должны думать о нём лишь благое».
Хадис передали Ибн Маджах 3932, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 5/296
Также сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не порывайте друг с другом, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха! Поистине, мусульманин мусульманину – брат, и, поэтому, не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!», – и он трижды указал себе на грудь, после чего сказал: «Достаточно будет зла тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина являются неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!”»
Хадис передал Муслим 2564
Также передают со слов ‘Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«Если вас будет трое, то пусть двое не перешёптываются втайне от третьего, пока вы не смешаетесь с другими людьми, ибо это огорчит его, [а Аллаху Всевышнему и Великому ненавистно, когда огорчают верующих][3]».
Хадис передали аль-Бухари 6288, Муслим 2184
✅ И если Аллаху ненавистно, когда верующего обижают даже тем, что просто втайне от него перешёптываются, то, что можно сказать о том, кто обижает верующего руганью и порочением без права?
Более того, следует отметить, что за бесправную ругань верующего правитель мусульман имеет право подвергнуть наказанию ругающего.
Сообщается, что праведный халиф – ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) как-то сказал:
«Поистине, вы спрашиваете меня о положении того, кто говорит мусульманину: “О неверный! О нечестивец! О скверный! О осёл!” Эти слова – мерзость, но за них нет конкретного установленного шариатом наказания в мире этом/хадд/, однако, за это есть наказание, назначаемое по усмотрению правителя мусульман/та’зир/. Так не произносите же таких слов!»
Хадис передали Ибн аль-Джа’д в «аль-Муснад» 1/326, аль-Байхакъи в «ас-Сунан аль-Кубра» 8/253
[1] Джамалюддин аль-Фаттани в пояснении к этому хадису сказал: «Что касается красноречия, то в данном случае речь идёт о проявлении неестественности в речах, когда человек выдаёт себя за красноречивого, чтобы посредством этого возвыситься над людьми».
См. «Маджма’ бихар аль-анвар» 1/243
[2] Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади в пояснении к этому хадису сказал: «Т.е. некоторые виды красноречия оказывают влияние на людские сердца подобно колдовству. Если же использовать красноречие для того, чтобы склонить к истине, то это похвально, а если красноречие используется для того, чтобы склонить ко лжи и заблуждению, то это порицается».
‘Аун аль-Ма’буд 7/133
[3] То, что между двух квадратными скобками является достоверной версией, которую приводят имамы аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 1169, ат-Тирмизи 2825, и др.
▶ Есть идеи какую статью сделать/хочешь задать вопрос/или что-то спросить? Тогда пиши нам в телеграм:
▶ Скачать наши напоминания и статьи и помочь с распространением можно с нашего гугл диска
✅ Для желающих помочь развитию проекта, вы можете перечислить любую удобную для вас сумму, наиболее удобным для вас способом, это позволит чаще выпускать видео и статьи с напоминаниями, а также улучшать их качество, с позволения Аллаха:
Источник: dzen.ru