Какую школьную программу выбрать для первоклассника

Как понять разницу между программами обучения, которые сегодня предлагает начальная школа? Что выбрать, чтобы не перегрузить ребенка учебой? Опытом делится автор пособий для начальной школы, педагог-практик Ольга Узорова.

Многие родители детей, собирающихся в первый класс, не понимают разницу между программами обучения, которые сегодня предлагает начальная школа. Всего в перечне Минобрнауки России восемь программ. Так какую школьную программу выбрать для первоклассника? Автор «Летидора» поговорила о самых популярных из них с известным автором пособий для начальной школы, педагогом-практиком Ольгой Узоровой.

Программа «Школы России»

  • Это классика. По «Школе России» учились еще родители нынешних первоклассников. Дети, которые идут в школу по этой программе, имеют полное право прийти в 1 класс, не зная вообще ничего. Конечно, они видели буквы и цифры, но пока не обращали на них особого внимания. Зато у таких детей, как правило, хорошо развита речь. До школы родственники и близкие вместе с ними пекли пирожки, катались на велосипеде, много гуляли, и все это обсуждали.

В наше время программа «Школы России» идет по системе 1–4, когда начальная школа состоит из четырех лет обучения. На мой взгляд, лучшие учебники – этой же программы, но по системе 1–3. Именно в них более логично строятся и раскрываются темы.

Математика 1 класс: Школа России или Перспектива?

Вообще, «Школа России» – это такая база, на которую можно нанизать любую из программ, предлагаемых Министерством образования и науки России.

Правильно я понимаю, что переход из школы в школу на другую программу обучения со «Школы России» легче?

  • Да, легче, если учитель дает хорошую базу. Однако для педагога почти невозможно брать чистую программу и заниматься только по одному учебнику. Я, например, чередую классическую программу с математикой по Л.Г. Петерсон. Еще добавляю немножко из «Гармонии», немножко из «Системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова».

Большинство методистов говорят, что этого делать нельзя ни в коем случае. Но у меня большой опыт работы в школе. И, как показывает практика, не бывает универсальных решений для разных детей. Из трех моих выпусков в начальной школе мы ни разу не повторили наборы учебников. И темы, которые я выбирала по той же Петерсон, для каждого класса сильно отличались.

Сама знакома с некоторыми родителями, которые говорили: «Ну, не умеет он до школы читать и ладно. В школе научат!»

  • Да, такая принципиальная позиция некоторых родителей встречается все чаще. Правда, одно дело, когда они говорят «Пусть школа учит!» и ведут на программу «Школа России». Но когда они говорят то же самое и ведут ребенка на «Систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», совершают ошибку. Потому что эта программа рассчитана на подготовленного к школе ребенка. Программа «Перспектива» также рассчитана на то, что ребенок умеет читать, придя в 1 класс.

Я говорила с некоторыми составителями школьных программ начальной школы, и они уверены, что ребенок обязательно приходит в 1 класс подготовленным. Они удивлялись: «Что, он не умеет считать в пределах 10? Мы, конечно, это даем в наших учебниках, но постольку-поскольку…» А я им отвечала, что, имея опыт работы в английской гимназии, лично видела детей, которые шли в 1 класс, не умея считать вообще. Хотя в эту школу был отбор, ребят смотрели и учитель, и логопед, и психолог.

Краткая характеристика образовательных программ начальной школы

Что делать учителю, если в его классе разношерстные в плане знаний дети?

  • Допустим, в классе из 25 человек – 20 отлично подготовленные, а пять не умеют считать – такая ситуация не редкость. В «Системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова», например, большую часть начальной базы (счет в пределах десятка, чтение, письмо, если речь идет о первом классе) проходят пунктиром, и у учителя нет времени вытягивать отстающих. Тогда отработка ложится на родителей.

Предварительная подготовка нужна только к «Системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»? Расскажите об особенностях других программ.

  • Нет, не только в «Системе Эльконина-Давыдова». Возьмем программу «Перспектива». Автор азбуки – Климанова Л. Ф., учебника по математике – Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. Дорофеев пришел к нам из средней школы. Специфика преподавания там другая, не как в начальной. И он, например, считает, что запоминать состав числа «3» – издевательство над учеником и учителем. Соответственно, этот этап в «Перспективе» пропущен, хотя он очень важный.

