Делить или не делить детей в школе по успеваемости на «сильные» и «слабые» классы? Учителя и родители активно обсуждают этот вопрос на форумах. Мнения разнятся: кто-то считает, что разделять однозначно надо, другие – нет.
Разноклассники? Учителя – «за»…
Интернет пестрит высказываниями на эту тему:
– Смешивая всех в одном классе, мы теряем разницу и получаем одинаковую серость, потому что на среднем уровне одним все равно непонятно, а другим неинтересно.
– Имею опыт работы с классами, которые были сформированы по дифференцированному принципу. Результаты впечатляющие – школа гордилась своими победителями всероссийских олимпиад, учителя имели хороший стимул для работы в таком классе. Жаль, что эта практика прекратилась.
– В обществе, как и в природе, существует неравенство. Не надо на это закрывать глаза. Неравенство проявляется и в способностях, и в мотивации, и в возможностях родителей, наконец. Надо быть реалистами и подходить к решению задач реальными методами.
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
– Способным детям нужно создавать условия для реализации их возможностей – в классах со слабоуспевающими они реально скучают и снижают себе планку, мотивируя тем, что и так знают больше, чем другие.
– Нельзя решать проблемы отстающих за счет успевающих. А шанс вылезти из «глупых» должен быть: сдать дать успешно экзамены после очередного года обучения и поменять класс.
…И против
– Одаренность заключается не только в том, чтобы превосходить всех учебными результатами. Одаренный ребенок должен быть одарен и социальными навыками, например, умением общаться с неодаренными или с детьми с задержкой психического развития.
– Если мы будем просто развивать способности без понимания границ их применимости, тогда, конечно, надо всех дифференцировать. Может быть, даже тогда мы договоримся о необходимости особых поселений, где одаренным не будут мешать остальные.
– Ни в коем случае в рамках одной параллели не должно быть деления на сильные классы и слабые. Первые быстро начинают считать себя всего достигшей элитой, вторые – безнадежным и бесперспективным «отстоем».
– Мы работали при такой дифференциации. Плохо. Одни ученики потихоньку скатываются к середнякам, другие, не видя положительных примеров, консервируют свое «ничегонеделание» как эталон пребывания в школе. И все считают, что так и надо жить.
– Школа у нас массовая… Средняя. Работать на уроке надо со средним учеником, приглядывая за слабым и похваливая сильного.
А вот после урока: сильному – на факультативы, на занятия при МГУ, Политехе, ВШЭ и пр. Слабому – на индивидуальные консультации к учителю.
В Смоленской области школьник вытолкал учителя из класса
Одним – исследования, другим – доклады, а третьим и просто пересказать учебник… Но пусть они сами выбирают траекторию своего развития, ориентируясь на сильного ученика, сидящего за соседней партой.
Что говорят родители?
– У меня отличница, и для меня, конечно, хорошо, чтобы училась она среди себе подобных, где учеба сильнее, требования выше и не приходится пол-урока успокаивать детей.
Подруга (у нее мальчик неглупый, но расторможенный, учеба его не интересует – с двойки на тройку) говорит, что такое деление неэтично, кто дает школе право навешивать ярлыки – этот умный, а этот дурак.
Такое деление не дает ребенку шансов вылезти: записали тебя в глупые, так и будешь всю жизнь таким, и учить тебя не будут нормально, все лучшее – гимназическим классам. Она считает, что надо всех поровну делить, чтобы слабые тянулись за сильными.
И ее я тоже понимаю, особенно применительно к ее ребенку, который неблагополучным не является, и хорошее влияние на него хорошо действует, а плохое тащит вниз.
Однако, если наших детей учить вместе, моей один раз объяснишь, и этого достаточно, а Сереже повторить надо раз пять на разные лады, потратив перед этим минут 10 на то, чтобы его только усадить и привлечь внимание… А если таких полкласса, моя-то дочь что вынесет с такого урока?
Финский опыт
Согласно исследованиям, которые раз в три года проводит авторитетная международная Организация экономического сотрудничества и развития, финские школьники показывают на сегодняшний день самый высокий в мире уровень знаний.
Они также самые читающие дети планеты, занимают высокие места по естественным наукам, по математике. Самое интересное, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.
Финны не сортируют учеников на классы по способностям или успеваемости. Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, учатся вместе со всеми.
В одном классе со всеми обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха, для того чтобы максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире.
