Какую роль сознание играет в жизни человека

Какова роль сознания в жизни человека? Для начала стоит разобраться, что же это такое. Есть несколько трактовок этого понятия, раскапывающих его сущность. Наиболее подходящей я считаю следующую: «Сознание — особое психическое состояние, свойственное общественному человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам».

Сознание играет огромную роль как в современной жизни, так и в истории философской мысли. Но я буду размышлять над его ролью в современной жизни человека. Сознание — важная составляющая жизни человека. Оно делает жизнь человека понятной, у индивида появляются цели, которых он стремится достичь. Оно появляется у человека в процессе получения новых знаний, взглядов других людей, а так же жизненного опыта.

Можно сказать, что в первую очередь сознание определяет память, но в отличии от животных, человек способен свои знания преобразовывать в творчество посредством мышления. Наибольшим образов сознание развивается в процессе социализации человека в обществе, потому как без него человеку не будут присущи его социальные качества.

Роль удовольствий в развитии сознания и в жизни человека | подкаст

Тем самым можно сказать, что это замкнутый круг, поскольку сознание появляется у человека во время коммуникаций с другими личностями; то есть сознание в жизни человека влияет не только на него самого, но и на окружающих людей в том числе. Сознание во многом влияет и на характер человека, так проявляются настоящие эмоции и чувства человека, его образы мышления, через которые воспринимается окружающая его действительность.

То есть реальность воспринимается не только благодаря знаниям об окружающем мире, закрепленных в памяти человека, но и благодаря субъективным оценкам индивида, учитывая предпочтения и мнения человека. Сознание — это высшая форма отражения действительности. Роль сознания в жизни каждого человека в современном мире невероятно велика.

Оно способно обеспечить человека выполнением жизненно важных для него функций. Благодаря нему накапливаются знания о мире вокруг, именно оно способствует формированию у человека мировоззрения. Сознание демонстрирует социальную значимость конкретного индивида в обществе.

Обновлено: 2021-05-17

Опубликовал(а): maryblokhina

Источник: www.kritika24.ru

2. Сущность сознания, его роль в жизни человека

Понятие «сознание»означает способность направлять свое внимание на объекты действительности с целью их познания и одновременно понимание того, почему человек об этом мыслит, как он мыслит, есть ли какая-то цель в его мыслительном внимании к данному объекту и т.д. То есть,сознание – это особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам.

Существеннымипризнаками сознанияявляются:

а) абстрактно-логическое мышлениекак способность воспроизводить сущностные характеристики объектов, не данные в чувственном восприятии (у животных мышление конкретно-предметное);

Сознание человека. Что же такое сознание? Татьяна Черниговская

б) целеполаганиекак способность мысленно планировать цели деятельности;

в) самосознание– выделение себя из внешней среды, превращение в объект познания, осмысления;

г) язык как система знаково-символических заместителей реальных объектов и процессов.

Функции сознания:

1. познавательная(получение знаний о действительности);

2. оценочная(сознание дает оценку всем явлениям с точки зрения «эффективно-неэффективно», «полезно-вредно», «выгодно-невыгодно» и т.д. и выстраивает иерархию ценностей);

3. регулятивная(на базе накопленных знаний и выстроенных иерархий ценностей сознание определяет цели деятельности, методы их достижения, концентрирует энергию в избранном направлении).

Выполняемые сознанием функции призваны решать задачу жизнеобеспечения человека. С помощью сознания человек познаёт довольно сложные связи и закономерности окружающего мира и адекватно реагирует на многообразные жизненные факторы.

Познание как предмет философского анализа

1.Проблема познаваемости мира

2. Познание как деятельность

3. Структура познавательного процесса

4. Понятие истины

1. Проблема познаваемости мира

Раздел философии, в котором рассматриваются общие вопросы познания, называется гносеологией (теорией познания). Основным вопросом гносеологии является вопрос:познаваем ли мир?В зависимости от ответа на этот вопрос выделились два философских направления – гносеологический оптимизм и агностицизм.

