Почему в одних церквях просфоры раздают после причастия, а в других выдают их после службы кусочками? Почему их где-то выдают только за записки и не дают просто так?
Слово «просфора» в переводе с греческого означает «приношение». В древности просфор не было, брали просто хлеб. Потом постепенно стали готовить специальный хлеб, с печатью наверху, и просфоры эти могли готовить все члены общины. В те времена каждая женщина могла сама испечь просфору и принести ее в храм.
Эта просфора приносилась священнику, который из нее вынимал частички для Литургии, а женщина, не давая даже никаких записок, просто ему говорила: батюшка, пожалуйста, помолитесь о здравии таких-то и таких-то, — и называла имена, а священник вынимал частички за этих людей. Потом так же за упокой.
Сейчас уже нет возможности приходить к священнику со своей просфорой и просить его вынуть частички по вашей записке. У нас теперь ищут какую-нибудь просфорницу, которая бы за деньги пекла тысячи просфор, а мы их потом за деньги продаем. Конечно, смысл остается прежним, потому что это есть по существу наша жертва, когда мы даем деньги за просфору.
Что такое просфора и как ее употреблять? Как правильно молиться: по молитвослову или своими словами?
Не следует думать, что мы ее покупаем и таким образом платим за что-то. Ввиду того, что у нас храмов было сравнительно мало, а в России было очень много верующих, приходилось менять формы нашего участия в Литургии и как-то их унифицировать. Пришлось этот чин сделать достаточно формализованным. Тем не менее, смысл остается тем же самым. Мы жертвуем деньги вместо хлеба и вина, вместо продуктов, и Литургия совершается на церковных просфорах.
Другими словами смысл просфоры в том, чтобы отслужить Литургию и вынуть из нее частицы о здравии и за упокой, а не в том, чтобы съесть ее после службы. В разных храмах по-разному поступают с использованными просфорами, в этом отношении нет никаких строгих правил, видимо это Вас и смущает.
Что касается «кусочков», как Вы их называете, то это «антидор», (букв. вместо дара), так называются части просфоры оставшейся после вырезания «Агнца». В древности, антидор раздавали христианам, отлученным за какие-либо грехи от причастия. Отсюда и название «вместо дара» т.е. вместо Причастия. Раньше таких христиан были единицы, все остальные причащались.
Сейчас ситуация противоположная. Причащаются единицы, большинство же приходит просто послушать службу. Как следствие, особое значение получают, по сути, второстепенные вещи, такие как просфоры или свечи.
Разве не странно, людям предлагается Тело и Кровь Господа, а они к Нему не идут, но плачут, если им хлебушка из алтаря не досталось? Мне лично это непонятно.
Если говорить грубо, то просфоры, это «эрзац», суррогат Причастия. Не лучше ли почаще Причащаться и вкушать действительно духовную пищу, чем переживать по поводу того, что дается просто в утешение, отлученным от Таинства.
На этой странице сайта Вы можете задать любой вопрос, связанный с Православием или Казанской епархией. Обращаем Ваше внимание на то, что редакция сайта не считает обязательным давать ответы на вопросы, носящие провокационный характер. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.
как есть ПРОСФОРЫ.
На вопросы отвечают священнослужители Татарстанской митрополии. Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.
Источник: tatmitropolia.ru
О просфоре и святой воде
В нашей жизни хлеб занимает особое место. Он является символом всякой пищи и тех трудов, которые необходимы для ее добывания. ”В поте лица твоего будешь есть хлеб” (Быт. 3, 19), – некогда сказал Бог Адаму.
Есть в хлебе и религиозная символика. Господь Иисус Христос называл Себя ”Хлебом Жизни” (Ин. 6, 35), говорил, что ”ядущий хлеб сей будет жить вовек” (Ин. 6, 51).
Наконец, Он благоволил хлебу, весьма близкому по составу к человеческой плоти, быть в Таинстве Евхаристии пресуществляемым в Тело Свое: ”Иисус взял хлеб и благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое»(Мф. 26, 26).
Хлеб, состоящий из многих зерен, олицетворяет собою Церковь – Единую при множественности ее членов. Помимо Евхаристического Хлеба, Православная Церковь содержит несколько видов хлеба освященного.
Просфора (приношение – греч.) – это белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением святой воды. Название происходит от обычая первых христиан приносить для совершения Евхаристии хлеб из дома. Сейчас просфоры готовят при церквях. Они состоят из двух круглых частей, в ознаменование двух естеств Христа. На верхней части ставится печать с изображением Креста (на монастырских просфорах встречается изображение Божией Матери или святых).
