Когда можно начинать рисовать с ребенком

Дудина, Н. З. Ребёнок начинает рисовать. Младший дошкольный возраст. Консультация для родителей / Н. З. Дудина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5958/ (дата обращения: 21.09.2023).

Яркое и удивительное явление искусства — рисование в детстве. «Зачем и почему дети рисуют? Почему существует совершенно явный период детского рисования с очерченным началом и концом, а внутри него происходит смена определённых этапов развития рисунка? Скорее всего, рисование имеет особый биологический смысл.

Ведь детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. Тогда рисование — один из путей выполнения программы совершенствования организма»,- считает И. Дьяченко, кандидат педагогических наук, Мурманский государственный педагогический институт. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает между собой, помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире.

Пальчиковые краски. Учим ребенка рисовать. Мамина школа. ТСВ

Рисование в детстве — это активное развитие воображения, фантазии. «Творческое воображение деятельно, всегда стремится воплотиться в реальные дела: картины, стихи, машины — во всё новое, необходимое людям. Оно основа творчества, поэтому никогда не бывает бесплодным» — считает Ю. А. Полуянов, кандидат психологических наук.

Забота, внимание родителей, умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности любого ребёнка до высокого уровня. Легче всего положиться на ходячую формулу «дала природа способности — сами проявятся, нет — никакие занятия не помогут». Так можно облегчить себе жизнь, но в результате ребёнок действительно ничего не получит.

Чтобы повысить уровень творческого развития ребёнка, взрослый должен знать, как ребёнок поэтапно овладевает общими закономерностями художественных свойств и отношений, иметь чёткое представление о том, как происходит на протяжении всего дошкольного возраста смена одних изобразительных предпочтений другими; как изобразительное творчество влияет на другие структуры его личности.

Понять, что и как можно рисовать, помогают знания об особенностях детей младшего дошкольного возраста и знания об определённых этапах развития детского рисунка.

Внимательные родители запомнили тот день, когда ребёнок впервые взялся за карандаш, и какое это имело последствие для стен, стола, рук, коленок. Подражание взрослым, желание вести себя как взрослые — вот один из мотивов первых попыток рисовать, источник и главное средство познания всего нового.

Дети всех стран и континентов в своих рисунках обязательно проходят стадию «каракулей» и «головоногов». Однако первые детские каракули лишь условно можно назвать рисованием. Вначале, детям нравятся только сами движения. Движения эти беспорядочны: рука не слушается, идет в случайном направлении, карандаш в ней держится плохо, скользит и срывается с бумаги.

Как проходят мои занятия у детей, нормально ли рисовать за ребенка

Форма и направление штрихов зависят больше от случайного положения карандаша, чем от желания ребенка. В это время дети редко берутся за карандаш, если его не предложит кто-то из взрослых. Почаще давайте вашему ребенку карандаш, учите держать его — сейчас это главное.

Скоро он с вашей помощью освоит новые предметы и настолько полюбит это занятие, что будет самостоятельно находить карандаш и бумагу или что-то их заменяющее. Ребенок получает удовольствие от самих движений, другой цели у него нет, что получится на бумаге, его не интересует. Но пройдет немного времени, и он начнет замечать на бумаге следы своего движения. С этого момента дети рисуют часто и увлеченно.

Время, когда ребёнок оставляет хаотичные следы на бумаге, называют периодом каракуль. Я думаю, в каждой семье остался заветный листочек с множеством хаотичных линий. Постепенно ребёнок понимает, что линии и штрихи, соединившись, похожи на интересную форму, которую он будет повторять многократно и преднамеренно.

Быть полезным ребёнку в этот период вовсе не значит проводить с ним какие-то специальные занятия. Наблюдая за тем, как рисует ваш ребёнок, постарайтесь сделать всё, чтобы он заметил, что вы довольны его успехами, радуетесь вместе с ним. Если в такой ситуации папа или мама попросят повторить какой-то штрих или посоветуют сделать новую линию, да к тому же покажут в воздухе, малыш станет рисовать особенно старательно. В сознании ребёнка начинает складываться образ собственных действий — основание для развития способности воображения. Детские психологи отмечают, что проследить за тем, как из каракулей ребёнка возникает организованная форма — это значит увидеть одно из явлений природы.

