Изначально слово «рыцарь» (miles) обозначало лишь человека, несущего военную службу за определённый фьеф.
Впоследствии, однако, термин приобрел и этические коннотации, им стали обозначать людей не только несущих военную службу, но и ведущих образ жизни, который, соответствующий своду неписаных правил главными из которых было доблестное несение военной службы, куртуазное поведение и набожность.
Идеальные рыцари описывались в многочисленных жестах (chansons de geste) и куртуазных романах. Главными чертами кодекса чести рыцаря были щедрость, куртуазность, доблесть, честь, преданное служение господину, военная отвагу.
В XIII и XIV вв. стали появляться руководства по рыцарскому поведению, в который описывалось, каким образом рыцарь должен себя держать, вести, что и как говорить. Наиболее знаменитыми руководствами были сочинения Жоффруа де Шарни и Раймуда Луллия.
Важной составляющей рыцарского кодекса чести был любовь к прекрасной даме. Этот элемент поведения рыцаря воспевался трубадурами и миннезингерами.
Что не так с рыцарями и доспехами? 8 фактов от которых у историков пригорит
От рыцаря ожидалась, в первую очередь, безграничная преданность и верность возлюбленной. Любовь и служение прекрасной даме должны были вдохновлять рыцаря на подвиги.
Идеальным образцом отношений рыцаря и прекрасной дамы можно считать отношения Сэр Ланселота и королевы Гвиневре, воспетые в поэмах Кретьена де Труа.
Идеальный рыцарь должен был быть, помимо всего прочего, благочестивым и биться с врагами церкви, что привело к возникновению крестоносного движения.
В отсутствие войны рыцарь мог и должен был демонстрировать свою доблесть на турнирах. Формирование рыцарского этоса шло параллельно с их сращиванием со знатью.
Рыцарский кодекс чести стал важнейшим связующим материалом для рыцарства, который поддерживал их статус как социальной элиты. 4. Придворный этикет
С 15 века все большее влияние на развитие западноевропейского этикета оказывал чрезвычайно усложнившийся церемониал королевских дворов. Сначала определенное влияние оказывали испанские и бургундские ритуалы, затем с развитием абсолютизма главную роль начала играть Франция.
В это время появляются многочисленные пособия по этикету, который становится настолько сложным, что при дворах появляется специальная должность церемониймейстера, следившего за выполнением всех его тонкостей и строжайшим образом регламентировавшего всю дворцовую жизнь. Члены семьи монарха и придворные должны были в определенный час вставать, точно указывалось, кто должен был присутствовать при одевании монарха, подавать предметы его туалета, сопровождать его во время прогулки и т. д. Было точно определено, как проходили церемонии аудиенции, торжественных выходов, прогулок, обедов, балов.
Например, при бургундском дворе герцог два-три раза в неделю давал публичные аудиенции, где каждый мог вручить ему прошение. Все придворные должны были присутствовать, размещаясь согласно рангу по обе стороны трона, а подле него находились коленопреклоненные чиновники, читавшие и рассматривавшие прошения.
Пышные обряды сопровождали рождение, брак и смерть при королевском дворе. Чем выше ранг, тем более сложным был ритуал. Например, королева Франции в течение года не покидала покоев, где ей сообщили о смерти супруга, а для принцесс этот срок ограничивался шестью неделями. Покои были занавешены и убраны черным, и принцесса, одетая в траур, должна была провести эти шесть недель в постели. Покои для пребывания знатной дамы после родов убирались зеленым шелком, причем все предметы в этих комнатах служили определенным церемониальным целям.
Право первенства в придворном этикете приобретает определяющий характер. Вопрос преимущества кого-либо зачастую становится вопросом жизни и смерти, так как непростительным оскорблением считалось занятие, хотя бы и нечаянное, чужого места или вход в комнату раньше персоны более высокого ранга. Имело значение, кто на чем сидит, кто оказывает ту или иную услугу королю.
Придворный или посол иностранного государства, удостоенный лучшего места, считался занимавшим более высокий ранг, что приводило даже к международным конфликтам, так как посол, чью карету на королевской прогулке обогнала карета другого, мог счесть это унижением своей страны и ее двора. Поэтому все поведенческие нормы были тщательно формализованы.
