Развитие ребенка — это последовательная и трудоемкая задача для родителей. Интеллектуальное и психологическое развитие у детей происходит очень быстро, а желание узнавать новое безгранично. Поэтому в образовании детей можно добиться потрясающих результатов. Однако до сих пор вопрос о том, как выучить с ребенком цифры, является сложным для родителей.
Мы подсознательно откладываем занятия в долгий ящик, так как и сами не любим считать. А ведь запоминание чисел для ребенка должно быть увлекательным и захватывающим процессом. Правильная методика поможет вызвать интерес у малыша и повысить эффективность обучения. Для этого важно узнать, почему детям сложно запоминать числа?
Часто дошкольникам они кажутся похожими друг на друга. Другая причина может заключаться в том, что ребенок не понимает изучаемую информацию. Поэтому учить числа с дошкольником нужно постепенно, без нажима. Не стоит изучать сразу несколько цифр, лучше начинать по одной. Выучить числа несложно, поскольку запоминание цифр происходит во время игры с использованием красочных картинок, ярких наглядных образов, любимых игрушек.
Как быстро выучить цифры с ребенком 4, 5, 6 лет? Учим цифры в игровой форме.
План изучения
Дошкольник может успешно выучить буквы и цифры. Но пока для него это просто значки и непонятные крючки. Главное, чтобы заинтересованность родителей в результате, их осознанное желание и способности превратили уроки математики в увлекательное путешествие в мир знаний. Так как выучить с ребенком цифры быстро и легко?
Чтобы помочь Вам с решением этой проблемы, мы предлагаем придерживаться плана изучения чисел:
- Поощряйте своего малыша откладывать нужное количество игрушек или других предметов. Выбранные предметы необходимо поставить в ряд, чтобы ребенку было легче их пересчитать.
- Объясните ребенку, какое число соответствует количеству предметов.
- Изучите число вместе с ребенком. Поговорите и выясните, на что похожа каждая цифра. Если в будущем дошкольнику будет сложно сразу назвать число, то он сможет запомнить его по ассоциации. У многих людей ассоциативное мышление очень развито. Этот факт лег в основу мнемотехники — науки быстрого запоминания.
- Сделайте упражнение несколько раз. Этот метод поможет понять взаимосвязь между числом и цифрой, которая его обозначает. Упражнение развивает несколько типов памяти: зрительную, двигательную, мышечную.
- В дальнейшем говорите с ребенком об этом и других цифрах, пока он не сможет уверенно назвать их.
- Рисуйте цифры вместе, лепите их из пластилина и называйте при каждом удобном случае. Они станут для малыша друзьями, и тогда он их запомнит.
Приучать ребенка к числам нужно понемногу, когда он ими интересуется. Раньше изучать их не стоит. Спешка в обучении может лишить ребенка интереса к математике.
Место для учебы также играет важную роль. Рядом не должно быть планшетов, мультиков или отвлекающих факторов. Это поможет ребенку сосредоточиться на изучении нового материала. Не забывайте о хорошем освещении, удовлетворенном аппетите и небольших бонусах за успехи.
Развивающие игры
Как научить ребенка считать по порядку, складывать и вычитать цифры
Многим родителям нравится, когда их ребенок выделяется в кругу сверстников, поэтому начинают обучать его практически с рождения. Не все специалисты одобряют такой подход, например, относительно чтения, но большинство сходится во мнении, что можно и нужно поддерживать и развивать естественное стремление малыша все пересчитать. Существует множество методик, традиционных и современных, которые помогут быстро научить не просто считать, называя цифры по порядку, но и совершать математические действия в уме.