Категоричные указания, запреты или пренебрежительное отношение взрослых к любимому занятию часто приводят к тому, что рисование на время прерывается до того момента, пока вновь не появится определённый мотив для возникновения желания рисовать.

Первым изображением чего-то реального на детских рисунках чаще всего оказывается человек. Я думаю, что у каждого родителя есть его «портрет», выполненный ребёнком в данном возрасте. Называют его страшноватым именем — головоног. «Головоног» появляется на рисунках детей 3–4 лет, иногда раньше или немного позже. Громадная голова стоит на ногах, руки растут из тех мест, где положено быть ушам, а туловища совсем нет. Это первое изображение человека без возраста, пола, профессии.

Почему голова, почему дети пропускают заметную часть — туловище?

Первый человек, с которым ребёнок начинает общаться — это мама. Через лицо матери он познаёт сложный непонятный мир. Она говорит с ним, улыбается ему, восторженно реагирует на новые проявления, ребёнок повторяет, чтобы порадоваться с мамой. Чтобы так общаться надо постоянно и внимательно вглядываться в выражение лица матери. Лицо закрепляется в воображении прежде всего другого.

Читайте также:  Где находится стеклянный мост

Позже, когда ребёнок накопит необходимый для рисования опыт, лицо становится главным в первом изображении человека. Через несколько месяцев ребёнок изобразит человека, соединив маленький кружок с большим овалом и присоединив руки и ноги к овалу — туловищу, а не к голове.

Важно в хаосе линий, форм находить сходства с внешним видом предметов реального мира. Правильные вопросы: «Что ты нарисовал? На что это похоже?». Дети узнают дорогу, пыль, цветок, дерево, зайчика и пытаются повторять эти изображения вновь и вновь. У некоторых есть свои фирменные способы изображения.

Родители могут помогать тем, что находят правильные линии, хвалят их, что они красивые, просят нарисовать еще раз. Часто детские рисунки не соответствуют тому, что желают видеть взрослые. Нравится реакция родителей — приятное удивление: а ведь он по-своему понимает мир! Это не есть плохо, это — другое.

Из наблюдений педагогов: «Однажды дочь принесла мне рисунок. Мой портрет. Я возмутилась. Что это я у тебя толстая? И где ты видела такой нос — палочка и две точки вместо носа? — и вдруг замечаю удивленный взгляд 4-летнего ребенка снизу вверх.

Представляю свое лицо в этом ракурсе».

3-летний племянник заявляет мне уверенно: «Я буду рисовать машину». Я уже представляю себе два кружочка колеса, с которых он начнет рисовать, но он ставит маленькую точку и говорит: «Так!» — будто сделано важное дело. «Что это?» Он удивленно: «Ключ», а далее рисует все части по порядку.

Интересно сохранять детские шедевры и отслеживать, на каком этапе развития рисунка находится ваш ребёнок.

Итак, малышу в этом мире всё ново и интересно: люди, животные, растения,вещи. Желание нарисовать всё это велико. К трем годам появляются формообразующие движения, формы изображаются близко к геометрическим эталонам. Первая форма — круг, начинает работать запястье, помогая рисовать непрерывные линии.

Можно рисовать всё, что бывает круглым: шары, мячи, фрукты, явления природы, сказочные персонажи и другое. К 3-м годам ребёнок старается выполнять узнаваемые рисунки — это главный признак реалистичного изображения.

Очеловечивание предметов для рисования очень нравится детям, они активно включаются в игру, а мы взрослые используем эту особенность для решения своих задач. Погружаем в мир рисования с помощью говорящей кисточки, краски, похожей на кашу-малашу (потому что краска густая и брать её нужно, помешивая, следить, чтоб «животик» у кисточки не заболел — оставлять краску на краю баночки).

