СОВЕСТЬ – способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга. Феноменологическими проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт («укоры, муки совести»), чувство вины и раскаяние.
Что такое совесть и как она проявляется?
Совесть — выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков».
Что такое голос совести?
Внутренний голос — так образно называют «голос совести», присутствующий внутри человека, смутно им ощущаемый как оценка своих слов, действий и чувств по критерию нравственности. «Внутренний голос» – это и предчувствие событий, и реальная самооценка.
Что такое совесть простыми словами?
Совесть – это чувство личной ответственности за совершенные поступки. . Когда человек совершает плохой поступок, его начинают мучить угрызения совести. Тогда он переживает за содеянное зло и может даже исправить его. Совесть позволяет оставаться человеку добры, порядочным, отзывчивым, справедливым.
Как вы думаете что такое совесть?
Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство пробуждающее к истине и добру, отвращение от лжи и зла; невольная любовь к добру и .
Как вы понимаете что такое совесть?
Совесть – это нравственные и моральные принципы человека, его способность оценивать свои поступки и отвечать за них. . Чем старше человек, тем лучше он понимает, за какие поступки его будет мучить совесть, и тем самым контролирует себя, пытаясь не совершать того, о чем может пожалеть в дальнейшем.
Что такое совесть с точки зрения психологии?
1 .1 . Значение слова «совесть»
Совесть в психологии — это нравственное качество личности, свя- занное с субъективным осознанием личностью своего долга и ответ- ственности как перед отдельными людьми, так и перед обществом.
Для чего человеку нужна совесть преступление и наказание?
Вкратце: совесть нужна человеку чтобы предотвращать плохие поступки и для того, чтобы возвращаться на путь истинный, если он их все-таки совершил. Как я понимаю, на примере Раскольникова Вы хотели показать как человек, совершив зло, под влиянием совести раскаивается.
Кто такие совестливые люди?
Совестливый человек – человек, который всегда прислушивается к совести. Он не может совершить какой-то безнравственный поступок, поскольку ему не позволяет чувство совести. . Во многих художественных произведениях отечественных писателей отобразились образы совестливых людей.
Что такое муки совести?
Муки совести, угрызения совести – эти устойчивые выражения говорят о том, что нечто причиняет человеку сильный дискомфорт, буквально грызет его, уничтожает, убивает.
Как объяснить детям что такое совесть?
Совесть – это внутренний голос человека, который предостерегает его дурных поступков. Он помогает разобраться человеку, что такое «хорошо», а что такое «плохо», сделать правильный выбор в сложной ситуации.
Что такое совесть краткий ответ?
Совесть – это самоконтроль, способность анализировать и отвечать за собственные поступки, отделять понятия «добра» и «зла», определять для себя нравственные обязанности и не выходить за рамки допустимых моральных норм.
Почему совесть это светильник?
„Совесть — это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают.
Что такое совесть Огэ?
Совесть – это чувство, которое ощущает человек при совершении злого поступка. Мы можем ощутить это чувство, когда совершим плохой поступок. Совесть не только стыдит человека за содеянное, она предупреждает и несовершенные злые действия.
Источник: aura-nn.ru
Совесть: что это такое, примеры проявления, отличия от стыда
Совесть – это чувство моральной ответственности за собственное поведение перед самим собой и перед другими людьми. С точки зрения психологии, совесть – это когнитивный процесс, заставляющий человека давать оценку своим поступкам и испытывать чувство вины, если эти поступки противоречат его нравственным ценностям. Она выполняет функцию «навигатора», помогающего человеку делать правильный выбор в любых ситуациях.
Слово «совесть» пришло в русский язык из старославянского (исходное написание – «съвѣсть»). Оно образовано из двух частей: приставки «со», означающей нечто совместное, и слова «весть» («знание» или «осознание»). То есть, речь идёт об осознанном соучастии или об осознании важности своих действий для общества. Современные филологи считают это слово калькой греческого слова συνείδησις (калька – это заимствование не самого слова, а способа его образования).
