Каковы отношения стран азиатского региона с Россией

Отношения с Азией считаются одним из приоритетных направлений российской внешней политики. Поворот России в сторону Азии имеет широкую региональную повестку с участием ключевых азиатских государств, пишет Ниведита Дас Кунду, старший научный сотрудник Йоркского университета, академический директор Колледжа Liaison. Статья подготовлена специально к XIII Азиатской конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Стратегические дебаты о том, принадлежит ли Россия Европе или Азии, ведутся уже много лет. Россия имеет важные интересы в регионе и связи с ведущими азиатскими странами.

Россия и Индо-Тихоокеанский регион

Военно-морское присутствие России в Индийском и Тихом океанах восходит к советской эпохе. Показательны отношения России с крупными игроками Индо-Тихоокеанского региона и АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии) в целом. Тихоокеанский флот был одним из крупнейших и сильнейших флотов СССР и считался важным элементом советского военного присутствия в регионе.

Как Россия теряет влияние на постсоветском пространстве?

Советское военное присутствие было весьма заметным и в Индийском океане. После распада Советского Союза Тихоокеанский флот официально стал называться Тихоокеанским флотом России. Среди четырёх российских флотов он контролирует наибольшую акваторию, включающую Тихий и Индийский океаны до Персидского залива. В Морской доктрине России от 2015 года Индийский океан упоминается как один из региональных приоритетов наряду с Арктикой, Атлантикой, Каспийским морем и Антарктикой. Россия также стала членом Ассоциации стран бассейна Индийского океана (IOR) 17 ноября 2021 года, что ещё раз подтверждает широкое присутствие России в Индо-Тихоокеанском регионе.

Сегодня Индо-Тихоокеанский регион является центром мировой торговли и коммерции. В нём проживает 65 процентов населения мира, на его долю приходятся 63 процента мирового ВВП и 46 процентов мировой торговли. Ожидается, что к 2030 году регион станет домом для двух третей мирового среднего класса.

Россия является членом АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), хотя страна не участвовала в саммите АТЭС, который состоялся в Таиланде в ноябре 2022 года. Лидеры АТЭС призвали к прекращению российско-украинского конфликта, так как он значительно влияет на мировую экономику. Также они обязались направить экономику региона на путь устойчивого роста и содействовать свободной торговле в Тихоокеанском регионе.

Россия должна иметь возможность присоединиться к Индо-Тихоокеанской экономической структуре (ИТЭС), будучи частью Индо-Тихоокеанского региона и членом других азиатских групп и форумов. Четыре основы политики ИТЭС включают цифровую торговлю, построение устойчивых цепочек поставок, выполнение обязательств по экологически чистой энергии и внедрение правил справедливой торговли с эффективным налогообложением и устранением коррупции. Тем не менее следует учитывать, что эта новая экономическая группа связана с проблемами и вызовами, поскольку страны, присоединяющиеся к инициативе, могут быть разделены в ходе будущих переговоров из-за их предыдущего участия в многосторонних ССТ (соглашениях о свободной торговле) и стратегических союзах. Свободный обмен данными и проблематика изменения климата также могут вызвать напряжение внутри группы. Однако, как бы то ни было, эта региональная экономическая структура принесёт пользу населению, предпринимателям и потребителям.

Почему страны Восточной Европы ненавидят Россию?

XIII Азиатская конференция Международного дискуссионного клуба «Валдай»
13.12.2022 — 14.12.2022
Подробнее о событии
Ниведита Дас Кунду

Индо-Тихоокеанская экономическая структура должна стать взаимовыгодной и заслуживающей доверия альтернативой в ответ на геостратегическое и экономическое давление Китая в Индо-Тихоокеанском регионе, которая позволит поддерживать региональные инициативы и будет восприниматься партнёрами как жизнеспособная основа для развития региона, пишет Ниведита Дас Кунду, старший научный сотрудник Йоркского университета, академический директор Колледжа Liaison. Статья представляет собой одно из мнений в рамках дискуссии среди экспертов Валдайского клуба на тему «Азиатско-Тихоокеанский регион или Индо-Тихоокеанский регион?».

