Овладение речью – это сложный и многосторонний психический процесс. На появление речи и ее развитие влияет большое количество факторов.
Речь начнет формироваться только тогда, когда у ребенка достигнут определенного уровня развития головной мозг, слух и артикуляционный аппарат. Но даже при том, что речевой аппарат достаточно развит, сформирован мозг, физический слух в норме, ребенок никогда не заговорит без речевого окружения. Он учится, подражая взрослым, звукам и словам, которые они произносят. Но этого также недостаточно для того, чтобы полноценно пользоваться речью в различных ситуациях. Именно поэтому очень важна языковая способность ребенка.
Публикация «Когда ваш ребенок заговорит» размещена в разделах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Конечно, ребенок учится говорить постепенно, выговаривать звуки правильно ребенок сможет тогда, когда произносительные органы будут в состоянии принять соответствующее положение, иметь достаточную подвижность мышц, принимающих участие в образовании того или иного звука.
Делайте эти 5 пунктов и Ваш ребёнок заговорит.
Чтобы произносить одни звуки, требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. В соответствии с этой закономерностью дети сначала усваивают легкие для произношения звуки, а позднее у них появляются другие, более сложные в артикуляционном плане. Чтобы усвоить правильное произношение звуков, нужно достаточно длительное время, при этом не для всех детей это время будет одинаковым.
Речь развивается по определенным закономерностям, они выражаются в постепенности процесса. Сначала происходит развитие тех отделов речевого аппарата, которые участвуют в речевом акте. На следующем этапе идет развитие понимания речи, ведь именно на его основе появятся первые слова. Переход к фразе происходит с достаточным накоплением нужного количества слов. А последний этап характеризуется развитой, правильно оформленной грамматически монологической речью, четким и внятным произнесением звуков и слов.
На первом году жизни ребенка в 2-3 месяца появляется гуление, малыш как бы «пропевает» звуки, «пробует их на язык». В 3-4 месяца появляется лепет, маленький человечек уже не просто бессмысленно перебирает звуки, а повторяет именно те, которые чаще слышит, это выглядит как произношение ряда слогов. Первые слова появляются от 8 до 14 месяцев, а у некоторых и позднее. Запас слов у годовалых детей колеблется от 2-3 до 15-20.
На втором году в речи появляется фраза, но большинство их построены неправильно и не всегда понятны. Хоть к концу второго года речь и становится основным средством общения, но она еще далека от совершенства.
И наконец, на третьем году жизни малыша идет интенсивное накопление словарного запаса, в своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи, ребенок овладевает элементарными грамматическими навыками своего языка. Но произносительная сторона речи недостаточно сформирована.
Вот почему ваш ребенок еще не заговорил: не очевидные ошибки и приемы для запуска речи
Примерно так развивается речь детей до трех лет. Хотя нельзя не обратить внимание и на индивидуальные особенности ребенка, на особенности темперамента, на речевое окружение. Но если ваш ребенок не говорит уже и после трех лет – это повод обратиться к специалисту, если не за помощью, то хотя бы за консультацией, что бы логопед определил – есть ли повод для беспокойства и решительных действий.
учитель-логопед — Пашина З. В.
Публикации по теме:
Консультация «Ребёнок учится говорить» Г. В. Смольякова, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 «Звоночек».
Правильно ли говорит ваш ребенок? Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Источник: www.maam.ru
Когда и почему малыш учится говорить «агу»?
Умение говорить – это то, что отличает людей от животных. Без устной речи невозможна коммуникация и успешная социализация. Все мамы и папы с нетерпением ждут, когда малыш произнесет первые звуки и слова, переживают, соответствует ли речевое развитие ребенка его возрасту. И такие опасения обоснованы, поскольку разговорные навыки, высшие психические процессы и интеллект формируются параллельно. Отсутствие речи, ее недоразвитие или нарушение артикуляции дают основание заподозрить отставание в умственном развитии.
Паниковать, ориентируясь на рассказы знакомых или родственников о детках, которые начинают разговаривать в 10 месяцев, а в год декламируют стихи, не стоит. Каждый малыш – индивидуален, а нормы речевого развития являются ориентировочными. Во сколько малыш произнесет первое слово – важно, но не для того, чтобы похвастаться перед друзьями. Уровень речевого развития позволяет оценить сформированность высших психических реакций и интеллект малыша.
Развитие речи от 0 до 12 месяцев
Мама с первых мгновений жизни младенца учится угадывать его потребности. Конечно, желания грудничка – просты и предсказуемы, но порой понять, что именно беспокоит кроху непросто. Но спустя месяц маму ждет первая награда – детская улыбка. До полноценного общения с малышом потребуется пройти длинный путь: от агукания до первого слова, фразы, предложения.
