Когда и как начинать готовиться к школе? Одни родители с трёх лет дают малышам необходимые знания, другие усиленно учатся прямо перед школой. Беседуем с детским психологом и даём список важных навыков и умений
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит, быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.
Г отовность ребёнка к школе – это не только обладание необходимыми знаниями по ряду предметов, но и способность принимать информацию в новой для себя обстановке, организовать своё общение с коллективом (психологическая готовность и способность к социализации). Что важнее? Всё важнее.
Когда можно начинать давать знания: потихоньку лет с трёх в игре или лет в пять, но уже с элементами уроков? Или перед самой школой на подготовительных курсах? Как, с кем и когда готовиться – решает сама каждая семья.
Марина Тетерина, психолог ДРЦ «Рио», г. Анапа: «Всё дошкольное детство в той или иной степени является подготовкой к школьной жизни. В игре ребёнок выстраивает свои отношения с окружающим миром. В одних ситуациях он лидирует, в других – подчиняется, в третьих – учится сотрудничать. Поэтому важнейшая предпосылка готовности к школе – уметь играть. В ином случае нагрузка начальной школы станет непомерной и может привести к нарушениям поведения (капризности, плаксивости, страху, агрессии и даже отказу идти в школу)».
Как проверить готовность к школе в домашних условиях.
Обучение дошкольников действительно возможно разве что в игре. Потому что у малышей физически не получается сидеть подолгу, рука плохо слушается, да и мотивации не хватает – родительское «надо» не понятно. К тому же должна сформироваться некоторая готовность принимать новое. Почему дети идут в школу именно в 6-7 лет? Это важный рубеж, он не случаен: начинает просыпаться осознание себя в жизни, появляется возможность впитывать знания.
Сейчас готовиться к школе, как считается, необходимо как можно раньше. Да и вообще учить детей принято чуть ли не с первых месяцев его жизни. И если раньше читать и писать учили в школе, то сейчас редко кто к пяти-шести годам не знаком с грамотой. Мамы озабочены ранним развитием, «развивашки» и курсы для детей открываются на каждом шагу. Общество заставляет нас вкладывать в детей всё больше и больше, потому что считается, что только развитый ребёнок может рассчитывать на успешность в будущем.
Анжелика Аванесова, мама четырёх детей: «Хорошо, когда мама может себе позволить себе сидеть дома и заниматься с ребёнком, но зачастую это не так. Более того, даже если мама сидит дома, то не все мамы горят желанием заниматься с ребёнком, проще всё свалить на домашние дела и сидеть, уткнувшись в ящик, пока чадо занимается самостоятельно (как правило, тоже уткнувшись в ящик). В этих случаях развивалки, курсы подготовки к школе – это выход, и хорошо, если мама им воспользуется».
Заниматься с ребёнком самостоятельно, маме или папе, совсем неплохо – это общение, эмоции, похвалы. Некоторым родителям удобнее учить детей самим. Но не всем и не всегда. Если заниматься с собственным ребёнком скучно, если мама «срывается» или ребёнок не воспринимает её как учителя, то стоит рассматривать вариант общения малыша с профессионалом – в группе или индивидуально.
Подготовка к школе ребенка 5-7 лет. Как научить ребёнка читать. 0+
Отметим, что самые интересные уроки для ребёнка до 7 лет – жизненные. И они необходимы больше всех остальных. Путешествия, походы, прогулки. Да и просто ходить в магазин или на рынок полезно. Только надо понимать, что купить, почему, почём, как. Принимать участие во взрослой жизни для ребёнка очень важно, это развивает интеллект, эмоции, навыки и вообще готовит к жизни.
Это та база, которую необходимо дать каждому родителю своим детям.
И всё-таки современные реалии таковы, что готовиться к школе, её требованиям и особенностям организации, необходимо. Нужно научить ребёнка играть по правилам, которые ему предлагает общество. Без этого он будет, что называется, «выплывать» сам. Есть вполне чёткий перечень необходимых для первоклассника знаний, который поможет ему влиться в учебный процесс. Психологи и педагоги считают, что ребёнок 6-7 лет должен иметь следующие знания.
Общие знания о себе и окружающем мире:
— называть свои ФИО и ФИО членов семьи, уметь рассказать о себе и своих увлечениях;
— знать времена года, месяцы, дни недели, ориентироваться в сутках;
— находить лишнее среди предложенных предметов, обобщать и исключать;
— запоминать текст и пересказывать его;
— ухаживать за собой (одеваться, шнуровать обувь, мыть руки и пр.);
— различать много цветов и оттенков;
— знать части света, некоторые страны, название своей страны, её столицу, название края и города, свой домашний адрес;
— знать название частей тела.
Актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 50 000 подписчиков!
Необходимые навыки в математике:
— знать числа до 20, уметь считать в прямом и обратном порядке;
— знать и уметь рисовать геометрические фигуры;
— знать правила сложения и вычитания.
Необходимые навыки в русском языке:
— знать алфавит;
— уметь читать простые тексты, пересказывать его;
— знать, где гласные и согласные буквы;
— писать печатными буквами, правильно держа ручку.
Тренированная моторика рук:
— умение резать и вырезать по контуру;
— умение писать «графические диктанты».
Творческие навыки:
— уметь рисовать: пользоваться красками, кисточками, фломастерами, карандашами;
— уметь штриховать внутри очерченного пространства;
— уметь лепить из пластилина;
— уметь клеить аппликации.
Психологическая и социальная готовность:
— знать, как нужно себя вести в обществе, не оскорблять и не задираться, вести себя прилично, не капризничать;
— уметь общаться со взрослыми уважительно, на дистанции;
— общаться со сверстниками: говорить, обсуждать, отстаивать мнение, не бить и не быть битым;
— уметь спокойно сидеть на занятиях около получаса;
— уметь сравнивать понятия, явления, делать выводы;
— пытаться доводить дело до конца, преодолевать трудности;
— удерживать внимание на действии;
— понимать, для чего нужна школа, осознавать себя в учебном процессе.
Психолог Марина Анатольевна Тетерина даёт рекомендации для родителей по подготовке детей к школе:
– Читайте ребёнку книги – это один из самых эффективных способов развития речи, мышления, воображения, внимания, памяти и т.д. Но это должно быть не просто чтение, а активное обсуждение прочитанного, обмен мнениями.
Развивайте моторику, это поможет ребёнку овладеть навыками письма: играйте в пальчиковые игры, рисуйте, лепите, работайте с ножницами, делайте аппликации и фигурки в технике оригами. Учите детей самостоятельности: уметь одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде и т.д. Часто взрослые забывают о подобных «мелочах».
Ребёнок может быть развитым, обладать определёнными знаниями и умениями, но это не значит, что он готов к школе. Обязательно нужно заботиться о здоровье детей: обучение в школе требует значительных усилий и напряжения всего организма. Поэтому так важна физическая подготовленность.
И ещё: прежде, чем подавать документы, постарайтесь познакомиться не только с директором школы, но и с тем преподавателем, который будет обучать вашего ребёнка. Вообще, в этом возрасте важнее выбрать учительницу, а не школу. Даже в школах с не самой лучшей репутацией могут оказаться опытные преподаватели начальных классов, которых ценят и любят ученики».
Источник: lucky-child.com
Ожидания родителей vs ФГОС: как детский сад обязан подготовить ребенка к школе
Фотография: Pixabay. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Родители, которые стремятся как можно лучше подготовить ребенка к переходу в школу, часто ждут, что этим займутся воспитатели детского сада. Научат детей письму, чтению и другим, казалось бы обязательным для первоклассника навыкам. Но ожидания родителей далеко не всегда адекватны возможностям детского сада и образовательным стандартам. Вместе Оксаной Чугайновой, доцентом кафедры теории и методики факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, разбираемся, где пролегают границы ответственности воспитателей в вопросах подготовки к школе.
Что говорит ФГОС
Пункт 1.2. ФГОС дошкольного образования устанавливает, что задача дошкольного образования — рассматривать детство как период жизни, который значим сам по себе. А не руководствоваться тем, что это время, в которое малыш готовится к следующему этапу в развитии. Поэтому подготовка к школе — не основная задача и не главный результат работы детского сада.
Пункт 3.2.1 ФГОС призывает воспитателей учитывать принцип возрастной адекватности. То есть использовать только те формы и методы работы с детьми, которые соответствуют их возрастным и индивидуальным особенностям. Искусственное ускорение или же замедление развития недопустимо. Следовательно, готовить дошкольников к первому классу правильно ориентируясь на те посильные задачи, которые ребенок сегодня может выполнить при помощи взрослого и только завтра уже самостоятельно.
Кроме того, дошкольное образование в Российской Федерации не является обязательным уровнем. Поэтому требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений — чтение, письмо — неправомерно. Пункт 4.1. ФГОС допускает говорить только о возможных достижениях малыша к тому моменту, когда он перейдет из детского сада в школу.
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Как детский сад должен готовить детей к школе
Согласно требованиям ФГОС, в норме к шести годам ребенок «демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению». Задача воспитателей — создать для этого все необходимые условия. А именно:
- развивать у детей коммуникативные навыки и обучать их грамоте.