Эта программа предполагает обучение семимильными шагами, а потом в средней школе дети делают ошибки в базовых примерах. Есть, конечно, ученики, для которых эта система подходит, они прямо на генетическом уровне знают, что 3 – это 1 плюс 2, а если сложить 8 и 5, то получится 13.

Читайте также:  Как стать женой шейха

Но 80% детей этого не знают! Опять же кто-то сильнее мотивирован на учебу и быстрее это все схватывает. А кому-то совершенно все равно, что 3=1+2, и чтобы его зажечь, учителю надо приложить немало труда.

«В программе «Начальная школа XXI века» (математика – В. Н. Рудницкая) текстовые задачи по математике начинают давать в апреле-мае, почти по окончании 1 класса, а это поздно. Но опытные учителя корректируют программу и начинают давать их гораздо раньше».

«В программе «Перспективная начальная школа» автор учебника по математике тоже из средней школы. Так что подход схож с «Перспективой».

Источник: letidor.ru

Обзор учебных программ для первоклассников

Учебные программы и системы обучения по ФГОС

Учебные программы, по которым работают государственные школы, должны соответствовать ФГОС. Список допущенных к реализации программ меняется раз в два-три года, исходя из заключения экспертной комиссии. Разработать программу школа может и самостоятельно. Основой для этого служит список учебной литературы, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ.

Перечень представляет собой каталог учебников по предметам, которые входят в учебно-методический комплекс (УМК) — совокупность средств обучения для реализации учебной программы. В начальной школе это учебники по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру и технологии.

Учебные программы принадлежат к различным системам обучения. Различают традиционную и развивающую системы.

  1. Традиционная система обучения. Берет за основу опыт и традиции отечественной педагогики. Реализуется в рамках классно-урочного принципа, привычного большинству россиян. Результаты учеников оценивает учитель, он же принимает решение о переводе школьника в следующий класс. Схема обучения в традиционной системе: «обучение — закрепление материала — проверка». Система применяется в начальной, средней и старшей школе.
  2. Развивающая система обучения. Подразумевает высокий уровень трудности. В процессе обучения ребенок преодолевает некие препятствия, учится самостоятельно принимать решения, работать в коллективе и оценивать собственные достижения. Педагог выступает в роли помощника или друга-наставника на пути к знаниям. Схема обучения: «изучение — самостоятельный анализ/выводы — практика». Используется только в начальных классах.

Часть существующих учебных программ для первого класса построены по традиционной системе обучения, остальные основываются на развивающей.

Популярные учебные программы для первоклассников

Школа России

Наиболее распространенная программа обучения в российских школах. Существует с 2001 года. Построена как синтез традиций советского образования и современных методик. Ее называют также модернизированной версией классической советской школы.

Программа совмещает работу на результат с духовно-нравственным развитием детей, прививает им уважение к отечественной культуре. Внимание уделяется и патриотическому воспитанию. Подчеркивается ценность традиций всех народов Российской Федерации. В четвертом классе к основным предметам добавляются «Основы религиозных культур и светской этики».

Программу критикуют за упор на повторение при небольшом количестве логических заданий, из-за этого ее даже называют несколько устаревшей.

«Школа России» — традиционная программа, которая существует десятки лет и успела себя зарекомендовать во многих школах. Она направлена на отработку базовых навыков, которые будут необходимы ребенку в средней школе: чтения, счета, письма. Пособия развивают речь и расширяют словарный запас, а прописи дают возможность корректировать почерк на разных этапах обучения. Программа простая и понятная, но многие критикуют ее за несоответствие требованиям времени — «Школа России» содержит небольшое количество заданий на развитие эмоционального интеллекта ребенка, воображения и творческих способностей».

Начальная школа XXI века

Программа доктора педагогических наук Н. Ф. Виноградовой рассчитана на высокий уровень подготовки и сильных школьников. В ее основе — труды Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.

Программа ставит цель — научить ребенка быть исследователем наравне с учителем, получать знания самостоятельно. Уроки построены так, чтобы школьники учились думать, развивали эрудицию и кругозор, участвовали в активной исследовательской работе, где нет места «зубрежке».

Обучение по программе подразумевает переход от простого к сложному, предлагается много заданий на развитие логического мышления и воображения в игровой форме.

При этом большое количество учебников, рабочих тетрадей, проектов требуют полной включенности родителей в учебный процесс, чтобы ребенок не запутался и продолжал получать знания системно.

