Когда делаешь добро не жди благодарности

НЕ ДЕЛАЙТЕ ЛЮДЯМ ДОБРО — НЕ ПОЛУЧИТЕ ЗЛА

Вот и получается, что хозяин хотел сделать родственнику добро, а в ответ получил зло. Не зря все-таки прижилось выражение: «не делай добро- не получишь зла» в народе, а особенно актуально оно сегодня, когда многие люди стараются не замечать проблем других людей, и озабочены только собственным благополучием

Для простоты изложения смысла этого выражения, в качестве примера рассмотрим развитие человека. После рождения ребенок полностью зависит от матери, хотя сам он еще не осознает этого. Пока мама за ним ухаживает и находится в декретном отпуске, малыш воспринимает заботу матери, как само собой разумеющееся. Но вот мама выходит на работу, а ребенка отводит в детский садик.

Естественно, ребенку такой ход событий не нравится, он плачет и осознает отсутствие матери, как в первое в его жизни зло. Но вечером мама приходит его забирать, и малыш радуются, получая наслаждение от ее возвращения. Так он впервые познает, что возвращение матери — это добро. Однако теперь малыш боится, что зло может повториться.

Если ты за добро благодарность ждёшь Ты не даришь добро, ты его продаёшь.


Он начинает лучше осознавать свои потребности и старается любой ценой препятствовать злу, но получать удовольствие он любит. Это приводит к развитию у него эгоизма, но пока только стихийного детского. Уже чуть позже у человека развивается разумный эгоизм, он начинает понимать, что он не один стремиться к наслаждению и поневоле начинает себя сравнивать с другими людьми. Он видит, что кому-то удается жить хорошо, а кто-то обделен жизнью.

Так у человека возникает сопереживание и сочувствие. В силу особенностей воспитания у некоторых людей эти чувства превращаются в альтруизм — в готовность бескорыстно делать добро людям, не считаясь со своими интересами. Альтруист, делая добро, не высматривает при этом никакой материальной выгоды для себя и руководствуется в поступках только милосердием и состраданием. Вот и для понимания смысла выражения: «Не делай добро- не получишь зло», надо быть в душе альтруистом.
Делая добро, не нужно требовать ни от человека, ни от Бога его возвращения. Ведь многие делают добро и ждут самоотдачи. Если «бартерный обмен» не получается, то человек жалеет о том, что он сделал пользу другому человеку в ущерб своим интересам. Он думает, что получил зло за оказанное им добро.

У людей избирательная память: человек хорошо помнит свои заслуги и добрые дела, но легко забывает о том зле, которое он причиняет окружающим. Например, жена уходит от мужа. Он говорит: «Эх, не делай добра – не получишь зла».

Муж хорошо помнит, что он много работал на благо семьи, купил квартиру, шубу жене, но совершенно забыл о том, что не уделял ей в этот период никакого внимания, нередко задерживался на работе по «нетрудовым вопросам» и много чего еще. Это все проделки его памяти, она решила скрыть все это, дабы не травмировать психику и не понижать самооценку.

Жена же, в свою очередь, может вспомнить, как ишачила на кухне, по дому, а он даже не обращал на это внимания. Поэтому и она может произнести фразу «не делай добра – не получишь зла» перед тем, как уйти к другому или просто оставить мужа

Не делай добра не получишь зла — Мудрая Притча

БЛАГИМИ НАМЕРИНИЯМИ — ВЫМОЩЕНА ДОРОГА В АД

Внутри человеческого добра, поскольку оно человеческое, сидит маленький такой червячок и подначивает: «Какой я хороший, сделал такое доброе дело!» И все, на этом все твои добрые дела заканчиваются, потому что тогда они — всего лишь дрова в топке твоего тщеславия.

Вот этой тонкой прелестью доброта опасна: сделав что-то хорошее, не жди благодарности, а тем более — славы, иначе то, что было только ложкой дегтя в бочке меда, превратится в бочку, а меда останется все лишь на ложку,

как в этой притче о Такуане, дзэнском монахе, художнике и поэте, жившем в Японии в конце XV — начале XVI века:

У Такуана Осё было много последователей. Среди них был старик, имени которого никто не помнил. Он был немного чудаковат. Однажды этот старик послал к Такуану своего слугу, чтобы после окончания церемонии пригласить мастера на трапезу. «Как бы скромна ни была моя пища, я хочу, чтобы Осе в моем доме отведал вареный рис с ячменем», — сказал старик слуге.

