Примерно до 5-6 лет цвет является для ребёнка в большей степени средством выразительным, чем изобразительным. Поэтому цветовая палитра рисунка и в этом возрасте, и даже позже выбирается не случайно.
Психолог и исследователь Макс Люшер впервые доказал, что выбор цвета отражает психическое и физическое состояние человека. Он определил символические значения цветов и предложил по любимому цвету определять характер ребёнка, психологический тип его личности и даже эмоциональную обстановку в семье.
Публикация «Консультация педагога-психолога „Цвет в детском рисунке“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Темочки
Конечно, он встречается в рисунках очень редко, но если ребёнок явно проявляет любовь к белой краске, о нём можно сказать, что он эмоционально и духовно развит, чувствителен, склонен к философским размышлениям и замкнут.
Я РИСУЮ ЛУЧШЕ ВСЕХ!
Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности. Этот цвет обычно предпочитают мальчики.
Жёлтый цвет вызывает положительные эмоции и о фанате этого цвета можно сказать, что он свободолюбив, любознателен, оптимист, фантазёр и большой оригинал. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, в то же время он может оказаться безответственным. Ребёнок чувствует себя комфортно в своём окружении, хотя вынужден постоянно бороться за право быть другим, отличаться от большинства.
Зелёный – символ настойчивости и даже упрямства, независимости, любознательности, уравновешенности, благородства и честолюбия. Предпочитающим в своих рисунках тёмно-зелёный цвет детям недостаёт внимания и любви. Если ситуация не изменится, ребёнок вырастет замкнутым, скрытным, боящимся любых перемен, апатичным. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия.
Коричневый вызывает отвращение, чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Поклонники этого цвета стараются создать вокруг себя собственный мир, надёжный, но не приносящий тепла и нежности. Родителям следует выяснить причину, по которой их ребёнок стремится отгородиться от реальности.
Красный цвет противоречив. С одной стороны, он агрессивен, символизирует раздражение и гнев. С другой стороны, говорит о здоровье и силе. Его предпочитают люди энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые, общительные, открытые. Часто фанатам красного цвета присущи эгоизм и лидерские задатки.
Внезапная любовь к красному у скромного ребёнка означает напряжение, агрессию. Возможно, такому ребёнку требуется отдых – как физический, так и эмоциональный.
Цвет девочек, символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Любящий лиловый цвет ребёнок живёт в собственном мире.
Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Выбор этого цвета свойственен детям открытым, эмоциональным, общительным, весёлым, непосредственным, часто меняющим своё мнение и увлечения. Неустойчивость нервной системы такого ребёнка делает его вспыльчивым и плаксивым.
Что о вас говорят ваши рисунки? [Psych2go на русском]
Ещё один «женский» цвет, который, как и лиловый, ассоциируется с нежностью, а также с робостью, женственностью и эмоциональностью. Поклоннице розового требуется повышенное внимание, ей жизненно необходимо чувство безопасности. Следует насторожиться родителям мальчика, который часто выбирает розовый карандаш. Это может говорить о неприятии его в коллективе, настороженности, слабости, замкнутости.
Серый – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Цвет простого карандаша – отсутствие всякого цвета, тревожный сигнал. Фанат серого, как правило, тихий, «невидимый» ребёнок, зависимый от взрослых, не умеющий и не желающий учиться общаться.
Этот цвет ассоциируется у психологов с тревогой, концентрацией, потребностью в покое. Синий – в некотором смысле противоположность красному. Ребёнок, у которого синее не только небо и море, но и деревья, и солнце, и люди, — спокойный, неторопливый, обстоятельный, склонен к размышлениям, любит порядок и последовательность. Бывает, дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда ищут покой.
Фиолетовый – цвет фантазёров, людей творческих, с отличной интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям. Этот цвет тайны предпочитают ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение.
Пожалуй, наибольшую озабоченность вызывает у родителей появление в детских рисунках чёрного цвета в больших количествах. И не зря, ведь он означает депрессию, враждебность, протест и чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным, переживают стресс, им необходима забота и обязательно – консультация психолога.
Можно также обратить внимание на то, какие в целом оттенки чаще всего использует ваш ребёнок в своём творчестве.
Пастельные тона – это знак спокойствия, зависимости, инфантильности. Их, а также тёмные оттенки, любят тихие и скромные дети.
