Н.А. Добролюбов также высказывает свое мнение относительно творчества Тургенева: «Г. Тургенева по справедливости можно назвать представителем и певцом той морали и философии, которая господствовала в нашем образованном обществе в последнее двадцатилетие. Он быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях обыкновенно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество. Живое отношение к современности спасло г. Тургенева и упрочило за ним постоянный успех в читающей публике».
Добролюбов дает характеристику творческого пути Тургенева. Он отмечает ориентацию Тургенева на сферу высших идей, стремление писателя внести благородные идеи в грубую и пошлую действительность, далеко от них уклонившуюся. Герои произведений Тургенева играли роль вносителей новых идей в известный круг, это герои — просветители, пропагандисты.
В целом, то, что они делали, является делом почтенным и благородным. Однако все эти господа — отличные, благородные, умные, но, в сущности, бездельные люди. Рисуя их образы в разных положениях и столкновениях, сам г. Тургенев относился к ним обыкновенно с трогательным участием, с сердечной болью об их страданиях и то же чувство возбуждал постоянно в массе читателей. После «Дворянского гнезда» стали высказываться и критические замечания тех, которые ждали от главного героя Лаврецкого гораздо большего.
ОНА СПЕЛА СО МНОЙ ДУЭТОМ 😍
И вот появляется роман «Накануне». Несомненно, Тургенев уже понял, что прежние его герои не могут завоевать сердца читателей и возбудить симпатию, соответственно, он предпринимает попытку стать на дорогу, по которой совершается передовое движение настоящего времени. В «Накануне» уже встречаются иные положения, другие типы.
Добролюбов подробно рассматривает главных героев «Накануне». Елена характеризуется им как несмелая, практически массивная, однако обладающая богатством внутренних сил и томительной жаждой деятельности. Добролюбов полагает, что в героине есть что-то недоделанное.
Но в этой недоделанности личности, в недостатке, практической роли «мы и видим живую связь героини г. Тургенева со всем нашим образованным обществом. По тому, как задуман характер Елены, в его основе она представляет явление исключительное, и если бы на самом деле она являлась везде выразительницей своих воззрений и стремлений — она бы оказалась чуждой русскому обществу и не имела-бы для нас такого смысла, как теперь. Во всем нашем обществе заметно теперь только еще пробудившееся желание приняться за настоящее дело, сознание пошлости разных красивых игрушек, возвышенных рассуждений и неподвижных форм, которыми мы так долго себя тешили и дурачили. Но мы еще все-таки не вышли из той сферы, в которой так спокойно было нам спать, да и не знаем хорошенько, где выход; а если кто и узнает, то еще боится открыть его». Это трудное, томительное переходное положение общества откладывает отпечаток на художественное произведение.
лунтик в побеге часть 1
Тургеневская Елена – это новая попытка (после гончаровской Ольги) создать истинно энергетический, деятельностный характер. Добролюбов полагает, что Тургеневу не совсем удалось обрисовать этот характер.
Что касается Инсарова, то Добролюбов не видит в нем чего-то необычного или чрезвычайного. Он никогда не лжет, не изменяет своему слову, не берет взаймы денег, не любит разговаривать о своих подвигах, не откладывает исполнения принятого решения, его слово не расходится с делом и т. п. Кроме того, Инсаров – болгар, мечтающий освободить свою родину, это главная цель его жизни.
Отдельно от родины он себя представить и помыслить не может. Свое пребывание в Москве герой не считает еще настоящей жизнью, свою слабую деятельность не считает удовлетворительной даже для своего личного чувства. Он также живет накануне великого дня свободы, в который существо его озарится сознанием счастья, жизнь наполнится и будет уже настоящей жизнью. Единственное, чего боится Инсаров – того, что может отсрочить эту желанную минуту совершения подвига во имя родины.
Добролюбов отмечает, что сущность тургеневской повести вовсе не состоит в представлении нам образца гражданской, то есть общественной доблести, как некоторые хотят уверить. Тут нет упрека русскому молодому поколению, нет указания на то, каков должен быть гражданский герой. «Давши нам понять и почувствовать, что такое Инсаров и в какую среду попал он, — г. Тургенев весь отдается изображению того, как Инсаров любит и как его любят. Там, где любовь должна наконец уступить место живой гражданской деятельности, он прекращает жизнь своего героя и оканчивает повесть».
Таким образом, Добролюбов задается вопросом, а зачем же болгар появился в данном произведении, какова его роль, и почему собственно Инсаров является болгаром, а не русским. Добролюбов говорит о том, что главным лицом в «Накануне» является Елена.
