Когда были придуманы логические блоки дьенеша

Ирина Ямалиева
Палочки Кьюзенера и блоки Дьенеша. Что это такое?

Палочки Кьюзенера

Джордж Кюизенер (годы жизни 1891—1976 гг.) — Бельгийский педагог. Долгое время благотворно работал учителем в начальных классах. Работая с детьми стал постепенно разрабатывать и внедрять свою методику обучения деток математическим способностям.

Кюизенер был сторонник того, что ребенок намного легче усваивает обучающий материал, если он перед глазами ребенка, как наглядное пособие. А еще лучше, если его можно потрогать и провести какие-то манипуляции, например поиграть.

Здесь и родилась идея, а потом и внедрение ее в жизнь в виде одноименных палочек, которые он сам придумал опираясь на идеи Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

Данный материал представляет собой набор счетных палочек (другое название -“числа в цвете”, “цветные палочки”) 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см. Комплектация набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу. Например, палочка белого цвета – это куб со стороной 1см, она соответствует числу -1; палочка розового цвета – это прямоугольная призма длиной 2см и соответствует числу 2; палочка оранжевого цвета – длиной 10см и соответствует числу 10. Таким образом, все палочки в наборе различаются по трем признакам: цвет, длина и число, которому они соответствуют.

Кроме того, цвет палочек тоже не случаен. Все палочки в наборе распределены по цветовым семействам, к каждому из которых, относятся палочки, объединенные по определенному соотношению в их величине. Например, “красное семейство” составляют палочки розового, красного и бордового цветов, и соответствующие числам 2,4 и 8, то есть числам кратным 2. “Синее семейство” – палочки голубого, фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6 и 9, то есть числам кратным 3. В “желтое семейство” входят палочки желтого и оранжевого цвета, соответствующие числам 5 и 10.

Возрастная категория детей, занимающихся на этих палочках — от 1 до 7 лет.

Чему можно научить ребенка. Основная задача набора кюизенера – помочь ребенку знакомиться с математикой. Однако, с его помощью малыш сможет освоить значительно больше. Он сможет научиться: составлять цветные цифры и буквы, при этом сопоставляя символы с понятиями; различать, как расположены предметы в пространстве (впереди и сзади, справа и слева, между, средний, снизу и сверху); математическим понятиям (число, цифра, фигура, больше и меньше, поровну и т. п.); базовым математическим навыкам: сложению и вычитанию; разбирать числа на составляющие; понимать, что такое количество, как соотносятся числа и цифры; определять предыдущее и следующее числа для текущего в пределах первого десятка.

Блоки Дьенеша

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур разного цвета, величины, объема и размера. Каждая из фигур набора уникальна. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет. С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер.

Как работать с блоками Дьенеша. Занятия проходят в несколько этапов. Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника. Выделяют такие стадии развития математических способностей:

Последний этап – самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем следует предлагать разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам. Постепенно к малышу станут знакомы такие понятия, как теорема и аксиома.

Игры с блоками Дьенеша

Сортируем блоки по наличию одного признака

Важно научить ребенка выделять и узнавать отдельные свойства фигур. Во время первых игр акцентируйте внимание ребенка только на каком-то одном свойстве, например, цвет или форма.

Рассадите перед малышом две игрушки, например, Зайку и Мишку и скажите, что Зайка любит круглые печеньки (печеньками будут логические блоки Дьенеша, а Мишка квадратные. Пускай малыш разделит фигуры между игрушками соответственно их предпочтениям.

Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру, толщине. Свойство толщины, как правило, ребенку дается труднее всего, поэтому займитесь им в последнюю очередь.

Сортируем фигуры по наличию двух признаков

Когда малыш будет хорошо справляться с предыдущим заданием, попробуйте добавить еще одно свойство для сортировки.

На этот раз фигуры могут быть семенами, которые нужно рассадить по грядкам. На одну грядку сажаем все красные и большие семена, а на вторую – синие и треугольные.

Сортируем блоки с использованием логических карточек

Следующий шаг – это развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.

В комплекте блоков Дьенеша таких карточек, к сожалению, нет. Вы можете сделать их самостоятельно. Вводите логические карточки в игру постепенно, объясняя ребенку, что значит тот или иной символ.

