Конфликт в школе между детьми как решить

Цель: помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.

Форма проведения собрания: обучающий семинар.

Оборудование:памятки для родителей, карточки с ситуациями.

— Добрый день, уважаемые родители! Тема нашего собрании «Конфликты в школе как реагировать».

Сейчас я предлагаю встать тем, кто ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт… Никто из нас не встал. Это подтверждает то, что каждый из нас был участником конфликта. Конфликты — это неизбежная часть нашей жизни. И школьную жизнь они не обходят стороной.

Изжить конфликт в школе практически невозможно, можно лишь попытаться повлиять на конфликтную ситуацию или выйти из нее. В решении различных проблем важно умение вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, во взаимодействии учеников, учителей и родителей. Участниками конфликта становятся одновременно и классный руководитель, и родители, и учитель, и ученик.

Как научить детей решать конфликты?

Слово «конфликт» – (от лат.) означает «столкновение».

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей.

Конфликтная ситуация —это противоположные позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.

Причины конфликтов между учениками:

борьба за авторитет

личная неприязнь к человеку

симпатия без взаимности

борьба за девочку (мальчика)

Задача нашего собрания:

Научиться предупреждать конфликт, а если он возник — разрешить его быстро и спокойно, без взаимных унижений и обид.

— (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ

Я уверена, что вы по-разному отреагировали на эту ситуацию, доказав, что мы разные и по-разному ведём себя в конфликтах.

Есть 5 способов разрешения конфликтных ситуаций: компромисс, приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество.

стиль конкуренции – один из участников конфликта достигает своей цели путём подавления другого. Результат – конфликт «загоняется» вглубь: психологическое напряжение, дискомфорт, неблагоприятное эмоциональное состояние соперника;

стиль уклонения – один из участников уходит от конфликта, избегает его. Это происходит в следующих ситуациях: когда он чувствует себя неправым, ощущает безнадёжность ситуации, не хочет тратить силы. Уклоняющийся не получает полного удовлетворения от такого разрешения конфликта;

стиль приспособления – участник конфликта подчиняется другому, делает то, что он требует, перестаёт отстаивать свои интересы. Человек жертвует иногда не только своими интересами, но и достоинством;

МЕДИАЦИЯ В ШКОЛЕ. 4 ШАГА как решать конфликты правильно: школьная медиация

стиль компромисса – участники конфликта частично уступают друг другу, заключают как бы временное перемирие. Это поверхностный уровень решения проблемы, так как конфликт не разрешается полностью, а лишь откладывается;

стиль сотрудничества – происходит открытое обсуждение возникшей конфликтной ситуации, нужд и желаний каждого человека, поиск решения, позволяющего удовлетворить каждого.

А сейчас вернёмся к вашим ответам, которые вы записали, по ним определите, какой способ выхода из конфликтной ситуации вы предпочитаете.

Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

Приспособление: Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

— Как вы думаете, какие способы наиболее эффективные, при решении конфликта? Аргументируйте свой ответ.

Высказывания родителей

Стиль сотрудничества – это наиболее оптимальный стиль поведения в конфликтной ситуации, так как конструктивное разрешение конфликта предполагает достижение совместной цели при условии удовлетворённости партнёров.

— Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве и компромиссе в выигрыше оказываются обе стороны.

Но какой бы способ разрешения конфликта вы не выбрали, помните о правилах поведения в конфликте.

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда вмешательство взрослого необходимо.

Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию своего ребёнка, старайтесь вникнуть в суть конфликта.

Читайте также:  Что сделать чтобы не протирались штаны

Правило 3. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих, делайте акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».

Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

Второй момент — анализ ситуации без превратности.

Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.

Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

1.В школьной жизни не доводить дело до конфликта

2.Если возник конфликт, решить его путём компромисса и сотрудничества.

Хочется пожелать всем: не конфликтуйте по пустякам; будьте терпимей друг к другу; старайтесь понимать и прощать друг друга; внимательней относиться, быть милосердными; уметь слушать друг друга и, конечно, самое важное любить друг друга. Воспитание детей – тонкое искусство, требующее величайшей мудрости, терпения и преданности.

Пусть в нашей школе

воцарятся мир и счастье,

Пусть мы все почувствуем

стремление к пониманию,

Пусть уважение друг к другу

Пусть свет добра и свет любви

наполнит наши сердца!

Помните древнюю мудрость: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами».

Источник: www.art-talant.org

Конфликты в школе: что делать родителям?

Конфликты — неизбежное зло, с которым сталкивается любой человек, живущий в обществе. И они не ждут, пока мы повзрослеем. В общеобразовательной школе часто возникают конфликты, но дети пока не знают, как решать конфликты в школе и справляются как могут.

