Когда ребенок начинает осознанно хватать игрушки

Некоторые мамочки пишут, что в 3 месяца их малыш уже хватает протянутую ему игрушку и даже сует ее в рот. А наш почему-то еще не пытается взять игрушку. Он только смотрит на нее, улыбается и все. Я что-то волноваться начала, а как должно быть? Нет, он может, конечно, схватить что-нибудь руками, даже ту же самую игрушку, но видно, что это неосознанно, а случайно, ручки ведь сами сжимаются.

Он только недавно начал понимать, что у него есть ручки и что ими можно управлять))) Начал засовывать их в рот, не сразу, конечно, получилось, так смешно было на эти попытки смотреть: то в глаз, то в нос))))) Иногда рассматривает свои ручки. Ну вот в общем вопрос: когда ваш малыш начал осознанно хватать руками протянутую ему игрушку и не рано ли я начала беспокоиться?

Источник: www.baby.ru

Во сколько месяцев малыш сам берет игрушку

Умение хватать и крепко удерживать разные предметы дано человеку от рождения, и заметить этот рефлекс можно буквально в первые часы жизни ребенка. Но до момента, когда малыш осознанно возьмет в руки игрушку, пройдет еще немало времени. Когда же ребенок начинает держать предметы в руках и какая разница между хватательным рефлексом новорожденного и первыми попытками изучить то, что попало в маленькие ручки?

Когда ребенок начинает держать игрушку в руках

маленький ребенок впервые держит игрушку

Наследие предков

Если новорожденному ребенку вложить в ладошку палец, он схватится за него, словно маленькая обезьянка. Многие ученые считают, что именно предки-приматы подарили людям хватательный рефлекс: буквально сразу после рождения детеныш был вынужден держаться за шерсть матери во время ее перемещений. И хотя люди сейчас не прыгают по деревьям, а своих младенцев возят в коляске, по каким-то неведомым причинам хватательный рефлекс сохранился у новорожденных до сих пор.

хватательный рефлекс у детей до года

Но как и положено рефлексу, постепенно он угасает. Проходит повышенный тонус мышц, свойственный совсем маленьким детям, а прикосновение к ладошке уже не вызывает автоматического сжатия пальчиков. И тогда на смену первобытным навыкам приходит осознанная работа мышц.

осознанные хватательные движения у ребенка

Хочу всё… брать!

Первое время после рождения игрушки не привлекают внимания ребенка — просто потому, что он их почти не видит (его зрение работает в пределах 30-50 см. от лица, этого достаточно, чтобы малыш смог разглядеть маму) и пока не умеет фокусировать взгляд. К концу первого месяца жизни ребенок способен следить глазами за ярким предметом, но движения рук пока что хаотичные и неосознанные.

После полутора месяцев наступает очередной прорыв — в какой-то момент младенец понимает, что может сам донести кулачок до рта и от души помусолить. Некоторым родителям, а особенно бабушкам, это умение не очень нравится, поскольку они боятся, что ребенок привыкнет сосать пальцы. Хотя для физического развития это большой шаг — ведь ребенок учится управлять своими ручками, а не просто размахивать ими, как новорожденный.

грудничок сосет пальчик

И лишь около 3-4 месяцев от роду младенец сможет самостоятельно взять в руки интересный ему предмет, например, погремушку. Поначалу вряд ли он будет разглядывать и изучать игрушку, ведь гораздо привычнее и удобнее сразу поместить ее в рот… Но уже совсем скоро малыш научится и другим способам познания мира.

Читайте также:  Как рассчитать пол ребенка по группе крови

ребенок в три месяца держит погремушку

Гимнастика для пальчиков и другие хитрости

Всем известно, что развитие мелкой моторики — то есть, движений пальцев — ребенка активно способствует развитию его мозга, так как при таких мелких действиях быстрее формируются новые связи между нейронами. Поэтому не стоит забывать о простых методах, помогающих малышу научиться захватывать и удерживать предметы.

С самых первых дней жизни младенец должен иметь возможность свободно двигать руками и пальчиками. Это значит, что не стоит надевать на него кофточки с закрытыми рукавами или так называемые «царапки» — что-то типа хлопчатобумажных варежек, которые якобы не дают ребенку царапать собственное лицо. Гораздо эффективнее будет просто вовремя подстригать ноготки, а ручки оставлять открытыми, если позволяет температура в комнате.

«А как же пеленание?» — удивятся многие мамы, ведь именно в пеленке новорожденные дети засыпают лучше всего и вообще спокойнее себя ведут, так как это напоминает им тесное и безопасное пространство матки. Пеленать ребенка можно и даже нужно на время сна, а в период бодрствования лучше надевать обычные кофточки с открытыми рукавами.

Чуть позже можно будет подключить и пальчиковую гимнастику. «Сорока-ворона» и прочие игры, которые некоторым современным мамам кажутся бесполезными, отлично стимулируют мелкие движения рук, и ребенок быстрее обучается брать предметы.