Точно сказать, когда ребенок научится говорить, не знает никто. Но, как ускорить речевое развитие, полезно знать всем родителям.
Первые звуки
Сначала грудничок заявляет о своих потребностях криком или плачем. Это первый способ коммуникации малыша. В первые два месяца после рождения маленькие детки только покряхтывают, других звуков произнести они не могут.
В 2-3 месяца младенец начинает протяжно произносить гласные – «а», «у», «о», «э», а также пробовать их объединить: «уа», «эу», «ао». Поскольку произношение у грудничка гортанное, взрослым кажется, что он сумел сказать «ага» или «агу».
Поначалу малыш агукает спонтанно, он закрепляет новый навык, и мама радуется, слыша, как он «поет». Освоив умение, грудничок применяет его при общении с родителями, бабушками и дедушками, произносит звуки, видя любимую игрушку. Многие дети любят «общаться» с картинками на стенках кроватки, подвесной погремушкой. Активным ребенок становится, увидев маму или папу. Впервые произнеся «агу», младенец постоянно использует речевой навык.
Когда и что должен «сказать» малыш
Первое «уа» или «агу», которое с нетерпением ждет каждая мама, играет важную роль в подготовке речевого аппарата к артикуляции. Такие звуки специалисты называют по-разному: лепет, гуление, свирель. Произносит их малыш неосознанно – рефлекторно. Связывать их со своими потребностями грудничок научается позже.
Лепетать груднички начинают, в среднем, в 1,5–2 месяца. Сначала они произносят только гласные. Позже – в 3-4 месяца – присоединяются согласные, получается «ага», «аба», «уга». К полугоду ребенок проговаривает их нараспев, радуя маму песнопениями. И только к 9-12 месяцам осознанно говорит первое «мама».
Агукает малыш только, если ему хорошо. Проверив, что не нужно менять подгузник и не настало время кормления, родители наклоняются над кроваткой и четко проговаривают простые фонемы. А грудничок им отвечает.
Чтобы «вызвать» маленького ребенка на общение, мама должна постоянно улыбаться. Гулить при виде хмурой, уставшей мамы, которой не до него, малыш не захочет. Оставьте дела и уделите время младенцу. Поговорите на его языке – «агу», «ава», «абу». И малыш обязательно отзовется.
Речь начинается с «агу»
Почему «агу» – самое распространенное сочетание звуков, произносимых грудничками во всем мире? Ответ кроется в несформированном речевом аппарате. Гортанный звук искажается, и вместо «а», «о» и «у» выходит «гу», «ага» или «гхо». Так и выходит рефлекторное гуление.
Вначале кроха не понимает, как получается звук. Но при регулярных тренировках он обучается выдавать «агу» с разной интонацией и отвечает им на мамины обращения.
Согласные и фонемы
Добавлять к гласным согласные младенец начинает в 3-5 месяцев. Первыми он осваивает губные – «п», «б», «в», «м». Теперь, кроме протяжных гласных, в речи малыша появляются согласные. К полугоду появляется нечеткий лепет – «маам», «абаб», «дадо». Такие фонемы ребенок произносит рефлекторно.
Это важный этап становления устной речи. Уже в 12 месяцев малыш впервые осознанно скажет «мама», «папа», «баба», «дай».
Осознанно или рефлекторно
Отследить точную грань между лепетом и первыми словами бывает сложно. Но внимательному родителю по силам. Когда ребенок произносит звуки неосознанно, он постоянно повторяет самые любимые. Но, когда он говорит «папа» при виде отца или «дай», показывая на игрушку, это уже осознанная речь.
Когда именно появятся первые слова предсказать невозможно. На процесс формирования разговорных навыков влияет ряд факторов. Один малыш к году произносит больше 10 слов, другой – 1-2. В младенчестве важно понимание малышом обращенной к нему чужой речи. Это позволит сформировать лексический запас.
Проверить, сколько слов знает годовалый ребенок просто. Достаточно попросить его принести машинку или мишку. Выполнил просьбу или перевел взгляд на игрушку, значит, все понял.
Как ускорить речевое развитие
Помочь малышу овладеть речевыми навыками помогут простые правила:
- Старайтесь обращаться к ребенку почаще. Младенческий возраст – время накопления пассивного словаря. Хорошо, если мама проговаривает все свои действия – идем кушать, купаться, гулять, спать.
- «Кенгурушка» – незаменима для мамы и малыша. Ребенок все время находится рядом, а мамочка получает возможность рассказать ему о своих домашних хлопотах – моем посуду, готовим ужин, гладим белье. Важно комментировать свои действия мягким спокойным голосом.