«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», – делилась впечатлениями русская мама.
Для каждого ребенка в финской школе составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому-то более подробное изложение, а от кого-то требуется кратко о главном.
На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если ребенок отлично выполняет «свое» упражнение начальной сложности, он получает «отлично». Завтра ему дадут уровень выше; не справится – ничего страшного, снова получит простое задание.
В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса.
Поддерживающее обучение «слабых» учеников – то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии школьные учителя добровольно оказывают дополнительную помощь ученикам во время урока или после него.
Коррекционное обучение, которое проводят в малых группах или индивидуально.
А как у нас?
Путь 1. Обучение детей с проблемами развития по более легким программам
Ряд школ пошли именно по этому пути, создавая что-то вроде коррекционных классов, где программа обучения значительно легче и требования к ученикам также снижены. Часто и сами родители выбирают для своего ребенка «что попроще», мотивируя свой выбор соображениями типа: «Пусть у него будет полноценное детство».
Не споря с последним утверждением, замечу, что способности любого человека развиваются тем быстрее, чем чаще он в своей деятельности добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше.
В ситуации, когда от ребенка «ничего не требуют», вероятность полноценного развития способности к обучению мала.
Путь 2. Учеба детей с проблемами развития на тройки и двойки
Некоторые школы идут по этому пути, объективно оценивая академические достижения всех своих учеников. В этой ситуации неуспешный ученик быстро теряет мотивацию к обучению, находя выход своей активности за пределами школы.
В ситуации интеграции общего и дополнительного образования такой сценарий развития событий вполне приемлем: найдя себя в спорте, театральной деятельности и т. д., неуспешный ученик не будет чувствовать себя социальным изгоем, «не таким, как все». Но в этом случае нередко и амбициозные родители, и амбициозная школа твердо стоят на своем: «Ты должен хорошо учиться».
Такая позиция, не подкрепленная конкретной помощью (педагогической, психологической), часто приводит к самым настоящим трагедиям – уходу неуспешного ребенка в разного рода зависимости.
Путь 3. Индивидуальное обучение детей
В этом случае слабые дети учатся в одном классе с «более продвинутыми сверстниками», но учитель в своей работе использует индивидуально дозируемый объем учебного материала, индивидуальный уровень сложности учебных заданий, учитывает индивидуальный темп деятельности учащихся.
У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности.
У школьников, в том числе и у слабых, появляется уверенность в своих силах. Они уже не чувствуют страха перед новыми задачами. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учебе.
Такая деятельность требует от учителя настоящего профессионализма, умения работать одинаково продуктивно с разными по психологическим особенностям детьми.
Необходимо особо отметить, что работа «в своем режиме» и на «своем уровне трудности», подкрепленная хорошими оценками за усидчивость, как правило, приносит плоды.
Но, так как главным показателем работы учителя (и школы) в России являются показатели экзаменов и олимпиад, учителя предпочитают изначально работать с сильными, а не со слабыми детьми.
Кроме этого, и родители должны обладать определенной психологической компетентностью – не требовать от ребенка того, что в настоящий момент находится вне зоны его реальных возможностей.
К примеру, не отдавать ребенка с логопедическими проблемами в языковую школу, не требовать от ребенка с минимальной мозговой дисфункцией аккуратного и полного выполнения всех домашних заданий, и т. д.
Более того, на плохие оценки в школе у ребенка с проблемами развития надо просто на время (хотя бы в начальных классах) «закрыть глаза», оберегая его от всевозможных учебных перегрузок. Только в этом случае велика вероятность того, что в основной школе проблем с учебой у ребенка не будет.
Бывает, в начале обучения ребенок сталкивается с трудностями, но в случае психологической поддержки со стороны значимого взрослого у него возникает желание хорошо учиться.
Говоря иначе, трудности инициируют стремление их преодолеть, формируют мотивацию достижения, которая необходима для достижения любого успеха – и учебного, и профессионального. Но для этого нужна необходимая психологическая компетентность как у учителя, так и у родителей ребенка.
По мнению академика РАО А. Г. Асмолова, чрезвычайно важно следующее: пойдет ли молодежь по пути селективного отбора и сведет успех к формуле «выживают выжившие» или поймет, что для каждого найдутся свои варианты развития.
Дело не в том, чтобы сегодня обыграть того, кто бежит рядом по дороге, а в том, чтобы сегодня быть успешнее самого себя вчерашнего.
