Когда учить ребенка есть ложкой самостоятельно

Содержание

Когда малыш попробовал свои первые блюда при помощи взрослого и уже пытается забрать ложку у мамы, чтобы перехватить инициативу, можно смело начинать обучение. Как помочь ребёнку, если пока у него не очень хорошо получается есть самому?

Развитие каждого малыша идёт по индивидуальному графику, поэтому некоторые малыши пытаются есть сами в 6–7 месяцев, а другие просят помочь взрослых даже в полтора года. Определить оптимальный возраст приучения к ложке может только мама, ориентируясь на состояние ребёнка.

Когда учить ребенка есть ложкой самостоятельно

Малыш знакомится с приборами во время первого прикорма, когда мама предлагает первую ложку каши или пюре. Так он понимает, что приборы нужны не для игр, а для питания. Уже ближе к году ребёнок обычно с интересом просит у взрослого ложку, чтобы попробовать есть самостоятельно [1] .

Рекомендация

Чем больше дать малышу самостоятельности, тем быстрее он научится есть сам. Не стоит проявлять гиперопеку и забирать ложечку при первой же оплошности малыша — придётся смириться с тем, что аккуратно есть кроха сможет не скоро, а любой хорошо отточенный навык требует ежедневной практики.

В борьбе с беспорядком маме поможет непромокаемый передник для ребёнка и клеёнка, которой можно застелить пол вокруг стульчика. Так можно снизить количество уборки и стирки после обеда.

Какую ложку выбрать для первых экспериментов

Не стоит предлагать малышу обычную чайную ложку — она достаточно тяжёлая для маленькой ручки, и ею можно повредить хрупкую зубную эмаль. Лучше всего купить небольшой специальный набор для первого прикорма, в котором будет тарелка, ложка и вилка. Как правило, их изготавливают из пластика, который не наносит вреда организму крохи или бамбука, который считается экологичным материалом.

Иногда на ложки наносят термочувствительный элемент — он помогает понять, не перегрета ли пища. Сами малыши с удовольствием наблюдают, как меняется её цвет.

Как подготовить ребёнка

Рекомендация

Лучше всего выбрать момент, когда малыш не слишком голоден и настроен на игру. Так он будет готов с энтузиазмом вовлечься в процесс.

Залог успешного освоения навыка — обучение в лёгкой и непринуждённой обстановке. Если малыш и мама будут спокойны, кроха научится держать ложку быстро и естественно. Обратная реакция может произойти, если ребёнка заставлять насильно есть ложкой или руководствоваться принципом «ему уже пора есть самому».

Прежде всего, нужно разобраться, как научить ребенка держать ложку. Для этого надо положить её в ручку крохе и помочь ему сделать правильный захват. Можно отрепетировать это действие несколько раз, чтобы малыш смог сам правильно взять прибор. После этого можно разбираться с тем, как научить ребёнка есть ложкой.

Три способа приучить малыша есть самостоятельно

Наверняка ребёнок уже не раз наблюдал за тем, как ложечка с любимым обедом отправляется ему в рот, поэтому скорее всего сам поможет родителю. Тем не менее, есть три способа, как научить ребенка кушать самостоятельно.

Покормить любимую игрушку. Малыши любят проявлять заботу, поэтому с удовольствием попробуют угостить любимого медведя. Можно вместе покормить вообще всех животных и заправить кашей все автомобили — главное, чтобы у родителей были силы всё отмыть.

Показать на своём примере. Главный ориентир в мире малыша — его родители, поэтому если мама или папа с преувеличенным энтузиазмом будут есть с ложки, то и кроха с удовольствием попробует повторить этот сложный фокус.

Поиграть в игры. Самолётик заходит на посадку или автомобиль заезжает в гараж? Какой транспорт предпочтёт малыш, тем и станет ложечка. Можно придумать разные маршруты или направления, главное, чтобы каша достигала цели.

Как помочь малышу, если у него не получается

Не стоит быть настойчивым или оставлять кроху один на один с ложкой, рассчитывая, что он всё-таки справится и поест. Обучение должно проходить под контролем родителей, чтобы малыш не остался голодным.

В первое время некоторым детям сложно справляться не только с ложкой, но и с эмоциями. Возможно, малыш будет сердиться, что с ложкой он управляется далеко не так ловко, как мама. Но в этом случае время работает на ребёнка — чем взрослее он становится, чем больше у него практики, тем лучше у него получается.

Чем в обучении поможет дисциплина

Главное — соблюдать постоянство. Если родители начали обучать малыша есть самостоятельно, то возвращаться к кормлению не стоит — только корректировать направление движения и захват крохи. Со временем у малыша будет получаться всё лучше.

