Когда у женщин появились права в России

Зинченко, А. В. История становления института прав женщин в России / А. В. Зинченко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 37-42. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/466/17576/ (дата обращения: 14.02.2023).

В статье рассмотрена история становления института прав женщин в России. Анализируются изменения в правовом регулировании прав женщин от Древней Руси до начала ХХ века. В работе сделан вывод о том, что на протяжении всей истории России женщины боролись за свои права.

Ключевые слова: права женщин, правовое положение женщин, история России.

The article is devoted the history of the formation of the institute of women’s rights in Russia. We also analyze the changes in the legal regulation of women’s rights from Ancient Russia to the beginning of the 20th century. The paper concludes that throughout the history of Russia, women have fought for their rights.

ЖЕНЩИНА ПРАВА ИЛИ ПРАВА ЖЕНЩИН

Key words: women’s rights, legal status of women, history of Russia.

Права человека всегда являются важным аспектом, который рассматривается и изучается международным сообщество в течение долгого времени. Особое место в данной системе прав занимают права женщин, как одной из самых ущемляемых категорий. На протяжении долгого периода времени в мире ведется борьба за равенство в правах мужчин и женщин. В конечном итоге то, что мы можем наблюдать сейчас и то, какие права мы можем иметь это результат длительных и тяжелых попыток женщин утвердиться в этом мире.

Начиная с доисторических времен, женщина была ограничена в своих правах и вынуждено подчинялась мужчинам. Это можно заметить в отсутствии до определенного момента избирательных прав, затруднительном участии в общественной и социальной жизни, а также невозможности реализовать свое право в управлении государственными делами и занимать руководящие посты. Со времен благодаря развитию нормативно-правой базы в отношении прав человека и, в частности прав женщин, можно наблюдать тенденцию к расширению возможностей женщин реализовать себя в различных областях жизни. Однако несмотря на наличие огромного числа инструментов, и механизмов обеспечения прав, женщины все равно сталкиваются с дискриминационными действиями в отношении них, а также становятся заложниками стереотипных представлений об их положении в обществе.

В данной статье будет представлена история становления института прав женщин в России (от Древней Руси до начала ХХ века).

В доисторический период женщина играла огромную роль в жизни племени, так как на нее возлагалась работа по собирательству, обустройству жилища, а также приготовлению пищи, воспитанию детей ввиду того, что мужчинам отведена была роль добытчика и защитника племени.

В Древней Руси роль женщины можно прослеживать только через призму брачно-семейных отношений. Они были ограничены в своих правах, но если женщина приходила в дом мужа с приданным, то у нее было больше власти в доме мужа, в отличие от тех, кто попадал в качестве военной добычи или похищенной в результате воровства или грабежа. Те девушки, что подобным образом находились в доме, становились собственностью мужа и не имели никаких прав и привилегий. С течением времени у женщин появилась возможность распоряжаться наследством. Данное право регламентировалось Русской Правдой.

Как на Руси УЩЕМЛЯЛИСЬ прав ЖЕНЩИН | История России

Постепенное улучшение прав женщин происходило на протяжении XV-XVI веков. Согласно данным Судебников Ивана III и Ивана VI, у женщин появилась возможность свидетельствовать в суде, а также наследовать имущество по завещанию. В XVI веке был создан Домострой, в котором были собраны правила и советы по всем направлениям жизни. Женщина здесь представлена, как послушная «душа семьи», которая воспитывает детей, повинуется воли мужа (отца, хозяина) и представляет собой добрую, трудолюбивую деву.

В XVII веке издается новый свод закон — Соборное Уложение. В данном историческом памятнике права появляется часть о том, что девушек необходимо выдавать замуж в возрасте 15 лет. Сделано это было для того, чтобы уберечь молодых дев от проблем со здоровьем, ведь как известно главное предназначение женщины того времени — это родить здоровое потомство. На взгляд Н. С. Карякина: «Это свидетельствует о том, что мужу, помимо реализации своего права на продолжение рода, как бы давалось право на воспитание и опеку своей жены, он должен был следить за ее поведением» [5, с. 32].

