Конечно, выразительные возможности многих инструментов (особенно фортепиано) так велики, а в оркестре такое количество инструментов, что музыка может изображать в одно время сразу несколько движений. Так вот, в совокупности всех движений мы и попадаем в этот мир, изображенный звуком, когда представляем себе:
… противники кружат друг вокруг друга, нанося и отражая удары ножами. Все быстрее и быстрее блеск ножей. И вдруг – один ранен, он сжимает плечо, но продолжает упорно сражаться. Еще через несколько секунд ему удается достать врага, и у того на рубахе расползается кровавое пятно. Противники бросаются вплотную, яростно сжимают друг друга, вместе валятся на землю.
Уже ясно кто победил – он вскакивает и бросается в темноту улиц, а неудачник пытается приподняться, но силы покидают его, и он падает на холодную мостовую, теряя сознание.
Или более статично: …Вы на улице посреди веселья карнавала, но Вам не до того. Там, невдалеке, на балконе вдали от Вас стоит Она (или Он), но Он(а) на Вас не смотрит, хотя Вы взываете к нему (к ней) все громче.
65 Шедевров классической музыки которые знают все, но не знают их названий
Вы конечно будете смеяться, но такой сюжет есть почти во всей классической музыке.
Прежде чем читать дальше, рекомендую Вам послушать какое-нибудь произведение. И как только оно начнется, постарайтесь определить, какое движение в нем изображено. Нарисуйте себе этот мир.
Теперь, когда Вы разобрались с основами можно углубиться в более тонкие материи. Если помните, то в произведении всегда есть не только само движение, но и причина. Понять причину не всегда просто, но есть хорошая подсказка – отношение. Под этим словом я подразумеваю то, какое настроение вызывает у нас музыка – радость, печаль , возвышенное ликование, бурный гнев, “а нам все равно”…
Отношение создается с помощью массы элементов. Отношение, не так однозначно, как движение, оно может меняться и, зачастую, меняется каждые несколько секунд.
Одно из средств создания настроения – скорость (или темп). Если Вы пройдет сто метров шагом, Ваше настроение будет совсем не таким, как если бы Вы их пробежали. Понятно, что неторопливые темпы ассоциируются с чем-то спокойным. Быстрые темпы возбуждают. Очень быстрые иногда пугают.
Медленные темпы тоже заставляют напрягаться, так как они ненормальны для человека (почти любое нарочито медленное произведение вызывает ассоциации с похоронами).
Другой способ – высота, уже знакомая Вам. Здесь действуют правила, заложенные в нас эволюцией. Чем ниже звук, тем больше издающий его предмет. Очень низкие звуки издают очень крупные предметы – их мы опасаемся. Очень высокие звуки возникают в природе в очень редких случаях – их тоже. Наиболее спокойно воспринимаются звуки лежащие в диапазонах человеческих голосов.
Во многих произведениях мелодия многократно повторяется в разных голосах – то выше, то ниже.
Следующий способ создания настроения – ритм. Ритм можно подчеркивать, это создает впечатление неотвратимости или уверенности. Если ритм, наоборот все время “уплывает”, то это напоминает неуверенность.
Какую музыку называют классической?
Еще один способ – тембр. Под этим умным словом скрывается окраска звука. Скажем арфа и фортепиано могут издать звук одной и той же высоты и громкости, но по тембру мы различим инструменты. Чтобы было совсем понятно, скажу, что по тембру мы легко отличаем голос человека, даже если он старается говорить как другой.
Так вот, одну и ту же мелодию можно сыграть и на арфе, и на флейте и еще тысяче инструментов. Композиторы подбирают такой инструмент, а исполнители – такой способ игры, что бы соответствовать настроению мелодии. Скажем флейта, гобой вызывают легкие, нежные ассоциации, а трубы – впечатление рока, неотвратимости.
И наконец осталась немаловажная составляющая – гармония, которая должна быть на первом месте, но все не так просто (некоторые могут очень сильно удивиться, но она не всегда имеет первостепенное значение). Гармония – это вертикальные (то есть одновременные) сочетания звуков. Они могут быть напряженными (требующими дальнейшего развития – диссонансными) и спокойным (консонансными), радостными (мажорными) и грустными (минорными). Все эти виды непрерывно чередуются, и в их развитии создается определенное настроение.
