• Формирование философских идей до эпохи
Петра I (X-XVII вв.)
• Философия русского Просвещения (XVIII в. –
середина XIX в.)
• Философия Серебряного века (конец XIX в.
– начало XX в.)
• Философия советского периода ( XX в.)
• Философия постсоветского периода (конец
XX в. – начало XXI в.)
3. Допетровская эпоха (X-XVII вв.)
Предпосылки возникновения
и источники формирования русской
философии:
Христианство
Сочинения византийских богословов
Летописи
Эпические и политические трактаты
(«Домострой», «Поучение» Владимира Мономаха,
сочинения А. Курбского, Ю. Крижанича)
4. «Москва – третий Рим»
И. Дамаскин «Источник
знания»:
необходимость
философии для
обоснования
Судьба двойки // Влияние Патрушева // Как долго ЭТО продлится? Ответы на «горячие» вопросы. Вып.31.
религиозной веры
«Слово о законе и
благодати»
митрополита
Иллариона
5. Русская философия X-ХVII вв.
• Проблематика
философских концепций:
• Философия религии и
православные ценности
• Историософия
• Осмысление целей
развития России,
принципов правления,
соотношения светской и
духовной власти
• Проблемы познания
• Этика
6. Русское Просвещение Русская философия XVIII в.
• Вера и разум :
• Повышение роли
научного знания
• Размежевание
философии и теологии
• Развитие светской
общественнополитической мысли
• Идеи Просвещения
• Интерес к социальным и
нравственно-этическим
проблемам
7. М. Ломоносов
• Деизм
• «Правда и вера — суть две
сестры родные» (согласие
веры и разума)
• Механистический
материализм: бытие движение материи
(поступательное,
вращательное и
колебательное)
• Закон сохранения материи:
«Ежели где немного
материи убудет, то
умножится в другом
месте»
8. А. Радищев
• «О человеке, его
смертности и
бессмертии»: единство
тела и души
• Естественная природа
человека: «в человеке
никогда не иссякают
права природы»
• «Путешествие из
Петербурга в Москву» • проблемы борьбы за
равноправие, свободу и
человеческое
достоинство
9. Русская философия XIX в.
• ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКИ
• Поиск пути исторического развития
России: спор западников и
славянофилов
• Философские идеи революционеровдемократов
• Религиозно-этическое искательство
10. Философия славянофилов
• Критика западного рационализма
• Устранение противоречий между умом и верой,
непротиворечивая цельность: «живое и цельное
зрение ума» (И. Киреевский)
• В основе теории познания – принцип соборности
(единства и свободы людей на основе общей
любви к Богу и высшим нравственным
ценностям)
• Будущее России — сохранение русской
самобытности (следование национальным
традициям, православие, самодержавная
власть, крестьянская община)
11. А. Хомяков
• «Живознание» цельное знание
Соборность «совокупность
мышлений,
связанных любовью»
• «Воскресение
Древней Руси… в
просвещенных и
стройных размерах»
12. Философия западников
• Обращение к западной культуре, образу
жизни, просвещению, демократии
• Будущее России – в следовании Западной
Европе
• Либеральные идеи прав и свобод ,
«укрепление начал» личности
• (К. Д. Кавелин)
• Идея революционного преобразования
общества (В.И. Белинский, А.И. Герцен)
13. П.Я. Чаадаев
• История направляется
Божественным
провидением (культурноисторическая роль
христианства)
• Учение о духовной
сущности Вселенной
• Слияние «нашего
существа с существом
всемирным»
• Мессианская роль
«оставленной
провидением» Россия
14. Н.Г. Чернышевский
• Материализм и
антропологизм
• Этика «разумного
эгоизма» –
согласование поступков с
внутренними
убеждениями и
рациональным выбором
• Эстетика:
«Прекрасное есть
жизнь»
15. Религиозно-этическое искательство Л. Толстого
• От рационального
знания – к вере
• Религия подчинена
морали
• Концепция
непротивления злу
насилием проявление любви к
Богу и человеку
• «Действия трудящегося
народа, творящего жизнь,
представились мне единым
настоящим делом. И я понял,
что смысл, передаваемый этой
жизни, есть истина , и я принял
его» («Исповедь»)
16. Христианская антропология Ф. Достоевского
• Нравственный выбор
противоречивой
личности, страдание и
смирение
• «Почвенничество» мирное объединение
высших слоев
общества с
российской «почвой»
– т.е. русским
народом
17. В. Соловьев
• Учение об
Абсолюте как
всеединстве
• Идеал единства
Истины, Добра и
Красоты:
«Абсолютное
осуществляет благо
через истину в
красоте»
18. Утраченное всеединство мира
• Утраченное
всеединство
восстанавливается
(смысл исторического
процесса) с помощью
мировой души Софии
через одухотворение
человека
19. Софиология
• Софиология учение о Софии
(мировой душе,
Божественной
премудрости),
посреднице между
Богом и миром
