По программе «Школа России» таблицу умножения начинают учить в конце второго класса. Сначала объясняют принцип умножения, потом – первые примеры на умножение, только на 2 и 3. Выучить таблицу целиком обычно задают на лето.
Если вы чувствуете, что сумеете сами грамотно объяснить ребенку принцип умножения и деления, то можете начать учить заранее. Тогда это не вредно. Но при условии, что примеры на сложение и вычитание ваш ребёнок выполняет уже на автоматизме, и вы ищете, чем бы ещё полезным его нагрузить. Если счёт на сложение и вычитание хромает – подтягивайте спокойненько счет, который сейчас проходите в классе.
Как учить?
1) Учить надо сначала отдельно: на 2, на 3, на 4 и т.д.
2) Потом вперемешку
3) Всегда совмещать устное и письменное.
4) Устно по кусочкам. Например, спрашиваете:
4*5? 4*3? 4*4? 4*3? 4*5?
4*3? 4*4? 4*5?
(Все это в очень быстром темпе, в игре и с улыбкой)
5) Потом другой кусочек. Потом смешиваете два кусочка.
6) Умножение и деление в разные дни. Умножение в первый, деление во второй, плюс в конце второго дня на ночь – вперемешку.
7) На умножение и деление:
2, 3, 4 повторение — 1 день,
1, 2, 3, 4, 5 повторение — 1 день.
6, 7 повторение — 1 день,
8, 9 повторение — 1 день
6, 7, 8, 9 повторение — 2 дня.
Итого – 3 недели. Если у вас есть 4-ая неделя – как раз на общее повторение.
8) В наших книжках есть столбики на отдельное умножение (с него начинаем) и умножение вперемешку.
Часто родители жалуются: «Учил, а через 3 секунды (3 часа, 1 день, утром, вечером) забыл!» У большинства родителей начинается паника. Родитель думает:
1) я с ребёнком учил
2) ребёнок ответил
3) слава Богу, он запомнил на всю жизнь
4) Караул! Он забыл! А мы учили! КАК такое может быть.
Родители, ЛЕГКО и ЧАСТО!
Наберитесь терпения. Ребёнок имеет право сто раз забыть. Даю сразу вашему ребенку индульгенцию на это.
Вопрос: Как понять, что он не считает? На 8-9 понятно, а на 2, 3, 5 считается же быстро.
— Ответ должен быть за 2-3 секунды. Если успевает – значит, ребенок выучил таблицу умножения.
На форуме Материнство можно задать вопрос Ольге Узоровой »»
Фото — фотобанк Лори
Источник: materinstvo.ru
Таблица умножения -учить ко 2 классу?
Дочка учится по программе Перспектива. Переходит во 2 класс. На лето не задали таблицу умножения учить(мы спрашивали на собрании) . Смущает то, что в соседних школах задали на летг выучить таблицу умножения до 5. Подскажите, как быть.
05.08.2018 08:52
05.08.2018 09:17
соседние школы тоже по Перспективе? По ШР нашим тоже до 5 задавали и весь 2 класс учили ТУ. А в 3 классе уже спрашивали от зубов.
05.08.2018 09:46
Учить.Вообще начальная школа — это период автоматизации арифметики. Так что в ваших интересах не перекладывать это на школу, а взять на самостоятельный контроль, чтобы когда потом пойдёт по усложняющей, счёт не тормозил и не добавлял ошибок. Моё личное мнение, что таблицу умножения, не надо учить по частям. Надо давать её в целом. Объяснить принцип, а потом тренировать.
