Сегодня в Интернете появился первый тизер фантастического фильма «Матрица: Воскрешение». В ожидании завтрашней премьеры трейлера вспомним о культовом проекте, изменившем сознание целого поколения, и узнаем, как будут разворачиваться события в новой части.
Первый тизер новой «Матрицы» длится всего 15 секунд — на экране возникают красная и синяя таблетки и слоган: «Выбор за тобой!» Подробности о фильме мы узнаем завтра — 9 сентября ожидается премьера трейлера «Матрица: Воскрешение». А пока расскажем, какие подробности о сюжете сообщают инсайдеры.
Согласно источникам, близким к проекту, в четвертой части мы увидим мир спустя 60 лет после финала Революции. Органическая и искусственная жизнь на планете будут сохранять перемирие, а Нео вернется в мир Матрицы.
Стало известно, что исполнителем главной роли останется все тот же нестареющий Киану Ривз, а режиссером — Лана Вачовски, до трансгендерного перехода известная как Лоренс Вачовски — один из режиссеров первого фильма.
Нео узнает всю правду. Матрица. (5/10) | 1999 | HD
Первая «Матрица» была снята 22 года назад и стала культовым проектом. В научно-фантастическом фильме смешаны европейская философия, концепции Дзен-буддизма, мифология с Востока и Запада и сюжеты японского кибер-панка 1980-х. Идеи, которые транслировали герои «Матрицы», изменили сознание целого поколения.
Цитаты из этого фильма разошлись по всему миру на разных языках. Необъяснимые события и дежа-вю мы называем «сбоем в Матрице», а слова «проснись, Нео» и «следуй за белым кроликом», как и многие другие фразы, вошли в обиходную речь.
И, конечно, много раз в жизни нам приходится выбирать между красной и синей таблетками, решая, узнать ли пугающую правду либо остаться в счастливом неведении, снимая с себя ответственность за собственную судьбу.
Как и для героев фильма, для нас это решение бывает очень непростым, а его последствия — неприятными. И в таких ситуациях приходит на ум цитата: «Я не сказал, что будет легко, Нео. Я лишь обещал открыть правду».
Источник: www.psychologies.ru
Путь Нео в «Матрице»
Порой нам нравятся истории не только за сюжет, задуманный автором, но в большей степени за символизм, который мы сами в этом сюжете видим. Возможно, таким образом какие-то утонченные силы транслируют нам данные о мироустройстве или о том, как может сложиться будущее. Конечно, для ума это спорное, фактически ничем не доказуемое допущение.
И в этом русле все те смыслы, которые я вижу в кинофильме «Матрица» – субъективны, и очевидно не были заложены режиссерами – братьями Вачовски. Но я придерживаюсь такого мнения, что жизнь зачастую говорит через людей куда больше, чем они сами хотели бы сказать. Путь Нео в «Матрице» наглядный пример этого феномена.
Красная или синяя таблетка. Разговор с Морфеусом. Матрица. (3/10) | 1999 | HD
Монолог агента Смита из кинофильма «Матрица Революция»:
«Зачем, мистер Андерсон, зачем? Зачем, зачем вы это делаете? Зачем, зачем встаете? Зачем продолжаете? Неужели вы верите, что сражаетесь за что-то большее, чем ваша жизнь? Тогда скажите мне, что это, если знаете. Свобода? Или истина? Может быть, мир?
А может, любовь? Иллюзии, мистер Андерсон, причуды восприятия! Подпорки, созданные примитивным человеческим интеллектом в тщетной попытке оправдать собственное существование, наделе не имеющее ни цели, ни смысла. И все это — столь же искусственно, как и сама Матрица. Лишь человеческий разум мог создать нечто настолько пошлое, как любовь.
Вы должны понять это, мистер Андерсон, вам уже пора это понять! Если вы не можете победить, к чему продолжать сражаться? Зачем, мистер Андерсон, зачем, зачем эта настойчивость?»
По моему мнению, этот монолог Агента Смита, предшествующий концовке трилогии «Матрицы» – один из лучших моментов во всем кинематографе нашего времени. В этой краткой речи существо из искусственного мира матрицы, искренне вопрошает человека о том, почему и ради чего тот живет. Если все искусственно и является причудами восприятия, тогда ради чего жить? Для чего и какой выбор мы делаем? Эти, казалось бы простые вопросы, на деле – самые сложные материи нашей жизни.
Еще один герой «Матрицы» – Меровинг о выборе:
«выбор это иллюзия, рубеж между теми, у кого есть власть и теми, у кого ее нет. За нашей успокоенностью скрывается истина: мы абсолютно не контролируем свою жизнь, не научились еще. Следствия. От них нет спасения. Мы навсегда их рабы.
У нас есть лишь шанс обрести согласие с миром, научиться искать причину. Вот в чем разница между нами и ими, вами и мной. Единственный источник власти – умение видеть причину. И вот вы пришли ко мне, не видя причины, не имея власти. Очередное звено цепи.