Читайте также:  Во что можно поиграть впятером

Гносеологический оптимизм– это философское учение, представители которого считают, что мир познаваем, что человек с помощью разума может установить закономерности окружающего мира, понять сущность изучаемых объектов и явлений.

2. Познание как деятельность

Познание – это деятельность, направленная на получение достоверных знаний.

Причиной и движущей силой познанияявляются, во-первых,любознательность, стремление к открытию нового, неизвестного; во-вторых, практическая потребность улучшения условий жизни(строительство жилья, предсказание погоды, сроков сельхозработ и т.п.).

Цель и результат познания – знания.Знания–это осмысленная информация.

Субъект познания –это производитель знания. В качестве субъекта познания могут выступать отдельные личности, группы людей (например, научные коллективы), отдельное общество и человечество в целом.

Объект познания –это фрагмент действительности, на котором сосредоточено внимание познающего субъекта. Объектами познания могут быть явления природы, общественной жизни и сам человек с его внутренним миром.

Процесс познания зависит от социокультурных факторов, то есть общество и эпоха влияют на выбор объектов и методов познания. Например, достаточное количество рабов делало ненужным в эпоху античности научное развитие техники, кроме военной. В средневековье на познание решающим образом влияла религия, препятствуя развитию науки и техники. Буржуазное общество, напротив, дало мощный стимул их развитию.

Успешность познания во многом зависит от средств познания. Средства познания–это познавательные способности, данные человеку от природы (интеллект, талант, интуиция, воображение и т.п.), а также технические средства, созданные человеком (приборы, инструменты и т.п.).

Существуют различные формы познания:

1.обыденно-практическое познание, дающее простейшие сведения об окружающем мире. Оно основано на опыте повседневной жизни. Обыденные знания чаще всего имеют вид практически полезных правил действий, которые позволяют достигать нужных результатов без глубокого объяснения того, как и почему они получаются.

2.игровое познание, дающее знание правил человеческого взаимодействия, человеческой психологии, собственных способностей личности.

3.мифологическое познание, опирающееся на воображение человека и дающее фантастическое отражение действительности.

4.художественное познание, отражающее мир в форме произведений искусства, передающих эмоции автора;

5.научное познание, дающее достоверное (подтверждаемое практикой) и объективное (не зависящее от эмоций учёного) знание о действительности;

6.философское познание, дающее предельно общее представление о закономерностях действительности с опорой на разум, логику.

Источник: studfile.net

Сознание в жизни человека.

Сознание в жизни индивида — это широкая сфера жизненного опыта, охватывающая обширные области человеческого бытия. Благодаря сознанию человек приспосабливается к постоянно меняющемуся миру и сам изменяет и его, и себя во имя достижения счастья. Сознание было бы ненужной роскошью, если бы не обладало неким предвидением, целеполаганием, то есть способностью мысленно заглядывать за горизонт настоящего, преобразовывать мир природы и общества в соответствии с законами его развития, с потребностями и духовными интересами самого индивида. В основе же сознательной целеполагающей деятельности человека лежит его неудовлетворенность миром и обществом и стремление изменить их к лучшему, придав им такие характеристики, которые отвечали бы растущим потребностям каждого члена общества. Человеческое сознание способно не только идеально отражать реально существующее бытие, целеполагать его изменение, но и отрываться от него.

Перед взором разумного человека предстает бесконечное бытие природы и общества. Если рассматривать сознание личности как социально-психический феномен, укоренившийся в духовном мире индивида, то в нем можно выделить три специфических функционально-содержательных направления.

Специфическими они называются потому, что присущи только сознанию как высшей ступени человеческой психики; без них оно в принципе существовать не может. Первым таким направлением в сознании является мировоззрение, представляющее собой осознанный взгляд человека на мир как таковой.

