В храме, где я звоню, раньше были большие проблемы со звоном в связи с нехваткой звонарей, храм-то сельский. Те же, кто сейчас несут это послушание, не заканчивали школы звонарей, просто один научил другого — и так далее.
Раньше звон в храме можно было услышать лишь по большим праздникам, теперь же, когда во звоне появилась стабильность, встал вопрос о том, чтобы составить для храма собственный Устав звона, который бы хранился в приходском архиве. Для этого мы стали рассматривать различные издания Уставов по звону из различных источников. Однако при их обработке возникли некоторые разночтения…
Единого колокольного Устава нет, поэтому существуют различные традиции звонов. В одних источниках говориться, что благовест как отдельный звон перед началом богослужения совершается начиная с трёх долгих ударов (то есть надо подождать после третьего удара, пока колокол прекратит звучать, а затем благовестить часто), в то время как в других источниках пишут, что совершается лишь 2 долгих удара, а третий никак не выделяется. Количество частых ударов (12, 33, 40, 50 и пр.) сильно различается, многие благовестят во время чтения 3-го часа, а на 6-ом совершают трезвон.
Колокола Смоленского собора Белгорода
Меня заинтересовал вопрос: насколько соответствует православной традиции совершение звона во время общенародного пения Символа веры в виде 12 ударов по одному на каждый член Символа?
Вопрос возник из-за того, что, по мнению некоторых, звон на Символе веры не соответствует изначальному смыслу звона к «Достойно», о котором пишет прот. С. Булгаков в «Настольной книге для священноцерковнослужителей». Ибо звон к Символу веры по своему исполнению скорее звон именно к Символу веры, а не к таинству Евхаристии, поскольку акцентирует внимание именно на членах Символа и не продолжается уже во время евхаристического канона.
Приведу цитату из «Настольной книги»: «На Востоке не бывает никакого звона во время совершения Литургии; там ударяют в било или колокол только к началу Литургии и больше не звонят; только священнослужащий, причастивший в алтаре св. Таин, обыкновенно ударяет лжицею о дискос, давая этим знать клиросным певцам, что они могут окончить пение причастного стиха.
Существующий у нас звон к «Достойно» есть поучительная особенность только нашей отечественной Церкви. Звон этот получил у нас своё начало при патриархе Иоакиме, во времена которого при совершении Божественной Литургии ударяли на колокольне в самый большой колокол, как полагают, после освящения св.
Даров, при возгласе священника: «Изрядно о Пресвятей…» – когда на клиросе воспевали песнь в честь Богородицы «Достойно есть». В настоящее время звон имеет предваряющее значение и может быть назван звоном к «Верую», по прежнему же порядку он был последующим и верно именовался звоном «Достойно».
По мнению некоторых, этот звон и следует начинать именно перед пением «Достойно и праведно есть» для возвещения времени совершения таинства, дабы и отсутствующие могли сделать поклонение Телу и Крови Христовым. Звон не может с точностию возвестить время таинственного пресуществления Даров, потому то и принято производить звон не во время совершения Таинства, а несколько ранее, пред пением «Достойно и праведно есть», то есть пред началом евхаристической молитвы.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН — СКРЫВАЕМАЯ ПРАВДА ! НАУЧНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЦЕЛИТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВ КОЛОКОЛА
Как обыкновенно звон возвещает о начале богослужения и призывает верующих в храм на молитву, так и, в частности, звон к «Достойно» возвещает о том, что священнодействующий приступает к совершению самого Таинства, и призывает верующих, остающихся в домах, стать на молитву. Самое наименование «звон к «Достойно» указывает на то, что он производится пред песнею, начинающеюся словом «Достойно». Но хвалебная песнь Божией Матери «Достойно есть, яко воистину» поётся не за всякою Литургиею, между тем как песнь «Достойно и праведно есть» составляет непременную составную часть Евхаристии. В Киевской епархии и доныне звон к «Достойно» начинается с пением именно этой последней песни».
Действительно, сейчас сложилось 2 традиции совершения 12 ударов в благовестник на Литургии:
1. Во время Символа Веры — 12 ударов (по 1 удару на каждый член Символа Веры).
2. На Евхаристический канон от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…»
По опыту и по сложившейся традиции звонов чаще используется звон именно на Евхаристический канон, подчеркивающий самый важный момент Литургии.
Вопрос именно в том, является ли звон сам по себе уставным звон на Символ Веры? В дореволюционной литературе по Литургике (К. Никольский, С. Булгаков) фиксируется именно 2-й вариант звона на Евхаристическом каноне. А звон на Всенощном бдении на 9-й песни канона утрени не фиксируется вовсе (звон на «Честнейшую»).
По мнению свт. Афанасия (Сахарова), отсутствие указаний Типикона относительно какого-либо элемента Богослужения означает не случайное умолчание, а «весьма характерную подробность».