Хорошо, когда в полуигровой форме, с привлечением счётного материала (орехи, вишня, камни, фасолинки..) Игры есть, например серия «банда умников. Моя любимая — «7 на 9» игра. Там по правилам сложение/вычитание, но можно менять на умножение/деление. По началу, может ребенок вас спрашивать и проверять.. 🙂 Есть игры он-лайн на изучение таблицы умножения https://www.multiplication.com/ https://fun4thebrain.com/mult.html https://www.arcademics.com/games http://www.adaptedmind.com/gradelist.php?grade=2 https://www.arcademics.com/games/meteor и т.п. Я со своими учила на качелях, в дороге, в очередях.. Как вспомню, так спрошу.. 🙂
05.08.2018 11:19
Нашим не задавали учить таблицу умножения. Но во 2-ом классе все ее знали. Так преподавали, что они от таблиц сложения переходили к умножению, приходило понимание сути умножения и дети все как-то усваивали и запоминали.
05.08.2018 11:50
Нашим категорически запрещали. Им начинали вводить умножение со сложения с примеров типа 50*5 или 100*4, допрошли они таблицу к концу года, а четко знать должны были только к началу 3 класса. Моя не доучила, в начале третьего класса хватанула за нее трояк на диктанте, села и за выходные выучила. С младшими тоже не учила, как-то само запомнилось.
05.08.2018 12:13
до последнего старалась, чтобы дети не учили таблицу умножения — сумела дотянуть до середины 2 класса (но у них ШР) по Перспективе пришлось бы, наверное, учить после 1 класса но у моих детей таблица легла на свободный внетабличный счёт + при свободном счёте таблицу «взяли» блоками, а не столбиками (типа 24 это 3х8=8х3=6х4=4х6)
05.08.2018 14:06
По программе Петерсон всегда задавали учить таблицу умножения после 1-го класса. Потом весь 2-й класс это все отрабатывают.
Источник: eva.ru
Таблица умножения для детей
Таблицу умножения обычно начинают проходить уже во втором классе, когда дети уверенно освоили сложение. Педагоги обычно говорят, что таблицу нужно учить наизусть, чтобы «отлетала от зубов». Казалось бы, это не так уж и необходимо.
Например, умножить 7 на 6 — это то же самое, что просто взять 6 раз по 7 и сложить, не запоминая лишних цифр… Но мало того, что эти сложные операции затянут выполнение контрольных работ, — в обычной жизни, за пределами школы, знание таблицы умножения требуется постоянно. В магазине, дома, а в будущем — и на работе… Так что же, каждый раз строить длинные цепочки вычислений или доставать калькулятор? Нет, выучить таблицу все же придется — зато раз и навсегда.
Как помочь ребенку выучить таблицу умножения?
Помочь ребенку выучить таблицу умножения не так уж сложно, если правильно подойти к обучению. Вот несколько рекомендаций.
Заинтересуйте
У ребенка должна появиться мотивация. Не конфета и прогулка, хотя на усмотрение родителей можно использовать и эти методы, а что-то более значимое и долгосрочное. Сначала продемонстрируйте, в каких случаях, кроме урока в школе, таблица умножения необходима. Например, он хочет угостить пятерых друзей любимыми конфетами — каждому раздать по три, — и сколько же всего конфет принести? Или на день рождения к ребенку собираются три семьи, в каждой по три человека — сколько пар столовых приборов надо приготовить?
Нарисуйте школьнику печальную перспективу: вот в магазине его, доверчивого неуча, обманывает продавец. А вот он на работе не может умножить две цифры и достает калькулятор, а коллеги поднимают его на смех. Вот, в конце концов, он спустя годы решает в классе куда более длинные и сложные примеры, чем предлагают ему пока, и «плавает», потому что не знает основ. Без таблицы умножения в математике дальше не продвинуться! А без математики — не окончить школу и не пойти учиться на того, кем ребенок сейчас мечтает быть…
А чтобы избежать всех этих проблем, надо-то всего лишь взять и выучить эту таблицу! И уж с каким восхищением будут смотреть учителя и одноклассники, которым умножение пока не дается
Объясните суть таблицы умножения
В умножении второе число обозначает, сколько раз нужно сложить первое с самим собой. Это базовый момент, который должен усвоить ребенок, и заодно подстраховка, если он все-таки в ответственный момент забыл какой-то один результат в таблице умножения. Но, как мы уже заметили, постоянно на метод последовательного сложения вместо умножения полагаться не стоит.