Хорошо, когда ребёнок чаще рисует и раскрашивает такими цветами, как розовый, жёлтый, оранжевый, синий, голубой и зелёный. Эти цвет говорят о спокойствии и положительном настрое.
Не делайте ошибки, пытаясь найти в рисунке вашего ребёнка все цвета и, таким образом, приписав ему все возможные состояния и проблемы. Цвет имеет значение лишь когда он преобладает или когда выделяется на фоне остального рисунка. А также, если конкретный цвет используется при изображении одного и того же человека на разных рисунках.
И, конечно, не стоит беспокоиться, если вы сегодня нашли в рисунке своего ребёнка что-то настораживающее. Волноваться стоит тогда, когда определённый цвет или цветовая гамма используются постоянно на протяжении более чем двух недель.
Кроме того, любые сделанные по рисуночным тестам выводы – это лишь предположения, подтвердить или опровергнуть которые может только опытный специалист на основании полноценного обследования.
Публикации по теме:
Консультация «Роль педагога-психолога в детском саду» Говорят, что все мы родом из детства. …Из такого прекрасного, маленького, волшебного, и такого короткого кусочка из всей киноленты в нашей.
Консультация педагога-психолога для родителей «Укрепляем иммунитет осенью» Консультация педагога-психолога для родителей: «Укрепляем иммунитет осенью» 1. Проследите, чтобы у ребенка был хороший сон Режим дня.
Фотозарисовка «Цвет как способ выражения в детском рисунке» Знакомясь с публикацией Натальи Сергеевны Поповой о картинах В. В. Кандинского, событиях жизни, которые привели художника к абстракционизму,.
Консультация педагога-психолога для воспитателей ДОУ «Если ребенок кусается» Консультация педагога-психолога для воспитателей ДОУ «Что делать воспитателю, если ребёнок кусается…» Увидеть, что ребенок обижает других.
Консультация педагога-психолога для педагогов «Дошкольник и мир социальных отношений» Консультация педагога-психолога МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10 «Сказка» для педагогов по теме: «Дошкольник и мир социальных.
Консультация педагога-психолога для родителей «Развитие творческих способностей ребенка» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов.
Консультация «Арт-терапия как метод работы педагога-психолога в ДОУ» Методическое объединение на тему: «Арт-терапия как метод работы педагога-психолога в ДОУ» (выступление из опыта работы) подготовила.
Консультация педагога-психолога «Ребенок ворует. Как быть?» Почти каждый ребенок хотя бы один раз пробует что-нибудь украсть. И во многом от реакции взрослых зависит, чем станет для ребенка эта ситуация.
Консультация педагога-психолога «Воспитание начинается с семьи» Выступление педагога-психолога на тему: «Воспитание начинается с семьи» Цели: Обратить внимание родителей на моменты воспитания ребёнка.
Тренинг педагога-психолога на родительском собрании в детском саду во второй младшей группе «Давайте знакомиться» Выступление психолога на родительском собрании в младшей группе «Давайте знакомиться»Цель: выстраивание отношений родителей и ребенка.
Источник: www.maam.ru
Ваш портрет в рисунках с предметами. Растение. Оружие (часть 1).
Диагностика с помощью рисунка – куда более надёжный и информационно более достоверный метод, чем прохождение каких-либо тестов с вопросами.
Почему так?
Во-первых, отвечать на вопросы – это скучно, долго и нудно.
Во-вторых, тестирование чем-то напоминает экзамен, где ученик отвечает перед строгим экзаменатором и не имеет права на ошибку.
Одни люди начинают сильно волноваться при прохождении тестов, и уже не могут дать верного ответа.
Другие – стараются дать те «правильные» ответы, которые с их точки зрения хочет услышать «учитель», то есть психолог.
Третьи – вообще не хотят отвечать ни на какие вопросы, потому что чувствуют себя уставшими, несчастными и т.п.
С рисунком всё намного проще.
В процессе рисования человек расслабляется. Начинает выплёскивать своё эмоциональное состояние, что уже снимает некую напряжённость, если она была.
В рисунке невозможно заранее продумать верный или неверный вариант ответа (интерпретации), так как рисунок не имеет неверных вариантов.