Но не бойтесь, я знаю вашу исполнительность чужой воли и подскажу вам, что делать дальше».
В первой части «Матрицы» нам дают понять, что привычная для нас реальность – это обман, бутафория, иллюзия; и хотя «реальный мир» в «Матрице» выглядит так же, как и сама матрица, в третьей части присутствует намек и на его иллюзорность. Вообще, фактор реальности и иллюзорности – это на самом деле одна большая условность. В привычном смысле реально все то, что видят несколько человек. Если картинка доступна лишь одному, она заносится в разряд иллюзии или галлюцинации.
В том смысле, в каком о реальности говорит, например буддизм, иллюзорно преходящее – «все, что имеет начало и конец» (эта фраза звучала несколько раз в последней части трилогии), то есть вообще все, за исключением нирваны как сущности нашего высшего «Я». Хотя и о самой нирване говорят как о том, что ни существует, ни не существует.
Путь Нео в «Матрице» является символическим выражением пути истинного духовного искателя. На протяжении трех частей фильма Нео переживает пробуждение, рост, борьбу, отрешение и в конечном итоге освобождение. Схожие переживания в символической форме описаны в «Махабхарате», где Кришна в роли духовного наставника и пророка поясняет Арджуне происходящее на поле битвы Курукшетра. Хотя, на самом деле битва происходит лишь в сознании – это битва между силами сокрытия и силами проявления истиной природы происходящего, и на определенном этапе она воспринимается, как божественная игра (Лила). Одна часть сознания играет в неведение и строит иллюзии, другая видит истину и пробуждает.
После монолога Смита отражены последние попытки бессмысленной борьбы Нео. Его возлюбленная Тринити погибла, горстка свободных людей вне матрицы – в смертельной опасности под гнетом машин. Сам Нео ослеп и находится в сердце города машин – в самой опасной точке, из которой уже нет выхода. Полная безысходность.
Несмотря ни на что, Нео продолжает бороться, иногда даже кажется, что наш мессия близок к победе над Смитом — этаким кибер-демоном. И эта победа может даровать жизнь людям. Но все потуги совершенно бессмысленны и бесполезны, ведь Смит – это все, кто есть в иллюзорном мире матрицы.
Смит – это эго Нео. Все это время он боролся сам с собой, вообще вся битва происходит в его сознании. В фильме присутствуют моменты, где Нео и Смит бьют друг друга и отлетают, словно взаимные отражения в зеркале. Прорицательница говорила ему: «Нео, Смит – это ты, он твоя темная сторона». Смит – это отражение Нео, и его невозможно победить одной лишь силой.
Последняя речь Смита в теле прорицательницы:
«Это мой мир! Мой мир! … Постойте. Я предвидел это. Это же, это конец! Да.
Я видел именно это место. Вы лежите, а я, я… Я стою здесь, вот здесь и мы, и потом я что-то говорю. Ах, да! Все то, что имеет начало, имеет и конец, Нео. Что? Что я сейчас сказал? Нет… Нет, это неправильно, невозможно.
Не подходите ко мне! Это трюк!»
«Ты был прав, Смит. Ты всегда был прав. Это действительно неизбежно».
Сам Смит начинает понимать, что это не может длиться вечно. Нет смысла в борьбе, власти, эгоизме – разрушение ни к чему не ведет. Когда, наконец, Нео становится близок к полному смирению с тем, что уже невозможно что-либо сделать, он сдается тотально и без сожаления, позволяет Смиту слиться с собой, отдает себя без малейшего сопротивления. Победив свое эго, смирившись, отбросив все устремления, желания, попытки выбирать и действовать, Нео отдается реальности. В какой-то момент есть только Смиты, больше никого, и тогда наступает катарсис, болезнь выходит через обострение и эго растворяется.
Еще в ходе фильма Прорицательница говорила: «Разве ты выбирать ко мне пришел? Твой выбор сделан». Пока Нео считал, что у него есть выбор, он боролся, и были сомнения. Все дело в том, что с выбора и начинается человеческая часть бытия – иллюзия свободы в том, что у нас всегда есть выбор. На progressman.ru иллюзорности выбора посвящена отдельная статья.
Смит спрашивает Нео, почему, во имя чего тот действует. Ответ Нео подчеркивает осознание им того факта, что он действует потому, что выбрал действовать. Не важно, вера или истина окрасила его выбор, важен выбор как таковой, потому что «у человека всегда есть выбор» (фраза одного из персонажей фильма). И до тех пор, пока эта иллюзия выбора держится, вы остаетесь человеком.
Далее, когда Нео видит, что его выбор ведет лишь к дальнейшей бесконечной борьбе, он признает, что Смит был прав. Он отказывается от выбора, потому что бороться бесполезно. Он оставляет все, как есть, и входит в состояние свободы от выбора, отдается реальности, принимает ее такой, какой она и является.