Вот что пишет о вышесказанном свт. Афанасий: «Точное до йоты выполнение Устава — это не буквоедство, а ревность — за послушание не нарушать и на йоту установленного Церковью. Неверный в малом может ли быть верным в великом (Лк. 16, 10)?» Он же о воли настоятеля: «У нас всякие часто произволы в Богослужении обосновывают на этом уставном выражении: аще изволит настоятель.
Но оно совсем не означает того, что настоятель имеет право, как ему вздумается, комбинировать Богослужение. Оно означает только то, что в некоторых случаях от настоятеля зависит избрать степень торжественности празднования того или иного дня. Но коль скоро выбор сделан, в дальнейшем вся служба должна совершаться точно по Уставу, в дальнейшем настоятель не имеет права уже действовать по своей воле…».
Илья Литвинов,
звонарь храма святителя Николая Чудотворца с приделом
Святых Царственных Страстотерпцев в г. Новосибирске
Источник: kolokola.com
Как молиться, когда звонят колокола?
Когда слышите звон, принято читать молитву «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу». Сам по себе этот текст — задостояник праздника Благовещения, то есть песнопение, которое в этот день во время Божественной литургии поется вместо «Достойно есть», заменяет его.
Звонари же, согласно указаниям Типикона, во время благовеста читают Псалом 50 или Непорочны, то есть псалом 118, который так называется по первым словам «Блаженны непорочные в путь, ходящие в законе Господни…»
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Источник: foma.ru
Колокольный звон в православии
Колокольный звон вызывает радостное удивление у каждого человека, независимо верующий он или нет. Переливы колоколов заставляют людей помимо воли обратить взгляд в сторону храма и улыбнуться.
Колокольня с несколькими певучими голосами — гордость каждого храма. Колокольный звон, обладающий целебной силой для православных душ, в зависимости от вида, «зовет» людей на служение, «поет» во время торжества и звучит, как набат, при опасности.
В чем назначение церковных колоколов
В обустройстве христианского храма каждая вещь имеет свое назначение. Души православных христиан при слушании церковных переливов наполняются светом, радостью, миром, покоем. Когда колокола звучат, как набат, христиане знают, случилась беда.
Православный звон наполнен удивительной силой, обладающей способностью проникать в человеческие сердца. В церковных звуках и переливах русские православные люди научились отличать торжество, призыв и тревогу, слыша определенный звон.
Удивительное явление — при звучании колоколов, голуби, прообразы Духа Святого, не разлетаются, а наоборот, устремляются к храмам.
Слыша колокольные переливы, православный народ спешит на Богослужения, к которым их призывают ритмичные удары колокола. Весельем и радостью наполняют сердца верующих звуки, возвещающие о торжестве Церкви и праздничных служениях. Торжество и почитание вызывают перезвоны во время торжественных Богослужений.
Виды колокольного звона
Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но и наполнением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид имеет название и значение.
Звонарем может быть только воцерковленный человек, обладающий определенными качествами:
- внутренним чутьем;
- чувством ритма;
- знание звукового ряда;
- знанием техники исполнения;
- знанием Церковного устава.
Звонарь должен быть молитвенником и соблюдать посты, чтобы через переливы звуков донести до людей торжество Православия.
Слыша равномерные удары большого колокола, православные знают, что это благовест, призывающий к богослужению.
Чем значимее событие, тем большим выбирается Божий глас:
- Праздничный благовест звучит на Пасху или по особенным праздникам, для его звучания необходимо благословение настоятеля храма.
- Воскресный благовест звучит по воскресеньям, полиелейный — для проведения особенных служений.
- Ежедневные службы начинает будничный благовест, в Великий пост — постный.
- Набат возвещает беду, слава Богу, звучит крайне редко.
При поочередном многократном ударе по всем имеющимся в храме колоколам, перезвоне, возвещаются водосвятные молебны, Литургии, храмовые праздники.
При собственно колокольном звоне звонарь ударяет в два колокола.
Трезвон говорит сам за себя, в это время работают все колокола, большие и малые, каждый раз производит три удара с коротким перерывом. Низкие и звонкие звуки летят прямо в небо и души христиан, сообщая о начале Богослужения или окончании благовеста.
Целебная сила колокольного звона
Учеными доказано, что колокольные перезвоны обладают целительной силой не только при очищении пространства от нечисти, но и при оздоровлении людей.
Удивительное открытие, сделанное исследователями, показывает, что церковные звуки распространяются в пространстве волнами в виде креста, оказывая положительное влияние на физическое, душевное и духовное состояние человека.
Неоднократно христиане отмечали выздоровление, избавление от родовых болезней после пребывания под покровом переливов Божьего гласа. Особенно колокольный звон обладает целительной силой при психо-эмоциональных заболеваниях.
Современные достижения позволяют слушать различные переливы церковной музыки в записи, находясь в помещении, тем самым очищая окружающее пространство от нечистой силы.
Совет! Включайте песни колокольных переливов и наслаждайтесь радостью и покоем в своем доме, не забывая, что звукотерапия длится не более получаса.
Источник: molitva-info.ru