текст

Давать малышу потрогать и подержать разнообразные предметы можно начинать в любом возрасте, это также поможет ему научиться управлять своими руками. Только следите, чтобы игрушка была не слишком тяжелой, не имела острых углов и мелких частей, а краска с нее не осыпалась сама по себе. А когда ребенок научится сам брать то, что ему понравится — уберите из зоны досягаемости все предметы, которые могут быть для него опасны.

Источник: babyonika.ru

Психическое развитие младенца: что может и чего не может ребенок до года

Психическое развитие младенца: что может и чего не может ребенок до года

Каждая женщина с нетерпением ждет, когда наконец ее малыш впервые улыбнется, сделает первый шаг и скажет «мама». Только иногда ждем мы этого слишком рано: тренируем перевороты, повторяем слова и завешиваем кроватку игрушками, до которых ребенку еще нет никакого дела.

Как происходит развитие ребенка до года? Когда же малыш начинает замечать окружающие предметы и родных людей? Когда появляется интерес к игрушкам и разговорам?

Разумеется, каждый ребенок индивидуален, но общие принципы и этапы развития можно отнести ко всем малышам. И в соответствии с этим построить игры и общение с ними.

Рекомендации

0-1 месяц

Сильны рефлексы, первые две недели движения неосознанны, не может сфокусировать взгляд на предметах, не различает цветов.

Окружающий мир воспринимается как свет-тень

— Успокаиваться, слыша знакомый голос

— Следить за движением лица, игрушки (находящейся на расстоянии 15-20 см от его лица)

— Поворачивать голову на звук (редко)

— Улыбаться в ответ на голос родителей (редко)

— Щуриться на яркий свет

— Фокусировать, задерживать взгляд на крупных предметах – лицо, яркая игрушка, черно-белая картинка (в конце первого месяца)

— Реагировать на звук

— Реагировать на резкие запахи (морщиться, отворачиваться)

— Улыбаться во сне, после еды

— Разговаривать с ребенком

— Вешать над кроваткой (или ставить вдоль стенок) черно-белые картинки на расстоянии

Проявляется характер, индивидуальность – из «инопланетянина» малыш превращается в маленького человечка.

Еще не развита память – быстро забывает, быстро привыкает

— Издавать отдельные звуки (гулить)

Читайте также:  Что общего у ежика и молока ответ

— Смеяться во сне

— Следить за медленно движущейся игрушкой, сосредотачивать на ней взгляд

— Тянуться к игрушкам, пытаться схватить (редко)

— Фокусировать взгляд и задерживать его (на предмете, глаза в глаза)

— Искать взглядом источник звука (поворачиваться на голос)

— Вешать над кроваткой игрушки (на высоте 30-50 см, не ниже, иначе есть возможность развития косоглазия)

— Разговаривать с ребенком

— Повторять за ним его звуки (если гулит)

Переходный период – реакции на ощущения уже не инстинктивны, а осознанны. Период слюноотделения и пробы всего на вкус

— Различать «своих» и незнакомых

— Следить за игрушкой

— Рассматривать другие новые предметы в комнате,

быстро фокусировать взгляд

— Скучать и проситься на руки, требовать общения, игр

— Вертеть в руках игрушки, колечки, которые ему дают, тянуть в рот

— «Говорить» — подолгу гулить, занимая себя этим разговором

— Тянуть руку к игрушкам, заинтересовавшим предметам, пытаться их схватить

— Держа на руках вертикально, показывать игрушку, направляя на него его ручку – чтобы ребенок видел взаимосвязь рука-предмет

— «Говорить» на его языке, повторяя звуки, которые произносит ребенок

— Петь песенки (колыбельные)

— Возмущаться, когда отбирают игрушку

— Узнавать не только родителей, но и любимые игрушки, бурно радоваться этому

— Узнавать свое имя, поворачивать голову на его звук

— «Гладить» разные поверхности – дивана, пола, пеленки, изучая на ощупь

— Громко смеяться, когда с ним играют

— Улыбаться, когда видит родителей

— Хватать игрушки, притягивая их ко рту

— Держать игрушки перед собой, рассматривать

— Показывать, давать игрушки, чтобы малыш захватывал их обеими руками, держа их перед собой

— Разговаривать, петь песенки

— Подвешивать игрушки над ребенком, чтобы поднимал руку и хватал / притягивал к себе (лучше звенящие)

— Класть на разные поверхности, стелить ткань различной фактуры

Прослеживание взаимосвязи событий, изучение окружающего мира

— Искать выпавшую из руки игрушку

— Разглядывать мелкие предметы, пытаться их схватить (кончиками пальцев или зажать ладонью)

— «Разговаривать», сочетая согласные и гласные звуки (лепет)

— Играть с игрушкой, приподнявшись на предплечьях (лежа на животе)

— Переворачиваться за интересующим его предметом, пытаться к нему ползти

— Перекладывать игрушку из одной руки в другую

— Не терять интереса к упавшей игрушке

— «Вредничать», кричать, если с ним не играют, если родители вышли из комнаты

— Ощупывать лицо родителей, изучая

— «Петь», растягивая звуки и варьируя тональности

— Чаще выкладывать на живот, разложив перед малышом игрушки (стимулировать желание приблизиться, схватить игрушку)

— Давать выбирать из нескольких игрушек одну

— Показывать как мелкие, так и крупные игрушки/предметы

— Шумно набирать воздух, а потом дуть на ребенка (после третьего-четвертого раза, уже должен ждать «ветерка») – на взаимосвязь событий

Учиться садиться, сидит.