- Дети обожают, когда мама поет колыбельные. Выучите несколько песен и порадуйте грудничка. Вскоре он начнет повторять полюбившиеся звуки, стараться сделать запомнившиеся движения.
Развивать речь важно с первых дней жизни ребенка. Песенки, потешки, детские стихи, скороговорки и просто мамины рассказы об окружающем мире помогут малышу адаптироваться, а со временем самому научиться говорить.
Источник: ism-print.ru
Почему не говорит ребенок — 6 психологических причин
Учиться разговаривать может быть неинтересно, невыгодно или даже опасно. Разбираемся в психологических причинах нарушения развития речи вместе с психологом Викторией Мелиховой .
Если ребенок не произнес свои первые слова в промежутке между полутора и тремя годами, на это стоит обратить внимание. Педиатр подскажет, если нужно сводить ребенка к неврологу и психиатру — чтобы исключить органические причины. Я же предлагаю рассмотреть психологические причины, которые мешают ребенку развивать речь и общение .
Когда ребенок в принципе готов заговорить
Первый год мама с ребенком находятся в симбиозе. Малыш не умеет говорить, его единственный язык — плач. У мамы развивается удивительная способность понимать его «язык» и переводить на общечеловеческий: сейчас малыш хочет пить, потом — есть, вечером — спать. Мама может удовлетворить его потребности. Благодаря этому ребенок выживает в первый год.
Постепенно ребенок перестает брать грудь, начинает ползать, делает первые шаги. Это для него очень значимое событие. Теперь он ощущает себя отдельным от мамы. Он может приближаться или отдаляться от нее настолько, насколько захочет, может бегать, может достать до заветной полки с яркой игрушкой. Именно к этому возрасту появляются первые слова.
Как только ребенок начинает ощущать себя отдельным от матери, появляется потребность разговаривать.
С другой стороны, к концу первого года мама постепенно выходит из слияния с ребенком и теряет суперспособность читать мысли. Теперь ребенку, чтобы заявить о себе и своих потребностях, нужно учиться говорить на языке мамы.
1 Разговаривать не нужно — мама и так поймет
Если симбиоз не заканчивается, и мама по-прежнему угадывает все желания малыша, ему незачем учиться говорить. «Если мы с мамой одно целое, и она уже умеет разговаривать, то зачем говорить еще и мне?» Это как если бы у человека заговорила, например, рука. Странно, не так ли?
Интересно наблюдать за некоторыми мамами трехлетних неговорящих детей. Они по одному звуку, жесту, взгляду могут угадать желание ребенка. Только зачем такому ребенку говорить. «Если мама все знает, прекрасно меня понимает, лучше, чем я сам, то зачем париться?»
Чтобы ребенок начал учиться говорить, он должен почувствовать себя отдельным и понять: пока он не скажет, никто не поймет, что ему нужно.
2 Ребенок обижается: «Я с тобой не разговариваю»
В каких случаях человек молчит? Когда обижается. И фраза есть распространенная: «Я с тобой не разговариваю».
Здесь рекомендую обратить внимание на контакт с ребенком: насколько родители его слышат и принимают, удовлетворяют ли физические и психологические потребности. Если малыш не получает желанного контакта, он может «обидеться» и замолчать.
Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно. Если он не чувствует стабильности и предсказуемости, вся его энергия будет уходить на борьбу с тревогой, но не на развитие. Он должен быть уверен: если он ляжет спать, то обязательно проснется утром; если мама уйдет на улицу, то всегда вернется.
3 Не хочет подражать людям, которые ему не нравятся
Когда ребенок усваивает речь, он учит язык самых близких взрослых — мамы и папы. Если родители разговаривают грубо и резко, им не захочется подражать.
Гораздо приятнее повторять за красивым, мягким, нежным голосом. Именно поэтому так важна интонация, с которой взрослый разговаривает с ребенком.
4 Ребенку внушили, что нужно быть тихим
Иногда ребенок умеет говорить, но ведет себя предельно тихо, молча возится с игрушками, не произносит ни звука. Звук — это громко. Громко может кому-то мешать. Чаще всего это уставшие мама и папа, у которых болит голова и которые хотят отдохнуть. Или бабушка, которая редко приходит повидать внучка, а если он будет кричать — «больше никогда в гости не придет».
Ребенок дорожит контактом со значимыми взрослыми и будет стараться удерживать их любой ценой. Может даже замолчать, стать тихим и удобным, лишь бы близкие были рядом.