Кисть не просто рисует, а идёт гулять по листочку, оставляя хвостик, который просит: «Кисточка, возвращайся скорее» — «Сейчас, сейчас, только погуляю по кругу и приду к тебе. Привет!» — хвостики встречаются, кружочек получается. Поиграли и научились проводить формообразующие движения. Мы не раз услышим от детей такие «разговоры» с кисточкой — и не будем удивляться — играя, дети учатся.

В младшем дошкольном возрасте у детей велико искреннее желание кому-то помогать: накормить, спрятать от обидчика, подарить что-нибудь, успокоить. Часто это становится хорошей мотивацией к рисованию. Интерес и желание заниматься помогут поддержать всевозможные персонажи — бельчата, зайчата, медвежата, которым дети будут помогать — кому морковку нарисовать, кому яблоко, помочь не в целом, а конкретно — у каждого на столе фигурка зайчишки, который ждёт морковку от Саши, Маши.

Когда у ребёнка есть возможность выбора, тогда проявляется самостоятельность, осознанное отношение к процессу рисования, поэтому дети постоянно должны находятся в ситуации выбора — любой цвет для тарелочки, любой фон для рисования, варианты положения птички — клюёт, смотрит в небо.

Принцип — «Не делай как я», а «Делай со мной, делай лучше меня» помогает создать индивидуальные, богатые по замыслу рисунки. И, конечно, стихи, песенки, потешки яркий иллюстративный материал, который нужно рассматривать с детьми, показывая многообразие способов передачи впечатлений.

Оценивать детские рисунки обязательно надо. Но при этом следует помнить — психология дошкольника такова, что оценку своих действий и их результата он не всегда отличает от выражения взрослым хорошего или плохого к нему отношения. Отрицательная оценка рисунка звучит для него так: «Ты плохой, неправильный, не такой как надо. Я тебя не люблю».

Чтобы этого не случилось, сначала похвалите, если не найдёте достоинств, хотя бы за то, что он занимался рисованием. Сочетание похвалы с точным замечанием — единственная форма отрицательной оценки, которая не принесёт вреда дошкольнику. И если ваш ребёнок будет много рисовать, увлечётся этим занятием, значит, вы много сделали для этого.

1. Ю. А. Полуянов «Дети рисуют», Москва «Педагогика» 1988г. [c.165], [c. 43]

2. И. Дьяченко «Так ли важно рисование в жизни ребёнка» «Дошкольное воспитание» 2009–8 выпуск. [с.27]

Источник: moluch.ru

Развитие ребенка рисованием

Рисование — это особый вид творчества, который влияет на различные сферы развития ребёнка: формирование познавательного интереса, развитие мышления и воображения, приобщение к миру искусства, пополнение словарного запаса, развитие мелкой моторики. О пользе рисования можно писать много, так как эти занятия имеют очень широкий спектр развивающих факторов. Но прежде чем приступить к рисованию, стоит изучить этот процесс подробнее.

Материалы для рисования

  • Краски. Сейчас существует большой выбор разнообразных красок. Например, сенсорные краски с добавлением песка, которые применяются для рисования пальчиками. Для детей постарше подойдет жидкая гуашь, ей можно рисовать как пальцами, так и кисточкой. Акварельные краски можно использовать для детей от 6-7 лет. Для первых проб стоит покупать материалы из натуральных ингредиентов или сделать самостоятельно, вот несколько таких рецептов:

— Смешать стакан муки, 3 столовые ложки соли, чайную ложку растительного масла и теплую воду, до получения консистенции сметаны. Разлить получившуюся смесь по банкам, добавить пищевых красителей.

Читайте также:  Понимают ли кошки когда их бьют

— Необходимы: крахмал, вода и красители. Крахмал развести в воде и нагреть на плите до загустения. После остывания добавить красители.

— Краски для ванны готовятся по аналогии с предыдущим рецептом, но добавляется гель для душа в пропорции: 1:1:2 (крахмал, вода, гель). Такая краска легко смывается водой.