Россия – Индия

Уникальное и независимое положение Индии в рамках развивающейся и динамичной концепции Индо-Тихоокеанского региона создаёт условия для развития отношений с Россией. Россия важна для Индии, поскольку помогает продвигать её инклюзивное видение региона, а Индия – для России, чтобы реализовать её амбициозное видение Большой Евразии.

Двусторонние отношения между Индией и Россией характеризуются взаимопониманием и совпадением взглядов по основным вопросам и проблемам. Россия занимает особое место во внешней политике Индии. Страны являются стратегическими партнёрами, и это партнёрство основано на многолетних плодотворных отношениях, проверенных временем и событиями исторического масштаба.

Россия является основным оборонным партнёром Индии. Эти многогранные отношения создали атмосферу доверия и взаимопонимания между двумя странами. Индия до сих пор воздерживалась от критики России в связи с российско-украинским конфликтом, несмотря на давление со стороны Запада. Она твёрдо убеждена, что для разрешения этого конфликта между Россией и Украиной должен начаться диалог.

Читайте также:  Когда на узи видно однояйцевых близнецов

Россия остаётся ключевым поставщиком оружия и энергии в Индию. Военные активы Индии даже сегодня в основном имеют российское происхождение и нуждаются в постоянном техническом обслуживании и поставках запасных частей со стороны России.

Индия недавно приобрела ракетную систему С-400, однако ожидается, что из-за недавних санкций против России в соответствии с законом США CAATSA (Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций) под угрозой реализация этой сделки. Западные санкции влияют и на российскую экономику.

Согласно одному докладу, Россия попросила Индию поставить некоторые ключевые запасные части и отправила список из примерно 500 наименований. Эти продукты включают детали для производства автомобилей, в том числе такие компоненты, как двигатели, поршни, масляные насосы и системы зажигания, а также бамперы и ремни безопасности.

Сообщается, что Россия запросила 41 наименование товаров для самолётов и вертолётов, включая компоненты шасси, топливо, системы связи и пожаротушения. Индия готова увеличить торговлю с Россией и работает над этим запросом. Будучи на «стороне мира», Индия выступает за диалог, дипломатию и прекращение российско-украинского конфликта. Правительство Индии поблагодарило правительства России и Украины за помощь в эвакуации почти 20 000 индийских студентов в рамках операции «Ганга» из зоны боевых действий с февраля по март 2022 года. По мнению Индии, дипломатия является логичным выходом из сложившейся ситуации и необходимо немедленное прекращение огня и скорейшее возобновление мирных переговоров.

Рашид Алимов

Россия и страны Центральной Азии вошли в новую эпоху отношений на фоне большей нестабильности и непредсказуемости в мире. Трудностей не избежать. Однако, у России и стран Центральной Азии богатый опыт совместного преодоления возникающих препятствий на пути самостоятельного развития. Есть все основания считать, что очередной «тест» на надёжность взаимодействия и крепость сотрудничества Россия и страны Центральной Азии пройдут достойно, пишет Рашид Алимов, доктор политических наук, генеральный секретарь ШОС (2016–2018).

Россия и Центральная Азия

Россия является заметным региональным игроком в Центральной Азии и останется таковым в обозримом будущем. Как в области безопасности, так и в области культурной дипломатии Россия проводит в Центральной Азии активную, напористую и эффективную политику. Россия по-прежнему сохраняет сильное влияние в регионе и поддерживает тёплые отношения с пятью центральноазиатскими странами и их лидерами. Россия остаётся самым важным внешним игроком и сохраняет влияние в вопросах политики и безопасности в Центральной Азии.

