Классный час, посвященный способам эффективного общения.
Цели: ознакомить детей с понятиями «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.
Форма проведения: час общения.
Подготовительная работа с детьми: за день-два до классного часа учителю предстоит выяснить, кто из ребят в классе находится в ссоре, из-за чего произошел конфликт, очень мягко подготовить детей к примирению, которое должно состояться в ходе классного часа.
Оформление:
— написать на доске тему, эпиграф;
— написать на доске незаконченное предложение: «Причиной конфликта было то, что. »;
— написать на доске:
Способы предупреждения конфликтов:
План классного часа
I. Интерактивная беседа по теме «Варить суп или заваривать кашу?».
II. Незаконченные предложения по теме «Отчего происходят конфликты?»
Конструктивное разрешение конфликта в профессиональной деятельности педагога
III. Мини-лекция «Эти вредные конфликты».
IV. Практикум. Способы предотвращения конфликтов:
1. Мягкое противостояние.
2. Конструктивное предложение.
V. Проблемная ситуация «Шесть шагов к миру».
VI. Дискуссия «Нужны ли нам миротворцы?».
VII. Заключительное слово.
VIII. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Интерактивная беседа по теме «Варить суп или заваривать кашу?»
Классный руководитель. Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чем это заключалось?
Примерные ответы детей:
— Сделал такое, что потом еле-еле распутал.
— Натворил гадостей, потом родители расхлебывали.
— Напутал чего-то, перессорился со всеми.
— Попадал в трудное положение, из которого не мог найти выход.
— Очень осложнил, запутал одно дело, которое исправлять пришлось другим.
Классный руководитель. А есть и другая поговорка со словом «каша»: «С тобой каши не сваришь!» О ком так говорят?
Примерные ответы детей:
— О бестолковых, ленивых, тупых.
— Об упрямых, несговорчивых.
— О тех, кто не может сотрудничать.
— О таком человеке, с которым невозможно договориться. Классный руководитель. Прочитайте эпиграф к классному часу <читает). Как бы вы объяснили его значение?
Примерные ответы детей:
— Те, кто не способен к общению и пониманию, попадают в запутанные ситуации.
— Кто не может ладить с людьми, тот постоянно создает трудности для себя и других.
— Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.
Классный руководитель. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить расхлебывать кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.
II. Незаконченные предложения по тете «Отчего происходят конфликты?»
Классный руководитель. Поднимите руки, кому приходилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации?
Отличный пример правильного и неправильного поведения в конфликте
(Дети поднимают руки.)
Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: «Причиной конфликта было то, что. »
(Дети поднимают руки, высказываются.)
Примерные ответы детей:
— У нас с подругой были разные мнения о школьной дискотеке.
— Мы по-разному относились к одному мальчику.
— Мы обе хотели быть лидерами в классе.
— У нас совершенно разные характеры.
— Мне не понравилось его поведение.
— Он оскорбил моего брата.
— Мы стали болеть за разные футбольные команды.
— Он стал фанатом музыкальной группы, которую я не переношу.
Классный руководитель. Как видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.
III. Мини-лекция «Эти вредные конфликты»
Классный руководитель. Конфликт — это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. Ученые выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространенный — неуправляемый конфликт. Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу и вы возмутились: «Вот нахал, даже не извинился’» Теперь уже тот вынужден нападать: «На такси нужно ездить!» В результате дело может дойти и до драки.
Другой вид конфликта — холодная напряженность (внутренний конфликт). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ветеран показывает свое удостоверение, люди молчат, но внутри у них все кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал. Этот вид конфликта называется «пристройка снизу».
Есть и третья разновидность — избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.
В чем же вред таких конфликтов? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.
Прежде всего ни в коем случает нельзя употреблять запрещенные приемы — это фразы типа: «Да брось ты!», «Что ты понимаешь?», «Ты же вроде умный человек, а говоришь чепуху». Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «мне кажется», «может быть, я ошибаюсь», «может быть, ты со мной согласишься» и т. п. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
VI. Практикум. Способы предотвращения конфликтов
Классный руководитель. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространенных. Первый способ предупреждения конфликта — это мягкое противостояние. Мягкое противостояние — это решительное возражение, высказанное в мягкой форме.