«Начальная школа 21 века» (по Н. Ф. Виноградовой) ориентирована на детей, которые перед школой уже прошли подготовку и обладают определенными навыками. Как показывает практика, не все справляются, так как уже в первом классе учеников знакомят с азами умножения и деления. Также их ждет большой объем текстов для чтения. Родители отмечают трудность в заучивании правил, которые «растворены» на страницах учебника и не выделены особым образом».

Планета знаний

Задания поделены на блоки: информационный поиск, творческие задания, работа в паре, интеллектуальный марафон. Информационный поиск предполагает работу детей со справочной литературой и интернетом. А интеллектуальный марафон включает сложные, но увлекательные задания к каждой теме. Правда, оба приема требуют помощи взрослых.

Цель программы — создать для познавательного интереса школьников комфортные условия, в которых новые знания приобретаются с удовольствием.

Критикуют «Планету знаний» за недостаток теоретической базы: в учебниках отсутствуют пояснения и правила. Чтобы освоить тему, придется потратить немало времени на самостоятельный поиск информации. К тому же для прохождения программы первоклассник уже должен уметь считать и читать.

«В программе „Планета знаний“ задания делятся на базовые, которые должны выполнить все дети, и более сложные, которые направлены на расширение кругозора — они опциональны. К учебникам выпущены электронные приложения, что позволяет сделать уроки более интересными. Первый год является адаптационным, и первоклассников не загружают большим количеством упражнений.

Во втором-четвертом классах объем работы увеличивается. Ее выполнение может требовать больше времени, и зачастую детям необходима помощь. В целом „Планета знаний“ уделяет большое внимание проектной деятельности и активному вовлечению ребенка в процесс учебы».

РИТМ

РИТМ означает: Развитие — Индивидуальность — Творчество — Мышление. Развитие этих навыков и является целью программы.

Читайте также:  Я знаю что надо делать

Авторы предполагали, что «Ритм», в первую очередь, должен раскрывать индивидуальные способности учеников, поэтому задания варьируются по сложности. Сами учебники по предметам составлены для детей с различными «точками отсчета» в подготовке. Это дает учителям большую свободу действий в работе с классом.

В образовательный процесс включены мультимедийные технологии, призванные поддерживать познавательный интерес и развивать способности к поиску и анализу информации, самостоятельность и творческое мышление.

Особое внимание уделяется нравственному воспитанию, этическим нормам, уважительному отношению к другим народам и культурам.

В числе минусов программы называют неспешный темп изучения тем и постоянный возврат к пройденному, что заставляет детей скучать. В учебниках встречается канцелярит — язык, сложный для восприятия.

«Программа построена таким образом, чтобы вызвать у ребенка искренний интерес к учебе, мотивировать к познанию. Задания разного уровня сложности позволяют найти для каждого такую задачку, с которой он справится. Например, по русскому языку и литературе разработано сразу несколько учебных пособий. Тексты и упражнения направлены на формирование личностных качеств и нравственных ценностей ребенка».

Перспектива

Автор программы — доктор педагогических наук, математик, лауреат премии Президента РФ в области образования Людмила Петерсон. В основе программы — любимый ею «деятельностный подход», где учитель выступает помощником и наставником, а открыться знаниям ребенок должен самостоятельно.

«Перспектива» не предусматривает готовых алгоритмов, вариантов ответа, школьник ищет и предлагает решения в процессе исследовательской работы и коммуникации со взрослыми и одноклассниками. Любая тема ставит некую проблему, решая которую, ученики получают знания. В этом раскрывается принцип «Хочу учиться!»: главный двигатель учебы — любопытство детей.

Есть и другие принципы: развитие коммуникативных навыков у детей, помощь в культурном и нравственном самоопределении.

Программа довольно сложная не только для детей, но и для педагогов. Им придется изучить много нового методического материала и пройти специальный курс подготовки. Отмечают также непоследовательность изложения учебного материала в учебниках программы.

«Перспектива» уделяет больше внимания индивидуальности ученика, что ценно. Учебники наполнены игровыми упражнениями, заниматься по ним интересно. Особый акцент программа делает на формировании речевых навыков первоклассников: умении писать, читать, слушать и понимать других, объясняться самим. Однако местами программа предполагает дополнительную работу, направленную на повторение или закрепление пройденного материала. Может понадобиться помощь взрослых».

