Какое количество государств являются членами дняо

В 1960-с гг. наблюдался подъем атомной промышленности, одновременно с которым росло осознание опасности ядерного оружия, начало формироваться общественное движение за запрещение ядерного оружия и недопущение его дальнейшего «расползания» по планете. В нераспространении были заинтересованы и те державы, которые уже приобрели ядерный статус.

Таким образом, в конце 1960-х гг. начинает побеждать тенденция к ядерпому нераспространению. Особую инициативную роль в этом процессе сыграла Ирландия. В декабре 1961 г. ГА ООН приняла «ирландскую» резолюцию с призывом к заключению договора о нераспространении ядерного оружия. Текст будущего договора был согласован на переговорах между СССР и США, а также в рамках комитета 18 государств по разоружению.

12 июня 1968 г. сессия ГА ООН одобрила Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и открыла его для подписания.

Режим нераспространения ядерного оружия — совокупность международных договоренностей и организаций с участием как ядерных, так и неядерных государств, а также внутренних законодательств стран- участниц, целью которых является предотвращение приобретения ядерного статуса государствами, которые не имели его к 1967 г.

Страны по Количеству Ядерного Оружия

ДНЯО вступил в силу 5 марта 1970 г. На конференции по рассмотрению действия ДНЯО в мае 1995 г. было принято решение продлить его бессрочно. Он до сих пор остается стержнем режима ядерного нераспространения. Его участниками являются все государства — члены ООН, за исключением Израиля, Индии, Пакистана и КНДР.

Основные положения ДНЯО:

  • • обязательство ядерных держав не передавать кому-либо ядерное оружие или другие ядсрные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием ни прямо, ни косвенно;
  • • ядерные государства обязались не помогать, не поощрять и не побуждать неядерные государства к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств;
  • • легитимными ядерными державами признавались США, РФ (в качестве правопреемницы СССР), Великобритания, Франция и КНР;
  • • неядерные государства обязались не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия, не приобретать и не производить такое оружие, а также не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия;
  • • неядерные государства принимали гарантии по соглашению с МАГАТЭ с целью недопущения переключения ядерной энергии с мирного применения на производство ядерного оружия;
  • • все государства обязались «в духе доброй воли» вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению;
  • • все государства наделялись неотъемлемым правом развивать мирную энергетику.

Источник: studme.org

Какое количество государств являются членами дняо

Left: A Hibakusha; one of the survivors of the atomic bombings in Hiroshima and Nagasaki. UN Photo/Paulo Filgueiras — Right: The Hiroshima explosion recorded at 8.15 a.m. 6 August 1945 on the remains of a wrist watch. UN Photo/Yuichiro Sasaki

Ядерные ограничения сняты — что такое СНВ и ДНЯО?

Основные сведения

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), в частности пункт 3 статьи VIII, предусматривает рассмотрение действия Договора каждые пять лет, и это положение было подтверждено государствами-участниками на Конференции 1995 года по рассмотрению и продлению действия ДНЯО и на Конференции 2000 года по рассмотрению действия ДНЯО.

На Конференции 2020 года по рассмотрению действия ДНЯО государства-участники проведут рассмотрение хода осуществления положений Договора с 2015 года, отметив тот факт, что, несмотря на интенсивные консультации, на Конференции 2015 года участников Договора о нераспространении ядерного оружия по рассмотрению действия Договора не удалось достичь согласия по ряду существенных вопросов проекта Заключительного документа.

ДНЯО является эпохальным международным договором, цель которого состоит в предотвращении распространения ядерного оружия и оружейных технологий, развитии сотрудничества в сфере использовании ядерной энергии в мирных целях, содействии достижению ядерного разоружения, а также всеобщего и полного разоружения. ДНЯО представляет собой единственный обязательный многосторонний договор, в котором государства, обладающие ядерным оружием, подтвердили свою приверженность цели разоружения.

Договор был открыт для подписания в 1968 году и вступил в силу в 1970 году. С момента вступления в силу ДНЯО является краеугольным камнем глобального режима нераспространение ядерного оружия. К Договору присоединилось 191 государство-участник, включая пять государств, обладающих ядерным оружием, что делает ДНЯО наиболее представительным многосторонним соглашением в области разоружения.

