Когда ребенок начинает прыгать на двух ногах

Содержание

Каждый ребёнок растет и развивается со своей собственной скоростью, и диапазон нормы развития довольно широкий. Однако родителям стоит знать признаки отставания в освоении навыков у детей. Врачи называют такую ситуацию задержкой развития.

Большинство задержек не особенно влияют впоследствии на людей, и большинство детей могут компенсироваться и наверстать упущенное. Но важно заметить проблему и сразу начать ею заниматься. MedAboutMe рассказывает, как узнать, что малыш отстает в развитии – умственном, физическом, социальном, и что надо делать.

Тревожность и как с ней бороться

Тревогу может испытывать любой человек в связи со стрессом, неприятностями. Но бывает, что, вроде, беспокоиться не о чем, а тревога мучает всё равно.

Задержка развития ребёнка – что это?

Задержка развития ребёнка – что это?

Если какой-то значимый навык не осваивается вовремя – то есть в тот период, когда большинство других детей это уже умеют – это задержка развития. Речь идет не о мелочах типа пришивания пуговицы, если малыш уже вовсю рисует. Но если ребёнок не может сложить пазл из 12 кусочков к трем годам, то надо выяснять, почему.

Какие бывают задержки развития? Страдать могут:

  • Речь ребёнка;
  • Моторные навыки – крупная моторика означает, как двигаются большие части тела, как ребёнок ходит, бегает, прыгает; мелкая – что он способен делать пальцами рук.
  • Эмоциональное или социальное развитие – насколько хорошо ребёнок умеет общаться в обществе и с родными, как он выражает и «считывает» эмоции других;
  • Когнитивное развитие – это навыки мышления, в том числе память, внимание, логика и т. д.

Практически все, о чем мы говорим, взаимосвязано. И хотя ученые советуют не проводить прямую параллель между разными аспектами развития, о том, что мелкая моторика способна влиять на освоение речи, знает сегодня каждая мамочка.

Речевые задержки развития

Задержки развития речи у детей – самые распространенные. Причем эксперты различают саму речь как произношение, то есть те звуки, которые мы издаем (ребёнок с речевой задержкой может плохо произносить слова или заикаться), и языковые, лингвистические, то есть понимание и способность выразить смысл звуками или жестами.

Дети с такой задержкой развития имеют сложности с выражением собственных желаний или пониманием других.

Что является нормой для развития речи ребёнка 3-5 лет?

  • К трем годам малыши обычно должны уже освоить короткие предложения, определять и называть части тела, изменять слово в единственном числе на множественное (машина – машины), использовать местоимение «я».
  • К 4 годам ребёнок способен рассказать простую историю, пересказать сказку, заучивать наизусть стишки, использовать предложения минимум из 5 слов, правильно применять «я», «ты», «вы».
  • К 5 годам пора правильно произносить все звуки, понимать предлоги, наречия и другие части речи (перед, над, выше, скоро, выключено), изменять глаголы по временам, рассказать, как прошел день, задавать и отвечать на вопросы «почему», «зачем», «как».

Если вам кажется, что эти нормы – заниженные, и все это ребёнок освоил намного раньше, это прекрасно! Однако помните, что следить надо не только за тем, что малыш уже умеет, но и признаками «откатов» в развитии речи, если вдруг уже хорошо разговаривающий ребёнок начинает делать ошибки в словах, фразах, произношении звуков.

Почему возникают речевые задержки развития?

Причин может быть множество. Самые распространенные:

  • Проблемы с обучаемостью, то есть задержка формирования речевых навыков происходит из-за сложностей с развитием навыков мышления у ребёнка.
  • Строение языка или неба, нарушение нервной проводимости к артикуляционному аппарату – то есть ребёнок не может правильно им управлять, язык, губы, гортань «не слушаются» команд от мозга или не способны двигаться, как надо, и произношение страдает.
  • Нарушения слуха: о том, как они возникают и почему отит можно легко не заметить (а он снижает слух), мы рассказываем в отдельной статье.
  • Нарушения развития, например, ДЦП (детский церебральный паралич), РАС (расстройство аутистического спектра) и так далее.