При бургундском дворе было точно предписано, каким именно придворным дамам можно было ходить рука об руку и должна ли (и каким именно образом) одна другую поощрять к подобной близости. Известны случаи, когда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Рыцарская система физического воспитания
Программа рыцарского воспитания сводилась к достижению «семи рыцарских доблестей» в противоположность семи свободным искусствам в монашеском воспитании.
Этими рыцарскими доблестями были:
1. верховая езда.
2. стрельба из лука.
6. игра в шахматы.
7. сочинение стихов.
Только две последние доблести относятся к области интеллектуальной, остальные — к чисто физическому воспитанию и связаны с приобретением военных навыков.
Таким образом, рыцарское воспитание было, в основном, военно-физическим и включало много видов физической культуры. На умственное развитие в этом воспитании обращали мало внимания. Рыцари позднего средневековья в подавляющем большинстве не умели ни читать, ни писать. Каждый «истинный» рыцарь должен был уметь танцевать, ухаживать за дамой, знать, как вести себя в обществе, уметь играть на музыкальных инструментах.
Развивать в себе военные и физические доблести, будущие рыцари приучались отнюдь не для достижения всестороннего гармоничного развития. Средневековое рыцарское воспитание преследовало вполне утилитарную цель: подготовить крепких и сильных воинов-рыцарей, одинаково пригодных и для внешних войн и для подавления внутри страны восстаний крестьян и ремесленников.
Военно-физическое воспитание будущих рыцарей начиналось с малых лет, обычно при дворах крупных феодалов. Замки сюзеренов были как бы школой для рыцарской молодежи. Однако это «школьное» воспитание не могло быть общегосударственным и регламентированным при феодальной раздробленности. Оно носило частный, как бы семейный характер.
Можно предполагать, что в замках для занятий спортом и военными упражнениями были специальные площадки. Для этой же цели использовались турнирные ристалища.
Методика подготовки молодых людей к рыцарскому званию носила сугубо эмпирический характер. Она основывалась на многолетнем опыте и передавалась из поколения в поколение, как рыцарская традиция. Главными приемами обучения были показ и тренировка. Основными формами тренировки были игры и спорт.
Образцом для молодежи был обычно сам владелец замка, сеньор, которому рыцари старались подражать. Занятиями руководил один из старших рыцарей или даже опытный оруженосец.
Мальчики проходили три ступени воспитания, которые вели их к «высокой чести» — к посвящению в рыцари.
Соответственно возрасту были две обязательные ступени воспитания и одна необязательная высшая ступень. Первая ступень от 7 до 14 лет; вторая — от 14 до 21 года, до посвящения в рыцари. Основной принцип обучения по этим ступеням был концентрический, т. е. одну и ту же программу проходили на всех ступенях (особенно, на двух первых), но только в разном объеме и при помощи различных методов.
Мальчики в 7 лет прибывали ко двору сеньора, и получали звание «пажей», в котором состояли до 14 лет. Пажи проходили первую (низшую) ступень рыцарской подготовки и службы. Для достижения силы и ловкости, столь необходимых в будущем, пажи занимались стрельбой из лука, метанием камней и копей, прыжками, бегом, борьбой, плаванием и верховой ездой.
Кроме того, их обучали рыцарскому обхождению (куртуазности) и придворным манерам. Порядок занятий и обучения точно неизвестен, но, по-видимому, раньше всего начиналось обучение стрельбе из лука. Затем, как только позволял возраст, молодых баронов, как тогда называли юных рыцарей, учили верховой езде, которая считалась одной из главных рыцарских доблестей. Одновременно они обучались охоте и занимались военно-спортивными упражнениями.
Приобретенные в пажеском возрасте навыки совершенствовались на следующей ступени, когда по достижении 14 лет пажи производились в оруженосцы. Оруженосцы, в отличие от пажей, имели право носить меч и шпоры. Под руководством специальных преподавателей они получали общее физическое воспитание и овладевали и много охотились, дрессировали собак и соколов, играли в шахматы. К концу периода пребывания в оруженосцах молодые люди много занимались фехтованием на мечах и копьях, боевой ездой на лошадях, упражнялись в поединках. Оруженосцы допускались иногда и к участию в турнирах, как полноправные участники.
По роду службы в замке сеньора оруженосцы делились на оруженосцев при сеньоре, конюших, комнатных, находившихся при оружии и других. В обязанности оруженосца входило сопровождать сеньора в походах, на турниры, охоту, присматривать за оружием. По традиции каждый оруженосец должен был изучить и выполнять обязанности по всем должностям. Вообще на этой ступени юноша должен был, по понятиям своего класса, доказать свое мужество, поддержать свою честь и проявить способность к совершению рыцарских подвигов.
