Практически у каждого малыша возникают проблемы с произношением звуков. Особые трудности поджидают детей и их родителей при произнесении буквы Р. Некоторые дети плодотворно учатся «рычать» самостоятельно, причем это получается у них как бы само собой. Но большинству детей требуются занятия в домашних условиях, а порой и помощь специалиста.
Когда дети начинают выговаривать букву Р
Формирование и развитие речи у детей происходит в определенном возрасте и в определенном режиме. Малыш никогда не сможет научиться выговаривать сложные звуки, пока не научится произносить простые. Поэтому в двухлетнем возрасте далеко не каждый малыш способен произносить «Р» правильно.
Но именно этот возраст считается наиболее подходящим для тренировочных занятий, которые дадут ребенку толчок в последующем обучении. На самом деле, буква «Р» правильно «выходит» из уст малыша в самую последнюю очередь, когда он уже без проблем произносит все звуки. Поэтому специалисты называют оптимальным возрастом для обучения период с 5 до 6 лет. В этот момент малыш способен не только повторять за взрослыми, но и осознавать, что от него требуется.
Многие люди начинают выговаривать букву «Р» только в сознательном возрасте. А некоторые целенаправленно картавят и не желают исправлять данную особенность своего говора.
Когда нужна помощь логопеда
Если вы не знаете, как научить ребенка говорить букву Р, а он не может сделать это самостоятельно даже по достижении 7 лет, то вам следует обратиться за помощью специалиста. Существует несколько причин, по которым визит к логопеду является весьма важным:
специалист способен выявить причину данного отклонения, в том числе и ряд заболеваний (дизартрия и пр.);
он проведет только те занятия, которые требуются именно вашему ребенку;
логопед может указать на ряд психологических проблем у малыша и поможет справиться с ними.
Упражнения в домашних условиях
Если у вашего ребенка специалист не обнаружил каких-либо особых проблем, то вам можно начать занятия в домашних условиях. Стоит помнить, что обучение должно происходить последовательно и правильно, а ребенок должен понимать, что от него требуется.
Источник: dzen.ru
Как научить ребёнка говорить букву «Р»
Внештатный
Речевое развитие ребенка происходит постепенно. Самым сложным звуком считается «Р». Научить малыша поможет обычное цоканье, как у лошадей. Предложите ребенку выполнять такое специфичное упражнение в игровой форме, и результат может не заставить себя ждать.
Однако для тяжелых и запущенных случаев дефектов речи необходимо обратиться к специалистам — неврологу, логопеду и дефектологу.
Почему возникают проблемы с произношением буквы «Р»?
Звук «Р» считается одним из наиболее сложных в русском языке. Требует хорошего развития речевого аппарата, поэтому дети начинают произносить его в возрасте 5–6 лет. Если сложности с произношением возникают в более старшем возрасте, это может указывать на следующие проблемы:
- Особенности физиологии языка. Основной причиной проблем с выговариванием становится короткая подъязычная уздечка – язык не может достать до неба для полноценного произношения.
- Недоразвитость артикуляционного аппарата, а именно недостаточная подвижность и амплитуда движений языка. Такая проблема возникает, когда ребенок мало разговаривает или имеются спазмы лицевых мышц.
- Нарушение фонематического слуха. В этом случае дошкольник не только не выговаривает звук, но и замещает его другими буквами, например «Л», «Й», «Г». Возможно наличие сложностей с другими звуками.
- Нарушение дыхательной активности. Проблема часто возникает при патологиях дыхательной системы хронической и острой формы (ринит, аденоиды).
Иногда недоразвитие речевого аппарата, нарушение фонематического слуха и аномалии в строении языка могут вызвать проблемы с другими буквами, которые можно диагностировать значительно раньше, в возрасте 3 лет. Нарушение дыхательной активности, кроме звукопроизношения может стать причиной заикания.
Как научить ребенка говорить букву «Р» расскажет логопед, основные рекомендации:
- Не стоит проводить занятия с детьми до 2-х летнего возраста.
- Чтобы научить дошкольников говорить правильно, с 2 лет можно использовать легкие задания на развитие речевого аппарата.