Чтобы школьник лучше понял смысл, продемонстрируйте ему, что, например, 4 х 3 — это три ряда по 4 клеточки в каждом. Пусть сосчитает число клеточек — это и будет произведение цифр.
Успокойте и упростите
Наверняка ребенок ужаснется, увидев столбцы примеров на умножение сзади на обложке своей тетради: «И это все я должен знать назубок?!» Объясните, что все не так ужасно, как выглядит, ведь от перемены мест множителей произведение не меняется. То есть достаточно запомнить, сколько будет 3 х 4, чтобы понять, сколько — 4 х 3. А значит, учить придется не столь и много.
Используйте таблицу Пифагора
Вместо длинных рядов чисел продемонстрируйте таблицу Пифагора. В ее строках и столбцах — множители, а на пересечении — произведение. Покажите ребенку, как с ней работать, лучше всего — с карандашом: ищешь первое число по вертикали, второе — по горизонтали, а там, где они «встречаются», и есть значение произведения. Какую цифру искать в столбце, а какую — в строке, совершенно неважно, ведь перемена мест множителей роли не играет.
Эта таблица наглядна, и учиться по ней гораздо приятнее, особенно если у школьника хорошо развита визуальная память. Да и знания по ней можно проверить за пару секунд.
Чтобы заинтересовать ребенка, можно рассказать, что таблице умножения почти 4 тыс. лет, и нашли ее в Древнем Вавилоне. Только та таблица была гораздо более сложной и громоздкой — 60-ричной, а не десятичной, какую используют в России. Между прочим, в Великобритании таблица заканчивается не на 10 х 10, как у нас, а на 12 х 12, потому что там другие система мер длины и денежное обращение (фут равен 12 дюймам, шиллинг — 12 пенсам). И в английском образовании на изучение таблицы умножения ребенку дают время аж до 11 лет.
Не перегружайте
Дети хорошо усваивают информацию, в том числе для долговременной памяти. Но переутомлять ребенка не стоит. Выделите по одному-два дня на каждый кусок таблицы умножения — например, сегодня мы выучим таблицу на 2, завтра закрепим, послезавтра начнем — на 3, и так далее.
Важно начинать с простого. Разделавшись с таблицей на 3 и 4, младшеклассник уже усвоит основные принципы таблицы умножения, и дальше будет легче.
Повторяйте
Чем чаще, тем лучше: если учить таблицу умножения с разбросом в пять дней, толку не будет. Для создания нейронных связей в мозгу нужны регулярность и привычка. Пусть ребенок не только отвечает на ваши вопросы, но и регулярно натыкается на таблицу. Например, можно повесить красочный плакат в его комнате.
Проверяя знания ребенка, также двигайтесь от простого к более сложному: вначале, задавая ему вопрос «Сколько будет 3 х 2?», давайте ему больше времени на размышление. На первых порах следом за «3 х 2» спрашивайте «3 х 3», а со временем, когда школьник усвоит таблицу умножения лучше, предлагайте примеры вразнобой.
Укажите на закономерности
Некоторые принципы умножения помогут сократить время на лишние вычислительные операции:
- Умножив на 0, мы получим 0, на 1 — то же число, а на 10 — то же число, но с ноликом на конце.
- Умножить на 2 — это сложить число с самим собой.
- Умножить на 4 — это умножить на 2 и еще раз на 2. Поскольку ребенок пока не научился умножать двузначные числа, но уже хорошо умеет складывать, ему будет проще умножить на 2 и прибавить к получившемуся числу такое же. Например, 6 х 4 = 6 х 2 + 6 х 2 = 12 + 12 = 24.