История Договора

С начала ядерной эры и после применения в 1945 году ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки было очевидно, что в процессе развития ядерного потенциала государства могут переключать технологии и материалы на цели производства оружия. Поэтому в ходе дискуссий по теме использования ядерной энергии в мирных целях центральное место занимал вопрос о предотвращении такого переключения. Первые усилия по созданию международной системы, которая при соответствующих гарантиях обеспечивала бы всем государствам доступ к ядерной технологии, были предприняты в 1946 году, но не увенчались успехом и были прекращены в 1949 году в связи с наличием серьезных политических разногласий между основными державами. К этому времени Соединенные Штаты Америки и бывший Советский Союз уже провели испытания ядерного оружия и начали наращивать свои запасы.

В декабре 1953 года президент Соединенных Штатов Америки Дуайт Д. Эйзенхауэр на восьмой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций выступил с инициативой «Атом для мира» и настоятельно призвал создать международную организацию, призванную содействовать распространению мирных ядерных технологий и предотвращать развитие ядерно-оружейного потенциала в новых странах. Его предложение привело к созданию в 1957 году Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), на которое была возложена двойная задача содействовать развитию ядерных технологий и обеспечивать контроль над ними.

В 1958 году МАГАТЭ приступило к осуществлению деятельности по оказанию технической помощи. В 1964 году временная система гарантий для малых ядерных реакторов, введенная в действие в 1961 году, была заменена системой, охватывающей более крупные установки, и в последующие годы была расширена с целью охвата дополнительных типов ядерных установок (INFCIRC/66 и пересмотренные варианты). В соответствии с положениями о гарантиях Договора (пункт 4 статьи Iii) было разработано Соглашение о всеобъемлющих гарантиях (INFCIRC/153) в целях обеспечения гарантий «всему исходному или специальному расщепляющемуся материалу во всей мирной ядерной деятельности в пределах территории Государства, под его юрисдикцией или осуществляемой под его контролем где бы то ни было, исключительно с целью проверки того, чтобы такой материал не переключался на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства». В последние годы в рамках усилий по повышению эффективности и действенности системы гарантий МАГАТЭ Совет управляющих МАГАТЭ в мае 1997 года утвердил Типовой дополнительный протокол (INFCIRC/540). В настоящее время Дополнительный протокол вступил в действие в 136 государствах.

Читайте также:  Как твое имя на английском

В Организации Объединенных Наций обсуждение принципа ядерного нераспространения началось в 1957 году и в начале 1960-х годов переговоры по этой теме заметно активизировались. К середине 1960-х годов сформировалось четкое представление о возможной структуре договора, призванного обеспечить соблюдение режима ядерного нераспространения в качестве нормы международного поведения, а к 1968 году была достигнута окончательная договоренность относительно договора, который предотвратит распространение ядерного оружия, создаст возможности для сотрудничества в области использования ядерной энергии в мирных целях и будет способствовать достижению цели ядерного разоружения. В статье X Договора предусматривается, что через двадцать пять пет после вступления Договора а силу созывается конференция для того, чтобы решить должен ли Договор продолжать оставаться а силе бессрочно или действие Договора должно быть продлено на дополнительный определенный период или периоды времени. С учетом этого, в мае 1995 года на Конференция участников Договора о нераспространении ядерного оружия по рассмотрению и продлению действия Договора государства — участники без голосования приняли решение о бессрочном продлении Договора и постановили, что конференции по обзору следует и далее проводить каждые пять лет.

Процесс обзора действия ДНЯО

Со времени вступления Договора в силу в 1970 году каждые пять лет проводятся конференции по рассмотрению действия Договора. На каждой конференции предпринимались усилия по согласованию заключительной декларации, содержащей оценку хода осуществления положений Договора и рекомендации относительно мер по его дальнейшему укреплению. На конференциях по рассмотрению действия Договора в 1975, 1985, 2000 и 2010 годах Заключительные декларации были приняты консенсусом, однако в 1980, 1990, 1995, 2005 и 2015 годах они согласованы не были. Отсутствие консенсуса, в частности, было обусловлено различиями в оценках выполнения государствами, обладающими ядерным оружием, требований статьи VI (ядерное разоружение), расхождениями по таким вопросам, как ядерные испытания, разработка и качественное совершенствование ядерного оружия, гарантии безопасности, предоставляемые государствами, обладающими ядерным оружием, государствам, не обладающим ядерным оружием, а также разногласиями в отношении осуществления резолюции 1995 года о создании на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия и всех других видов оружия массового уничтожения.