Что делать при задержке?

Если вам кажется, что ребёнок не овладевает речью с той же скоростью, что и сверстники (не полагайтесь на рассказы их родителей об успехах, наблюдайте сами), обязательно расскажите доктору. Педиатр сначала проверит слух, затем направит к специалисту – отоларингологу, неврологу, логопеду, стоматологу (например, при проблемах с уздечкой языка или губ). Врачи изучат, как ребёнок слышит, что еще уже умеет, а также что он понимает и что может сказать, как именно пытается донести свои мысли.

Читайте также:  Хелен хант после пластики что случилось

Что может делать родитель при задержке речевого развития? Курсы лечения и упражнений назначают специалисты, но надо обязательно:

  • Говорить с малышом в течение дня, показывать на предметы дома, на улице, в магазине и называть их, задавать вопросы и самостоятельно отвечать, если ребёнок пока не может.
  • Читать вслух каждый день.
  • Контролировать признаки инфекций ушей или любых других заболеваний, которые могут влиять на слух.

Задержка моторного развития у ребёнка

У некоторых детей могут быть проблемы с крупными движениями, в которых задействовано много мышц, например при игре в мяч, или с более мелкими, такими как раскрашивание. Иногда проблема не в силе мышц, а в их координации. Вы можете заметить, что ребёнок кажется более неуклюжим, чем другие дети его возраста.

Моторные навыки: что нормально?

По мере взросления дети обычно становятся сильнее и скоординированнее. Сообщите врачу, если ребёнок не достигает некоторые из следующих этапов или, кажется, теряет какие-либо моторные навыки, которым он уже научился.

К 3 годам дети обычно могут;

  • Сохранять равновесие, подниматься и спускаться по лестнице;
  • Манипулировать мелкими предметами;
  • Складывать башенки в конструкторе, паззлы из минимум 12 частей;
  • Использовать обе стороны своего тела;
  • Простоять на одной ноге несколько секунд.

К 4 годам дети обычно могут:

  • Бросить мяч вверх, ловить большой мяч;
  • Прыгать на месте или на одной ноге;
  • Ездить на трехколесном велосипеде;
  • Брать мелки большим и указательным пальцем (пинцетный захват) и рисовать ими.

К 5 годам дети обычно могут:

  • Бегать «по-взрослому» (малыши не могут при беге добиться «точки отрыва», когда обе ноги не касаются земли на долю секунды);
  • Пользоваться детскими ножницами;
  • Правильно держать карандаши;
  • Легко снимать одежду;
  • Простоять на одной ноге 10 секунд;
  • Подниматься и спускаться по лестнице без поручней, ставя на каждую ступеньку только одну ногу;
  • Чистить зубы, мыть руки самостоятельно.

Возможные причины задержки

В большинстве случаев врачи не могут найти конкретную причину задержки моторных навыков или координации, но у некоторых детей есть проблемы со здоровьем, которые вызывают их или усугубляют. Такие диагнозы включают:

  • Проблемы со зрением;
  • Отсутствие мышечного контроля, называемое атаксией;
  • Проблемы с координацией и планированием движений головным мозгом, называемые диспраксией;
  • Мышечные заболевания;
  • Церебральный паралич.

Что можно сделать?

В случае задержки моторики врач может посоветовать малышу побольше двигаться и вести активный образ жизни дома. Также могут понадобиться:

  • Лечебная физкультура, помогающая выполнять движения с задействованием большого количества групп мышц.
  • Трудотерапия для улучшения навыков мелких движений или проблем с координацией;
  • Медикаменты или другое лечение мышечного заболевания, патологий зрения и т. п.

Социальные и эмоциональные задержки развития

Социальные и эмоциональные задержки развития

Эти проблемы могут означать, что детям сложно ладить со взрослыми или другими детьми. В большинстве случаев проблемы проявляются еще до того, как дети пойдут в старшую группу детского сада, тем более в школу.

Социальные или эмоциональные навыки: что нормально

К 3 годам малыши обычно:

  • Проявляют интерес к другим детям;
  • Могут расставаться с родителями на некоторое время;
  • Умеют поддерживать контакт глаз.

