Первые слова ребенка – один из самых волнующих и запоминающихся моментов в жизни. И этому каждый родитель старается уделить большое внимание, так как переживает, чтобы малыш развивался здоровым и в соответствии необходимыми нормами. Выясним, во сколько дети начинают говорить и что делать, если этого не происходит в нужное время.
Этапы и нормы развития речи
- малыш должен начать агукать в промежутке до двух месяцев. В речи присутствуют в основном тягучие гласные;
- гулить ребенок начинает между 2 и 4 месяцами. В этот период малыш осваивает разные сочетания звуков;
- в 6-7 месяцев речь ребенка усложняется и состоит из длинных слогов;
- период от 10 месяцев и до года, когда ребенок начинает говорить первые слова. В словаре малыша может быть до 10 слов;
- с 1,5 лет ребенок начинает употреблять слова в предложениях. В этом возрасте малыш использует около 30 слов;
- в 2 года в арсенале появляются общепонятные слова. Ребенок использует местоимения, прилагательные, предлоги и союзы. Предложения могут состоять из четырех слов, а также малыш использует интонации и эмоции.
В полгода малыши произносят примерно 4-5 звуков. Постепенно словарный запас становится все больше. Когда малышу исполняется 1,3 года он может использовать 40 – 60 слов. До 1,5 лет словарный запас практически не меняется, так как у ребенка расходуются все фонетические возможности. Речевое развитие не прекращается, но качество произношения заметно меняется.
Когда ребенок начинает гулить и агукать
Словарный запас вырастает в период с 1,6 и до 1,8 года. В год и 8 месяцев малыш знает 180 слов. В два годика уже примерно 300. В три словарный запас вырастает до 1000 слов.
В 1 год 8 месяцев ребенок осваивает еще не все звуки. Речь может развиваться такими путями:
- пропуск звука;
- отсутствующие звуки заменяют на похожие по звучанию;
- замена отсутствующих звуков нормированными и правильными.
Типы развития речи у детей
Бывают такие типы развития речи – слоговой и звуковой. В последнем случае не происходит усвоения слогоритмической структуры слова и остается ударный слог. При слоговом типе малыш схватывает слоговую модель. Во время развития речевого процесса есть стадия, когда многообразие слов сводится к ударным слогам.
Первые слова малыша
Родители всегда с нетерпением ждут, чтобы ребенок начал говорить первое слово. Часто слово представляет собой звукоподражания, которые являются проявлением автономной речи. Первое слово можно зафиксировать, когда ребенок начинает говорить с пониманием. То есть это не просто лепет, а устойчивая лексическая единица, которая употребляется малышом.
Первые слова часто состоят из двух одинаковых слогов или разных и простых слогов. С этого момента и стоит вести отчет, что ребенок начал разговаривать. Во сколько будет произнесено первое слово можно назвать индивидуальным процессом. Многое зависит не только от природных задатков, но и от того, как и сколько с ребенком занимаются родители, чтобы стимулировать речевые навыки. Важно комплексно воздействовать на мозговые центры ребенка, которые отвечают за развитие мелкой и крупной моторики.
Когда ребенок начинает агукать и гулить
Рекомендации родителям
Для занятий с ребенком можно использовать специальные упражнения. С четырех месяцев с ребенком нужно рассматривать самые разные предметы, которые отличаются по материалам, текстурам и свойствам. Это позволяет развивать тактильные ощущения. Мелкую моторику стимулируют пальчиковые игры и растирающий массаж.
В более старшем возрасте малыш сможет играть с более мелкими предметами, стучать и крутить их. К полезным упражнением стоит отнести смену положения крохи в пространстве. Для этого его нужно переворачивать или кружить. В дальнейшем для тренировки вестибулярного аппарата применяют игры с мячами и качание на качелях.
Для развития артикуляционного аппарата моно играть в подражание разных звуков – гулу машины, шуму пылесоса, ветру, голосам разных животных.
Специалисты нашего центра проконсультируют по поводу развития речи у малыша. Чтобы задать вопросы можно позвонить по телефону +7 926 497-05-20.
Источник: annasemkina-centre.ru
Первые звуки ребенка (предречевое развитие)
Родителей должен волновать не только вопрос, когда ребенок начинает агукать, гулить, лепетать, но и то, как именно это должно происходить. Тогда, заметив отклонения в речевом развитии, можно будет своевременно обратиться к специалисту за консультацией.