Так можно и отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека. Второй способ называется «конструктивное предложение». Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации.
Мягкое противостояние
Классный руководитель. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.
(Учитель дает слово детям, желающим высказаться. Если желающих не будет, можно предложить высказаться детям, сидящим в первом ряду. Каждый ученик, не вставая с места, должен обратиться по имени к соседу и высказать свои претензии (в максимально доброжелательной форме). Не страшно, что все дети будут говорить одни и те же слова. Важно, чтобы они нашли нужную интонацию — достоинство и твердость в мягкой форме.)
Примерные фразы:
— Дима, не хочется ссориться, но мне очень не нравится, когда моими вещами пользуются другие.
— Саша, не обижайся, но это мои учебники, и мне удобнее пользоваться ими одному.
Конструктивное предложение
Классный руководитель. У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликтов с помощью конструктивного предложения?
(Дети высказываются также, как и в предыдущем случае.)
Примерные ответы детей:
— Лена, мне кажется несправедливым то, что я одна ношу в школу учебники, давай будем делать это по очереди. Тогда никому не будет обидно.
— Я понимаю, Аня, как тяжело носить в школу полный портфель книг. Сейчас есть такие портфели на колесиках и с выдвигающейся ручкой, как чемоданы. Может, попросишь у родителей такой на Новый год или на день рождения?
Классный руководитель. Мягкое противостояние и конструктивное предложение — это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
V. Проблемная ситуация «Шесть шагов к миру»
Классный руководитель. Если не остановить конфликт, он разгорается как пожар. И потушить его иногда бывает невозможно. А если это конфликт между народами, он может закончиться непримиримой войной. Тогда в район конфликта приходят миротворцы, которые пытаются погасить вражду и ненависть, восстановить диалог между народами.
Для погашения конфликта психологи придумали специальное противопожарное правило — «Шесть шагов к миру». Предлагаю вам выступить в роли миротворцев. В нашем классе недавно вспыхнул конфликт между
(Дети выходят к доске и становятся с двух сторон от учителя, причем Учитель просит их встать подальше друг от друга.)
Ребята, нам кажется, что этот конфликт надоел уже и вам самим, но никто не хочет первым делать шаги к примирению. Мы вам предлагаем сделать целых шесть шагов.
Чтобы сделать эти шаги, вам нужно честно и четко ответить на мои вопросы. Итак, сделайте первый шаг!
(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)
А теперь дайте честный и точный ответ на вопросы: «Какое мое желание привело к конфликту?» и «Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?»
(Дети по очереди отвечают.)
Так, теперь нужно сделать шаг второй.
(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)
. и ответить на вопросы: «Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно?»
Делаем третий шаг.
(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)
Спросите себя: «Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Какое это может быть решение?
А теперь спросите себя: «Сколько таких решений мы можем придумать вместе с моим противником?»
А какие решения вам могут подсказать одноклассники?
(Дети, сидящие за партами, поднимают руки, отвечают.)
Когда возможные компромиссы найдены, пора делать четвертый шаг.
(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)
Подумайте, какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник?
Причины школьных конфликтов и пути разрешения
1. ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
К
О
Н
Ф
Л
И
К
Т
Ы
Мотивационные. Они возникают между учителями и учениками из-за учебной
мотивации учащихся или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не
хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению.
Связанные с недостатками в организации обучения.
конфликтный период происходит в начальной школе, когда 1-классник
переживает довольно сложный и даже болезненный этап в своей жизни:
происходит смена игровой деятельности на учебную.
конфликтный период — переход в 5 класс. На смену одному учителю приходят
несколько учителей –предметников, появляются новые школьные
предметы.
Конфликтный период — в начале 9 класса, когда нужно решить, что делать
после его окончания – идти в среднее учебное заведение или в 10 класс.