Конференция 1995 года по рассмотрению и продлению действия ДНЯО преследовала две цели: провести обзор действия Договора и принять решение о его продлении. Хотя в ходе обзора выполнения Договора не удалось выйти на консенсус, государства-участники смогли без голосования принять целый пакет решений. В рамках этих решениях были согласованы: a) элементы, призванные содействовать дальнейшему повышению эффективности процесса рассмотрения действия Договора, b) принципы и цели ядерного нераспространения и разоружения, c) положение о бессрочном продлении Договора, а также резолюция по Ближнему Востоку.

Конференция 2000 года по рассмотрению действия Договора продемонстрировала эффективность нового механизма обзора и концепции подотчетности, которые государства-участники стали использовать после согласования принципа «незыблемости Договора» и принятия решения о его бессрочной пролонгации. Впервые за 15 лет государства-участники успешно завершили дискуссии и согласовали Заключительный документ с оценкой хода осуществления Договора за прошлые периоды, а также достигли договоренности по ряду ключевых вопросов, касающихся ядерного нераспространения и разоружения, ядерной безопасности и использования ядерной энергии в мирных целях.

В Заключительном документе была вновь подтверждена центральная роль ДНЯО в прилагаемых в настоящее время глобальных усилиях по укреплению режима ядерного нераспространения и повышению эффективности механизмов разоружения, а также нашли отражение принятые консенсусом формулировки, касающиеся практически всех основных аспектов Договора. Кроме того, принимая во внимание тот факт, что Конференция выразила глубокое сожаление по поводу ядерных испытательных взрывов, проведенных в 1998 году Индией и Пакистаном, в Документе подчеркивается, что новыми участниками Договора могут становиться только государства, не обладающие ядерным оружием, независимо от уровня их ядерного потенциала.

Принципиально важным результатом сложных компромиссов стало включение в Документ ряда практических шагов, предпринимаемых в рамках систематических и последовательных усилий по осуществлению статьи VI ДНЯО. В будущем государства-участники могут рассматривать осуществление этих мер в качестве критерия для оценки достигнутого прогресса. В числе шагов, ведущих к ядерному разоружению, чаще всего упоминается недвусмысленное обязательство, впервые согласованное государствами, обладающими ядерным оружием, в отношении полной ликвидации своих ядерных арсеналов.

Хотя государства-участники Конференция 2005 года по рассмотрению действия Договора не смогли согласовать субстантивный итоговый документ, они имели возможность принять участие в полезных дискуссиях по целому ряду вопросов. Этот результат обусловлен принципиальными разногласиями в оценке приоритетности задач в области разоружения и нераспространения и исполнения принимавшихся в прошлом решений и соглашений, в том числе достигнутых на Конференциях 1995 и 2000 годов.

Конференции 2010 года по рассмотрению действия Договора удалось согласовать план действий из 64 пунктов, охватывающий три основных компонента Договора (ядерное разоружение, ядерное нераспространение и использование ядерной энергии в мирных целях), а также выработать единую позицию по Ближнему Востоку.

Конференция 2015 года по рассмотрению действия Договора не смогла согласовать субстантивный итоговый документ, главным образом из-за разногласий по вопросу о путях продвижения вперед в осуществлении резолюции 1995 года по Ближнему Востоку. Тем не менее государства-участники провели перспективный диалог по всем трем основным компонентам Договора, в том числе обсудили возможные меры по достижению ядерного разоружения.

На пути к Конференции 2020 года по рассмотрению действия ДНЯО

В период с мая 2017 года по май 2019 года Подготовительный комитет Конференции 2020 года по ДНЯО провел три сессии. Как и в рамках предыдущего обзорного цикла, Подготовительный комитет посвятил большинство своих заседаний подготовке к Конференции по вопросам существа и рассмотрел принципы, цели и пути содействия обеспечению полного осуществления Договора, а также его универсальности. В этом контексте Комитет принял во внимание итоги предыдущих конференций по рассмотрению действия Договора, решения и резолюцию по Ближнему Востоку, принятые в 1995 году, а также события, имеющие значение с точки зрения осуществления и целей Договора, и, таким образом, рассмотрел подходы к достижению этих целей и меры по их реализации, подтвердив необходимость полного соблюдения всех положений Договора.