Как родители могут помочь своим детям в решении школьных конфликтов? Читайте о решении конфликтов с учителями, родителями других учеников и между детьми.

Причины конфликтов в школе

  • оскорбления;
  • зависть к любимым ученикам учителя;
  • личная неприязнь к человеку;
  • симпатия без взаимности, борьба за девочку (мальчика);
  • борьба за ресурс (от места за партой или вещей до авторитета в целом).

Чем конфликт отличается от травли?

Травля носит систематический характер и направлена в одну сторону, в сторону слабого. Конфликт — явление двустороннее и сосредоточенное в одном временном периоде. У конфликта есть определенная причина: объект, за который соперничают участники конфликта.

Им может являться физический объект: парта или игрушка, а может быть выставленная оценка или несогласие с чьими-то действиями или методами образовательного процесса. Участники конфликта борются за то, чтобы отстоять свой интерес в каком-либо вопросе.

Виды конфликтов в школе

Конфликт между учениками

Несправедливые оценки, неразделенная любовь, социальное неравенство — разнообразных причин конфликтов в школе «ученик-ученик» бесконечное множество. Если ребёнок конфликтует с одноклассниками, можно решить проблему радикально — перевести его в другой класс или даже в другую школу. Но так он не научится разбираться в конфликтах и не будет знать, как урегулировать подобные разногласия.

Обсуждайте с ребенком, что происходит в его общении с одноклассниками, узнавайте историю конфликта. Иногда причины глубже, чем кажется. Пример: одноклассники обижаются на вашего ребёнка, что он не даёт списывать. Проще всего сказать — это их проблемы, списывать неправильно и не надо ничего им давать. А если начать разбираться, то может оказаться, что ребёнок сначала давал списывать, а потом перестал, потому что обиделся на них за что-то.

Конфликт между учеником и учителем

Конфликт между учеником и педагогом может иметь как профессиональную, так и личную основу. В первом случае ученик может считать несправедливыми оценки, второй развивается из-за личной неприязни.

Решать этот конфликт нужно вместе с учителем: именно он, как более мудрый и старший, должен найти компромисс и пойти навстречу ребёнку. Это не значит, что он просто поставит пятёрку ребёнку, недовольному оценкой. Но он может придумать, как ученик сможет подтянуть свои знания и пересдать контрольную или сочинение.

Конфликт между родителем и учителем

Конфликты этого типа часто возникают на основе предыдущих. Вместо того, чтобы решать конфликт педагога с ребёнком, взрослые начинают противостоять друг другу, искать новые поводы, и каждому кажется, что жертвой агрессии стал он.

Возникновения подобной ситуации можно избежать, если родители и преподаватель обсудят все спорные моменты и вместе попытаются найти правильные пути решения. Ведь у них есть общая цель: образование и педагогическое воспитание детей, за которых они ответственны.

Конфликт между родителем и родителем

Кто-то из родителей считает, что надо сдать побольше денег на подарок учителю — и данным образом заслужить лучшее отношение к ученикам. Кто-то против, потому что считает это взяткой. Договориться в подобном случае практически невозможно. Но надо.

В век родительских чатов конфликтов становится больше, ведь теперь родители общаются и решают вопросы не только на редких родительских собраниях. Но чат может стать и инструментом решения конфликтов в коллективе: например, можно договориться, что важные вопросы будут решаться всеобщим голосованием в чате.

Читайте также:  Как отключить дополнительное полоскание на стиральной машине

Особенности разрешения конфликтов в школе

Главная особенность школьных конфликтов — заинтересованных сторон всегда больше чем кажется. Если поссорились две одноклассницы, на стороне каждой будут ещё и их родители, недовольные поведением другой стороны, да и учитель не остаётся в стороне.

Отсюда и главная особенность способов разрешения конфликтов в школе: первыми садиться за стол переговоров и думать, как решать конфликт, должны не дети, а взрослые. Причем как в семье, так и дома. Только после того, как они всё изучат и взвесят, стоит привлекать к решению детей.

Почему возникают конфликты в начальной школе?

Конфликты — неизбежная часть любого общества. Где есть группа людей, там будут столкновения, и начальная школа не исключение. Дети еще только учатся взаимодействовать друг с другом в социуме. Именно поэтому очень важно участие учителя и родителей в конфликтах в начальной школе, они должны показать детям, как можно разбираться с конфликтами и научить решать их.

Большая проблема в том, что взрослые сами не всегда умеют это делать. Поэтому иногда надо сначала научиться самим.

Как избежать конфликтов в школе?