Читайте также:  Как часто вы спите с мужем

Такуан, любивший это блюдо, с готовностью принял приглашение и отправился в гости к старику. Там ему предложили большую тарелку, полную каши из риса и ячменя. Никаких приправ к каше у старика не было. На столе не было даже квашеной редиски такуан-дзукэ, приготовленной по рецепту Осё.

Обычно неприхотливый, Такуан в этот раз подумал: «Неужто старик не подаст к рису никакого соления»», но задавать вопросы было некогда, поскольку рот был занят вкусной кашей. Старик спокойно сидел перед гостем, ожидая конца трапезы. Когда живот Осё наполнился, он поднялся, чтобы уйти, но старик остановил его и спросил:

«Осё-сан, я угостил вас вареным рисом, а вы уходите, даже не поблагодарив меня. Разве монахи так поступают? «Вы пригласили меня отведать вареного риса с ячменем. Вы не приглашали меня говорить вам «спасибо»», — без промедления ответил Осё и быстро вышел из дома.

Этот ответ задел старика, и он решил когда-нибудь отыграться на Осё. Однажды старик задумался, как ему поймать Осё на слове. В этот самый миг к нему в дом вбежал Осё и воскликнул: «На улице льет, как из ведра! Одолжите мне, пожалуйста, зонтик и гэта (деревянные туфли)».
Старик обрадовался возможности отыграться на Осё и очень вежливо предложил ему то, что тот попросил. Старик был уверен, что на этот раз Осё поблагодарит его, но этого снова не случилось. Осё быстро вышел из дома и вскоре прислал молодого монаха, чтобы вернуть взятые вещи. Монах был похож на своего мастера — он не поблагодарил старика, а только оставил вещи и ушел восвояси.

Через несколько дней Осё и старик встретились за чаем. Старик решил, что пришло время поговорить обо всем, и начал издалека: «Вам не повезло в тот день, когда дождь застал вас на улице, правда?» — «Да, не повезло. Надеюсь, молодой монах вернул вам зонтик и гэта!»

«Конечно, вернул. Это было очень мило с вашей стороны», — сказал старик, заметив, что невольно сам благодарит Осе. Как он мог допустить такую оплошность? Осё сидел напротив старика и улыбался. Старик не мог больше сдерживаться и выпалил:

«Осё-сан, вы плохо воспитаны. Вы могли бы по крайней мере сказать мне «спасибо»!» — «Если я скажу вам «спасибо», тем самым я выплачу вам свой долг, — сказал Такуан спокойным голосом. — Я всегда про себя благодарю вас и никогда не забываю вашу доброту. Если же человек ожидает благодарности за свою доброту, это не настоящая доброта.
Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта. Вы обманываете себя, если делаете что-то доброе из тщеславия или самодовольства.

ЕЩЕ ПРИТЧА

Однажды к старому мудрецу в дверь постучалась молодая незнакомка, которая, заливаясь слезами, поведала старцу свою историю. Я не знаю, как мне дальше жить. — с трепетом в голосе произнесла она. — Всю жизнь я относилась к людям так, как бы хотела, чтобы они относились ко мне, была с ними искренняя и открывала им душу.

По возможности я старалась делать всем добро, не ожидая ничего взамен, помогала, чем могу. Я действительно делала это всё безвозмездно, но взамен получала зло и насмешки. Мне обидно до боли и я просто-напросто устала. Умоляю, скажите, как мне быть?

Мудрец терпеливо выслушал и затем дал девушке совет:

— Разденься догола и пройдись совсем нагой по улицах города, — спокойно произнес старец.

— Простите, но я еще не докатилась до такого. Вы, наверное, с ума сошли или шутите! Сделай я такое, то не знай, что ожидать от прохожих. Гляди, еще кто-то обесчестит или надругается надо мной.

Мудрец вдруг встал, отворил дверь и поставил на стол зеркало.