Читайте также:  Сколько стоит снять порчу

Комитет согласовал все организационные и процедурные вопросы Конференции 2020 года, включая ее предварительную повестку дня. Комитет также согласовал проект правил процедуры, дату и место проведения, финансирование, назначение Генерального секретаря, справочную документацию и председателей трех главных комитетов, которые будут учреждены на Конференции. Соответственно, Председателем Главного комитета I будет представитель Группы неприсоединившихся государств — участников Договора, а именно Председатель третьей сессии Подготовительного комитета (Малайзия); Председателем Главного комитета II — представитель Группы государств Восточной Европы, а именно Председатель второй сессии Подготовительного комитета (Польша), а Председателем Главного комитета III — представитель Группы западных государств, а именно Председатель первой сессии Подготовительного комитета (Нидерланды). Комитет постановил отложить рассмотрение заключительного документа до Конференции по обзору.

Ожидалось, что в соответствии с достигнутой в 2000 году договоренностью, Подготовительный комитет приложит все усилия для выработки консенсусного доклада, содержащего рекомендации для Конференции по обзору. Однако, сохраняющиеся разногласия не позволили Комитету прийти к согласию в отношении находящихся на рассмотрении вопросов существа, несмотря на то, что этому было посвящено несколько заседаний.

Ожидается, что Конференция 2020 года по рассмотрению действия ДНЯО рассмотрит ряд вопросов, таких как: обеспечение универсальности Договора; ядерное разоружение, включая конкретные практические меры; нераспространение ядерного оружия, включая поддержание и укрепление гарантий; меры по содействию использования ядерной энергии в мирных целях и обеспечению ядерной безопасности; региональное разоружение и нераспространение; осуществление резолюции 1995 года по Ближнему Востоку; меры по решению проблемы выхода из Договора; меры по дальнейшему повышению эффективности процесса обзора; пути поощрения взаимодействия с гражданским обществом в деле укрепления норм ДНЯО и содействия развитию просветительской деятельности по вопросам разоружения; а также гендерная проблематика и представленность.

View of the general assembly hall.

Полезные ссылки

  • The Non-Proliferation Treaty
  • Status of the Treaty
  • Past NPT Conferences
  • UN & Disarmament
  • Webcast

Источник: www.un.org

Международные режимы контроля над оружием массового уничтожения

Разоружение — сокращение государствами средств ведения войны, которыми они обладают. Разоружение может быть как многосторонней, так и односторонней акцией, может затрагивать как ограниченную территорию, так и ставить целью демилитаризацию всего земного шара. Сформировалось как одно из направлений внешней политики в XIX веке, впоследствии роль данного направления усиливалась. В настоящее время разоружение в основном направлено на контроль, ограничение и сокращение стратегических ядерных вооружений.

Контроль над вооружениями – «средство, помогающее ослабить вероятность войны, снизить ее масштабы и размах насилия, если война начнется, и уменьшить политические и экономические затраты на ее подготовку».[2] Термин «контроль над вооружениями» впервые был введен в политический лексикон в США в 50-е годы прошлого столетия.

Основной смысл контроля над вооружением, наряду со сдерживанием, состоит в ограничении, сокращении и ликвидации вооружений на основе юридически и политически обязательных многосторонних или двусторонних контролируемых соглашений.

Такая точка зрения преобладает в России. На Западе, однако, с некоторых пор интерпретируют это понятие иначе, подменяя ограничение и сокращение вооружений предсказуемостью и прозрачностью военной деятельности, а также инспекциями. При всей важности этих факторов для укрепления взаимного доверия государств не следует сбрасывать со счетов, кому в первую очередь выгодны мониторинг и другие подобные меры. Конечно, более сильной и напористой в военном отношении стороне, поскольку они позволяют ей не только выявлять уязвимые места более слабой стороны, но и демонстрировать свое подавляющее превосходство, оказывая, таким образом, мощное психологическое давление на нее. Не случайно США, добившись подавляющего военного превосходства, все настойчивее продвигают идеи транспарентности и все меньше интереса проявляют к реальному разоружению и ограничению вооружений.

В настоящее время в мире действуют международные режимы контроля над ОМУ. Это совокупность международных договоренностей о запрещении распространения, производства, использования ОМУ и уничтожении его запасов, а также механизмов осуществления этих договоренностей.

Следует упомянуть основные договоры, контролирующие распространение ядерного оружия, через создание безъядерных зон:

ДНЯО (1969г) — договор о нераспространении ядерного оружия, многосторонний международный акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью предотвратить дальнейшее распространение ядерного оружия, способствовать сотрудничеству в области мирного использования атомной энергетики и достижению ядерного разоружения. Он вступил в силу в 1970 г. В 1995 г. срок его действия был бессрочно продлен.

