Особый смысл того или иного тоста в традиции русского застолья зависит от ряда обстоятельств – времени, места, события, по поводу которого люди собрались за столом или в военно-походных условиях, когда «стол» только подразумевается.
Третий, он же «молчаливый», тост в русской традиции имеет двойное значение. В гражданской среде это тост «за любовь» (за женщин, дам и т.п.). Среди военных третью рюмку поднимают в память о погибших солдатах и офицерах.
Заздравная чаша: третья по счету
Российские лингвисты считают, что обычай произносить тосты на Руси (еще до появления этого англицизма), скорее всего, связан с обрядом испития чаши государевой заздравной (чарки, братины и т.п.). Как пишет кандидат филологических наук, специалист по исследованию Древней Руси Лидия Соколова, за здоровье царя или князя пили не только его светские подчиненные, но и монахи, носители священнического сана — это была обязательная процедура, за неисполнение которой сурово карали, поскольку сие питие должно было засвидетельствовать преданность самодержцу.
Кавказские грузинские,армянские тосты и мудрые советы от Гриши Галоян
В своей работе «Чаши государевы заздравные» Лидия Соколова пишет о том, что тексты «предков» русских тостов — царских здравиц даже публиковались в церковных уставах (по крайней мере, в начале XV века, при великом князе московском и владимирском Василии I, в печатном варианте подобные здравицы уже существовали).
И это был тоже третий тост, если питие заздравной чарки не совпадало с каким-либо церковным праздником или именинами святого — первые две здравицы выпивали во славу Христа и Богородицы и только потом в честь того, кто «ниже по статусу».
Перед испитием заздравной чарки государю (князю) желали главным образом здоровья и благополучия. Текст заздравной чаши мог быть схож с молитвенным, как в случае со здравицей Борису Годунову. В тосте во славу Ивана Грозного кроме него самого упоминаются вторая жена царя и его брат.
Афганский след
Обычай поднимать третий тост за воинов-моряков на Руси существовал испокон веков, утверждает писатель-маринист Владимир Шигин в своей книге «Призрак на палубе». Причем, чокаться при этом нужно было обязательно – тем самым как бы подтверждалось: находившиеся в плавании живы и здоровы. Шигин, упоминая о третьем тосте, говорит именно о морской традиции, отсутствующей до некоторых пор в сухопутных войсках.
Мемуарная публицистика начала 90-х годов свидетельствует о том, что ритуал поднятия третьего поминального тоста среди военнослужащих Вооруженных Сил Советской Армии возник во время афганской войны (1979 – 1989 гг.). Один из ее ветеранов, капитан запаса, военный журналист Андрей Дышев, впоследствии издавший несколько книг об Афгане, так описывал афганский третий тост: они с товарищем, боевым офицером, поминали погибших, и визави Дышева оттолкнул протянутую к нему кружку с водкой (Дышев еще не знал, что при третьем тосте чокаться не принято); выпили молча.
Традиция поминать погибших на войне молчаливым третьим тостом укрепилась в военной среде с началом первой Чеченской кампании. Участник контртеррористических операций на Северном Кавказе Вячеслав Лазарев (писательский псевдоним Миронов) в своей книге «Я был на той войне» пишет, что третий тост у военных – самый главный. Пить при этом надо непременно стоя, молча и не чокаясь, до дна. Подразумевается, что выпивающий, принимая спиртное, вспоминает своих погибших боевых товарищей.
Лазарев убежден в исключительной важности данного тоста для настоящего воина: выпивающий должен осознавать, что если он погибнет, через годы другие офицеры поднимут третий тост и за него, вспомнят о достойном сыне Отечества.
В чем его священная сила
Сакральную сущность третьего тоста косвенно подтверждает известный петербургский священник, протоиерей Геннадий Беловолов, по мнению которого всякий тост суть «жанр светской молитвы, краткий символ народной веры». Российский историк, специалист по военной истории России XX века Елена Сенявская в своей книге «Психология войны в ХХ веке. Исторический опыт России», объясняя, в том числе, и феномен третьего тоста в военной среде, пишет, что любая война активизирует религиозные чувства и настроения, усиливает роли традиционных религий.
Современное российское общество, по Сенявской, остается в массе своей атеистическим, поэтому отход от традиционных проявлений религиозности способствует ее трансформации в «языческие» формы, что, в свою очередь, приводит к распространению искаженных и самодеятельных мистических практик. Ритуал поднятия третьего, памятного тоста за погибших – одна из них (в православной традиции в процессе поминовения усопших алкоголь никакой роли не играет, более того, апостольскими правилами он на поминках однозначно запрещен).
В атеистическом же мировоззрении священное значение, придаваемое третьему тосту в среде военнослужащих, знаменует нерушимую духовную связь с теми, кто в данный момент далеко – будь то «те, кто в море» или же пребывающие в ином мире.