— Ты стыдишься выйти на улицу нагишом, но почему-то тебе вовсе не стыдно идти по миру с обнаженной душой, раскрытой, как эта дверь, нараспашку. Ты пускаешь туда всех, кому не лень. Твоя душа — это зеркало, именно поэтому все мы видим отражение самих себя в других людях. Их душа полна зла и пороков — именно такую безобразную картину они и видят, когда заглядывают в твою чистую душу.

Читайте также:  Как ищут уклонистов от армии

Им не хватает силы и мужества, чтобы признать, что ты лучше их и поменяться. К сожалению, это удел только поистине смелых.

— Что же мне делать? Как я могу изменить эту ситуацию, если от меня, по сути, ничего не зависит? — спросила красавица.

— А ну-ка пойдем со мной, я кое-что тебе покажу. Посмотри, это мой сад. Вот уже много лет я поливаю эти невиданной красоты цветы и забочусь о них. Признаться честно, я ни разу не видел, как распускаются бутоны этих цветов. Всё, что мне приходилось лицезреть — это прекрасные распустившиеся цветы, которые манят своей красотой и душистым ароматом. Дитя, учись у природы.

Посмотри на эти замечательные цветы и делай, как они, — раскрывай свое сердце перед людьми осторожно и незаметно, чтобы никто этого даже не заметил. Открывай душу хорошим людям. Уходи от тех, кто имеет тебя за ничто, обрывает твои лепестки, кидает под ноги и топчет. Эти сорняки еще не доросли до тебя, поэтому ты ничем им не поможешь. В тебе они будут только видеть уродливое отражение себя.

В мире много грязи и зла. Но тот, кто хочет, остается чистым. Будь искренним и честным перед собой и другими. Однако помни: не стоит метать бисер перед свиньями. Это не пойдет на благо ни тебе, ни им.

Источник: ps-in.ru

Нужно ли ждать награды за помощь кратко

Сделав дома что-то хорошее — например, вымыв пол — мы ждем от жены не просто “Спасибо”, а полноценной благодарности с восхвалением наших достоинств и признанием масштаба оказанной помощи. Но не дожидаемся почему-то. Иногда и “спасибо” приходится вытаскивать. От этого грустно и возникает мысль, что пыль вкупе с грязью на полу не так уж и важны, чтобы тратить на них свое драгоценное время. После второго-третьего случая уже и делать что-то ничего не хочется.

А вот если вдруг повезет и соседка позовет шкаф передвинуть — это же совсем другое дело. И спасибо будет от нее наивеличайшее, и “что бы я без тебя делала”. И стол накроет. Такая благодарность, что начинаем ждать с нетерпением, когда же у соседки опять какая авария случится, появится возможность ей помочь и полноценно насладиться ее признанием.

В результате семья потихоньку разваливается, а соседка благоденствует.

Что же делать? “Воспитывать” жену и учить ее быть благодарной бесполезно — у нее тысяча причин поступать так, как она поступает. Ничего дома не делать — тоже какой-то скучный вариант, неправильный, деструктивный для семьи.

Смириться с тем, что работаешь просто так, для себя? А вот это уже интересно.

Встанем на плечи гигантов, обратимся к мыслям достойных людей.

Действительно, сделал что-то хорошее — так на самом деле для себя же сделал. Не потому, что нужен чистый пол (хотя тоже не помешает), а хочется, чтобы жена порадовалась. И чтобы дети пылью не дышали. За что, собственно, нас должны благодарить? Надо просто порадоваться, что не поленился, не отлежал лишний бок на диване, а что-то привнес в мир, хоть маленькую капелюшечку хорошего.

Надо ли ждать от людей благодарности за доброе дело?

– Мне кажется, вопросы: что такое – доброе дело и доброе ли дело я делаю – очень личные вопросы. Поэтому для того, чтобы оценивать что-то, надо знать душу человека, понимать, почему человек так поступает.

А для этого у нас самих должно быть верное представление о добре и зле. Если мы его имеем, мы можем понять и правильно оценить и свои побуждения, и побуждения других людей.

А если мы всего этого не имеем, лучше вообще воздержаться с оценкой. Ведь бывает, кому-то не убить – уже доброе дело.

Человеку гневливому сдержать резкое слово – доброе дело. Не очень щедрому подать милостыню, потому что вдруг жалко стало, – доброе дело.

