Когда ребенок хорошо освоил алфавит, наступает время научить его складывать буквы в слоги и читать их. Многие мамы и папы мучаются вопросом, как же ему рассказать все про звуки и слоги, как научить его соединять буковки, а потом объяснить, как складывать слова.
- 1. Алгоритм обучения
- 2. Когда можно начинать обучать ребенка чтению?
- 3. Методики обучения
- 3.1. Складываем и читаем слоги по методике Елены Бахтиной
- 3.2. Классическая методика автора школьного букваря Надежды Жуковой
Алгоритм обучения
Обучить ребенка связному чтению не так просто, как может показаться на первый взгляд. Это довольно серьезное дело, которое требует терпения, усидчивости и некоторой подготовки самих родителей. Процесс выработки навыков чтения складывается из трех шагов:
- заучивание букв и обозначающих их звуков;
- складывание букв в слоги и практическая тренировка их чтения;
- складывание слогов в слова и отработка слитного чтения.
СБОРНИК | Учимся читать по слогам | 1 часть | Карточки по методике Зайцева
Первый шаг обычно не вызывает затруднений у детишек, они быстро запоминают буквы в процессе игры. Следующий же шаг, чуть ли не самый важный и ответственный, дается многим деткам не очень легко. Возникшие трудности могут отбить охоту и существенно затормозить процесс. Не сдавайтесь и продолжайте систематические занятия, даже если дело серьезно замедлилось. Подбадривайте ваше чадо, чтобы он почувствовал себя увереннее.
Когда можно начинать обучать ребенка чтению?
Прежде чем приступать к обучению, убедитесь наверняка, что ваш очаровательный студент знает буквы алфавита и без труда их идентифицирует. Для тестирования навыков дайте малышу азбуку и попросите назвать буквы. Обычно деткам на это требуется 2-3 минуты. Это означает, что на распознание одной буковки у него уходит 4-6 секунд.
Отталкиваясь от простейших вычислений, можно предположить, что на прочтение слова из 4 букв («папа», «мама») ему понадобится от 20 до 25 секунд. А теперь представьте, каково читать с такой скоростью.
Так что знать и идентифицировать буквы, конечно, важно, но их определение должно быть молниеносным. Когда малыш на «разборку» всего алфавита будет тратить секунд 20, вот тогда и переходите ко второму этапу обучения – как научить ребенка слогам.
- Учите ребенка звукам, а не буквам, это упростит процесс последующего обучения. Например, не «дэ», «тэ», «мэ», а «Д», «Т», «М». Гласные должны быть длинными «ууу», «ааа». Начните практику с «А». Она проще всего для детей, они ее быстро запоминают и определяют. Как только ученик будет хорошо ее определять, приступайте к согласным. Затем начинайте составлять слоги «МА», «ДА», «ГА». Как только это будет получаться, начинайте строить слова: «ба-ба», «ма-ма». После отработки навыков с буквой «А» приступайте к практике с буквой «О», потом «У», «И».
- Если малышу алфавит хорошо знаком, поиграйте с ним. Покажите ему, как собирать простые слова «да-ша», «ка-ша», «ли-за», «ли-са», «рот», «дом», «ко-за».
- Переходите к 3-сложным словам.
- Обучение в игре – самое оптимальное и интересное для ребенка.
В процессе обучения активно используйте наглядные пособия. Подготовленные заранее красочные картинки, тематические видео-материалы могут стать вашими помощниками в этом нелегком деле.
Методики обучения
Самостоятельно научить кроху читать, не опираясь на дидактический материал, довольно трудно (подробнее в статье: как научить ребенка научить быстро читать и улучшить речь?). Заранее приобретите букварь, он вам понадобится. Сейчас они выпускаются в большом ассортименте – есть и классические, есть и оригинальные. Самыми интересными и практически обоснованными можно назвать методики Н. Жуковой и Е. Бахтиной.