Источник: dzen.ru
Что такое третий тост?
Третий тост — традиция советских и позднее российских военнослужащих, оформившаяся в годы Афганской войны: молчаливый третий по порядку тост сопровождается словами: «за тех, кого уже нет рядом (с нами)»; «за тех кто не вернулся»; «за погибших»; в ритуализированном застолье может просто объявляться «третий тост».
Как пьют третий тост?
Однако первый тост всегда поднимают за виновника торжества, второй – за его родителей. Третий тост уже сильно зависит от компании – в обычной ситуации пьют за друзей или любовь, но если за столом собрались военные, пожарные или представители другой опасной профессии, то в третью очередь вспоминают погибших товарищей.
Что значит тост за тех кто в море?
Там нашли: «Выражение стало популярным после постановки пьесы «За тех, кто в море!» (1945) советского драматурга Бориса Андреевича Лавренева (1891-1959). Используется как формула тоста, призыв помнить друзей, находящихся далеко, в сложных обстоятельствах, выполняющих некое важное дело (шутка)».
Какой по счету тост за любовь?
За любовь пьют хотя бы один раз в почти каждой компании, обычно за нее звучит третий тост.
Какой по счету тост за родителей?
Родители – самые родные люди, которые поддержат в любую минуту и будут с нами всю жизнь. . По правилам застолья родителям посвящен третий тост, но можно произносить его за самых родных людей и чаще – им будет приятно.
Как правильно пить тост за любовь?
Во время тоста нужно сидеть, держа бокал одновременно двумя руками. Считается, что держа бокал в левой пьют за секс без любви, в правой — за любовь без секса. Локти ни в коем случае не должны касаться стола, чтобы любовь не была приземленной. Ноги под столом должны быть скрещены, чтобы не сглазить.
Нужно ли вставать когда говоришь тост?
На торжественных приемах мужчины выслушивают тосты, как правило, стоя. . Женщинам вставать не обязательно. Если произносящий тост уже с самого сначала своего выступления приподнял свой бокал с вином до уровня груди, то и все мужчины встают также с поднятыми бокалами.
Как сказать тост на день рождения?
Тост на день рождения я этот говорю: счастья и здоровья пожелать хочу. Пусть будет в жизни все окей, при виде счастья не робей. За то, чтобы ты всегда чувствовал себя, как король на троне! Лет до двухсот тебе жить, а нам свидетелями быть!
Какой по счету тост за умерших?
Третий тост — традиция советских и позднее российских военнослужащих, оформившаяся в годы Афганской войны: молчаливый третий по порядку тост сопровождается словами: «за тех, кого уже нет рядом (с нами)»; «за тех кто не вернулся»; «за погибших»; в ритуализированном застолье может просто объявляться «третий тост».
Как сказать спасибо родителям?
В этот замечательный день я хочу от всего сердца поблагодарить вас, дорогие папа и мама! Для меня вы всегда были самыми дорогими, лучшими на свете родителями! Я вас очень сильно люблю, уважаю, и всегда буду гордиться вами. Спасибо, что подарили мне жизнь, всегда отдавали тепло своей души, доброту, любовь и заботу.
Какой тост сказать маме на день рождения?
Мы все тебя очень любим! Мамочка, от всего сердца желаю тебе бесконечного счастья и благополучия. Пусть каждый день радует тебя светлыми и добрыми событиями. Пусть твоя жизнь будет наполнена лишь позитивными эмоциями и яркими впечатлениями.
Источник: shnurovik.ru
Юридическая социальная сеть
38.8к
Подписаться
Публикации
Юридическая публикация
Вопрос дня
Астрология
Государство
Жалоба на действия или бездействие
Мнение о специалистах и организациях
Образ жизни
Образование
Отзывы о товарах и услугах
Светская жизнь
Технологии
Курьёзные вопросы
Социальные сети
14 146 192
Актуальные темы
Законы и кодексы
Сообщества
Автор публикации
Осинкин Александр Викторович Подписчиков: 244
38.8к
Третий тост
39 просмотров
3 дочитывания
0 комментариев
На сегодня эта публикация уже заработала 0,15 рублей за дочитывания Зарабатывать
- Третий тост: почему русские считают его самым важным
- Заздравная чаша: третья пo cчету
- Афганский след
- В чем егo cвященная cила
- Обсуждение
Третий тост: почему русские считают его самым важным
Особый смысл того или иного тоста в традиции русского застолья зависит от ряда обстоятельств — времени, места, события, по поводу которого собрались люди за столом или в походных военных условиях, когда «стол» только подразумевается.
Третий, он же «молчаливый», тост в русской традиции имеет двойное значение. В гражданской среде это тост «за любовь» (за женщин, дам и т.д.). Среди военных третью рюмку поднимают в память о погибших солдатах и офицерах.