Период высаживания на горшок

— Играть в игрушки, сидя

— Бить ладошками по воде, играя, повторяя за родителями

— Неуверенно / нечетко произносить «мама», «папа»

— Рассматривать игрушки (перед тем, как потянуть их в рот), греметь погремушкой

— Узнавать голоса (даже не видя знакомого человека)

— Давать малышу игрушки и предметы различной формы, цвета, качества поверхности, температуры

— Играть в игрушки во время купания (если малыш уверенно сидит в ванной)

— Высаживая малыша на горшок, говорить «ка-ка», развивая запоминание последовательности событий

Читайте также:  Как понять что мужчина водолей влюбился

Сильная привязанность к матери

— Хорошо ползать и стремиться доползти до любимой игрушки или интересного ему предмета

— Уметь видеть и подбирать мелкие предметы не только кончиками пальцев

— Пытаться стоять и стремиться осматривать окружающий мир стоя

— Опасаться незнакомых, стремиться на ручки к маме

— Производить действия с пищащими игрушками, шуршащей бумагой, чтобы добиться желаемого звука

— «Разговаривать» с игрушками, людьми, «петь»

— Понимать, что люди и вещи – разные предметы

— Сажать на ноги и качать (придерживая), напевая песенки, заканчивая «по кочкам, по кочкам, в ямку бух». Это развивает равновесие и память (перед «бух» должен замирать в ожидании)

Сидит, стоит у опоры, перемещается много и в разных направлениях

— Узнавать лица по фотографии, в зеркале

— Махать рукой (до свидания)

— Хлопать в ладошки

— Обниматься (при встрече)

— Взаимодействие двумя руками (держать одну игрушку полностью ладошками)

— Чужие люди вызывают интерес (не страх)

— Отбирать игрушки (если родители держат их в своих руках)

— Отталкивать руку, если не нравится действие (умыть лицо, вытереть нос)

— Играть в игрушки по-настоящему (возить, катать, толкать)

— Катать с мамой мячик

— Играть в ладушки

— Катать мячик (ребенок толкает его обратно)

— Прятать игрушки (не до конца, чтобы было видно) – малыш должен их находить

— Понимать просьбы, запреты

— Может сказать самые простые слова «мама, папа, дай, ту-ту»

— Испытывая позывы к стулу, говорить «ка-ка», чтобы напомнить о высаживании

— Узнавать по звуку происходящее (звонит телефон, шумит пылесос, открыли дверь ключом)

— Повторять движения за родителями, подражать

— Играть в прятки (пряча лицо за руками, прячась за предметами, но чтобы частично быть видным)

— Искать предметы по квартире

— Показать, как стучат друг о друга ложки или ложка по деревянной / железной поверхности

— Объяснять звуки – звонок телефона / дверной, пищит игрушка, звенит тарелка, шумит чайник

— Расширять разговорный запас

— Узнавать не только звуки, но и визуальное действие: мама взяла телефон – будет разговаривать с бабушкой, папа взял ведро – выйдет из квартиры

— Давать знакомые вещи (в ответ на просьбу и протянутые руки)

— Выбирать друга — любимую игрушку и не расставаться с ней

— Находить нужную игрушку в ящике с остальными

— Ревновать и запоминать, как плохое, так и хорошее (или вкусное, если еда)

— Поощрять разговор малыша – если правильно назвал, попросил, бурно реагировать

— Стремиться не провоцировать негативные эмоции, не выделять или хвалить кого-то другого

11-12 месяцев

Ребенок умеет стоять, ходить

— Играть в куклу (возит колясочку, машинку) по-настоящему – кормит, баюкает, гуляет

— Может играть с другими детьми

— Рассматривать картинки в книжках

— Проявлять интерес к гостям, стремиться быть в центре внимания

— Играет в кубики – может построить башенку

— Может нанизать колечки на палку

— Разбирается в форме предметов – может найти кубики, мячики

— Понимать «нельзя», «нет», может озорничать, стараться манипулировать

— Читать книжки (желательно с яркими картинками, книжки-игрушки)

— Учиться рисовать мелками и карандашами

— Играть в ванной в «Пеликана» — зачерпывать пеликаном более мелкие игрушки (в роли пеликана могут выступать сложенные ладошки)

— Играть в игры с сюжетом (придумывать истории)

Источник: www.ya-roditel.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today