— Самые безопасные и вкусные краски на основе йогурта. Нужно просто добавить красителей. Например, использовать сок моркови, свеклы, шпината, сок смородины или черники, шафран, куркуму, какао.

  • Пастель масляная. Отличный вариант для первых проб. Мелки оставляют очень яркий след при рисовании, минимум мусора и грязи.
  • Сухая пастель. Хорошо ложится на бумагу, имеет яркую текстуру. Но для маленьких детей нежелательна: мелки очень хрупкие и пачкают руки.
  • Восковые карандаши. Одни из наиболее любимых и доступных инструментов. Ими удобно рисовать в любом положении, отлично ложатся в маленькую руку. Но при выборе следует обязательно протестировать такие карандаши: не все имеют насыщенный цвет и могут быть бледными.
  • Карандаши цветные. Начинать рисовать ими стоит с 1,5 лет, так как они имеют острый кончик. При выборе обращайте внимание на их мягкость.
  • Фломастеры. Многие специалисты недолюбливают этот инструмент, а зря. Он отлично подходит для малышей: ими легко рисовать, оставляют очень яркие следы. Но для детей начиная с 4 лет лучше уменьшить их применение, так как при рисовании требуется меньшая сила нажима, чем карандашами, следовательно, развитие мелкой моторики снижается.
  • Бумага. Лучше всего использовать плотную бумагу больших форматов.
  • Кисти. Для первого знакомства кисти вообще можно не использовать. Но впоследствии без них не обойтись, поэтому следует постепенно знакомить малышей с ними. Для этого лучше выбирать большие кисти с короткой ручкой.
  • Для рисования с маленькими детьми не нужны мольберты и столики. Можно рисовать на полу, расстелив клеёнку. Это сократит время последующей уборки и позволит свободно творить маленькому художнику.
  • Фартук. Для малышей лучше рисовать без дополнительной одежды, так как это мешает процессу и только будет отвлекать от творчества. Стоит надеть максимально удобные вещи, которые не жалко испачкать.

Стадии развития рисунка

Не стоит ждать от годовалого малыша осмысленных рисунков, в раннем возрасте ребенок учится использовать предметы, познает цвет, наблюдает за смешиванием красок, пробует новые инструменты. Ему больше интересен сам процесс рисования, чем его результат.

  • 9 месяцев-1,5года — рисование штрихов, линий, «каракуль». Можно начинать рисовать пальчиковыми красками, восковыми карандашами, применять песок.
  • 2–3 года — появляется контроль над движениями, повышается четкость линий, хотя само изображение остается непонятным. Нужно учить проводить горизонтальные и вертикальные линии, круги, правильно держать карандаш и кисть. Стоит предлагать для рисования карандаши, фломастеры, масляную пастель, учить рисовать кисточкой и штампами.
  • 3–5 лет — простейшие сюжетные изображения, в том числе рисование человека, чаще всего в этом возрасте получаются «головоноги». Приходит осознание форм и размеров, время максимально осваивать кисточку и использовать штампы, оттиски и другие техники. Ребёнок способен проводить разные типы линий: спирали, волнистые, ломаные, рисовать различные фигуры самостоятельно.
  • 5–7 лет — рисование на основе собственного наблюдения, улучшается форма и техника рисования, особенно если есть процесс обучения. Можно использовать ватные палочки, сухую пастель, акварельные краски.
  • 8–11 лет — осознанное, самостоятельное, реалистичное рисование, умение следовать образцу, понимание перспектив и пространственных законов. Хороши любые эксперименты, стоит попробовать рисовать простыми карандашами, углём, можно смешивать различные техники: краски и карандаши, восковые мелки и акварель и т. д.