Крик ребенка — начальные попытки общения
Все голосовые реакции ребёнка можно разделить на две группы:
- рефлекторные звуки,
- социализированные звуки.
Среди рефлекторных выделяют крик и звуки удовольствия.
Уже ко 2-му месяцу жизни крик ребёнка начинает приобретать всё новые и новые оттенки, а к 3 месяцам мама уже может определить, почему кричит малыш: голоден ли он, мокрый ли он или у него что-то болит. Во всех случаях крик имеет свои особенности.
У здорового младенца интонационная окраска крика отчётливо выражена начиная с 3-го месяца жизни. У детей, перенёсших родовую травму, асфиксию в родах и другие патологические состояния, интонационные особенности крика могут отсутствовать. Голос у таких детей тихий, монотонный.
Нарушения в развитии интонационной окрашенности крика часто сочетаются с трудностями кормления. Малыш может плохо сосать, поперхиваться и захлёбываться во время кормления, иногда молоко вытекает у него через нос. Такого малыша следует обязательно показать невропатологу.
И тем не менее, произнося эти звуки, малыш учится координировать работу дыхательной, фонаторной и артикуляционной мускулатуры. Развивается и обратная связь между артикуляционными движениями и их слуховым восприятием.
Рекомендуем вам внимательно прислушиваться к крику ребёнка. Характер крика имеет важное диагностическое значение. У здорового младенца 2-го месяца жизни крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлинённым выдохом.
Дети с поражением центральной нервной системы, у которых в дальнейшем возникают расстройства речи, в первые месяцы могут не кричать. Или крик у них бывает пронзительным, либо, наоборот, очень тихим. На выдохе ребёнок всхлипывает или вскрикивает. Признаком неблагополучия является и значительный носовой оттенок голоса.
Если у здорового младенца интонационные особенности крика формируются к 3 месяцам жизни, то при органическом поражении центральной нервной системы, например при детском церебральном параличе, крик остаётся однообразным, невыразительным.
В 2-3 месяца во время крика у здорового ребёнка начинают усиливаться общие некоординированные движения рук и ног. Появляются и первые слёзы. Кроме того, если в период новорожденности ребёнок кричал только от холода, голода, дискомфорта и боли, то с 2 месяцев он начинает возмущённо кричать, если мама прекращает общение или меняет его положение тела. С этого же возраста ребёнок нередко кричит перед сном от перевозбуждения.
Первое АГУ
Звуки удовольствия, как мы говорили, также имеют рефлекторную природу. Обычно после кормления или после того, как вы переодели мокрого или грязного малыша, вы слышите звуки довольного кряхтения, удовлетворённого ворчания, гуканья, гуления или начального лепета. Среди них чаще встречаются передние гласные и задние согласные.
В отличие от крика, они не имеют носового оттенка.
Специалисты считают, что речь развивается быстрее, когда слух стимулируется звуками удовольствия. Наибольшее значение среди них имеют гуление и лепет.
Когда ребенок начинает гулить и агукать
Стадия гуления охватывает первое полугодие жизни ребёнка. Звуки гуления возникают на выдохе.
Гуление – своеобразная тренировка речевого дыхания. Звуки гуления произносятся спонтанно, с открытым ртом. Репертуар их обогащается, как и интонации.
Звуки гуления уже приближаются к стандартным фонемам.
В период гуления часто рефлекторные звуки нередко переходят в социализированные. Малыш всё чаще начинает использовать гуление для общения с окружающими. Он может гулить и оставаясь один в комнате. Но с вашим появлением гуление усиливается. Постепенно малыш начинает произносить длинные цепочки звуков, как бы подражая самому себе.
Вначале гуление возникает в общем комплексе оживления, который сопровождает эмоциональное общение ребёнка и взрослого. В период так называемого истинного гуления движения ручек и ножек малыша постепенно притормаживаются, и он как бы сосредотачивается на новых для него артикуляционных и слуховых ощущениях.
Это необходимая предпосылка для формирования основных механизмов речи и развития самоподражания – нового качественного приобретения в период доречевого развития.
У детей с поражением центральной нервной системы, в частности при детском церебральном параличе, развитие голосовых реакций нарушено. При тяжёлых формах болезни гуление не появляется вообще, при более лёгких – возникает в более поздние сроки. Звуки его однообразны, произносятся редко и тихо, часто сопровождаются чрезмерно хаотичными движениями конечностей.
В первом полугодии жизни ребёнка вас должны насторожить:
- отсутствие гуления,
- повышение мышечного тонуса языка,
- неправильное положение его в полости рта (он может отклоняться от средней линии), так называемый большой язык при полуоткрытом рте, появление его насильственных движений.