Например, предложите малышу рассортировать фигуры на две группы (не забывайте как-то обыгрывать задание, блоки могут стать пассажирами, которых нужно рассадить в две разные машины). Для каждой группы поставьте одну или две логических карточки. К примеру, рядом с одной группой поставьте красную карточку и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры, рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры).

Сортировка блоков по логическим карточкам

В занятиях с блоками Дьенеша используют карточки, на которых в символической форме содержится информация о признаках фигуры (размер, цвет, форма, толщина) : цвет обозначается пятном размер – силуэт домика (большой, маленький). форма – контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный). толщина – условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий). Кроме карточек, на которых изображены свойства фигуры, существуют карточки с отрицанием свойств: например «не синий»

Читайте также:  Сколько колец можно носить на одной руке

Подбираем карточки к соответствующим фигурам

Попробуйте и обратное задание. Сначала вместе рассортируйте блоки по какому-то словесному условию. Допустим, предложите расселить все фигуры по двум домикам (толстые в один домик, тонкие – в другой). После того, как ребенок справится с заданием, предложите «подписать» каждый домик карточкой, чтобы жильцы не перепутали свои домики. Помогите малышу выбрать подходящие карточки из нескольких предложенных

Сортируем блоки по отсутствию одного признака

Предложите ребенку рассортировать фигуры на НЕкруглые и НЕквадратные. При этом обратите внимание малыша на то, что некоторые блоки (к примеру, треугольные) могут подойти и туда, и туда. Не забывайте оживлять игру каким-то сюжетом (например, котенок рассаживает цветы по клумбам – на одной клумбе НЕкруглые цветы, а в другой НЕквадратные).

Сортируем по отсутствию двух и более признаков

Если у малыша все получается, то можно предложить рассортировать блоки по отсутствию сразу двух и даже трех признаков. А самый продвинутый уровень – это сортировка по наличию одних и по отсутствию других признаков.

Сортировка по отсутствию признака

Находим сходство и отличие

Расставьте перед ребенком на столе несколько тарелочек и объясните, что в каждую из них нужно положить по два блока одинаковой формы. Пусть малыш самостоятельно примет решение, какие это будут фигуры (допустим, он может взять два круглых блока любого цвета и размера). В этом задании главная задача, которая стоит перед малышом, — выделить у фигур одно общее свойство, невзирая на все остальные.

Следующий шаг – попробуйте установить отличие между блоками. Так, предложите ребенку положить в каждую мисочку по две фигуры разного цвета / формы / размера / толщины.

Ну и наконец, самый сложный вариант этого задания выглядит так: положить в одну миску два блока одинакового размера, но разной формы; одинаковой формы и одинакового размера; разной формы и разного размера и т. д.

«Расселяем жильцов» в домике. Для каждой комнаты задаем условие

Это задание похоже на игры с логическими карточками. Ребенку необходимо расселить фигуры в домике, учитывая те условия, которые даны для каждой «комнатки». Если вы только учитесь понимать значения изображений, достаточно будет одного условия, ну а более «продвинутым» можно и три условия в одну комнатку нарисовать.

Собираем дорожку / мостик по заданным условиям

Расскажите малышу историю о том, как между домиками ваших игрушечных друзей (например, Зайки и Мишки) поломался мостик, из-за чего теперь они не могут ходить в гости друг к другу. Предложите построить новый мостик. Но он будет не простой, а волшебный. На этом мостике каждый кирпичик можно выкладывать только по особому правилу: вы задаете для каждого блока условие с помощью 1-2 логических карточек, а малыш выкладывает фигуры в рядочек.

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша при работе со сказкой

Блоки Дьенеша при работе со сказкой Развивать творческие способности и логическое мышление. Поддерживать интерес детей к театральной игре, путём приобретения более сложных.

«Готовность детей к школе. Что это такое?» Консультация для родителей. «Готовность детей к школе. Что это такое?» Выступление на родительской встрече в подготовительной группе Ляленкова В. В. — старший воспитатель.

Сенсорика — что это такое?

Сенсорика — что это такое? «Чем больше ребенок располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях будет его творческая исследовательская.