Никак. Полностью избежать конфликтов не получится, если только вам крупно повезёт. Поэтому надо думать, как помочь ребёнку с ними справляться. О предотвращении и профилактике тоже можно подумать, но это не гарантирует отсутствия сюрпризов.

Как помочь ребёнку?

Необходимо уметь держать баланс: помогать ребёнку, но при этом не вмешиваться слишком сильно. Давайте поговорим о том, как это делать.

Взвешенно подходить к оценке конфликта

Не переоценивайте степень конфликта. Если пара мальчишек подрались не переменке, это не значит, что их ждет кровная месть со стороны родственников до седьмого колена, возможно завтра они и не вспоминают об этой драке. Но и не значит, что это норма и все должны бить друг друга.

Взвешенно оценивайте причины конфликтов в школе и их последствия. Что именно стало причиной и как далеко это может зайти? Требуется ли ваше участие?

Не решать конфликт за школьника

Помочь ребёнку в решении конфликта — не значит решать конфликт вместо него. Родительская помощь может заключаться в моральной поддержке ребёнка, советах, совместном обсуждении ситуации в школе и поиске способа, как разрешить конфликт между детьми в школе.

Пойти пригрозить обидчику, силой заставить его извиняться или припугнуть — не решение. Возможно, обидчик вашего ребёнка после этого действительно перестанет его трогать и даже извинится. Но ребёнок не получит собственный опыт выхода из конфликта.

Разделять ответственность в конфликте

В конфликте участвует двое (иногда больше), и у каждого их них своя зона ответственности в этом конфликте. Без вклада со стороны каждого из участников конфликт просто не существовал бы.

Разберите с ребёнком не только о то, чем провинился его оппонент, но и то, что сделал ребёнок для развития конфликта и что именно он может сделать для его разрешения. Разбирайте вашу сторону. Даже если человек прав, он всё равно может что-то сделать со своей стороны для погашения конфликта.

Владеть информацией (не путать с патологическим контролем)

Поддерживайте связь не только с ребёнком, но и с учителями и другими родителями, обсуждайте с ними жизнь учеников. Но умеренно, это не должно превращаться в слежку за детьми за их спиной. Постарайтесь быть открытыми.

Демонстрировать поддержку

Ребёнок должен знать, что он не один и вы всегда на его стороне. Это не означает, что он всегда и во всём прав. Держать эту грань довольно тяжело, но надо учиться это делать. Если ребёнок поступил неправильно, объясните ему, почему так делать нельзя и как поступать лучше. Поддержите и скажите, что вы любите его и верите, что он справится с тем, чтобы исправить свои ошибки.

Анализ конфликтной ситуации не превращать в монолог

Однако не превращайте беседу с ребёнком в нравоучительную учебную речь, поддерживайте диалог. Если вы объясняете ребёнку, почему он поступил неправильно, узнайте у него, почему он сделал именно так, что он хотел и как он сам оценивает свой поступок. Проанализируйте ситуацию вместе.

Что делать, если ничего не помогает?

Если вы перепробовали всё что могли, а конфликтов становится всё больше, не бойтесь просить помощи у профессионалов. Обратиться к психологу — совершенно нормально для любого человека.

Источник: kinbery.org

Конфликтные ситуации в школе: как не навредить детям

Конфликтные ситуации в школе: как не навредить детям

Принято считать, что жизнь детей безоблачна, однако это не совсем верно: они, как и взрослые, сталкиваются с различными противоречиями и сложностями, порождающими конфликты. Именно в школьном возрасте в полной мере проявляются социальные потребности — возникают разногласия с одноклассниками, конфликт интересов со старшеклассниками и даже непонимание с педагогами. Форма конфликтов также может быть разной – от словесной перепалки до реальной драки, от однократных столкновений до затяжных противостояний. В разрешении любого конфликта ключевой момент — поиск конструктивного решения, и часто для этого требуется помощь родителей.

Читайте также:  Когда нельзя посещать кладбище

Как помочь ребенку

Взвешенно подходить к оценке конфликта. Иногда родителям свойственно переоценивать серьезность конфликта, например, тот факт, что два мальчика подрались, совершенно не означает, что они теперь будут “врагами” на всю жизнь. Драки и конфликты могут возникать даже между лучшими друзьями, и при этом достаточно быстро разрешаться, поэтому не стоит торопиться и вешать ярлыки, даже если в основе лежит личный опыт.

Не стоит видеть в любой ситуации преднамеренность действий. Активные игры или неосторожные действия детей могут привести к синякам и царапинам. Безусловно, это неприятно, но драматизировать все же не стоит.