К 4 годам малыши обычно:

  • Реже цепляются за родителей и меньше плачут, когда те уходят;
  • Играют с другими детьми;
  • Могут общаться с людьми, которых они не знают или знают мало (здороваться, отвечать на вопросы).

К 5 годам дети обычно:

  • Проявляют широкий спектр эмоций;
  • Могут легко расстаться со родителями на время;
  • Хотят играть с другими детьми.

Причины задержки развития

Одна из частых причин задержек в развитии социальных и эмоциональных навыков – это расстройство аутистического спектра или РАС. Оно может повлиять на то, как ребёнок выражает свои мысли, взаимодействует, ведет себя и учится. Однако есть и другие. Выяснять причину будут специалисты.

Что можно сделать

Лечение социальной или эмоциональной задержки зависит от причины и от того, насколько она влияет на жизнь ребёнка. Для коррекции надо тесно сотрудничать с врачами и другими специалистами, чтобы найти то, что ребёнку больше всего поможет.

Если есть проблемы с поведением из-за подобной задержки, могут помочь лекарства или специальные виды поведенческой терапии. Чем раньше начать заниматься таким вопросом, тем больше вероятность, что ребёнок догонит детей своего возраста.

Задержки, связанные с мышлением

Есть много причин, по которым у ребёнка могут быть проблемы со способностью размышлять, учиться и запоминать, то есть когнитивными (познавательными) навыками. Причины могут включать дефектные гены, физические проблемы, факторы окружающей среды, преждевременные роды или другие врожденные и приобретенные проблемы и даже несчастные случаи.

Читайте также:  Сон где ты умираешь что значит

Но в большинстве случаев врачи не могут найти конкретную причину задержки когнитивных функций.

Когнитивные навыки: что нормально

К 3 годам малыши обычно:

  • Могут скопировать на бумаге простые фигуры – треугольник, круг.
  • Понимают простые инструкции: иди на кухню, принеси шапку, возьми со стола ложку.
  • Играют в прятки.
  • Любят играть с игрушками.

К 4 годам малыши обычно:

  • Присоединяются к интерактивным играм – то есть играют не в одиночку.
  • Охотно фантазируют, играя в ролевые игры: «как будто я водитель», «как будто ты продавец» и т. п.

К 5 годам малыши обычно:

  • Не так легко отвлекаются при занятиях, могут концентрировать внимание более 5 минут на одной теме.

Что можно сделать

Самое важное – надо сообщить врачу, если вас что-то беспокоит. Если врач согласится с наличием проблемы, он порекомендует специалиста, который сможет выяснить, в чем дело. В зависимости от диагноза ребёнка ему могут помочь:

  • Игровая терапия или трудотерапия. Эксперты из Национального детского госпиталя Огайо (США) утверждают, что детям с подобными задержками нужно учиться играть, чтобы в процессе игры успешно учиться;
  • Специальное (коррекционное) образование.

Иногда лекарства могут помочь с поведенческими проблемами, которые могут сопровождаться задержкой когнитивных функций, такими как перепады настроения или дефицит внимания.

Это интересно!

Когнитивное развитие может также зависеть от того, что ребёнок ест. Например, канадские ученые из Института питания (Квебек) выяснили, что сочетание натурального йогурта с фруктами поддерживает не только физическое здоровье, но и помогаем малышам умнеть. Все потому, что в такой еде есть про- и пребиотики, а работа мозга тесно связана с микрофлорой кишечника.

Подробнее о том, что надо есть детям, читайте в статье «7 важных продуктов для умственного развития малышей».

Вы знаете своего ребёнка лучше, чем кто-либо. Не бойтесь сообщать врачу, если вы чувствуете, что что-то не так. Независимо от того, какая задержка в развитии может возникнуть, ранняя диагностика и лечение – лучшие способы с этим справиться. И не стоит опасаться диагнозов: порой методики, созданные для терапии одного состояния, прекрасно подходят для работы с другими. Как, например, способ стимуляции речи в нашей статье «Как разговорить ребёнка: новые методы речевой терапии при аутизме и ЗРР».

