Каково значение слова априорный у канта

Есть философские термины, которые, бывает, входят в обыденную речь. К таким однозначно относится понятие «априори». Буквально полчаса назад услышала, как в утренней передаче ведущая использовала его, рассказывая о чем-то.

Смысл латинского выражения a priori означает знание, полученное не из опыта, а изначально имеющееся в сознании. В буквальном переводе — «из предшествующего». Этот термин стал использоваться в гносеологии (как правило, немецкой) достаточно широко, начиная с XVII века. Особенно его любил И. Кант, в философии которого идея об априорном знании является основополагающей.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)

Но еще до Канта термин использовался Г. Лейбницем. В его интерпретации a priori означает такое знание, которое очевидно для разума и поэтому не требует доказательств. Это то, что принято называть вечными истинами. Априорное знание восходит к высшим причинам, то есть не нуждается ни в каких предпосылках.

Другой немецкий философ, Х. Вольф, развил и популяризировал идеи Лейбница и широко использовал понятие a priori . Кант, знакомый, разумеется, с трудами обоих этих мыслителей, воспринял термин и широко использовал с своей философии.

Что мы можем знать? Теория познания Канта

Христан фон Вольф (1679-1754)

Начиная «Критику чистого разума», он уже во введении выражает ту мысль, что не все наше знание происходит из опыта. Философ пишет, что, разумеется, не будь опыта, мы не могли бы заниматься познанием, но информация о внешнем мире пробуждает в нашей познавательной способности такую активность, которая не объясняется опытом. Проще говоря, люди начинают задумываться о таких вещах, которые опытным путем не даны и не могут быть даны. Это и есть априорное знание.

Притом оно имеет свои градации, и Кант выделял особо так называемые «чистые априорные» знания. Это те, которые вообще никак не соприкасаются с опытом и имеют всеобщий характер. Например, законы и принципы устройства мироздания, изучаемые наукой. Согласно Канту, знание об их форме приходит к людям не эмпирическим (опытным) путем, хотя содержательная сторона опирается на опыт.

И.Г. Беккер «Портрет Иммануила Канта»

Имеется в виду то, что, когда человек начинает что-то познавать, в нем пробуждаются изначальные формы, имеющие необходимый и всеобщий характер. Эти формы Кант делил на априорные формы чувственности и рассудка. В первом случае это пространство и время, ощущение которых существует в нас изначально, само по себе. Во втором случае это рассудочные категории, их Кант делил на четыре группы: количества, качества, модальности и отношения.

Будучи априорными формами, они упорядочивают ту бездну информации, которая попадает в наше сознание благодаря органам чувств, то есть эмпирическим путем. Не будь этого априорного, исходного знания, мы не могли бы познавать мир — в голове был бы полный кавардак.

Давид Тенирс Младший «Алхимик» 1656

В противоположность понятию a priori существует понятие a posteriori . В буквальном смысле оно означает «из последующего». А в философском смысле — это знание, полученное благодаря опыту . Лейбниц называл его истинами факта, в то время как априорное знание — истинами разума. Кант тоже противопоставлял априорное и апостериорное знание. То, что получено из опыта, он считал случайным и временным. Ведь опыт постоянно меняется, притом часто бывает так, что прежний опыт полностью опровергается новым.

Читайте также:  Измена физическая и моральная что хуже

Философия Канта за 10 минут

Апостериорное знание приобретает всеобщность, только опираясь на априорное знание. В противном случае оно не имеет сколь-либо длительного значения.

Читайте еще на моем канале:

Источник: dzen.ru

24. Априоризм в философии Канта.

Наряду с агностицизмом характерной чертой теории познания Канта является априоризм. Встает вопрос о том, откуда берутся априорные, т.е. доопытные формы чувственности и все новые априорные формы, о которых говорил Кант. Априорный – независимый от опыта и являющийся условием всякого опыта (у Канта).

Понятие априоризма- важнейшее положение теории Канта, на нем он основывал возможности достижения необходимого и достоверного знания. По мнению Канта, опыт никогда не может придать суждениям истинной и строгой всеобщности, а лишь предполагаемую и сравнительную всеобщность. Вместе с тем он считал, что математическое знание носит безусловно необходимый характер.