Формат «Центральная Азия плюс Россия» успешно развивался в течение последних нескольких лет. Россия пока ограничивалась двусторонним сотрудничеством или сотрудничеством в рамках международных союзов. К ним относятся Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

В состав ЕАЭС входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия, а Узбекистан имеет статус наблюдателя. В состав ОДКБ входят пять членов ЕАЭС и Таджикистан. Россия и страны Центральной Азии являются транзитными странами для товарообмена между Европой и Азией. Многие инфраструктурные проекты, автомобильные и железнодорожные коридоры создаются между Россией и государствами Центральной Азии. Россия также помогает государствам Центральной Азии в их борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и контрабандой оружия из соседнего Афганистана.

Россия и Китай

Российско-китайское стратегическое сотрудничество и партнёрство идут гладко даже во время российско-украинского кризиса. Китай однозначно поддержал Россию в российско-украинском конфликте, сформулировав свою позицию в отношении российско-украинского конфликта в соответствии со своим внешнеполитическим подходом и своими национальными интересами. В целом публичные заявления Китая о российско-украинском конфликте ограничиваются несколькими ключевыми принципами. Китай исходит из интересов страны, придерживаясь целей и принципов Устава ООН, предлагая мир и выступая против военных действий, в то же время призывая к переговорам.

Россия и Китай крайне заинтересованы в поддержании хороших отношений друг с другом. Сегодня китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество и взаимозависимость достигли очень высокого уровня, и это сотрудничество имеет решающее значение для обеих стран. В настоящее время Китай является самым важным торговым партнёром России, а Россия – крупнейшим источником импорта энергоресурсов в Китай. Китай продолжит дипломатическую и информационную поддержку России. И Россия, и Китай придерживаются мнения о важности формирования в мире единой концепции безопасности, учитывающей интересы и озабоченности всех сторон и избегающей доминирования какого-либо блока.

Россия, ШОС и БРИКС

В рамках формирующегося международного мирового порядка возникло множество новых организаций. Новые группы и форумы представляют разные идеологии и интересы и помогают избежать доминирования или гегемонии одной стороны. Сегодня эти международные организации становятся всё более эффективными в мировой политике, позволяя странам открывать новые возможности и перспективы.

Читайте также:  Почему женщины более жестоки чем мужчины

Россия, Индия, Китай и страны Центральной Азии входят в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и стремятся создать более стабильную и предсказуемую международную среду. ШОС является признанной международной организацией и серьёзным форумом для обеспечения региональной безопасности и стабильности.

Она стремится изменить международную систему, чтобы способствовать развитию международного порядка более справедливым и рациональным образом. Россия также занимает видное место в БРИКС, ещё одной важной многосторонней организации, включающей Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку. Это мощный экономический форум, объединяющий половину населения мира и почти 50 процентов мирового ВВП. БРИКС отстаивает интересы своих стран-членов во имя обеспечения многополярности.

Двигаясь вперёд

Отношения России и Азии углубились за последнее десятилетие. Эта связь и сотрудничество открывают возможности для улучшения будущих экономических и торговых отношений, развития дипломатических и политических связей, сотрудничества в области обороны и контактов между людьми. При этом России имело бы смысл выступить с определёнными стратегическими инициативами по расширению своего сотрудничества с азиатскими странами, в частности:

  • Создать специализированную региональную площадку для многостороннего сотрудничества по обеспечению энергетической безопасности.
  • Усовершенствовать «Региональное энергетическое кольцо Северо-Восточной Азии» (NEAREST) за счёт строительства новых энергетических объектов в Сибири и в дальневосточных регионах России для экспорта электроэнергии.
  • Построить нефтяной хаб на Дальнем Востоке России.
  • Создать восточноазиатский зерновой резерв в рамках ВАС (Восточноазиатского саммита), построить в Сибири и на Дальнем Востоке инфраструктуру для экспорта зерна.
  • Сотрудничать с азиатскими космическими агентствами в плане использования таких возможностей, как ГЛОНАСС и другие навигационные системы, технологии удалённого мониторинга инфраструктуры.
  • Усовершенствовать свои дипломатические подходы и усилить роль российского фактора в урегулировании региональных конфликтов, если это необходимо.

