Существует определённый набор молитв, которые читают с утра и молитвы на сон грядущий. Подробнее в материале.
Юлия Шумилко
РИА Новости
«Новый очаг» – светское издание. Но среди наших читателей много людей, которые включены в религиозную жизнь, и для них важно находить ответы на свои вопросы. Мы попросили нашего автора – Юлию Шумилко и священника Андрея Синицына – взять на себя составление гида по церковным ритуалам и правилам. При этом мы будем стараться придерживаться энциклопедически-нейтрального языка.
Какие молитвы
Каждый день рекомендуется начинать с молитвенной просьбы, начинающейся со слов «Отче наш». Затем можно прочитать «Богородице, Дево, радуйся» и «Символ Веры». Эти три священных текста составляют краткое молитвенное правило, предложенное святейшим Серафимом Саровским. Такой вариант молебна подходит для людей, у которых мало времени и много дел.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Комментарий Андрея Синицына, священника: «В молитвенном правиле главными принципами является постоянство, внимание и сокрушение сердца. Постоянство в молитве необходимо для само дисциплины. В христианстве есть такое понятие как аскетика. которое можно перевести с древнегреческого языка как упражнение, тренировка, и молитвенное правило правило появляется для того что бы мы научились входить в диалог с Создателем». Церковь рекомендует верующим каждый день соблюдать полное молитвенное правило. Утром читаются такие молитвы: «Царю Небесный», «Трисвятое», «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся», «От сна востав», «Помилуй мя, Боже», «Символ Веры», «Святый ангеле», «Боже, очисти», «К тебе, Владыко», «Пресвятая Владычице».
Как лучше молиться дома : вслух или про себя ? Протоиерей Александр Тылькевич
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Под конец молебна можно призвать святого, имя которого носите, а также помолиться за живых и усопших. В конце желательно прочитать молитву «Достойно есть». Её также принято читать после окончания всякого дела. Набор вечерних молитв состоит практически из такого же количества, что и в утренние, добавляется исповедь за день.
Когда читать
Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.
Как читать
Молитва должна совершаться в уединенном месте, перед иконой, с зажженной лампадой или свечой. Сначала нужно перекреститься и совершить несколько поклонов. Затем настроиться, сосредоточиться и начать читать молитвы из молитвослова. Или открыть их в итернете на православных сайтах.
Источник: www.novochag.ru
Что молитва дает человеку
Молитвословы включают в себя множество молитв на разные нужды. Они более угодны Богу?
Представьте себе, что маленький ребёнок говорит маме, что желает стать музыкантом. Он пытается импровизировать на фортепиано. Маме радостно его слушать, хоть он и не умел? Да. Но ребёнок никогда не станет музыкантом, если не обучится у учителя музыки, не приобщиться сокровищу великих классических мелодий.
Обязательно ли читать все утренние и вечерние молитвы?
Так и с молитвой. Христос радуется, когда мы с Ним говорим. Он ведь как Мама. Но, чтобы нам настроить свою душу на правильный, праведный лад, нам необходимы не только свои молитвы, но и составленные святыми людьми. Ведь святые искали и просили неба.
Вот отрывок из молитвы Иоанна Златоуста: «Господи, в покаянии прими меня. Господи, не оставь меня». Так молились святые. О подобном они просили.
Молитвы из молитвослова помогают настроит душу так, чтобы Бог нам был дороже всего.
А как писались молитвы?
Все молитвы рождались не в кабинетах, а в момент, когда святой молился. Живое ощущение присутствия Бога, покаянное чувство и благодарность – всё это рождало слова. Сама любовь святых помогала им найти лучшие слова для выражения своей любви. Молитва являлась песнью произнесённой любви, словом надежды там, где ждали утра, когда кругом простиралась ночь.
Как молитва связана с покаянием?
Путь православного человека к Царству Небесному, обожению, святости, — совершается только в православной церкви. Этот путь – не выдумка людей – его открыл Христос, сказавший о Себе: «Я есть Путь и Истина и Жизнь».
Этот путь и называется духовной жизнью.
Чтоб ступить на этот путь надо сделать с собой 2 вещи:
Увидеть, что теперешнее состояние человека ненормально. Что вся твоя жизнь во многом представляет собой цепь измен даже тем, кто тебе дорог. Нет, человек не убил, не украл, жене не изменил. Но он раздражился, разозлился, поревновал, его сердце было холодным когда надо было посочуствовать горю ближнего. Все эти малые измены не дают людям быть вместе, не позволяют произойти онтологическому и глубинному сроднению сердец во Христе и Церкви.