В эпоху петровских реформ правовое положение женщин кардинально изменилось и значительно улучшилось. Женщинам было разрешено посещать баллы и ассамблеи в сопровождении своих отцов, мужей, что являлась недопустимым ранее. У девушек появилась возможность получать обязательное образование, и даже ограниченное право на гражданскую службу.

Данное положение регламентировалось таким документом, как Табель о рангах (1722 года). Также стоит отметить, что Указом о единонаследии Петр I позволял женщине (старшей дочери) становится наследницей земельного имущества, но лишь в том случае, если в семье не было сыновей. Брачный возраст тоже был повышен с 15 до 17 лет.

При Екатерине II правовому положению женщин стало уделяться особое внимание. Так, в 1764 году был образован Смольный институт благородных девиц, который в последствие стал первым женским учебным заведением, положившим начало образованию девушек в стране. Стоит сказать о том, что и девушки из низших сословий теперь тоже могли получить образование, для них специально открывались особые училища, где их обучали грамоте, письму и домоводству.

В XIX веке появляется множество женских организаций. Самой первой их них является Женское патриотическое общество 1812 года. Данное объединение занималось благотворительностью, заботилось о беспризорных детях, а также создало немало домов Трудолюбия и частных школ, которыми руководили дамы-члены общества. Был учрежден Патриотический Институт (Училище женских сирот 1812 года), основная цель данной организации: дать образование девушкам — дочерям младших офицеров, которые были покалечены или убиты на войне 1812 года.

Одним из самых знаменитых обществ того времени стало, созданное в 1859 году, Общество доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга. «…начало женского движения в России было очевидно связано с попытками, во-первых, обеспечить женщин возможностями профессиональной занятости, а через нее — экономической независимости» [7, с. 145]. Данное общество помогало нуждающимся женщинам, которые оказались в трудной жизненной ситуации с жильем, а также подыскивало работу, оплачивало вечернюю школу и оказывало медицинскую помощь. Позже — в 1862 году была создана первая женская трудовая ассоциация — Общество женского труда.

XX век в истории России оставил неизгладимый след, и конечно же, он затронул и женское движение. Так, до 1905 года женщины выступали лишь за доступ к образовательным и социальным правам, теперь их волновали и политические права. Возникло много женских общественных организаций. Одна из наиболее активных женских организаций — Всероссийский союз равноправия женщин (ВСРЖ) активно выступало за защиту прав и равноправие женщин.

Читайте также:  Как забрать свои вещи из чужой квартиры

С приходом к власти большевиков вся полнота гражданских прав и свобод была закреплена Декретами, принятыми в декабре 1917 года [1, 2, 3]. Конституция 1918 г. закрепила, что мужчины и женщины имеют равные права [4]. Впервые за историю России был закреплен конституционный принцип равенства двух полов, и это, несомненно, был важный шаг в освобождении, эмансипации женщины. «Для решения проблем, связанных с изменением мировоззрения, коммунистическим воспитанием женщин, с 1918 по 1930 г. при партийных комитетах были созданы специальные отделы по работе среди женщин (женотделы), а также делегатские собрания, которые вовлекали женщин в общественное производство и предпринимали попытки повысить уровень их политического сознания» [8, с. 10].

В период с 1940 по 1990 года положение женщин значительно выросло, так как они участвовали и в общественной жизни, и в политической. Однако оставались нерешенными вопросы неравноценной оплаты труда, неразвитые службы быта. «Так или иначе, программа партии (тогда еще ВКП (б)) 1918 г. предусматривала достижение полного гендерного равноправия, что находило свое отражение в Конституциях советского периода, но по факту это гендерное равноправие так и не было достигнуто во время существования СССР» [6, с. 137].

Таким образом, можно сделать выводы о том, что на протяжении всей истории России женщины, так или иначе, боролись за свои права. В конечном итоге то, что мы можем наблюдать сейчас и то, какие права мы можем иметь это результат длительных и тяжелых попыток женщин утвердиться в этом мире.