Учим ребенка рисовать

  • Прежде чем приступить к процессу рисования, познакомьте ребёнка с материалом. Малыш не знает, что такое карандаш, сам предмет может вызвать больше интереса, чем процесс его использования.
  • Первое знакомство с красками лучше начинать с одного цвета, со временем добавляя еще. Чем больше оттенков за один раз, тем сложнее сконцентрироваться ребёнку на процессе.
  • Рисовать можно начинать уже в 8-9 месяцев, ребенок способен держать карандаш и оставлять следы на бумаге пальчиком, всего несколько штрихов — первый творческий результат.
  • Самые первые занятия могут длиться несколько минут. Малыш ещё не готов к долгому творческому процессу, и это нормально.
  • На первых занятиях не давайте заданий нарисовать что-то конкретное. Если у малыша получился круг, можете сказать, что он похож на солнышко, штрихи могут напоминать облака и т.д.
  • Не критикуйте кроху, не ругайте, если он испачкал пол и одежду. Он ещё совсем маленький и процесс рисования для него очень сложен.
  • Любое занятие длится от 5-15 мин. при этом стоит чередовать виды деятельности: например, если рисуете колокольчик, то можно сначала с ним поиграть, потом нарисовать, спеть песню или озвучить колокольчик самим.
  • Следует планировать занятия по рисованию, чтобы закрепить те или иные умения. Например, для малышей 2-3 лет, обучая рисовать круги, лучше всего 2 дня подряд проводить аналогичные занятия (это может быть солнышко, вишни и др.), а потом через несколько дней закрепить полученные навыки.
  • Обязательно рисуйте сами, чтобы ребенок это видел. Можно придумать игры: «угадай, что нарисовано», или «что должна нарисовать мама», «дорисуй мамину картинку» и другое.
  • Важна эмоциональная подача материала, взрослый сам должен получать удовольствие от процесса, тогда и ребенок будет заинтересован работой.

Техники рисования для детей

Техник рисования очень много в зависимости от используемых материалов. Ниже приведены некоторые техники рисования красками, которые можно применять с детьми, начиная с самого младшего возраста.

Рисование пальчиками:
Один из самых доступных приемов рисования. Детям проще начинать знакомиться с красками через прикосновение. Поэтому такой вариант подходит для самых первых занятий.

Рисование штампами:
В качестве штампа подойдут губки различных размеров и форм, ватные палочки, вырезанные фигуры из картофеля или моркови.

Что можно нарисовать: снег, ягодки на ветках и кустах, листики, яблоки на деревьях, бусы на ниточке, звездочки в небе или на елке, зернышки для курочки и цыплят.

Читайте также:  Ульяновск достопримечательности что посмотреть за один день

Симметричное отпечатывание:
На лист бумаги нанесите жирные «кляксы» краски (можно выдавить прямо из тюбиков или сделать жирные мазки кистью), сложите лист пополам так, чтобы краска оказалась внутри (для удобства можно вначале чистый лист сложить пополам, потом раскрыть, чтобы потом с краской было проще складывать по сгибу), прижмите, потом ракройте и полюбуйтесь результатом — как смешались и распределились краски на листе, на что получилось похоже изображение. При использовании этого приема даже у самых маленьких детей получаются замечательные картины. Позвольте ребенку поэкспериментировать с цветами.

Рисование примакиванием:
Подходит для детей от 2 лет. Для работы нужна мягкая кисточка. Набираем краску и прикладываем к листу бумаги, остаётся яркий продолговатый след.

Что можно нарисовать: следы животных, листочки на ветки, лепестки цветок, капли дождя.

Рисование тычками:
Потребуется кисть с жесткой короткой щетиной. При работе красками, кисть следует держать строго вертикально относительно листа.

Что можно нарисовать: салют, облака, одуванчики, снежинки, листва на дереве.

Рисование на мятой бумаге:
Интересный способ рисования для детей от 3 лет. Необходим белый лист бумаги, который нужно хорошо помять перед работой. Затем можно наносить кистью краски, лучше всего акварельные.

Что можно нарисовать: горы, лёд, морозные узоры на окне.

Рисование — это эмоциональные творческие занятия, позвольте ребенку экспериментировать и проявлять фантазию, не ругайте за испачканную одежду, тогда они не только принесут много радости, но и будут действительно полезны для развития.