Примеры проявления совести
Совесть представляет собой сложное психологическое явление, принимающее много разных форм. Чаще всего она проявляется как:
- корректирующий фактор, заставляющий менять своё поведение в соответствии с представлениями о морали и нравственности;
- побуждающий фактор, заставляющий человека целенаправленно предпринимать действия, соответствующие его идеалам;
- запрещающий фактор, не позволяющий совершать плохие поступки, за которые будет стыдно перед окружающими или самим собой;
- оценочный фактор, заставляющий нас оценивать каждый совершённый поступок и оказывающий соответствующее влияние на психоэмоциональное состояние.
Совесть не позволяет человеку игнорировать наличие выбора. Если присутствует возможность сделать (или не сделать) нечто, что повлияет на благополучие других людей, совесть привлекает наше внимание к этому выбору, не позволяя пройти мимо. Кроме того, совесть постоянно оценивает этичность наших мыслей, заставляя нас чувствовать вину даже в случае, если никаких дурных поступков за этими мыслями не последовало.
Совесть в понимании Фрейда
Зигмунд Фрейд посвятил изучению совести значительную часть своей научной деятельности. В частности, он пишет о ней в работах «Я и Оно» и «Недовольство культурой». Он обнаружил, что совесть начинает формироваться ещё в детстве, при этом на неё влияют как врождённые факторы, так и жизненный опыт. В своих работах Фрейд определяет совесть как внутреннее восприятие неприемлемости определённых желаний.
С точки зрения Фрейда, формирование совести связано с психосексуальным развитием. Маленький ребёнок ничего не знает о морали, нравственности, справедливости, эстетике и других категориях, определяющих совесть. Его можно назвать аморальным, поскольку он ещё не умеет ограничивать себя в своих желаниях и не понимает, почему какие-то поступки могут быть плохими. Поэтому роль совести для ребёнка играют родители – они наказывают и поощряют его, давая понять, какое поведение для него является желательным.
В дальнейшем влияние родителей и наставников ослабевает, и функции сдерживания начинает выполнять частично сформировавшаяся совесть. Фрейд предложил рассматривать некую сущность (он назвал её «Сверх-Я»), которая предписывает человеку определённые внутренние запреты и требования, играет роль морального и нравственного ограничителя. При этом фундаментом для вновь образовавшейся совести он считал авторитет родителей.
В понимании Фрейда, совесть – это внутренний цензор, предъявляющий к человеку жёсткие требования. Этот «цензор» не способен полностью предотвратить нежелательные действия, но впоследствии подвергает человека мучительной руминации, карая его за плохие поступки. В дальнейшем человек предпочтёт прислушиваться к своей совести, заведомо зная, какие последствия ожидают его в ином случае.
Таким образом, Фрейд приписывает совести двойственную природу. С одной стороны, она представляет собой добродетель, обеспечивающую человеку моральный, нравственный и этический самоконтроль. С другой стороны, это суровый внутренний судья, который может подвергнуть человека излишне жестокому моральному наказанию и даже спровоцировать расстройство психики.
Совесть в представлении философов
В европейской философии нового времени совесть рассматривается как познавательно-моральная способность, позволяющая человеку формировать оценочные суждения, чувствовать ответственность и намеренно принимать сторону добра. Также её рассматривают как некий «внутренний голос», объясняющий человеку, как его поступки выглядят со стороны и как они отражаются на других людях.
Иммануил Кант называл совесть «практическим разумом» или «моральным сознанием». Стоит отметить, что в большинстве европейских языков слово «совесть» созвучно со словами «знание», «осознание» (как мы выяснили выше, в старославянском языке это слово образовалось таким же образом). Поэтому в кантианстве большое значение придаётся познавательным, оценочным и императивным функциям совести.