  1. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 18.12.1917 г. «О гражданскомъ браке, о детяхъ и о веденiи книгъ актовъ состоянiя» // СУ РСФСР. 1917. № 11. Ст. 160 (утратил силу).
  2. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 19.12.1917 г. «О расторженiи брака» // СУ РСФСР. 1917. № 10. Ст. 152.
  3. Декрет ВЦИК от 22.12.1917 г. «О страховании на случай болезни» // СУ РСФСР. 1918. № 13. Ст. 188 (утратил силу).
  4. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918 г.) // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582 (утратила силу).
  5. Карякин Н. С. История развития прав женщин в России: теоретический аспект // Достижения науки и образования. 2021. № 1 (73). С. 31–34.
  6. Максимов А. А. Особенности правового положения женщин в советской России // Вестник МИЭП. 2016. № 2 (23). С. 130–139.
  7. Пушкарева И. М., Пушкарева Н. Л. Дочери свободы (осмысляя 140-летний юбилей создания первой российской женской организации, защищавшей женские интересы) // Запад-Восток. Научно-практический ежегодник. 2020. № 13. С. 142–152.
  8. Хасбулатова О. А., Смирнова И. Н. Эволюция женского вопроса в Российском обществе (1900–2020) // Женщина в российском обществе. 2022. № 1. С. 3–21.

Источник: moluch.ru

Права женщин в России: факты и мифы

Права женщин в России: факты и мифы

8 марта – день борьбы за права женщин. На протяжении большей части человеческой истории женщины имели существенно меньше прав, чем мужчины, и даже периодическое занятие ими престолов в ключевых государствах ничего не меняло. Ситуация всерьез изменилась лишь в XX веке – с социальными и технологическими переменами. Россия долго была лидером этих изменений, но теперь Запад упрекает ее чуть ли не в кромешном патриархате. Сергей Кузнецов разбирался, за какие еще права женщин имеет смысл бороться в России.

Конец «дискриминации»

1 марта 2022 года вновь расширился список производств, на которых могут работать женщины. Собственно, жесткого запрета не было и раньше, но сейчас для допуска слабого пола к такой работе не требуется отдельное заключение госэкспертизы. Девушки и женщины могут теперь работать по нескольким нефтепромышленным профессиям, имеют право обслуживать воздушные суда в качестве инженеров, доступны им и котельные работы, благо они давно уже не связаны с тяжелым физическим трудом.

Это уже вторая стадия сокращения гендерных ограничений в России. Летом 2019 года был опубликован новый список профессий с вредными или опасными условиями труда, и по сравнению с действовавшим ранее реестром 2000 года он сокращен в 4,5 раза: с 456 профессий до 100. С тех пор женщины могут, наконец, становиться водителями-дальнобойщиками, ремонтниками и строителями, трактористами и автослесарями. В самом деле, автоматизация и механизация привели к тому, что естественные различия между полами становятся несущественными, а стало быть, и ограничения ни к чему.

Это внимание к условиям труда для женщин лишний раз подчеркнуло лидерство России в деликатном вопросе баланса интересов полов, который на Западе сейчас выродился в феминизм самого радикального толка. В эти дни не лишним будет напомнить, что именно наша страна первой сняла всякие ограничения, ущемлявшие права женщин: уже Конституция РСФСП 1918 года узаконила полное равенство полов, а уж последующая борьба за освобождение женщин в республиках Средней Азии – это настоящий подвиг государственного масштаба.

От равенства – к привилегиям

Иногда советское равенство приводило к перегибам (либералы в таких случаях вспоминают профессию шпалоукладчицы), но, может быть, именно эта привычка женщин к тяжелой работе стала решающим кирпичиком в победе нашей страны в Великой Отечественной войне, когда труд тыла почти полностью лег на их плечи.

После войны, когда помимо восстановления хозяйства одной из главных задач был рост численности населения (сейчас бы это назвали «стимулирование беби-бума»), советское правительство начало предоставлять женщинам привилегированное положение: была провозглашена установка на сокращение рабочего дня, одна за другой появлялись льготы женщинам с детьми, росли сроки «декретного» отпуска и выплаты по нему. И да, увеличивался список профессий, по которым женщинам работать не рекомендовалось – но это было не притеснением, а наоборот, заботой. Безо всякой словесной шелухи о «половом вопросе» СССР сделал женщин не просто полноценными членами общества, но и, пожалуй, привилегированной его частью.