Беседа с элементами тренинга на тему «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» Беседа с элементами тренинга на тему «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» Уважаемые родители, наши дети – наше будущее. И чтобы.

Презентация кружка дополнительного образования «Маленькие логики. Блоки Дьенеша» Презентация кружка дополнительного образования «Маленькие логики». Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш.

Квест-игра в ДОУ. Что это такое и для чего это нужно? Квест-игра в ДОУ. Что это такое и для чего это нужно? В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные.

Проект «Что это такое: тесто, глина, пластилин?» МБДОУ детский сад комбинированного вида № 99 «Тополек» Проект: «Что это такое: тесто, глина, пластилин?» старшая группа «Всезнайки».

Проект «Логические блоки Дьенеша» Проект «Логические блоки Дьенеша» В начале детям представилась возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе.

Презентация «Развитие логического мышления через дидактические игры: палочки Кюизенера и блоки Дьенеша» Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком.

У ребенка общее недоразвитие речи. Что это такое? Речь-это показатель ума. (Сенека) Дети начинают познавать этот мир с момента появления на свет. Они изучают все, что их окружает, развиваются.

Источник: www.maam.ru

Логические блоки Дьенеша

Логические блоки Дьенеша

Золтан Дьенеш (1916–2014 гг.) – знаменитый венгерский математик, психолог и педагог. В 23 года он уже стал обладателем докторской степени.

Золтан Дьенеш, основываясь на богатом личном педагогическом опыте и результатах исследований в сфере психологии, разработал теорию шести этапов изучения математики и создал эффективные наглядные материалы в виде логических блоков и игровых пособий.

Теория основана на шести стадиях математического познания

  1. Свободная игра. Малыш получает задание и решает его путем проб и ошибок, хаотичного перебора вариантов.
  2. Правила игры. Невозможность продолжать игру без изучения ее правил – важнейший педагогический «трюк».
  3. Сравнение. Поставленная задача обыгрывается на пуговицах, бумажных снежинках, куклах и т. д., что подводит ребенка к необходимости мыслить абстрактно. Можно использовать картинки к блокам Дьенеша для игр с другими предметами.
  4. Репрезантативная стадия. Для зрительной визуализации применяются таблицы, диаграммы, схемы к блокам Дьенеша, карты игр и т. д.
  5. Символическая. Экспериментируя с символами, ребенок вплотную приближается к творчеству.
  6. Формализация. Педагоги называют ее переходом от аксиомы к теореме. Основываясь на возможных вариантах решения задачи, ребенок самостоятельно делает выводы.
Читайте также:  Что поможет от герпеса на губах быстро

Именно игры с логическими блоками позволяют пройти все шесть вышеперечисленных стадий.

Логические блоки Дьенеша

Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур

Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, которые удачно сочетают в себе элементы конструктора и развивающей игры.

Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Все фигуры в наборе разные.

Сами фигуры – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов – от двух до восьми лет. Главное предназначение блоков – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он учится отличать и объединять объекты, классифицировать их.

С чего же начать?

Чему можно и нужно учить двухлеток, и что будет интересно детям четырех- или шестилетнего возраста?

  • сначала учим детей выявлять свойства;
  • затем сравнивать предметы по найденным свойствам;
  • переходим к классификации, обобщению;
  • осваиваем логические операции и язык символов.

Как играть (варианты занятий)

Как играть

Теоретически первые самые простые варианты подходят для самых маленьких, а последние – для детей постарше. Но не обязательно привязывать варианты к возрасту. Лучше ориентироваться на то, что может и хочет именно ваш ребенок. Важно не заставлять его решать задачи «высокого» уровня сразу.

Снова и снова играйте в более легкие и простые игры, пока вы совместно не добьетесь заданной цели – например, познакомиться со свойствами предметов или научиться разделять блоки по определенному признаку. Для малышей двух-четырех лет занятия лучше «обыгрывать» в сказочной форме: скажем, не просто разбирать блоки по цветам, а собирать «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки. При игре в «цепочку», описанную ниже, можно не просто собирать эту последовательность блоков, а выстраивать для мышки «мостики» через речку.