Такого малыша нужно обязательно показать невропатологу, поскольку у него в дальнейшем могут возникнуть трудности с произношением звуков. Они связаны не только с недостаточностью речевых движений, но и со слабостью, неотчётливостью их ощущений. Ребёнок может нечётко или искажённо воспринимать положение языка, губ, что сильно затрудняет развитие правильного произношения звуков. С малышом необходимо специально заниматься.
К 5-6 месяцам здоровый ребёнок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков, таких, как «баа», «маа», а также язычных звуков «ттт» и «лаа». В это же время появляется и первый слог «ба» или «ма». Вначале он произносится однократно, очень редко и как будто случайно. Это начало развития лепета.
Лепет – повторное произнесение слогов под контролем слуха. В лепете каждый звук артикулируется одновременно с выходом. Так ребёнок тренирует координацию дыхания и артикуляции.
Источник: www.rastut-goda.ru
Грудничок перестал агукать в 4 месяца
Большинству родителей доставляют огромное удовольствие первые осознанные звуки их чада. И пусть до первых слов еще далеко, что может быть милее для любой матери, чем гуление и агуканье ее малыша? Но вот ребенок немного подрос и… замолчал. Он визжит, смеется, но отдельных звуков почти не произносит. Есть ли повод для паники или это обычный этап развития младенцев?
Не секрет, что обилие информации о серьезных заболеваниях, которые могут проявиться на первом году жизни ребенка, часто вызывает тревогу у новоиспеченных мам. И молчание малыша, который до этого активно гулил и агукал, чаще всего воспринимается как возможный признак аутизма. Но на самом деле этот недуг проявляется немного по-другому, и исчезновение младенческого лепета не является его основным симптомом.
Взял паузу
Если ребенок вдруг перестал гулить, это далеко не всегда свидетельствует о каких-то отклонениях в развитии. Психологи считают, что у некоторых детей в возрасте 4-6 месяцев первые младенческие звуки сменяются комплексом оживления, когда при виде знакомых людей ребенок начинает активно двигаться, визжать и всячески выражать свой восторг от встречи.
В то же время речевой аппарат в течение всего первого года жизни активно готовится к произнесению первых слов, и в какой-то момент малыш увлекается более протяжными или громкими звуками, мало напоминающими привычное нам агуканье.
А иногда бывает, что ребенок замолкает после серьезной болезни, стресса или поездки к родственникам.
Все эти причины – явление временное, довольно быстро проходящее. И переживать по этому поводу совершенно не стоит.
Когда начинать волноваться?
Только в некоторых исключительных случаях ребенок перестает гулить по действительно серьезным поводам. Например, при уже упомянутом аутизме, у малыша пропадает не только гуление, но и уменьшается любой контакт с окружающим миром. Дети-аутисты не стремятся поймать взгляд мамы или папы, избегают его, им не свойственно оживление при виде знакомых людей, такие дети не дарят окружающим своих улыбок, как здоровые младенцы.
При других серьезных заболеваниях наблюдается регресс не только в речевом развитии, но и в физическом. В 4 месяца ребенок умеет еще немного, но даже эти навыки могут вдруг начать исчезать, и тогда родителям нужно срочно показать малыша врачам (в первую очередь – педиатру и неврологу).
Помочь и поддержать
Даже если родители на сто процентов уверены, что их ребенок развивается нормально и безо всяких отклонений, можно немного помочь ему в освоении новых звуков и методов общения. Самое главное – с младенцем нужно разговаривать, стараясь, чтобы он хорошо видел лицо взрослого человека. И хотя не каждый малыш способен осознанно подражать движениям губ матери и ее словам (что еще сложнее!), это упражнение считается довольно эффективным для самого раннего развития речи.
Также полезно петь ребенку песни, включать музыку и читать стихи нараспев. И как ни странно, обычный массаж пальчиков тоже может способствовать формированию речи – мелкая моторика рук имеет прямое отношение к развитию речевых центров мозга, и чем лучше малыш пользуется собственными пальцами, тем быстрее он заговорит.
- ← Previous Как вводить хлеб в рацион ребенка в первый год жизни
- Вводим яйцо в прикорм ребенку: когда, какие и как Next →
Людмила Гончарова
Автор статьи — педиатр, врач высшей категории, осуществляет контроль за физическим и нервно-психическим развитием ребенка.
Источник: babyonika.ru