Во время Божественной Литургии из одной (агничной) просфоры особым образом вырезается прямоугольная часть – Агнец, который впоследствии будет пресуществлен в Тело Христово. Из других просфор, меньших по размеру, извлекают частицы в память членов Земной и Небесной Церкви; эти частицы в конце Литургии опускаются в Кровь Христову. Малые просфоры положены тем, кто подавал в алтарь поминальные записки.
Обрезанные части агничной просфоры называются антидором (”вместодарие” – греч.). По Уставу, их вкушают люди, не причащавшиеся Святых Тайн.
Артос (квасной хлеб – греч.) – хлеб, освящаемый в Пасхальную ночь. Во всю Светлую Седмицу артос – символ Воскресшего Христа – пребывает на аналое напротив Царских Врат алтаря и ежедневно износится на пасхальные крестные ходы. В Светлую Субботу его с особой молитвой раздробляют и раздают богомольцам. Народное благочестие усвоило артосу и крещенской святой воде значение посильной замены Святых Даров для умирающих, не могущих причаститься.
И просфоры, и артос, и антидор полагается есть натощак, с молитвой. Хранить освященный хлеб надо в чистой посуде отдельно от прочих продуктов. По традиции артос делят на мелкие части и потребляют в течение года, от Пасхи к Пасхе.
Молитва на принятие просфоры и святой воды.
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь
Святая вода
Вода — важнейший элемент мироздания, тварного бытия, необходимейшее условие жизни и в космосе, и в самом мельчайшем теле. Вода необходима нам в конкретных, «земных» потребностях прежде всего из-за своего очищающего действия. Без очищения любой из нас через день-два будет чувствовать себя весьма гадко из-за грязи телесной. Уже через день-два без воды мы почувствуем и отсутствие целительной силы воды — нас охватит жажда, начнется упадок наших физических сил.
И уже в древности вода стала служить и духовному нашему очищению, духовному нашему возрождению, духовному нашему исцелению от болезней и появлению духовных целительных сил, насыщению нашей духовной жажды.
В словаре В. Даля больше пяти страниц мелкого шрифта описывают слова, связанные со значением воды (от водицы и водочки до водочерпа и водоямины). А в словаре протоиерея Г. Дьяченко говорится о воде богоявленской («освященная накануне и в самый праздник Богоявления или Крещения Господня. Она изображает воду иорданскую, освященную погружением в ней крестившегося Иисуса Христа»), крестильной («освященная при совершении Таинства Крещения»), розовой («разбавленной душистым соком, извлеченным из цветка розы. Она употребляется в смеси с вином при освящении святых престолов в храмах, — изображает то благовонное миро, которым сестра Лазаря Мария помазала ноги Иисуса Христа, а Иосиф с Никодимом все тело Его при погребении»), теплой («теплота — это чистая родниковая вода, нагреваемая в церкви и вливаемая в святую Чашу с Телом и Кровью Христовыми для придания Им естественной теплоты тела и крови»), святой («над ней совершено священником молитвенное освящение по чину малого освящения воды»), воде очищения («особо приготовленная»… с «особым назначением», упоминается в Ветхом Завете). У католиков мы можем встретить григорианскую воду (смешанная с пеплом, солью и вином) и воду различных святых (францисканскую, екатерининскую…).
По отношению к воде Крещенской, Великого Освящения, употребляют слово «Агиасма» (корни которого уходят в значение скинии, храма, святыни. Фактически, в момент Крещения и празднования годовщины этого великого события, вся вода на Земле становится Агиасмой. По отношению к воде «Малого освящения» можно встретить и словосочетание «Малая агиасма».
Этим указывается на значение этой требы, единство действий священника (очищение от нечистоты, греховности, скверны и темных сил облагодатствованной воды, сообщения ей духовных энергий) и в Великом, и малом и в действиях по совершению подготовки воды к Таинству Крещения. Поэтому такое благоговейное отношение к освященной воде, поэтому и такие её свойства. Еще в антиохийской проповеди 387 года св. Иоанн Златоуст говорил: «В этот праздник в полночь все приносят её домой и хранят весь год качество этой воды не портится от продолжительного времени целый год, а часто 2 или 3 года она остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает воде, только что взятой из источника…». По Церковным правилам освященная вода «если и выливается, то только в «непопираемое ногами место»
Обычно православный человек утром, после прочтения утренних молитв, испивает освященную воду (и неважно один или пять глотков он выпил) и съедает кусочек просфоры или артоса с молитвой (« Да будет святая Твоя Крещенская вода…»), и затем, благословясь, начинает грядущий день.
В тех местах и обстоятельствах, когда невозможно Причащение, верующие люди через святую воду и хлеб присоединяются к Божественной Благодати, к Святыне. Необходимо также кропить освященной водой и себя при различных труднообъяснимых греховных влечениях, болях, бессоннице, раздражительности и проч., помня, однако, что не сама по себе освященная вода (как и крестик, и иконка, и мощевик) исцеляет. Важно не поклонение, а почитание, не магия, а церковная жизнь.
Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.
Вы можете поделиться этой статьей в сети:
1 1
Источник: hramsergiy74.ru
Что такое артос, в чем различие между этим церковным хлебом, антидором и просфорой — объясняем современным языком
Артос раздают один раз в год — после литургии Светлой Субботы. В 2024 году — 11 мая. Нередко, увы, можно видеть, как некоторые стремятся взять побольше, иные – даже оттесняют других, стремясь получить «святыньку», часто даже не очень понимая, в чем святость этого хлеба. Между тем, такое неблагочестивое поведение – оскорбление как его, так и древней, идущей еще от Апостолов, традиции.
Что это
А́ртос (ударение на первую букву) — греческое слово означает, собственно, «хлеб». В церковной практике это – особый хлеб, который «участвует» в службах на Пасхальной седмице. Таким образом, это, конечно, не обычный хлеб, а святыня.
«Участник» богослужений и крестных ходов Светлой седмицы — артос. Фото пресс-службы Ижевской епархии
Чем отличается от антидора и просфоры
Прежде всего – тем, что это, согласно церковному Уставу, «всецелая просфора», то есть из нее не вынимаются частицы, как из просфоры обычной. Этим артос отличен:
- от антидора (просфора, средняя часть которой была вынута для совершения Евхаристии и претворилась в Тело Христово);
- от других просфор, из которых отделяются малые части в честь Богородицы, святых, живых и усопших христиан.
Проскомидия в алтаре
Так выглядит антидор — части Агничной просфоры, оставшиеся после того, как священник вырезал на Проскомидии ее сердцевинную часть — Агнца. Серцевина просфоры потом освящается Евхаристической молитвой и прелагается в Тело Христово, остатки — раздаются верующим после службы.
Кроме того, артос еще и больше обыкновенной просфоры:
- у греков он – размером примерно как хлебы, освящение которых обычно бывает на всенощном бдении;
- в России это традиционно очень большая просфора.
Если частицы антидора раздают после Причастия, а обычные просфоры можно взять в церковной лавке после богослужения, то артос верующие берут только в субботу Светлой Седмицы по окончании литургии.
Так выглядит артос — Пасхальный хлеб, кусочки которого раздают верующим в Светлую субботу
Традиционно считается, что «по благодати»:
- выше всех других церковных хлебов стоит антидор, по словам свт. Симеона Солунского, «как запечатленный копием и принявший Божественные слова»( детали);
- за антидором следует артос, как Пасхальный хлеб;
- и, наконец, как говорят в церковной практике, «вынутая» просфора, от которой отделялись частицы с молитвой за живых и усопших.
Схема. Проскомидия. Просфоры: 1. Агничная 2. Богородичная 3. Девятичинная 4. Заздравная 5. Заупокойная
История и традиции
Считается, что обычай полагать на столе хлеб в честь Господа идет от Апостолов, а возникла очень рано – возможно, сразу по Вознесении Христа, когда Он, воскресший, восшел от учеников на небеса. С тех пор Апостолы, собираясь, оставляли одно не занятое место и клали против него на столе хлеб – как знак присутствия с ними Учителя. По окончании же трапезы они с молитвой «воздвигали» (поднимали вверх) этот хлеб, посвящая его Господу, а затем разделяли между собой.
Традиция следования Апостольской практике родилась, вероятно, в монастырях, откуда «родом» и нынешний действующий Устав (он называется Иерусалимским, так как впервые появился в Палестине, в лавре прп. Саввы Освященного). Самое раннее упоминание об артосе содержится в Уставах XII в.
В России до середины XVII в. принято было освящать его во алтаре, до начала первого (ночного) богослужения Пасхи. А в современной практике артос освящают уже по окончании пасхальной литургии.
Освящение артоса на ночной Пасхальной литургии. Фото пресс-службы Симбирской епархии
Устав предписывает в монастырях на трапезах Седмицы после Пасхи полагать этот освященный хлеб или на отдельно стоящий небольшой стол, или даже – на свободное место за столом братии. По окончании трапезы издревле пели пасхальные песнопения, молясь Христу Воскресшему, прикладывались к освященному хлебу. Соблюдается эта традиция и сейчас.
Ну а в приходских церквях пасхальный хлеб все дни Светлой Седмицы стоит перед открытыми царскими вратами.
Пасхальный хлеб — артос — перед открытыми царскими вратами
Его же несут на крестных ходах. В Светлую Субботу артос разделяют на части и раздают прихожанам.
При этом, если приход (или монастырь) очень большой и хлебов требуется много:
- выпекать их начинают задолго до Пасхи, иногда же – еще до начала Великого Поста; затем хранят в особом месте, причем правильно приготовленные, такие хлебы могут сохраняться свежими даже до нескольких месяцев;
- раздробляют их на части тоже не в Светлую Субботу, а много раньше; при этом читаются особые молитвы.