И не стоит забывать об этикете. Когда ребенок сам ест ложкой, хоть и немного в игровой форме, обед не должен полностью превращаться в игру. Малыша стоит приучать к тому, что за столом есть определённые правила, которые необходимо соблюдать.

Читайте также:  Как сшить пышное платье для куклы

Любой родитель со временем понимает, как приучить ребёнка есть ложкой самостоятельно. Мама или папа обязательно найдут подход к своему крохе, несмотря на первые протесты или неудачи. Поэтому не стоит расстраиваться, если малыш не сразу проявит энтузиазм к таким урокам. Рано или поздно заботливо приготовленная близкими людьми еда растопит его сердце, и малыш с удовольствием протянет к ней ручку с ложечкой.

Список источников

Источник: frutonyanya.ru

Как научить ребенка есть самостоятельно: от кусочков до ложки

Один из важнейших этапов, который с нетерпением ждет каждый родитель, – когда ребёнок начнет самостоятельно есть. Ну а взрослые наконец смогут наслаждаться собственной едой без постоянных уговоров открыть ротик. Способность есть самому – важный навык, кроме независимости от взрослых он развивает мелкую моторику, помогает больше узнать о еде, вкусах, запахах, структуре, температуре. И даже если кажется, что ребёнок с играет с пищей – это тоже процесс самообучения. А вот как этот процесс ускорить и не дать действительно заиграться вместо питания, мы сейчас расскажем.

Питание ребенка 4-5 лет: основные правила

Сколько раз в день нужно есть ребенку 4-5 лет? Размеры порций, базовые особенности рациона младшего дошкольника.

Признаки того, что ваш малыш готов есть сам

Признаки того, что ваш малыш готов есть сам

Первый признак, что малыш готов попробовать самостоятельно питаться, появляется, как только он начнет тянуться к своей тарелке. Обычно происходит примерно в 8 месяцев, но может возникать раньше или позже.

Большинство детей проявляют попытки есть самостоятельно после того, как они начнут употреблять твердую пищу. Эти признаки включают:

  • Ребёнок пытается схватить поставленную перед ним еду.
  • Отталкивает руки взрослого во время еды.
  • Хватает ложку или тарелку.
  • Подносит предметы ко рту во время игр и еды.

Первоначально дети захватывают пищу сгребающими движениями в кулак, используя всю ладонь. Но потом появляется так называемый пинцетный захват, при котором ребёнок берет еду и предметы большим и указательным пальцами. Такой навык закладывает основу для развития мелкой моторики, например, письма.

С чего начать приучение есть самостоятельно?

Если малыш проявляет интерес к самостоятельному питанию, вы можете начать с того, что положите ему немного еды ему в руку или на столик. Дайте несколько кусочков и добавляйте еще, когда он закончит.

Что можно предложить малышу до года?

  • Небольшие кусочки вареной рыбы, курицы и индейки (филе без шкурок и косточек).
  • Кубики сыра.
  • Мягкие вареные груши и яблоки.
  • Отварные морковь, горох и картофель кусочками.
  • Небольшие кусочки персика, авокадо или банана.

Разумеется, все это мы даем, если ребёнок уже знаком с продуктом и нормально его воспринимает.

Будьте осторожны и не давайте продукты, которые могут вызвать удушье, например, изюм, виноград и орехи. Дети нуждаются в присмотре, когда учатся самостоятельно есть.

Как научить ребёнка самостоятельно есть ложкой

В среднем дети готовы пользоваться ложечкой с 18 месяцев. Но если ваш ребёнок уже освоил еду с рук, вы можете начать приучать его пораньше. Малышам требуется много практики, прежде чем они научатся самостоятельно есть с помощью ложки.

Эрготерапевты рекомендуют давать малышу собственную ложку, пока вы его кормите. Время от времени берите его за руку, окунайте его ложку в пищу и подносите ко рту.

Эта практика поможет связать ложку в руке с едой и, в конечном итоге, ребёнок попытается имитировать действия взрослого во время питания.

Исследования экспертов Американской академии педиатрии показывают, что малыши проводят много времени, глядя на руки взрослого в процессе еды. Так они учатся есть с ложечки. Кроме того, дети также смотрят на лицо родителя во время самостоятельных попыток есть (и мы неосознанно показываем им, что делать – открываем рот, когда подносим ложку к их лицу).