Мировоззрение формируется в результате образования и воспитания либо под воздействием социальной среды. Второе направление -идеология в сознании личности. Это проявление заинтересованного взгляда человека на общественные связи и отношения, в которые он объективно вступает.

И третье направление в сознании индивида — это его собственный взгляд на самого себя и свои потенциальные возможности, или самосознание. Именно оно выделяет человека из окружающей среды. Только сознавая себя, люди берут на себя ответственность за преобразование мира природы и общества.

Читайте также:  Приснилось что хожу в туалет по маленькому

Сознание делает жизнь человека просветленной, понятной, целенаправленной. А происходит это в результате проникновения и закрепления в сознании личности научных и иных знаний, мнений, жизненного опыта и т.д. Поэтому важнейшим компонентом сознания является память, без которой его нет и быть не может. Безусловно, животные тоже обладают памятью.

Однако у человека она представляет особую ипостась сознания, которая не просто закрепляет информацию, но и способствует творческому ее преобразованию посредством мышления. Это принципиально отличает психику человека и животных. Человек анализирует информацию, критично ее оценивает и отбирает для реализации собственных интересов. Поэтому память — не столько накопитель необходимых знаний и жизненного опыта, сколько ориентир для осмысления мира, посредством которого личность понятийно отражает, субъективно оценивает все многообразие форм бытия и мобилизуется к осмысленному действию. «У каждого есть перед глазами определенная цель, — писал К. Маркс, — которая, по крайней мере ему самому, кажется великой и которая в действительности такова, если ее признает великой самое глубокое убеждение, проникновеннейший голос сердца» [17].

Человек не рождается с развитым сознанием. Он его совершенствует, овладевая духовной культурой и насыщая свою память самой разной информацией. Давно известно, что лишенный до определенного возраста общения со взрослыми людьми ребенок уже не способен по-человечески воспринимать мир и адекватно выстраивать свое поведение (эффект Хаузера).

В начале XIX века европейские ученые столкнулись с необычным фактом. В Нюрнберге (Германия, 1828 г.) появился странный молодой человек по имени Каспар Хаузер. Ему было примерно лет шестнадцать, но выглядел он абсолютно беспомощным. Более того, он не говорил и ничего не понимал, не принимал никакой пищи, кроме хлеба и воды. А главное, он ничего не умел делать.

Попытки же реабилитировать в нем качества человека, осознающего мир, в целом результатов не дали. Максимум, что удалось сделать ученым, так это научить юношу нескольким обыденным словам и приемам нормального человеческого поведения: есть кашу, спать в кровати и т.п.

Причиной же отсутствия у него начал сознания, речи, культуры, как тогда установили, было поведение родителей мальчика, которые изолировали его от всяческого общения. Затем они почему-то выпустили сына к людям, надеясь, видимо, на его естественное выживание.

Этот странный, а точнее, страшный факт отсутствия в человеке сознательного начала навел ученых на мысль, что качества и свойства сознания, характерные для Homo sapiens, такие, как образное и понятийное мышление, осмысленная речь, не наследуются. По наследству передается лишь некая предрасположенность человеческого организма к формированию сознания. Ч. Дарвин, допуская в принципе элементы антропоморфизма, исследовал поведение животных и человека. Тем самым он заложил основы учения о поведении и установил, что врожденные качества — это нижайшая ступень психической деятельности человека. А пример с Хаузером позволил отделить врожденные психические качества от приобретенных, установив зависимость формирования сознания от социализации индивида, культурного становления личности.

Относительно недавно в российской печати появилось сообщение о том, что в Кировской области обнаружили девочку, которая по воле матери с рождения пребывала в сундуке. Когда же ее вызволили из «заточения», она представляла собой ужасное существо с полным отсутствием элементарных форм сознания. Девочка не умела ходить, сидеть, не могла членораздельно говорить.