Н. А. Пастернак
Журнал для родителей «Виноград», №6 (74) 2016 г.
Ещё статьи о воспитании
- «Я ничего не понимаю на уроке!» — что делать
- Школьное богословие
- Дисграфия: учить или лечить?
- Ребенок – двоечник: кто виноват и что делать
- Размышление о школе и детях
Источник: azbyka.ru
Почему детей раздражает учитель, ставящий в пример только одного ученика?
Ребенок очень зависим от чужой оценки своих достижений и, конечно, он тонко чувствует, когда окружающие обращают внимание на какого-либо ребенка, а его самого игнорируют. Не каждый взрослый человек может спокойно воспринимать такую ситуацию.
Хороший учитель будет хвалить любого ученика, даже самого слабого, если знает, что ребенок старается, ведь способности у детей разные и то, что легко дается одному ребенку, для другого может представлять огромные сложности.
Конечно учитель, выбирающий себе любимчика, раздражает других детей. Но это еще не так страшно. Хуже, когда весь класс начинает ненавидеть ребенка, который является таким любимчиком у учителя. И получается, что от неумных действий учителя страдает и ребенок, которого всегда ставят в пример, и весь остальной класс.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
В мастерстве учителя – успех ученика
статья на тему
Кто такой учитель? Просто человек с мелом в руке? Нет, не думаю. Прежде всего, это человек постоянно развивающийся, динамичный, развитый и целеустремленный. Ни один учитель на свете не может остановиться на тех знаниях и умениях, которыми он владеет.
Как первоклассник не может навечно остаться в первом классе, так и учитель не сможет остановиться в своем развитии как профессионал. Первоклассник станет выпускником, а вместе с ним мы проходим тернистый путь знаний, чтобы оставить его на светлой опушке под названием «Жизнь» с умением жить и учиться. Выпускник пойдет вперед, а мы с вами вернемся за теми, кто не сможет пройти без нас.
Скачать:
![]() |
41 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете 30.03.2017 учебный год.
«В мастерстве учителя – успех ученика»
учитель начальных классов
Азарова Оксана Васильевна
В мастерстве учителя – успех ученика
Таланты создавать нельзя,
но можно создать почву, на
которой растут и
процветают таланты
Г.Найгауз
Кто такой учитель? Просто человек с мелом в руке? Нет, не думаю. Прежде всего, это человек постоянно развивающийся, динамичный, развитый и целеустремленный. Ни один учитель на свете не может остановиться на тех знаниях и умениях, которыми он владеет.
Как первоклассник не может навечно остаться в первом классе, так и учитель не сможет остановиться в своем развитии как профессионал. Первоклассник станет выпускником, а вместе с ним мы проходим тернистый путь знаний, чтобы оставить его на светлой опушке под названием «Жизнь» с умением жить и учиться. Выпускник пойдет вперед, а мы с вами вернемся за теми, кто не сможет пройти без нас.
В лесу знаний много пугающих мест, опасностей и возможности ссоры. Так сможет ли быть проводником человек незнающий, неуверенный, не способный быстро учиться и расставлять правильные приоритеты – Человек, Отечество, Знание, Жизнь и Любовь. Сможет ли такой учитель показать, как прекрасен Лес Знаний при свете понимания и одобрения, какую радость можно почувствовать при прохождении каждой новой тропинки, как быстро проходят досадные ушибы, потери, падения в лесу, а вместо них приходят опыт и умения себя вести в подобных ситуациях. Нет, не сможет и я с вами согласна.
Учитель — одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации.
Работая в школе более двадцати пяти лет и наблюдая за своими коллегами, я поняла, что настоящий учитель должен переживать, «гореть» своей профессией. И порой одних знаний мало, надо всем своим существом, каждой клеточкой своего организма прочувствовать это состояние – учитель. Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель – в мыслях и поступках людей.
Главное в моей работе – не только знание своего предмета, но и умение любить детей, видеть в них потенциал. Каждый ребенок – это алмаз, который шлифуется в школе и именно от учителя зависит, станет ли алмаз бриллиантом и сколькими гранями засверкает, радуя окружающих. Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
От того, насколько талантлив учитель, насколько он профессионален, зависит успех каждого его ученика. Успех ученика – это и есть успех учителя. Я хочу быть успешным учителем! Считаю, что основа успешности — глубокий и всесторонний самоанализ, то есть анализ каждого своего действия, каждого слова, каждого жеста, и, конечно же, анализ своей работы, её результативности.