Содержание:
- Когда учить детей счету
- Традиционные методики обучения
- Обучение счету до 10
- Обучение счету до 100
- Как учить складывать и вычитать
Когда учить детей счету
Знакомить ребенка с цифрами можно практически с рождения. Дети очень быстро все запоминают, поэтому некоторые из них уже в три года спокойно пересчитывают пальчики на руке, называя цифры по порядку. Но память в этом возрасте непроизвольная, и без тренировок малыш через время может все забыть. Поэтому считают постоянно: сколько ручек и ножек, сколько на них пальчиков, сколько съел вишенок, сколько прошел шагов.
Ребенок должен понять, что числа окружают его везде, все можно посчитать. Очень скоро он и сам начнет пересчитывать окружающие предметы. Знаний у него для этого еще маловато, не все цифры он знает, не всегда называет их по порядку, поэтому нужно внимательно следить, поправлять и подсказывать.
Научить ребенка считать и выполнять простейшие математические действия лучше до школы, потому что темп обучения в начальном звене не даст как следует разобраться в теме, в большинстве случаев ребенок не понимает материал, а зубрит его. Кроме того, ежедневные тренировки в течение 2-3 лет перед школой сделают свое дело, и малышу дальнейшие действия с числами будут даваться намного проще.
Традиционные методики обучения
В традиционном обучении соблюдается поэтапность. Перед первым занятие следует понять, какое количество предметов (например, кубиков) ребенок способен определить, не пересчитывая по одной штучке. Если он «видит» только 2-3 предмета, начинают с первого этапа, если от 5, то сразу со второго.
Обучение счету до 10
Следует подготовить 10 карточек с цифрами от 1 до 10, 10 небольших кубиков и коробочку, в которую они будут выставляться в ряд:
- Ребенку показывают карточки, где изображено определенное количество однородных предметов (мнемокарточки), и считают вместе с ним. Потом просят, чтобы он посчитал сам, но не настаивают, если не получается, снова можно посчитать вместе. Сначала карточки показывают в прямом порядке (от 1 до 10), потом в обратном и в хаотичном.
- Можно разделить этот этап на два: учить счету от 1 до 5, постепенно прибавляя по 1 цифре, дойдя до 10.
- Как только ребенок стал определять количество предметов и называть соответствующую цифру, его знакомят с графическим изображением этой цифры.
На заметку: Часто родители представляют цифры в виде веселых картинок (1 – смешная собачка, 2 – лебедь, 3 – змея), но педагоги говорят, что и буквы, и цифры следует сразу показывать в нормальном виде. Это поможет малышу воспринимать и запоминать их правильно, а не искаженно. Для лучшего зрительного восприятия цифры делают большими и яркими.
Обучение счету до 100
Здесь два метода: постоянное повторение (вслед за мамой) или же объяснение смысла и последовательности цифр. В первом случае ребенок учится неосознанно, во втором – вникает в то, как образуются числа. Специалисты склоняются ко второму способу, потому что, поняв принцип, не возникнет особых проблем со счетом до 200, 300, 1000 и далее. Нужно будет только выучить новые числа, а порядок уже усвоен.
Приступают к счету до 100 только тогда, когда ребенок хорошо и без запинки считает до 10, может посчитать в обратном порядке:
- Сначала учат именно счету, объясняя, как образуется слово, которое обозначает ту или иную цифру. Например, цифры от 11 до 19, образуются путем прибавления –надцать к уже знакомым словам, обозначающим цифры: один+надцать, две+надцать, три+надцать.
- В основном дети быстро понимают принцип счета от 20 до 100: прибавлять уже известные цифры от 1 до 9 к словам, обозначающим десятки: двадцать+один, двадцать+два и дальше. Но не следует учить слова, обозначающие десятки (двадцать, тридцать и прочие), пока ребенок не досчитает до этой цифры. Например, если он уверенно считает до 29, подсказывают цифру 30. Ребенок подхватывает и досчитывает до 39. Снова подсказывают: 40. И так до тех пор, пока малыш не остановится сам.
- Параллельно дошкольника знакомят с графическим изображением чисел, объясняют, как они образуются: 1 и рядом цифра 2 – это 12 (две+надцать), 2 и рядом цифра 1 – это 21 (двадцать один).