Гармония в некоторых случаях выплывает на первый план–когда нет явных движений и отношения. Посоветовать как ее “переводить” нелегко. Просто постарайтесь понять, какое настроение вызывает сочетание звуков в данный момент и как оно меняется со временем.
А теперь отвлекитесь от чтения и послушайте что-нибудь еще.
Есть случаи, в которых правила приведенные выше могут не сработать. Как ни гоняйся за движениями у Моцарта, ничего не поймаешь. Но есть способ понять и его.
Если Вы уже наслушались и напереводились музыки (чего Вы, конечно, не сделали), то должны были уже понять, что у каждой эпохи и композитора своя система ценностей. Кто-то рисует нам идиллические миры, кто-то ужасы несправедливости, а некоторые композиторы–внутренний мир одного человека. Соответственно эти произведения и надо слушать “изнутри”.
Ищите смысл не снаружи, ищите внутри себя. Тогда ритмы чаще всего превращаются в ритмы сердца и дыхания – и сразу можно понять, волнуется человек или радуется. Движения и отношение превращаются в ощущения (ясность в голове, холодок по спине). Постоянно повторяющиеся кусочки мелодии – в идею-фикс, к которой “подопытный” все время возвращается, а прихотливые продолжения – в разные мысли по тому же и по другим поводам.
В таких произведениях может фигурировать и несколько человек.
А теперь – марш за Моцартом и без волшебной флейты не возвращайтесь 😉 !
Про колорит можно сказать совсем немного, но он очень помогает в переводе.
Если объяснять, что такое колорит, то можно сказать, что это сочетания особых ходов в мелодиях, гармоний, ритмов. Именно колорит придает национальную окраску музыке, и следовательно, помогает определить место действия. Вспомните, как узнаваема восточная музыка, индейская, фламенко. У многих композиторов “свое лицо” – благодаря колориту.
У Пьяццоллы, например, что ни произведение, так прокуренный бар в порту в Южной Америке. Или дешевый отель неподалеку.
Колорит возникает не сам по себе, его определяет окружение, природа и люди. Соответственно, он может даже в пределах одной страны отличать горы от холмов, леса от рощ, города от поселков городского типа. Что бы хорошо понимать колорит нужна хорошая тренировка. Практикуйтесь – постепенно Вы будете вникать все глубже и глубже.
Если сказать максимально просто, то форма – это то, какие части есть в произведении и как они соотносятся друг с другом. Хорошо знакома вам всем песенная форма из запева с одной мелодией и припева с другой. Запев и припев чередуются, а еще иногда между ними появляется инструментальный проигрыш.
В классической музыке используют много вариантов разных форм. Например очень часто встречается такой: печальная первая часть, затем похожая на нее, но радостная вторая и в конце повтор первой. Это похоже на то, как кто-то вспоминает неудавшуюся любовь, затем вспоминает радостные моменты, но потом возвращается к грусти. Вообще, если в конце произведения повторяется первая часть, то вполне очевидно, что в конце концов ситуация не изменилась, или, “с чего началось, тем и заканчивается”. А если концовка другая – значит что-то изменилось.
Композиторы напридумали и применяют множество разных форм, но вовсе не надо знать их, что бы понять музыку. Просто постарайтесь понять, какие впечатления вызывает данная часть. Как эти чувства отличаются от чувств, вызываемых другими частями? Что противопоставляется? Если часть повторяется, то как изменилось ее восприятие?
В результате чередования частей может получиться даже не рассказ, вроде описанных в главе “Движение”, а целый роман, в котором действует десяток персонажей, а сюжетные линии лихо закручены.
Второе введение, которое я убрал из начала, так как не хотел, чтобы Вы скучали, поэтому Заключение
Я тоже ненавидел классическую музыку. Очень долго. С детства в течение более чем десяти лет. А потом задумался. Почему одни люди любят эту музыку, другие ненавидят?
Само по себе это уже признак чего-то интересного.
Я начал слушать и эту музыку, слушал ее по несколько часов в день, но не воспринимал. Пока не понял главного. Что надо не просто слушать, а вникать. И начал вникать.
Ну что ж, если Вы и не приобщились к ВКМ после прочтения этой статьи, то, по крайней мере, поняли, почему любители ее недолюбливают музыку современную. Привыкнув переводить они ищут смысл в этих композициях, но находят только примитивные идеи. Такая музыка им быстро надоедает, а потом начинает раздражать.