Печать для пасхального хлеба
В современной практике Русской Церкви вверху артоса чаще всего – изображение Воскресения Христа, а также текст пасхального песнопения: «Христос новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира». Такова установившаяся традиция, хотя по Уставу на артосе изображается крест, а не образ Воскресения.
Печать на артосе — пасхальном хлебе
Есть также приходы, где на пасхальном хлебе:
- положенное Уставом изображение Креста;
- традиционные для Пасхи буквы «ХВ» («Христос Воскресе»).
Когда раздают в церкви
Получить артос можно после литургии субботы Светлой седмицы. Раздроблять и раздавать артос именно в этот день – также древняя иноческая традиция. В отличие от просфор, которые можно взять даром или за небольшое пожертвование в церковной лавке, артос, либо его частицы «приобрести» нельзя, а можно лишь получить в Светлую Субботу.
Как, где и сколько хранить
Полученные части можно раздробить на небольшие кусочки, высушить и благоговейно хранить у икон. При этом необходимо беречь освященный хлеб от сырости, плесени, поэтому держать его лучше или в полотняном, или в полиэтиленовом, но открытом для доступа воздуха мешочке. Не стоит также:
- думать, что артос можно заменить Причастие (подобные заблуждения были распространены в России еще в XVIII в., однако Синод в 1723 г. признал такое мнение ложным);
- хранить артос до следующей Пасхи – так святыня может и испортиться.
С какой молитвой принимать
Традиционно артос вкушают натощак, запивая святой водой. Однако, если необходимо – например, человека охватило уныние, он болен, находится в горе – принимать артос можно в любое время. При этом традиционно обязательно:
- совершить крестное знамение;
- произнести «Христос Воскресе» или полностью пасхальный тропарь.
Кроме того, при принятии артоса читается молитва, обычная при вкушении просфоры и святой воды. Вот ее текст:
«Господи Боже мой, да будет дар Твой святой и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами ПречистаяТвоею Матери и всех Святых Твоих. Аминь».
- Объясняем:Антипасха — этот праздник не против Пасхи+информация о следующих праздничных датах
«Что дает употребление артоса?»
Вот что говорится об этом в особой молитве священника в Светлую Субботу, разделяя хлеб на части:
«…да все вкушающие от него телесного и душевного благословения и здравия сподобятся благодати и щедротами Твоего человеколюбия».
А это обращение митрополита Симбирского и Новоспасского (2015—2019) Анастасия к своей пастве:
«Сегодня в наших храмах раздается артос. Этот благословенный хлеб дается нам, чтобы мы помнили, что в жизни нашей есть великая радость общения с Господом. Артос мы можем хранить как просфору и принимать утром, но ни в коем случае нельзя путать его с Телом Христовым. Тело Христово человек получает в храме Божием за Божественной литургией. А этот артос несите в свои дома, храните его как благословение Божие, и когда вам грустно, потребляйте этот благословенный хлеб. Апостолам в Эммаусе преломление хлеба даровало познание Господа, и нам, грешным, в такие минуты Господь будет открывать Свое сердце»
«Христос Воскресе!» – произносит христианин, вкушая пасхальный хлеб. И вот уже отступает уныние, легче становится ноша житейских скорбей, в жизнь входит неземная радость, и вновь душа осязательно убеждается: воистину воскресе Христос!
Наталья Сазонова
Отзывы
«Я в прошлом году когда чувствовала, что заболеваю, всегда старалась съесть небольшой кусочек артоса. С молитвой, верой и святой водичкой. Я не помню, чтобы после этого болезнь продолжала развиваться, скорее наоборот я шла на поправку» (Оксана)
«Как я понимаю, артос это не таблетка от болезней физических. В первую очередь он помогает излечению духовному, если душа будет крепнуть в общении с Богом, то по цепочке могут излечиваться и страшные болезни если они уже не нужны человеку как смиряющий фактор… Перво-наперво: это очищение сердца и молитва, ну а всякие вспомогательные средства такие как святая вода, просфоры и артосы – это уже вторично, не столь главное. Главное – к Богу!» (Тимофей).
Советуем почитать:
Протоиерей Михаил Желтов, Ю.И. Рубан. Артос // Православная энциклопедия. Т. 3. С. 470-472.
Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях — нам будет приятно:-)
Похожие записи:
- Бог Святой Дух в Библии и в жизни современного православного
- Катафазис и апофазис
- Что такое совесть с библейской точки зрения
- Простыми словами о том, что такое антидор и как употреблять церковный хлеб, который путают с артосом и просфорой
Источник: pravslov.ru