5 Боится экспериментировать, не решается на новое
Речь — это еще и проявление спонтанности. Ребенок начинает лепетать и совсем не контролирует этот процесс, не думает о нем. Очень важно, чтобы он чувствовал себя свободно, комфортно. Может ли ребенок свободно передвигаться по комнате, есть ли у него возможность поиграть с игрушками так, как он хочет? Насколько он может проявить спонтанность, игривость?
Если ребенок боится проявить себя, он играет в однообразные игры, редко изменяет правила и свое поведение, а если и решится на что-то новое, обязательно наткнется на строгое родительское «нельзя» — и вряд ли быстро начнет говорить. Ведь речь — это тоже новое и неизвестное. Кто его знает, скажет еще чего, снова все будут недовольны. Лучше уж молчать. Так проще, так безопаснее.
6 Сдерживает злость, эмоции
Речь тесно связана и с эмоциями. Поиграем со словами: задержка речи, задерживание эмоций, сдерживание. А не сдерживает ли ребенок злость, например?
Вопрос «как он злится?» я задаю каждой маме. И часто получаю ответы, которые кричат о сдерживании эмоций:
- «не злится, только хнычет»;
- «у нас вообще в семье не принято злиться»;
- «да что вы, он очень добрый и милый»;
- «нам всегда удается договориться, он все понимает».
Ребенок не может не злиться! Злость — естественное чувство, злятся абсолютно все. Вот только в обществе у нас злость не поощряется. С детства учат, что добро побеждает зло, что злым быть — это некрасиво, плохо. Вот и учат держать эмоции в себе, сдерживать.
Многие взрослые так и не научились контролировать свои чувства, поэтому предпочитают сдерживать злость, не проявлять ее и тому же учат детей.
У меня есть опыт работы с агрессивными детьми с задержками развития речи. Когда мы начинали прорабатывать агрессивные чувства, проговаривали их, вытаскивали наружу, пытались отреагировать, рассказывали о них матери, развивалась и речь ребенка, возникала потребность в общении.
Бывает, дети не выговаривают твердые звуки, звуки «р», «ш». Если немного пофантазировать, «рррррр» — это рычать, волк, тигр, собака. «Шшш» — это, например, змея. Тоже злость, тоже эмоции. Если у ребенка любая злость под запретом, он никак не сможет ее выразить, даже символически. Значит и рычать он тоже не будет, будет проглатывать звук «р», заменять его на более мягкий, «смягчать» речь, чтобы не дай бог не подумали, что он злится.
Памятка родителям неговорящих детей
Повторю основные моменты, на которые следует обратить внимание родителям.
1 Сходить к неврологу или психиатру , чтобы исключить органические причины.
2 Осознать, что ребенок — это самостоятельный, отдельный человек. Пусть он еще маленький и зависимый, но уже отдельный. Хорошо, если у ребенка будет свое пространство — комната или хотя бы кроватка. Мама может оставлять его с другими членами семьи, оставлять в детском саду. Разделиться будет легче, если у мамы будут другие интересы помимо ребенка.
3 Понять, что не нужно всегда угадывать ребенка. Да, это здорово, что у вас такое взаимопонимание. Но важно поверить в ребенка, в то, что он может сам сказать, что ему нужно. Не говорите за него, не отвечайте сразу, пусть он попробует объяснить. Если ребенок еще не захотел есть, а его уже накормили, зачем ему говорить?
4 Укреплять связь с ребенком. Разговаривайте с ним, делитесь своими чувствами, эмоциями. Не говорите за него, говорите о себе. Это помогает укрепить связь, создает положительный и доверительный контакт.
5 Дать ребенку возможность проявить спонтанность и активность. Пусть у него будет место, где он сможет играть сам, двигаться так, как хочет. Рамки и границы нужны, но постарайтесь сделать так, чтобы они не превратились в постоянные одергивания и чтения нотаций по пустякам. Разговаривайте с ребенком, объясняйте ему, что можно, а что нельзя и почему.
6 Называть чувства ребенка; рассказать, что злиться — это нормально. Говорите: «Ты злишься»; «Ты обиделся»; «Ты расстроился». Объясните причину: «Ты разозлился, потому что я не разрешила тебе съесть конфету. Но ты сегодня уже съел две штуки, больше нельзя — мы об этом с тобой договорились на прошлой неделе». Таким образом мы даем ребенку разрешение на эмоции, показываем, что у них есть свои причины, что это нормально.
7 Принимать ребенка любым, говорящим или нет, любить его, говорить с ним ласковым и нежным голосом. Создайте для него условия, где бы он чувствовал себя безопасно. Старайтесь соблюдать примерный режим дня, чтобы создать ощущение предсказуемости событий, предупреждайте его, если уходите. И конечно, говорите ему, как вы его любите, как много он для вас значит.
Источник: medalvian.ru