Есть только некоторый ориентир, на основе которого можно с осторожностью рассуждать о доброте наших дел. Это – плоды, результаты. Господь говорит: «По плодам их узнаете их». Потому что бывает, что и с самыми благими намерениями сделанное дело приносит ужасающие плоды.

Читайте также:  Что значит выражение оговорка по фрейду

Например, Иудушка Головлев все свои дела делал с молитвой, а оборачивалось все жутким ханжеством и фарисейством.

Результат может быть и в том, получается ли у нас после «добрых дел» не ждать благодарности? Поступать так, как призывал Христос: когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали то, что должны были сделать?

Нельзя думать, что мы сделали что-то сверх того, что можно было сделать. Я думаю, настоящих добрых дел, с правильными плодами для души того, кто делает, без этого просто не бывает.

Конечно, в любом случае надо помогать другим. Именно то, что мы что-то делаем для других, отдаем другим – свои деньги, время, силы, чувства, – и делает нас людьми.

Это норма наша – служить друг другу. Но мир так далеко ушел от этой нормы, что пришлось появиться благотворительности, появиться разным «добрым делам», чтобы хоть как-то приблизить это заповеданное Богом в качестве нормы отношение людей друг к другу.

Я бы не стал делить добрые дела по степени их, выделяя «большие» или «меньшие». Но есть такие дела, которые нас заставляют отказаться от чего-то своего. И в этом смысле, наверное, они имеют большую ценность. Но, опять-таки, нельзя понимать человека плоско.

То, что для одного мелочь, для другого – самоотречение.

Я думаю, что, если Плюшкин у Гоголя отдал бы хоть гвоздик кому-нибудь – для него это было бы очень большое доброе дело. Даже с мертвыми душами он мучился, понимаете?

Поэтому, например, сказать, что человек, работающий в благотворительной организации и получающий зарплату, меньше приносит добра, чем доброволец, который что-то делает после работы – невозможно.

Вопрос: что каждый вкладывает в свое дело? Как он его делает? С любовью, с состраданием?

Несмотря на то, что у него – своя семья, она ждет, хочет внимания, близкие чего-то просят, дети, проблемы. И если человек отдает свое сердце, а не только время, он – на своем месте и никакие упреки к нему (про зарплату или дивиденды в виде радости) не применимы. А на что бы он жил без зарплаты?

Так – в любом деле. Если вы приходите к врачу, которому платят зарплату, вам же важно не только, чтобы он выписал лекарство или назначил операцию, вам от врача нужно внимание, утешение, добрая улыбка, сострадательный взгляд, надежда, да просто спокойное, не на бегу, уважительное обсуждение ваших проблем. Так и всем людям, во всем.

Доброе отношение к человеку в любом деле сегодня становится одним из немногих способов проявить сострадательность, уважение, доброту, потому что у нас происходит монетизация многих социальных услуг.

Происходит еще более глубокое отчуждение людей друг от друга. Но все монетизировать невозможно. И доброе отношение наше часто может быть жертвой, когда мы преодолеваем себя, отказывается от чего-то, потому что, если мы «перерасходуем» себя на работе, значит, меньше времени и сил останется для себя, для того, что нам нравится.

С этой точки зрения, если мы, например, добровольчествуем и нас все благодарят, нам весело делать одно дело с единомышленниками, – нам легче делать добрые дела, это естественно. А когда ты, к примеру, пошел работать в благотворительную организацию, и тебя засадили за бумажки, и это страшно скучно, хотя и важно, да тебя еще ругают, что ты там чего-то путаешь, – здесь жертва больше.

Есть разные уровни жизни. Когда человек, честно трудясь, не получает отдачу от своих дел ни в виде благодарности, ни в виде радости, ни в виде похвалы начальника, когда он не видит даже реальных плодов своего дела, то такое дело может быть гораздо более ценным, просто потому, что делать его труднее.

Разделить тех людей, которые помогают лично и тех, которые организуют помощь – это как взять и расчленить человека на голову, руки, ноги – что важнее? Но все участвуют в одном деле, и это дело живет. А если уберешь один орган, оно пострадает или умрет. В нашем организме нет ничего неважного, поэтому все ценно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today