Некоторые мамочки пишут, что в 3 месяца их малыш уже хватает протянутую ему игрушку и даже сует ее в рот. А наш почему-то еще не пытается взять игрушку. Он только смотрит на нее, улыбается и все. Я что-то волноваться начала, а как должно быть? Нет, он может, конечно, схватить что-нибудь руками, даже ту же самую игрушку, но видно, что это неосознанно, а случайно, ручки ведь сами сжимаются.
Он только недавно начал понимать, что у него есть ручки и что ими можно управлять))) Начал засовывать их в рот, не сразу, конечно, получилось, так смешно было на эти попытки смотреть: то в глаз, то в нос))))) Иногда рассматривает свои ручки. Ну вот в общем вопрос: когда ваш малыш начал осознанно хватать руками протянутую ему игрушку и не рано ли я начала беспокоиться?
Источник: www.baby.ru
Во сколько месяцев малыш сам берет игрушку
Умение хватать и крепко удерживать разные предметы дано человеку от рождения, и заметить этот рефлекс можно буквально в первые часы жизни ребенка. Но до момента, когда малыш осознанно возьмет в руки игрушку, пройдет еще немало времени. Когда же ребенок начинает держать предметы в руках и какая разница между хватательным рефлексом новорожденного и первыми попытками изучить то, что попало в маленькие ручки?
Когда ребенок начинает держать игрушку в руках
Наследие предков
Если новорожденному ребенку вложить в ладошку палец, он схватится за него, словно маленькая обезьянка. Многие ученые считают, что именно предки-приматы подарили людям хватательный рефлекс: буквально сразу после рождения детеныш был вынужден держаться за шерсть матери во время ее перемещений. И хотя люди сейчас не прыгают по деревьям, а своих младенцев возят в коляске, по каким-то неведомым причинам хватательный рефлекс сохранился у новорожденных до сих пор.
Но как и положено рефлексу, постепенно он угасает. Проходит повышенный тонус мышц, свойственный совсем маленьким детям, а прикосновение к ладошке уже не вызывает автоматического сжатия пальчиков. И тогда на смену первобытным навыкам приходит осознанная работа мышц.
Хочу всё… брать!
Первое время после рождения игрушки не привлекают внимания ребенка — просто потому, что он их почти не видит (его зрение работает в пределах 30-50 см. от лица, этого достаточно, чтобы малыш смог разглядеть маму) и пока не умеет фокусировать взгляд. К концу первого месяца жизни ребенок способен следить глазами за ярким предметом, но движения рук пока что хаотичные и неосознанные.
После полутора месяцев наступает очередной прорыв — в какой-то момент младенец понимает, что может сам донести кулачок до рта и от души помусолить. Некоторым родителям, а особенно бабушкам, это умение не очень нравится, поскольку они боятся, что ребенок привыкнет сосать пальцы. Хотя для физического развития это большой шаг — ведь ребенок учится управлять своими ручками, а не просто размахивать ими, как новорожденный.
И лишь около 3-4 месяцев от роду младенец сможет самостоятельно взять в руки интересный ему предмет, например, погремушку. Поначалу вряд ли он будет разглядывать и изучать игрушку, ведь гораздо привычнее и удобнее сразу поместить ее в рот… Но уже совсем скоро малыш научится и другим способам познания мира.
Гимнастика для пальчиков и другие хитрости
Всем известно, что развитие мелкой моторики — то есть, движений пальцев — ребенка активно способствует развитию его мозга, так как при таких мелких действиях быстрее формируются новые связи между нейронами. Поэтому не стоит забывать о простых методах, помогающих малышу научиться захватывать и удерживать предметы.
С самых первых дней жизни младенец должен иметь возможность свободно двигать руками и пальчиками. Это значит, что не стоит надевать на него кофточки с закрытыми рукавами или так называемые «царапки» — что-то типа хлопчатобумажных варежек, которые якобы не дают ребенку царапать собственное лицо. Гораздо эффективнее будет просто вовремя подстригать ноготки, а ручки оставлять открытыми, если позволяет температура в комнате.
«А как же пеленание?» — удивятся многие мамы, ведь именно в пеленке новорожденные дети засыпают лучше всего и вообще спокойнее себя ведут, так как это напоминает им тесное и безопасное пространство матки. Пеленать ребенка можно и даже нужно на время сна, а в период бодрствования лучше надевать обычные кофточки с открытыми рукавами.
Чуть позже можно будет подключить и пальчиковую гимнастику. «Сорока-ворона» и прочие игры, которые некоторым современным мамам кажутся бесполезными, отлично стимулируют мелкие движения рук, и ребенок быстрее обучается брать предметы.