Читайте далее

Тревожность и как с ней бороться

Тревогу может испытывать любой человек в связи со стрессом, неприятностями. Но бывает, что, вроде, беспокоиться не о чем, а тревога мучает всё равно.

Источник: medaboutme.ru

Формирование двигательных навыков у ребенка

Odnoklassniki

Формирование двигательных навыков у ребенка Формирование двигательных навыков у ребенка

Уже в это время малыш реагирует на прикосновения, учится различать их и начинает некоторым отдавать предпочтение. Это говорит о том, что ребенок в состоянии воспринимать прикосновения, различать характер прикосновений и реагировать на них.

Нежные прикосновения.

Положите малыша на спинку и легкими круговыми движениями поглаживайте его по ручкам, ножкам, животику. При этом ласково разговаривайте с ребенком или негромко напевайте песенку.

Важно

Узнайте больше о развитии двигательных навыков ребенка. Все самое важное вы найдете в видеоуроках Школы родителей Huggies.

«Рельсы-рельсы».

Положите ребенка на животик. Поглаживайте его по спинке разнообразными движениями, приговаривая стишок:

— Рельсы-рельсы — (указательным пальцем поглаживаем ребенка вдоль спинки) — Шпалы-шпалы — (поглаживаем ребенка поперек спинки) — Ехал поезд запоздалый — (рукой, согнутой в кулак проводим по спинке ребенка с легким нажимом) — Из последнего вагона вдруг посыпался горох — (легко и быстро постукиваем малыша по спинке подушечками пальцев). — Пришли куры — поклевали — (указательным пальцем «ставим точки» на спинке отрывистыми движениями) — Пришли утки — пощипали — (слегка пощипываем кожу ребенка) — Пришел слон — потоптал — (ладонью ставим «следы» по спинке) — Пришел дворник — все убрал — (кончиками пальцев поглаживаем по спине — «сметаем»).

Гирлянда из игрушек.

Подвесьте над малышом на высоту 20-30 см гирлянду с игрушками разной фактуры. Взмахивая ручками, кроха будет случайно наталкиваться на игрушки, а затем станет это делать целенаправленно. Чуть позже, натолкнувшись ручкой на игрушку, малыш заинтересованно начнет ее исследовать, внимательно рассматривать, ощупывать поверхность. Помогите ребенку почувствовать фактуру материала: взяв его ручку в свою, 2-3 раза проведите ладошкой по поверхности сначала одной игрушки, затем второй и т.д.

3-6 месяцев

Малыш начинает активно двигать ручками. Ему уже не хочется быть простым наблюдателем. Самое время играть с разными материалами и формами.

Изучаем форму предметов.

Пусть малыш хватает и изучает разные формы. Предложите ему кубик, шарик или пирамидку. Проговаривайте форму или цвет предмета каждый раз, когда ребенок возьмет его.

Разные материалы.

Давайте научим кроху разным ощущениям. Потребуется изготовить несколько предметов, отличающихся по температуре и фактуре. Это может быть кисточка, железная ложка, грубая ткань или мех. И, как в случае с формами, проговаривайте ощущения: мягкое, холодное, твердое.

Читайте также:  Через сколько приходят деньги возврат налогов

6-9 месяцев

В этом возрасте активность ребенка возрастает. Теперь ему хочется манипулировать предметами. Совершать с ними какие-то действия.

Сыпучие материалы.

Интернет полон советов по играм с разными крупами. Греча, рис или даже песок на улице активно развивают мелкую моторику детей. Которая, кстати, очень сильно связана с речевыми центрами. Эти материалы можно пересыпать, погружать в них руки, строить что-нибудь из них. Ну, и разрушать потом, конечно.

Лепка.

Пластилин, тесто или специальная масса для игры не только помогают ребенку понять сложные вещи вроде пластичности или упругости. Создавая что-то, малыш тренирует фантазию.

9-12 месяцев

Перед вами уже настоящий исследователь. Ребенок уже в состоянии «отвечать» вам на вопрос о предметах. Пусть и без слов. Такое умение стоит использовать в играх.