Восемь лет, проведенные Машей Мурыгиной (так назвали девочку) в Мурыгинском детском интернате, вернули ей человеческий облик, но не больше. К двадцати годам она усвоила лишь некоторые манеры: научилась ходить, принимать по-человечески пищу, сидеть за столом. После нескольких лет обучения она понемногу стала усваивать речь, при этом непонимание смысла многих слов компенсировала чутьем. Письменная же речь и арифметика ей не дались вообще.

Читайте также:  Как снять порчу и сглаз с волос

Большой интерес у ученых-медиков, психологов и философов вызывают те дети, в воспитании которых люди по тем или иным причинам не принимали участия вообще. Речь идет о реальных прототипах киплинговского Маугли. Кстати, таких детей сегодня уже насчитывается не один десяток.

У них, как правило, человеческим можно считать лишь тело, тогда как психика и поведение их соответствуют таковым у животных, среди которых им пришлось жить. Если младенец, попавший к животным, выживает физически при определенных обстоятельствах, он не становится человеком в полном смысле слова, то есть существом, обладающим сознанием. Для этого ребенку в ранний период его жизни необходимо пройти активную социализацию. Трудно не согласиться с мнением, что любой «ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми» [18].

Современных ученых-медиков и философов не надо уже убеждать в том, что любой человеческий индивид способен обрести свою субстанциальную «самость» — сознание, лишь «погружаясь в социально-культурную среду», активно взаимодействуя с себе подобными. Статус человека, обладающего сознанием, способностью к созиданию, реализуется только в результате активной деятельности общества в диапазоне культурной социализации каждого индивида.

Если способ и характер поведения животных зафиксированы в молекулах ДНК, то «программой», определяющей статусе человека, является культурная, профессиональная, научная, философская нацеленность. Просвещение и образование, образцы личного поведения родителей, учителей являются источниками развития сознания.

Помимо «генетических инструкций» сформировались морально-этические и правовые нормы, историческая преемственность. Речь идет о принципиально новом качественном явлении на Земле — культуре, то есть об определенной сверхприродной нормативно-ценностной системе регулирования осмысленного поведения человека. Современный психолог Ф.Н. Леонтьев писал: «Культура — это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, силой которой они образуются и воспроизводятся» [19].

Человеческий индивид, обладая природной способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям среды (как природной, так и социальной), в основном полагается на свой разум, сознание, выработанное обществом. Куда бы ни забрасывала судьба человека — в джунгли или тундру, на южный полюс или в пустыню, из мира цивилизации в мир, не тронутый культурой, — он, в отличие от животных, способен проявлять необходимую пластичность физиологических реакций в ответ на изменение внешних обстоятельств силой своего сознания. Однако при всей их широте и мобильности адаптационные возможности человеческого организма не беспредельны. Когда динамика и характер изменений в природной среде превышают его способность к приспособлению, имеют место патологические явления, ведущие в конечном счете к гибели. В этой связи возникает необходимость соотнесения темпов изменения окружающей среды с адаптационными возможностями человеческой популяции, определения сознанием личности допустимых пределов воздействия на сферу неживой природы и биосферу.

Сознание человеческого индивида имеет огромное значение для жизни и деятельности не только его самого, но и тех людей, с которыми он общается. А поскольку индивидуальное сознание формируется под непосредственным воздействием социальных отношений, оно выступает как совокупность социальных значений в разных видах и формах общественного сознания.

Философское осмысление феномена сознания личности как социального фактора позволило понять и оценить его в диалектическом единстве с природными (психическими) и общественными условиями как формирующими компонентами. Условно физическую (биологическую) природу современного человека можно считать радикально преобразованной общественным сознанием. Выражаясь точнее, биология ныне не столько преобразована, сколько культурно и физиологически «перезагружена». Переход человека из животного мира в мир сознания и социально-культурного формирования философия оценивает не иначе как революционный скачок, сравнимый, пожалуй, только с возникновением живой материи. Речь, по существу, идет о появлении принципиально нового биологического вида, о начале исторического движения — духовного саморазвития человека, созидающего многообразные формы общественного сознания.

Источник: progs-shool.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today