- Оптимальный возраст для логопедических занятий – 5 лет — когда происходит становление речи.
- Наиболее эффективными будут упражнения в игровой форме, которыми можно привлечь внимание.
- Важно пройти полный курс тренинга для получения результатов и их закрепления.
- Работа с дошкольником должна проводиться ежедневно или по индивидуальному графику, составленному логопедом.
В домашних условиях тоже можно добиться желаемых результатов при помощи специальных тренингов для дыхательного и артикуляционного аппарата.
Упражнения для растяжения подъязычной уздечки
Одна из причин нарушения речи – короткая подъязычная уздечка. Справиться с этой проблемой можно самостоятельно в домашних условиях или при помощи тренировок с логопедом. В тяжелых случаях, при выраженной аномалии, назначается хирургическое рассечение тканей.
Помогут быстро справиться с проблемой неправильного звукопроизношения и растянуть подъязычную уздечку следующие упражнения:
- Качели. Для выполнения дошкольник должен широко открыть рот и языком совершать движения вверх-вниз, доставая кончиком языка до зубов. На верхней и нижней точках рекомендуется задерживать язык на несколько секунд. Аналогичную тренировку следует проводить, двигая языком в стороны.
- Футбол. Существует два варианта выполнения этой задачи. В первом случае ребенок должен дотрагиваться языком до внутренней стороны щеки справа и слева по очереди с легким нажимом. Во втором случае нужно из бинта скатать небольшой шарик и поместить за щеку ребенка, а он выталкивает шарик языком.
- Котенок. Это упражнение будет интересным для детей любого возраста. Достаточно налить в тарелку немного йогурта или другого лакомства, которое дошкольник должен слизать языком, имитируя движения котенка.
- Дотянись. Ребенок должен тянуться языком к кончику носа, затем к подбородку. На пике нужно зафиксировать язык на несколько секунд.
При выполнении занятий на растяжение уздечки языка родителей не должно пугать появление незначительного количества крови. Ее отделение при тонкой уздечке указывает на сильное растяжение или разрыв тканей. При значительном кровотечении следует проконсультироваться с педиатром.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика помогает подготовить речевой аппарат к произношению звука и разогреть мышцы для последующей тренировки. Для успешного произношения звука «Р» важен энергичный выдох. В развитии правильного дыхания помогут мыльные пузыри, различные игры с коктейльными трубочками.
Для развития выдоха также эффективными будут занятия:
- Индюк. Дошколенок приоткрывает рот и кончиком языка водит по верхней губе, издавая звук «бл-бл-бл».
- Маляр. Ребенок языком водит по внутренней поверхности ротовой полости, как бы «окрашивая» стенки.
- Лошадка. Упражнение предполагает щелканье языком по небу.
- Кучер. Дошкольник должен издать звук, будто хочет остановить лошадь. Это звуки бррр, пррр. При этом звук достигается путем вибрационных колебаний губ.
- Грибочек. Кончик языка нужно зафиксировать на небном бугорке на 5–15 секунд.
- Моторчик. Это продолжение предыдущей задачи, так как язык находится в положении «Грибочек». Ребенок старается на выдохе произносить длительное «ДДДД», «ДДДРРРР» и «РРРР».
При условии регулярной работы дошкольник начинает проговаривать звук «Р». Для закрепления эффекта необходима автоматизация звука. Выполнять все упражнения рекомендуется перед зеркалом. Это повысит их эффективность благодаря возможности подражать взрослому через отражение.
Автоматизация звука «Р»
Для автоматизации необходимо научить дошкольника произносить сложный звук в словах. Начинать следует с небольших слов, состоящих из 2–3 букв, как гласных, так и согласных. Например, можно читать такие простые слоги: ар, ор, ур, ра, ура, три, дра, дри, дру и прочее. После того, как освоены простые конструкции, можно приступать к более сложным словам: рубашка, трава, трон, корова, забор.
Сперва дошкольник должен научиться говорить такие фразы по слогам, затем соединять их. После освоения сложных слов с мягкой и твердой «Р» для закрепления эффекта помогут скороговорки с буквой «Р», которые знакомы каждому из детства: про траву и дрова, про Карла и Клару, о Греке и раке и многие другие.
