«Мцыри» — одно из последних классических произведений в русской романтической поэзии. Поэма появилась на свет в 1839 году, когда реализм в русской литературе стал набирать «господствующие» высоты, занимая ведущие позиции и в лирике.
Романтический герой поэмы — это геройборец, активно, хотя и бесплодно протестующий против насилия над личностью. Ему не удалось добраться до » родной страны», » где люди вольны, как орлы». Конечно, Лермонтов понимал, что свобода личности — это лишь романтическая, невыполнимая мечта. Однако он преследовал вполне конкретную цель, изображая трагическую судьбу Мцыри.
Поэт прославляет саму попытку поиска путей к личной свободе, поет гимн могуществу человеческой воли, воспевает мужество и мятежную душу героя, вступившего в борьбу с насилием. И здесь важны не сами результаты борьбы, в которой предельно трагическое завершение, а помыслы мятежного героя, его смелая попытка обрести личную свободу. Мцыри не только герой, но и исповедальный рассказчик.
Мцыри. 26 глава. Слушать
Основу сюжета поэмы составляет романтическая ситуация — бегство героя Мцыри из монастыря, который для его вольной натуры представляется темницей, тюрьмой, куда он попал по воле русского генерала, пленившего ребенка во время сражения. Романтический конфликт поэмы обусловлен » могучим духом» исполинской натуры Мцыри, его неодолимой волей и решительностью. Хотя этот побег из монастырской темницы в свою естественную среду кавказской природы не приводит к реализации мечты об » орлиной вольности», потому что сама эта природа оказалась враждебной его мечте. И в этом трагизм судьбы Мцыри.
Художественная форма поэмы — монологисповедь центрального героя. Такая форма повествования позволила автору глубоко и правдиво раскрыть психологию мятежного персонажа, показать богатство его внутреннего мира и основные черты характера.
Композиционно поэма состоит из авторской экспозиции, обозначающей основные вехи трагической судьбы Мцыри: экспозиция занимает две первые главы поэмы.
Первая часть поэмы (главы 3–8) представляет собой исповедь Мцыри монаху; вторая часть поэмы (главы 9–26) — монолог-рассказ героя о короткой вольной жизни во время побега. Бегство Мцыри, который » томим неясною тоской по стороне своей родной», из монастырской темницы продиктовано неодолимым зовом самой природы, — всегда вольной и свободной, как ветер. Не случайно в поэме значительное место занимают упоминания о ветре, птицах, зверях, о буйной кавказской зелени и небесах, в образах которых отображена природой одаренная сила духа героя, естественность его порыва к свободе в ущерб своему бытовому благополучию. Гонимый неодолимой страстью вырваться из оков человеческого бытия и слиться с родным ему миром свободной природы, с миром, который в конечном итоге оказался более враждебен, чем монастырская неволя. Чуждого » вольной юности», вольному сердцу романтического героя — » в тюрьме воспитанного цветка», воспитанного тоскливым одиночеством и неизбывной мечтой-страстью о дикой, как природа, своей свободе для своей родины — Грузии. Одолеваемый » тоской по родине святой», Мцыри спрашивает монаха:
Мцыри, глава 26: Когда я стану умирать
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой
Меж бурным сердцем и грозой?
Отчужденность Мцыри от человеческого общества (» но верь мне, помощи людской я не искал. Я был чужой для них навек. «) — психологическая потребность героябунтаря и стихийная привязанность к грузинской природе — дикой, суровой, но безмятежной и свободной, как сама душа беглеца. В исповедальной речи Мцыри признается монаху, что свобода для него не самоцель, а лишь средство найти свою родину — родную Грузию:
Мне было весело вдохнуть
В мою измученную грудь
Ночную свежесть тех небес,
И только.
Так что цель его побега заключается не столько в обретении личностной свободы, сколько для возвращения на родину. Он искренне поведал монаху, что
. я цель одну —
Пройти в родимую страну —
Имел в душе и превозмог
Страданья голода, как мог.
В самом побеге из монастыря Мцыри находит вдохновение и смысл своего существования в родной кавказской природе:
Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался, как змей.
В споре с монахом, отвергая его взгляды на жизнь, в которой плен и прозябание, лирический герой утверждает мысль о том, что жить — значит познавать мир, наслаждаться его узнаваемыми красотами:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Называя монастырскую жизнь » тюрьмой», а свои прожитые три дня на воле » блаженными», Мцыри говорит:
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля.
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
И теперь становится понятным сам смысл эпиграфа к поэме » Мцыри» (» Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»), взятый поэтом из церковной книги (Библии) и означающий: » Я попробовал немного меду (т. е. свободы), и вот я умираю». Смысл эпиграфа обобщенно выражает романтически окрашенную судьбу героя, который в своей жизни испытал немного радостей от обретенной свободы — всего три дня, суровых, полных опасностей, но сладостных и счастливых. И нет у него впереди больше ничего — только смерть.
Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста.
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ! — его родина несбыточной мечты и упоения.
Источник: www.bukinistu.ru
Сочинение Почему Мцыри бежал из монастыря с цитатами
Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказывает о грузинском мальчике, которого взяли в плен, но из-за болезни оставили на попечение монахам. Тогда ему было шесть лет, сейчас он вырос, и не видит ничего кроме стен монастыря. Но в его сердце живут воспоминания о родине и однажды, он сбегает от монахов. Почему? Какие мотивы подвигли его на это?