Членами ДНЯО являются 189 государств, включая пять ядерных держав: Китай, Францию, Россию, Великобританию и США. Индия, Израиль и Пакистан не присоединились к документу, а Северная Корея заявила о своем выходе из Договора. В ДНЯО участвует больше стран, чем в каком-либо другом соглашении по ограничению вооружений или разоружению. ДНЯО представляет собой единственный многосторонний документ, содержащий юридически обязательное положение о разоружении ядерных государств в качестве конечной цели.

Договор устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и протестировало такое оружие или устройство до 1 января 1967 (то есть СССР, США, Великобритания, Франция и Китай).

Договор стоит перед лицом ряда проблем, требующих серьезного внимания. Первая из них заключается в неспособности ядерных держав достичь прогресса в области ядерного разоружения. Вторая состоит в нарушении Договора или соглашений о гарантиях МАГАТЭ со стороны небольшого количества стран-участниц – Ирака, Ливии, Северной Кореи и Ирана. Их действия подрывают доверие к ДНЯО.

Существуют опасения, что эффект домино может привести к тому, что еще большее количество государств будет стремиться приобрести ядерное оружие. Третья проблема связана с положением Договора о выходе. Четвертая проблема может быть охарактеризована как техническая.

Отсутствие положения о постоянно действующем секретариате, который помогал бы сторонам выполнять Договор, оказалось непрактичным. В ДНЯО нет положений о проведении консультации или созыва специальных встреч стран-участниц для рассмотрения случаев возможных нарушений или выходов из Договора. Статьи ДНЯО также не регулируют вопросы его соблюдения в период между Обзорными конференциями, созываемыми раз в пять лет. Описанные выше проблемы не снижают фундаментальной ценности Договора, но, несомненно, они питают серьезные разногласия между сторонами.

Договор Тлателолко (1967г) – договор о создании безъядерной зоны в Латинской Америке и Карибском бассейне. Договор был подписан 14 февраля 1967 г, 22 апреля 1968 года официально вступил в силу.

Читайте также:  Почему студенческие годы лучшие в жизни

Поводом к заключению Договора Тлателолко стал Карибский кризис 1962 года, поэтому первоочередной целью этого договора явилось создание гарантии безопасности Латинской Америки от любых конфликтов между ядерными державами. Данный договор подписали 33 государства. Ключевую роль в разработке и продвижении договора сыграл премьер-министр Мексики Альфонсо Гарсия Роблес. Договор Тлателолко содержит два Дополнительных протокола, первый из которых адресован государствам, несущим де-факто или де-юре международную ответственность в отношении территорий, расположенных в пределах безъядерной зоны, а второй содержит обязательства ЯОГ не нарушать и не содействовать безъядерному статусу, не использовать и не угрожать использованием ядерного оружия против участников Договора.

Договор Раротонга (1985г) – договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана. Инициаторами договора являлись Папуа — Новая Гвинея, Фиджи, Острова Кука, Новая Зеландия. Причина: конфликты в Камбодже, Лаосе и Вьетнаме в 60-70 е годы. Договор подписан 13 государствами: Австралией, Вануату, Западным Самоа (сейчас Самоа), Кирибати, Науру, Ниуэ, Новой Зеландией, Островами Кука, Папуа —Новой Гвинеей, Соломоновым Островами, Тонга, Тувалу и Фиджи. Дополнительные протоколы подписали США, Россия, Великобритания и Франция.

Бангкокский договор (1995г) — Договор о безъядерной зоне в юго-восточной Азии. В договоре участвуют 10 государств (АСЕАН): Бруней-Даруссалам, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. К настоящему времени никакая из стран, официально обладающая ядерным оружием, не подписала протоколы, в основном из-за американских и французских претензий касательно определенных обязательств в отношении безопасности и расширенной территории, которая включает исключительные экономические зоны.

Безъядерная зона на Корейском полуострове (2005г)- создана в рамках шестисторонних переговоров: Россия, США, Китай, Япония, Южная и Северная Корея. Но позднее Северная Корея дважды проводит испытания ядерного оружия, а в 2009 году прерывает договор.

Договор Пелиндаба (1996 г) — безъядерная Африка, как ответ на испытание ядерного оружия в Алжире. Подписан 51 из 53 африканских государств (в дальнейшем Мадагаскар и Экваториальная Гвинея заявили о присоединении).