Краски или мелки.

Пальчиковые краски развивают фантазию и образное мышление крохи. Покажите ему, как нужно набирать краску на свои пальчики и размазывать ее по бумаге. Предложите малышу создать красочные отпечатки. Можно отпечатать на бумаге свои ладошки; можно катать или возить по бумаге шнурок, предварительно окунув его в краску; можно приложить к бумаге листья деревьев и т.п.

Предмет в мешке.

В небольшой мешочек положите 5-6 разных по форме и материалу предметов: железный ключ, пластиковое колечко от пирамидки, деревянный кубик, маленький тряпичный мяч, небольшие игрушки. Предложите малышу, засунув руку в мешочек, вытащить любой предмет.

Источник: www.huggies.ru

Календарь развития: что должен уметь малыш в 2 года

Календарь развития: что должен уметь малыш в 2 года

Каждый возрастной этап имеет свои особенности. Именно ранний возраст – это время, когда малыш накапливает базовые знания о мире и активно растет. Зная специфику физического, интеллектуального и эмоционального развития, характерные для определенного возраста, можно понять, какие навыки обычно приобретаются к этому моменту, чем занять малыша и как способствовать его развитию.

Что должен уметь двухлетка по «Мюнхенской системе диагностики»

Родителям, которые хотят узнать нормы психомоторного развития детей до 3 лет, полезно познакомиться с системой мюнхенской функциональной диагностики развития. Она была разработана в 1997 году и включает в себя практические показатели развития ребенка. Согласно этой диагностике, к двум годам малыш должен уметь:

  • Ходить на цыпочках без помощи взрослого;
  • Стоять на одной ноге непродолжительное время;
  • Прыгать;
  • Подниматься и спускать по лестнице, держась за перила;
  • Открывать двери;
  • Откручивать и закручивать крышки;
  • Нанизывать на шнурок крупные бусины;
  • Строить башни из кубиков;
  • Бросать и катать мяч;
  • Называть животных;
  • Называть части тела;
  • Сортировать по цвету, размеру и форме;
  • Соотносить изображение на картинке с реальным предметом;
  • Петь песенки;
  • Говорить короткими фразами;
  • Играть со сверстниками;

Двухлетний ребенок уже достаточно самостоятелен. У малыша уже довольно хорошо развита координация, он постоянно находится в движении. С помощью взрослых двухлетка вполне может сам себя обслуживать: ходить на горшок, пить из чашки, есть ложкой, мыть и вытирать руки, раздеваться. Поддерживайте инициативу малыша и предоставляйте ему свободу – так он быстрее научится самостоятельности.

Что должен уметь двухлетка по «Мюнхенской системе диагностики»

Физическое развитие ребенка в 2 года

Возраст от года до трех часто называют «ходячим детством», ведь именно в это время малыш приобретает и совершенствует основной двигательный навык – он учится ходить. Давайте рассмотрим физическое развитие ребенка 2 лет подробнее.

  • Ходьба. В этом возрасте ребенок обычно ходит уже довольно уверенно. Двухлетка может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т.д.
  • Бег. Навык бега только начинает формироваться в этом возрасте. Ребенок теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что малыш 2 лет часто падает и зарабатывает синяки.
  • Прыжки. Для того чтобы научиться прыгать на двух ногах, у ребенка должна быть развита координация и мышечный корсет. Ежедневное выполнение простых упражнений поможет значительно ускорить этот процесс.

В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом. При этом у малышей быстрее получается овладеть руками (в частности кистями рук), а стопы покоряются значительно медленнее.

  • Подъем по лестнице. Часто на детских площадках излюбленным место детей становятся лестницы. Малышам 2 лет очень нравится преодолевать преграды и покорять вершины.
  • Езда на самокате, беговеле, трехколесном велосипеде. К 2 годам многие родители покупают своим детям самокат или беговел. Эти приобретения не только вызывают бурную радость у ребенка, но и способствуют его физическому развитию. За велосипед дети садятся позже, ближе к 3 годам, так как малышу крутить педали совсем не просто.

Источник: www.center-sozvezdie.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today