Семилетняя школа в СССР, семилетка — тип учебного заведения (неполная средняя общеобразовательная школа) с продолжительностью обучения, равной 7 учебным годам, существовавший в СССР в 1920–50-е гг.
История
Возникла в 1921. В 1920-е годы часть городских семилетних школ именовалась фабрично-заводскими семилетками (ФЗС), сельские же семилетние школы — школами крестьянской молодёжи, затем школами колхозной молодёжи (ШКМ).
В 1934 году в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) и Совнаркома СССР «О структуре начальной и средней школы в СССР» были учреждены 3 типа общеобразовательной школы:
- начальная (1—4-й классы),
- неполная средняя (1—7-й классы) и
- средняя (1—10-й классы).
Окончившие семилетнюю школу могли продолжать образование в средней общеобразовательной школе, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях. С введением в 1958 году всеобщего обязательного 8-летнего образования семилетние школы были преобразованы в восьмилетние. Восьмилетки стали органической частью средней общеобразовательной школы, и впоследствии преобразовывались в школы-десятилетки с полной программой среднего образования.
СССР. Система образования
См. также
- школы-восьмилетки
- Средняя школа в СССР
Источник: kommynist.ru
55 лет отмены в СССР платы за обучение в школах и вузах
Плата за обучение в старших классах средних школ и вузах СССР была отменена постановлением правительства 10 мая 1956 года. А введена – в октябре 1940 года. Фактически Сталин в то время начал формирование новой сословности, а рабочие и крестьяне лишились «социальной лестницы».
26 октября 1940 года было введено постановление №638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий». В старших классах школ и в вузах вводилось платное обучение и с установленным размером годовой оплаты. Обучение в столичных школах стоило 200 рублей в год; в провинциальных – 150, а за обучение в институте уже приходилось выкладывать 400 рублей в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик, и 300 – в других городах.
Годовая плата примерно соответствовала средней месячной номинальной зарплате советских трудящихся в то время: в 1940 году она составила 338 рублей в месяц.
Однако введение даже такой скромной платы для многих советских граждан закрыло возможность продолжить образование после 7 класса. А колхозники тогда вообще зарплаты не получали и работали в колхозе за трудодни.
Образование СССР — лучшее? #Shorts
В результате проведенных «реформ» количество выпускников средних школ (8-10 классы), средних специальных учебных заведений и вузов сократилось вдвое. Советская власть сознательно добивалась ограничения количества людей со средним, среднеспециальным и высшим образованием. Стране нужны были люди у станка. И этого добивались мерами экономического характера: за учебу устанавливалась плата.
Фактически Сталин в то время начал формирование новой сословности. Те же крестьяне не могли «выбиться в люди» даже через учёбу в техникуме, а рабочие – через вуз. Напомним, что в семьях того времени нормой было по 5-7 детей у крестьян и по 3-4 – у рабочих. И платить за обучение 2-3 детей было для них непосильной ношей.
Тогда же, в конце 1940-го появилось положение «О государственных трудовых резервах СССР». Совет Народных Комиссаров получил право ежегодно призывать от 800 тысяч до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи, начиная с 14 лет, в училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Выпускники получали направления на предприятия, где обязаны были проработать 4 года. А позже появился указ об уголовной ответственности сроком до 1 года «за самовольный уход или за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение» из училища (школы)». Фактически государство прикрепляло учащихся ФЗО.
(На фото: передовая группа учеников – плотников школы ФЗО №7 г. Ленинграда)
Единственной социальной лестницей для низов тогда стали военные училища – обучение в них было бесплатным. Либо после службы в армии – работа в НКВД.
Но и при Хрущёве за школьное образование фактически приходилось платить. 24 декабря 1958 года был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью», вводивший обязательное восьмилетнее образование. Но при этом учащиеся 9-10-го классов должны были по 2 дня в неделю работать на производстве или в сельском хозяйстве – всё, что они производили за эти 2 дня работы на заводе или в поле, шло в оплату школьного образования. Для поступления в вуз теперь требовался стаж работы не менее двух лет после окончания школы. Эта «школьная реформа» была отменена сразу после смещения Хрущёва, а окончательно современный вид школьное образование приняло лишь при Брежневе, в 1966 году.
На фоне сталинского крепостничества и сословности, «экспериментов» со школьным образованием Хрущёва и нынешних путиных, брежневское время для россиян должно казаться Раем. Однако, как ни удивительно, страна до сих пор наводнена как фанатами Сталина, так и плодами его жизнедеятельности – путинистами. Про Брежнева же никто и не вспоминает.