Как любимую сделать несчастной
Знают все. Как счастливой – никто.
Нужно остро пережить, что состояние постоянных предательств любви и Бога ненормально.
Кто идёт без любви хоть минуту,
На похороны свои идёт
Завёрнутый в собственный саван.
Понять что я – грешен и захотеть научиться любить.
Честертон: «Самое трудное на свете по настоящему научиться любить то, что любишь».
Покаяться и никогда не оставлять покаяние.
Святой Исаак Сирин: «Покаяние – это трепет души пред вратами рая».
Нужно узреть во Христе такую красоту, ради которой можно и жить и умереть.
Христос нам отдал Всего Себя. Для Него, по слову святых отцов: «душа каждого одного человека так же дорога, как все души вместе».
Ради Него, ради верности Ему мы живём. Ради Него мы готовы оставить свой грех.
Именно покаянием святые восходили на высоту святости. Святой Иоанн Лествичник говорит, что, если праведник молится не ощущая себя грешником, его молитва не приемлется Богом.
Духовная дочь святого Амвросия Оптинского никак не могла покаяться как следует. Святой Амвросий встал с дивана, поднял руки к небу, — потолок келии раздвинулся и полился свет. Он ей сказал:
— Смотри, к чему может привести покаяние.
Каллист Уэр: «Как говорит св. Иоанн Лествичник, «покаяние есть дочерь надежды и отвержение отчаяния». Это не упадок духа, но энергичное ожидание; это не значит, что ты оказался в тупике, но что ты обретаешь выход. Это не ненависть к себе, но утверждение своего истинного «я» как созданного по образу Божию.
Каяться — значит смотреть не вниз на свои собственные недостатки, но вверх — на любовь Божию; не назад, упрекая себя, но вперед — с доверием и надеждой. Это значит видеть не то, чем я не смог быть, но то, чем я еще, по благодати Христовой, могу стать
Пока вы не увидите свет Христов, вы не сможете в действительности увидеть своих грехов. Пока в комнате темно, говорит епископ Феофан Затворник, вы не замечаете грязи, но при ярком освещении можно различить каждую пылинку[12]. Так же обстоит дело и с комнатой нашей души.
Порядок не таков, что мы должны сначала покаяться, а потом осознать присутствие Христа; ибо только тогда, когда свет Христов уже вошел в нашу жизнь, мы действительно начинаем понимать свою греховность. «Каяться, — говорит св. Иоанн Кронштадтский, — значит знать, что в твоем сердце – ложь»; но ты не можешь обнаружить присутствие лжи, если еще не имеешь некоторого понятия об истине. Таково начало покаяния: видение красоты, а не безобразия; осознание Божественной славы, а не собственного убожества. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5, 4): покаяние означает не просто оплакивание своих грехов, но утешение (paraklesis), которое возникает от уверенности в Божьем прощении. С особой силой покаяние переживается в таинстве исповеди».
Иоанн Кронштатский говорит, что Бог открывает грехи только тому, кто не отчается, но пойдёт по пути исправления. Остальным Бог, не желая их мучить, не показывает их грехи, и они потому уверены в собственной непогрешимости.
Что даёт молитва человеку?
Многие беды, скорби и несчастия происходят оттого, что человек забывает о Боге.
Святой Амвросий Оптинский: «Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог».
Святой Силуан Афонский говорил, что все его падения были оттого, что в минуту искушения он не молился…
Утром и вечером необходимо читать правило. В течении дня вспоминать о Боге, и обращаться к Нему. В течении дня что бы с вами не происходило – обращать это в молитву.
Молится нужно так, как если бы ты разговаривал со своей мамой или просил её о чём-то. Даже если вы не веруете, молитесь: «Господи, я не верю. Помоги, дай мне веру». Молитесь просто, не изображайте себя кем-то на молитве, а в простоте открывайте своё сердце Богу.
Бог жаждет нашего сердца. Если будем обращаться к Нему от сердца, то непременно получим ответ.
Молитва сопряжена не только с радостью, но и с кропотливым трудом. Часто не хочется молиться, но нужно понуждать себя к молитве и молиться через силу. Мы не хотим молиться потому что душа мертва. Молитва же оживит её.
Молясь мы освящаемся, но молитва – это труд.
Святой Силуан Афонский: «молится, — кровь проливать».