Не решать конфликт за школьника. Когда родители берут на себя решение конфликта – например, договариваются с учителем, выясняют отношения с обидчиками и их родителями, полностью ограждая свое чадо от переживаний и участия в этом процессе, они тем самым лишают ребенка очень важного и необходимого опыта. А это означает, что в следующий раз в подобной ситуации он вновь окажется беспомощным. Задача родителей — выслушать ребенка, обсудить с ним сложившуюся ситуацию и вместе поискать конструктивное решение. Не стоит действовать у него за спиной даже из лучших побуждений, но если ситуация серьезная, например, ребенок подвергается систематической травле, подавлен, напуган, то действовать надо незамедлительно.

Разделять ответственность в конфликте. Родители должны понимать, что в любой конфликтной ситуации у каждой из сторон есть свой уровень ответственности.

Так, учитель несет ответственность за безопасность детей во время их пребывания в школе. Он должен своевременно информировать родителей о зарождающихся конфликтах, по возможности организовывать конструктивный диалог между детьми, регулировать споры на дисциплинарном уровне.

На родителях лежит ответственность за навыки поведения в социуме, уровень воспитания, а также они представляют интересы ребенка, когда конфликтная ситуация доходит до официального разбирательства.

Но именно ребенок должен нести ответственность за свои действия. У младших школьников, естественно, еще недостаточно опыта, чтобы полноценно разрешать конфликтные ситуации, и эти навыки приобретаются под руководством взрослых. Однако даже первоклашка способен понять, что в конфликте чаще всего виноваты две стороны, и иногда не лишним будет принести извинения, а также выслушать и принять их, даже если обида все еще сильна.

Владеть информацией (не путать с патологическим контролем). Очень важно, чтобы родители знали, что происходит в жизни школьника за стенами дома. Разговаривайте с ребенком, выстраивайте доверительные отношения и, конечно, поддерживайте связь со школьными педагогами и другими родителями. Но не перегибайте палку, не устраивайте за ребенком слежку. Доверие между родителями и детьми – залог того, что переходный возраст удастся пережить с минимальным стрессом.

Демонстрировать поддержку. В любой конфликтной ситуации нужно показать ребенку, что вы на его стороне. Это не значит, что вы поощряете его неправильные поступки. Однако, даже если ребенок не прав, вы не должны допускать агрессии или чрезмерного давления на него со стороны других людей.

Ваша задача – вывести рассмотрение ситуации в конструктивное русло, что позволит дать объективную оценку происходящему. Если именно на вашем ребенке лежит ответственность за создание конфликта, то ему придется отвечать за свои действия, но при этом вы не должны допустить психологической расправы над ним. Действия всех сторон должны быть взвешенными и адекватными, добиться этого – задача взрослых.

В любой ситуации родители должны оставаться надежной опорой для своих детей — они не должны чувствовать себя одинокими и потерянными. Нельзя осуждать ребенка в целом, говорить, что он “плохой» или «неправильный”. Такими высказываниями и суждениями взрослые наносят ребенку глубочайшую психологическую травму, которая ведет к развитию комплексов. У школьника может развиться протестная реакция на подобное отношение к себе: “раз я плохой, и никому не нужен, значит, и буду плохим!”. В анализе конфликта необходимо давать оценку конкретным действиям ребенка, а не обобщать.

Анализ конфликтной ситуации не превращать в монолог. Распространенная ошибка многих родителей – превращать обсуждение конфликтной ситуации в нравоучительную лекцию-монолог. Как правило, такие речи малоэффективны, и из-за формата подачи информации ребенок очень быстро теряет к ним интерес и просто перестает слушать.

Постарайтесь не оценивать ситуацию исключительно с позиции взрослого человека с большим жизненным опытом, а поставьте себя на место ребенка. Попробуйте прочувствовать, что испытывает ваш сын или дочь в сложившейся ситуации, больше спрашивайте, ищите нужные слова и подходящий тон, помогайте ребенку разобраться с эмоциями. Только после того, как утихнут первые эмоции, и школьник почувствует вашу поддержку и готовность помочь, можно переходить к обсуждению выхода из сложившейся ситуации.

Перед родителями стоят непростые задачи. Но ведь в этом и заключается родительская миссия – помогать ребенку осваиваться во внешнем мире и учиться взаимодействовать с окружающими людьми.

Фото с сайта безопасностьдети.рф

Безопасно ли моему ребенку в Интернете? – таким вопросом задается большинство родителей. А между тем, нередко безопасность детей в Интернете зависит от поведения самих родителей. Мы предлагаем вам ответить на несколько несложных вопросов и понять, насколько верны ваши действия. Тест предназначен преимущественно для родителей детей среднего школьного возраста.

Источник: www.ya-roditel.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today