Все, написанное в этой статье, является личным бредом автора. Возможно, что-то в ней покажется Вам глупым. Возможно, послушав ВКМ Вы поймете, что все совсем не так. Но Вы поймете, что такое ВКМ, а я этого и хотел.
Источник: www.7not.ru
Великие композиторы и их произведения
Эти композиторы выделяются среди своих современников как авторы произведений высочайшего уровня.
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Себастьян Бах (1685—1750 гг.) — великий немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь Бах написал более тысячи произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы. Он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко.
Родоначальник самой знаменитой музыкальной династии.
Произведение: токката и фуга ре-минор.
Вольфганг Амадей Моцарт
Вольфганг Амадей Моцарт (1756— 1791 гг.) — великий австрийский композитор, инструменталист и дирижер, представитель венской классической школы, виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижер. Он обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Как композитор, который преуспел в любом жанре, Моцарт по праву считается одним из величайших сочинителей в истории классической музыки.
Произведение: «Маленькая ночная серенада».
Людвиг ван Бетховен
Людвиг ван Бетховен (1770—1827 гг.) — важнейшая фигура мировой классической музыки. Один из наиболее исполняемых и уважаемых композиторов в мире. Он сочинял свои произведения во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самыми значительными в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Основоположник романтического периода в классической музыке.
Франц Петер Шуберт
Франц Петер Шуберт (1797—1828 гг.) — австрийский композитор, выдающийся представитель венской классической музыкальной школы и один из основоположников романтизма в музыке. За свою короткую жизнь Шуберт внес значительный вклад в оркестровую, камерную и фортепианную музыку, повлиял своим творчеством на целое поколение композиторов. Однако наиболее ярким было его участие в развитии немецких романсов, которых он создал более 600.
Произведение: «Аве Мария».
Рихард Вагнер
Рихард Вагнер (1813—1883 гг.) — немецкий композитор, дирижер, драматург, философ. Оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа XIX—XX вв., особенно на модернизм. Оперы Вагнера, проникнутые вечными человеческими ценностями, потрясают своими грандиозными масштабами.
Произведение: «Полет валькирий» из оперы «Валькирия».
Джузеппе Верди
Джузеппе Верди (1813—1901 гг.) — великий итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Он обладал чувством сцены, темпераментом и безупречным мастерством. В отличие от Вагнера, он не отрицал оперных традиций, а наоборот, развивал их. Верди преобразовал итальянскую оперу, наполнил ее реализмом, придал ей целостность.
Произведение: увертюра к опере «Травиата».
Петр Ильич Чайковский
Петр Ильич Чайковский (1840—1893 гг.) — великий русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижер, педагог, музыкальный критик. Его произведения стали бесценным вкладом в мировую музыкальную культуру. Один из самых популярных композиторов среди любителей классической музыки. В его уникальном стиле успешно сочетаются западное симфоническое наследие Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.
Произведение: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Иоганн Штраус
Иоганн Штраус (1825—1899 гг.) — австрийский композитор легкой музыки, дирижер и скрипач. В его музыкальном наследии «короля вальсов» более 500 вальсов, полек, кадрилей и других видов танцевальной музыки, а также несколько оперетт и балетов. Благодаря ему вальс стал необычайно популярным в Вене в XIX в.
Произведение: вальс «На прекрасном голубом Дунае».
Игорь Федорович Стравинский
Игорь Федорович Стравинский (1882— 1971 гг.) — русский и американский композитор, дирижер, пианист. Один из самых значимых композиторов и ведущих новаторов XX в. Творчество Стравинского едино на протяжении всей карьеры, хотя в разные периоды стиль его произведений был различным, но оставались стержень и русские корни, которые проявлялись во всех его работах. Его инновационное использование ритма и гармонии вдохновляло и вдохновляет многих композиторов, и не только в классической музыке.
Произведение: сюита из балета «Жар-птица».
Сергей Васильевич Рахманинов
Сергей Васильевич Рахманинов (1873— 1943 гг.) — русский композитор, пианист и дирижер, один из крупнейших представителей русской и мировой музыкальной культуры конца XIX — первой половины XX в. Творчество Рахманинова стоит особняком в мировой музыке XX в., его стиль остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве.
Произведение: концерт № 4 часть 1 — Allegro vivace (alia breve).
Источник: sitekid.ru