Поскольку в философии рассматриваются различные трактовки природы совести, её роль в жизни человека также определяется по-разному. Она может рассматриваться и как позитивный фактор, и как негативный. В первом случае совесть считается зовущей, мотивирующей, побуждающей к совершению правильных поступков. Во втором – критичной, судящей, укоряющей, устрашающе-предостерегающей. Также в данное понятие часто вкладывается религиозный подтекст, и совесть рассматривается как голос Бога, наставляющий и направляющий нас.
Отличия совести от стыда
Стыд – это сильно выраженная отрицательная эмоция, возникающая при наличии внешнего наблюдателя. То есть, человек испытывает стыд в тех ситуациях, когда ему кажется, что кто-то неодобрительно воспринимает совершённый им поступок. Ключевая особенность стыда заключается в том, что стыдно может быть перед кем-то. Большинство людей не беспокоится о том, что выглядит смешно, глупо или неуклюже, если этого никто не видит. Основная причина стыда – страх разочаровать другого человека, в результате чего его отношение может измениться в худшую сторону.
В отличие от стыда, совесть – это строго внутреннее качество, моральный компас, подсказывающий нам, какой выбор сделать в той или иной ситуации. Она позволяет нам самостоятельно оценивать свои поступки до, во время и после их совершения. Если обязательное условие для стыда – наличие внешнего наблюдателя, то совести таковой не нужен. Даже точно зная, что о плохом поступке никто не узнает, человек всё равно будет терзаться муками совести.
Стыд – явление относительное, зависящее от культуры. Если в определённом обществе какое-то поведение считается нормой, то и стыда оно не вызывает. В другом обществе такое поведение может считаться предосудительным, и человек, уличённый в чём-то подобном будет сгорать от стыда. Совесть всегда работает одинаково.
Конечно, она зависит от моральных и этических представлений, принятых в определённом обществе. Но представления о добре и зле во всех культурах примерно одинаковы.
В некоторых случаях стыд и совесть буквально противоречат друг к другу. К примеру, школьнику может быть стыдно за то, что он «недостаточно крутой» для своего класса, если все его одноклассники курят на переменах. И чувство стыда может подталкивать его к тому, чтобы тоже закурить. Но при этом он осознаёт, что это плохо. А значит, чувство совести, наоборот, будет удерживать его от этого поступка.
Откуда берётся совесть?
На протяжении большей части человеческой истории люди приписывали совести божественную природу. То есть, они считали, Бог наделил нас ей, чтобы ограничить возможность вредить окружающим. Но по мере развития философии, биологии и психологии, появились и более научные объяснения. В частности, Дарвин в своих работах об эволюции писал, что у нас есть внутреннее стремление заботиться о других особях своей популяции. И совесть является регулирующим механизмом, который активизируется, если мы начинаем действовать эгоистично.
Если вынести за скобки религиозные и мистические предположения, существует две основных теории возникновения совести:
- эволюционная (совесть – возникший в результате естественного отбора механизм регуляции отношений в обществе);
- интуитивная (совесть – эстетическое переживание, стремление к моральному и нравственному совершенству).
Стоит отметить, что вторая теория не отрицает влияния эволюционных процессов. Просто она исходит из того, что совесть – это внутреннее стремление человека к самосовершенствованию, желание быть идеальным, гордиться собой и своим моральным обликом.
Если же говорить о том, откуда берётся совесть у конкретного человека, то здесь также рассматривается два варианта:
- она является врождённой особенностью;
- она приобретается в процессе социализации.
Первая версия ближе к эволюционной теории. Она подразумевает, что наличие совести заложено в нас на генетическом уровне. Конечно, для её корректной работы важно, чтобы ребёнок усвоил, что такое добро и что такое зло. Только умея различать эти две категории, возможно руководствоваться совестью при совершении морального выбора. Кроме того, для полноценного формирования совести важно, чтобы ребёнок совершил некоторые ошибки и ощутил её влияние.