Метод Жуковой с «бегающими буковками» выглядит более простым для объяснения, а потому более понятен ребенку. Не следует забывать, что всякий ребенок уникален, его способности индивидуальны. Что удобно и понятно одному, то никак не идет у другого. Если малыш чувствует себя не очень уверенно на этапе слогов, не спешите переходить к складыванию слов, пусть даже самых простых. Такое никчемное ускорение усилит его неуверенность и отобьет желание учиться читать.
Методика Бахтиной подходит для совсем маленьких детишек, которым едва исполнилось 2 года. Автор уверяет, что детки, регулярно занимающиеся в домашних условиях по ее методике, уже к трем годам могут хорошо читать. По букварю Жуковой дети занимаются в школе, т.е. в возрасте 5-6 лет.
Складываем и читаем слоги по методике Елены Бахтиной
Суть метода в следующем: как только малыш научился бегло (именно бегло!) узнавать буквы, начинайте учить его соединять буквы, строить слоги произносить их. После того, как он научится правильно произносить и распознавать буквенные сочетания, нужно проработать их разновидности.
Приведем пример. В слоге «МА» встретились и крепко подружились буковки «М» и «А». Теперь они вместе и получается «МА». Повторяйте про дружбу «М» + «А» = «МА» в течение дня, закрепите навык на следующий день. По той же схеме выучите другие буквосочетания. Поначалу практикуйте открытые слоги (на гласную) «КА», «ГА», «ЛА».
Непременно закрепляйте произношение демонстрацией карточек (наглядно).
Те же самые карточки используйте, чтобы научить ребенка читать. Предлагаем вам готовые карточки: согласные – синие, гласные – красные. Составляйте из карточек слоги и слова для чтения.
Важные аспекты:
- На начальном этапе не используйте гласные с «й» в составе «ю» = «йу», «я» = «йа». Не используйте шипящие согласные, так как они сложнее в произношении.
- Обучайте ребенка беспрерывно – не только дома с букварем, но и во время прогулки. Указывайте «студенту» на вывески, побуждайте его находить и произносить знакомые сочетания, попрактикуйтесь и с незнакомыми сочетаниями. Потом можно включить в обучение гласные с «й» в составе и шипящие согласные.
Не исключено, что данная методика не подойдет малышу, и читать он не научится. В этом случае опробуйте другой метод обучения.
Классическая методика автора школьного букваря Надежды Жуковой
Воспользуйтесь букварем Жуковой, чтобы научить ребенка складывать слоги из букв. Начните с букв «М» и «А», ведь их сочетание для крошки родное и близкое. Это буквосочетание знакомо чуть ли не с рождения, оно лежит в основе слова «мама».
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: когда дети начинают говорить первые слова при хорошем развитии?
Обратите внимание малыша, что на картинке в букваре одна буква бежит к другой, и потом они соединяются.
Проговаривайте вместе с ним растянутую букву «ммм» и превратите в «ммаааа». При этом постепенно сокращается первый звук и становится длиннее второй. По той же схеме произносите другие открытые буквосочетания с «А», «О», «У»: «ДА», «КО», «ТУ» и т.д. Потом переходите к сложению совсем простых слов, которые понятны обучаемому: «ПА-ПА», «РУ-КА», «НО-ГА».
Акцентируйте внимание на артикуляции: один звук протягиваем, а другой укорачиваем. Если вы сможете сделать свои карточки с «бегающими» буковками, то учить малыша читать можно будет не только с книжкой, но и посредством игры.
Важные аспекты:
- Очень важно побуждать ребенка анализировать слоги, которые он выучивает. Всякий раз спрашивайте его, какие он здесь видит буквы и сколько их. Пусть он произносит и повторяет опять и опять.
- Следите за тем, чтобы во время чтения буквы у него не «разрывались» и не «раздруживались», чтобы звуки не превратились в буквы при их соединении: «да», а не «дэа»; «па», а не «пэа». Ребенок должен проговаривать именно звуки. Напоминайте крохе, что первый звук надо потянуть, а второй «подстричь».