В данной статье я приведу пример диагностики состояния человека с помощью теста «Метафорический автопортрет». Эта методика позволяет определить актуальное состояние человека и его способность (или неспособность) удовлетворять свои базовые потребности.
Клиенту предлагается нарисовать 4 рисунка:
растение, посуду, оружие и украшение.
Задание простое:
Ответьте на вопрос: «Если бы вы были растением, то каким?»
Нарисуйте это растение.
Аналогично для других предметов.
Клиент нарисовал следующие предметы:
1). растение – вьющийся цветок;
2). оружие – лук со стрелой;
3). посуда – ваза с травянистым цветком;
4). украшение – жемчужное ожерелье.
Легче всего клиенту было рисовать растение, а сложнее всего – вазу.
На вопрос, какой рисунок нравится больше всего, клиент ответил «Растение».
С него и начнём.
1. Растение метафорически отображает право на существование.
Эта потребность формируется у человека ещё внутриутробно, во 2-м триместре беременности (14-ой недели до 27 недели).
Пренатальный опыт человека и первые дни после рождения формируют предрасположенность к первичной тревоге. В данный период отсутствует психологическое осознание причин тревожности.
Опыт рождения для многих очень травматичен, особенно, когда роды у матери были длительными и тяжёлыми. Поэтому он вытесняется из памяти ребёнка. Но многие символы пережитого во время рождения страха можно опознать, так как они универсальны для большинства людей. Часто это проявляется в кошмарных снах.
Клиент:
Это плетистое растение с цветами, глициния. Оно выросло само на поляне. Питается дождевой водой. Это многолетнее растение. Оно растёт на радость людям. Любит солнечный свет и тепло. Ещё оно служит пчёлам и другим насекомым в качестве пищи.
Источает приятный аромат, который доставляет радость людям, которые проходят мимо него.
Сорвать его цветы нельзя, потому что они растут слишком высоко на ветвях. Им можно любоваться, только находясь возле него.
Комментарий психолога:
Данное растение
не защищено в отличие, например, от розы, шипами. Ствол очень тонкий, хоть и прочный. За растением никто не ухаживает, оно само должно выживать в этом мире. Цветы растения красивы и ароматны, но до них нельзя дотянуться, они недоступны.
Право на существование у данного клиента меньше, чем у защищённого.
Но так как клиент всё же нарисовал растение,
право на существование не нарушено, оно есть, но слабо выраженное.
Клиенту явно не хватает жизненного тепла, заботы близких, любви.
Если обратиться к символическому значению цветка, то в этом рисунке явно прослеживается олицетворение красоты, особенно женской.
Так же цветок является символом весны, молодости и доброты, краткости нашего бытия.
Цветок в рисунке тянется к солнцу, но стебель его сильно изогнут:
путь клиента в получении того, что он желает, извилист и долог.
Вокруг основания стебля много зелёной травы. Это хороший знак. Плюс ко всему, земля, покрытая травой в виде дёрна, символизирует Родину.
Человеку не надо куда-то бежать, ехать в далёкие дали, чтобы получить то, что ему не хватает. Всё это можно обрести здесь, в своём доме (условно говоря).
2. Оружие – метафорически выражает потребность на личную автономию, на право занимать своё место под солнцем.
Формируется с 2-хлетнего возраста до 4 лет.
Клиент: это лук со стрелой.
Это оружие самодельное. Принадлежит женщине. Она сделал его сама. Иногда у неё в жизни возникает угроза, и ей нужно поразить осторожно эту мишень, так, чтобы при этом никто не пострадал. Потом она убирает этот лук в сарай до следующего раза, когда он ей снова понадобится.
Комментарий психолога:
Оружие обозначает границы автономии человека. Их можно как увеличивать, так и уменьшать. Когда кто-то нарушает вашу личную границу, возникает тревога, страх, у кого-то испуг сильный, у кого-то агрессивное поведение.
Оружие открытого боя, каковым является лук (в отличие от яда или замаскированной мины), говорит о том, что индивид способен обороняться, постоять за себя.
Степень поражения лука дальше, чем у меча или кинжала, но ближе, чем огнестрельного оружия крупного калибра. Можно сказать, что у клиента выражен средний уровень потребности в обозначении своих границ.
При невротическом складе характера границы сужаются, а при психотической организации личности наоборот, территория поражения должна быть большая.
Источник: tylinova.com