Когда изобрели лодку в каком веке

Можно назвать несколько причин, подтолкнувших человека к освоению водной стихии. Древние люди часто переходили с одного места на другое и должны были во время своих странствований тащить на себе свои пожитки. Стараясь облегчить эту непростую работу, они стати задумываться о средствах передвижения и прежде всего научились использовать в своих интересах силу воды. Кроме того, в местах, которые находились на берегу морей или больших рек, богатых рыбой, плавательные средства были необходимы для рыбалки.

Первым плавательным средством древних был плот. Люди давно заметили, что стволы деревьев не тонут в воде. Связав их между собой и вооружившись длинным шестом они отважились на первые плаванья вдоль берега. Плот был неповоротливым и тяжеловесным сооружением, но он вполне годился для транспортировки больших грузов, особенно если плаванье происходило вниз по течению. На глубоких местах, где шест не доставал до дна, люди научились управлять плотом с помощью гребной доски (возможно, эту идею подсказали наблюдения за водоплавающими птицами).

Начальная история кораблестроения.

Однако плот не мог удовлетворить все потребности человека, который очень часто испытывал нужду в небольшом, легком и маневренном плавательном средстве. Таким в конце концов стала деревянная долбленая лодка. Ее прообразом также было бревно.

Исследуя способы преодоления водных преград отсталыми австралийскими племенами, ученые в общих чертах восстановили основные этапы превращения бревна в лодку. Так, если туземцу требовалось переправиться через реку, он отрубал каменным топором часть ствола легкого дерева, очищал его от ветвей, потом ложился на бревно и плыл, работая ногами.

Некоторым усовершенствованием этого простейшего плавательного снаряда было заострение бревна. Следующим шагом может считаться стесывание горбыля, ведь на плоской стороне было удобнее лежать пловцу. Собственно лодкой бревно стало после того, как люди начали выдалбливать или выжигать в нем углубление для гребца. Одновременно шло развитие гребли.

Для перемещения вдоль берега человек мог пользоваться шестом, но для того чтобы плавать по глубоким местам, ему потребовалось особое приспособление — — весло. Оно развилось постепенно из гребной доски и уже в очень древние времена приняло современный лопатообразный вид.

Изготовление даже небольшой долбленой лодки с помощью каменных инструментов требовало значительных и напряженных усилий. Поэтому в тех местах, где от лодки не требовалось большой прочности и грузоподъемности, долбленки были совершенно вытеснены из употребления легкими лодками, сшитыми из коры. Построить такую лодку было намного проще.

Аккуратно отделив кору от дерева, мастер тщательно выскабливал и конопатил ее. Потом концы куска сшивались и связывались корнями, швы обрабатывались смолой. Для жесткости внутри корпуса устанавливали несколько распорок. Умелый мастер мог изготовить такую лодку всего за несколько часов. На севере, где не было дерева, подобные лодки научились делать из шкур, а в качестве остова применяли жесткий китовый ус.

Первая подводная лодка в мире.Тайная подлодка Петра 1.

Таким образом около 12 тысяч лет назад в обиход наших предков вошла весельная лодка. Человек стал осваивать водную среду и получил в свое распоряжение первое в истории транспортное средство передвижения.

Читайте также:  Сколько нужно держать тинт на губах

Источник: www.iq-coaching.ru

8 ключевых изобретений в истории мореплавания

На протяжении веков мореплавания человечество придумало множество изобретений, облегчающих передвижение по водным просторам, навигацию и повышающих безопасность морских путешествий. Рассмотрим, какие, по версии 2yachts, изобретения стали ключевыми и принесли максимум пользы мореплавателям, какие уже не используются, а какие – до сих пор успешно применяются яхтсменами.

Компас

С изобретением компаса в 3 веке в период правления китайской династии Сун ход истории изменился и была приближена Эпоха великих географических открытий. Данный прибор использовался китайцами для ориентирования при передвижении по пустыням и имел вид установленной на тщательно отполированной медной пластине выпуклой ложки так, чтобы она могла вращаться вокруг оси своего выпуклого основания.

Китайские корабли оснащались специальными плавающими компасами, стрелка в которых изготавливалась из искусственного магнита. Позднее, в 12 веке, такой морской компас был позаимствован у китайцев арабами, которые спустя век передали изобретение европейским морякам. Европейцы применяли намагниченную иголку, закрепленную на кусочке дерева и плавающую в сосуде с водой. Само слово «компас», по всей видимости, происходит от английского compass, означавшего в 13-14 веках «круг».