В ней «сказалась та смутная тоска по чем-то, та почти бессознательная, но неотразимая потребность новой жизни, новых людей, которая охватывает теперь все русское общество, и даже не одно только так называемое образованное. В Елене так ярко отразились лучшие стремления нашей современной жизни, а в ее окружающих так рельефно выступает вся несостоятельность обычного порядка той же жизни». Она жаждет делать добро, только не знает, куда эту жажду возможно применить. Появление Инсарова дает ей ответ на вопрос – куда возможно приложить свои силы, как совершить истинное добро.
Что же касается того, почему сам Инсаров не мог бы быть русским, Добролюбов дает следующий ответ: общество не увлечется само, и основываем это предположение на том, что этот Инсаров все еще нам чужой человек. Сам г. Тургенев, так хорошо изучивший лучшую часть нашего общества, не нашел возможности сделать его нашим.
И действительно, таких русских не бывает, не должно и не может быть, в настоящее время по крайней мере. Не знаем, как развиваются и разовьются новые поколения, но те, которые мы видим теперь действующими, развивались вовсе не так, чтобы могли уподобиться Инсарову. На развитие каждого отдельного человека имеют влияние не только его частные отношения, но и вся общественная атмосфера, в которой суждено ему жить. Русская жизнь сложилась так хорошо, что в ней все вызывает на спокойный и мирный сон, и всякий бессонный человек кажется, не без основания, беспокойным и совершенно лишним для общества».
В русском обществе, конечно же, изредка появляются герои подобные Инсарову, однако они больше похожи на смешных Дон-Кихотов, а не на истинных героев: «Они, например, вдруг вообразят, что надо спасать крестьян от произвола помещиков: и знать того не хотят, что никакого произвола тут нет, что права помещиков строго определены законом и должны быть неприкосновенны, пока законы эти существуют, и что восстановить крестьян собственно против этого произвола, значит, не избавивши их от помещика, подвергнуть еще наказанию по закону. Или, например, зададут себе работу: спасать невинных от судебной неправды, — как будто бы у нас судьи по своему произволу так и делают, что хотят. Дела у нас все, как известно, вершатся по закону, а чтобы растолковать закон так или иначе,— на это не геройство нужно, а привычка к судейским изворотам. Вот Дон-Кихоты наши и возятся попусту».
А вот Елена – это уже знакомое явление для русского общества, это вполне реальный характер, ведь для лучшей части русского общества характерны любовь и сострадание, желание делать добро.
Однако, как отмечает Добролюбов, для удовлетворения нашего чувства, нашей жажды, нужно более: нужен человек, как Инсаров, — но русский Инсаров. На что ж он нам? Мы сами говорили выше, что нам не нужно героев-освободителей, что мы народ владетельный, а не порабощенный. Но разве мало у нас врагов внутренних? Разве не нужна борьба с ними и разве не требуется геройство для этой борьбы?
А где у нас люди, способные к делу? Где люди цельные, с детства охваченные одной идеей? Нет таких людей, потому что наша общественная среда до сих пор не благоприятствовала их развитию. И вот от нее-то, от этой среды, от ее пошлости и мелочности и должны освободить нас новые люди, которых появления так нетерпеливо и страстно ждет все лучшее, все свежее в нашем обществе».
Конечно, условий для появления такого героя пока нет. Более того, нашему русскому герою предстоит решить куда более сложную задачу, чем та, которая стояла перед Инсаровым. Ведь внутреннего врага победить гораздо труднее, чем врага внешнего. «Враг внутренний, рассеянный повсюду в тысяче разных видов, неуловимый, неуязвимый, а между тем тревожащий вас всюду, отравляющий всю жизнь вашу и не дающий вам ни отдохнуть, ни осмотреться в борьбе. С этим внутренним врагом ничего не сделаешь обыкновенным оружием; от него можно избавиться только переменивши сырую и туманную атмосферу нашей жизни, в которой он зародился, вырос и усилился, и обвеявши себя таким воздухом, которым он дышать не может».
Однако возможно ли появление такого героя? Добролюбов отвечает утвердительно: «Придет же он, наконец, этот день! И, во всяком случае, канун недалек от следующего за ним дня: всего-то какая-нибудь ночь разделяет их. »
Источник: poisk-ru.ru
Агония Белого царя
«Когда же придет настоящий день?» — молодой Добролюбов, как известно, под таким названием напечатал в 1860 году статью о романе Тургенева «Накануне».
В тот раз ждать пришлось недолго.
Настоящий день освобождения крестьян наступил всего лишь через год. Белый царь — вечная метафора русского самодержавия — принял тогда вид реформатора, который в конечном счете чуть было не привел Россию к конституции.
Но в России Белый царь — это историческое проклятье, и террористы спасли самодержавие, взорвав расшалившегося Освободителя. Террористы на целый век стали героями русской истории.