Конфликтный период – окончание школы, выбор будущей профессии,
конкурсные экзамены в вуз, начало личной и интимной жизни.
Конфликт взаимодействий: учащихся между собой, учителей и учащихся,
учителей и администрации. Они происходят, в основном, из-за личностных
особенностей конфликтующих:
а) среди учащихся наиболее распространены конфликты лидерства: группы
мальчиков и группы девочек, 3-4 подростков с целым классом и т.д.
б) конфликты «учитель- ученик» помимо мотивационных могут носить и
нравственно-этический характер;
в) конфликты «учитель — ученик» могут возникать по различным причинам:
личного характера между учителями начальных классов и учителямипредметниками;
г) конфликты «учитель-администрация» связаны с проблемами власти и
подчинения, инновациями
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Четыре способа релаксации
21.
22.
23.
24.
25. Если мы оказались в конфликтной ситуации
1. Объективно оценить ситуацию. Может быть я не прав ?
2. Использовать принцип: «Время все расставит на свои
места», «Все что ни делается — к лучшему».
3. Прощение и нисхождение привилегия царей. Отойти в
сторону не значит проиграть.
______________________
Острота и глубина конфликта будет зависеть от того,
является ли человек с которым мы в конфликте
близким для нас.
4. Единственная
причина когда невозможно идти на
восстановление отношений с конфликтующей стороной –это
преднамеренное, спланированное действие , направленное
против нас.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ
Гайваронский С.Э.
г.Темрюк
2014г.
34.
35.
36.
37.
38. Ответы:
От 6 до 12 баллов – человек достаточно гибок,
но меняет отношение с трудом, скорее в
лучшую сторону. Открыт для компромиссов,
но прежде, чем установить дружеские
отношения, изучает партнёра.
От 13 до 19 баллов – осторожен, подозрителен.
Всегда ожидает конфликта, умеет управлять
окружающими, но плохо ориентируется в их
психологии.
От 20 баллов и выше – человеку очень трудно
ладить с людьми, для него конфликт – это
образ жизни.
Источник: ppt-online.org
Конфликты в школьном коллективе: учим ребенка самостоятельности
Что делать, если у Вашего ребенка участились конфликты в школе? Надо ли родителям вмешиваться в ссоры между одноклассниками? Как научить ребенка справляться с конфликтными ситуациями самостоятельно? На эти вопросы отвечает психолог Елена Абрамова
ЗАКОНЫ СТАИ
Отношения в классе развиваются по тем же законам, что и во взрослом обществе, и проходят все стадии формирования коллектива. В любом детском коллективе неизбежно возникает своя иерархия, появляются лидеры и «отверженные». Пока эта система будет выстраиваться, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны.
Особенно этот факт актуален для определенных возрастных периодов: поступление детей в первый класс, переход в среднее звено и период подросткового кризиса в старших классах.
Пришедшие из детского сада первоклассники еще не умеют самостоятельно идти на контакт, ориентируясь в вопросах дисциплины исключительно на авторитет взрослого.
В пятом классе изменение социальной роли совпадает с началом переходного кризиса, когда для ребенка определяющим становится мнение сверстников. Частой особенностью для пятиклассников являются драки и выяснение отношений у мальчишек между собой и между мальчиками и девочками. После своеобразной проверки на прочность такие дуэлянты часто становятся друзьями неразлей вода.
Старшеклассники проверяют друг друга «на прочность» с целью самоутверждения. Поэтому те подростки, которые могут выражать себя другими способами: в учебе, через спортивные или творческие достижения, в хобби – спокойнее переживают этот непростой для каждого ребенка период.
ПОМОГАЕМ ПРАВИЛЬНО
Что делать, если ваш ребенок стал участником или жертвой конфликта между одноклассниками? Надо ли родителям вмешиваться в конфликтные ситуации?
