Во сколько месяцев ребенок начинает держать предметы
За счет хватательного рефлекса ребёнок может держать игрушку уже с двух-четырех недель с момента рождения. Он делает это непроизвольно и не может контролировать движения. Если дать крохе маленький предмет, он ухватит его неосознанно и будет держать, как мамин палец. Самостоятельно разжать пальцы в этом случае новорожденному невозможно, поэтому это придется сделать взрослому.
Для привлечения внимания ребенка в первые месяцы жизни используйте яркие игрушки, которые держите на расстоянии 30-50 сантиметров от лица младенца, чтобы тот заметил предметы. В этом возрасте отлично подходят цветные погремушки. Но не выбирайте слишком шумные изделия и не используйте резкие звуки, иначе кроха может испугаться.
Кроме того, малышам до пяти-шести месяцев не рекомендуется давать тяжелые погремушки и предметы, иначе при игре он может уронить игрушку и ударить себя. После двух месяцев младенец может удерживать компактные вещи в руке, изучать и тянуть в рот. А когда ребенок начинает держать погремушку или другую игрушку в руке осознанно, узнаем далее
Раннее развитие. Упражнение — Держим погремушку
Когда ребенок сам берет и держит игрушки
После четырех месяцев малыши начинают осознанно хватать и брать предметы, которые попадают в поле зрение крохи. Кроме того, ребёнок притягивает игрушки и даже пытается трясти. Он хватает изделие, которое расположено на уровне глаз. Сжимает игрушку и усердно тянет ближе к себе, пытается засунуть в рот. Кроме того, детки могут стучать по подвешенным погремушкам.
После пяти месяцев ребенок начнет сам брать предмет с кровати или с пеленального столика, зажимать двумя руками и постепенно переходит на использование только одной руки. После полугода малыш должен уметь одновременно держать разные предметы в каждой ручке. При этом он уверенно берет желаемую вещь только одной рукой из положения лежа на животе, боку или спине.
После пяти-шести месяцев малыши могут самостоятельно играть погремушкой, держать и трясти, выбирать понравившуюся игрушку и отталкивать другие. Кроме того, он может сам снять носок с ноги и сцеплять ручки между собой. В этом возрасте важно обеспечить максимальную безопасность для ребенка, ведь он может схватить проходящее мимо животное за хвост, укусить тюбик с кремом и так далее.
Помните, что для каждого ребенка характерно индивидуальное развитие. И если он в четыре месяца еще не может удерживать или хватать игрушку, не нужно паниковать. Нужный навык сформируется чуть позднее. Однако вы можете помочь освоить данное умение при помощи легких упражнений.
Как научить ребенка держать предметы в руках
Выполняйте занятия в виде игр, используйте разговоры, стишки и потешки. Будьте в хорошем настроении, не повышайте голос, не кричите и не раздражайтесь, если у крохи что-то не получается;
Когда ребенок начинает держать игрушку в руках
Выбирайте время для игр и занятий, когда малыш здоров и спокоен, сыт. Важно, чтобы кроху ничего не отвлекало и не беспокоило. При этом не оставляйте малыша одного с игрушкой, иначе он может травмироваться!;
Выполняйте упражнения по очереди для каждой руки, чтобы не сформировались навыки только правши или левши;
Чтобы научить кроху сцеплять ручки, регулярно соединяйте руки грудничка, чтобы он почувствовал сжатие пальцев. Хорошо помогает обвивание руками какого-нибудь предмета, например, погремушки или бутылочки для кормления;
Заинтересуйте ребенка яркой игрушкой. Поводите изделием перед лицом, погремите. Когда младенец заметит интересную вещь, начнет следить взглядом, вложите предмет в ручку. Кладите изделие поперек ладони между большим и другими пальцами. Помогите крохе соединить пальчики и обхватить игрушку. Сначала он будет держать вещи недолго, но постепенно период фиксации увеличивается;
Когда ребенок уже крепко и продолжительное время держит игрушку, разнообразьте упражнения. Начните тянуть предмет, пытаясь отобрать. Это улучшит реакцию крохи и увеличит напряжение в мышцах. В качестве развивающей игры используйте лоскутный коврик с крепко пришитыми крупными пуговицами, бусинами и прочими подобными изделиями;
Чтобы выработать хватательное движение, подвешивайте яркие изделия рядом с одной из ручек. Пусть кроха проявит самостоятельность и развивает движения;
Помогайте малышу трясти погремушку и сжимать пищащую игрушку. Он запомнит движения и будет повторять самостоятельно. А чтобы развить навык перекладывания предмета из одной ручки в другую, подводите свободную ручку к занятой, давайте дотронуться до вещи;
Обязательно хвалите кроху, когда тот смог выполнить задание. Это позволит малышу радоваться и осознавать успех, а также станет стимулов для последующих занятий;
Следите за чистотой игрушек, ведь малыши тянут каждый предмет в рот, особенно в период прорезывания зубов. Поэтому нужно регулярно стирать или мыть изделия, а пластмассовые, резиновые и стеклянные вещи – стерилизовать.