Знакомство со свойствами

  1. Коробка для блоков имеет лунки, соответствующие блокам. Самые маленькие математики с удовольствием уберут в «домики» фигуры соответственно их лункам – то есть игра выступает аналогом вкладышей.

Знакомство со свойствами

Сравнение по свойствам

  1. Если вообразить, что блоки Дьенеша – это угощения для кукол, то можно предложить детям разделить угощение. Скажем, зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки), а мишки – только мед (прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Выкладываем весь набор в общую кучу и просим малыша выбрать все угощения, подходящие для зайки и мишки. Более сложный вариант игры – взять четыре игрушки: две похожих пары, но разного размера. Например, берем двух зайчиков – большого и маленького, а также двух медведей – большого и маленького. Соответственно, большому медведю малыш должен найти все соответствующее угощение, но бОльшего размера, маленькому – меньшего. То же самое и с зайками. После раскладывания фигур у малыша можно спросить: какие фигуры достались большому медведю – большие желтые (или большие прямоугольники)? А что получил маленький зайчик?
  2. «Кто быстрей». Выбирать блоки с нужными признаками можно на скорость, соревнуясь с родителями: кто быстрее соберет больше красных блоков или кто быстрее соберет блоки своего цвета. Например, вы собираете все желтые, малыш – все синие. Более сложный вариант – собрать на скорость все блоки одного цвета, за исключением, например, треугольных или тонких. То есть ребенку нужно не только выделить блоки, у которых один общий признак, но и исключить из них часть «неподходящих».
  3. «Цепочки» – выстраивание цепочек, последовательностей блоков (фигур). Просим ребенка выложить цепочку блоков по определенным признакам: все фигуры одинакового цвета или размера. Затем – все фигуры одинакового цвета, но разного размера и т. д. Более сложный вариант – просим выложить цепочку, чтобы у соседних фигур был один общий признак. Например, сначала ребенок кладет желтый круг, но следующей фигурой должен быть желтый блок, но не круг, либо круг, но не желтый (к примеру, синий квадрат). Соответственно, следующей фигурой будет синий круг или желтый квадрат и т. д. Другой вариант игры – выстраиваем цепочку, когда каждый следующий блок отличается от другого по всем четырем свойствам. Для любителей решать головоломки можно предложить цепочку, где есть начало (один блок) и конец (абсолютно другой блок). Например, вы ставите желтый тонкий прямоугольный блок и синий толстый большой круглый. Это начало и конец. Малыш выстраивает цепочку так, чтобы новый блок отличался от предыдущего одним свойством. Соответственно, предпоследний блок должен отличаться от последнего (положенного вами) всего на одно свойство.
  4. «Не свойство». Мы берем блок и просим ребенка описать его свойства, пользуясь частицей «не». Например, синий треугольный блок какой? Правильный ответ: не красный, не квадратный, не тонкий. Затем можно попросить найти все аналогичные «не блоки»: все не синие или не треугольные.
  5. «Угадай-ка». Для этой игры нужны логические блоки и мешочек. Ведущий (например, родитель) берет один блок и так, чтобы ребенок не видел, прячет его в мешочек. Малыш должен угадать, что за фигура в мешочке, задавая вопросы, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет». Соответственно, вопросы должны быть такие, как: «Эта фигура желтая?», «Она прямоугольник?» и т. п.

Классификация, логические операции

Достаем произвольный набор блоков Дьенеша, включающий разные формы, цвета и т. д., и спрашиваем, чего больше – квадратов или синих блоков? Задача малыша – вычленить все квадраты и синие блоки, посчитать их и сравнить. Таким образом ребенок учится разделению на классы и сравнению.

    Игра с областями. Чертим на бумаге или выкладываем на полу из веревки два-три (можно начать с двух) не пересекающихся пространства, например круга. Просим ребенка внутрь первого положить, скажем, красные блоки, а во второй – синие. Попутно объясняем, что такое внутри и снаружи, если ребенок еще не знаком с этими понятиями.
Читайте также:  Канада гус как отличить подделку от оригинала

Следующее задание – работаем только с один кругом. Освобождаем пространство и просим положить внутрь одного все квадратные блоки, а, например, все треугольные – вне его. И еще одна игра с областями. Рисуем (или выкладываем) уже два пересекающихся круга. Берем три вида логических блоков, например, разного цвета. Просим все синие блоки расположить в левом кругу.