Святые жили как молились и молились как жили. Их молитвы – плод Святого Духа жившего в их сердцах, и мы можем соприкоснуться с этим.
Цель молитвы – соединить душу с Богом.
Святой Иустин Сербский, опытно знающий молитву говорит, что мы должны омолитвить всю свою жизнь. Молитву он называет просфорой замешанной из слёз и сердца. Когда он учился в Оксфорде, с ним в комнате жил студент англиканин. Иногда студент заставал Иустина за молитвой и поражался, как тот плачет перед Богом и кается, и студент принял православие.
Когда святой Иустин жил в женском монастыре Челие, монахиня, которая убирала у него в комнате, каждое утро находила несколько платков совершенно мокрых от слёз. Он же говорит, что молитва – очиститель мысли. Удивителен и прекрасен его совет подходить к каждому человеку с молитвой, творимой тайно об этом человеке и о том, чтоб встреча ваша прошла как одновременное предстояние Богу. «Любовь к молитве непрестанно усиливает нашу любовь к Богу» — его слова
Почему человеку скучно молиться?
Но без Его помощи мы не сможем по настоящему сделать Его центром и смыслом своей жизни, поэтому владыка Митрофан говорит: «Нужно у Бога просить сил помолиться Богу».
Какое расположение души важно иметь молящемуся человеку кроме покаяния?
Очень важно в молитве доверие. Доверие Богу, Богородице и святым. Что они действительно видят всего тебя и ты им до последней глубины нужен. Бог не над нашим страданием, а в самой глубине нашего страдания. Он крестом доказал, что мы Ему нужны. И такому Богу можно доверять.
Как говорит Антоний Сурожский: «мы предаёмся в Его руки с надеждой, что в меру сил любим Его и сами любимы Им вплоть до креста и воскресения».
Интересно, что когда святой Иоанн Кронштатский стал священником и однажды пришёл о ком-то молиться, ему одна старушка сказала, что он не так молится, что нужно просить у Бога и верить, что Бог даст. Он стал так молиться и с тех пор иначе не молился никогда.
Святой Иоанн Кронштатский: «Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдёшь от Неё, не получивши милости. приступать к Ней в молитве без такой уверенности было бы неразумно и дерзко, а сомнением оскорблялась бы благость Её, как оскорбляется благость Божия, когда приступают в молитве к Богу и не надеются получить от Него просимого».
Источник: pravlife.org
Суть всех молитв
Что такое молитва? Молитва – это настоящее ощущение присутствия Бога. Это также уверенность в общении с Богом, с Которым человек говорит и Которому открывает глубины своего сердца. Каждая из этих природ, человеческая и божественная, остается в своих пределах, но человек в молитве восходит к Богу, и Бог спускается к человеку.
Человек предлагает себя Богу через молитву, а Бог предлагает Себя человеку. И отсюда происходит чудесное воссоединение Бога и человека одновременно.
Почему монахи молятся? Потому что это естественный труд, который исходит из сердец всех людей и всей человеческой природы. Нет человека, который не чувствовал бы этой потребности в молитве, и эта потребность – искать Бога и находить Его – также является привилегией, правом человека. Поэтому, как мы понимаем, молятся все люди, а не только монахи. У мирян есть пример монашеских общин, у монахов – пример ангельских воинств.
Очевидно, что молящиеся монахи не стремятся удовлетворить свои определенные личные потребности. Нет ничего из материального мира, что могло бы побудить их предложить себя Богу или установить с Ним отношения. Ими не движут никакие личные интересы. Они никогда не думают материальными категориями. Напротив!
Святые молятся как единое существо, и они понимают, что они восходят к Богу не физически, а реальным образом. Поэтому все монахи молятся. Их цель очень высока. Это само общение, сошествие Самого Бога в их жизнь, это обожение. Поэтому монахи молятся и днем, и ночью! Это их работа.
И им действительно удается приблизиться к объятиям с Богом. Когда мы говорим «общение», это означает, что мы обнаруживаем отношения и нашу идентичность с Церковью. И Церковь восходит к Богу, как когда-то сошел Христос с небес. Молитва держит человека близко к божественному, и Бог обнимается человеком…
Святые молятся как единое существо, понимая, что они восходят к Богу не физически, а реальным образом
А теперь углубляемся во внутреннее пространство… Что такое «Иисусова молитва»?
Иисусова молитва – это суть всех молитв, существующих в нашей Церкви. Это самая краткая, самая проверенная и самая эффективная молитва, которой может молиться человек.