Ребенок должен не просто механически запомнить цифры, а понять смысл счета, почему одна цифра идет за другой, как именно образуются слова, которыми обозначены эти цифры. Если малыш сразу разберется в этом, в будущее ему будет проще запоминать и усваивать порядок при счете.
Видео: Игры от учителя начальных классов на обучение счету
Как учить складывать и вычитать
Научить таким базовым умениям, как сложение и вычитание в пределах 10, под силу родителям еще до школы. Это несложно, а предоставить материал ребенку лучше в виде игры, так будет интереснее и запомнится все гораздо быстрее.
Сначала проводят самые простые математические действия, используя однородные подручные материалы, например, небольшие кубики:
- Показывают прибавление (сложение). К одному кубику положили еще один, пусть малыш посчитает, сколько кубиков стало. Теперь к двум положили еще один, и снова считает. Потом мама убирает все кубики и кладет, например, два небольших мячика. Кроха говорит, сколько мячиков. Теперь к этим двум подкладывают еще 1 мячик, снова перечитывают. Таким образом, за одну игру разбираются примеры 1+1, 2+1. Так проводят уроки-игры на сложение, используя сначала подручные предметы, затем просят посчитать без визуального сопровождения, «в уме».
- Когда сложение чисел до 5 освоено, переходят к вычитанию, используя примерно ту же методику: из 2 лежащих на столе кубиков убирают 1 – сколько остается? От 3 мячиков забирают 1 (или сразу 2) – сколько мячиков?
- Когда ребенок будет складывать и вычитать без особых затруднений, можно дать ему задания посложнее: сложение и вычитание в одном примере. Используют сначала визуальное восприятие, все те же кубики и мячики. На столе лежит 3 кубика, к нему подкладывают 2, считают. Некоторые дети на этом этапе уже могут зрительно воспринимать количество предметов, не пересчитывая их, и это очень хорошо. Теперь от получившихся 5 кубиков убирают 3 – сколько остается?
Для каждого примера используют новые предметы (так переключается восприятие), можно всего два вида (кубики и мячики), но в новом задании они сменяют друг друга. Постепенно предметы убирают, просят посчитать мысленно, просто представляя их.
Когда ребенок более или менее свободно вычитает и складывает в пределах 5, используя ту же методику, приступают к математическим действиям в пределах 10.
Видео: Оригинальная методика обучения простым математическим действиям
Методика Марии Монтессори
Математика, по мнению итальянского врача и педагога первой половины 20 века, должна быть наглядной и увлекать. Для обучения счету от 1 до 6 по методике Монтессори предлагается использовать игральный кубик. Вместе с ребенком кубик рассматривают, подсчитывают точки на каждой из граней, затем предлагают поиграть. Кубик кидают, пересчитывают выпавшие на верхней грани точки и рядом выкладывают такое же количество камушков, предлагают посчитать камни.
Через время ребенка знакомят с графическим изображением цифр. Понадобится 6 кубиков, их ставят в ряд так, чтобы на верхней грани каждого были точки в порядке возрастания. Рядом с кубиком кладут вырезанную из бумаги цифру. Дальше можно попросить уже самостоятельно выложить количество камушков, которое будет соответствовать каждой цифре, опираясь на уже знакомые точки на кубиках.
Таким образом, ребенок соединит в своем сознании абстрактные цифры и наглядные точки и камни. Произойдет это не за одно занятие, понадобится около недели регулярных тренировок.
Для обучения счету до 10 к одному кубику подставляют второй, попутно демонстрируя правила сложения. Например, чтобы получилось 7, нужно поставить рядом кубики с точками 6 и 1, 5 и 2, 4 и 3.
Методика Глена Домана
В своей книге «Как обучить ребенка математике» Г. Доман делает упор на то, что дети видят предметы, как они есть. Если сказать пять, взрослый человек «увидит» значок, а ребенок представит количество.