Ученые говорят, что дети также делают это, чтобы проверить, наблюдает ли взрослый за их поведением, пока они пытаются кормить себя с ложечки сами. Так что важно подбадривать ребёнка, когда он пытается есть самостоятельно, чтобы побудить его стараться лучше. Не забывайте также получать удовольствие от процесса и не очень беспокоиться о еде, которая разлетается вокруг и оставляет пятна. Когда ребёнок начинает есть сам, это серьезный шаг к самостоятельности!

Как справиться с беспорядком во время еды?

Как справиться с беспорядком во время еды?

Приучать ребёнка к самостоятельному питанию может быть не самым простым делом, требующим массы терпения – но оно в итоге вознаградится! Заранее настраивайтесь на беспорядок и принимайте его как должное: все мы так ели в детстве.

Кроме того, игры с едой также будут непременной частью процесса. Вы можете частично контролировать беспорядок и игры, используя следующие лайфхаки:

  • Надевайте на ребёнка нагрудник во время еды. Тканевые впитывают лучше, зато пластиковые легче мыть.
  • Поставьте стульчик для кормления в месте, где легко убираться. Например, передвигайте его с ковра на кафельный пол во время питания ребёнка, чтобы было проще убрать его позже.
  • Нарезайте еду на мелкие кусочки, чтобы малышу было легче ее брать и есть.
  • Не реагируйте, когда ребёнок роняет еду или ложку. Не говорите ничего, не ругайте, не бросайтесь поднимать Ребёнок ошибочно воспримет это, как начало новой игры, и продолжит все радостно ронять. Держите запасную ложку под рукой.
  • Не бросайтесь сразу вытирать разлитые жидкости и размазанную еду, дайте ребёнку закончить питаться.

Когда малыш уже начнет есть сам, все равно не оставляйте его одного без присмотра.

Во-первых, это поможет отслеживать опасность, что малыш подавится. В целом небольшие попытки подавиться нормальны – он только учится действительно всерьез есть твердую пищу. Повышенный рвотный рефлекс у маленьких детей – это естественная защита от удушья.

Во-вторых, важно также отслеживать, сколько ребёнок ест, сколько он может положить в рот, насколько он терпим к новым структурам и вкусам – например, кусочкам овощей в супе. Это подскажет, как его лучше кормить в будущем и избежать формирования избирательного аппетита из-за ошибок взрослых.

Читайте также:  Как круто провести время с девушкой

Ошибки при приучении к самостоятельному питанию детей

Что задерживает тот долгожданный момент, когда не надо будет больше возиться с ложками, а можно просто поставить перед ребёнком тарелку?

  • Неправильное начало прикорма: о том, что надо делать, читайте в статье «10 экспертных советов по введению прикорма детям».
  • Длительное кормление взрослым: чем дольше вы оттягиваете момент, когда малыш начнет самостоятельно размазывать пюре по столику, тем труднее будет приучить ребёнка. И хотя желание сделать все быстро и чисто вполне понятно, так родители оказывают сами себе медвежью услугу.
  • Кормление как развлечение: со сказками, мультфильмами и так далее.
  • Насильственное кормление: оценивайте трезво, сколько ребёнок должен есть в его возрасте, и не старайтесь заставить доедать все. Помните, что, как и у взрослых, у детей бывают периоды повышенного и пониженного аппетита, и это нормально.
  • Отсутствие примера: если дети не видят, как едят родители, они дольше осознают процесс питания. Кроме того, старайтесь есть вместе с ребёнком еще и для того, чтобы он лучше кушал: исследования российских ученых доказывают, что в семьях, где дети видят здоровый аппетит родителей, малоежки и привереды встречаются в два раза реже.

О других ошибках, которые также приводят к нарушениям аппетита и пищевого поведения, читайте в статье «Ребёнок-малоежка: что делать, если дети плохо едят?».

Читайте далее

Питание ребенка 4-5 лет: основные правила

Сколько раз в день нужно есть ребенку 4-5 лет? Размеры порций, базовые особенности рациона младшего дошкольника.

Источник: medaboutme.ru

Как приучить ребенка самостоятельно есть ложкой. 7 советов родителям

Дать годовалому малышу ложку в руки — все равно, что самому в первый раз в жизни вооружиться кистью и попробовать нарисовать картину. С первого раза шедевра не получится. Наблюдать, как малыш пытается «приручить» ложку, будет одновременно весело и грустно. Возможно, в какой-то момент маму захлестнет настоящее отчаяние. Но миссия выполнима.

Поговорим о том, как приучить ребенка самостоятельно есть ложкой. Есть ли тут какая-то стандартная схема действий?

Когда малыш уже может есть самостоятельно?

В вопросе приучения ребенку к ложке нет четких возрастных рамок. Кто-то из детей уже в 1,5 года ловко орудует столовыми приборами. А другой даже в 3 года с недовольством смотрит на ложку, ведь есть руками гораздо веселее.