И, как мы понимаем, эта молитва – самая прямая, подходящая и доступная всем людям, а не только монахам. И это тоже имеет большое значение: чтобы миряне и монахи молились одной и той же молитвой, потому что это та молитва, которая сразу делает нас способными обрести Бога.
Другими словами, поскольку не существует двух разных систем духовной жизни, по этой причине монахи, которые следуют примеру Неба, и мир, который, как мы сказали, следует примеру монашеской общины, молятся вместе этой молитвой.
Следовательно, Иисусова молитва – это уникальное и исключительное благо Церкви. Это следствие, которое вытекает из глубин монашеского опыта и, конечно же, из опыта каждого человека, который ищет и ждет Бога. Это опыт отцов Церкви и плод, приобретенный каждым человеком, живущим чистой и евангельской жизнью.
Иисусова молитва – уникальное благо Церкви, следствие, вытекающее из глубин монашеского опыта и из опыта каждого человека, ищущего Бога
Поэтому Иисусова молитва – это живая память. И это призыв к имени Бога. Он такой короткий! Это повторение следующих слов: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
Что происходит с нами во время этого призыва и повторения? Мы обретаем духовный динамизм, который исходит не от нас, а от Самого Бога. Имя Господа, которое мы повторяем, выбрано не случайно. Мы призываем Самого Христа, Который немедленно вступает в общение с нашими сердцами. Таким образом, повторение молитвы имеет значение.
Но не потому, что это воззвание само по себе может предложить нам что-то. Но потому, что оно помогает нам приобрести привычку к тому, что воспоминание о Христе внутри нас становится непрестанным. И вследствие этого все вокруг нас и внутри наших сердец наполняется Богом.
Но это повторение не является «магической формулой», которая сама по себе может принести плоды. Повторение – это просто усиление, сосредоточение и укоренение Имени Христа и, следовательно, Самого Христа в нашей повседневной жизни. Это не механическая работа. Это не субъективное мнение человека. Это не работа, стимулирующая воображение. Это не психосоматическое упражнение, о котором можно подумать, что оно имеет доступ к некоему гностическому или синкретическому знанию… Или что с помощью этой формулы человек может стремиться к бесконечности или к безликому «богу»…
Это повторение создает в человеке силу непрестанно призывать живого Бога и, следовательно, предлагает ему состояние радости, духовного счастья и другие дары. И затем, когда человек достигает этой начальной стадии, он понимает, что Святой Дух является посредником между его личностью и Личностью Самого Бога! И с этого момента Святой Дух возвышает человека до Бога.
Почему монахи молятся Иисусовой молитвой всегда и везде? Что ж, я бы сказал, что это единственная молитва, которая явно создает такие условия, чтобы мы могли ежедневно находить Бога и радоваться в Боге. Благодаря этой молитве Тот, Кто невидим, становится видимым в нашей жизни.
Поэтому через эту молитву монахи повсюду и всегда обретают сильное чувство присутствия Бога и внутренний диалог, который настолько глубок, что достигает величайшей глубины «моря» Божественности. Таким образом и способом, который монахи открыли из опыта Церкви с древних времен, они могут наполнить свои дни, они могут превратить свою ночь в свечу, которая распространяет небесный свет по всей вселенной, которую Бог держит в Своей руке… Поэтому благодаря этой встрече с Богом монахам удается освятить не только себя и свое пространство, но и весь мир…
Какова цель Иисусовой молитвы? Цель Иисусовой молитвы – это ни способ совершения, ни сами слова, ни место, ни исихия (тишина), ни что-то еще, что включает в себя эта молитва. Можно сказать, что цель молитвы – это то, что Бог совершает в нас, в нашем внутреннем существе…
То, что Он совершает, – это наш опыт. Но это не только переживание Бога! Это также откровение того, как Он приходит, как происходит пришествие Бога в наше сердце. Личный Бог внутри человеческой личности… И, конечно же, Он приходит в Свете!
И с этим союзом приходит очищение, духовное продвижение, рост внутреннего человека, который рождается в нас. Более того, Дух дает человеку такое состояние, из которого он или она поднимается к просветлению, к свету, к процветанию на разных уровнях, которые Бог предлагает и открывает нам.
Одним словом, мы могли бы сказать, что цель молитвы – это совершенная тайна невидимого Бога и видимого человека… тайна, совершенная Богом. И ее нам открыли отцы Церкви.