Все блоки квадратного цвета – в правом. А все синие квадратные – в двух кругах одновременно (то есть в области, где два круга пересекаются). Задание можно дополнить: все не синие и не квадратные блоки (какие именно – мы не называем) располагаются вне обоих кругов. Это задание – тренировка на разбиение множеств по классам – не так-то просто, между прочим, как кажется!

Если ребенку тяжело поначалу справляться с этим заданием самому, можно начать с другого конца. Вы раскладываете блоки по областям самостоятельно, а ребенку предлагаете назвать, блоки с какими свойствами лежат внутри первого круга, внутри второго круга, внутри двух кругов одновременно и вне их. Когда малыш поймет, о чем идет речь, можно попробовать вернуться к предыдущим заданиям.

«Чертеж»

Логические блоки Дьенеша предполагают бесчисленное множество игр, которые можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции – все это позволяют развивать чудесные кубики и треугольники. А если в какой-то момент вам и этого станет мало, приглядитесь к дополнительным материалам, которые разработаны специально для работы с блоками и направлены на развитие отдельных умений и навыков для детей самых разных возрастов.

По материалам открытых источников

Источник: www.ya-roditel.ru

Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте

Дети играют с блоками Дьенеша Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте

«По-моему не надо. Эти блоки хорошо в детских садах использовать на занятиях, а так в них мало интересного, геометрические фигурки и только».

Ну что тут скажешь? Раскидать все что угодно можно…

Что такое логические блоки? И зачем они нужны?

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны. Приобрести ЛБД можно в магазине развивающих игр.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырех цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный.

В магазинном наборе таких карточек к сожалению нет, но их можно скачать.

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Дети любят играть с блоками! Как показывает опыт российских педагогов в работе с 2 – 10 лет, игры с логическими блоками позволяют:

* Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

* Развивать пространственные представления.

* Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование инфор­мации).

* Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

* Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

* Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

* Успешно овладеть основами математики и информатики.

Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте Дидактические пособия для игр с блоками Дьенеша

История создания

Замечательное пособие для развития математических навыков, мышления и воображения появилось благодаря трудам венгерского исследователя, педагога и математика Золтана Дьенеша, который поставил своей целью сделать постижение точной науки максимально увлекательным для детей. Основной принцип методики звучит так: обучение должно проводиться не в скучной форме, когда ребенку приходится внимательно слушать пояснения, а после – повторять за учителем, а в процессе увлекательной игры, дающей старт развитию умения мыслить самостоятельно и проявлять фантазию.

Дьенеш изучал специфику протекания познавательных процессов у дошкольников и выявил закономерность – дети хорошо осваивают числа и простейшие арифметические действия, но очень слабо понимают абстрактные категории. Малыши пытаются найти ответ, используя готовый шаблон, что получается отнюдь не всегда. Поэтому педагог и придумал такое пособие, в котором знакомство со сложнейшими понятиями происходит в наглядном виде.

В простой и понятной форме, получая удовольствие, маленький ребенок знакомится с абстрактными категориями и понятиями, что очень пригодится ему и в школе, и в дальнейшей жизни.

Сейчас подобрать для своего малыша, вне зависимости от его возраста, подходящую игру не составит труда. Можно приобрести один из альбомов, занятия с которыми будут очень интересны для дошкольников (это альбом для самых маленьких – детей 2-3 лет, «Давайте поиграем», «Лепим нелепицы» и так далее).

Дети играют с блоками Дьенеша

Как играть с ЛБД?

В коробочке с блоками есть небольшое руководство, которое весьма схематично. Подробно познакомиться с логическими блоками можно с помощью книг: «Давайте поиграем»(под редакцией А.А.Столяра. — М., 1991, 1996), а также «Логика и математика для дошкольников» (под редакцией З.А.Михайловой — СПб, 1996, 2000).

Поделюсь своим собственным опытом работы с детьми в качестве методиста – руководителя практики и домашнего педагога.

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:

— для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

Источник: solnechniyikrug.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today