Вторая версия рассматривает совесть как результат интериоризации морального опыта (и она, соответственно, ближе к интуитивной теории о происхождении совести). Сторонники этой версии считают, что совесть у ребёнка формируется под влиянием внешних факторов. В частности, он перенимает опыт «значимых других» (родителей, опекунов, воспитателей, сверстников). На основании чужого и собственного опыта у него формируется внутренняя нравственная способность оценивать и контролировать своё поведение.
Зигмунд Фрейд предложил альтернативную теорию, согласно которой совесть формируется в процессе психосексуального развития. В детстве ребёнок аморален, не умеет отличать добро от зла, не способен ограничивать себя в своих желаниях. Родители и воспитатели, поощряющие или наказывающие его, формируют у него базовые представления о добре и зле, которые и служат основой для совести.
Источник: dnevnik-znaniy.ru
Какую роль играет совесть в жизни человека
Скачать все готовые примеры и темы итогового сочинения ЕГЭ 2021-2022 года
Скачать структура и клише для итогового сочинения 11 класс 2021 — 2022
Скачать список литературы для итогового сочинения 2021 — 2022
Скачать аргументы по направлениям итогового сочинения 2021 — 2022
Скачать план написания и шаблон для итогового сочинения 2021 — 2022
Скачать график и расписание итогового сочинения 2021 — 2022
Вот и настал новый учебный год! В декабре месяце ученики 11-х классов начнут сдавать экзамены по итоговому сочинению в формате ЕГЭ. А вы кы когда нибудь пробывали написать сочинение своими словами? Попробуйте хотя бы раз написать сами и вам это понравится!
Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет ученику 11 класса, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2022 года в школе. По итогам итогового сочинения, школьники получают допуск к ЕГЭ-22. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения по направлению. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных авторов и поэтов.
Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, прочитать и бесплатно скачать новые примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык на тему: Какую роль играет совесть в жизни человека? . Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по итоговому сочинению ИС пройдет зимой в декабре 2021 года.
Официальный сайт. 2021 — 2022 учебный год. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. 11 класс.
ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ.
ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия.
Беларусь. Казахстан. РБ.
Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения по теме: Какую роль играет совесть в жизни человека?
Какую роль играет совесть в жизни самого человека? Совесть является важным регулятором действий человека и основывается на его нравственных ценностях. Качества характера, моральное воспитание, духовность — всё это образует те самые границы дозволенного, приемлемого для личности, что называют совестью.
Наверное, главная ее задача — контролировать поступки людей, не позволяя им совершать губительные ошибки. Наличие совести заставляет человека сожалеть о неправильных, как ему кажется, деяниях, что приводит к душевному исцелению. Отсутствие её — превращает человека в бесчувственного и даже жестокого.
Подтверждение моим мыслям можно найти в романе Достоевского «Преступление и наказание». Основной вопрос произведения — может ли человек позволить себе всё? Главный герой, Родион Раскольников, будучи обычным студентом, создал у себя в голове жестокую, вызывающую ужас теорию. Студент разделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих».
Определив себя ко второй группе, герой совершает убийство, которое потом приведет к глубокому душевному разладу, вечным мукам и страданиям, раскаянию. Родион оправдывает своё деяние крайне бесчеловечной теорией, что свидетельствует об отсутствии нравственности. Раскольников разрушил внутренние границы дозволенного, переступил через совесть и мораль, чтобы доказать теорию, которая в последствии и разрушит его. Неспособность противостоять себе и своим страхам заставляет убийцу признаться в совершённом преступлении. Судьба Родиона Раскольникова — яркий пример того, как человек, потеряв самообладание, вступил в разлад с собой и своей совестью, что и привело к печальным последствиям.
Совсем по-другому совесть оказывает влияние на героину того же романа Соню Мармеладову. Несмотря на совершенно безнравственный образ жизни девушки, ее душа не погибает. Раскаяние, забота о близких, вера в Бога помогают Соне справиться с жизненными трудностями, не потеряв при этом саму себя. Наличие совести и нравственности спасает её от гибели, позволяет жить. Ведь всё ее грехи оправданы желанием помочь своей семье.