20. Философия всеединства В. Соловьева
• Всеединство – высший принцип
организации бытия, гармоничная
целостность вещей и явлений
• Восхождение:
• от человека –
• к Богочеловеку
• (путь всеобъемлющей любви, творчество,
«свободное движение к добру»)
21. Философия Серебряного века (конец XIX — начало XX века)
• Духовный Ренессанс — напряженный
интеллектуальный поиск, многообразие и
оригинальность идей и проблем
• СОЗДАНИЕ ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМ
• Главные направления:
философия всеединства
интуитивизм
символизм
космизм
персонализм и экзистенциализм
марксизм
22. Философия всеединства
Последователи В. Соловьева:
С. Трубецкой, Е.Трубецкой,
П. Флоренский, С. Булгаков
Ученое знание и цельность
Цельный человек обладает
единством разумного, интуитивного,
нравственного и эстетического начал
23. Интуитивизм
Интуиция – озарение,
способность прямого,
непосредственного
постижения истины без
предварительных
логических рассуждений
и доказательств
Познание — постижение
внешнего через
внутреннее
• (С. Франк,
• Н. Лосский)
24. Символизм
• Мир вещей – символы,
смутное отражение,
«реального» мира
• (А. Белый)
• Тема апокалипсиса:
• « Мы отплыли от всех
берегов»
• Творчество – прозрение
• Искусство – средство
духовного познания и
преображения мира
• (Д. Мережковский)
25. Русский космизм
• Идея мирового всеединства человека,
человечества и космоса
• Единство научно-технического и
философского знания
• Определение космической миссии
человечества: «распространение
совершенства» по Вселенной
• (К.Э. Циолковский)
26. В. Вернадский
• Учение о ноосфере –
качественно новом этапе
эволюции биосферы,
обусловленным
историческим развитием
человечества
• Теория «живого
вещества»: человечество
(его активная часть)
ответственно за будущее
биосферы и общества
27. Персонализм и экзистенциализм
• Персонализм – признание личности
первичной творческой реальностью
• и высшей ценностью.
• Экзистенциализм – философия
существования (проблемы личностного
бытия, свободы, творчества, любви)
• Человек – уникальное духовное существо,
способное выбирать свою судьбу
28. Н. Бердяев
• «Философ свободы»
• Основа бытия – вечная
иррациональная свобода
• Путь из «царства
необходимости» — в
«царство свободы» через
творчество
• «Личность есть боль…»
• Этика чистой совести
(свободная любовь к Богу
и людям) и «русская идея
Града Грядущего»
29. Л. Шестов
• Познание подлинного
бытия через
откровение (критика
рационализма)
• «Личная истина» :
мыслить, не
оглядываясь
• Свобода приходит от
веры (невозможное
возможно при
помощи Бога)
30. В. Розанов
• Бытие –
• любовь и семья.
• Единство душевного и
телесного,
одухотворение
телесности
• Творчество –
«таинство,
совершающееся
только силою любви».
31. Марксизм (В.И. Ленин, Г.В. Плеханов)
• Диалектический и
исторический
материализм
• Проблемы социальной
теории и практики
• Теория империализма
как высшей и
последней стадии
капитализма
• Теория классовой
борьбы и
социалистической
революции
32. Русская философия ХХ века советского периода
• Диалектический материализм, идеологизация
философского мышления
• 60-70-е годы: методология науки и гносеология,
• онтология сознания, история философии
• (Э. Ильенков, П. Копнин, А. Лосев,
• А. Спиркин, В. Тугаринов)
• 80-е годы: аксиология, антропология,
социальная философия, философия культуры ,
философия науки и техники
• (Р. Абдеев, М. Каган, В. Лекторский,
• Ю. Лотман, В. Межуев, В. Степин)
33. Современная философия в России
• Деидеологизация философского знания
• Постмодернистское мышление:
ценностный плюрализм и
гносеологический релятивизм
• Развитие философии и методологии науки
• Возрождение религиозно-этического
искательства
34. Задание
• 1. Специфика русской философии (3-5
примеров).
• 2. Отечественная философская мысль (1-3
концепции по выбору).
• 3. Внести записи в таблицу по теме:
«Русская философия».
Источник: ppt-online.org
Горелов Алексеевич — Основы философии
Основы философии
Издательство:
Издательский центр «Академия»
978-5-7695-7358-3
4 / 5 . Голосов: 4 1
Добавить в избранное
Ваша оценка:
В учебнике в доступной форме представлена философия как отрасль культуры, охарактеризованы ее основные проблемы в их становлении, начиная с Античности и до XX в. включительно: природа человека и смысл его существования, человек и Бог, наука и ее роль и др. Курс разбит на два раздела: первый посвящен историческому развитию философии, а второй — ее специфике, методам, внутреннему строению. Для студентов средних профессиональных учебных заведений. Может быть интересен всем, увлекающимся философией.