Источник: ru.valdaiclub.com

Отношения России с азиатскими странами

Во второй половине 90-х годов активнее стали контакты со странами Дальнего, Среднего и Ближнего Востока, государствами Юго-Восточной Азии.

На востоке Россия сохранила прямой выход на мировой рынок. Здесь сосредоточены ее основные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому значение Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в шкале внешнеполитических приоритетов России неуклонно повышалось.

Национальные интересы России в Азии состояли прежде всего в обеспечении безопасности рубежей российского государства, создании благоприятных условий для экономического и социального роста районов страны, лежащих к югу и востоку от Урала. Достичь этих целей можно было, принимая активное участие в международных усилиях по поддержанию мира и военно-политической стабильности в регионе, участвуя в экономической интеграции и взаимовыгодном сотрудничестве со странами Азии.

Одним из главных внешнеполитических событий стала встреча 26 апреля 1996 года в Шанхае глав пяти государств (Россия, Китай, Таджикистан, Казахстан и Кыргызстан). На ней было подписано Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе границы. Регулярно стал проводиться Шанхайский форум — встречи руководителей пяти стран на высшем уровне для обсуждения вопросов пограничного сотрудничества. Так возникла «шанхайская пятерка».

В 90-е годы стабильно развивались отношения между Россией и Китаем.

КНР стала вторым по значению торговым партнером России и одним из основных покупателей российской промышленной продукции, в том числе военной техники и технологий.

Успешно развивалось политическое сотрудничество двух стран. В апреле 1996 года в Пекине Б.Н. Ельцин и председатель КНР Цзян Цземиньсфор- мулировали курс на развитие равноправногодоверительного партнерства. Отношения между двумя соседними государствами стали строиться на основе взаимной выгоды и баланса интересов.

В середине 90-х гг. заметно активизировался российско-японский диалог.

Из Концепции внешней политики Российской Федерации 1993 г.

«Без урегулирования послевоенного наследия в российско-японских отношениях вряд ли можно рассчитывать на полномасштабное сотрудничество с Японией» 1 .

Многие десятилетия развитию связей двух соседних стран мешал спор о принадлежности Южных Курил, отошедших к России в 1945 году после разгрома Японии во Второй мировой войне. Подписание в 1993 году Б. Ельциным и японским премьер-министром М. Хосакавой Токийской декларации предопределило возможность улучшения отношений между Токио и Москвой.

В Декларации предполагалось ре-

Исторический анекдот

Декабрь 1992 года. Борис Ельцин в Китае. Ему предлагают совершить пешее путешествие по Великой Китайской стене.

Спустя некоторое время российский президент остановился у одной из башен и собрался повернуть обратно. Свита восторженно зашевелилась:

  • — Какое чутье у вас, Борис Николаевич! Горбачев в свое время тоже дошел именно до этого места.
  • — Так, значит, вон до той башни Горбачев не дошел? — нахмурившись, вопросил Ельцин. — А я дойду! И дошел.

Из Концепции внешней политики Российской Федерации 1993 г.

«Экономические и геополитические соображения требуют тесных связей с Индией. Политика России должна строиться с учетом значения Индии как страны, утверждающей себя региональной державой и являющейся нашим крупнейшим торговым партнером среди развивающихся стран» 1 .

Читайте также:  Как можно узнать человека

шить проблему так называемых «северных территорий» 1 2 на основе законности и справедливости, без деления на победителей и побежденных. Тем не менее как препятствие в развитии отношений со стороны Японии значение этого вопроса сохранялось.

Несмотря на очевидный прогресс, российско-японские отношения в 90-е годы не соответствовали роли и значению двух стран в регионе и на международной арене.

В своей политике на Корейском полуострове Россия исходила из необходимости поддержания сбалансированных добрососедских и партнерских отношений с обоими корейскими государствами.