Давать малышу потрогать и подержать разнообразные предметы можно начинать в любом возрасте, это также поможет ему научиться управлять своими руками. Только следите, чтобы игрушка была не слишком тяжелой, не имела острых углов и мелких частей, а краска с нее не осыпалась сама по себе. А когда ребенок научится сам брать то, что ему понравится — уберите из зоны досягаемости все предметы, которые могут быть для него опасны.
Источник: babyonika.ru
Психическое развитие младенца: что может и чего не может ребенок до года
Каждая женщина с нетерпением ждет, когда наконец ее малыш впервые улыбнется, сделает первый шаг и скажет «мама». Только иногда ждем мы этого слишком рано: тренируем перевороты, повторяем слова и завешиваем кроватку игрушками, до которых ребенку еще нет никакого дела.
Как происходит развитие ребенка до года? Когда же малыш начинает замечать окружающие предметы и родных людей? Когда появляется интерес к игрушкам и разговорам?
Разумеется, каждый ребенок индивидуален, но общие принципы и этапы развития можно отнести ко всем малышам. И в соответствии с этим построить игры и общение с ними.
Рекомендации
0-1 месяц
Сильны рефлексы, первые две недели движения неосознанны, не может сфокусировать взгляд на предметах, не различает цветов.
Окружающий мир воспринимается как свет-тень
— Успокаиваться, слыша знакомый голос
— Следить за движением лица, игрушки (находящейся на расстоянии 15-20 см от его лица)
— Поворачивать голову на звук (редко)
— Улыбаться в ответ на голос родителей (редко)
— Щуриться на яркий свет
— Фокусировать, задерживать взгляд на крупных предметах – лицо, яркая игрушка, черно-белая картинка (в конце первого месяца)
— Реагировать на звук
— Реагировать на резкие запахи (морщиться, отворачиваться)
— Улыбаться во сне, после еды
— Разговаривать с ребенком
— Вешать над кроваткой (или ставить вдоль стенок) черно-белые картинки на расстоянии
Проявляется характер, индивидуальность – из «инопланетянина» малыш превращается в маленького человечка.
Еще не развита память – быстро забывает, быстро привыкает
— Издавать отдельные звуки (гулить)
— Смеяться во сне
— Следить за медленно движущейся игрушкой, сосредотачивать на ней взгляд
— Тянуться к игрушкам, пытаться схватить (редко)
— Фокусировать взгляд и задерживать его (на предмете, глаза в глаза)
— Искать взглядом источник звука (поворачиваться на голос)
— Вешать над кроваткой игрушки (на высоте 30-50 см, не ниже, иначе есть возможность развития косоглазия)
— Разговаривать с ребенком
— Повторять за ним его звуки (если гулит)
Переходный период – реакции на ощущения уже не инстинктивны, а осознанны. Период слюноотделения и пробы всего на вкус
— Различать «своих» и незнакомых
— Следить за игрушкой
— Рассматривать другие новые предметы в комнате,
быстро фокусировать взгляд
— Скучать и проситься на руки, требовать общения, игр
— Вертеть в руках игрушки, колечки, которые ему дают, тянуть в рот
— «Говорить» — подолгу гулить, занимая себя этим разговором
— Тянуть руку к игрушкам, заинтересовавшим предметам, пытаться их схватить
— Держа на руках вертикально, показывать игрушку, направляя на него его ручку – чтобы ребенок видел взаимосвязь рука-предмет
— «Говорить» на его языке, повторяя звуки, которые произносит ребенок
— Петь песенки (колыбельные)
— Возмущаться, когда отбирают игрушку
— Узнавать не только родителей, но и любимые игрушки, бурно радоваться этому
— Узнавать свое имя, поворачивать голову на его звук
— «Гладить» разные поверхности – дивана, пола, пеленки, изучая на ощупь
— Громко смеяться, когда с ним играют
— Улыбаться, когда видит родителей
— Хватать игрушки, притягивая их ко рту
— Держать игрушки перед собой, рассматривать
— Показывать, давать игрушки, чтобы малыш захватывал их обеими руками, держа их перед собой
— Разговаривать, петь песенки
— Подвешивать игрушки над ребенком, чтобы поднимал руку и хватал / притягивал к себе (лучше звенящие)
— Класть на разные поверхности, стелить ткань различной фактуры
Прослеживание взаимосвязи событий, изучение окружающего мира
— Искать выпавшую из руки игрушку
— Разглядывать мелкие предметы, пытаться их схватить (кончиками пальцев или зажать ладонью)
— «Разговаривать», сочетая согласные и гласные звуки (лепет)
— Играть с игрушкой, приподнявшись на предплечьях (лежа на животе)
— Переворачиваться за интересующим его предметом, пытаться к нему ползти
— Перекладывать игрушку из одной руки в другую
— Не терять интереса к упавшей игрушке
— «Вредничать», кричать, если с ним не играют, если родители вышли из комнаты
— Ощупывать лицо родителей, изучая
— «Петь», растягивая звуки и варьируя тональности
— Чаще выкладывать на живот, разложив перед малышом игрушки (стимулировать желание приблизиться, схватить игрушку)
— Давать выбирать из нескольких игрушек одну
— Показывать как мелкие, так и крупные игрушки/предметы
— Шумно набирать воздух, а потом дуть на ребенка (после третьего-четвертого раза, уже должен ждать «ветерка») – на взаимосвязь событий
Учиться садиться, сидит.