Источник: libking.ru
Чем закончился спор славянофилов и западников
О выборе пути развития страны российское общество рефлексирует со времён Петра I. В XIX веке сформировалось два общественных течения: западники и славянофилы. Их представители озадачились поиском ответов на мучительные вопросы о месте России в мире, её «особом пути» и уникальности души русского народа. Чем закончился этот спор, рассказываем в нашей статье.
Время чтения: 3 минуты
Как появились западники и славянофилы
Оба течения возникли как реакция на происходящие в то время исторические события. В Европе под лозунгом «свобода, равенство, братство» отгремели революции, которые привели к падению абсолютизма. А в России, где считали, что Запад переживает деградацию, министр просвещения граф С. С. Уваров предложил новую официальную идеологию — «Православие, самодержавие, народность».
Эти три оплота русской государственности были призваны спасти Россию от тлетворного влияния Запада и сохранить существующий политический режим, где царь и народ едины перед лицом истинной церкви — православной.
Либерально настроенная часть общества не оценила новую идею и весьма критично отреагировала на предложенную Уваровым концепцию.
Ваш курс, чтобы научиться анализировать историческое прошлое и лучше понимать настоящее:
С чего начался спор
В это же время публикуется знаменитое философическое письмо П. Я. Чаадаева, которое он написал, будучи под впечатлением от жизни за границей. Этот манифест наделал много шума в обществе. Автора объявили сумасшедшим и упекли под домашний арест.
В своём письме Чаадаев сетует на то, что Россия сбилась с пути и откололась от Европы, выбрав «восточное православие». Страна закостенела в развитии и оказалась вне мировых цивилизаций, ни там, ни тут, словно отрезанный ломоть.
«Исторический опыт для нас не существует; поколения и века протекли без пользы для нас. Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменён по отношению к нам. Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и всё, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили».
Спасение Чаадаев видел в перенимании опыта и объединении всех христианских цивилизаций.
Принципиально разные точки зрения Уварова и Чаадаева породили спор в обществе и поделили его на западников и славянофилов. Первые соглашались с Чаадаевым в том, что России нужно примкнуть к Европе, а не противопоставлять себя ей. Вторые говорили о самобытности, особенном историческом пути России и порицали «ненужные заимствования» у Европы.
Государственная машина считала инакомыслием оба взгляда.
Думаете, что разбираетесь в истории? Проверьте свои знания с помощью нашего теста:
Почему западники и славянофилы — части одного целого
Несмотря на то что разговор о западниках и славянофилах всегда идёт в контексте их спора, важно понимать, что и те, и другие имели много общего. Представители обоих течений — выходцы из либералов, оппозиционно настроенные по отношению к существовавшему режиму. Они верили в Россию и желали видеть её могучей и процветающей. И западники, и славянофилы считали, что социально-политические перемены жизненно необходимы стране. И те и другие критически относились к крепостному праву.
Никто из них не хотел повторять кровавый сценарий по образцу французской революции. Они рассуждали о ненасильственных способах преобразований и постепенном характере реформ, инициатива которых должна идти сверху.
Идеологический спор между оппонентами лежал исключительно в плоскости отношения к Европе и сравнения себя с ней. Западники считали, что Россия отстала, нужно догонять и перенимать опыт. Славянофилы не соглашались с этим, говоря о том, что у страны свой, «особый путь», следуя которому, она не только спасёт себя, но и Европу. Но ни те, ни другие не отделяли себя от Европы, мысля Россию частью западной культуры.
Западники отстаивали индивидуализм и свободу личности. Они видели в буржуазной Европе идеал, к которому нужно стремиться, а в отсталости России винили чрезмерную религиозность и монархизм.
Славянофилы считали, что русскому народу присуща общинность и соборность, ратовали за его «духовную особенность» перед остальным миром. По их мнению, следование европейской модели и «предрассудкам западной цивилизации» губительно для России.
Чем закончился спор
Среди историков и обычных людей есть мнение, что спор западников и славянофилов не закончился до сих пор. В том смысле, что Россия — это страна, которая всё время находится на распутье, в процессе выбора пути.
С научно-исторической точки зрения этот спор нельзя считать актуальным сегодня. Да, разговоры об «особом пути» России ведутся по сей день, но в ином контексте. Идеи западников и славянофилов XIX столетия возникли как реакция на конкретное время, на определённый исторический период. Отмена крепостного права и Великие реформы Александра II, которых желали и те, и другие, в итоге случились. И общественная мысль не осталась на том же уровне развития, а пошла дальше.
Нравится читать об истории? Ещё больше интересного в нашей статье:
Споры о том, каким должен быть путь России, отразились на русской истории и философии. Мы подготовили для вас подкаст о том, есть ли у России особый путь:
Источник: artforintrovert.ru