Как говорят педиатры, ребенок ближе к году уже вполне способен держать ложку в руках и даже без лишних потерь донести ее до рта. Обычно дети начинают есть самостоятельно в возрасте 1,5-2 лет. На это и ориентируемся. Впрочем, без фанатизма, — не помешает принимать во внимание особенности развития ребенка. Важно убедиться, что малыш готов осваивать сложную науку самостоятельной трапезы. Считается, что есть ряд признаков, которые дадут это понять:

  1. Ребенок сам ест печенье или, например, кусочки фруктов. Его движения при этом более или менее скоординированы.
  2. Ребенок так и норовит сунуть руку в тарелку с едой, чтобы потянуть ее в рот.
  3. Ребенок старается забрать у мамы ложку или держит ее за руку во время кормления.

Столовые приборы, чтобы приучить ребенка есть самостоятельно

Тарелка, из который ребенок будет есть, может быть любой. Тут дело больше в эргономике и «профилактике» лишней грязи. Поэтому желательно приобрести специальные тарелки — они пластиковые, поэтому не разобьются, если упадут, с высокими краями, некоторые даже крепятся к столу и «работают» по принципу непроливаек.

А вот над выбором главного инструмента — ложки — придется подумать. Железную, даже если она маленькая, на первых порах лучше не использовать. Она твердая, тяжелая и холодная. Ребенок может отказаться есть такой. Детские ложки из пластика, латекса или силикона — лучший вариант.

У них специальный хват под маленькие пальчики, они мягкие, яркие и даже могут гнуться – все для удобства приучения к самостоятельному обеду. Есть даже ложки с датчиком температуры — подскажет, когда еда достаточно остынет.

В этом непростом деле, возможно, окажется полезной так называемая Pre-Spoon («предварительная» ложка). На такой есть отверстия и специальные углубления с бороздками, которые позволяют «дозировать» кашу, а значит грязи вокруг будет гораздо меньше, да и сам малыш не подавится слишком большой порцией. В целом, все, что требуется от ребенка, — это окунуть ложку в пюре и донести ее до рта. Отличный вариант для раннего приучения детей к самостоятельному приему пищи — можно использовать уже с полугода.

3 этапа приучения малыша к ложке

Условно весь путь приучения ребенка к ложке можно разделить на отдельные этапы:

6-8 месяцев

В питании ребенка появляется прикорм, значит он каждый день видит и тарелку, и ложку во время кормления. Но в большинстве случаев пока рано настаивать на том, чтобы малыш осваивал технику самостоятельного обращения со столовыми приборами. Координация движений совсем не развита.

Но специалисты советуют не сильно ограничивать ребенка в том, чтобы он хватал с тарелки еду прямо руками. И стол, и одежду, и его самого придется потом мыть.

Но малыш должен понять процесс — вот еда была на тарелке, а теперь у него во рту. Ему так будет легче освоить навык обращения с ложкой в дальнейшем. Это не означает, что с этого момента можно позволить ребенку «ковыряться» руками в каше. Но небольшие кусочки еды ему можно разрешить взять прямо с тарелки.

И пора познакомить ребенка с его собственной первой ложкой. Он, конечно, уже видел столовые приборы в руках родителей. Но пусть подержит в руках свою красивую ложку — ощупает, попробует на вкус. Можно позволить ребенку держать ее, пока мама кормит.

Читайте также:  Может ли вектор скорости быть отрицательным

8-10 месяцев

Самое время ввести практику семейных ужинов. Пусть ребенок видит, как едят взрослые, — совсем скоро он и сам захочет взять ложку в руку. Метод копирования во всей красе. И даже без семейных ужинов можно устраивать малышу «мастер-классы» — маме стоит чаще показывать, как обращаться с ложкой. Ребенок, конечно, еще мало что понимает, но тренировки не пройдут даром.

Если малыш уже вовсю тянется к ложке, не стоит отказывать ему. Хорошей координации движений еще не будет, но это неплохое начало — всегда можно помочь ребенку донести ложку до рта.

После 10 месяцев

Метод копирования работает и сейчас. Поэтому как можно чаще напоминаем ребенку, как правильно есть самостоятельно, показывая это на собственном примере. Даже если раньше он не проявлял особого интереса к ложке, уже совсем скоро он обязательно потребует свой личный столовый прибор, чтобы учиться есть самому.

Твердой пищи и густых каш в рационе все больше. Самое время кормить ребенка из специальной посуды, это еще сильнее подтолкнет его к «экспериментам» с самостоятельной трапезой. Теперь можно постоянно кормить малыша так — одна ложка у мамы, другая у него. Ребенок непременно потянется ею к тарелке — пусть пробует, запрещать нежелательно.