Для обучения счету следует изготовить 100 карточек, на каждой из них нарисовать точки от 1 до 100. Точки должны быть одинакового размера и цвета, расположены в хаотичном порядке.
Начинать учиться по методике Домана можно уже с полугода. Ребенка знакомят с цифрами, показывая ему карточки по порядку: сначала от 1 до 5, потом от 6 до 10 и так далее. Демонстрируя карточку, громко и четко проговаривают цифру, соответствующую числу точек, и тут же ее убирают, показывают следующую. Когда цифры по порядку проговорены несколько раз, начинают их показывать вразброс. На одно занятие в среднем уходит 3 минуты, но повторяют их от 3 до 10 раз в день.
Автор методики отмечает, что дети, хоть и не говорят, но буквально впитывают в себя информацию. К тому моменту, как они начнут произносить слова, уже смогут определять, не считая, количество предметов перед ними.
Решать простые математические примеры так же предлагается с помощью карточек и соответствующих знаков.
Перед школой ребенка знакомят с числовым обозначением количества, то есть учат с ним цифры. Если следовать в таком прядке (от конкретного числового обозначения к абстрактному), обучение будет происходить гораздо быстрее и осмысленнее.
Как учить нельзя
Некоторые родители совершают ряд ошибок, от которых предостерегают педагоги. Специалисты не советуют:
- Учить вычитать и складывать по единице (5-1-1=3; 3+1+1+1=6). Этот способ хоть и действенный, но приучает считать медленно.
- Считать на пальцах. Дети обучаются так достаточно легко, но избавиться от привычки загибать пальчики бывает сложно.
- Использовать метод «линеечки», то есть отсчитывать нужные значения, используя линейку. Такой способ не дает ребенку думать и запоминать, не развивает вычислительные навыки и чем-то напоминает использование калькулятора.
Только счет в уме без применения подручных средств способен развить навыки быстрого вычисления. Кроме того, это отличная тренировка памяти и внимания, а также развитие мышления и логики.
Видео: Простые способы обучения ребенка счету
Источник: prosto-mariya.ru
Как правильно научить ребёнка считать от одного до десяти
Обучение числам и счёту — очень важный этап в дошкольном образовании. Как научить ребёнка считать, как сделать так, чтобы занятия математикой вызывали у него интерес — этими вопросами часто озабочены родители маленьких детей.
На самом деле особой сложности в обучении детей азам математики нет. Надо лишь учитывать ключевые особенности мышления ребёнка дошкольного периода жизни, которые помогут построить обучение правильно и сделать его эффективным.
Особенности дошкольного восприятия категории счёта у маленьких детей
Возраст. В возрасте двух-трёх лет у детей ещё очень незрелое мышление, им недоступны операции анализа и обобщения, поэтому даже если вы научите ребёнка счёту до десяти, то он будет всего лишь механически повторять «1, 2, 3, 4, 5», не представляя механизма исчисления. На вопрос, сколько предметов перед ним (кубиков, мячиков) он вряд ли сможет осмысленно ответить, так как пока не оперирует категорией количества.
«Своё» видение. Малыши трёхлетнего возраста воспринимают операцию счёта очень буквально, считая, что операции сложения (добавления) и вычитания (отнимания) действительны сейчас, в данный конкретный момент времени и только с теми предметами, которые он видит перед собой. Дети думают, что если предметы отодвинуть друг от друга – то их станет больше, а если приблизить друг к другу – тогда меньше.
Ребёнок, достигший возраста трёх лет, если его попросить прибавить к четырём кубикам три, даст правильный ответ «7» только после того, как подвергнет счёту все кубики по порядку. А вот дети постарше произведут вычисление другим способом, прибавляя к четырём кубикам по одному (4+1+1+1) каждый раз анализируя полученный результат, пока не получат правильную цифру – «7».