Заздравная чаша: третья пo cчету
Рoccийcкие лингвиcты cчитают, чтo oбычай прoизнocить тocты на Руcи (еще дo пoявления этoгo англицизма), cкoрее вcегo, cвязан c oбрядoм иcпития чаши гocударевoй заздравнoй (чарки, братины и т.п.). Как пишет кандидат филoлoгичеcких наук, cпециалиcт пo иccледoванию Древней Руcи Лидия Coкoлoва, за здoрoвье царя или князя пили не тoлькo егo cветcкие пoдчиненные, нo и мoнахи, нocители cвященничеcкoгo cана — этo была oбязательная прoцедура, за неиcпoлнение кoтoрoй cурoвo карали, пocкoльку cие питие дoлжнo былo заcвидетельcтвoвать преданнocть cамoдержцу.
В cвoей рабoте «Чаши гocударевы заздравные» Лидия Coкoлoва пишет o тoм, чтo текcты «предкoв» руccких тocтoв — царcких здравиц даже публикoвалиcь в церкoвных уcтавах (пo крайней мере, в начале XV века, при великoм князе мocкoвcкoм и владимирcкoм Ваcилии I, в печатнoм варианте пoдoбные здравицы уже cущеcтвoвали).
И этo был тoже третий тocт, еcли питие заздравнoй чарки не coвпадалo c каким-либo церкoвным праздникoм или именинами cвятoгo — первые две здравицы выпивали вo cлаву Хриcта и Бoгoрoдицы и тoлькo пoтoм в чеcть тoгo, ктo «ниже пo cтатуcу»
Перед иcпитием заздравнoй чарки гocударю (князю) желали главным oбразoм здoрoвья и благoпoлучия. Текcт заздравнoй чаши мoг быть cхoж c мoлитвенным, как в cлучае co здравицей Бoриcу Гoдунoву. В тocте вo cлаву Ивана Грoзнoгo крoме негo cамoгo упoминаютcя втoрая жена царя и егo брат.
Афганский след
Обычай поднимать третий тост за воинов в России существовал испокон веков, рассказывает морской писатель Владимир Шигин в своей книге «Призрак на палубе». Причем обязательно нужно было звенеть смычком — как бы в подтверждение того, что те, кто был в плавании, живы и здоровы. Шигин, говоря о третьем тосте, говорит о морской традиции, которая еще некоторое время назад отсутствовала в сухопутных войсках.
Мемуарная публицистика начала 1990-х годов свидетельствует о том, что ритуал поднятия третьего тоста среди солдат Советской Армии возник во время Афганской войны (1979-1989). Один из ветеранов, капитан запаса и военный журналист Андрей Дышев, впоследствии опубликовавший несколько книг об Афганистане, описывал третий тост так: он и его товарищ, боевой офицер, поминали павших, а боевой брат оттолкнул протянутую ему кружку водки (Дышев не знал, что третий тост не в обычае), и они молча выпили.
Традиция поминать погибших на войне молчаливым третьим тостом зародилась в военной среде в начале первой чеченской кампании. Вячеслав Лазарев (псевдоним Миронов), участник контртеррористических операций на Северном Кавказе, в своей книге «Я был на той войне» пишет, что третий тост — самый важный. Пить нужно стоя, молча и не пробуя дна. Подразумевается, что пьющий, принимая напиток, вспоминает своих павших боевых товарищей. Лазарев убежден в исключительной важности этого тоста для настоящего солдата: выпивший должен понимать, что если он умрет, то спустя годы другие офицеры поднимут третий тост и за него, помянув достойного сына Отечества.
В чем егo cвященная cила
Сакральный характер третьего тоста косвенно подтверждает известный петербургский священник, протоиерей Геннадий Беловолов, по мнению которого каждый тост — это «жанр светской молитвы, краткий символ народной веры». Российский историк и специалист по военной истории России 20 века Елена Сенявская в своей книге «Психология войны в 20 веке. Исторический опыт России», объясняя, среди прочего, феномен третьего тоста в военной среде, пишет, что любая война активизирует религиозные чувства и настроения и усиливает роль традиционных религий.
Современное российское общество, по мнению Сенявской, остается в массе своей атеистическим, поэтому отход от традиционных проявлений религиозности способствует ее трансформации в «языческие» формы, что, в свою очередь, ведет к распространению искаженных и дилетантских мистических практик. Ритуал поднятия третьего, поминального тоста за умершего — один из них (в православной традиции алкоголь не играет никакой роли в процессе поминовения усопших, более того, апостольские правила прямо запрещают его на похоронах).
В атеистическом же мировоззрении сакральное значение, придаваемое третьему тосту среди военнослужащих, означает неразрывную духовную связь с теми, кто в данный момент находится далеко, будь то «за морем» или на том свете.
Источник: www.9111.ru