Когда необходимо обращаться к специалисту?
Если ребенок к 6 годам не научился выговаривать звук «Р», следует обратиться за помощью к специалисту. Проблемами звукопроизношения занимается логопед. При неврологической природе проблем речевого развития потребуется консультация логопеда-дефектолога.
В ходе исследования специалисты:
- изучают историю развития ребенка;
- определяют тип речевого нарушения;
- предлагают занятия и другие средства коррекции речи;
- помогают поставить звук и поддержать дальнейшее его закрепление;
- проконсультируют родителей и порекомендуют самостоятельные упражнения.
Совместный труд логопеда и родителей поможет справиться с речевыми проблемами ребенка, поставить правильное звукопроизношение.
Логопедический сад или логопедические уроки в школе
При наличии отклонений в развитии нервной системы и психики у ребенка требуется медикаментозная коррекция состояния. Как правило, назначаются седативные или ноотропные средства. При отсутствии положительных результатов тренировок с логопедом, логопедом-дефектологом и в домашних условиях дошкольник направляется на прохождение медицинской комиссии, которая принимает решение о направлении в логопедический сад.
В школьном возрасте назначаются дополнительные логопедические уроки внутри образовательного учреждения. Таким образом создаются комфортные условия для детей с речевыми недостатками, в которых дошкольники и школьники не будут чувствовать страх, стеснение. Это поможет добиться лучших результатов.
Также потребуется консультация невролога, который поможет определить состояние нервной системы и выявить отклонения, которые мешают нормальному звукопроизношению. Это может быть слабость или повышенный тонус артикуляционного аппарата, проблемы поведенческого характера. Специализированные образовательные учреждения используют программы, которые используются на протяжении всего дня и года обучения. Они позволяют развить речевой аппарат и нормализовать речь.
Детям с проблемами речи необходима консультация психолога и психотерапевта для коррекции психологических и поведенческих проблем, которые мешают нормальному звукопроизношению. При подозрении на дисфункцию слухового аппарата маленький пациент направляется на консультацию к отоларингологу и сурдологу.
Научить ребенка говорить букву «Р» можно как самостоятельно, так и при помощи специалиста – логопеда или дефектолога. Становление звука происходит в возрасте 5–6 лет, и если это не произошло, требуется помощь специалистов. Для развития звукопроизношения используется целый комплекс упражнений по технике правильного дыхания, артикуляционного аппарата и подвижности языка путем растяжения подъязычной уздечки.
Источник: www.baby.ru
Ребёнок не выговаривает звук «р»: что делать? И ещё 10 вопросов логопеду
Мы знаем, что логопед ставит детям звук «р» и учит выговаривать шипящие. А еще успокаивает родителей, которые переживают, что их ребенок не может справиться с произношением. Учитель-логопед, филолог и писательница Ксения Беленкова рассказывает, кому еще нужен такой специалист и чем он может помочь.
1. Кому нужен логопед?
Логопеды, которые быстро ставят звуки, обычно высоко ценятся. Но на самом деле работа этих специалистов не ограничивается постановкой произношения: это лишь вершина айсберга. Для гармоничного развития ребенка, а также для успешного освоения письма и чтения надо развивать и корректировать все стороны речи.
Логопед может помочь со следующими проблемами и задачами речевого развития:
- Работа с грамматическим строем. Например, чтобы ребенок правильно согласовывал слова и не допускал ошибок вроде «волкин хвост».
- Расширение словаря. Речь ребенка не должна ограничиваться узкими рамками бытовых, обиходных выражений — логопед помогает делать речь богаче и выразительнее.
- Совершенствование связной речи и умение использовать развернутые высказывания.
- Формирование фонематического слуха. Дошкольнику крайне важно уметь различать схожие звуки речи («ч-щ», «ж-з», «с-ш»), а также проводить звуковой анализ и синтез (находить место звука в слове и уметь соединять звуки между собой).