Парусные суда

Первые корабли с парусами были созданы людьми примерно в 5 тысячелетии до н.э. Об этом свидетельствуют расписные диски древней Месопотамии, найденные на территории современного Кувейта. Это были простые парусные лодки, на которых древние египтяне плавали по Нилу. Их сооружали из тростника, а парус прямоугольной формы создавался из папируса.

Вклад многих древних цивилизаций (в том числе – египтян, греков) в развитие мореплавания неоценим, и с ними теория и практика хождения по морям значительно обогатилась. Полинезийцами изготавливались выдолбленные из дерева каноэ с прикрепленными поплавками-балансирами, на которых они осваивали окрестные острова. А из хворостин, скрепляемых особым образом, полинезийцы изготавливали навигационные карты, зашифровывая в них информацию о расположении островов, течениях и волновой обстановке в том или ином регионе. А викинги передвигались как под веслами, так и под парусом, доходя до берегов Северной Америки и северных островов в Атлантике. И именно европейцам удалось захватить первенство в развитии технологий мореплавания в эпоху «Великих географических открытий».

Рулевые весла и перо

По мере возрастания значимости мореплавания в жизни древних цивилизаций конструкторы стремились создавать инновации, улучшающие характеристики судов. Рулевое весло – изобретение, предшествовавшее более значимому изобретению – закрепленному на корме перу руля. По идее, это было лишь увеличенное весло, позволявшее эффективнее управлять кораблем.

На кораблях викингов использовались только рулевые весла, а небольшие суда (такие, как, например, английские ялики) до сих пор оснащены только данным видом управления. Считается, что рулевое перо изобрели в Китае примерно в 1 веке нашей эры, в период правления династии Хань. Однако западная цивилизация дошла до данного изобретения лишь спустя тысячелетие.

Астронавигация

Навигация по звездам – способ ориентирования на море в период, когда земли не видно или стоит полная темнота. Этот метод состоит в измерении углов небесными телами и горизонтом, а также точной фиксации времени измерений для определения координат судна и удержания корабля на курсе. Первые свидетельства использования человеческого гения и применении астронавигации относятся к 10 веку до н.э., когда Гомером они были описаны в легендарной «Одиссее». В данном произведении нимфа Калипсо советует держать Одиссею по левому борту созвездие Большая медведица для того, чтобы он наблюдал некоторые другие созвездия для определения местоположения судна.

Читайте также:  Вы не хотите чтобы это уменьшилось

Киль

Деревянный киль, идущий вдоль всего дна корабля, был изобретен викингами – бесстрашными северными мореплавателями. Так как их драккары были оснащены прямоугольными парусами, то суда сносило во время, когда они шли круто к ветру. Киль же позволял сделать суда более устойчивыми, поднять скорость и уменьшить данное смещение.

Первые кили были относительно небольшими и не сильно повышали осадку судов. Но современные кили могут сильно глубоко опускаться в воду, препятствуя передвижению по мелководью. Киль сильно увеличивает устойчивость современных судов и удерживает яхты от опрокидывания за счет снижения центра тяжести. А гоночные модели яхт оснащаются даже качающимися килями, при необходимости отклоняющимися влево или вправо, сообщая лодкам восстанавливающий момент при крене.

Косой парус

Косой, или латинский, парус – один из самых значительных прорывов в истории мореплавания. Такой парус прикреплялся верхней шкаториной к наклонному рейку и нижним концом доходил до палубы. Латинский парус проходил как бы «вдоль ветра», а движущая сила возникала за счет разности давлений между выпуклой и вогнутой частями – также, как подъемная сила у крыла самолета.

Применяя такой парус, можно идти круто к ветру зигзагами, меняя галсы – это его главное преимущество перед прямоугольными парусами, дающие тяговую силу только лишь полных курсах. Место, как и время изобретения латинского паруса, неизвестны, однако некоторые историки утверждают, что под ними ходили уже греки в 1 веке до н.э. Другие историки считают, что изобрели его в период римской империи, в 1-2 веках до н.э. Древние моряки Полинезии также изобрели собственную разновидность косого типа паруса, он был безмачтовым и по конструкции сильно отличался от тех, которыми пользовались моряки Средиземноморья. Именно косой парус поспособствовал наступлению эпохи Великих географических открытий.

Каракка

Каракка – так назывался тип корабля, на котором было совершено первое кругосветное путешествие. Совершила его испанская экспедиция в течение 4 лет, за время которой ее капитан поменялся. Фернан Магеллан руководил кругосветным походом с 1519 года, однако на Филиппинах в 1521 году он скончался.

В дальнейшем единственным уцелевшим из пяти судном руководил Хуан Себастьян Элькано, приведя ее в 1522 году обратно. Каракки были 3-х или 4-х мачтовыми судами, предназначенными для торговых целей и способствовали совершению длительных плаваний. Именно с их помощью совершалась европейская колониальная экспансия в период Великих географических открытий.