Теперь, конечно, трудно ожидать от нашего очередного Белого царя разворота к реформам. Не тот масштаб, не та начинка. Но предощущение настоящего дня возникает и с его помощью.
Все более-менее свободные умы обратили внимание на целую кучу ошибок, сделанных Белым царем за последнее время. Эти ошибки в основном говорят о канунах предстоящей смены вех, их невозможно не совершить. Они не просто роковые — они фатальные знаки времени.
Трещат основы прошлой эпохи. События приобретают юмористическую окраску, фантики красочные, конфеты отравленные.
Как ни странно, самым надежным признаком перемен является языковая турбулентность Белого царя. Он начинает запинаться и в исторической растерянности выбирает неверные слова, сказанные в неверном месте в неверное время. Понятно, что он изначально не оратор, но до поры до времени он был удачливым героем-эксгибиционистом, который смущал и завораживал публику. Теперь же эксгибиционизм работает против него.
Причудливая логика самодержавия превращается в карикатуру, прорванная плотина заливает ложью пейзаж страны, отдельные случаи пыток сплетаются в неизбежную цепочку садистских встреч государства с народом.
Шпионы лопаются, как мыльные пузыри, гомосексуализм как национальное позорище превращается в фиговый лист прикрытия.
Английская проститутка оказывается опытной контрразведчицей, школьной подругой Терезы Мэй, и под волчий вой шпионского оргазма полковников узнает от них последние тайны.
Наконец на поверхность выносится архаика отравления как спасительный валокордин самодержавия.
Народ шарахается из стороны в сторону в поисках хотя бы не очень говенного начальства. Но где оно залегает, такое начальство?
Белый царь рвет со всем миром, как раб рвет цепи, чтобы сбежать от самого себя, но куда?
Церковь загоняет себя в катакомбы, которые спрятаны в выгребных ямах Кремля.
Посмотрите на Москву: она вся в нетерпеливом ожидании перемен. Все ее вывески, витрины, манекены развернуты на Запад в предвкушении, когда же придет настоящий день. И это не потому, что здесь особенный мэр, а потому что Москва — стилистически чуткий город, который отверг ложные опята духовности.
Наступает стилистический кризис. Прощание с совком под отходной марш «Прощание славянки». Дальше будет другая музыка.
Возникновение по всей стране нового поколения, которое стилистически не терпит совковой халявы.
Стилистически противны первые, вторые и третьи лица. Ими можно пугать детей.
Стилистически понятно бегство на Запад. Родина превратилась в пропагандистский жупел.
Но пусть хоть кто-нибудь останется, когда придет настоящий день.
Он придет обходными путями, по камешкам, ища брод. Он придет с переходным именем какого-нибудь притаившегося в правительственном сене едва ли популярного аппаратчика.
На переправе проявите терпение.
Белый царь испарится. Он уже довольно сильно испарился. Когда он исчезнет окончательно, нерешаемых вопросов, скорее всего, не будет. Разве только проблемы человеческого проекта в целом. Но не будем загромождать наше будущее проклятыми вопросами метафизики.
Никто из будущих кандидатов не выдержит многотонную массу вранья и отторжения от мира.
Начнется невольное сближение.
А вдруг придут его продолжатели? Мелкие князьки, из которых один вырастет в подлинного дракона.
Но если и в этот раз не начнется настоящий день, то тогда все и закончится.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 30.10.2018. Чем грозит новая гонка вооружений
- 25.10.2018. Трамп предложил Путину бороться с Китаем
- 19.10.2018. Почему
- 11.10.2018. Агония Белого царя
- 04.10.2018. Решить дело по-пацански
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Источник: proza.ru
Добролюбов в «Современнике». Уход Тургенева, Толстого и других.
Осенью 1857 г. Добролюбов стал во главе наиболее важного в то время отдела журнала — критико-библиографического. К концу 1858 Добролюбов уже играл центральную роль в объединенном отделе критики, библиографии и современных заметок «Современника», оказывал влияние на выбор художественных произведений для публикации.
Его революционно-демократические взгляды, выраженные в статьях «Литературные мелочи прошлого года» (1859), «Что такое обломовщина?» (1859), «Луч света в темном царстве» (1859) сделали его кумиром разночинной интеллигенции. В своих программных статьях 1860 «Когда же придет настоящий день?» (разбор романа И.Тургенева Накануне, после которого Тургенев разорвал отношения с «Современником») и «Луч света в темном царстве» (о драме А.Н.Островского «Гроза») Добролюбов прямо призывал к освобождению родины от «внутреннего врага», каковым считал самодержавие. Несмотря на многочисленные цензурные купюры, революционный смысл статей Добролюбова был очевиден. Добролюбов писал и для «Свистка» – сатирического приложения к «Современнику». Работал в жанрах стихотворной пародии, сатирического обозрения, фельетона и др., скрываясь за образами «барда» Конрада Лилиеншвагера, «австрийского поэта-шовиниста» Якова Хама, «юного дарования» Аполлона Капелькина и др. вымышленных персонажей.