Независимой России, при всех издержках первых лет после распада СССР, удалось сохранить, а впоследствии и развить эти достижения. Женщины у нас получают высшее образование чаще, чем мужчины – мы едва ли не единственная страна мира, добившаяся такого результата. «Расшито» и единственное «узкое место»: женщины стали принимать активнейшее участие в управлении государством, тогда как в Союзе их функция на этом направлении была все же декоративной.

Дорога во власть

Ярко иллюстрируют эту тенденцию результаты последних российских выборов. Наличие женщин является одним из ключей к успеху в нынешних условиях – в том числе и потому, что среди активных избирателей женщины составляют более 55%.

Характерно, что именно партия с названием «Новые люди» выдвинула в Госдуму наибольший процент женщин – в итоге мандаты получили Сардана Авксентьева, Ксения Горячева и Роза Чемерис. Из других ярких новых депутатов можно назвать Анну Кузнецову (экс-уполномоченный по правам детей), актрису Марию Бутину, бывшего ответственного секретаря Совета по правам человека в России Яну Лантратову. Все они – не просто депутатская массовка, а именно заметные политики с собственным мнением и гражданской позицией.

В списках некоторых партий, не прошедших в парламент, тоже было представлено много женщин. Из 10 членов федерального списка «Зелёных» – 4 женщины, в списке «Партии роста» – только женщины. Да, пока что политика в России преимущественно мужское дело, но вот мощная некогда ЛДПР, предпочитающая обходиться в своих списках лишь мужчинами, существенно сдала позиции, отпустив далеко вперед коммунистов и практически позволив себя догнать справороссам. Здесь очевидно влияние женской части электората.

Читайте также:  Что значит вип места на цирк

Важнейшую роль играют женщины в руководстве российской столицы – Москвы, крупнейшего города Европы. Среди 45 депутатов Мосгордумы 19 женщин, и их процент стабильно растет от выборов к выборам. В исполнительной власти важнейшие посты занимают Елена Зяббарова, Наталья Сергунина, Анастасия Ракова, Гульнара Пенькова – все они входят в десятку самых влиятельных чиновников города.

Вообще, управление Россией устроено таким образом, что исполнительная власть имеет существенно бо́льшее влияние, чем законодательное. И доля женщин здесь особенно высока – не всегда они на самых высоких позициях, но должности среднего уровня в государственном управлении России в основном женские. Этим наша страна радикально отличается от демократий западного типа, где сейчас женщин принято выдвигать на довольно заметные должности, но реальную работу выполняют и реальные решения прорабатывают подчиненные им мужчины.

В поисках улучшений

И что нам предлагается взамен всего этого западной феминистической повесткой?

Устранение всяких организационных разниц между полами? У нас мужчины не могут разве что взять отпуск по беременности, а вот по уходу за ребенком (так называемый «декрет») – с 2007 года совершенно свободно.

У нас в России очень много проблем. Но именно права женщин в их число точно не входят. Здесь мы сделали все, как надо.

С праздником, наши дорогие представительницы прекрасного пола! И не стесняйтесь быть еще и слабым полом – ничего зазорного в этом нет.

Источник: ruposters.ru

День борьбы за равноправие и мир: история праздника 8 Марта

Женская манифестация на улицах Петрограда 23 февраля (8 марта) 1917 года (Фото Public domain)

Международный женский день родился из массовых протестов за права женщин, но со временем превратился в «День весны» и просто еще один выходной. Однако феминистское движение постепенно возвращает этому празднику его первоначальное значение. Forbes Woman вспоминает историю 8 Марта

Фабричные работницы гуляют по Бродвею

Историю возникновения праздника 8 Марта можно проследить до 1908 года, когда по улицам Нью-Йорка прошли маршем женщины, выступающих за равные с мужчинами права и против невыносимых условий труда. Они требовали сокращения рабочего дня, повышения заработной платы, запрета детского труда и предоставления права голоса.