Поэтому размышляя над тем, как научить ребёнка считать, нужно помнить об этих особенностях восприятия детей младшего дошкольного возраста.
Лучшее всего начать обучение детей счёту и цифрам, в возрасте трёх-четырёх лет, при этом нужно ориентироваться на индивидуальные особенности конкретного малыша, а не на примеры других мам, утверждающих, что им известно, когда и как можно научить ребёнка цифрам.
Приступаем к занятиям
Этап подготовительный, ориентировочный возраст детей – 2-3 года
Освоение категорий «большой – маленький», «больше – меньше», «один – много». Очень простые, но в то же время необходимые понятия, которыми должен оперировать ребёнок указанного выше возраста. Это сделает его последующее обучение числам и счёту более эффективным.
Примеры заданий
- Изучаем категорию «большой – маленький». Выберите несколько игрушек разной высоты (матрёшки, пирамидки, кубики) и предложите ребёнку расставить их по размеру (высоте) от самой маленькой до самой большой.
Можно усложнить задание следующим образом: возьмите одинаковые кубики детского конструктора, составьте из них две башни разной высоты. Предложите малышу самостоятельно уровнять их высоту.
- Осваиваем категорию «больше – меньше». Положите перед ребёнком несколько яблок, одну игрушку, два-три одинаковых кубика, три-четыре печенья. Проанализируйте вместе чего здесь меньше, больше, а чего – одинаково. Чего больше кубиков или яблок, игрушек или печенья? Чего одинаково? Во время выполнения этого задания закрепляйте у детей навыки счёта от 1 до 5.
Во время занятий старайтесь приводить примеры, используя то, что видит перед собой ребёнок – предметы окружающей среды и быта. Тогда обучение его математике и счёту в дальнейшем будет вызывать у него живой интерес.
Начинаем обучение. Счёт от одного до десяти. Возраст детей – 3-4 года
Для этих занятий вам понадобятся следующие дидактические материалы:
- Десять кубиков небольшого размера (длина ребра-1,5 см.). Лучше, если они будут одного цвета, без цифр и отвлекающих рисунков
- Коробка, в которой в дальнейшем должны помещаться все кубики в один ряд. На дне коробка нужно начертить десять ячеек, соответствующих размерам кубика. Кубики должны располагаться в коробке компактно, но, при этом нужно, чтобы ребёнку были хорошо видны начерченные на дне коробки ячейки для кубиков.
- Десять карточек из плотной бумаги с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Важный момент
Перед началом обучения, надо понять, сколько кубиков ребёнок может определить сразу, не прибегая к их пересчёту пальцем. Как правило, в три-четыре года дети могут сразу определить 2-3 предмета, в очень редких случаях – 4. Есть и те, кто может определить только один кубик. Поэтому поставьте перед малышом коробку с кубиками и по очереди (начиная от меньшего значения) предлагайте ему определить их количество не пересчитывая. Так и говорите «Сколько кубиков? Говори сразу, не считай!» Если малыш может определять без счёта только один кубик, необходимо провести следующее занятие.
Первое занятие. Изучаем числа 1 и 2
Шаг 1. Поставьте на стол коробку с единственным кубиком внутри, положите рядом карты с цифрами 1 и 2. Задайте ребёнку вопрос, и когда он скажет- «один», продемонстрируйте ему карту с цифрой 1. Положите её рядом с коробкой
Шаг 2. Поместите в коробку ещё один кубик и дайте малышу задание пересчитать кубики. Если он ответил, что кубиков стало два, положите на стол карту с цифрой 2, предварительно убрав карту с цифрой 1. Пусть ребёнок сделает это сам – таким образом, у него закрепится чёткое понимание соответствия цифры и количества кубиков в коробке.