Деятельность Добролбова как критика очень многообразна. «Русское слово», «Современник»+«Свисток».В «Современнике» печатал такие сатьи, как: «Литературные мелочи прошлого года», где критиковал мелкое либеральное обличительство, затем « Что такое обломовщина», которая в значительной сепени была посвящена борьбе против лворянских либералов.
Он прямо поставил идеологию либералов в связь с крепостничеством. Статья Н.А. Добролюбова «От Москвы до Лейпцига».
Впервые опубликована в «Современнике» (1859 г., № 11). «От Москвы до Лейпцига» — книга путевых записок профессора Петербургского университета И. Бабста.
* Две партии среди русских ученых по отношению России к другим народам Европы. Одна: «Россия цветет, а Запад гниет». Подобное говорят турки («Нет края на свете лучше нашей Турции. Все завидуют ее богатству, славе и могуществу»).
* Другая партия должна была бы утверждать: «Россия гниет, а Запад цветет». Но такой крайней формулы в русской литературе до сих пор нет.
* Эта партия утверждает, что мы идем вслед за Западом, что нам осталось пройти многое, пройденное им. Надо уберечься от ошибок, которые они допускали.
* К этой партии принадлежит господин Бабст.
* Бабст — очень ловкий адвокат того дела, за которое взялся. На каждом шагу он напоминает нам, как нас опередила Европа.
* Он не сомневается, что Европа будет идти вперед, и даже тверже и прямее, чем прежде.
* У Европы надежные путеводители — гласность, общественное мнение, образованность народов.
* Даже гении не нужны Европе, потому что гении нужны лишь в критические моменты развития.
* Мы во всем согласны с господином Бабстом. Желания его мы разделяем. А надежды относительно Европы и нашей будущей непогрешимости — нет. Мы не надеемся, что все будет легко и весело.
* Мы желаем России достичь хотя бы того, что есть сейчас в Европе, но не уверены, что все так и будет.
* Логического, правильного движения в истории не может совершать ни один народ. Ошибки необходимы.
* История всегда делалась лишь частью общества, далеко не удовлетворявшей требованиям справедливости и разумности.
* Прогресс всегда носил частный характер. Улучшение для одной части общества оборачивалось ухудшением для другой.
В 1859 году создает сатирический отдел «свисток» в «Современнике». Всего было подготовлено 10 номеров. Во всем блеске развернулся талант Добролюбова как поэта – сатирика. Высмеивал восторги либералов успехами российского прогресса, используя иронию и пародию. Критический разбор поэзии.
Использовал литературные маски: Яков Хам и Апполон Капелькин.
«Когда же придет настоящий день?» — статья, посвященная роману Тургенева «Накануне». Она могла быть расценена как прямая революционная прокламация. Д. утверждал, что придет день, и наствнет время революционных действий, что дворяне не способны уничтожить крепостничество, на примере образа Инсарова Д. призвал начать борьбу со врагами внутри страны. Тургенев был крайне недоволен подобной трактовкой своего произведения и покинул журнал.
15. Консервативные издания 1-ой половины XIX века (на примере журнала «Русский вестник» М.Н. Каткова).
Из ответов к ГОСАМ
«Русский вестник»
Органом либерально-консервативного направления, прежде всего, оказался журнал М.Н. Каткова «Русский вестник», организованный в 1856 г. Журнал в канун реформ выступил за отмену крепостного права, устранение старой бюрократии, но при сохранении самодержавия и господствующего положения в стране дворян-помещиков.
После проведения крестьянской реформы Катков все больше поворачивает вправо. Активно выступает против демократов (особенно Герцена и Чернышевского), порицает польское восстание 1863 г., заявляет себя патриотом-государственником. В журнале и газете «Московские ведомости», которую он приобретает в аренду с 1863 г., Катков критикует любые антирусские действия и намерения европейских держав, восстает против внутренней смуты либералов, разоблачает крамолу. «Только по недоразумению думают, что монархия и самодержавие исключают «народную свободу», на самом деле она обеспечивает ее более чем всякий шаблонный конституционализм».
«Мы называем себя верноподданными», — с гордостью утверждал публицист. Такая позиция находила немало сторонников, авторитет Каткова-журналиста был достаточно высок.
Либеральные позиции заняли «Отечественные записки» Краевского, газеты «Санкт-Петербургские ведомости», «Наше время» и другие.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Источник: cyberpedia.su