Организатором была Мод Мэлоун — радикальная суфражистка, президент Гарлемской лиги равноправия и основательница Союза прогрессивных женщин. Многие из ее соратниц были против организации марша — им казалось, что массовая уличная акция с участием представительниц всех слоев населения нанесет ущерб имиджу суфражисток (в итоге Мэлоун вышла из Союза прогрессивных женщин в знак протеста против их снобизма и расизма). Полиция предупреждала, что акция незаконна, поскольку любые собрания (за исключением похоронных процессий) по воскресеньям были запрещены. Однако в остальные дни недели участницы марша работали, так что вопреки запретам 16 февраля они все же прошли (в некоторых газетах писали: прогулялись) по Бродвею. Среди них было и немало мужчин-союзников.

Акции Мод отличались от маршей британских суфражисток: если последние страстно говорили о страданиях угнетенных женщин и призывали к борьбе не на жизнь, а на смерть (некоторые из них действительно подвергались пыткам в тюрьмах или гибли), то американки свои требования облекали в более дружелюбную форму. Благодаря этому отношение к ним было скорее благожелательным. На марше 16 февраля никого не арестовали; в газетных заметках участниц называли амазонками, а их акцию — «великой нравственной победой».

Спустя год, в годовщину марша на Бродвее Социалистическая партия Америки провела массовые митинги и провозгласила Национальный женский день, выбрав в качестве дня празднования последнее воскресенье февраля.

Материал по теме

Печальным подтверждением справедливости требований, с которыми выходили на акции протеста женщины, стал пожар, произошедший на нью-йоркской швейной фабрике Triangle Shirtwaist в марте 1911 года. Работницы недоедали и, чтобы заглушить чувство голода, постоянно курили. Вероятно, так и начался пожар, унесший жизни 23 мужчин и 123 женщин, преимущественно мигранток. Одни погибли в огне, другие разбились, пытаясь выбраться с девятого этажа — хлипкая пожарная лестница быстро обрушилась, а входные двери на время рабочей смены запирались.

Всего за год до этого на фабрике прошла забастовка, участницы которой требовали повысить зарплаты и улучшить условия труда, — но тогда руководство не пошло на уступки. После пожара Лига женских профсоюзов задокументировала неподобающие условия на десятках производств, а председательница нью-йоркского отделения Лиги Роза Шнейдерман сформулировала требование (позже широко растиражированное) «хлеба и роз», подразумевая, что женщины имеют право не только на прожиточный минимум, но и на достойный уровень жизни. В 1912 году в своей речи она заявила: «Богатая женщина имеет право и на жизнь, и на солнце, и на музыку, и на искусство. Среди этого нет ничего, на что не имела бы права и самая скромная работница. У работницы должен быть хлеб, но у нее должны быть и розы. Помогите, вы, привилегированные женщины, дайте ей право голоса для борьбы!»

Женский Первомай

Тем, кто придумал праздник 8 Марта в его современном виде, считается Клара Цеткин, которая с 1870-х годов участвовала с социалистическим движении в Германии и боролась за права женщин. С 1892-го по 1917 год она была главным редактором социалистической женской газеты Die Gleichheit («Равенство»), в которой печатались статьи об избирательном праве, неоплачиваемом труде и международном женском движении. Правда, от буржуазных феминисток Цеткин, как и другие социалистки, отмежевывалась, считая, что конец угнетению женщин положит не феминизм, а ликвидация классового общества.

В 1907 году она была соучредителем Интернационала социалистических женщин. На его первом конгрессе в Штутгарте присутствовали 58 делегаток, на втором в Копенгагене — уже больше 100 представительниц профсоюзов, социалистических партий и женских рабочих клубов. В многочисленных спорах о том, как все же донести до властей свои требования избирательного права и улучшения условий труда (выдвигалось даже предложение объединить усилия с буржуазными феминистками, которое, впрочем, было отвергнуто), возникла идея совместно проводить ежегодные массовые акции — по образцу первомайских демонстраций, которые к тому времени уже стали традицией. Так был учрежден Международный день трудящихся женщин.

На следующий год его отметили в Австрии, Дании и Швейцарии, где на митинги и демонстрации вышли суммарно более 1 млн женщин и мужчин. Праздник приурочили к 40-летию Парижской коммуны (социалистического правительства Франции, продержавшегося всего 72 дня), но сдвинули на день — на воскресенье, 19 марта.