Выйти из этого затруднения он пытался при помощи априоризма: только априорные суждения носят всеобщий характер, достоверны и объективны. Для канта понятие «априорный», «необходимый», « всеобщий», «объективный» тесно переплетаются и употребляются как равнозначные. В это же время он отказывался признавать априорное знание врожденным. Если «материя» знания носит.

По Канту, опытный, апостериорный характер, то форма чувственного познания вне опыта, априорна. До восприятия предметов опытного познания в нас должны существовать «чистые», т.е. свободные от всего эмпирического, наглядные представления, которые являются формой, условием всякого опыта. Такими « чистыми», т.е. априорными наглядными представлениями выступают пространство и время.

По мнению философа, пространство и время – это формы именно чувственности, а не рассудка, это представления, а не понятия. Чистые созерцания пространства являются источником Эвклидовой геометрии. Чистые созерцания времени являются синтетическим суждением механики, историческим суждением арифметики.

Пространство вовсе не представляет собой свойства каких-либо вещей в себе, время также не принадлежит вещам в себе ни как их свойство и ни как их субстанция. Кант, таким образом, отнимает у пространства и времени всякое притязание на абсолютную реальность, он превращает их в особые свойства субъекта.

Первая ступень познания- область чувственности- характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи субъективных форм созерцания- пространства и времени. Таким путем, по мысли Канта, образуется предмет чувственности, или мир явлений. Следующая ступень- это область рассудка. Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой.

Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один бы не был мысли. Мысли без содержания пусты, а наглядные представления без понятия слепы. Суждения восприятия, полученные на основе чувственности, имеют лишь субъективное значение- это простая связь восприятия.

Суждение восприятия должно приобрести «объективное», по выражению Канта значение, т.е. получить характер всеобщности и необходимости и стать благодаря этому « опытным» суждением. Это происходит, по Канту, путем подведения суждения восприятия под априорную категорию рассудка. Причинность- это одна из категорий, которые являются априорными принципами мышления. Они служат орудиями для обработки чувственного материала.

Читайте также:  В каком году родила лобода второго ребенка

Опыт – процесс подведения ощущений под априорные формы чувственности и рассудка (у Канта). Получает опытные суждения и понятия. Эмпирические и теоретические качественно различны.

Все наши знания есть знания о возможных предметах опыта.

Опыт не существует без априорных форм познания.

Вопрос №25. Понятие опыта в философии И.Канта критического периода. Агностицизм в философии И.Канта

Опыт – процесс подведения ощущений под априорные формы чувственности и рассудка.

Человек получает опытные суждения и понятия, эмпирические и теоретические — качественно различны.

Все наши знания есть знания о возможных предметах опыта. Вещи в себе воздействуют на ориентиры чувств человека, и возникают ощущения.

Опыт не существует без априорных форм познания. Наши знания – это знания о предметах возможного опыта. Опыт является теорией. Предмет опыта и вещь по Канту общего ничего не имеют.

Агностицизм в философии Канта:

Вещи находятся за пределами знаний. Наши знания есть знания в вещах в себе, это разум.

Антиномия – логическое противоречие, но не следствие логических ошибок. Исходящий принцип парадокс.

• мир имеет начало (во времени и границе)

Мир во времени и пространстве бесконечен. Разум выходит за пределы всякого опыта, поэтому запутывается человек. Если мы откажемся от того, что знание есть знание вещей в себе, то антиномия исчезнет.

• все в мире состоит из простого

• в мире существуют свободные причины

Нет никакой свободы, есть природа. Природа – совокупность явлений эмпирического познания.

• в ряду причин мира есть какая-нибудь необходимая сущность

Источник: studfile.net

Понятие «априори» в философии И. Канта

Априори – это знание, присущее человеку в доопытных формах и независимое от его взаимодействия с окружающим миром.

Развитие понятия «априори» в философии

Повышение квалификации для учителей
Получите официальное удостоверение государственного образца и пройдите аттестацию

Сам термин априори был введен Аристотелем. Не разделяя гносеологическую концепцию Платона, он наделил его новым значением, выделяя два вида познания:

  • действия предмета из его причин, т.е. предпосылок, которое и определяется им как априорное;
  • причин предмета из его действий, т.е. последствий, которое обозначается как апостериорное.