Хорошие отношения Россия сохраняла с Индией. В основе российско- индийской дружбы лежало совпадение коренных интересов обеих стран: приверженность демократическим ценностям, заинтересованность в международной и внутренней стабильности как непременном условии ускоренного экономического роста.

Стремясь включиться в региональные экономические процессы, Россия в 90-е годы стала членом многих общерегиональных и экономических организаций Азии и Тихоокеанского бассейна. С 1996 года Российская Федерация в качестве гостя и наблюдателя участвовала в работе наиболее важной региональной организации — АСЕАН, охватывающей зону Юго- Восточной Азии. В 1998 году Россия была принята во вторую по важности региональную структуру — Азиатско-Тихоокеанский экономический совет (АТЭС).

Важное значение российское внешнеполитическое ведомство уделяло в 90-е годы отношениям с Ираном, Ираком, Афганистаном.

Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Т. IV. Документы. М., 2002.

С. 42.

К «северным территориям» японцы относят четыре острова Южных Курил, принадлежащих Российской Федерации.

Источник: studref.com

60. Взаимоотношения России и стран Азии: основные направления сотрудничества, проблемы и противоречия.

Потеря Прибалтики, Украины, Белоруссии и Молдавии как бы отдалила Россию от Запада и физически приблизила ее к Азии.

Значимость АТР для России возрастает в силу того, что при сужении «окна в Атлантику» через Черное море и Балтику этот регион становится дополнительными воротами в мировой океан и индустриально развитой мир. Перед Россией открываются прежде всего новые рынки оружия, сырьевых и промышленных товаров. Благоприятствующим в данном случае фактором является то, что, не считая территориального спора с Японией, у России нет в регионе сколько-нибудь серьезных проблем, способных блокировать ее проникновение сюда.

Начали существенно изменяться отношения России с Южной Кореей. Наметились тенденции к установлению более тесных экономических связей России со странами АСЕАН, Австралией, Новой Зеландией, стали быстрыми темпами развиваться торговые связи с Тайванем. С июля 1996 г. Россия — член в АСЕАН в том же качестве, что и США, Китай, Япония, Канада, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия.

Япония расширила культурный обмен с Москвой, ослабила свое противодействие участию России в региональных и международных организациях, изъявила готовность реализовать совместно с Россией целый ряд двусторонних проектов по разработке мер доверия в Восточно-Азиатском регионе. В целом можно сказать, что Япония не расположена оставаться в стороне от процесса достижения смягчения напряженности с Москвой.

Для укрепления и расширения российско-китайских отношений существует множество предпосылок. Определяющее значение в данном контексте имеет то, что в общем балансе взаимные интересы двух стран превалируют над конфликтными интересами. Прежде всего обе стороны заинтересованы в стабилизации обстановки в АТР и разрядке напряженности на Корейском полуострове.

Споры об идеологическом приоритете той или иной стороны заменило прагматическое сотрудничество. Китайская и российская экономики во многих аспектах дополняют друг друга. Китай способен предоставить России потребительские товары и сельскохозяйственные продукты в обмен на промышленное оборудование и военную технику.

Географическая близость, протяженная общая граница и трудности, испытываемые российским Дальним Востоком в получении товаров с европейской России, также способствуют ускоренному расширению китайско-российской торговли.

Значимость России в качестве немаловажного регионального актора в Восточной Азии, по-видимому, в будущем не только не снизится, а наоборот, существенно возрастет при неизбежном усилении здесь экономического и военно-политического соперничества между Китаем и Японией. Россия нужна каждой из сторон в качестве противовеса. «Российская карта» как со стороны Китая в его отношениях с США, Японией, Европой, так и со стороны этих последних между собой и Китаем может стать со временем еще более актуальной и притягательной для каждого из названных акторов.

Особо заинтересована Россия в сохранении отношений с Индией — приоритетным геополитическим партнером, обеспечивающим определенный баланс сил в Азии. Индия остается одним из основных покупателей российского вооружения.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today