Источник: www.ttolk.ru
Пятидневка в школах в 2019-2020 году
Из года в год ученики и родители в разных регионах России задают один и тот же вопрос – будет ли введена пятидневка в школах страны, и, судя по всему, в 2019-2020 году данная проблема будет стоять также остро, а дебаты между сторонниками и противниками учебы по субботам, не утихнут.
Предлагаем разобраться, почему на сегодняшний день во многих школах России не введена такая желанная для многих пятидневка, а также узнать, какой прогноз для решения данного вопроса в 2019-2020 году.
Норма закона
Согласно закону РФ «Об образовании», рабочий график для определенного учебного заведения устанавливается по решению администрации и педагогического коллектива с учетом специфики учебно-воспитательного процесса.
Это значит, что только руководство школы, лицея или гимназии вправе решать, будут ли проводиться в учебном заведении уроки по субботам и для каких классов будет установлена 5-дневная, а для каких 6-дневная учебная неделя. Решение принимается не директором единолично, а всем педагогическим коллективом с учетом:
- возможной учебной нагрузки на детей при разных графиках работы;
- общего количества предметов, изучаемых в младшей, средней и старшей школе;
- заполняемости учебных кабинетов;
- штата учителей предметников и их нагрузки;
- наличия деления классов на группы на определенных уроках.
Пятидневка в школах – За и Против
Пятидневная рабочая неделя считается приоритетной и рекомендована всем учебным заведениям, если существует реальная возможность выстроить такой график работы.
Сторонники пятидневки приводят такие аргументы в поддержку своей позиции:
- У ребенка должно быть более одного дня на отдых, что бы отвлечься от учебы и заняться своим хобби.
- Два выходных подряд – это возможность больше общаться детям и родителям.
- Пятидневка не нарушает график семьи, ведь для большинства работающих родителей суббота – выходной день.
- Имея два свободных дня подряд, семьи смогут организовать совместный отдых, поездки на дачу или к родственникам.
- Исходя из производственного календаря, именно 5-дневная неделя позволяет в полной мере воспользоваться преимуществами, которые предоставляют государственные праздники и действующая система переноса «красных дней календаря», припадающих на выходные.
Эти заявления близки каждой российской семье, ведь никому не хочется вставать «чуть свет» и собирать ребенка в школу, когда ты сам выходной и можешь дольше понежиться в кровати. Да и детям крайне тяжело отправляться на учебу зная, что вся семья в этот день дома и отдыхает. Но, представленные аргументы хороши для идеального формата семьи, в которой родители заботятся о детях, интересуются их развитием и досугом, прикладывают усилия для того, что бы каждый день сына или дочери был наполнен яркими эмоциями, новыми впечатлениями и познавательной активностью.
Говоря о том, что ребенок должен как можно больше времени проводить дома, мы забываем, что существует масса семей, в которых дети на выходных не отходят от компьютера или телевизора и попросту надолго остаются без присмотра взрослых. Вспомните, когда последний раз вы были со своим ребенком в музее? Задумайтесь, как обычно проходят выходные в вашей семье? Честно ответьте себе на вопрос – а изменилось бы что-то, кроме возможности выспаться в субботу?
Кому необходима шестидневка?
Для многих общеобразовательных учебных заведений РФ 5-дневная рабочая неделя является нормой. Но, отменить субботу для всех учебных заведений России одним указом невозможно, ведь существует достаточно много гимназий, лицеев и специализированных школ, в которых ребята помимо базовых предметов изучают ряд дополнительных дисциплин, что существенно увеличивает учебную нагрузку. В таких школах даже при условии 6-дневной учебной недели у детей ежедневно стоит в расписании по 7 уроков. Что бы освободить субботу зачастую мало просто доставить 8-е уроки, а необходимо еще урезать часы на преподавание какого-то предмета, что уже идет вразрез с основным документом, регламентирующим образовательный процесс.
И уж конечно, не может идти речь о пятидневке в тех немногих школах, где ввиду нехватки учебных аудиторий еще сохранилась вторая смена.
Если представить, что пятидневка стала обязательной в школах России в 2019-2020 году, то учащимся специализированных школ и гимназий пришлось бы столкнуться с такими серьезными проблемами, как:
- Усилившаяся нагрузка, ведь готовить ежедневно пришлось бы по 8 уроков (некоторые предметы в таких школах преподаются 3-4 раза в неделю, и фраза «учить на выходных» тут не применима).
- Практически полное отсутствие свободного времени на протяжении учебной недели.
- Невозможность посещать кружки и секции в других образовательных учреждениях, ведь 8 урок обычно заканчивается около 16:00 (в зависимости от начала первого урока), а ребенку по нормам необходимо как минимум перекусить, прежде чем отправиться на музыку, танцы или спортивную тренировку.