С началом Первой мировой войны к требованиям избирательного права и улучшения условий труда добавились пацифистские лозунги и протесты против войны. Но война разобщила представительниц женских движений: пока одни требовали прекращения огня, другие становились сестрами милосердия и оканчивали шоферские курсы, чтобы помогать фронту. Даже внутри социалистических партий шли постоянные споры со взаимными обвинениями. Между тем, для многих женщин политическая повестка отходила на второй план — насущной угрозой стал голод.

Хлеба и мира

«Если будущие историки захотят узнать, кто начал русскую революцию, то им не следует создавать запутанной теории. Революцию начали голодные женщины и дети, требовавшие хлеба, — писал в своих дневниках социолог Питирим Сорокин о событиях февраля 1917 года. — Они начали с крушения трамвайных вагонов и погрома мелких магазинчиков.

Читайте также:  Как отличить Смарт часы от подделки

И только позже, вместе с рабочими и политиками, они стали стремиться к тому, чтобы разрушить мощное здание русского самодержавия». «В Москве нет хлеба. То тут, то там происходят уличные вспышки. Сегодня на Калужской площади толпа разнесла разгромила две булочные.

Полиция… действовала «холодным» оружием, то есть кулаками «по шее» и «по зубам»… Были случаи замерзания в очередях», — такую запись можно найти в дневнике писательницы Рашели Хиль-Гольдовскй от 18 февраля 1917 года. «Слыхал, что на Выборгской стороне забастовавшие рабочие с помощью баб перевернули трамвай, один трамвай зажгли и вообще останавливали трамваи» — свидетельствовал другой очевидец. «Женщины стояли в очереди за хлебом и были основными протестующими», — говорит историк Рошель Рутшильд из Гарвардского центра российских и евразийских исследований им. Дэвиса. Лев Троцкий в своей «Истории русской революции» отмечал, что когда начались протесты, женщины действовали гораздо решительнее мужчин.

Вообще женский день в России был учрежден еще в 1913 году, когда 2 марта в Санкт-Петербурге в здании Калашниковской хлебной биржи прошло «научное утро по женским вопросам», на котором обсуждалось равноправие женщин и мужчин, охрана материнства и другие вопросы. Однако именно забастовка 23 февраля 1917 года — или 8 марта по Григорианскому календарю (по «новому стилю»), вылившаяся в падение монархии, стала тем событием, от которого произошел известный нам праздник 8 Марта, официально установленный в 1921 году.

В результате Февральской революции 1917 года российские женщины добились избирательного права — на год раньше, чем в Великобритании, и на три года раньше, чем в Соединенных Штатах — и стали образцом, на который равнялись британские и американские суфражистки. Однако вскоре международные связи между активистками были разорваны — решение «женского вопроса» в советской России монополизировало государство.

8 Марта стало частью советской символической политики, его празднование из протеста против неравенства превратилось в торжество, а лозунги теперь прославляли образ советской женщины. Этот образ — труженицы, матери и коммунистки — преподносился как предмет гордости советского строя и символ его прогрессивности. При этом независимого женского движения в стране не существовало, женщины выступали не как субъекты борьбы за равенство, а как исполнительницы государственного проекта женской эмансипации. Например, в 1927 году одна из газет, выходившая в Тверской губернии, писала: «День 8 Марта является днем смотра сил миллионов работниц и крестьянок», как бы призывая женщин в честь праздника ударно потрудиться.

Материал по теме

К середине XX века, когда, как пишет историк Наталья Козлова, была сформирована «армия тружениц и рожениц», акценты сместились. В 1965 году 8 Марта стало выходным днем (незадолго до этого в Москве прошел Всемирный конгресс женщин), а среди сопровождающих его лозунгов появились призывы к борьбе за мир во всем мире (это было актуально в условиях холодной войны), он стал мыслиться как день международной солидарности женщин. На Западе примерно в то же время появился миф о том, что празднование Женского дня восходит даже не к 1908-му, а к 1857 году, когда в Нью-Йорке была жестоко подавлена одна из первых акций протеста работниц текстильных фабрик. Но и это не сделало 8 Марта популярным — праздник прочно ассоциировался с Советским Союзом.