- Выстраивание слоговой структуры сложных слов. Некоторым детям сложно произносить конструкции вроде «телевизор» и «велосипед». Вместо этого они говорят, например, «тевизор» и «лесапед». Специалист поможет вернуть все слоги на свои места.
Логопедические ошибки, связанные с нарушением фонематического слуха или зрительного восприятия букв, могут сказаться на учебе ребенка. А своевременная их проработка со специалистом поможет ему успешно освоить программу по русскому языку и литературному чтению.
2. Когда ребенок должен начать говорить?
Темп развития речи для каждого ребенка индивидуален. Если говорить об усредненной норме, то считается, что к трем месяцам ребенок начинает гулить — то есть произносить нараспев гласные звуки. Полугодовалый малыш уже лепечет — произносит слоги «гу», «ма», «па», «ба». К году появляются первые слова, а к двум годам — фразы. И тут есть важное уточнение!
Фраза может быть как развернутой, например «Мама, дай мне попить», так и «неправильной», состоящей из пары так называемых лепетных слов: «Ма, дай». Оба эти варианта укладываются в возрастную норму. Поэтому не стоит паниковать, если ваш ребенок в два года говорит проще и хуже, чем его сверстники. Велика вероятность, что он скоро догонит и перегонит их.
3. В каком возрасте и зачем нужно обращаться к логопеду?
Заниматься звукопроизношением принято с 4–5 лет. Если единственная проблема заключается в том, что ребенок говорит нечетко, можно смело подождать до этого возраста. К 5 годам дети уже в состоянии понять и выполнить все упражнения, необходимые для быстрой и качественной постановки звуков.
Есть ли причины, по которым стоит обратиться к логопеду до того, как ребенку исполнится 4–5 лет? Да. Если к двум с половиной годам в речи ребенка не появились даже простые и неправильные фразы типа «ма, дай», ждать не стоит. Если ребенок не говорит, коррекционную работу нужно начинать с 3 лет, чтобы к школе решить эту проблему.
4. Может ли неговорящий ребенок заговорить сам?
Все мы слышали истории про детей, которые плохо говорили или вовсе этого не делали до школы, а потом их вдруг «прорвало». Стоит ли верить этим рассказам? Скорее нет. Если ребенок вообще не говорит в 3 года, без помощи специалиста эту проблему уже не решить.
К тому же ребенка с серьезным отставанием в речевом развитии могут просто не взять в общеобразовательную школу — ему, скорее всего, предложат коррекционное обучение. Плюс, если к школе ребенок не произносит звук «р», без помощи логопеда он рискует так и не научиться этому.
5. Сколько нужно заниматься с логопедом, чтобы исправить речь ребенка?
По результатам первой диагностики логопед сможет начертить примерный коррекционный маршрут, он индивидуален для каждого ребенка. Работа со специалистом может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Сроки зависят от того, насколько серьезны нарушения. Если речь о постановке пары звуков, то с этим можно справиться за небольшое количество занятий.
Если же у ребенка проблемы с разными аспектами речевого развития, то работать придется долго. Многое зависит от мотивации и от индивидуальных компенсаторных возможностей ребенка. При этом порой сложные диагнозы снимаются быстро, а легкие преследуют человека годами.
6. Может ли родитель самостоятельно поставить ребенку звуки?
Сейчас в сети можно найти много комплексов логопедических упражнений, а также видео с материалами по постановке звуков. Если у ребенка не сильно нарушена речь, родитель сумеет справиться с проблемой самостоятельно, если он достаточно терпелив, дотошен и ответственен.
Но даже логопед не всегда может профессионально и быстро справиться с подобной задачей, а тяжелые речевые нарушения встречаются гораздо чаще легких.
Как и любое ремесло, логопедия и звукопостановка — дело опыта. После этапа постановки звука следует не менее важный период автоматизации звука. Это последовательная работа, в которой нельзя перепрыгивать через необходимые ступеньки.
Пробуйте работать со звуками сами, если это дает быстрый и качественный результат. Не получается? Не изводите ребенка найденными в интернете упражнениями и обратитесь к специалисту, который подберет ему индивидуальный комплекс.
7. Как выбрать специалиста, который сумеет помочь вашему ребенку?