Аварийный радиобуй

Изобретение аварийного радиобуя способствовал значительному повышению безопасности морских путешествий. Это один из важнейших приборов на всех видах яхт. Радиобуй передает аварийный сигнал системе спутниковой поисково-спасательной службы «Коспас-Сарсат», созданной международными силами для обнаружения локации потерпевших крушение судов, самолетов и иных объектов.

Несмотря на возможность включения радиобуя в ручном режиме, есть также функция автоматического срабатывания в чрезвычайной ситуации. Когда судно начинает набирать воду или уже тонет на глубине, барометрический прибор перерубает чеку, удерживающую в закрытом состоянии створки защитного контейнера и радиобуй выталкивается наружу и активизируется от контакта с водой. Как только сигнал будет получен аварийными службами, он обязаны отреагировать на него всеми силами способствовать обнаружению и спасению выживших.

Читайте также:  Какой чай можно пить каждый день

Источник: 2yachts.com

Первая подводная лодка в мире: название, кто изобрёл, год появления

Ответы на эти вопросы зависят от того, что понимать под словом «изобрёл»: описал идею? спроектировал? построил? испытал? Мы не будем считать изобретателями подлодок тех, о ком сохранились только легенды: неизвестно.

Оставим в стороне и документы, в которых содержатся лишь описания и наброски (автором одного из них, кстати, был Леонардо да Винчи). Учтём также, что в старину не раз удавалось построить аппараты для успешного спуска под воду и возвращения. Однако их нельзя считать прототипами субмарин: ведь лодка должна быть способна ещё и к управляемому плаванию.

Вдоль по Темзе-реке

Чаще всего создателем первой подводной лодки называют голландца Корнелиуса Дреббеля. Жил и трудился он в Англии и в 1620 году построил судно, которое могло плыть под водой. Лодка была деревянной, обтянутой изнутри прочной кожей. Выведенными наружу веслами и рулями управляли сидящие внутри гребцы. Вдоль корпуса шёл узкий киль, который удерживал субмарину от переворотов.

В лодке были объёмистые кожаные меха. Заполняясь водой и освобождаясь от неё, они обеспечивали погружение и всплытие.

Последняя, самая крупная модель брала на борт до 15 человек. Проблем с дыханием под водой не возникало. Дреббель, увлекавшийся ещё и химией, сумел наладить поглощение углекислого газа и выделение кислорода. Погрузившись на четыре-пять метров, лодка проплывала несколько километров.

Эти путешествия стали популярным аттракционом, собиравшим на берега Темзы тысячи зрителей-лондонцев. Рассказывают, что подводную прогулку однажды совершил британский монарх Яков I, главный покровитель Дреббеля. Однако командование королевского флота отнеслось к новинке без энтузиазма. Так что вскоре её изобретатель переключился на конструирование… инкубатора для цыплят.

Лишь через полтора столетия, в 1773 году в США построили боевую субмарину. Она носила имя «Tёртл» («Turtle» – черепаха), пыталась атаковать британские фрегаты, но всякий раз неудачно. В конце концов, англичане огнём из пушек потопили плывущую на поверхности «Черепаху» вместе с буксиром, который её тащил.

«Потаённое судно»

В 1720 году на Галерном дворе Санкт-Петербурга появился неграмотный крестьянин Ефим Никонов. Это случилось после того, как царю подали его челобитную: мол, берусь построить боевой корабль, который «будет ходить в воде потаённо». Пётр I заинтересовался, встретился с умельцем и приказал принять его на работу для постройки действующего образца.

Никонов справился за год. Его субмарина была похожа на огромную деревянную бочку, скреплённую железными обручами. Погружаться она должна была, впуская вовнутрь себя воду, всплывать – после её откачивания ручным насосом. Первое ходовое испытание проводили на Неве в присутствии царя. Изобретатель, перекрестившись, спустился внутрь «бочки».

Однако погружение пошло слишком быстро, она ударилась о дно, дала течь и Никонова едва спасли.

Ещё несколько раз, после очередных доделок, умелец пытался совершить погружение, но всякий раз аппарат давал течь. Уже при Екатерине I «проект» закрыли, самоучку разжаловали в плотники и отправили строить корабли в далёкую Астрахань.

Впоследствии попытки создания российского подводных кораблей делались не раз. В 1880–1881 годах военное ведомство получило 50 субмарин конструкции Степана Джевецкого. Это были первые подлодки России, выпущенные серийно. Они несли службу на Балтике и в Чёрном море.

А теперь оцените статью

Источник: global-ocean.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today