Таким образом, можно сделать вывод, что совесть, являясь нравственным началом, играет огромную роль в жизни человека. Она защищает человека от духовной гибели, заставляет его раскаиваться в содеянном, не совершать опрометчивых поступков, способных привести к внутреннему хаосу. Совесть исцеляет человека, когда тот идёт против собственных моральных принципов, предотвращает саморазрушение человеческой души.
Совесть — это мерило добра и зла. Ее голос подсказывает нам, как правильно поступить, и предостерегает тогда, когда мы готовы оступиться. Конечно, кто-то считает ее рудиментом человечества, но такая точка зрения не состоятельна, ведь никто не сможет жить в обществе, где не будет морали, которая защищает права и налагает обязанности. Только чувство вины позволяет нам ориентироваться в жизни и находить правильный путь. Это доказывают многие авторы, к мнению которых стоит прислушаться.
Например, А.Н. Островский в пьесе «Гроза» изобразил образ добродетельной и честной женщины, которая была вынуждена прозябать под гнетом тирании без любви и надежды. Катерина не могла смириться с тем, что ее жизнь загублена обстоятельствами. Ее сердце жаждало свободы и любви, а в доме мужа царили устаревшие порядки деспотичной свекрови, которая постоянно упрекала невестку.
Муж Катерины никак не помогал жене, а лишь улучал моменты, чтобы уйти из дома и выпить. Больше любви он ценил собственный комфорт.
Поэтому читатель не осуждает героиню, которая влюбилась в Бориса и пошла на зов сердца. Однако она не сохранила бы гармонию с собой и верность своим принципам, если бы не прислушалась к голосу совести. Этот голос велел ей не таиться от супруга и во всем признаться. Она не хотела жить во грехе и скрывать свои чувства. Ее храбрый поступок — всенародное признание — вызывает уважение.
Но если бы она его не совершила, то чем бы она отличалась от лицемерных представителей «темного царства»? Она стала бы такой же лживой и порочной, как и они, то есть потеряла бы себя. В данном примере совесть сыграла роль нравственного фильтра, очищающего душу героини.
Именно совесть не дает людям опуститься до равнодушия и цинизма и помогает нам сохранить отзывчивость, доброту, милосердие — то, что мы так ценим. Это доказывает пример из произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Главный герой был безответно влюблен в женщину из высшего общества. Сам он был обычным телеграфистом, поэтому не мог предложить руку и сердце дворянке.
Но Желтков был преданным мужчиной и пронес свое не востребованное чувство через годы одиночества. Все это время он писал Вере письма, где делился эмоциями и мыслями. Этой тонкой духовной связи было достаточно для искренне любящего человека. Однако его подарок на именины Веры сильно разозлил ее брата.
Он считал такое проявление внимания непростительной фамильярностью. Вместе с мужем сестры он нашел Желткова и потребовал, чтобы он больше ничего не писал княгине. Георгий не смог смириться с этим, но не хотел доставлять любимой хлопоты своей навязчивостью. Поэтому он ушел из жизни. Разумеется, Вера сильно расстроилась, узнав об этом.
Она винила в его самоубийстве себя, свой резкий ответ ему. Совесть породила раскаяние и сожаления: «Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». Мысли об этом всколыхнули давно уснувшие в браке эмоции Веры. Она стала тоньше чувствовать жизнь, получила новые ощущения и уникальный опыт.
Чувство вины развило душу героини, возвысило и украсило ее. Значит, совесть не только направляет, но и совершенствует натуру.
Таким образом, совесть способствует всестороннему развитию личности. Она помогает нам отличить добро от зла, разобраться в себе, очистить душу от порока. Чувство вины расширяет наш эмоциональный диапазон, благодаря чему мы переживаем уникальные ощущения, которые составляют основу мудрости и опытности.
Источник: relasko.ru