Ориентируйтесь на его предшествующий опыт и отзывы. Смотрите, установился ли между ним и вашим ребенком контакт, ведь во время такой работы крайне важен человеческий фактор. И главное — наблюдайте за динамикой: первые результаты занятий должны появиться практически сразу!
8. Специалист рекомендовал подрезать подъязычную уздечку. Это правда необходимо?
Длинная (растянутая) уздечка нужна для произношения звуков «верхнего подъема» («л», «р», «ш», «ж»). Язык находится наверху, когда мы их говорим. Если уздечка короткая, она тянет язык вниз, и он просто не дотягивается до неба, звуки не получаются. Некоторые логопеды в этом случае сразу направляют ребенка на подрезание (рассечение) уздечки: эта мера помогает ее удлинить.
Если подрезать уздечку языка рекомендовал логопед, но его мнение не подтвердил ортодонт или стоматолог, стоит проконсультироваться еще с одним, а лучше даже с парой специалистов. Не все логопеды одобряют такие радикальные меры. Как уже было сказано выше, подъязычную уздечку подрезают (рассекают), чтобы удлинить. Но короткую уздечку можно растянуть и с помощью специальных артикуляционных упражнений.
Однако в этом случае стоит подготовиться к тому, что период работы с логопедом растянется, и уделить этому должное внимание. Но если родитель ждет быстрых результатов, не готов посвящать по 10 минут в день специальным упражнениям с ребенком, решение подрезать уздечку может быть уместным. По сути сама эта операция несложная — все заживает буквально за неделю, длительное восстановление не требуется, даже швы снимать не надо.
9. В каком возрасте исправить звукопроизношение уже не получится?
Научить человека правильно произносить звуки можно в любом возрасте. Даже взрослый может прийти к логопеду, чтобы исправить тот или иной дефект. Поставить звук ученику средней и старшей школы хороший логопед сумеет за одно-два занятия. Трудности будут поджидать позже — на этапе автоматизации. Когда человек всю жизнь произносил звук неправильно и это уже закрепилось в его речи, потребуется много трудиться и сильно себя контролировать, чтобы это изменить.
Можно, к примеру, правильно декламировать стихи, но в обиходной речи, которую сопровождают эмоции, человека еще долго будет преследовать привычный, но неправильно сформировавшийся навык. Если же ребенок сильно мотивирован (к примеру, он выбрал профессию, для которой необходима правильная речь), он со всем справится.
10. Когда нужно учить ребенка читать?
Обучать ребенка чтению нужно только после того, как ему исправили звукопроизношение. Если же ребенок коверкает звуки, то и читать будет неправильно, например путать «с» и «ш», «б» и «п», если смешивает их в речи или не различает на слух.
Как избавиться от путаницы? Во-первых, произносить буквы как звуки: «р», а не «эр», «л», а не «эл».
Второе правило: читать нужно не по буквам, а по слогам. И первый навык, который стоит помочь закрепить ребенку, — слияние согласного и гласного звуков.
Многим легко дается освоение грамоты по «Букварю» Надежды Жуковой.
11. Полезно ли для ребенка раннее развитие?
Искреннее желание ребенка всегда стоит удовлетворять! Если в 2 года малыш хочет учить буквы, а в три — таблицу Менделеева, дайте ему эту возможность. Хуже, когда ребенок хочет играть (а игра — это ведущая развивающая деятельность для дошкольника), но родитель настаивает на том, чтобы обучать его тому или иному. Ребенок еще не различает звуки на слух, не умеет их правильно произносить, а его уже учат читать, писать и говорить на нескольких языках.
К сожалению, это лишь усугубляет проблемы, и в какой-то момент ребенок рискует не перегнать сверстников по уровню развития, а остаться далеко позади них. Поэтому важно бережно относиться к индивидуальным темпам развития ребенка. Не перегружайте его, оставляйте ему возможность проявлять личную инициативу, находить мотивацию, демонстрировать интерес — и тогда он сможет использовать свой потенциал по максимуму.
Фото на обложке: РИА Новости / Алексей Куденко
Источник: mel.fm