- Пусть во время урока ребенок на слух определит количество произнесенных мамой/папой букв (звуков). Попросите его назвать первый звук и второй. Изначально можно попрактиковаться на сочетаниях гласных «ао», «уа», «иа».
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как заинтересовать ребенка и культивировать любовь к чтению?
Еще раз напомним об индивидуальности ребенка. Один малыш быстро соединит буквы и звуки, а другой будет испытывать трудности. Не торопите его и не педалируйте ситуацию. Пусть занятия будут регулярными. Если вашему ребенку никак не дается одна методика, пробуйте другую.
Важно подобрать тот вариант, который подойдет ему.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Источник: all4kiddy.ru
Как научить ребенка читать в раннем возрасте?
Я нашла способ раннего обучения чтению и готова поделиться им с другими. Мой старший сын начал читать в 4 года. Когда я говорю начал читать, то имею ввиду не отдельные слова, по буквам или по слогам, а целые предложения и даже небольшие абзацы.В первом классе (6 лет) он читал 76 слов в минуту, а во втором 102, может кто-то в таком возрасте читает и быстрее, но в нашей школе таких детей нет.
Не знаю как для Вас, но для меня, в детстве чтение было карой небесной.
Конечно, в классе 3-4 я уже хорошо читала и даже полюбила это занятие, а потом стала читать запоем разные интересные книжки, но вначале…
Сказку «Три медведя» я просто терпеть не могла, на ней меня заставляли «отрабатывать технику чтения».
Как научить ребенка рано читать, открыть для него интересный мир книг, безболезненно, с радостью и удовольствием для вашего чада?
А теперь, как же этого достичь?
О том, как научить ребенка читать по слогам Вы найдете много литературы, я на этом останавливаться не буду, скажу только, что начинать нужно как можно раньше. С 6 месяцев можно приучать ребенка к книжкам, показывать картинки. Одной из первых ваших книжек должна стать азбука, показывайте букву в книжке и называйте ее. Только помните, буквы нужно учить не так, как они называются в алфавите (Эс, Эф и т.п.), а так, как они читаются в тексте (С, ф). Делайте это регулярно и Ваш ребенок будет читать все буквы, как только научится их произносить.
Для того, чтобы научить ребенка читать по слогам, Вы можете использовать разные методики известных авторов. Кубики, буквари, плакаты на стенах — все можно пустить в ход. А можете просто, каждый раз играя с ребенком складывать из кубиков слоги с какой-то буквой или писать их на листе бумаги и при этом произносить. Например: М и А читаем МА, М и О читаем МО и т.п.
Главное, помните, Ваша цель – это объяснить ребенку механизм образования из двух отдельных звуков одного слога. Как только он поймет, так, сказать, «логику процесса», он сразу начнет читать по слогам. Вы станете свидетелем маленького чуда: еще вчера ваш ребенок упорно читал отдельные звуки, а сегодня читает по слогам.
Теперь Вы с гордостью рассказываете всем, что ваш ребенок читает, но «почивать на лаврах» рановато.
Чтение у детей я бы разделила на три этапа:
Этап первый:
«Гаст-ро-ном, Ап-те-ка» или «Ура! Мы читаем!»
Наконец-то! Случилось! Ваш ребенок уже читает не просто отдельные звуки, а по слогам, слоги складывает в слова и даже иногда понимает их смысл. Но самое главное, он читает с удовольствием! Читает все подряд: вывески, рекламу, названия продуктов на упаковках и даже неприличные слова на заборе, Вашей радости нет конца.
Рано радуетесь! Самое сложное впереди.
Этап второй: «Самое сложное» или «Не хочу читать!»