А вот ситуации, когда к году ложка для ребенка — лишь яркая игрушка, допускать нельзя. К году малыш должен понимать, что этот предмет предназначен исключительно для еды.

Если понимаете, что малыш уже готов более подробно изучать процесс «тарелка — ложка — рот», можно частично переходить к самостоятельным приемам пищи. Координируем движения ребенка, держа его за руку. Скорее всего, всю тарелку малыш не осилит — поначалу ему придется тяжело. И сам процесс еще долго будет грязным. Нужно быть готовым к тому, что даже с 50-го раза у ребенка не получится есть чисто.

7 советов, как приучить ребенка самостоятельно есть ложкой

Главное правило в приучении ребенка к ложке — терпение со стороны взрослых. Родительские крики не помогут малышу скоординировать свои движения. Наоборот — у него будет только негатив по отношению к неподдающимся столовым приборам, а значит процесс пойдет сложнее. Поэтому сразу готовимся к частым уборкам и стиркам, без этого не обойдется.

Какие советы помогут быстрее приучить малыша к ложке?

Не мешайте ребенку быть самостоятельным

Да, маме гораздо проще накормить ребенка самой — никакой заляпанной одежды и лишнего времени на мытье кухни. Но таким образом можно отбить охоту у малыша учиться новому. Конечно, рано или поздно он все равно начнет есть самостоятельно, но этого придется ждать гораздо дольше.

Поэтом не препятствуем развитию ребенку и позволяем ему «возиться» с ложкой, если он сам этого хочет.

Выбирайте правильные продукты для первых «экспериментов» с ложкой

Далеко не все продукты годятся для приучения ребенка к ложке. Желательно выбирать пюреобразную пищу — ее проще зацепить ложкой и донести до рта. Фруктовые и овощные пюре, йогурты, каши. Чтобы ребенок не перепачкал все вокруг, не наполняйте тарелку до краев. Гораздо практичнее периодически докладывать еду, когда малыш справится с предыдущей порцией.

И как говорят специалисты, лучше начать приучать ребенка к ложке с его любимой едой. Возможно, малыш с большей охотой станет есть сам, если перед ним будет фруктовый творожок, а не полезное пюре из брокколи, на котором настаивает мама.

Подождите, пока ребенок проголодается

Когда малыш проголодается, он с гораздо большим усердием станет управляться с ложкой. Поэтому не стоит усаживать ребенка за стол и учить его обращаться с ложкой, когда он недавно поел. Скорее всего, процесс для него превратиться в игру «швырни кашу в стену», а не в полноценный обед.

Докармливайте

Ребенок на первых порах приучения к самостоятельной трапезе будет затрачивать максимум сил на этот процесс. Велика вероятность, что после 4-5 ложек он буквально обессилит и потеряет интерес к еде. Пока не стоит ждать от малыша рекордов — докармливайте, если он съел мало. Через пару месяцев практики делать это уже не потребуется.

Соблюдайте режим и создайте ритуалы

Режим и ритуалы, когда дело касается обучения ребенка чему-то новому, — основа всего. Желательно, чтобы завтрак, обед и ужин проходили в одно и то же время — это закрепление позитивных установок. Ребенок будет знать, что пора есть, а значит в его руках будет ложка. А привычные ритуалы — слюнявчик, приборы на столе, — помогут малышу настроиться на то, что впереди самостоятельная «борьба» с кашей.

Будьте последовательными

Если уже точно решено, что с этого момента начинаете активно учить малыша есть самостоятельно, не нарушайте собственных правил. Не должно быть так, что на завтрак вы кормите ребенка с ложечки, а в обед настаиваете на том, чтобы он обязательно ел кашу без вашей помощи. И желательно, чтобы мама, папа и многочисленные бабушки с дедушками действовали сообща. Иначе ребенок быстро «прочувствует» ситуацию — мама настаивает на ложке, а вот с бабушкой можно и покапризничать.

Естественно, без помощи взрослых на первых порах ребенок все равно не справится. Но это должна быть именно помощь в освоении процесса, а не кормление с ложечки. Так ребенок быстрее научится есть самостоятельно.

Помните, что любой результат достоин похвалы

Без похвалы в таком сложном для ребенка деле не обойтись. Одобрение мамы — мощная мотивация даже для самых маленьких. Да, ребенок ест неаккуратно, но это не значит, что его нельзя похвалить хотя бы за одну донесенную до рта ложку.

Источник: dailybaby.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today