- Кружки в школе будут проводиться на 9 уроке (что для многих учащихся будет означать уже не 8, а все 9 уроков подряд).
- Возрастающая психологическая нагрузка, ведь очевидно, что в таких условиях ребенок просто физически будет не в состоянии успеть выполнить все задания и выкроить хоть немного времени на отдых.
Обсуждая вопрос учебного графика, родители редко вспоминают о людях, которые учат их ребят в школах, но не стоит забывать и об этой стороне вопроса. Учитель тоже человек, и провести яркий, интересный и насыщенный 7-й или 8-й урок ему также сложно, как и ребятам воспринимать новый материал по физике или математике в конце рабочего дня. В результате пострадает качество обучения, что, естественно, недопустимо для занимающих высокие позиции гимназий, лицеев и школ и углубленным изучением профильных предметов.
На самом деле, учителя, которым приходиться читать предметы в субботу, тоже сталкиваются с рядом проблем и прежде всего это:
- отсутствие у детей необходимого настроя, особенно на первом уроке;
- частые прогулы без уважительной причины, что создает серьезную проблему, если урок проходит 1 раз в неделю;
- собственно, необходимость работать в субботу, что автоматически означает либо разорванный график выходных, либо только 1 выходной в неделю, что является нарушением, но имеет место в сегодняшних реалиях.
Возможен ли компромисс?
Стремясь оптимизировать учебный процесс, многие учебные заведения утверждают разные графики работы для начальной, средней и старшей школы, устанавливая для 1-4 классов 5-дневный график обучения, а для старших (как правило, профильных) классов – шестидневку.
Стремясь облегчить для ребят субботу, на этот день стараются выносить неоцениваемые предметы, дисциплины творческого цикла и физкультуру. Во многих школах последний день рабочей недели объявляют «днем без формы», что особенно нравится детям, ведь позволяет проявить свою индивидуальность. В субботу часто проводят школьные мероприятия и экскурсии, что объединяет коллектив и наполняет жизнь школьников яркими красками.
Быть ли пятидневке в 2020 году?
Как бы ни хотелось ученикам, родителям и учителям, получить свой законный выходной, в 2019-2020 году, как и ранее, будут два типа школ:
- Общеобразовательные, в которых предметы преподают на уровне «стандарта», и можно безболезненно установить 5-дневную учебную неделю.
- Специализированные, в которых старшие классы (а иногда и малыши) однозначно будут учиться по субботам.
Что делать родителям?
На самом деле, родителям необходимо серьезно относиться к выбору школы, оценивая не только интерьер учебных кабинетов и близость к дому, а и другие важные аспекты:
- наличие специализации в старшей школе;
- график обучения для 1-4, 5-9, а также старших классов;
- дополнительные возможности, которые предлагает школа – кружки и секции.
Если уже так получилось, что ребенку предстоит учиться по субботам, лучшее, что могут сделать родители – это поддержать его и правильно настроить. Ни в коем случае нельзя каждый раз проявлять недовольство рабочим графиком и школой в целом. Лучше дайте сыну или дочери понять, как вы гордитесь тем, что он учится в хорошей школе и получает достойное образование, обязательно акцентируйте внимание на каждых, пусть даже самых незначительных с точки зрения взрослого человека, достижениях.
А если чувствуете, что и вы и ребенок совершенно не готовы преодолевать такие сложности, то просто подберите школу с 5-дневным графиком обучения, ведь каждый из нас имеет право выбора. Это избавит вас от лишнего стресса… по крайней мере на тот период, пока не придет время задуматься о близости ЕГЭ и качестве образования, полученного ребенком.
Последние новости
С 1 апреля 2019 года школы Башкрии начали постепенно переходить на 5-дневку, как заявил врио главы региона Радий Фаритович Хабиров. При этом после перехода учебных заведений на пятидневную систему обучения школьников зарплата учителей не изменится, а все работники будут предупреждены минимум за 2 недели до нововведения.
Какие сложности могут возникнуть:
- Учащиеся во 2, 3 и 4 классах не должны иметь в учебном графике более 5 уроков в день;
- Дети, учащиеся в 5 и 6 классах не должны получать более 6 уроков в день;
- Ученики с 7 по 11 классы не должны быть нагружены более чем 7 уроками в день;
- Математика не должна являться первым или последним уроком в графике. Предмет не должен проводиться также после физкультуры и по субботам;
- Ограничения коснулись и физики и химии, а также русского языка. Учителя-предметники не могут вести 3 урока подряд без промежуточных окон.
- Отменят ли ЕГЭ в 2020 году
- Интернатура в 2019-2020 году
- Осенние каникулы 2019-2020 учебного года
Источник: 2020-god.com