Важнейшим показателем успешности учителя, успешности применения выбранной технологии являются умения учителя создать атмосферу доброжелательности на уроке, привитие интереса к предмету, поощрять любые позитивные действия ученика, терпеливо ожидать результатов деятельности. Из успехов учеников складывается успех учителя.
Мои учащиеся имеют призовые места районного у них есть грамоты и сертификаты международных конкурсов и олимпиад, но главное что может быть большей наградой, чем горящие глаза учеников, радость и удовлетворение, которое испытываешь от творческого сотрудничества на уроке. А если эти ощущения подкреплены еще и признанными победами в конкурсных испытаниях, это настоящий успех!
Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Я хочу, чтобы мои ученики сохранили в себе ту жажду познания, которая горит в их глазах сегодня, чтобы, кем бы они ни стали, в каждом их деле и слове был виден творческий потенциал.
В мастерстве учителя его успех, а значит успех его учеников!
А мы всегда беспокоимся, готовы ли наши хрупкие, дорогие, любимые, пока еще дети к тому, что ждет их? И можем ли мы, если не оградить их от всех соблазнов нашего яркого мира, то хотя бы предупредить, предостеречь? Ведь сделать это надо, пока они еще сидят за школьной партой, такие доверчивые, и смотрят на нас широко открытыми глазами.
Ребенок — это не глина, из которой воспитатель может лепить сосуд, функционально оправданный или просто приятный его взору, по образу, заданному кем-то или чем-то. Какие бы усилия педагог ни прикладывал, в конечном счете человек сам выбирает свой жизненный путь. И мы — учителя — лишь можем вооружить наших учеников тем, что им понадобится на этом пути, в том числе и знаниями
И последнее, не смотря на все знакомые тропинки и каждый подводный камешек, учитель должен уметь разговаривать с ребенком, видеть в нем личность, отличную от других, потому что нет на свете абсолютно одинаковых людей. И то, что было понято одним человеком, другим человеком останется недостижимым. И здесь как никогда проявляется талант педагога. Помочь, разъяснить, навести на размышления, показать, что неосуществимых целей не бывает, что каждый человек может сотворить прекрасное и вечное.
Быть хорошим проводником в Лесу Знаний – это значит быть мастером своего дела, постоянно работать над собой, над своими умениями, знаниями, своим характером и душой. Помнить, что ты не только проводник на пути к знаниям, но и пример для подражания, оплот стабильности и оптимизма для детей, союзник, наставник. И тогда, и только тогда твой ученик достигнет успеха – пройдет Лес Знаний без страха и потерь, будет уметь жить, учиться, радоваться.
Закончить я бы хотела примером из собственного жизненного опыта. По складу мышления я ярко выраженный гуманитарий, я не страшусь высказать свои мысли, образно владею речью, меня не страшат пространственные монологи и тексты. Но и в школе и в институте мне повезло с учителями, преподавателями математики.
И у меня появилась и сформировалась способность анализировать, прогнозировать и конструировать. Профессионалы, которые помогали мне (именно помогали, а не излагали) изучать химию дали моему интеллекту развитие пространственного мышления и толчок к философскому изучению мира, энергии, законов.
Мой первый учитель — стал учителем-методистом, а затем и учителем-наставником в мои первые годы учительства ( вот так бывает, вот так мне повезло в моей профессиональной жизни), — научил меня ставить конкретные цели в образовательном процессе и добиваться поставленных задач. Все учителя, у которых я училась, у которых продолжаю учиться в настоящее время были и есть мастерами своего дела.
И свое мастерство они не скрывают, но щедро делятся с окружающими. Мои учителя достигли успеха – каждый внес в мое развитие и образование свою немалую лепту, под их влиянием я становилась умнее, организованнее, целеустремленнее, мудрее, я стала гражданином, в самом высоком понятии этого слова. Я говорю не только о развитии интеллекта, но и мировоззренческом совершенствовании. И, пожалуй, не ошибусь, если назову такой пример самым убедительным в моей жизни, прямо утверждающий, что «В мастерстве учителя успех ученика».
Мне повезло с моими учителями и теперь я хочу, чтобы также повезло и моим ученикам.
Источник: nsportal.ru