- При умножении на 5 произведение (результат умножения) заканчивается на 5 или 0, причем поочередно — например, 1 х 5 = 5, 2 х 5 = 10, 3 х 5 = 15.
- При умножении на 9 проще умножить на 10 (то есть приставить к исходному числу 0), а потом вычесть это исходное число: 9 х 9 = 9 х 10 — 9 = 81.
- Кстати, когда ребенок чуть освоится с умножением и начнет решать примеры подлиннее, объясните: там, где есть умножение, сложение и вычитание, по умолчанию сначала выполняется умножение. Если только нет скобок — действие в них как раз должно быть совершено первым. Так, в примере 9 х (10 — 9) результат будет уже другой: сначала решается то, что в скобках, а потом уже выполняется умножение: 9 х 1 = 9.
- При умножении на 11 (такие операции пригодятся ребенку чуть позже) изначальная цифра удваивается: 6 х 11 = 66, 8 х 11 = 88. Если речь о двухзначных числах, тоже можно обойтись без калькулятора: возьмите умножаемое число и между двумя его цифрами вставьте их сумму. Например: 12 х 11 = 132 (между 1 и 2 — 3).
Запоминание закономерностей таблицы умножения — еще один способ успокоить ребенка. Если он что-то и забудет, результат можно будет «вывести».
5 эффективных способов выучить таблицу умножения
Не ограничивайтесь одним методом объяснения и запоминания. Научить можно разными способами:
1. На пальцах и палочках
С этого стоит начинать знакомство с таблицей умножения. Легче всего показать «два раза по два» на пальцах или каких-то предметах. Правда, с более сложными вычислениями — например, с таблицей на 8 — будет труднее. муторнее.
Но при этом по пальцам легко освоить умножение на 9. Расположите руки вниз ладонями и мысленно пронумеруйте пальцы слева направо от 1 до 10. Загните палец, которому соответствует число, на которое нужно умножить 9. Например, если пример звучит как «9 х 5», это будет большой палец левой руки. Теперь считайте, что все пальцы слева (4) — десятки, а справа (5) — единицы. Таким образом, ответ — 45.
2. Через приложения на телефоне
Современным школьникам, возможно, больше понравится изучать таблицу умножения на экране любимого гаджета. Упражняться можно не только в учебное время, но и на каникулах или в транспорте по дороге в школу — скорее всего, такую тренировку ученик будет воспринимать скорее как игру, чем как домашнее задание, и ему самому будет интереснее.
Приложений немало: в некоторых ребенку одновременно предлагается решить пример, уложиться в предложенное время и накопить баллы/призы. Азарт, как известно, — отличный стимул.
3. По карточкам
Это более «древний», но тоже близкий к игровому способ запоминания. Распечатайте примеры из таблицы умножения на карточках: на одной стороне — пример, на другой — ответ (только проследите, чтобы цифры в ответе не просвечивали, лучше взять плотный картон). Разложите карточки в ряд и предложите ребенку выбрать пример.
Если он отвечает верно, убирайте карточку с поля, если нет — перекладывайте ее в конец ряда. Игра заканчивается, когда карточек на столе не остается. Эту игру можно проводить и на время — пусть ребенок соревнуется сам с собой или с другими детьми.
4. По стихам
Стишки про таблицу умножения есть в интернете — в такой форме любая теория запоминается лучше. Например: «Осьминоги шли купаться: дважды восемь ног — шестнадцать», «Два атлета взяли гири, это — дважды два — четыре». Этот способ лучше использовать как вспомогательный, в дополнение к остальным — не будешь же придумывать стишок на каждый пример. Впрочем, были бы желание и фантазия.
5. По играм и мультикам
Одна из популярных игр — «Математическое лото». В нее стоит играть группой детей, находящихся примерно на одном уровне знаний таблицы умножения. Механика примерно та же, что с карточками, только на одних карточках пишутся примеры, на других — ответ.