При этом будущий рыцарь, принимая участие во всей жизни замка от домашних дел до пышных турнирных празднеств, приобретал придворный лоск и рыцарские манеры, усваивал «светские» нравы и соответствующую идеологию: презрение к физическому труду и к крепостным людям, набожность, феодальную преданность сюзерену и т. д.
По достижении двадцати одного года оруженосцы посвящались в рыцари.
После посвящения заканчивалось обязательное обучение рыцарскому искусству. С этих пор рыцарь считался подготовленным к участию в турнирах и в военных походах.
С момента посвящения в рыцари занятия физическими упражнениями для большинства рыцарей или принимали характер развлечения (верховая езда, охота), или являлись подготовкой к участию в турнирах. Однако для некоторых, немногих рыцарей существовала еще третья ступень физического совершенствования.
Она была доступна только крупным сеньорам, и включала лишь те виды рыцарской физической культуры, которые соответствовали индивидуальным склонностям рыцаря. Характерными особенностями этой ступени были свобода, не регламентированность занятий и специализация, и самая организация занятий при том была иной. На этой ступени преобладало не групповое, а индивидуальное обучение. В замки приглашались преподаватели-профессионалы, мастера фехтования, наиболее известные борцы и представители других видов физической культуры.
Такова была не предписанная никакими законами, но освященная традицией система физического воспитания рыцарей, конечной целью которого было укрепление феодального строя.
Источник: studopedia.su
Виды рыцарей
Наверно, каждая женщина мечтает о своём рыцаре на белом коне, который приедет и увезет её в сказку, в которой будет ей петь серенады, целовать руки и вообще совершать в её честь разные подвиги. Таков в нашем представлении эталон рыцаря без страха и упрека.
Рыцари в нашем понимании тесно связаны со средневековьем, именно оттуда раздается звон мечей и топот разгоряченных коней со знаменитых рыцарских турниров.
Средневековье окутано плащом романтики и скрыто от нас под забралом времени. Попробуем приподнять это забрало и стряхнуть с рыцарских знамен пыль веков.
Первые рыцари – франки
Считается, что слово «рыцарь» произошло от немецкого слова «риттер» (всадник).
Рыцари появились в Европе примерно в 10 веке, и представляли собой личную конную армию отдельного феодала или короля, по сути, это были конные телохранители своего господина.
Острая необходимость в мобильной конной армии впервые возникла у франков, которые все чаще подвергались нападениям арабов из Испании. Арабы славились своими быстроногими скакунами, и состязаться с ними пешие солдаты были не в состоянии.
Поэтому династия Каролингов стала создавать конные отряды из своих ближайших сторонников-дворян.
Известным заблуждением является мнение, что рыцарь – это титул. На самом деле, рыцарь – это младшее командирское звание в средневековой коннице, он являлся командиром самого мелкого отряда – «копья». В «копье» обычно входил его оруженосец, паж, лучники и мечники. Получается, что рыцарь был на службе у вышестоящего господина, и одновременно сам являлся господином для своей свиты – «копья».
Во Франции рыцарей называли «шевалье», в Испании – «кабальеро», в Германии – «риттер», что на всех языках означало «всадник».
Таким образом, рыцарь – это был профессиональный конный военный, практически, наемник.
До изобретения пороха именно конница являлась основной ударной силой армии, поэтому от умения рыцарей держаться в седле, владеть мечом и копьем часто зависел исход сражения.
Вооружение рыцаря
По ходу истории, доспехи рыцаря совершенствовались и дополнялись различными деталями.
Изначально доспехи состояли из довольно примитивного нормандского шлема, который представлял собой круглую железную шапочку с наносником – пластины, защищающей нос.
Тело рыцаря было защищено кольчугой – одеждой, состоящей из множества металлических колечек, скрепленных между собой.
Под кольчугу одевался гамбезон – набитая шерстью поддевка, которая смягчала удары и в которой очень хорошо застревали стрелы.
Чтобы защитить ноги, надевали шоссы – специальные кольчужные чулки, которые крепились на поясе.
В 12 веке шлем дополняется забралом, которое полностью закрывает лицо.
В 13 веке появляется бригантина – доспех из металлических пластин, которые были наклепаны на стеганую льняную основу и одевались поверх кольчуги. Прообраз металлических лат.