Какие игрушки выбрать ребенку
Мы узнали, в каком возрасте ребенок должен начать брать и держать в руках предметы. Но для формирования навыков и безопасности нужно правильно подобрать игрушки. Подходящим вариантом для первых занятий станет погремушка. Выбирайте изделия с длинной ручки около 15 сантиметров. Затем постепенно переходите на более мелкие вещи.
Игрушки должны быть яркими и музыкальными. Выбирайте красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета. Используйте предметы с разной формой и фактурой. Это также развивает тактильные ощущения и мелкую моторику, формирует предпочтения и вкус. Погремушка будет полезна в первый месяц жизни крохи даже при условии, что он еще не умеет держать предметы.
Малыши уже реагируют на звук.
В первые шесть месяцев для крохи хватит две-три погремушки разных цветов и размеров, одна-две подвесных игрушки, которые вешают в кроватку или коляску. Дополнительно можно использовать музыкальный мобиль, но он нравится не каждому ребенку. Если вы используйте музыкальные подвесные изделия для детей до двух лет, подвешивайте мобили и подобные игрушки не ближе, чем на 40-50 сантиметров, чтобы кроха не испугался.
К полугоду можно взять движущиеся игрушки и развивающие изделия, разные по текстуре. Но они не должны издавать слишком громкие и резкие звуки, быть большими, не должны быть объемными и тяжелыми, чтобы не испугать и не травмировать кроху. Кроме того, малыш должен легко и удобно держать предметы.
Источник: next4u.ru
Почему ребенок выставляет игрушки в рядочки
Зачастую за невинной детской педантичностью и аккуратностью кроется немало проблем. Первые «звоночки» появляются еще в детском возрасте, когда ребенок исключительно по своему желанию, выставляет игрушки в рядочек. Однако стоит ли беспокоиться, если при этом он не реагирует на обращения, не реагирует на советы изменить тактику и продолжает с завидным упорством раскладывать в ряд машинки и куклы, на что указывает этот признак?
Зачем и для чего дети это делают
Если вы стали замечать, что ваш малыш в 2-2,5 года целенаправленно и самостоятельно (причем, без вашего указания) решает выстроить свои игрушки в ряд, то это может выступать в качестве одного из признака аутизма. Конечно, патология не ставится исключительно по данному признаку, поскольку специалисты учитывают и массу иных «сигналов», прежде чем поставить диагноз. В частности, если сын или дочь идет всегда на контакт, не обладает блуждающим взглядом, а также вы видите, что он понимает и слышит то, что ему говорят, то это 100% не аутизм.
Определить истину, является ли данный признак симптомом аутизма или иного неврологического расстройства, довольно сложно. Некоторые специалисты говорят о том, что выстраивание игрушек в ряд — это точный показатель проблем у малыша. Но, как известно, во всем есть исключения.
Некоторые дети занимаются выстраиванием и упорядочиванием вещей только в целях игры. Данное занятие является способом того, каким образом действия малыша влияют на окружающий мир. Следовательно, в ряде случаев он получает чувство контроля и власти над тем, что его окружает.
Что должны предпринять родители
В ситуации, когда организации становится навязчивой идеей, а также повторяется с регулярной периодичностью, то это должно насторожить родителей.
В любом случае не стоит делать родителям поспешного вывода. Перед тем, как вешать «ярлыки», следует показать малыша квалифицированным специалистам. Если выстраивание игрушек все же определено как признак аутизма, то, чем раньше родители покажут ребенка врачу и начнут лечение, тем легче справиться с болезнью и не допустить осложнений.
До тех пор, пока он не будет полностью обследован у специалиста, говорить о наличии или отсутствии у него проблем с неврологией, не стоит. Лучше родителям не беспокоиться просто так. Ведь выиграть от лишней навязчивой идеи вряд ли удастся, да и малыш становится от подобного поведения мамы и папы более беспокойным.
В случае если по отношению к поведению малыша соседи или родственники делают свои собственные замечания, ставят диагнозы, то это один из признаков перестать на время с ними общаться.
Действительно, в ряде случаев стремление и маниакальное желание построить игрушки в один ряд может выступать в качестве признака простого перфекционизма у малыша. Кроме того, специалисты называют данный навык, несмотря на опасение взрослых членов семьи, обычной необходимостью для выстраивания личных границ. Сортировку следуют развивать с тем, чтобы дети умели в будущем решать математические задачи, логически выстраивали собственные мысли.
Как помочь, если беда налицо
Если малыш выстраивает игрушки в ряд, не реагирует на присутствие взрослых, не может сконцентрироваться на одном деле, то важно помочь ему в преодолении такой проблемы. Для этого запишите ребенка на прием к специалисту, который, во-первых, способен поставить диагноз. Во-вторых, важно окружить малыша заботой и не давить на него, стремясь устранить подобную тягу к расположению вещей и игрушек исключительно по своим местам. В-третьих, родителям стоит держать «руку на пульсе», а в случае необходимости, предпринять все меры (в том числе и которые включают прием медикаментов), которые помогут малышу стать частью общества, даже с диагнозом Аутизм.