Как 8 Марта стало международным праздником

Официальное празднование 8 Марта в качестве Международного женского дня было учреждено ООН только в 1975 году, в преддверии Декады женщин ООН — так назвали десятилетие с 1976-го по 1985 год, в течение которого прошли две международные конференции, посвященные гендерным проблемам, и была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Работа над ней началась еще в 1960-е не в последнюю очередь благодаря второй волне феминизма.

Страны подписавшие и ратифицировавшие Конвенцию, обязуются направлять регулярные отчеты в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (или КЛДЖ) ООН — не реже, чем раз в четыре года. В России последний — девятый — доклад был опубликован в 2019 году. Комиссия рассматривает отчет и направляет стране-участнику замечания и рекомендации.

Кроме того, в Декаду женщин появилась новая структура в составе ООН — ЮНИФЕМ, или Женский Фонд Организации Объединённых Наций. Это подразделение Организации объединенных наций оказывало финансовую поддержку программам, которые продвигали права женщин и гендерное равенство. В 2010 году ЮНИФЕМ упразднили, открыв другую структуру — ООН-Женщины.

Ее работу можно условно разделить на несколько блоков: это исследовательская деятельность (сбор данных и публикация отчетов), помощь государствам-партнерам в проведении справедливой политики, сотрудничество с международными неправительственными организациями, которые работают в зонах кризисов, просвещение. Используя эти форматы, структура работает со следующими проблемами и темами:

  • насилие в отношении женщин;
  • проблемы женщин в условиях гуманитарных катастроф;
  • дискриминация, права женщин с инвалидностью и ВИЧ;
  • доступ женщин к образованию;
  • их участие в политике, экономике, науке, культурной деятельности.

Цветы, конфеты, феминизм

В постсоветской России о происхождении 8 Марта, кажется, вовсе забыли, и из дня борьбы за права женщин эта дата превратилась в «Праздник весны», лишенный феминистского пафоса. По данным исследования, проведенного Mail.ru (есть в распоряжении редакции), только 7% россиян считают 8 Марта днем, посвященным борьбе за права женщин, 5% — днем в поддержку женщин.

30% воспринимают его как день весны. Большинство — 57% — повторяют формулу «Международный женский день», при этом 58% опрошенных заявляют, что в России достигнуто гендерное равноправие, и лишь 25% (по большей части — женщины) свидетельствуют о неравенстве. Для самих женщин праздник является прежде всего поводом отдохнуть (об этом сказали 53% респонденток), 33% надеются получить подарки. 22% опрошенных женщин считают обязательными символами 8 Марта конфеты и духи.

Материал по теме

Все это происходит на фоне растущего во всем мире интереса к женской повестке и все более интенсивной борьбы с гендерным неравенством. Например, официальные мероприятия структуры «ООН-Женщины», посвященные 8 Марта, каждый год посвящены какой-либо актуальной проблеме — от доступа к образованию до борьбы с насилием. Тема 2022 года — «Гендерное равенство сегодня для устойчивого завтра».

При этом 8 Марта — не единственная дата, связанная с гендерной проблематикой. Есть дни, посвященные поддержке женщин в разных сферах и из разных социальных и профессиональных групп: например, 11 февраля отмечается Международный день женщин и девочек в науке, 15 октября — Международный день сельских женщин. В разных странах в разные даты отмечаются День матери, День девочек.

Есть и дни, напоминающие о тех проблемах, с которыми до сих пор сталкиваются женщины: 6 февраля отмечается Международный день нетерпимого отношения к калечащим операциям на женских половых органах, 19 июня — Международный день борьбы с сексуальным насилием в условиях конфликта , 23 июня — Международный день вдов. А 25 ноября, в Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, начинается ежегодная кампания «16 дней против насилия в отношении женщин».

Каждый такой день дает дополнительный повод поговорить о неравенстве — впрочем, борьбу с ним феминистки ведут без оглядок на календарь.

Источник: www.forbes.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today