Все вывески прочитаны и пора двигаться дальше. Вы ожидали, что теперь Ваш ребенок с таким же азартом набросится на книжки, но воодушевление и радость от вновь полученного навыка постепенно проходят. Ребенок читает тяжело. Тяжело во всех смыслах: ему тяжело читать, а Вам тяжело слушать. «Бэ-мэ, бэ-мэ», одна строчка – полчаса. Одни родители решают ничего не делать, мол, «всему свое время» или «пойдет в школу, там научится», другие родители наоборот, начинают «муштру». «Муштра» вызовет у ребенка отвращение к чтению, а отсрочка перенесет проблему на более поздний период.
Не надейтесь на то, что Вы отдадите ребенка в школу, а там его всему научат, вам все равно придется еще долго самим заниматься с ребенком, к тому же, в хорошую школу неподготовленного ребенка могут и не взять.
Еще до школы ребенка нужно научить читать, писать палочки и печатные буквы и считать до 5, это предусматривает образовательная программа. Вы скажете: « А что же он будет делать в первом классе?» Школа – это, прежде всего, большая физическая и моральная нагрузка для малыша. Меняется полностью его образ жизни и в первом классе дети учатся «учиться в школе».
Но, вернемся к нашему чтению.
Что же делать, чтобы научить ребенка хорошо читать еще до школы?
Прежде всего, Вам нужно запастись терпением. Дети делают только то, что им интересно, поэтому ребенка нужно заинтересовать. Превратите чтение в игру. Читайте с ребенком по очереди. Пускай это будет не совсем «по-честному»: Вы прочитали полстраницы, а ребенок одно предложение, главное, что он участвует в процессе.
Бесполезно давать ребенку книжку: «На, почитай!» Он забросит ее куда подальше, или в лучшем случае, посмотрит картинки и почитает заголовки. Нужно преподнести ребенку книжку, как нечто очень интересное, удивительное и вместе с ним посмотреть картинки и предложить вместе почитать (по очереди).
Вы раньше читали ребенку книжки вслух? Не делайте больше этого. Теперь Вы читаете только вместе, или, конечно, если он хочет, то может почитать сам.
Ребенок читает плохо, слушать практически невозможно. Наберитесь терпения! Обязательно говорите ребенку: «Сегодня ты читаешь уже лучше», чем чаще Вы это будете говорить, тем ближе к правде будут Ваши слова. Старайтесь читать каждый день, например, перед сном. В чтении, как в спорте, чтобы достичь результата, нужно регулярно тренироваться.
Вот, наконец, настало время, когда ребенок может и сам Вам кое-что почитать. Но он, почему-то, очень перебирает «литературой». Вы считаете, что книжка интересная, вспоминаете, как в детстве она Вам нравилась, а ребенок, почему-то, не хочет ее читать.
Детей «пугают» большие тексты.
Покупайте ребенку книжки, где картинок больше, чем текста, давайте их читать, приговаривая: «Смотри, тут читать почти нечего, для тебя это вообще пустяк!» И не волнуйтесь! Когда Ваш ребенок начнет хорошо читать, картинки уже не будут иметь такого значения. Очень хорошо на этом этапе покупать ребенку детские журналы. Мало текста, интересные задания.
Каждый месяц что-то новое. Ребенок с удовольствием читает их сам.
Для этой цели хорошо подойдут комиксы, но только прежде, чем давать их детям, убедитесь, что они подходят для возрастной категории Вашего ребенка и что они не содержат кровавых сцен, ругательств и т.п., потому, что, к сожалению, есть и такие. Но это, так сказать, «зарубежная пресса», я бы рекомендовала покупать детям отечественные журналы, они все хорошие и добрые.
Этап третий: «Цель достигнута»
Ваш ребенок полюбил чтение. Он читает «запоем» книжки. По чтению у него одни «двенадцатки» (читанку он прочитал сразу, как только она ему в руки попала). А для Вас теперь одна забота, связанная с чтением – где взять литературу, соответствующую его возрасту.
Подрастает второй ребенок? Расслабляться некогда, начинаем все с начала!
Источник: obrmos.ru