Изучаем состав числа, закрепляя и отрабатывая задание несколько раз. Очень скоро юный ученик сможет запомнить, как выглядят два кубика вместе, и начнёт правильно называть их количество, не прибегая к пересчёту пальчиком. В то же время цифры 1 и 2 перестанут для него быть абстрактным понятием, когда он соотнесёт их с количеством кубиков в коробке.
Продолжаем занятие. Муравьи и муравейник
Добавляем в занятие игровые элементы. Перед его началом рассказываем ребёнку, что наша коробочка – это муравьиный домик, а кубики – маленькие муравьи, его жители, которые обитают в своих норках, то есть, на клеточках коробочки. Для больше убедительности можно наклеить на одну из граней кубика маленькое изображение муравья.
Шаг 1. Кладём один кубик на первую клетку в коробке (желательно, чтобы она находилась слева от ребёнка), и сообщаем ему: «один муравей уже у себя в норке. А если к нему сейчас захочет прийти его друг в гости, сколько муравьёв тогда станет в норке?». Если вы видите, что ребёнку сразу тяжело ответить правильно, то поставьте один кубик рядом с коробкой. Когда малыш сообразит и скажет — «2», можно разрешить ему поставить второй кубик рядом с первым, следя при этом, чтобы они находились в границах своих «норок», то есть клеточек.
Шаг 2. А теперь задаём следующий вопрос: «Сколько останется муравьёв в домике, если один уйдёт?». Скорее всего, на этот вопрос ребёнок уже ответит без затруднения — один. Попросите его подкрепить этот ответ картой с соответствующей цифрой. Двигаемся дальше, добавляя по одному кубику к уже известному числу, последовательно и не торопясь. В дальнейшем мы изучаем числа, доводя постепенно нужное количество кубиков до 10.
Демонстрируйте и обратную добавлению операцию – отнимание. Этим вы поможете ребёнку быстро и без проблем научиться счёту до 10, а также сложению и вычитанию. Очень скоро он сможет решать элементарные примеры на эти математические операции. Не забывайте подкреплять количество кубиков зрительным образом чисел, демонстрируя во время выполнения задания соответствующие карточки с цифрами.
Цель этой методики
Нужно добиться следующих результатов: ребёнок должен не просто определять количество путём перечисления предметов, лежащих перед ним, а анализировать состав числа. Тогда он легко будет решать простейшие математические примеры, понимая, что число 5 получится, если 2+3 или к 4+1.
Умение производить анализ чисел очень пригодится в дальнейшем, когда дети начнут осваивать операции деления, столкнутся с понятием «кратности» чисел. Также эти навыки будут чрезвычайно полезны им, когда они начнут учиться определять время.
Изучаем и запоминаем цифры
Многие родители интересуются, как лучше выучить с ребёнком цифры. Ответ на этот вопрос очень прост. Нет смысла заставлять детей механически заучивать цифры. Оперируя ими, он должен хорошо представлять их числовое наполнение – то есть понимать, что стоит за цифрой «2», какое количество предметов.
Поэтому, чтобы научить ребёнка цифрам необходимо постоянно подчёркивать неразрывную связь цифры и числа – его количественного показателя. Это отлично демонстрирует приведённая выше методика.
Хорошо запомнить изображения цифр ребёнку дошкольного возраста помогут всевозможные наглядные пособия – лото и карточки. Ещё лучше если вы совместно с малышом самостоятельно разработаете ряд картинок, демонстрирующих, как выглядят цифры. Используйте любые аналогии и ассоциации, чтобы сделать изображение с цифрой максимально запоминающимся. Такие картинки помогут малышу запомнить, как выглядят цифры, и научиться правильно их писать в дальнейшем.
Обучение малыша математике и счёту должно проходить легко, без применения силы и давления. Тогда любой ребёнок дошкольного возраста будет получать радость и от познания и изучения мира.
Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена
Развивающий мультфильм от Роберта Саакаянца, «Учимся считать»:
Источник: marypop.ru