15 век можно считать прорывом в вооружении – появляются латы. Грудь защищает кираса – стальная пластина, взамен ненадежны кожаных появляются латные перчатки. С этого времени рыцари становятся уже полностью закованы в доспехи с ног до головы.
Не был забыт и боевой рыцарский конь: для него тоже появляются специальные конские доспехи – бард. Состояли конские латы из защиты морды – шанфрьен, защиты шеи – критнет, защиты груди – нейтраль, защиты крупа – крупнет и защиты боков – фланшард.
Рыцарская конница
Как правило, рыцарская конница подходила к врагу спокойным шагом, чтобы сэкономить силы лошадей для главного броска. И только подъехав на расстояние копья, рыцари пускали коней в галоп, налетали на противника и сметали его. В этом таранном ударе и заключалось все стратегическое назначение конницы.
Самым распространенным строем рыцарской конницы была «кабанья голова». Рыцари двигались колонной, которая была сужена спереди. Во время атаки этот передний клин буквально врезался в ряды неприятеля, рубя и коля его направо и налево. В это время тыл разделялся на две части, и каждая «обтекала» дерущихся с флангов, беря неприятеля в железное кольцо.
Появление рыцарских орденов
С появлением рыцарских орденов рыцарское звание становится почётным и даже привилегированным. Это происходит в эпоху знаменитых Крестовых походов – вооружённых походов рыцарей с целью освободить христианские святыни Иерусалим и Палестину от захвативших их арабов.
Рыцари, участвовавшие в Крестовых походах, стали называться крестоносцами, поскольку носили одежды с изображением креста.
Мальтийский орден
Самый старый рыцарский орден. Он был основан в Иерусалиме в 11 веке. Название ордена произошло от итальянского города Амальфи.
Амальфийские купцы добились у Багдадского халифа разрешения построить в Иерусалиме госпиталь для паломников- христиан, посещавших Гроб Господень.
После освобождения Иерусалима во время первого Крестового похода 1099 года рыцарями-крестоносцами, амальфийский госпиталь превратился в Мальтийский орден госпитальеров Св.Иоанна Иерусалимского. Членами ордена стали рыцари, освободившиеся Иерусалим от арабов, которые носили чёрный плащ с белым восьмиконечный крестом.
Тевтонский орден
Появился во время третьего Крестового похода в 1189 году. Его полное название «Орден дома святой Марии Тевтонский». Члены этого ордена являлись одновременно монахами и рыцарями.
Орден Тамплиеров
Самый загадочный орден рыцарей Храма.
После победы крестоносцев над арабами в Палестине образовалось христианское Иерусалимское Королевство – военное государство, жителями которого стали, в основном, рыцари — пебедители.
Для защиты паломников, устремившихся на святую землю, был создан орден «Нищих рыцарей», члены которого пожелали добровольно посвятить свою жизнь служению Богу. Они не принимали монашеского обета, но по сути ими являлись.
Вступление в орден сопровождалось принесением своеобразной «присяги», которая состояла из четырёх обетов: послушания, бедности, безбрачия и личного совершенства. Отсюда и пошло выражение считать рыцаря «без страха и упрека».
Интересно, что безбрачие рыцарей странным образом уживалось с так называемым культом Прекрасной Дамы. Рыцарь носил на своих доспехах цвета своей избранницы, и в случае необходимости выступал её гарантом на «Божьем суде» — когда представители обвинения и защиты сходились в смертельном поединке. От исхода этой битвы зависела судьба дамы: если побеждал её защитник, она считалась оправдана, если обвинитель – несчастную ждала смерть. Отменить такой суд не имел права даже король.
Покровителем рыцарей считался архангел Михаил – предводитель ангельского воинства, окружающего Божий престол.
Конец рыцарства
И все-таки, рано или поздно рыцари должны были сойти со сцены истории, уступив место более прогрессивному виду войск- артиллерии. В каком- то смысле именно изобретение пороха стало причиной угасания рыцарства как ударной военной силы. Ведь теперь лихую рыцарскую конницу с успехом заменили пушки.
Но, к счастью, остались рыцарские понятия о чести, достоинстве, верности слову, верности дружбе и возвышенной любви. Ведь именно эти качества мы встречаем, например, в знаменитых четырёх мушкетерах Александра Дюма, и узнаем в непобедимой четверке все тех же рыцарей без страха и упрека.
Источник: www.istmira.com