Следовательно, если ребенок просто выстраивает предметы в ряд — это ровным счетом ничего не значит, кроме того, как овладевание им новым навыком. Однако если его постоянное и неотступное «предпочтение» упорядочивать предметы кажется вам подозрительно настойчивым, то для обретения собственного спокойствия все же посетите с ним врача и пройдите тест конкретно на расстройство аутистического спектра, а также другие клинические тесты, которые предназначены для диагностики и дифференциации нервно-психических состояний у детей дошкольного возраста.
Все изображения взяты из открытых источников
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
В написании статьи участвовал(а)
Гамбург Анастасия Михайловна
Источник: neurospectrum.ru
11 признаков правильного развития мелкой моторики
Давно доказано: мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Чтобы малыш вовремя заговорил, следите за развитием его рук, особенно до года. Лучше распознать отставание и вовремя начать упражнения, чем потом не вылезать от логопедов. Так чего и когда ждать от детских ручек?
Сжатые кулачки и хватательный рефлекс
Когда малыш рождается, его кулачки плотно сжаты – это проявление повышенного тонуса мышц, который проходит к 1-2 месяцам. Родителей забавляет и хватательный рефлекс (угаснет с 3 месяцам): вложите свои пальцы в ладошки малыша, и он вцепится в них так, что его можно будет даже приподнять!
Хаос движений и знакомство с руками
Беспорядочно молотить руками – любимая забава крох в первые месяцы жизни. К 2 месяцам дитя догадывается, что эти мельтешащие перед глазами штуки – его ручки! Что с ними делать? Сначала рассматривать, а затем – научиться управлять. Крошка начинает неосознанно хватать всё вокруг.
Вкусные пальчики
В 3 месяца малыш не вынимает пальчики изо рта – важный этап знакомства с руками. А вот хватать игрушки не выходит, но кроха старается. Пришло время игр на развивающем коврике – он будет подолгу бить руками по подвескам. Победа! Игрушка схвачена, и малыш долго не выпускает её, ещё не понимая, что делать дальше.
Осознанное хватание и мир осязания
Координация всё лучше, к 4 месяцам малыш осознанно хватает игрушки и тянет их в рот. В это время можно окружить его разными на ощупь предметами: тканями, пластмассовыми погремушками, силиконовыми прорезывателями, массажными мячиками – крошке понравится их щупать. Мир тактильных ощущений открыт!
Из руки в руку
А рук-то, оказывается, две! Как интересно перекладывать игрушку из одной в другую! А что будет, если постучать ею об стол? В 5,5-6 месяцев тишину в доме нарушит этот грохот – малыш активно познаёт мир звуков. Самое время помочь ему развить координацию: «ладушки» приведут его в восторг.
«Пинцетный» захват
В 7-9 месяцев вы заметите: малыш «ковыряет» бамперы на кроватке указательным пальчиком. А вскоре учится, как ювелир, брать погремушку указательным и большим. С таким навыком интересно узнавать границы дозволенного: хватать маму за волосы и нос, пытаться снять с неё очки.
Две руки в действии
К 8 месяцам малыши хорошо осваивают манипуляции с предметами, могут держать в каждой руке по предмету, стучать ими друг о друга, пробовать складывать в ведро. Но скоро крохе наскучит и это! Вы ещё не играли в «я бросаю на пол, ты поднимаешь»? Готовьтесь!
Показываем пальцем
Осознанной речи ещё нет, но к 9 месяцам малыш узнаёт некоторые предметы и показывает на них пальчиком. Знает, где у мамы носик и глазки, по просьбе подаёт предметы и берёт их из рук родителей.
Действия по назначению
Около 10 месяцев малыш уже не просто трясёт и бросает игрушки. Машинку он будет катать по полу и крутить пальчиком её колёсики, попробует поставить кубики друг на друга. В это время вы заметите, что одна из рук становится доминирующей.
«Тонкая» работа
Примерно к 11 месяцам малыш осваивает переворачивание страничек в книге. Купите ему пазлы с крупными деталями, резиновые книжки для купания, бизи-борд с подобными элементами… Как минимум полчаса на личные дела у вас точно появится!
Осваиваем сыпучие
Близится первый день рождения. Малыш уже достаёт и складывает игрушки в корзину, соединяет детали конструктора, надевает колечки на пирамидку. Пора подключать игры с мелкими предметами (под вашим присмотром!): перебирать руками камушки, фасоль, горох, макароны. Летом – лепить куличики из песка. Такие занятия спровоцируют очередной скачок в развитии мелкой моторики, а значит, и речи.
Источник: detstrana.ru