Надпись над дверью прорицательницы Пифии гласила: «познай себя». То, что действительно существует – это и есть само чистое существование, суть нашего высшего «Я». Мы изначально ничего не имеем, и терять нам нечего, но лишь потеряв все эти мелкие частности, распознав их как иллюзии (просто мысли), мы «обретаем» свободу, которая всегда была с нами.
Другие статьи по этой теме:
- Любимые фильмы посетителей Progressman.ru
- Убеждения человека – сны разума
- Нет пути
Источник: progressman.ru
masterok
Раз уж случилось невероятное и 16 декабря выходит четвертая «Матрица», вспоминаем, с чего начиналось.
Мне вот например интересно было узнать такой факт: художник-постановщик Саймон Уайтели в одном из интервью признался, что для изготовления легендарной матричной заставки использовал… отсканированные японские книги о вкусной и здоровой пище. Те есть все эти иероглифы, бегающие по экрану, — это рецепты суши и роллов, только символы перемешаны и перевернуты. Подсластил, называется, пилюлю.
1
Чтобы исподтишка помочь зрителю, режиссеры Вачовски ввели в «Матрицу» цветовую дифференциацию штанов… кадров то есть. Все сцены, что происходят в мире Матрицы, показаны через зеленоватый фильтр, а кадры реального мира — сквозь голубой. В реальном мире нигде нет чисто зеленого цвета, кроме цифр на дисплеях.
2
Каноническая сцена перестрелки в холле длится всего три минуты. Однако снималась она десять дней и, вопреки очевидному предположению, является больше аналоговой, чем цифровой: дым, пальба и разрывы пуль натуральные.
3
Братья (в то время) Вачовски изобретательно выбивали съемочный бюджет. Они просили на съемку 60 миллионов вечнозеленых долларов, но студия пожадничала и дала лишь десять.
Все полученные деньги братья спустили на съемку только стартовой сцены, которая тем не менее так впечатлила боссов, что те раскошелились на полные расходы.
Фактически на протяжении нескольких месяцев никто из постановщиков и актеров не был уверен в том, что фильм будет снят целиком и дойдет до проката.
4
Основные сцены снимались вовсе даже не в Америке, а в Австралии, что позволило сократить бюджет почти в три раза. Любопытно, что в Сиднее нашелся садомазоклуб The Hell Fire, где снят эпизод знакомства Нео и Тринити. Массовку для сцены набрали из завсегдатаев заведения, которых попросили прийти на съемку при полном параде.
5
Для съемок первой «Матрицы» потребовалось найти несколько актеров-близнецов, чтобы изобразить растиражированное компьютером население. Пока жив кинематограф, близняшки всего мира не останутся без легкого заработка.
6
Для показа Нео, утыканного иглами, возникла необходимость обратиться к практикующему иглоукалывателю. Иглы в кадре настоящие, хотя значительная их часть воткнута не в актера, а в макет. В голову актера иглы втыкать пришлось по-настоящему.
7
В первой половине «Матрицы» (говоря точнее, в первые 45 минут) Нео крайне немногословен: у него всего 80 реплик, из которых 44 — вопросительные. То есть в среднем ему приходится задавать по вопросу в минуту, что неудивительно.
8
Братьев Вачовски спрашивали, какую бы они выбрали таблетку на месте Нео, и оба отвечали, что остановили бы выбор на голубой. То есть остались бы в безопасном и сладком мире грез.
Кстати, красная пилюля в подобном контексте уже засветилась в кинематографе, в ленте Верховена «Вспомнить все» 1990 года, где ее предлагали Шварценеггеру, чтобы он мог вернуться в реальный мир.
9
В начале и финале ленты можно увидеть даты, проставленные программой мониторинга телефонов. Это 18 февраля 1998 года и 18 сентября 1999-го. То есть события фильма заняли ровно девятнадцать месяцев.
10
На старте сюжета Нео пребывает в комнате номер 101, что явная отсылка к роману «1984» Оруэлла, где комната 101 являлась наиболее зловещим местом, из которого никто не возвращался прежним, если вообще возвращался. Логично, что Матрица решила прятать Нео в кабинете с подобным номером.
11
В прессе и Интернете особенно напирают на то, что фильм базируется на идеях, почерпнутых из «Алисы в Стране чудес», произведений Кафки, Маркса, Гомера и книги Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». При этом почему-то умалчивается очевидное сходство фильма с киберпанковым романом «Нейромант» Уильяма Гибсона.
12
Многие также отмечают параллели «Матрицы» с двумя другими фантастическими фильмами, снятыми в то же время: «Тринадцатый этаж» и «Темный город». Забавно, но некоторые декорации «Темного города» действительно использовались на съемках «Матрицы»: дома, закоулки, а также крыша, по которой мчалась Тринити в самом начале.
Источник: masterok.livejournal.com