Раздайте детям те, что с ответами, — например, по 4 числа-ответа на каждой карточке, — а те, что с примерами, оставьте себе и поочередно показывайте группе. Пусть тот, кто найдет в карточке ответ, зачеркнет это число и назовет вслух. Например, ведущий говорит: «9 х 9». Тот, у кого в карточке есть число 81, зачеркивает его и называет вслух. Выигрывает тот, кто первым зачеркнул все числа в своей карточке и при этом решил примеры верно.
Еще больше ребенка может заинтересовать игра «Золотоискатели». У нее интересная «легенда»: искатели сокровищ нашли остров, где спрятан клад, но должны тщательно просчитывать ходы, чтобы первыми находить лучшие тайники. Для игры требуются поле — незаполненная таблица Пифагора (можно нарисовать квадрат с ячейками самостоятельно, десяток произвольно выбранных клеток раскрасьте желтым цветом), игровой кубик и ручка.
Первый игрок бросает кубик — сколько ему выпало, столько шагов от старта в любую сторону (но в одном направлении) он может сделать. В клетку, на которой остановился, игрок вписывает произведение чисел, на пересечении которых находится. Это будет количество монет, которые он нашел. Если удалось остановиться на желтой клетке — игрок нашел сундучок, и сумма удваивается. Причем если на этой клетке остановится потом другой игрок (а по правилам он имеет на это право), монет из сундучка он уже не получит.
Следующий игрок, бросая кубик, отсчитывает шаги уже от той клетки, где остановился соперник. Игра заканчивается, когда остается пять пустых клеток. Естественно, выигрывает тот, кто собрал больше монет.
Увлекательна и «Борьба прямоугольников». Это игра на двоих. Нужны только лист бумаги в клеточку, два фломастера, два кубика и по одному цветному карандашу для обоих участников. Каждый игрок по очереди бросает по два кубика. Выпавшие цифры — множители.
Игрок рисует на листке со своей стороны прямоугольник или квадрат, стороны которого по количеству клеток равны числам на кубиках. В середине фигуры записывается ее площадь, то есть произведение чисел. Когда на листе не остается места для новых фигур, игру можно завершить. Выиграл тот, кому повезло заполнить фигурами больше клеточек на бумаге.
Другая, менее творческая игра, предлагает участникам из написанных на плакате чисел от 1 до 90 назвать те, что встречаются в таблице умножения на то или иное число. Можно устроить соревнование на время — раздать плакаты нескольким детям и предложить каждому вычеркивать или подчеркивать числа.
Можно заказать в интернете или найти в магазине уже готовые настольные игры на тему умножения — «Много-много» или «Цветариум».
Онлайн-игры для запоминания таблицы умножения, которые можно свободно отыскать в Сети, ничего не скачивая, схожи механикой с играми в мобильных приложениях. Ребенку даются все те же примеры на умножение, но в картинках (вместо 3 х 2 на «доске» рисуется три звездочки, а потом «х 2»), или тренажер на время с результатами: игрок решает сгенерированные компьютером примеры и видит в табличке, сколько дал правильных и неправильных ответов.
По тому же принципу построены развивающие «арифметические» мультфильмы: на экране появляется то или иное, меняющееся количество птичек/зверюшек/конфет, фоном идет веселая тематическая песенка. Но это, опять же, скорее для закрепления уже усвоенного материала, чем для его изучения.
Итак, ничего сложного и ужасного — чередуя разные методы освоения материала, вы постепенно достигнете успеха. Не настраивайтесь на быстрый результат — вероятно, до того, как школьник сможет уверенно отвечать на любой вопрос по таблице, пройдет не меньше месяца. Зато результат будет приносить плоды всю жизнь.
Математика и логика для детей 7-13 лет
Развиваем логическое мышление через решение сюжетных математических задач в интерактивном игровом формате
Источник: umnazia.ru