Это подразумевает формирование фонематического слуха и механизмов звукобуквенного анализа, обогащение словаря, развитие связной диалогической и монологической речи; - помогать детям овладевать способностью к сотрудничеству в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
- обучать внимательно слушать и слышать взрослого, выполнять действия по словесной инструкции, завершать начатое дело до конца;
- готовить руку малышей к письму: развивать мелкую моторику и координацию рук и тела;
- формировать представления о форме и величине, количестве, счете, ориентировке во времени и пространстве и др.
Почему в детском саду не учат письму и чтению
Тем не менее большинство родителей ожидают, что в рамках образовательной программы детский сад будет обучать дошкольников чтению, письму, иностранным языкам, информатике. Но этого не происходит по конкретным и обоснованным причинам.
Письмо и чтение — не механические навыки. Они требуют работы мышления, которое должно быть достаточно зрелым, чтобы построить систему знаков, соотносящуюся с системой звуков, запомнить буквы и составить из них слово. Формирование всех этих процессов логично завершается к только периоду окончания младшего школьного возраста.
У детсадовцев для сложных мыслительных операций:
- недостаточно развита произвольность и саморегуляция (произвольное внимание, самоконтроль деятельности);
- не в полной мере сформированы мелкая моторика и зрительно-моторная координация движений рук, кистей рук и пальцев;
- не до конца оформлены структуры центральной нервной системы и механизмы зрительного восприятия;
- только начинают развиваться произвольная, слуховая память и логическое мышление.
Поэтому, прежде чем учить чтению и письму, детский сад закладывает фундамент для успешного и быстрого освоения этих учебных навыков. Если форсировать ситуацию, это приведет к снижению самооценки ребенка, мотивации и сложностям в освоении учебной деятельности.
Что посоветовать родителям
Несмотря на то, что массовое обучение чтению и письму в детском саду недопустимо, индивидуально обучать детей старшего дошкольного возраста этим навыкам никто не запрещает.
Главное — ориентироваться на возможности самого ребенка. Если он интересуется буквами и словами, стремиться их писать, пробует читать самостоятельно, то стоит стимулировать его любознательность. При этом задача взрослого не механически заучивать с малышом буквы и слова, а создавать условия при которых у самого ребенка возникнет потребность писать и читать. Таким образом родители поддержат его стремление к самовыражению.
В самостоятельном обучении помогут:
- подвижный алфавит,
- письмо печатными буквами или пиктограммами,
- игры на нахождение позиции звуков слове,
- игры на деление слов на слоги, понимание состава слова и предложения.
Стоит понимать, что если ребенок знает буквы, умеет читать и писать, это еще не залог успешного обучения. Важнее уметь понимать написанное и выражать свои мысли устно и письменно, логично и грамотно выстраивая суждения и умозаключения. Поэтому сам по себе навык чтения и письма не играет решающей роли в адаптации к первому классу. О чем стоит сообщить родителям, которые стремятся дополнительно готовить ребенка к школе.
Об эксперте: Оксана Чугайнова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, преподаватель кафедры дошкольного, начального и дополнительного образования, главный редактор журналов «Управление», «Методист».
Материалы по теме:
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org
Когда начинать готовить ребенка к школе?
Просмотров 1004
В принципе, в общем достаточны то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе. Любой ребенок к окончанию детского садика, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением. Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.
У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой информации, иными словами — к обучению. И пресловутое детское любопытство- тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще любознательность ребенка — один из лучших и эффективных «инструментов» его обучения.
Поэтому опять же, отмахиваться от детских вопросов — значит подавлять «пытливость его ума», а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в свое время не отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учебе. Особенно если их любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не относится) так и продолжают подавлять.
Не правы те родители, которые боятся перегрузки детского ума. Не правы и те, которые загромождают детское сознание большим количеством разрозненных и не по возрасту «умных» сведений. Родители считают, что их ребенок развит «не по годам». На поверку же получается, что его знания лежат на поверхности, разрозненны, что считает он механически, а о героях книг высказывается услышанными от взрослых формулировками. Даже в жизненных ситуациях выглядя всезнайкой, он лишь повторяет готовые словесные «штампы» взрослых, не осознавая истинного их смысла.
Разумно поступают те родители, которые готовят школьное «завтра» с первых проявлений любознательности ребенка и на доступных ему сведениях.Начав воспитание своего ребенка, они по существу начинают готовить в нем и будущего школьника: весь его предшествующий опыт определяет успех учения.
Готовить ребенка к школе — это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению- интерес и потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. А это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью — в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
И в добрый путь!
Источник: psynavigator.ru