Мцыри вырос, и должен в молодом возрасте принять монашеский обет, но его сердце жаждет свободы. Юноша бунтует, сбегает из монастыря во время грозы темной осенней ночью, даже природа протестует вместе с ним:
«Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!»
Он хочет попасть в земли своих предков и бежит в направлении гор. Монастырь являет собой образ неволи. Но даже здесь Мцыри видел, что каждый монах имеет отчизну, семью. То есть они «жили», а он был всего этого лишен:
«Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!»
За стенами монастыря он, наконец, узнает, что такое жизнь. Юноша сливается с природой и становится ее частью. Мцыри встречает у ручья грузинку и в его сердце рождается незнакомое дотоле чувство любви, но и его он отвергает, и бежит вперед к горам, к своему дому:
«Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.»
И вот герой попадает в лес, горные вершины теряются из виду и он в отчаянии, но тут ему встречается барс. Такой же борец, как и Мцыри. Существо, живущее свободой. Мцыри борется теперь уже за свою жизнь, бежит от смерти, олицетворением которой был и монастырь. Ведь он так хочет достичь родины. Юноша побеждает в схватке и понимает, что мог бы быть достойным воином своего племени:
«Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу. »
Но природа в итоге губит героя. Ведь он вырос в каменных стенах монастыря и не был приспособлен к жизни:
«Но что ж? Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок…»
Он просит похоронить его в монастырском саду, откуда видны вершины гор и слышны звуки природы, звуки жизни:
«Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…»
Итак, Мцыри бежал из монастыря, ради того, чтобы познать жизнь и добраться до родных мест. И этот внутренний огонь спалил его. Но его дух не сломлен и в сердце нет зла, так как перед смертью он все же сумел познать свободу:
«Знай, этот пламень с юных дней,
Таяся, жил в груди моей;
Но ныне пищи нет ему,
И он прожег свою тюрьму…»
- Сочинение по картине Серова Мика Морозов 4 класс Великолепный мастер портрета Валентин Серов часто обращался в своем творчестве к миру ребенка. Дети становились героями его талантливых полотен, сделав автора знаменитым. Так произошло и с портретом Мики — четырехлетнего сына промышленника
- Проблематика романа Герой нашего времени сочинение Проблематика данного романа многоплановая. Здесь раскрыты философская и нравственная темы, рассмотрены проблемы любви и дружбы, добра и зла, смысла бытия и фатума, проблемы личности и общества.
- Сочинение Осенний вечер Время. Как ты быстротечно. Времена года сменяют друг друга так скоропостижно, что часто мы не успеваем насладиться ими в полной мере. Вот, например, когда наступает осенняя пора, каждый из нас начинает немного грустить и тосковать по лету.
- Сочинение В жизни всегда есть место подвигу 8 класс Подвигом называют некий героический поступок, в основе которого лежат благие намерения и цели. Принято считать, что подвиги совершают только герои. Но я с этим не могу согласиться. В жизни каждого человека есть место подвигам. Для этого вовсе
- Сочинение на тему Любовь к природе С самого детства нас учат ценить и уважать то, что находится вокруг нас. И это всё не просто так, ведь всё что нас окружает, например воздух, которым мы дышим, трава, по которой мы ходим-это всё природа. Сколько всего прекрасного нас окружает.
- Жизнь и творчество Островского 10 класс Гениальный драматург, писатель, классик… Его произведения до сих пор невероятно актуальны! Чувства, эмоции, сожаления, переживания, любовь, жизнь. Александр Николаевич Островский: жизнь, искусство, талант всегда побеждает!
Источник: uchim-klass.ru
Текст песни КУРСК — Белая Смерть
“Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста.
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
Пришлет с прохладным ветерком.
И близ меня перед концом
Родной опять раздастся звук!
И стану думать я, что друг
Иль брат, склонившись надо мной,
Отер внимательной рукой
С лица кончины хладный пот
И что вполголоса поет
Он мне про милую страну..
И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну. ”
At night, in the Urals
I continued my way to Siberia
I left Moscow
And spread with the life of the former
What I did not remove
No one notices me
Why should I stay here?
Goodbye, family
In vain I tried to live like this
How told you
Snow hugs me and I’m silent
I will fall asleep and quietly in a blizzard I will drown
White Snow — White Death
Yes, the snow gave me the answer
I no longer want you to understand me .
Yes, everything is over here
The past does not give me quiet
Forget about your life
Myself I hate much
More than I love you
Goodbye, family
In vain I tried to live like this
As you wanted
Snow hugs me and I am sad
I will fall asleep and quietly in a blizzard I will drown
God forgive me . got frost to my soul
White world . And the cold will clean my brains
Yes, snow — white death
Yes, the snow gave me the answer
«When I dying,
And, believe, you will not wait long,
You have moved me led
In our garden, to the place where bloomed
Acacia whites two bushes .
Grass between them is so thick,
And fresh air so soul,
And so transparent goldist
Playing the sun sheet!
There put I behaved.
Siagan Blue Day
I quit last time.
From there Viden and the Caucasus!
Perhaps he from his heights
Hello farewell to me
Post with a cool breeze .
And near me before the end
Native again will hear the sound!
And I will think that me
Il Brother, leaning at me,
Owl attentive hand
From the face of the death of a cinder sweat
And that in a low voice sings
He is about a cute country ..
And with this thought I will fall asleep,
And I will not curse anyone! . «
Источник: teksty-pesenok.pro