Таким образом термин априори привязывается не к внутреннему или внешнему источнику знания, а к его временной расположенности до или после познаваемого события.

Замечание 1

Точка зрения Аристотеля остается доминирующей на протяжении всего Средневековья и развивается как в трудах европейских схоластов – Альберта Великого и Фомы Аквинского, так и арабских мыслителей – Ибн Рушда, Ибн Сина.

В Новое время гносеологическая проблематика выходит на первое место в с свете полемики рационализма и эмпиризма понятие априори приобретает новый смысл. Лейбниц в своих трудах ассоциирует его с врожденным, доопытным знанием которое дано человеку изначально и независимо от его восприятия окружающего мира. Оно имеет высшие формы и достижимо лишь с помощью умозрительных размышлений, в то время как все опытное знание апостериорно и зависит от самого восприятия реальности.

«Понятие «априори» в философии И. Канта»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

Читайте также:  Рыбки едят кожу на ногах как называется

Теория познания И. Канта

В философии и науке Нового времени довлел механицизм. Благодаря достижениям И. Ньютона, его предшественников и последователей, представление вселенной как совокупности однородных материальных частиц, все возможные формы взаимодействия которых можно просчитать и описать используя законы механики и математическую логику было доминирующим, и принесло значительные плоды – естествознание активно развивалась, а его открытия трансформировались в практические изобретения. Однако уже в восемнадцатом веке стало ясно, что существует ряд фактов и явлений, список которых со временем лишь расширялся, объяснение которых в рамках механицизма было невозможно, хотя к этому предпринимались отчаянные попытки.

Так, например, для объяснения распространения света было придумано особое вещество – эфир, для обоснования теплового излучения – газ теплород, для магнетизма – существование силовых линий магнитного поля. И все же механицизм, а вместе с ним, и эмпирическая позиция в гносеологии уже не могли полностью удовлетворять потребностям философов и повсеместно начались поиски новой системы объясняющей логику и механизмы познания окружающего мира. Одна из таких систем была создана Кантом.

Кант по его собственному выражению совершил «коперниканский переворот» в теории познания, т.е. предположил, что не наше познание зависит от окружающего мира, а наоборот воспринимаемый окружающий мир зависит от особенностей человеческого познания. Кант предположил существование двух миров:

  • мир вещей самих по себе,
  • мир явлений.

Кант отказывает от абсолютизации роли человеческого восприятия и даже опыта в процессе познания. Реальный, действительный мир – это мир вещей самих по себе. Вещи этого мира, включая самого человека, закрыты от их непосредственного восприятия несовершенством и субъективностью органов чувств человека, их сущность остается непознаваемой. Та же часть вещей, которая предстает перед человеком – не более чем явление этих вещей в восприятии познающего. Утверждая существование человека в мире явлений, Кант говорит о том, что наше знание соответствует вещам не потому, что оно объективно, а потому, что наше восприятие вещей подстраивается под наше познание и представление о них.

Похожая аргументация лежит в основе субъективного идеализма, согласно которому каждый человек находится в плену собственных иллюзий и единственным реально существующим объектом в его мире является лишь он сам, а все остальное не более чем порождение его разума. Однако размышления Канта уходят значительно глубже. В отличии от субъективных идеалистов он не отрицает познавательного значения опыта, однако дополняет его. Помимо опыта на человеческое познание окружающего мира накладывает свои рамки априорные формы и априорные суждения.

Значение понятия априори в гносеологии Канта

К числу априорных Кант относит знания о всеобщем – т.е. все те законы природы, которые невозможно обосновать на основании индуктивной логики, через суммацию результатов бесконечного числа единичных опытов. Разделяя все суждения на аналитические и синтетические, Кант отмечает, что в аналитическое суждение подчиняется правилу противоречивости – т.е. уже содержит все необходимое знание в себе самом, в то время как синтетическое выходит за изначально обозначенные рамки и создает новое общезначимое знание и имеют исключительно априорную природу.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today