Перед тем, как принять решение о вмешательстве в детский конфликт, стоит понять, хватит ли у детей внутренних ресурсов для того, чтобы разрешить его самостоятельно. От родителей требуется готовность обсудить дома сложившуюся ситуацию и выслушать ребенка без морализаторства. В ситуации, когда конфликты возникают между мальчиками, мамам стоит делегировать разговор о способах его преодоления папе или другому авторитетному для ребенка мужчине: родственнику, тренеру.
Если конфликт интересов не носит затяжной характер и угрозы физическому здоровью нет, то стоит поддержать уверенность ребенка в том, что он сможет справиться с проблемой самостоятельно.
В том случае, если ситуация ухудшается, и ваш ребенок постоянно становится «слабым звеном», то вместо понятного для многих родителей желания наказать обидчиков стоит потратить силы на сбор информации о том, почему это происходит.
Доверительный разговор с ребенком, классным руководителем, поможет выявить причины, по которым ребенок «стягивает» на себя агрессию. Не всегда полезно ругаться с родителями обидчиков или требовать от школы административного решения проблемы. Искусственная защита ребенка учителем или директором может привлечь внимание и вынудить класс еще больше дразнить «любимчика». Не стоит разбираться с обидчиками ребенка самостоятельно, без присутствия их родителей.
ОДИН ЗА ВСЕХ
Если в классе постоянно происходит «травля» кого-то из одноклассников или класс поделен на группы, «враждующие» между собой, то в профилактической работе нуждается весь класс. На этом этапе поможет подключение школьного психолога и родительской общественности для проведения внеклассных мероприятий, игр и совместных поездок, сплачивающих класс. Целью общих дел должно быть обучение навыкам безопасного общения.
По моему опыту, более дружным является тот классный коллектив, в котором родители общаются между собой и готовы тратить силы и время на создание в классе безопасной и интересной среды. Например, родители одной из школ нашли интересный способ по включению «трудного» ученика в коллектив сверстников. Вместо «разборок» они стали раз в неделю приглашать «проблемного» мальчика к себе в гости, где он смог в неформальной обстановке привыкнуть к своим одноклассникам и подружиться с ними.
В отличие от советской системы, современная школа не уделяет внимание развитию у детей навыков эффективного сотрудничества. В этих условиях «заказчиками» подобных курсов или мероприятий могут стать сами родители. Тренинги и игры командообразования можно организовывать самостоятельно или с помощью специалистов.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Если ситуация зашла в тупик, и «мирным путем» справиться с конфликтами в классе не получилось, единственным выходом для ребенка может стать перевод в другой класс или школу. Но важно понимать, что для предотвращения подобных проблем в следующем коллективе необходимо системное обучение ребенка навыкам конструктивного общения. Полезный опыт ребенок может получить на психологических группах, в творческой студии или в спортивной секции, где обучают командным видам спорта.
Совсем избежать конфликтов невозможно, но любая проблема кроме негатива дает и опыт по преодолению похожих ситуаций в будущем. Частые конфликты в классе с участием вашего ребенка могут стать для родителей своеобразным «маячком», обозначением «слабого места», с которым можно и нужно работать. Важно помочь ребенку осознать те «механизмы» и особенности поведения, которые мешают ему найти контакт с ровесниками и научить его другим способам взаимодействия.
Если у вас есть конкретные вопросы по школьным конфликтам, вы можете обратиться к специалистам Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
По адресу ул. Барбюса 65а каждую среду в 17.00 проходят группы по обучению навыкам эффективного общения для учеников 1-2 классов. Записаться в группы, на индивидуальную консультацию и получить подробную информацию можно у психолога Елены Абрамовой по телефону +79048122996.
Психологи Центра проводят психологические игры и тренинги командообразования по авторской программе «Нулевой Меридиан», ставшей победителем Российского конкурса коррекционно-развивающих программ и курсов по выбору для школьников. Тренинги проводятся четыре раза в год для всех возрастов на базе вашей школы. Пригласить ведущих на родительское собрание или получить подробную информацию о тренингах можно по телефонам:
+79048122996, психолог Абрамова Елена
+79123144065, психолог Макарова Анжела.
Источник: cityforkids.ru