Система Эльконина — Давыдова

Единственная развивающая программа, включенная в список рекомендованных ФГОС. Авторы системы — советский педагог и психолог Д. Б. Эльконин и его ученик и сподвижник, профессор, вице-президент Российской академии образования В. В. Давыдов. В своих работах они отталкивались от значения игры в обучении младших школьников.

Программа ставит целью научить ребят самостоятельно определять учебные задачи и методы их решения, проводить самоанализ. Дети получают знания в процессе дидактических игр, дискуссий и экспериментов. Поэтому и домашние задания сведены к минимуму: процесс построен на совместной работе школьников в классе.

Ученики сами определяют критерии оценки и по ним оценивают достигнутые результаты, а учитель выставляет баллы согласно придуманной ребятами шкале. Задача педагога в условиях реализации программы — выстроить партнерские отношения с классом и сплотить детей.

Минус программы в том, что при переходе в пятый класс у учеников могут возникнуть сложности с привыканием к традиционным учебно-методическим комплексам. Игровой формат и отсутствие оценок вызывают недоумение у родителей, ориентированных на традиционную систему обучения.

«Главное преимущество программы „Эльконина — Давыдова“ в том, что она ставит в приоритет не получение отметок, а развитие ребенка, учит анализировать и оценивать свою работу. Знания даются детям не в „готовом виде“, а в форме дискуссии — так школьники учатся самостоятельно находить ответы на вопросы. Все обучение строится на основе выдвижения гипотез и живого обсуждения. Дети много взаимодействуют в группах, благодаря чему информация воспринимается лучше, развивается вариативность мышления и навык совместной работы. Но далеко не все согласны с отсутствием традиционной системы отметок и довольно сложными текстами учебников, поэтому программа является предметом споров среди родителей и принятия среди педагогов».

Ольга Сорока — учитель начальных классов «Ломоносовского лицея» в Ногинске, победитель конкурса для учителей частных школ «Вклад учителя 2021». С «Педсоветом» Ольга поделилась размышлениями, как важна для учителя поддержка семьи, почему ее вдохновляет роль первой учительницы и что значит победа во всероссийском конкурсе.

Продуктивная команда — залог успеха любого образовательного учреждения. Вопрос в том, как её собрать? Галина Ларионова, HR-эксперт в образовании, эксперт программы «Директорская» рассказывает, какие шаги предпринять руководителю, чтобы найти нужных людей и не ошибиться с выбором.

Источник: xn—-dtbhvcrdbcoh1a.xn--p1ai

Какая программа самая лучшая для первоклассников

На данный момент существует несколько программ обучения для первоклассников. Из всего перечня сложно однозначно выделить одну, как самую лучшую. В каждой из них есть свои плюсы и минусы.

Программ много, а я один

Статьи по теме:

  • Какая программа самая лучшая для первоклассников
  • Стоит ли отдавать ребенка на обучение в школу по программе 1-3
  • Как заниматься с ребенком в 1 классе
Читайте также:  Какой язык проще выучить немецкий или французский

Советская школа славилась одной образовательной программой, которая спускалась сверху. Она позволяла учить и воспитывать ребенка, который подходил к средней школе во всеоружии.

В начале 90-х годов соответствующие службы стали уделять особое внимание программам. В итоге родилось множество вариантов обучения первоклассников. В настоящее время предлагается около десяти основных программ, призванные помочь детям развить заложенные в них задатки. По крайней мере, так выглядит на бумаге.

Согласно Закону об образовании, каждая школа вправе самостоятельно выбирать ту или иную программу. Родители же имеют возможность выбрать вариант обучения, исходя из способностей и уровня обучаемости ребенка, так как есть сложные программы, а есть и попроще.

«Школа России»

Самой традиционной школьной программой является «Школа России». По ней обучались в советские времена. Она рассчитана практически на всех обучающихся. Естественно, ее осовременили, добавили новых знаний, чтобы развивать логику. При этом она легко усваивается.

Наверное, именно «Школа России» выступает как самая универсальная и лучшая программа для большинства детишек.

Развивающая программа Занкова

Данная программа рассчитана на то, чтобы давать ребенку максимум теории, тогда в определенный момент у него произойдет толчок в развитии. Материал дается максимально быстро, практически по всем областям жизнедеятельности.

Здесь нет главных и второстепенных предметов. Каждый урок выстраивается в форме диалога, присутствуют поисковые и творческие задания. Программа дается тяжелее, нежели «Школа России». Обучающиеся должны быть развитыми и подготовленными. Если ребенок не посещал детский сад, ему будет сложно освоить данный вариант программы.