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;
  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;
  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;
  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;
  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

Источник: www.razumeykin.ru

Как научить ребенка рисовать поэтапно

Как научить ребенка рисовать поэтапно

Все мамы рано или поздно задумываются над тем, как научить ребенка читать, писать, рисовать, лепить из глины, создавать веселые и интересные вещи. Рисование – одно из самых сложных заданий не только для ребенка, но и для мамы, если она сама не умеет рисовать, но чтобы раскрыть в ребенке талант, сделать занятия веселее можно использовать различные техники, а главное делать все вместе и так, чтобы малышу это было интересно.

Как научить ребенка рисовать поэтапно

Когда можно начинать рисовать с ребенком

Все дети уникальны, но развивать их таланты никогда не рано. Когда малыш уже научился сидеть самостоятельно, учится ползать, ему интересен окружающий мир, можно немного приучать его к книгам, рисованию. Яркие краски, рисунки, созданные мамой при нем, понравятся крохе. 6-7 месяцев – то время, с которого ребенок начинает понимать что в мире есть много интересных вещей.

kak naucit risovat

Начинать уроки рисования нужно с того, что рисовать при малыше различные рисунки, показывать ему цвета, называть их и создавать простые, но очень красочные картинки. Когда ребенок подрастет и сможет сам держать карандаши, фломастеры, краски, можно начинать рисовать вместе. Это занятие настолько понравится малышам, что в доме будет разрисовано абсолютно все. Испробуйте нестандартные техники рисования которые подойдут к любому возрасту, и обязательно понравятся вашему ребенку.

Как правильно научить рисовать ребенка?Для этого нужно проявить всю свою любовь, заботу и терпение. В первые два года жизни ребенка нужно позволять ему держать карандаши не только в правой, но и левой руке. До двух лет он упорно будет не хотеть держать карандаш правильно, поскольку привык держать все в кулачке, но нужно с пониманием и терпением перекладывать его так, как это нужно. До двух лет ребенок научится рисовать кистью, ну а потом и пальчиками.

Чтобы обезопасить кроху для начала можно рисовать специальными разноцветными мелками, которые изготавливаются из безопасных для жизни малыша материалов.

В процессе обучения очень важно рисовать вместе – мама рисует – малыш закрашивает, дорисовывает мелкие детали.

Как научит рисовать ребенка карандашом

Когда ребенок уже немного ознакомился с окружающим миром, научился держать в своей маленькой, крохотной ручке карандаш, можно приступать к обучению рисования.

Чтобы малыш самостоятельно мог нарисовать что-то осмысленное, а непонятно что, следует показать ему как при помощи обычных геометрических фигур создавать красивые картинки: солнышко из круга и прямых линий, домик из квадрата и треугольника, человечка при помощи кружков.

Когда ребенок поймет, что на обычном листке бумаги можно передавать самые запоминающиеся за день вещи, ему будет интересно и весело рисовать все, что его окружает.

Как научить рисовать ребенка карандашом? Для этого нужно:

  • рассказать малышу из каких простых элементов состоит тот или другой рисунок;
  • из простых линий нарисовать все геометрические фигуры и показать как с их помощью можно создавать все, что малыш видит вокруг себя;
  • научить ребенка закрашивать детали, которые есть в рисунке, для этого очень хорошо подойдет раскраска, с помощью которой можно научить ребенка различать и передавать цвета;
  • дать возможность малышу нарисовать самостоятельно рисунок и обязательно похвалить его, чтобы ему было интересно и дальше заниматься рисования.

Все дети любят, когда их хвалят, поддерживают, радуются их достижениям. В процессе обучения они могут разрисовать не только альбомы, предназначенные для художества, но и книги, обои и все, на чем можно рисовать. Родителям нужно проявить терпение, любовь и с помощью ласковых слов объяснять малышам что можно, а что нельзя, чтобы ребенок не закрылся в себе и не перестал творить.

Источник: razvitiedetei.info

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today