Период высаживания на горшок
— Играть в игрушки, сидя
— Бить ладошками по воде, играя, повторяя за родителями
— Неуверенно / нечетко произносить «мама», «папа»
— Рассматривать игрушки (перед тем, как потянуть их в рот), греметь погремушкой
— Узнавать голоса (даже не видя знакомого человека)
— Давать малышу игрушки и предметы различной формы, цвета, качества поверхности, температуры
— Играть в игрушки во время купания (если малыш уверенно сидит в ванной)
— Высаживая малыша на горшок, говорить «ка-ка», развивая запоминание последовательности событий
Сильная привязанность к матери
— Хорошо ползать и стремиться доползти до любимой игрушки или интересного ему предмета
— Уметь видеть и подбирать мелкие предметы не только кончиками пальцев
— Пытаться стоять и стремиться осматривать окружающий мир стоя
— Опасаться незнакомых, стремиться на ручки к маме
— Производить действия с пищащими игрушками, шуршащей бумагой, чтобы добиться желаемого звука
— «Разговаривать» с игрушками, людьми, «петь»
— Понимать, что люди и вещи – разные предметы
— Сажать на ноги и качать (придерживая), напевая песенки, заканчивая «по кочкам, по кочкам, в ямку бух». Это развивает равновесие и память (перед «бух» должен замирать в ожидании)
Сидит, стоит у опоры, перемещается много и в разных направлениях
— Узнавать лица по фотографии, в зеркале
— Махать рукой (до свидания)
— Хлопать в ладошки
— Обниматься (при встрече)
— Взаимодействие двумя руками (держать одну игрушку полностью ладошками)
— Чужие люди вызывают интерес (не страх)
— Отбирать игрушки (если родители держат их в своих руках)
— Отталкивать руку, если не нравится действие (умыть лицо, вытереть нос)
— Играть в игрушки по-настоящему (возить, катать, толкать)
— Катать с мамой мячик
— Играть в ладушки
— Катать мячик (ребенок толкает его обратно)
— Прятать игрушки (не до конца, чтобы было видно) – малыш должен их находить
— Понимать просьбы, запреты
— Может сказать самые простые слова «мама, папа, дай, ту-ту»
— Испытывая позывы к стулу, говорить «ка-ка», чтобы напомнить о высаживании
— Узнавать по звуку происходящее (звонит телефон, шумит пылесос, открыли дверь ключом)
— Повторять движения за родителями, подражать
— Играть в прятки (пряча лицо за руками, прячась за предметами, но чтобы частично быть видным)
— Искать предметы по квартире
— Показать, как стучат друг о друга ложки или ложка по деревянной / железной поверхности
— Объяснять звуки – звонок телефона / дверной, пищит игрушка, звенит тарелка, шумит чайник
— Расширять разговорный запас
— Узнавать не только звуки, но и визуальное действие: мама взяла телефон – будет разговаривать с бабушкой, папа взял ведро – выйдет из квартиры
— Давать знакомые вещи (в ответ на просьбу и протянутые руки)
— Выбирать друга — любимую игрушку и не расставаться с ней
— Находить нужную игрушку в ящике с остальными
— Ревновать и запоминать, как плохое, так и хорошее (или вкусное, если еда)
— Поощрять разговор малыша – если правильно назвал, попросил, бурно реагировать
— Стремиться не провоцировать негативные эмоции, не выделять или хвалить кого-то другого
11-12 месяцев
Ребенок умеет стоять, ходить
— Играть в куклу (возит колясочку, машинку) по-настоящему – кормит, баюкает, гуляет
— Может играть с другими детьми
— Рассматривать картинки в книжках
— Проявлять интерес к гостям, стремиться быть в центре внимания
— Играет в кубики – может построить башенку
— Может нанизать колечки на палку
— Разбирается в форме предметов – может найти кубики, мячики
— Понимать «нельзя», «нет», может озорничать, стараться манипулировать
— Читать книжки (желательно с яркими картинками, книжки-игрушки)
— Учиться рисовать мелками и карандашами
— Играть в ванной в «Пеликана» — зачерпывать пеликаном более мелкие игрушки (в роли пеликана могут выступать сложенные ладошки)
— Играть в игры с сюжетом (придумывать истории)
Источник: www.ya-roditel.ru