Безъядерная зона в Антарктике (1959г)- договор распространяет свое действие на материк, шельфовые ледники, континентальный шельф, участки открытого моря.

Семипалатинский договор (2006г) – договор о безъядерной зоне в Центральной Азии. Договор подписан Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном.

Договор о космосе (1967г) – соглашение о деятельности на Луне и других небесных телах. Среди принципов, запрет для государств-участников размещения ядерного оружия или любого другого оружия массового уничтожения на орбите Земли, установки его на Луне или любом другом небесном теле, или на станции в космическом пространстве. Этот договор ограничивает использование Луны и других небесных тел только в мирных целях.

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996г) — Ключевым положением ДВЗЯИ является Статья I, которая вводит запрет на проведение любых испытательных взрывов ядерного оружия и любых других ядерных взрывов. К настоящему времени он подписан 182 государствами, ратифицирован – 155.

Договор может вступить в силу только через 180 дней после его ратификации 44 особо поименованными государствами, занимающимися ядерной деятельностью. Из этих 44 стран пока документ ратифицировали лишь 34. Среди оставшихся десяти – семь государств (Китай, Колумбия, Египет, Ин-донезия, Иран, Израиль и США) подписали, но не ратифицировали договор. Три страны вообще не подписали документ: Индия, Северная Корея и Пакистан.

Президент США Билл Клинтон стал первым главой государства, подписавшим договор в 1996 г. Однако в 1999 г. американский сенат отказался ратифицировать документ. Нынешняя администрация США не поддерживает ДВЗЯИ и не стремится к его ратификации. Однако она заявила, что будет придерживаться одностороннего моратория на проведение ядерных испытаний, объявленного в 1992 г. Хотя ни Индия, ни Пакистан не подписали ни ДНЯО, ни ДВЗЯИ, они придерживаются обещания не производить новых ядерных взрывов.

Безъядерные зоны выполняют целый ряд важных задач. Они дополняют и укрепляют фундаментальные обязательства по ДНЯО. Посредством протоколов к договорам о создании таких зон, ядерные государства предоставляют юридически обязательные негативные гарантии безопасности участникам указанных режимов. Они также вносят вклад в укрепление полно охватных гарантий МАГАТЭ, поскольку требуют применения таких гарантий внутри стран-участниц и при экспорте за пределы региона. Кроме того, еще до вступления в силу ДВЗЯИ безъядерные зоны способствуют укреплению глобальных норм, направленных против проведения ядерных испытаний.

Однако эти режимы стоят перед лицом многих вызовов. Например, Договор Пелиндаба, хотя и был подписан более десяти лет назад, все еще не вступил в силу. Из всех протоколов к договорам о создании безъядерных зон, только соответствующий протокол к Договору Тлателолко был ратифицирован всеми пятью ядерными державами. Ни одна из ядерных держав не ратифицировала Бангкокский договор, хотя Китай и заявил, что он может согласиться на это вне зависимости от позиции остальных ядерных государств.

Кроме того, многие страны, примкнувшие к безъядерным зонам, не заключили требуемых соглашений о полно охватных гарантиях с МАГАТЭ. И хотя все договоры о создании безъядерных зон являются бессрочными, все они содержат положения о выходе. Это оставляет открытым вопрос об обратимом характере принятых обязательств.

Важнейшими механизмами осуществления договоренностей о контроле над ОМУ являются Гарантии МАГАТЭ, режим ДНЯО и санкции Совета Безопасности ООН.

МАГАТЭ — международная организация для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Важнейшее направление деятельности МАГАТЭ — обеспечение нераспространения ядерного оружия. По Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) на МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников. Контрольные функции Агентства — так называемые гарантии МАГАТЭ — имеют цель не допустить в странах, не обладающих ядерным оружием, переключения атомной энергии с мирного применения на создание ядерного оружия.

Договор о нераспространении ядерного оружия составляет фундамент международного режима ядерного нераспространения. Это единственный многосторонний договор, который запрещает распространение ЯО и юридически обязывает государства стремиться к ядерному разоружению.

Санкции ООН — принудительные меры, принимаемые Советом Безопасности ООН в отношении государства (части его территории или конкретно определённых лиц), которое отказывается выполнять обязанности, вытекающие из правоотношения международной ответственности. Санкции ООН — промежуточные меры, которые являются более суровыми, чем словесное осуждение, но менее суровыми, чем применение силы. Решение о применении санкций принимается Резолюциями СБ ООН.

Источник: megalektsii.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today