Когда принимают просфору и святую воду

Прямого ответа на поставленный вопрос мы, к сожалению, не найдем ни в одном издании Церковного Устава. Следовательно, данная практика принадлежит к области личного благочестия и благоговения человека.

Верующие обычно стараются вкушать просфору вместе со святой водой каждый день натощак, если, конечно, не планируют в этот день причащаться. Но при этом мы не можем категорически заявлять, что это является правилом, обязательным для всех.

Кроме того, и сам вопрос вкушения просфоры натощак также не является абсолютно категоричным. Как мы сказали несколько выше, благочестивая традиция предполагает вкушение просфоры вместе со святой водой натощак, до вкушения другой пищи. Но если мы отказываемся от употребления святыни (а именно святыней является как святая вода, так и просфора) только по той причине, что мы уже что-то съели, то поступаем неправильно. В Типиконе, то есть книге, регулирующей совершение богослужения в Православной Церкви, есть такое замечание относительно вкушения в пищу Крещенской святой воды: «Известно же буди всем о святей воде: яко неции суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради, не добре творят: ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру, и всей твари» (Типикон, Указания на праздник Крещения Господня).

Можно ли принимать просфору (святую воду) не натощак?

Таким образом, мы видим, что вкушение святой воды, а значит, в принципе, и просфоры, возможно и не только натощак, ведь «не входящее оскверняет человека, а исходящее из него» (см. Мк. 7:15).

Если мы будем чисто механически употреблять с утра натощак святую воду и просфору, но при этом не будем отдавать себе отчет в том, для чего мы это делаем и зачем это нам нужно, пользы от вкушения святыни не получим. И наоборот, если мы с правильным внутренним расположением примем в пищу просфору, даже несмотря на то, что уже в этот день что-то съели, думаю, ничего плохого в этом не будет. Но стоит стараться, чтобы наше «разумение» вседозволенности не профанировалось.

Читайте также:  Какое самое маленькое натуральное число

У нас есть к Вам просьба.

Статьи нашего сайта охватывают все приходы Гагаузской автономии. Для продолжения плодотворной работы сайта, нам необходима ваша помощь!

Пожалуйста, поддержите сайт «Православная Гагаузия». Вы можете отправить нам любое пожертвование, чтобы сайт продолжал работу. Нам не обойтись без Вашей помощи!

Источник: pravoslavie.md

Просфоры

Просфоры

Просфора — это хлебец особой формы, используемый на Божественной Литургии. Слово «просфора» в переводе с греческого языка означает «приношение».

Разновидности просфор

Просфоры делятся на служебные и поминальные. Первые имеют гораздо больший размер, нежели вторые.

Служебные просфоры

В Русской Православной Церкви служат на 5 просфорах. Это:

  • Агничная просфора. Из нее вырезают кубическую центральную часть – Агнец, который и освящается на Литургии, становясь веществом Таинства. Размер Агничной просфоры зависит от того, сколько людей будет причащаться на богослужении.

Оттиск в верхней части Агнца несет на себе надпись: IC XC NI KA, что означает: Иисус Христос – Победитель. Части этой монограммы располагаются по сторонам от четырехконечного равностороннего креста.

Когда принимать святую воду и просфору? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)

Просфора агничная

Оставшиеся после вырезания Агнца края просфоры нарезают мелкими кусочками и раздают верующим после службы. Это антидор. В переводе на русский язык это греческое слово означает «вместо дара»: он как бы в малой мере заменяет собой Причастие для тех, кто почему-либо не смог приступить к Таинству. Антидор символизирует одежду Христову, в то время как освященный Агнец – это само Тело Христово.

  • Богородичная просфора. Из нее вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы. На этой просфоре можно увидеть оттиск с начертанием имени Пречистой: «Мария» или икону Божией Матери.

Просфора богородичная

  • Девятичинная просфора. Из ее верхней части священник вынимает 9 частиц. Это совершается в память всех святых: Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, первомученика архидиакона Стефана и всех святых мучеников, преподобных, бессребреников, праведных Иоакима и Анны – родителей Богоматери, равноапостольных Кирилла и Мефодия Учителей словенских, равноапостольного князя Владимира и всех угодников Божиих. Вынимаются частицы и в память автора совершаемого чина литургии: святителя Иоанна Златоуста или Василия Великого. Оттиск на девятичинной просфоре, как правило, несет на себе такое же изображение, как на агничной. Таким же оттиском украшаются и оставшиеся две служебные просфоры:
  • Заздравная – из нее вынимают две частицы о здравии живых.
  • Заупокойная просфора, из которой вынимают одну частицу в память всех в вере скончавшихся православных христиан.
Читайте также:  Искренней любви как пишется

Девятичинная, заздравная и заупокойная просфоры

У православных греков традиция другая: там проскомидия совершается на одной большой просфоре, оттиск на которой разделен для удобства служащего священника на несколько частей.

Поминальные просфоры

Поминальные просфоры

Из поминальных просфор вынимают частицы с молитвой о людях, попросивших у священника ходатайства перед Богом. В современной России эта просьба, как правило, осуществляется в виде поминальной записки, которую подают за свечным ящиком.

Изображения, наносимые на малые, поминальные, просфоры могут быть различными. Наиболее распространены малые просфоры с таким же оттиском, как на Агнце. Любимы благочестивым народом просфорки с монограммой Пресвятой Богородицы.

При некоторых храмах и монастырях выпекают просфоры с изображениями святых и Богоматери, а также основных событий Священной истории. Священнослужители относятся к таким просфорам по-разному, а простые верующие обычно радуются, когда им попадается просфорка с иконой.

Встречаются и довольно необычные сюжеты печатей для просфор, связанные с конкретными святынями Православия. Например, «Стопа Пресвятой Богородицы» – из Почаевской Лавры, где почитанием пользуется след Пречистой Девы, отпечатавшийся на камне во время Ее явления в XIII столетии.

Артос

Артос

Особое место среди произведений православной просфорни занимает артос – квасной хлеб, освящаемый на Пасху. Этот хлеб стоит в храме перед иконостасом всю Светлую седмицу, его носят в пасхальные крестные ходы. Артос как бы вбирает в себя благодать главного христианского праздника. В Светлую субботу после Литургии его раздробляют и раздают верующим для благоговейного вкушения. По традиции на артос наносится образ Воскресения Христова или изображение креста с надписью «Христос воскресе».

Символическое значение артоса таково. По Воскресении Христовом апостолы жили, веря в постоянное присутствие в своей жизни Божественного Учителя. Собираясь на трапезы, они оставляли одно место незанятым – для Господа Иисуса Христа, и клали на это место хлеб, а затем разделяли его между собой как святыню. Так и мы должны всегда помнить о незримом присутствии Божием.

Читайте также:  Как красиво подписать баночки со специями

Форма и внешний вид просфор

Любая просфора состоит из двух частей – верхней и нижней. Верхняя часть символизирует Божественную природу Христа, а нижняя – человеческую. Верхняя половина просфоры украшается оттиском, который наносят на сырое тесто, используя для этого специальную печать.

Поскольку главная просфора – Агнец – становится Телом Христовым, полагается выпекать просфоры такими, чтобы их цвет напоминал оттенок человеческого тела.

Выпечка просфор в монастыре

Духовно-символическое значение

Главное приношение православных христиан Богу это Божественная литургия. Просфоры используются для величайшего из Таинств Церкви – Евхаристии. Поэтому их выпекание издревле считается в Церкви делом особым, сродни иконописанию. Просфоры пекут с молитвой, пребывая в душевной и телесной чистоте.

В наличии

В наличии

Источник: ortox.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today