Развивающая программа Эльконина – Давыдова

Весьма сложная программа, нацеленная на формирование у детей теоретического мышления. Школьника учат меняться самостоятельно, выдвигая простые гипотезы, находясь в поисках доказательств и аргументов. Это хорошо сказывается на памяти. Подойдет детям, которые немного опережают в развитии своих сверстников.

«Школа-2100»

Педагоги полагают, что данная программа призвана научить учиться. Дается множество заданий, развивающих логику, интеллект. Многие задачи подаются в готовом напечатанном виде, чтобы ученик мог их дорисовать, вписывая нужные значки или числа в клетки.

Система интересная тем, что является разноуровневой, то есть задания даются отдельно для сильных и отстающих ребят. Такой подход позволяет учитывать развитие каждого обучающегося в отдельности.

«Начальная школа 21 века»

Является щадящей программой, имеющей длинный адаптивный период для первоклашек. Авторы полагают, что дети адаптируются к школьной жизни лишь к окончанию первого класса. Учебные программы развивают мышление, воображение. При этом некоторые предметы могут быть объединены в один. К примеру, «Грамота» включает в себя русский язык и литературу.

Программа может подойти любому ребенку.

Эта программа одна из самых безболезненных для адаптации ребят к школе.

«Гармония»

Весьма похожа на программу Занкова, но чуть проще. Программа призвана развить ребенка разносторонне – логика, интеллект, художественное творчество, эмоциональные способности. Роль учителя – создать комфортные по всем параметры отношения у обучающихся.

«Перспективная начальная школа»

В программе упор сделан на надпредметные компетенции, но не на умения, знания и логику. К примеру, математика развивает логику и интеллект.

Зубрить теоремы и всевозможные аксиомы ученик не будет. Зато детям будет предложено заниматься внеучебной работой. Например, первоклассники плюсом будут заниматься рисованием 10 часов в году, как музыкой и спортом. Программа рассчитана на обычных детей и подойдет большинству первоклашек.

Однозначно выделить самую лучшую программу нельзя, так как все зависит от особенностей развития ребенка, его предрасположенностей. Чтобы сделать правильный выбор, лучше пообщаться с педагогами, которые дадут рекомендации. Не стоит думать, что занимаясь по программе Занкова, ребенок будет умнее того, кто выбрал «Школу 2100». Все зависит от него самого и врожденных талантов, предрасположенностей.

Совет полезен?
Статьи по теме:

  • Как подготовить первоклашку к школе
  • Программа обучения Занкова
  • Как выбрать школьную программу

Комментарии 1
написалa 1 февраля 2017

С учебного года 2016-2017 была отменена программа Гармония. Ее должна была заменить Школа России. Но, в связи с тем, что школы не успели закупить учебники в достаточном количестве, Гармонию оставили. Я этому очень рада. Несмотря на то, что в этой программе очень сложный русский язык, дети за начальную школу становятся настолько грамотными, что меня это даже удивило.

Придя в 5 класс, им очень легко и с русским языком и с математикой. Конечно, без помощи родителей в этой программе не обойтись.

Добавить комментарий к статье
Похожие советы

  • Как заниматься с первоклассником
  • Электронный журнал в школе: обзор популярных программ
  • Какая программа для начальной школы лучше всего
  • Как выбрать школу
  • Обязательно ли ребенку проходить курс подготовки к школе
  • Как выбрать начальную школу
  • Как учат в наших школах
  • Как выбрать школу для ребенка
  • Как выбрать школу
  • Как изменилась школа
  • Жоховская система обучения: результаты, отзывы
  • Как сделать наши школы лучше
  • Как выбрать платную школу
  • Советы по выбору правильной школы
  • Чем отличается математика по Петерсону
  • Как нужно заниматься с первоклассником
  • Как подобрать учебники для 2 класса
  • Как выбрать учебник английского языка для класса
  • Какая школа лучшая в Москве
  • Что изучают на уроках технологии в школе
  • Чему необходимо учить в школе в первую очередь
  • Преимущества онлайн-обучения для детей: руководство для родителей
  • Как облегчить период адаптации к школе

Новые советы от КакПросто
Рекомендованная статья
Какими будут направления итогового сочинения в 2017-2018 учебном году

В декабре одиннадцатиклассникам предстоит написать уже ставшее традиционным итоговое сочинение. И только те, кто успешно.

Источник: www.kakprosto.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today